Обстановка в киевской руси перед крещением кратко
Обновлено: 07.07.2024
Крещение Руси – введение христианства в жизнь Древней Руси и его провозглашение главной государственной религией Владимиром Святославичем и его наследниками.
К причинам, вызвавшим переход к новому вероисповеданию относятся:
- Изоляция языческой Руси от христианства Европы замедляло развитие международных отношений;
- Язычество тормозило укрепление феодального строя Руси;
- Требовалось утверждение господства и подчинения на русской земле;
- Христианство позволяло укрепить княжеский авторитет и возродить единение Руси;
- Большое социальное неравенство и как следствие, конфликты и провокации.
Племенные культы не могли создать единую государственную религиозную систему, так как языческий пантеон не мог объединить верования всех племён Древней Руси.
Этапы крещения Руси
- Крещение киевлян (988г.). Владимир окрестил сыновей и приближенных бояр, приказал уничтожить идол Перуна и принять городом новую веру. После оглашения княжеского приказа, киевляне прошли массовое крещение у реки Днепр.
- Крещение всей Киевской Руси. Христианство признавалось государственной религией. Однако на протяжении длительного времени многие города вели сопротивление и борьбу с епископами выгоняя их обратно в Киев. Однако укрепление и колонизация Северо-Восточной Руси объединила города, и изгнало язычников с земли русской. Вслед за Киевом, крещение принимают Чернигов, Новгород, Туров и другие города. Киевская Русь становится христианской страной. Во главе с Митрополитом, из Византии и Болгарии прибывают епископы и служители, доставившие богослужебные рукописи и книги. Строительство божественных домов набирает обороты – открывается Русская Православная Церковь, храмы и училища духовного мастерства. Греческие мастера помогали в строительстве великого храма Пресвятой Богородицы.
Послекрещенное становление. Дело Владимира, продолжил его сын Ярослав Мудрый (1019-1054гг.). Основные достижения, которого для развития христианства следующие:
- Постройка памятников Киевской и Новгородской Софии;
- Основание Киевско-Печерского монастыря;
- Открытие новгородской школы для изучения литературного перевода и пересчета рукописей;
- Открытие первой библиотеки.
В начале XII века христианство окончательно утвердилось в Ростово-Суздальской земле, крестителем которой стал князь Ярослав Святославович.
Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать:
1) т.н. первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно сопровождалось созданием на Руси епископии (или архиепископии), впоследствии погибшей;
2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.;
3) крещение Руси Владимиром;
4) активное церковное строительство и меры по организационному оформлению Церкви, расширению епархиальной и приходской структур, предпринимавшиеся при киевском кн. Ярославе Владимировиче Мудром и при его преемниках.
Предпосылки и причины
По совокупности данных исторических источников крещение Руси предстает как целенаправленный выбор кн. Владимира, обусловленный его личными религиозными исканиями и комплексом внутри- и внешнеполитических причин (неудовлетворённость языческими культами в качестве национально-консолидирующего фактора, необходимость вступления Древнерусского государства в число мировых держав и др.).
Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.
Крещение Владимира и дружины
Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси
За крещением князя и его дружины последовало организованное государственной властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего Киева и Новгорода. На первые годы после крещения (не позднее 997 г.) приходится учреждение в Древнерусском государстве митрополии с центром в Киеве, подчинённой Константинопольскому патриархату. Одновременно с митрополией в ней было учреждено не менее трех епархий: в Новгороде, в Белгороде Киевском, а также, вероятно, в Полоцке и/или Чернигове. Первыми епископами были греки. В соответствии с церковной традицией (закрепившейся не ранее XVI в.) первым митрополитом Киевским принято считать свт. Михаила, однако, византийские источники дают основания предполагать, что первым митрополитом был Феофилакт, переведённый на Русь из Севастийской митрополии (северо-восток Малой Азии).
Христианство в XI-XII вв.
Основные направления христианизации государства и общества, обозначившиеся в ходе крещения Руси, были продолжены в XI-XII вв. Епархиальная структура сделалась более дробной, число епархий возросло до двенадцати. О развитии в этот период приходской системы трудно судить из-за отсутствия данных; вероятно, оно следовало за развитием государственно-административной. структуры, т. к. приходской храм находился обычно в административном центре (погосте). Совершенствовалось церковно-государственное взаимодействие в области суда. Возраставшие потребности в богослужебных книгах обеспечивались скрипториями, действовавшими при крупных монастырях и, вероятно, при епископских кафедрах. Всё это имело следствием и более активную христианизацию сельского населения. Последние сведения о языческих выступлениях в крупных городах (Новгород, Ростов, Ярославль) относятся к 1070-м гг. С этого времени язычество как общественный фактор более не прослеживается.
Значение крещения Руси
Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.
Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.
Литература
Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.
Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.
Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.
Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X–XIII вв. М., 1989.
Татьяна Черникова. Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)
Именно с принятия христианства на Руси началось её культурное развитие. Крещение стало предпосылкой государственности, разрушив полуфеодальный строй. До конца X в. военная сила была основой русской власти, княжество не было прочным, что мешало единству.
Причины и предпосылки
Единству русского государства мешало язычество, тогда как соседствующие земли уже пришли к общегосударственным религиям.
- Византийцы приняли христианство.
- Рим и подвесные ему западные земли придерживались католической вере.
- Мусульманами стали волжские булгары.
- Хазары приняли иудейство.
Соседствующие государства старались обратить Русь к своей принятой религии. Объединение интересов им было выгодно.
Миссионеры из Рима и Византии проповедовали христианство на Руси ещё в IX веке. В конце X в., когда князь Владимир заключил договор с Волжскими булгарами, они пытались вовлечь князя в мусульманскую религию, а хазары – в иудаизм.
В то время на Руси уже было внушительное количество христиан. Основоположником этого стала княгиня Ольга, после крещения в Константинополе.
Согласно летописям, кратко, Крещение Руси произошло по ряду причин:
Объединение религии с Византией было выгодно князю Владимиру. Вкратце, причиной стало то, что государство являлось самым могущественным и влиятельным. Для греков этот союз был выгоден с военной точки зрения. Им угрожала опасность от северных соседствующих стран, а русские войска могли оказать весомую помощь Византии.
Краткая история – как все происходило
Существует легенда, согласно которой перед выбором вероисповедания Владимир ослеп. Зрение к нему вернулось после крещения.
Самое главное о принятии христианства в Киевской Руси:
- масштабное Крещение Руси произошло в 988 году, хотя ранее уже существовали христианские общины после крещения Ольги;
- по возвращении в Киев после похода на Корсунь, князь издал указ о разрушении языческого пантеона;
- история гласит, что Владимир приказал населению в срочном порядке явиться на берега Днепра для массового крещения, что стало основным событием тех лет;
- Владимир стал активно распространять православие на всей Руси, росло число храмов, назначались священники.
Значение и последствия
Общегосударственная религия поспособствовала образованию единства в Киевской Руси. Государство стало авторитетным среди иных народов. Единая вера стала источником развития культуры.
Правление князя Владимира ознаменовано именно принятием христианства. Но не все происходило так гладко. Происходили вооружённые конфликты между христианами и язычниками. Для священников такая обстановка была напряжённой, но они смогли приспособиться. Само понятие русского православия сложилось именно после слияния языческой и православной веры.
С принятием христианства, Киевскую Русь перестали считать варварским государством. Открылась возможность совершать браки с представителями иностранных царских и дворянских династий. Это укрепило и международные отношения между странами.
Дата Крещения Руси дала толчок развитию культуры и искусства. Развивалось зодчество, живопись. Словесность и письменность вышла на новый уровень, повышалась грамотности населения. Это влияет не только на внутренний строй государства, но и укрепляло связи между соседствующими странами.
Русь языческая
На пути к христианству
По свидетельству письменных и археологических источников, знакомство славян с христианством произошло еще в эпоху племенных союзов, задолго до создания государства. Это объясняется постоянными и неизбежными контактами наших предков с римским, а позже греко-византийским миром.
Поход Аскольда и Дира на Константинополь. Радзивилловская летопись, 15 в.; Спасение Царьграда при помощи ризы Богородицы. Фреска 1644 г.
Естественно, новая вера вызвала на Руси гневное сопротивление масс и проязычески настроенных элит. Подтверждает это и последующее убийство Аскольда и Дира язычниками во главе с Олегом. По мнению историка В.Н. Татищева, сами киевляне, не желавшие креститься, могли призвать Олега на престол.
Крещение Руси Владимиром
И прибыло в Константинополь войско Владимира, и разбили они вместе и византийцами Варду Фоку. Князь выполнил обещание. Очередь теперь была за кесарем. Однако, вернувшись в Киев и прождав некоторое время, Владимир так и не получил ни обещанной невесты, ни церковников для крещения. И тогда гордый князь решает силой взять то, что ему нужно. В 988 году он идет войною на Корсунь (др.-гр. Херсонес) – крупнейший византийский город в Крыму. После 6 месяцев осады Корсунь взят русским войском, после чего император все-таки отправляет к берегам Корсуня царевну Анну и епископов. Считается, что именно в Корсуне князь лично принимает крещение. При этом, как гласит предание, незадолго до этого Владимир ослеп. И только потом, когда он трижды окунулся в купель, его глазам открылся свет. И венчался князь с царицей, и полюбил ее, ибо любима она была Богом. И многие из дружины его, увидев это чудо, крестились.
Монеты, связанные с юбилеем Крещения Руси
Память об этом величайшем событии и сегодня свято хранима православным славянством, проживающим на территории бывшей Руси. Крупные юбилеи этого события отражены на сувенирах, медалях, памятных монетах. Это можно увидеть, к примеру, на 5-гривневой монете Украины 2000 года или на 20-рублевой памятной монете Беларуси, посвященной 1025-летию Крещения Руси.
Читайте также: