Обширные российские пространства вопросы и проблемы кратко

Обновлено: 07.07.2024

(география, автор учебника В.П. Дронов, И.И. Баринова

Раздел, тема учебного

Что изучает география России

-объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны

Россия на карте мира

Географическое положение России

Географическое положение, виды и уровни географического положения России.

Особенности физико-географического положения России

Другие виды географического положения России.

Физико-географическое положение Республики Коми

Границы и административно – территориальное устройство России

Государственная территория России.

Обширные российские пространства вопросы и проблемы.

Государственные границы России. Типы и виды границ.

Россия на карте часовых поясов.

Этапы и методы географического изучения территории.

-связь между географическим положением и другими компонентами природы.

- специфику географического положения России;

-связь между географическим положением и хозяйством страны.

-существенные признаки объектов

-понятия: государственная территория, территориальные воды, экономическая зона;

-специфику административно – территориального устройства Российской Федерации.

-показывать границу России и называть соседние государства;

-определять местное, поясное время.

Физическая карта России

Определение поясного времени для различных населенных пунктов России

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

Геологическое строение территории России.

Как и почему изменяется рельеф России

Человек и литосфера

Стихийные и природные явления в литосфере

Главные черты рельефа РК

Климат и климатические ресурсы.

Факторы, определяющие климат России

Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны Пр.р.3.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России

Типы климатов России

Климат и человек

Факторы, определяющие климат Республики Коми

Внутренние воды и водные ресурсы.

Разнообразие внутренних вод

Озера, болота, подземные воды

Водные ресурсы и человек

Главные речные системы, озера, болота, подземные воды РК

Почва и почвенные ресурсы.

Образование почв и их разнообразие.

Закономерности распространения почв. Пр.р 6

Почвенные ресурсы России

Главные типы почв Республики Коми

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

Растительный и животный мир России

Растения и животные РК

Охраняемые растения и животные РК

Природное районирование.

Разнообразие природных комплексов

Природно-хозяйственные зоны России

Арктические пустыни, тундра

Лесостепи, степи, пустыни

Особо охраняемые территории

-основные геологические эры, тектонические структуры, сейсмически опасные территории;

-основные формы рельефа их связь со строением земной коры;

-стихийные природные явления, связанные с литосферой;

-закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны, месторождения;

-факторы, определяющие климат России;

-характеристику типов климатов;

-неблагоприятные климатические явления;

-особенности распределения вод своего региона, бассейны, режим, использование;

-закономерности распространения почв;

-зональные типы почв, их главные свойства;

-растительный и животный мир России

-особенности растительного и животного мира природных зон;

-характеристику природных зон России

-специфику природы своей местности.

- показывать географические объекты на картах;

-объяснять существенные признаки стихийных природных явлений;

-объяснять образование циклонов и антициклонов;

-объяснять существенные признаки природных зон, их экологические проблемы.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности для:

-свободного чтения карт различного содержания;

-проведения самостоятельного поиска географической информации;

Физическая карта России

Тектоническая карта России

Физическая карта Республики Коми

Климатическая карта России

Физическая карта России

Физическая карта Республики Коми

Карта природных зон России

Объяснение зависимости крупных форм рельефа и п.и. от строения земной коры.

Определение закономерностей распределения солнечной радиации

Определение коэффициента увлажнения для различных температур.

Определение особенностей питания, режима, уклона и падения рек.

Определение условий почвообразования для основных зональных типов почв.

Выявление зависимости между природными компонентами и природными ресурсами.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок географии в 8 классе

Задачи: - Дать представление об особенностях зоны Севера в России.

- Актуализировать знания о природных богатствах России.

- Формировать умения работать с картосхемами, составлять таблицы, анализировать материал, делать выводы.

Оснащение урока: Политико-административная карта России.

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3.Вводная беседа.

Сегодня мы поговорим об обширных российских пространствах. Существует два взгляда на необъятные пространства России: А) это зло, тормозящие развитие страны, подрывающее ее жизненные силы. Б) это концентрация важнейших потенциальных богатств России, основа ее безопасности и перспективного развития

Давайте попробуем в этом разобраться.

4.Изучение нового материала.

Россия - самая северная (точнее, высокоширотная) из крупных стран мира; средняя параллель материковой части страны (без учета арктических островов) проходит по широте Санкт-Петербурга - около 60° сш. В схожей по географическому положению Канаде к северу от этой широты живет в пределах Северо-Западной территории и Юкона несколько десятков тысяч жителей (0,2 % всего населения страны). Немногим больше насчитывает население штата Аляска (США), тогда как в России севернее 60 0 , даже без Санкт-Петербурга, проживает около 8 млн чел. Только половина площади России находится к югу от этой суровой широты. По другим подсчетам геоцентр России расположен гораздо севернее - у полярного круга (66°25`), в Эвенкийском автономном округе у озера Виви, где с 1992 г. установлена 7-метровая стела.

Столь северное и континентальное положение делает Россию страной с самыми суровыми климатическими условиями. В то же время южные районы России (Дагестан) расположены несколько ближе к экватору, чем к Северному полюсу. Большая часть населения страны сосредоточена в южной ее половине (главным образом на юго-западе), тогда как остальные 3/4 ее территории имеют экстремальные природные условия для развития экономики, особенно сельского хозяйства.

Проанализировать размеры экономически эффективной территории России учащиеся могут по таблице 1 на с. 27 учебника.

Учитель: Мы видим, что страны, расположенные в южных широтах и имеющие преобладающий равнинный рельеф (Австралия, Бразилия, США), практически на 100% могут экономически эффективно использовать свою территорию. Тогда как северные страны (Россия, Канада) или страны с горным, пустынным рельефом (Китай), имеют лишь 30-50% продуктивной части своей территории. Северное расположение России сказывается на увеличении расходов на топливо и энергию, больших затратах средств на проведение транспортных путей, строительство, освоение ресурсов.

Зона Севера в России. Для характеристики этого обширного региона нашей страны учитель может организовать небольшую практическую работу.

По тексту учебника выберите общие сведения о зоне Севера.

Проанализируйте полученные данные и сделайте выводы об особенностях зоны Севера.

В итоге работа может иметь такой вид:

Площадь зоны Севера в России - 11,9 млн км 2 .

Доля в общей площади России - более 70%.

Население - 11, 7 млн чел.

Ресурсы зоны Севера в России

Учитель: Россия располагает огромными природными ресурсами - минеральными, водными, гидроэнергетическими, биологическими. Обилие и разнообразие ресурсов во многом обеспечило индустриализацию страны в ХХ в., в отдельные периоды ее истории экспорт минерального сырья и топлива, леса, пушнины играл важнейшую роль в экономике. Могут ли эти природные богатства обеспечить процветание России в будущем?

Экстремальные природные условия многих районов страны многократно усложняют и удорожают организацию добычи, обустройство необходимого для освоения ресурсов населения. При этом снижается и производительность труда.

Потенциальные запасы природного газа составляют 35 % мировых - 212 трлн м?, из них 159 трлн м? - на суше.

Запасы нефти - около 19,5 млрд т. Подавляющая часть запасов газа и нефти находится за Уралом (в месторождениях Западной Сибири), там же расположены и перспективные районы Красноярского края, Центральной Якутии, шельфа Сахалина. В европейской части месторождения истощены, надежды возлагаются на шельф Баренцева моря.

Балансовые запасы угля превышают 200 млрд т, половина из них - каменный уголь, пятая часть пригодна для коксования. Более половины можно разработать открытым способом. Самый большой Канско-Ачинский бассейн, на втором месте Кузнецкий бассейн с каменным углем. Вместе на Западную и Восточную Сибирь приходится 4/5 всех запасов угля России - при том, что самые крупные бассейны (Ленский, Тунгусский и др.) еще почти не разведаны.

Велика обеспеченность России железными рудами, запасы их более 55 млрд т. Разведано 107 месторождений, из них в 11 крупных сосредоточено до 4/5 всех запасов. Более половины всех запасов сосредоточено в пределах Курской магнитной аномалии.

Из руд цветных металлов в России имеются крупные месторождения меди и никеля. Используются главным образом медные руды Урала, никель добывается в районе Норильска.

Многочисленные месторождения золота на обширных пространствах от Урала до Чукотки (только крупных около 100 в 28 регионах).

Из ценных нерудных полезных ископаемых отметим алмазы (18 крупных месторождений) - в основном на западе Якутии

Всего в России 20 тыс. месторождений ценных видов сырья, из которых 7,5 тыс. разрабатываются - это без учета месторождений торфа, горючих сланцев, минеральных строительных материалов и др. полезных ископаемых. Но многие виды полезных ископаемых или отсутствуют, или пока не открыты, или слабо разведаны. Многие месторождения истощены длительной эксплуатацией. В результате некоторые виды ресурсов дефицитны, добыча других не является экономически эффективной.

Значительно лучше положение с неисчерпаемыми и возобновимыми видами ресурсов.

Многие страны мира испытывают трудности с водоснабжением. В России же объем речного стока около 4,3 тыс. км 3 в год - почти по 30 тыс. м 3 на каждого жителя. Правда, большая часть стока приходится на малонаселенные районы Азиатской России. Большое значение имеют запасы подземных пресных и минеральных вод, которые есть во всех районах. Велик энергетический потенциал рек России.

Россия - одна из самых лесных стран мира. Около 45% всей площади ее территории покрыто лесом. 3/4 всех запасов приходится на ценную древесину хвойных пород.

Моря и внутренние воды России всегда славились большими рыбными ресурсами, в том числе ценнейших видов (осетровые, лососевые, сиговые). В настоящее время внутренние водоемы эту славу утратили (загрязнение вод, гидростроительство). Сохранили рыбопромысловое значение дальневосточные моря.

IV. Подведение итогов урока

В качество заключения по теме урока можно прочитать текст учебника.

Закрепить полученные знания поможет обсуждение проблемы. Учащиеся рассматривают два противоположных взгляда на большие пространства России и высказывают свою точку зрения.

В Современной России, в сравнении с Российской империей и СССР, выросла доля северных пространств, т.е. неэффективных территорий.

2. За счёт каких пространств экономически эффективные территории России меньше, чем её государственная территория?

Экономически эффективная территория России меньше, чем ее государственная территория за счет Зоны Севера.

С другой стороны, Россия — это огромная страна с богатейшими природными ресурсами. Именно в слабо освоенных восточных и северных районах страны скрыт огромнейший ресурсный потенциал. Огромное пространство России занято лесами, и наша страна занимает первое место по запасам деловой древесины (25%). По водным ресурсам рек Россия занимает второе место после Бразилии, обладая огромными гидроэнергетическими. Нужно сказать и о перспективной роли гигантских российских пространств. Главное богатство в будущем мире — не производство стали, зерна, машин, нефти и газа, а чистый воздух, чистая вода, нетронутая природа, т. е. особое качество природной среды, которое и обеспечивает гигантские пространства, не тронутые человеческой деятельностью. Мы владеем 15% всех нетронутых земель планеты.

4. Предложите свои варианты развития северных территорий России.

1Есть ли необходимость в заселении и освоении всей территории России?
2Предположите свой план освоения российских пространств.
3Какие меры можно предпринять по снижению отрицательных следствий физико-географического положения России?
4В чем достоинства и недостатки современного административно-территориального деления России? Предложи свой вариант подобного деления.

1. Нет. в России много территории, не комфортной для жизни, факторы - климат, вечная мерзлота, насекомые и пр. Осваивать их не нежно, ни для людей, ни для Природы
2. Мы и так уже освоили то, что лучше было оставить в естественном состоянии - леса, болотные угодья, тундру, арктические территории, горы
Поэтому нужно заниматься улучшением пространств уже освоенных, а не двигаться в новые
3. Отрицательных? что имеется в виду.. Существует методы оценки комфортности территории для проживания. Надо на них ориентироваться.
Адаптация к сложным условиям необходима, но она требует крупных вложений и главное, научного подхода.
4. Недостатков много - я о них уже сказала в п. 1. Необходимо не укрупнять области и объекты, а наоборот сделать их поменьше, для управляемости. Учет национальности проживающих при административном делении. Главное, что у нас нет развитой сети коммуникаций - дорог, кабельной сети, газопроводов и т. п. , и это усложняет управление территориями да и просто ухудшает качество жизни. Надо заниматься строительством этой сети, рационализировать природопользование, больше делать нац. парков и заповедников, чтобы сберечь наши уникальные естественные экосистемы.

я думаю да, так как многие места где не живут люди, не ведутся исследования, не идет добыча и все такое

Читайте также: