Общие сведения об этической культуре кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мораль (от лат. moralis ~
нравственный) — это система
этических ценностей, которые
признаются человеком.

4. Нравственное поведение людей

Совесть — это моральное осознание
человеком своих действий, благодаря
чему мы контролируем свои поступки и
даем оценку своим действиям.
Долг — это осознание добросовестного
исполнения своих обязанностей
(гражданских и служебных).
Благородство

5. Профессиональная этика - совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу

Профессиональная этика совокупность моральных норм,
определяющих отношение человека к
своему профессиональному долгу
Вежливость — это выражение
уважительного отношения к другим
людям, их достоинству.
Корректность - умение держать себя в
рамках приличия в любых ситуациях и
особенно в конфликтных.

6. Особенности национальной этики

7. Деловой этикет

1.
2.
3.
Работа с текстом:
Прочитать текст.
Выписать основные понятия и
определения.
Составить 7-8 тестовых заданий
по теме (открытые, закрытые, на
соответствие)

4. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения.

Мораль (от латинского moralis - нравственный; mores - нравы) – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы – Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, раскрывающая содержание нравственности, существующей в обществе. Они выражают требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе норм поведения, где служат критериями нравственности.

Выделяют общепризнанные, важные в теоретическом и практическом отношении категории: добро и зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство и честь, смысл жизни, счастье и др.

1. Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Зло категория этики, выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

2. Благо – все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения определенных целей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает с благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности, материального производства приводит человечество на грань экологической катастрофы.

Справедливость

Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием[2].

Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

4. Долг категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

6. Ответственность категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.

7. Достоинство и честь категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

Кодекс чести судьи Российской Федерации, принятый в 1993 году, обязывает судью в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репутации.

8. Гуманизм как этический принцип (от латинского humanus – человечный) – принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.

Вербальный этикет

Культура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального (словесного, речевого) этикета, связанного с манерами и формами речи, словарным запасом, т. е. со всем стилем речи, принятым в общении круга деловых людей.

В этикете высоко ценятся внимательность, умение выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней.

Первое - искренне интересоваться другими людьми. Чтобы познать других, надо меньше говорить о себе, больше слушать других, в беседе меньше употреблять местоимения. Стараться выяснить, что ваш собеседник думает по тому или иному вопросу, как он живёт, чем интересуется.

Второе - улыбаться людям. Человек с улыбкой в глазах и на губах всегда нравится людям. Улыбка без иронии, идущая изнутри человека, скажет: “Я рад тебя видеть, мне приятно говорить с тобой”.

Третье - обращаться к собеседнику по имени. Чтобы лучше запомнить имена тех, с кем знакомишься, надо мысленно повторить несколько раз это имя, а еще лучше - записать.

Четвёртое - уметь слушать собеседника, при этом задавать вопросы, на которые самому хотелось бы ответить. Уметь посочувствовать человеку, если он нуждается в этом. Если у вас возникло желание перебить собеседника, сделайте глубокий вдох и дайте собеседнику продолжить свою мысль. Внимательный собеседник заметит это и оценит.

Пятое - говорить с собеседником о том, что его интересует. Это самый верный путь к сердцу человека.

Шестое - внушать друзьям, коллегам осознание их собственной значимости для вас, коллектива, семьи. Но делать это надо искренно. Надо видеть достоинства других людей, хвалить их и благодарить за то доброе, что они делают для нас. Хорошие слова приятны окружающим. После хороших слов, сказанных людям, вы сами почувствуете, что становитесь добрее.

Все, о чем здесь было сказано, адресовано как руководителю предприятия, офиса, компании, так и всем её служащим.

Телефонный этикет

Общепринятые правила телефонных разговоров:

Ø если разговор прервался, то перезвонить должен тот, по чьей инициативе состоялся разговор;

Ø следует говорить максимально кратко и по существу;

Ø нельзя говорить слишком громко в трубку, избегая в то же время и слишком тихой речи;

Ø приветствие и представление обязательны;

Ø если вы звоните кому-то и на ваш звонок не отвечают, не кладите трубку, пока не услышите 4-6 длинных гудков - вашему собеседнику может потребоваться некоторое время для того, чтобы подойти к телефону;

Ø как минимум несколько раз подумайте перед тем, как звонить в неурочное время - слишком рано утром или поздно вечером. Как правило, не следует звонить до 8 утра и после 11 вечера, а также в обеденное время;

Ø нельзя звонить по ставшему вам известным номеру домашнего телефона вашего партнера, если только он сам не дал этот номер вам и не сказал, что ему можно позвонить домой. Следует избегать деловых звонков по домашним номерам в выходные и праздничные дни;

Ø особенно важны правильность и вежливость речи, приятность интонации;

Ø очень важно вежливо и позитивно закончить разговор.

Этикет делового письма

Общие правила к оформлению делового письма.

1. Должно быть не длинным - 1,5 страницы, чётким и ясным. Старайтесь избегать в деловом письме многосложных, непонятных слов и выражений. Лаконичные письма, написанные односложными словами, характеризуют пишущих как хороших собеседников, владеющих искусством общения.

2. Письмо должно отражать индивидуальность автора, отдела или компании. Но, не смотря на строгие правила и стандарты, всегда остаётся место для творчества. Письмо, подготовленное с творческим подходом, покажет получателю, что его готовила личность.

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Общим из требований считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.

Виды делового общения

По способу обмена информацией различают устное, письменное и деловое общение.

Устные виды делового общения разделяются на монологические и диалогические.

К монологическимвидам относятся:

· Торговая речь (реклама);

· Доклад (на заседании, собрании).

· Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему;

· Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.

· Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу;

· Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения;

· Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.

· Телефонный разговор (дистанционный), исключающий невербальную коммуникацию.

В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.

Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

По содержанию общениеможет быть разделено на:

Ø Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;

Ø Когнитивное - обмен знаниями;

Ø Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;

Ø Деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:

Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;

Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;

Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;

Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Рассматривать и раскрывать это понятие можно посредством выявления и описания составляющего его содержания, взятого в историческом процессе развития и функционирования. Путем выявления места в структуре духовной культуры общества, взаимосвязи и взаимодействия с другими элементами этой структуры можно сформировать конкретно-содержательное знание об этом предмете. Такое знание может носить как эмпирически конкретный характер, так и подниматься до теоретических обобщений, вскрывающих сущность этого процесса.

Работа содержит 1 файл

Этическая к-ра.doc

ПОНЯТИЕ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ :

Этическая культура занимает важное место в жизни человека и общества, а понятие этической культуры составляет серьёзную теоретическую проблему.

Рассматривать и раскрывать это понятие можно посредством выявления и описания составляющего его содержания, взятого в историческом процессе развития и функционирования. Путем выявления места в структуре духовной культуры общества, взаимосвязи и взаимодействия с другими элементами этой структуры можно сформировать конкретно-содержательное знание об этом предмете. Такое знание может носить как эмпирически конкретный характер, так и подниматься до теоретических обобщений, вскрывающих сущность этого процесса. Это знание оказывается весьма необходимым как для становления индивидуальной этической культуры личности, так и для использования его в социальной практике.

Однако само такое выявление, описание и анализ материала, составляющего содержание этого понятия, сразу упирается в необходимость уже изначально иметь предварительное представление о нём, чтобы из всего многообразия духовной культуры и нравственно-этического процесса уметь вычленить именно тот материал, который работает на поставленную задачу.

В связи с этим оказывается необходимым определить, что представляет собой этическая культура в целостном процессе культурно-исторического становления человеческого общества.

То есть, чем является этическая культура - элементом в системе в материальной и духовной культуры или же её характеристикой, каковы основы взаимоотношения этической культуры с материально-производственной и бытовой культурой, а также с процессами, происходящими в духовной жизни общества - с теоретическим и практически-духовным освоением действительности.

1.1. Культура как деятельность и её результаты,

как смыслы и ценности

Само понятие культуры весьма многозначно и многоэтажно. Огромное множество определений (дефиниций) культуры свидетельствует о том, что это одно из сложнейших явлений человеческой жизни.

Этимологически слово культура происходит от латинского cultura - возделывание, обрабатывание, улучшение, взращивание, - прежде всего, выражающего работу человека на земле.

Религиозные концепции культуры, наоборот, связывают понятие культуры с религиозными культами, формой служения чему-то высшему, из чего разворачивается все многообразие человеческой деятельности.

В любом случае под культурой понимается нечто содеянное, сотворенное человеком, то, что противостоит природе и что возвышает человека над ней, служит развитию и совершенствованию человека и общества, задает смыслы, цели и ценности, формирует программу жизнедеятельности.

Такое понимание было первоначально закреплено в дефиниции культуры как совокуп-ности результатов материальной и духовной деятельности человека. Оно исходит из того простого и очевидного факта, что человек, будучи существом природы, своей материально-практической деятельностью противостоит природе, преобразует её для удовлетворения своих потребностей.

В этом процессе материально-практической преобразовательной деятельности он не только создает необходимые ему предметы потребления, но и получает мощное средство для преобразования самого себя, своей собственной природы. Расширяя свои навыки и способности в различных видах деятельности, создавая и совершенствуя орудия труда, познавая окружающий мир, человек "опредмечивает" свои знания и умения в продуктах этой деятельности, объективирует свои "сущностные силы". Результаты его материальной и духовной деятельности образуют мир "второй природы", "очеловеченной природы", созданной человеком.

Человек, став преобразовывать первозданную природу, приспосабливая ее к своим нуждам своей деятельностью, изменил тем самым тип эволюции живого. Вместо естественного, биологического, наследования на Земле появилось новый тип наследования, закодированный в социальной реальности, образующей "неорганическое тело" человека и несущей на себе печать человеческой деятельности. Этот мир "второй природы" - культуры - включает не только предметы и результаты труда, но и матери-альные основания общественных отношений и совместной преобразовательной деятельности по изменению самого общества.

В процессе деятельного освоения человек творит предметный мир культуры, содержащий в аккумулированном виде совокупную всестороннюю деятельность и "сущностные силы" всего человеческого общества, а также создает мир общественных отношений выступающих способом организации человеческой жизнедеятельности. Сама деятельность человека разворачивается в системе общественных отношений и институтов, исторически вырабатываемых обществом.

Посредством возникающей в этом процессе системы общественных отношений регулируется жизнедеятельность общества и осуществляется приобщение индивида к этому миру культуры.

Этот предметный мир и мир общественных отношений, созданный человеком, образуют объективное, "опредмеченное", бытие культуры.

Таким способом создается основа для исторической преемственности и развития всего человечества.

Ведь каждое новое поколение уже не обречено начинать движение с самого начала, как это имеет место в природе, потому что его бытие опосредовано наличным бытие мира культуры, созданной предшествующими поколениями. Оно начинает с "распредмечивания" и овладения накопленными предыдущими поколениями навыками, опытом, знаниями и умениями с тем, чтобы двигаться дальше, совершенствовать человеческие достижения.

Всё, чем человек овладевает, чему научается, что приобретает и создает, не исчезает вместе с ним, а продолжает жить в деятельности следующего поколения.

И каждый индивид становится человеческой личностью только в процессе деятельного приобщения к этому богатству созданной предшествующими поколениями культуры, в процессе освоения этого культурного достояния, являющегося и результатом, и предпосылкой дальнейшего развития человека и общества.

Он лишь тогда становится "культурным человеком", когда овладеет способами пользования достижениями общества, в котором живет.

Ведь общественное производство выступает и как условие, и как предпосылка деятельности человека, культура же является своего рода принципом связи общества с индивидом, способом его вхождения в социальную жизнь. Развитие способности пользоваться тем, что создало и накопило общество, овладение способами этого пользования -- вот что характеризует процесс культурного становления человека.

Тем самым мир человеческой культуры и общественных отношений приобретает статус подлинной общественно-исторической родовой сущности человека. Только посредством приобщения к этому миру культуры человек оказывается способен получать свои специфические характеристики и способности, преодолевать свою индивидуальную ограниченность и превращаться в универсальное духовное существо.

И только в результате человеческой деятельности по созиданию объективного бытия культуры становится возможным историческое развитие, то есть качественное совершенствование деятельности и её результатов, а тем самым открывается простор для безграничного совершенствования всего человеческого общества.

Предметная деятельность человека по созданию мира культуры является поэтому основой, подлинной субстанцией реальной истории человеческого рода: вся совокупность предметной деятельности выступает движущей предпосылкой человеческой истории, всей истории культуры.

Можно сказать, что культура является исторически и социально обуслов-ленной формой человеческой деятельности, её технологией, и представляет собой исторически изменяющуюся совокупность тех способов, приемов, процедур, образцов и норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности, степень её совершенствования.

Она есть поэтому -- способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни и самого человека.

Это деятельность преследующего свои цели человека, который, изменяя окружающую действительность, изменяет в этом процессе самого себя. Человек является подлинным творцом, субъектом культурно-исторического процесса и одновременно его результатом, продуктом своей собственной культурно-исторической деятельности.

Поэтому культуру можно также представить как показатель развитости самого человека, степени его исторической зрелости, обретения им свободы и достоинства.

Исторический тип человеческой личности со всем богатством присущего ему духовного мира является также способом представления культуры через раскрытие её содержание изнутри и образует субъективное бытие культуры.

Отсюда самой краткой дефиницией культуры может быть такое: культура - это способ жизнедеятельности человека, выступающий как само-совершенствующая деятельность, как социально-историческая сущность человека.

Однако предметная деятельность человека направлена на удовлетворение его потребностей и имеет целесообразный характер, включая как само материальное преобразование окружающего мира, так и его духовное освоение через проекцию на мир своих потребностей, мотивов деятельности, целей и поиск средств их достижения.

Первоначально все эти элементы деятельности сплавлены воедино, но по мере развития человека и общества, происходит совершенствование самой деятельности через совершенствование орудий труда, разделение труда и специализацию.

Такое разделение труда носило вначале естественный половозрастной характер, в котором каждый вид деятельности, будучи предметно специализированным, включал в себя всю смысловую полноту характеристики человеческой деятельности - осознание потребности и мотива, постановку цели, привлечение опыта и знаний для выбора средств и осуществление замысла через его материализацию в самой предметной деятельности. Здесь человек выступал как полноценный субъект предметно специализированной, но еще целостной деятельности, посредством которой он был способен воспроизводить в себе полноту человеческой сущности. Единая человеческая деятельность здесь разделялась как бы "продольным способом", не нарушая общей логики её осуществления.

Однако постепенно в связи с социальной дифференциацией общества в дело вступает общественное разделение труда, когда целостная человеческая деятельность разделяется "поперек" и закрепляются за разными социальными группами - более социально сильные обретают право ставить цели, выбирать средства и принимать решения, а на долю слабых и зависимых остается физическое исполнение.

В итоге духовные, идеальные элементы целостной человеческой деятельности, воплощенные в отрасли духовного производства, оказываются закреплены за господствующим классом, в то время как на долю остальной массы человечества остается физический труд и материальное производство.

Такое "поперечное" социальное разделение труда и общественного производства было исторически необходимо для развития культуры человечества, когда за счет труда большинства общества привилегированное меньшинство получало возможность заниматься духовным трудом - познанием, искусством, политикой и творчеством вообще.

Духовное производство, в конечном счете, работало на развитие культуры и творческого потенциала всего человеческого общества, однако ценой отчуждения от большинства трудящегося человечества духовных составляющих общественного производства и тем самым творческого начала человеческой сущности.

Это отделение духовного производства от материального лежит в основе разделения материальной и духовной культуры.

1.2. Материальная и духовная культура.

Попытки выявить различие между ними путем указания на вещественность и весомость материальной культуры в отличие от невесомой и эфемерной духовной культуры не приводят к успеху. По сути дела, как было показано ранее, все предметы культуры являются опредмечиванием человеческих замыслов, знаний и умений, то есть "умными", одухотворенными вещами.

Поэтому весь мир культуры предстает перед человеком как "мир духовных вещей". Тем не менее, эти "вещи" имеют различный смысл для человека - так швейная иголка, несмотря на свою малость, относится к предметам материальной культуры, а статуя Свободы в Америке, весящая не одну тонну, имеет значение не своей вещественной массой, а является произведением искусства и историческим памятником, символизирующим свободу.

Очевидно, что по признаку вещественности и невещественности невозможно провести разделение предметов материальной и духовной культуры - любой предмет материальной культуры обладает внутренним духовным смыслом, присущим ему назначением.

И наоборот, никакой предмет духовной культуры не может существовать вне чувственно данной формы, хотя его содержанием безусловно является присущее ему назначение, заключенный в нём смысл.

Материальная культура - это культура труда и материального производства, направленного на удовлетворение основных материальных потребностей человека - в питании, одежде, жилье, транспорте, средствах поддержания здоровья и защиты безопасности. Её предметы, призванные удовлетворять эти потребности, поэтому выступают по отношению к человеку как материальные блага, то есть ценности.

Духовная культура - продукт духовного производства, направленного на производство ценностей, формирующих духовные способности человека - способности к общению с людьми и природой, к познанию, служению высоким нравственным и эстетическим идеалам, они вырабатывают художественный вкус и духовные потребности.

Спецификой произведений ду-ховной культуры является то, что они не несут непосредственного утилитарного назначения, не являются жизненно необходимыми для телесного бытия человека. Однако они являются необходимыми для существования человека как личности, как субъекта исторического процесса. Назначение духовной культуры - выявление законов действительности и сохранение целостности общества, создание условий для его развития.

Презентация на тему: " Тема: Общие сведения об этической культуре. " — Транскрипт:

1 Тема: Общие сведения об этической культуре

2 Регулятор человеческих отношений- мораль

3 Человек, который не учитывает моральные нормы в общении или искажает их содержание, то общение становится невозможным или вызывает трудности.

9 Критерии этики Добро Зло Ответственность Справедливость Долг

10 Добро- объективное моральное значение поступка. Оно объединяет положительные нормы и требования выступает как идеал, образец для подражания.

11 Добру противостоит зло. Мораль отожествляется с добром, положительным поведением, а зло как аморальность и безнравственность.

12 Долг и ответственность- принципы поведения человека, который на стороне добра и осознает трудность борьбы со злом.

14 Нравственная жизнь человека и общества разделяется на 2 уровня: То, что есть: сущее, нравы, фактическое повседневное поведение То, что должно быть: должное, идеальный образец поведения

15 Часто происходи столкновение сущего и должного. Например: человек стремиться вести себя нравственно, но при этом желает удовлетворить свои потребности, реализация которых часто связанна с нарушением нравственных норм. Эта борьба между идеальным и практическим расчетом создает конфликт внутри человека, который проявляется чаще всего в этике деловых отношений, в деловом общении

16 Нравственное поведение человека(основные понятия)

17 Совесть- это моральное сознание человеком своих действий, благодаря происходит контроль своих поступков и оценка своих действий. Долг- это осознание добросовестного исполнения своих обязанностей(гражданских и служебных). Например: при нарушении долга, благодаря совести, человек несет ответственность не только перед другими, но и перед собой. Честь-признание моральных заслуг человека, репутация. Пример: честь офицера, рыцарская честь требует от человека поддерживать репутацию социальной или профессиональной группы, к которой он принадлежит. Достоинство- самоуважение, осознание значимости совей личности. Скромность- способность личности быть сдержанной в обнаружении своих достоинств.

Читайте также: