Рационализм спинозы кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности.

Из ориентации на математику прямо вытекало основное положение рационализма о том, что источником и критерием истины не может быть опыт, поскольку чувственный опыт ненадежен, неустойчив, переменчив. Рационалисты считали, что, подобно тому, как математическое знание выводится и обосновывается рационально-дедуктивным путем, философское знание также должно выводиться из разума и обосновываться им. Рационализму XVII в. была присуща вера во всесилие разума и в его возможности достижения абсолютной истины, т. е. такого знания, которое обладает всеобщим и обязательным характером. На поиски этих абсолютных оснований человеческого знания и были направлены усилия создателей великих рационалистических систем XVII в.

Западноевропейский рационализм берет свое начало в философии французского ученого и философа Рене Декарта (1596 — 1650). Р. Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связал развитие научного мышления с общими философскими принципами. Он подчеркивал, что нужна философия нового типа, которая сможет помочь в практических делах людей. Подлинная философия должна быть единой как в своей теоретической части, так и по методу. Эту свою мысль Р. Декарт поясняет с помощью образа дерева, корни которого составляет философская метафизика, ствол — физика как часть философии, а разветвленную крону — все прикладные науки, включая этику, медицину, прикладную механику и т.д.

В основании человеческого знания лежит философия, или метафизика, как было принято именовать философию в те времена. Для Р. Декарта очевидно, что истинность исходных положений метафизики будет гарантировать истинность человеческих знаний вообще. Проблема заключается в том, как найти такое положение, истинность которого самоочевидна.

Сама философская система Декарта представляет собой яркий образец рационалистического метода познания, поскольку все философские утверждения выводятся им рационально-дедуктивным путем из единственного основоположения, из мыслящего субъекта.

Декарт считает, что основные разумные идеи души, глглавная из которых — идея Бога, не приобретенные, а врожденные. А поскольку человек обладает идеей Бога, то предмет этой идеи существует.

Философия Р. Декарта получила название дуалистической, так как в ней постулируется существование двух субстанций: материальной, которая обладает протяженностью, но не обладает мышлением, и духовной, которая обладает мышлением, но не обладает протяженностью. Эти две независимые друг от друга субстанции, будучи продуктом деятельности Бога, соединяются в человеке, который может познать и Бога, и созданный им мир.

Первое правило: принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению.

Второе правило: каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие, доходя до самоочевидных вещей (правило анализа).

Третье правило: в познании идти от простых, элементарных вещей к более сложным (правило синтеза).

Четвертое правило требует полноты перечисления, систематизации как познанного, так и познаваемого, чтобы быть уверенным в том, что ничто не пропущено.

Таким образом, интуиция и дедукция из интуитивно постигнутого — это основной путь ведущий к познанию всего возможного. В своей рационалистической методологии Р. Декарт предлагает идти от наиболее общих философских положений к более частным положениям конкретных наук, а уже от них — к максимально конкретным знаниям. Можно сказать, что рационалистический метод Р. Декарта представляет собой философское осмысление методологии математика.


Спиноза, подобно Декарту, стремился построить философию на основе достоверных исходных положений. В качестве образца достоверности и строгой доказуемости Спиноза избрал геометрию с ее аксиомами и строгим выводом теорем. Поэтому он изложил свой основной труд “Этику” геометрическим методом. Сначала в этом сочинении Спиноза дает определения, после этого формирует аксиомы, а затем на базе сделанных ранее определений и аксиом доказывает теоремы. Аксиомы мыслитель

рассматривает в качестве положений, истинность которых усматривается интуитивно. Истины выводятся из определений и аксиом как из логического основания. Однако далеко не все философские выводы Спинозы являются результатом применения его “геометрического метода”. Значительная часть объема “Этики” изложена в форме дополнений и разъяснений к основному тексту, написанных в свободной форме. В своем учении о познании Спиноза выступает как рационалист. Он считает мир познаваемым. Знание, согласно Спинозе, является иерархизированным. Его низший род — знания, основывающиеся на воображении, формирующиеся на базе чувственного восприятия мира. Второй, более высокий род знания представлен знанием, продуцируемым умом. Для такого знания характерна ясность и отчетливость, а также достоверность свойственных ему истин. Третий, самый высокий род знания представляет такое знание, которое хотя и опирается на ум, но не является опосредованным доказательством. Такой вид знания дает истины как плод непосредственного созерцания ума. Как видим, второй и третий роды знания — знание интеллектуальное. Первый род знания — знание чувственное. Спиноза, как и некоторые другие рационалисты, проблемам чувственного познания уделял меньше внимания, чем вопросам рационального познания.

Лейбниц, опираясь на знакомство с прежней философией, создал свой метод, проникнутый “диалектической интуицией”.

Рационализм философии Лейбница проявился в его стремлении выявить и установить принципы методологии, т. е. учения о методе. Соподчинение этих принципов — сложная задача, которая не решена исследователями творчества Лейбница до сих пор. Размышляя над проблемой принципов в философии Лейбница, исследователи предлагают свое внимание уделить следующим принципам: “(1) всеобщих различий; (2) тождественности неразличимых вещей; (3) всеобщей непрерывности; (4) монадической дискретности”.
Первый принцип обращает внимание на несходство вещей, попадающих в поле зрения человека. Второй — требует допущения наличия в мире тождества между вещами. Третий принцип означает признание делимости всего сущего в связи с тем, что в основе его лежат особого рода духовные атомы, обладающие самостоятельностью.

Помимо названных Лейбниц выделяет еще принципы: (5) полноты и (6) всеобщего совершенства. “Пятый и шестой принципы в применении к процессу познания означают, что познающий субъект в каждый момент своего бытия обладает возможной для этого момента ясностью восприятия и полнотой знания, а в дальнейшем его знания возрастают в направлении к познавательному максимуму, т. е. к тому, что называют абсолютной истиной”. Далее идут еще такие принципы: (7) фиксирующий переход возможного в действительное; (8) базирующийся на законе объединенного тождества, представляющего собой синтез формально-логических законов противоречия, тождества и исключенного третьего; (9) вытекающий из закона достаточного основания, согласно которому “как существование и изменение всякой вещи, так и истинность или ложность того или иного утверждения могут иметь место только на определенном основании”; (10) принцип всеобщей связи; (11) максимума и минимума (все в мире приходит к максимальным результатам при минимуме средств). По Лейбницу, “природа щедра в своих действиях и бережлива в применяемых ею причинах”. Суть принципа в ориентации на то, чтобы при минимуме правильно избранных приемов достичь максимума результатов.

Лейбниц, критикуя локковский сенсуализм, отстаивал мысль о том, что разум и интеллект не сводимы к чувственности. Мыслитель полагал, что идеи у человека имеют врожденный характер. Но чтобы извлечь из них знание, необходимы умственные усилия. Для этого, по Лейбницу, надо опираться на логику. При этом истины явлений должны быть соотнесены с истинами сущности, истины факта с логическими истинами.

В 17 веке формируется вера в неограниченные возможности разума. Наукой стали заниматься ради практической пользы. Появилось стремление познать природу. Особенность науки Нового Времени - опора на опытно-экспериментальное знание как средство достижения истины, свободное от авторитетов и догматов и успехи математики. Формируется механическая и метафизическая картина мира. Развитие мира подчиняется законам причинно-следственных связей.

Рене Декарт

Значение Декарта для развития современной науки и философии огромно: утвердил " новые принципы философии ", способствовал развитию математики, является творцом аналитической геометрии, занимался проблемами физики. Ко всем наукам Декарт пытался применить особенности математического метода познания, выдвинул идею всеобщей математизации научного знания. В математике более всего ценил, что с ее помощью можно прийти к достоверным выводам. Рационалистический метод Декарта - философское осмысление и обобщение тех приемов открытия истин, которыми оперировала математика.

Суть метода - в основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция - это твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения; разум должен на основе дедукции вывести все необходимые следствия.

Дедукция - это действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок делаем какие-то заключения.

3 основных правила дедуктивного метода:

1. Во всяком вопросе должно содержатся неизвестное.

2. Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного.

3. В вопросе также должно содержатся нечто известное.

Дедукция - это определение неизвестного через ранее познанное и известное.

К идеалистическому представлению о полной независимости мысли человека от его тела Декарт приходил в результате развития метода, где начало интеллектуальное было, как единственное истинное, противопоставлено началу телесно - чувственному, способному вводить нас в заблуждение. Максимальные обобщения сводятся к положению, согласно которому допустимо существование только двух прямо противоположных субстанций. Одна из них – материальная, её атрибут - протяженность. Другая субстанция – духовная, её атрибут - мышление.

Трудность: нужно было объяснить согласованность мыслительных и телесных действий реального человека. Декарт предложил компромиссное, дуалистическое решение. Суть - тело само по себе не может вызвать изменений в душе, и душа не способна произвести никаких телесных изменений. Однако тело может повлиять на направление душевных процессов, а душа - на направление процессов телесных. Он считал, что шишковидная железа - место, где соприкасались телесное и духовное начала человеческой личности.

Творческий характер разумной души, человеческого интеллекта с присущей ему способностью интуиции и дедукции, невозможность для Декарта и его века увидеть в этой способности результат весьма длительного развития с необходимостью обращали его к понятию Бога.

1. Вывел единую изостанцию- это природа, которая ни кем не создана, существует по своим законам.

2. Ввел принцип пантеизма - Бог растворяется в природе.

3. Ввел понятие модусы - в примитивном смысле - это отдельные вещи, существующие в природе.

4. Человек - это сложный модус, состоящий из двух простых модусов: тело и души.

5. Атрибуты и субстанции: протяженность, мышление.

6. Вывел 3 ступени познания. Самая простая - это чувственные познания. Вторая - сложные познания, интеллектуальное рассуждение и разум. Высший вид познания - интуиция.

Спиноза стремился построить философию на основе достоверных исходных положений. В качестве образца достоверности избрал геометрию с ее аксиомами и строгим выводом теорем. Поэтому он изложил свой основной труд “Этику” геометрическим методом. Сначала в этом сочинении Спиноза дает определения, после этого формирует аксиомы, а затем на базе сделанных ранее определений и аксиом доказывает теоремы. Аксиомы рассматривает в качестве положений, истинность которых усматривается интуитивно. Истины выводятся из определений и аксиом как из логического основания. В качестве субстанции всего сущего он выделил природу.




Она - причина самой себя. Природа рассматривается, как “природа творящая” - Бог, и природа сотворенная. Он утверждал, что в природе нет ничего случайного, а есть только необходимость. Свобода - познание необходимости. Мыслитель не признавал наличия у человека свободы воли, считал это предрассудком. Однако человек в состоянии быть свободным тогда, когда он действует в соответствии с познанной необходимостью. В своем учении о познании Спиноза выступает как рационалист. Он считает мир познаваемым. Знание - иерархизированное. Его низший род — знания, формирующиеся на базе чувственного восприятия мира.

Второй - знание, продуцируемое умом (характерна ясность и отчетливость, достоверность свойственных ему истин). Третий - знание, которое опирается на ум, но не является опосредованным доказательством (дает истины как плод непосредственного созерцания ума). Этика Спинозы рационалистична. Человеку важно сохранить себя извлечь ползу. Однако на путях к пользе надо не желать зла другим. Необходимо принять, осмыслить и истолковать детерминацию, опосредующую поведение и принять правильное решение. При этом, пользуясь услугами других людей, надо быть доброжелательным и самому готовым оказывать им услуги. Счастье достигается только в познании. Обретение его для многих людей проблематично, так как их потребности становятся препятствиями.

Вильгельм Готфрид Лейбниц

Рационализм философии Лейбница - стремление выявить и установить принципы методологии:

1) всеобщих различий (обращает внимание на несходство вещей, попадающих в поле зрения человека);

2) тождественности неразличимых вещей (требует допущения наличия в мире тождества между вещами);

3) всеобщей непрерывности (временная и содержательная “взаимосвязь” вещей в смысле логической их взаимосогласованности);

4) монадической дискретности (признание делимости всего сущего в связи с тем, что в основе его лежат особого рода духовные атомы, обладающие самостоятельностью)

5) полноты и всеобщего совершенства. (означают, что познающий субъект в каждый момент своего бытия обладает возможной для этого момента ясностью восприятия и полнотой знания, а в дальнейшем его знания возрастают к абсолютной истине)

6) фиксирующий переход возможного в действительное;

7) базирующийся на законе объединенного тождества, представляющего собой синтез формально-логических законов противоречия, тождества и исключенного третьего;

8) вытекающий из закона достаточного основания (истинность или ложность того или иного утверждения могут иметь место только на определенном основании);

9) принцип всеобщей связи;

10) максимума и минимума (все в мире приходит к максимальным результатам при минимуме средств).

Суть принципа в ориентации на то, чтобы при минимуме правильно избранных приемов достичь максимума результатов.

Согласно Лейбницу, монады — простые, неделимые субстанции, “истинные атомы природы. Однако монада — нечто нематериальное, она является вечной и неуничтожимой, выступает центром деятельной силы. Уничтожить монаду можно только сверхъестественным путем. Монады отличаются друг от друга и находятся в непрерывном изменении. Делит монады по степени развития на: простые (обладающие лишь смутными представлениями); монады — души (обладающие ощущениями и представлениями); монады — духи (разумные существа — люди).

В учении о монадах Лейбниц отразил свое понимание природы диалектики развития всего сущего, не отрицающей ни Божества, ни предустановленной гармонии, ни самодеятельности субстанции.

Лейбниц, отстаивал мысль о том, что разум и интеллект не сводимы к чувственности. Он полагал, что идеи у человека имеют врожденный характер. Но чтобы извлечь из них знание, необходимы умственные усилия. Для этого надо опираться на логику. Положительное значение философии мыслителя определяется значительным вкладом в развитие диалектики как особого раздела философии.

В 17 веке формируется вера в неограниченные возможности разума. Наукой стали заниматься ради практической пользы. Появилось стремление познать природу. Особенность науки Нового Времени - опора на опытно-экспериментальное знание как средство достижения истины, свободное от авторитетов и догматов и успехи математики. Формируется механическая и метафизическая картина мира. Развитие мира подчиняется законам причинно-следственных связей.

Рене Декарт

Значение Декарта для развития современной науки и философии огромно: утвердил " новые принципы философии ", способствовал развитию математики, является творцом аналитической геометрии, занимался проблемами физики. Ко всем наукам Декарт пытался применить особенности математического метода познания, выдвинул идею всеобщей математизации научного знания. В математике более всего ценил, что с ее помощью можно прийти к достоверным выводам. Рационалистический метод Декарта - философское осмысление и обобщение тех приемов открытия истин, которыми оперировала математика.

Суть метода - в основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция - это твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения; разум должен на основе дедукции вывести все необходимые следствия.

Дедукция - это действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок делаем какие-то заключения.

3 основных правила дедуктивного метода:

1. Во всяком вопросе должно содержатся неизвестное.

2. Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного.

3. В вопросе также должно содержатся нечто известное.

Дедукция - это определение неизвестного через ранее познанное и известное.

К идеалистическому представлению о полной независимости мысли человека от его тела Декарт приходил в результате развития метода, где начало интеллектуальное было, как единственное истинное, противопоставлено началу телесно - чувственному, способному вводить нас в заблуждение. Максимальные обобщения сводятся к положению, согласно которому допустимо существование только двух прямо противоположных субстанций. Одна из них – материальная, её атрибут - протяженность. Другая субстанция – духовная, её атрибут - мышление.

Трудность: нужно было объяснить согласованность мыслительных и телесных действий реального человека. Декарт предложил компромиссное, дуалистическое решение. Суть - тело само по себе не может вызвать изменений в душе, и душа не способна произвести никаких телесных изменений. Однако тело может повлиять на направление душевных процессов, а душа - на направление процессов телесных. Он считал, что шишковидная железа - место, где соприкасались телесное и духовное начала человеческой личности.

Творческий характер разумной души, человеческого интеллекта с присущей ему способностью интуиции и дедукции, невозможность для Декарта и его века увидеть в этой способности результат весьма длительного развития с необходимостью обращали его к понятию Бога.

1. Вывел единую изостанцию- это природа, которая ни кем не создана, существует по своим законам.

2. Ввел принцип пантеизма - Бог растворяется в природе.

3. Ввел понятие модусы - в примитивном смысле - это отдельные вещи, существующие в природе.

4. Человек - это сложный модус, состоящий из двух простых модусов: тело и души.

5. Атрибуты и субстанции: протяженность, мышление.

6. Вывел 3 ступени познания. Самая простая - это чувственные познания. Вторая - сложные познания, интеллектуальное рассуждение и разум. Высший вид познания - интуиция.

Спиноза стремился построить философию на основе достоверных исходных положений. В качестве образца достоверности избрал геометрию с ее аксиомами и строгим выводом теорем. Поэтому он изложил свой основной труд “Этику” геометрическим методом. Сначала в этом сочинении Спиноза дает определения, после этого формирует аксиомы, а затем на базе сделанных ранее определений и аксиом доказывает теоремы. Аксиомы рассматривает в качестве положений, истинность которых усматривается интуитивно. Истины выводятся из определений и аксиом как из логического основания. В качестве субстанции всего сущего он выделил природу.

Она - причина самой себя. Природа рассматривается, как “природа творящая” - Бог, и природа сотворенная. Он утверждал, что в природе нет ничего случайного, а есть только необходимость. Свобода - познание необходимости. Мыслитель не признавал наличия у человека свободы воли, считал это предрассудком. Однако человек в состоянии быть свободным тогда, когда он действует в соответствии с познанной необходимостью. В своем учении о познании Спиноза выступает как рационалист. Он считает мир познаваемым. Знание - иерархизированное. Его низший род — знания, формирующиеся на базе чувственного восприятия мира.

Второй - знание, продуцируемое умом (характерна ясность и отчетливость, достоверность свойственных ему истин). Третий - знание, которое опирается на ум, но не является опосредованным доказательством (дает истины как плод непосредственного созерцания ума). Этика Спинозы рационалистична. Человеку важно сохранить себя извлечь ползу. Однако на путях к пользе надо не желать зла другим. Необходимо принять, осмыслить и истолковать детерминацию, опосредующую поведение и принять правильное решение. При этом, пользуясь услугами других людей, надо быть доброжелательным и самому готовым оказывать им услуги. Счастье достигается только в познании. Обретение его для многих людей проблематично, так как их потребности становятся препятствиями.

Вильгельм Готфрид Лейбниц

Рационализм философии Лейбница - стремление выявить и установить принципы методологии:

1) всеобщих различий (обращает внимание на несходство вещей, попадающих в поле зрения человека);

2) тождественности неразличимых вещей (требует допущения наличия в мире тождества между вещами);

3) всеобщей непрерывности (временная и содержательная “взаимосвязь” вещей в смысле логической их взаимосогласованности);

4) монадической дискретности (признание делимости всего сущего в связи с тем, что в основе его лежат особого рода духовные атомы, обладающие самостоятельностью)

5) полноты и всеобщего совершенства. (означают, что познающий субъект в каждый момент своего бытия обладает возможной для этого момента ясностью восприятия и полнотой знания, а в дальнейшем его знания возрастают к абсолютной истине)

6) фиксирующий переход возможного в действительное;

7) базирующийся на законе объединенного тождества, представляющего собой синтез формально-логических законов противоречия, тождества и исключенного третьего;

8) вытекающий из закона достаточного основания (истинность или ложность того или иного утверждения могут иметь место только на определенном основании);

9) принцип всеобщей связи;

10) максимума и минимума (все в мире приходит к максимальным результатам при минимуме средств).

Суть принципа в ориентации на то, чтобы при минимуме правильно избранных приемов достичь максимума результатов.

Согласно Лейбницу, монады — простые, неделимые субстанции, “истинные атомы природы. Однако монада — нечто нематериальное, она является вечной и неуничтожимой, выступает центром деятельной силы. Уничтожить монаду можно только сверхъестественным путем. Монады отличаются друг от друга и находятся в непрерывном изменении. Делит монады по степени развития на: простые (обладающие лишь смутными представлениями); монады — души (обладающие ощущениями и представлениями); монады — духи (разумные существа — люди).

В учении о монадах Лейбниц отразил свое понимание природы диалектики развития всего сущего, не отрицающей ни Божества, ни предустановленной гармонии, ни самодеятельности субстанции.

Лейбниц, отстаивал мысль о том, что разум и интеллект не сводимы к чувственности. Он полагал, что идеи у человека имеют врожденный характер. Но чтобы извлечь из них знание, необходимы умственные усилия. Для этого надо опираться на логику. Положительное значение философии мыслителя определяется значительным вкладом в развитие диалектики как особого раздела философии.


5 февраля 2018

2.jpg

Бенедикт Спиноза – голландский учёный, один из основоположников философии Нового времени, основанной на рационализме. Воспитанный в духе ортодоксального иудаизма, Спиноза, тем не менее, создал философию, в корне отличающуюся от того, что вкладывалось в его разум – стройную, математически выверенную метафизическую систему об Абсолютной Божественной Субстанции, пронизывающей собой каждую частичку этого мира.

Бенедикт Спиноза родился и вырос среди ортодоксальных евреев, воспитывался на религиозных истинах. Но это не смогло вытравить из его разума стремление к логичности и рациональности, которое искало выхода. И, в совершенстве изучив постулаты Талмуда и каббалистического учения, перечитав книги всех известных еврейских философов, Спиноза обратился к западной и мусульманской философии, штудируя труды таких авторов, как Рене Декарт, Макиавелли, Томас Гоббс, Аль-Фараби, Аверроэс и Авиценна.

Спиноза создал собственную философскую систему, базирующуюся на понятии Божественной Субстанции, применяя математические методы для выстраивания логической цепочки от определения до доказательств своих теорем. Позже его, наряду с Лейбницем, назовут создателем философии Нового времени.

Бог в учении Спинозы

В центре философии Спинозы находится Бог. Он не тот, кто стоит над всем существующим, не личность и не Творец. Бог – движущая сила творения, из которой происходит всё и вся во Вселенной. Он делает реальным всё, что окружает человека, в том числе и его самого. Согласно учению Спинозы, Бог – это абсолютная субстанция, живая сущность Вселенной. Любая вещь в мире – это одно из множественных состояний Бога, как бы слепок с него, лишённый какой-либо самостоятельности и, соответственно, не существующей вне Его.

Теория о человеке

Что касается человека, то две его ипостаси – телесная и духовная, согласно учению философа, не являются противоположностями, а представляют собой как бы две стороны одной медали. Тело – это предмет, а душа, в нём обитающая, – это телесная идея. А из всех полагающихся Мировому Абсолюту атрибутов человек в состоянии познать в себе только лишь мышление и протяженность (в другом варианте перевода – протяжение).

Протяжённость относится к физическому телу и представляет собой его свойства и характеристики. В понятии мышления заключаются все сознательные процессы в духовной части человека – эмоции, ощущения, мысли и сам разум. При этом Спиноза считает, что раз всякая вещь происходит из Субстанции, то у неё обязательно должно присутствовать мышление, при этом неважно, что это – предмет, человек или камень, лежащий у дороги. Вот здесь, видимо, еврейские отцы-основатели и узрели отрицание бессмертности души.

Мышление в учении Спинозы считается самым главным смыслом жизни. Познание себя в Боге есть главное, к чему стремится дух и чем он должен заниматься. Истинная нравственность для него основывается на познании. Познаешь себя – полюбишь Бога, в итоге станешь Его частью. При этом в мире Спинозы не существует Добра и Зла – все страсти, живущие в человеке, являются как бы проявлениями существующего в Природе совершенства.

Свободы воли не существует ни у Бога, ни у человека – всё определяется разумной необходимостью и влиянием аффектов (состояний тела, создающих идеи в мышлении). Аффектов учёный выделял три – удовольствие, желание и неудовольствие. Перед этими вещами человек бессилен, так как все они являются частью Природы. Человек свободен и счастлив тогда, когда он хочет жить в соответствии с существующим порядком вещей. Соответственно, отсутствие такого желания, а также знания, как надо правильно поступать, приводит к несчастью.

Главные труды Спинозы

Отвергнув мистицизм еврейских философов, Спиноза ставит в основу миропорядка рационализм – разумную необходимость в проявлениях Божественной Субстанции, постоянное стремление мышления к познанию себя, равносильное познанию самого Бога.

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

1.jpg

Обстоятельства жизни Спинозы, великого голландского мыслителя XVII в., непосредственно связаны с его философской позицией и отношением к официальной религии. Его воззрения стали основанием для преследований – как со стороны теологов, так и представителей наиболее реакционных слоев голландского общества. Он был одним из первых мыслителей Нового времени, включившихся в философский поиск решения проблемы существования мира, убежденный в возможности исчерпывающего его познания с помощью человеческого разума. Он пытался отыскать этические начала свободы и независимости личности, беспристрастного, объективного взгляда на жизнь.

На формирование философских взглядов Спинозы оказал сильное влияние Декарт, но он не принял его учение, критически преодолев дуализм Декарта. Во многом он испытал влияние пантеистических идей Дж. Бруно и социально-политических идей Т. Гоббса.

Основные работы Спинозы

Монизм Спинозы

Субстанция, по Спинозе, вечна, бесконечна, едина (не может быть одновременно двух субстанций) и самостоятельна. Однако все эти определения суть свойства Бога, который не может рассматриваться отдельно от субстанции. Поэтому Бог в учении Спинозы и есть субстанция – единая, неделимая и бесконечная. Бог – это сама природа во всех ее проявлениях. Но самое важное здесь то, что Бог (субстанция) всегда является причиной самого себя (causa sui).

Субстанция постижима для человеческого разума. Она проявляет в окружающем нас мире двумя основными способами: через атрибуты и модусы. Поскольку атрибуты – это неотъемлемые свойства субстанции, то протяженность и мышление становятся у Спинозы неотъемлемыми свойствами всех явлений мира – как духовных, так и материальных. Понятно, что, в связи с этим возникает целый ряд вопросов. В частности, вопрос о том, как быть с неодушевленными предметами – разве можно говорить о мышлении как об их свойстве? При характеристике субстанции Спиноза не включил в число атрибутов движение. Движение у него – модус. Эта ситуация также нуждается в понимании. Модусы – конкретные проявления субстанции в конечных, единичных вещах. Модусы одновременно сами единичные вещи. Ни атрибуты, ни модусы не являются независимыми, самостоятельными началами – они всего лишь способы проявления единой субстанции.

Теория познания Спинозы носит рационалистический характер. Если Бог есть единая субстанция, из которой происходят все вещи и понятия мира, то отдельно взятая человеческая душа является частью божественного атрибута мышления. Таким образом, познавая вещи, мы познаем самого Бога как причину этих вещей, Но для этого необходимо вооружиться подлинным способом познания.

Спиноза различает три основных рода человеческого познания:

  • Мнение и воображение. Это познание, получаемое нами из повседневного опыта, чувственного восприятия окружающего мира. Оно дает нам лишь общие смутные и неясные образы, безо всякой связи действующих причин и следствий. Оно фрагментарно и обрывочно, так что позволяет лишь сформулировать самые общие понятия о мире. Поэтому оно бесполезно для человека, ищущего истинное знание.
  • Рациональное познание. Это познание идет от рассудка (ratio) и являет собой чисто научный способ мышления. Он уже улавливает логическую взаимосвязь вещей и причин в мировом процессе, поэтому дает человеку возможность отличить подлинное от ложного и, следовательно, приблизится к истине, насколько это возможно.
  • Интуитивное познание. Это высшая форма познания, дающая возможность увидеть вещи, исходящие от самого Бога. Оно уже не опирается ни на какие формы, действующие в земном бытии, а проникает сразу в суть идей божественных атрибутов, в саму сущность вещей. Этот уровень мышления доступен лишь мудрецам, которым одним только и подвластно истинное знание.

Этика Спинозы

Человек – особая часть мира. Человек есть существо природное, говорит Спиноза, поэтому и рассматривать его надо с точки зрения Природы. Все страсти, которые порой нас обуревают, представляют собой обычные природные явления. Они не выводятся из сущности человека, а являются некими смутными влечениями, вызываемыми соответствующими идеями в сознании человека. Главная цель человека в обретении счастья, а для этого необходимо полное освобождение от страстей.

Выдающейся заслугой Спинозы является исследование взаимосвязи свободы и необходимости. В понимании Спинозы, в субстанции (Боге) сливаются необходимость и свобода. Бог свободен, ибо все, что он совершает, исходит из его собственной необходимости. В природе господствует детерминизм, то есть необходимость. Человек – модус двух атрибутов. Свобода человека состоит в единстве разума и воли. Поэтому и размеры реальной свободы определяются ступенью разумного познания (разумом и знанием). Свобода и необходимость не противоположны друг другу, напротив, они обусловливают друг друга. Спиноза приходит к пониманию свободы как познанной необходимости. Противоположностью необходимости является не свобода, а произвол.

Спиноза о религии

Спиноза показал, что философия и религия принципиально различны. Если философия оперирует на уровне второго и особенно третьего рода познания истины (рассудок и разум), то религия действует исключительно в пределах первого рода (воображение, представление).

Целью философии является истина, а религия добивается только подчинения и повиновения. Философия опирается на доводы разума, а религия использует для послушания страх и суеверие. Спиноза является основоположником научной критики Библии.

Спиноза о государстве

Укрыться от преследований религиозного фанатизма и почувствовать себя в безопасности Спиноза мог только в свободном, веротерпимом и правовом обществе. Отсюда и главные мысли Спинозы о том, каким должно быть идеальное государство. В первую очередь, говорит Спиноза, каждый человек обладает набором естественных, неотъемлемых прав, лишившись которых, он, по существу, перестает быть человеком. Эти естественные права человека Спиноза сравнивал с определенными свойствами природных существ: «Под правом и строем природы я понимаю естественные правила, свойственные каждому существу. Например, рыбы по природе определены к плаванию, более крупные из них – к пожиранию более мелких. Следовательно, в качестве высшего закона выступает естественное право, предписывающее рыбам постоянно обитать в воде и более крупным особям питаться остальными. Люди же, также самой природой обреченные жить в постоянном страхе и вражде между собой, должны договариваться о приемлемых условиях общежития, т.е. заключать общественный договор. Итогом этого договора является создание государства, главная цель которого – обеспечение свобод и прав личности. Кроме того, Спиноза считал необходимым наличие в государстве религиозной и политической свобод.

Огромной исторической заслугой Спинозы является обоснование им тезиса о субстанциональном единстве мира в духе пантеизма. Центральная формула его онтологии – Бог, или субстанция, или природа.

Его воззрениям свойственны диалектические идеи относительно соотношения конечного и бесконечного, единого и многого, необходимости и свободы. Глубокий смысл заключен в его выводе о свободе как познанной необходимости.

Спиноза был убежден в возможности достижения достоверного, исчерпывающего знания с помощью человеческого разума.

Читайте также: