Общество продукт эволюции природы кратко

Обновлено: 06.07.2024

Природа — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук.

Считается также природой и естественная среда их обитания. Это могут быть экологические системы, животные, растительные миры, объекты, такие как горы и склоны и т.д. Все предметы, не затронутые людьми, могут быть причислены к природе. Также место, сохраненное в первозданной форме, считается природным объектом.

Исторические формы взаимодействия природы и общества

В процессе развития общества характер взаимоотношений человека и окружающей среды претерпел множество изменений под влиянием биологической и социальной эволюции человечества.

  1. Первый этап взаимоотношений человека и природы длился 3 миллиона лет. Эта фаза — каменный век и первобытнообщинный строй. В этих отношениях решающую роль играет природный фактор, ведь человек во всем полностью зависит от природы. Люди занимались собирательством, охотой и рыбалкой. Активного воздействия на флору и фауну не было.
  2. Второй этап начался с землепользования, то есть в VIII-VII вв. Результатом развития животноводства стало вытеснение диких животных из экологических ниш домашними животными. При этом активно развивается сельское хозяйство. Посевные площади характеризуются высокой продуктивностью, поэтому плотность населения вокруг таких земель стала увеличиваться. Наблюдается уменьшение площади лесов. Древесина стала использоваться как топливо и строительный материал, а земля — ​​в сельскохозяйственных целях.
  3. Третий этап охватывает период с XVI по XIX века. В это время продолжалось становление и развитие капитализма. Активно осваивались полезные ископаемые, развивалась горнодобывающая и перерабатывающая промышленность, в связи с чем произошло перераспределение химических элементов. Из-за развития промышленности и отсутствия защиты окружающей среды быстро увеличивалось загрязнение атмосферы, воды и почвы, наблюдалась деградация растительного покрова. В первую очередь это характерно для горнодобывающих регионов Великобритании, Центральной Европы, Южного Урала и США.
  4. Четвертый этап — империализм и социальные революции. Воздействие человека на природную среду варьируется от регионального до глобального. Наблюдаются физическое, химическое и биологическое загрязнение природных компонентов и коренные изменения ландшафта, меняется интенсивность геологических процессов. Мировая промышленность обрабатывает больше горных пород в год, чем естественные геологические процессы на планете.
  5. Пятая фаза, современная — это период научно-гуманитарной революции. Человек должен рационально использовать природные ресурсы в процессе удовлетворения жизненных потребностей, защищая и воспроизводя ресурсы планеты.

По мере развития общества уровень антропогенного воздействия постоянно увеличивается. Реальные сдвиги в процессе нейтрализации этого влияния пока не важны, несмотря на то, что по этому поводу ведутся разные работы ученых разных направлений. В связи с этим возникает необходимость в более четком теоретическом обосновании, определении методологии изучения окружающей среды для оптимизации взаимодействия общества с природой.

Влияние природы на общество

Единство общества и природы реализуется в двух отношениях:

  1. Генетическая связь (историческая). Человеческое общество, социальная форма движения материи, возникло на основе эволюционирующей природы.
  2. Функциональность — существование общества невозможно без постоянной связи с природой.

Существует 4 основных влияния природы на жизнь общества:

  1. Биологическое.
  2. Производственное.
  3. Научное.
  4. Эстетическое.

Биологическое влияние

Необходимыми предпосылками существования общества являются природные условия (географическая среда) и население. К тому же полноценная жизнедеятельность людей возможна только в соответствующих природных условиях.

Человек может существовать только в достаточно определенных рамках естественной среды, соответствующей биологическим характеристикам его тела. Он чувствует потребность в экологической среде, в которой эволюция человечества происходила на протяжении всей своей истории. Конечно, у человека есть способность адаптироваться к изменяющимся (в определенных пределах) условиям окружающей среды. Однако при всей подвижности адаптивные возможности человеческого тела не безграничны.

Производственное влияние

В течение долгого времени во взглядах общества предлагались концепции, приписывающие решающую роль в истории естественным предпосылкам существования общества. Еще в древности были заложены основы учения, которое впоследствии было названо географическим детерминизмом. Таким образом, Гиппократ считал, что природа людей определяется особенностями климата.

Географическое направление получило распространение с начала XVIII века. Период географических открытий, развития капитализма, необходимость использования природных ресурсов для развития экономики — все это привело к интересу к географической среде.

Географическое направление в социологии скрывало возможность вывода о неравенстве рас и наций, о порабощении народов жарких стран как естественном следствии климатических и природных условий. Сторонники географического детерминизма обычно выводят различия в экономике, жизни, обычаях, религиозных верованиях из различий в естественных условиях, в которых живут люди. Было сказано, что нации, которые жили в жарком климате, не развили свою культуру до уровня, существующего в умеренном климате, поскольку им не нужно много работать, им не нужны теплые здания, они обходятся простой одеждой. Промышленность в этих странах не развита.

Основные недостатки географического детерменизма:

  1. Он подходит к проблеме развития общества в одностороннем порядке, он видит движущие силы развития общества во внешних факторах, по сути он недооценивает или оставляет в стороне внутренние детерминанты общественного развития.
  2. Естественная скорость изменения природных условий намного медленнее, чем скорость развития общества. Ссылка на то, что почти неизменное явление является причиной изменения другого явления, противоречит самому понятию причинности.
  3. Географический детерминизм считает, что степень влияния природной среды на развитие общества является чем-то неизменным.
  4. Географический детерминизм не учитывает взаимное влияние человеческого общества на природу, не поднимаясь до комплексного анализа проблемы взаимодействия общества и природы.

Научное влияние

Составляющие географической среды в естественных условиях меняются медленно. Их изменения происходят намного быстрее в результате воздействия на них человека.

Интерес к изучению природы возрастал с развитием естествознания в эпоху Возрождения и в начале новой эры. Ф. Бэкон считал, что знание природы необходимо для благополучия общества. Существует мнение, что цель науки — познать природу и обеспечить господство над ней.

Каждое новое поколение вносит новые изменения в географическую среду. Открытия в области науки и технических инноваций так или иначе отражаются в том или ином элементе географической среды или во всей географической среде в целом. Сегодня невозможно найти на Земле такое место, где природа оставалась бы неизменной из-за деятельности человека. Человек открывает все новые и новые возможности использования географической среды в своих целях.

Эстетическое влияние

Географическая среда также определенным образом влияет на духовную жизнь общества. Примеры этого — фольклор, пейзажная живопись, танцы и т. д.

Отношение человека к природе

В обширной литературе по данной проблеме имеется достаточное количество классификаций исторических этапов, которые неразрывно связаны с соответствующими типами отношения к природе и основанными на них формами природопользования. Например, архаичное отношение к природе, индустриально-технологическое потребление природы и коэволюционная форма взаимодействия общества и природы.

Однако в современных исследованиях философии природы прослеживается историко-культурный подход. Осуществляется переосмысление самой культурной традиции, которая рассматривается не только как способ сохранения и воспроизводства культурного наследия, но и как универсальный механизм, обеспечивающий взаимодействие общества и природы в социальных и экологических условиях.

Новое понимание культурной традиции позволяет выделить такие модели взаимодействия человека и природы, как мифологические, научно-технологические и диалогические. С точки зрения этих моделей будет представлено основное содержание философии природы.

Различные подходы, представляющие определенные модели социоприродных отношений, которые действовали в разные исторические периоды, позволяют более полно представить мировоззрение и мировоззрение людей, изучить принципы и правила, регулирующие их практическое взаимодействие с миром природы, признавая культурное значение ритуалов, мифы и другие культурные явления в контексте реальной жизни общества и т. д. Эти модели можно рассматривать как некие содержательные инварианты, которые переносятся в эволюцию культуры.

Мифологическое отношение к природе, основанное на языческом понимании мироздания, указывает на наиболее идеальную модель гармоничного сосуществования человека и природы. Природный мир представлял жизненное пространство людей, обеспечивая их биологическое существование, поскольку каждый человек использовал свои дары в форме собирательства и охоты, не мешая им своей работой.

Примеры взаимосвязи человека и природы в современном мире

Организация ирригационных работ в масштабах всей страны способствовала формированию деспотических режимов, могущественных монархий.

Возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек.

Производство меди и никеля в Норильске полностью зависит от близлежащих газовых месторождений. Иссякнут они и цена добытых металлов станет дороже.

Ремесла и торговля, развитие частной инициативы индивидуальных производителей привели к установлению в Греции республиканского правления.

Почти повсеместно ухудшается качество вод и особенно в реках Западной Сибири. Оби и Иртыше, где нефтепродукты в 20 раз больше допустимой нормы.

Резко ухудшается вода в Волге, Днепре, Доне, Урале, Амуре, Сырдарье, Амударье и во многих других реках.

В далеком прошлом, примерно 8 тысяч лет назад, леса, растущиена планете, занимали 6,2 миллиарда гектаров. Это были леса, созданные самой природой и еще не знавшие руки человека от этих лесов ныне осталось менее четверти — 1,3 миллиарда гектаров.

P

Человек, общество — это часть материального мира. Как часть единого целого, природа и общество имеют некоторые общие особенности, но в то же время и отличаются друг от друга. Давайте в этом и попробуем разобраться: что общего и в чём различия природы и общества.

Природа в широком смысле – это вся Вселенная. Конечно, в курсе обществознания мы изучаем особенности не этой Вселенной, а той её части, где живёт человек.

Природа в узком смысл е — окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера.

  • Естественную среду— то есть естественные условия жизнедеятельности человека.
  • Искусственную среду— то есть созданную людьми, его культуру

( материальную и духовную), эту среду ещё называют второй природой.

Сходства и различия природы и общества

  • являются системами
  • являются динамическими системами

Природа и общество взаимодействуют друг на друга, причём в двух аспектах: положительном и отрицательном.

Взаимодействие общества и природы

2. Природа — это источник средств жизни(тепло, продукты, одежда и т.д.)

3.Источник средств производства

( металл, уголь, нефть и т.д.)

4.Природа стимулирует развитие общества: осваивая природу, общество совершенствуется, развивается

1.Охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, истощения, разрушения природы.

2.Обеспечение экологической безопасности – защищённость личности, предприятий, территории, региона и т.п. от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

энергосберегающих технологий, очистных сооружений и т.д.

2.Способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метезависимость и т.д.)

2.Загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами

3.Уничтожение растительного и животного мира ,вырубка лесов

Влияние человека на природу — это единство созидания и разрушения.

Некоторые ТЕРМИНЫ:

Биосфера — земная оболочка ,охваченная жизнью.

Ноосфера — сфера разума, область существования разумных существ.

Ойкумена — заселённая человеком часть земного шара ( от греч. обитаю, населяю).

Правовая защита природы

1.На международном уровне

Цель: исследование развития человека в эпоху НТР. Выступают за разрядку международной напряжённости.

  1. МАГАТЭ — международное агентство по атомной энергетике.

Цель: обеспечить ядерную безопасность и защиту окружающей среды.

Если природа - это естественная среда обитания человека, то можно сказать, что материальны мир - это единство природы и общества.

  • это весь естественный окружающий мир, те. вселенная;
  • среда обитания человека и общества (биосфера).
  • создает культуру;
  • развивается под влиянием деятельности людей.
  • способна развиваться независимо от человека;
  • обладает своими законами, не зависящими от воли и желаний людей.
  • Позитивное (гармоничное, положительное).
  • Негативное (конфликтное, отрицательное).

Человек и природа

Сходство общества и природы - являются динамическими системами.

Из этой схемы следует общепринятое в обществознании определение общества:

Общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира.

Следует заметить, что обособившаяся, но не отделившаяся, так как общество и природа неразделимы. Из схемы видно, что человек является и частью общества и частью природы.

Воздействие общества на природу

Общество взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является потребление природных ресурсов, воздействие на природу. С каждым днем возрастает уровень этого воздействия: прогресс науки и техники вызывает еще большую потребность полезных ископаемых; демографический рост населения также влияет на увеличение потребления природных ресурсов.

Влияние природы на общественные процессы

Природа тоже воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для жизни и развития. Природа всегда оказывала огромное влияние на становление и формирование общественных отношений. Вспоминая историю древнего мира, мы знаем, что люди селились на берегах рек. Также принято считать, что государство в Египте появилась из-за необходимости строительства ирригационной системы. Очевидно, что вид деятельности, культура, традиции и обычаи народов зависят от природной среды регионов проживания.

Значение природы для человека и общества

Но не всегда результаты взаимодействия природы и человека бывают благоприятными. С одной стороны природные катаклизмы могут уничтожить человечество или нанести ему серьёзный урон, с другой стороны грубо вторгаясь в природу человечество, наносит ей невосполнимый ущерб. Так, если изначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга (человек сильно зависел от природы и извлекал для себя питание, орудия труда и быта), то по мере становления общества, государства, научно-технической революции возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу возросло. Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей, что привело к появлению глобальных проблем.

Таким образом, главная проблема и опасность современного антропогенного воздействия заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы.

Антропогенное воздействие это все формы воздействия человека на окружающую природу.

Природа не является чем-то неизменным, застывшим, она постоянно изменяется, развивается под воздействием своих внутренних противоречий. Совокупность природных процессов, в их динамике и развитии, называют эволюцией природы.

На определенном этапе этой эволюции в природе зарождается, и постепенно обосабливается от нее, человек и общество.

С этого момента единая эволюция природы, как бы раздваивается на эволюцию собственно природы и эволюцию общества или, как сказал бы философ, эволюцию материи и эволюцию духа.

На первых порах социальная эволюция всецело зависит от эволюции природной и не оказывает на нее существенного влияния.

По мере развития общества и перехода его в индустриальную фазу, производственная деятельность людей начинает оказывать столь значительное воздействие на природу, ее эволюционные процессы, что правомерно говорить о взаимодействии эволюции природной и эволюции социальной. Такое тесное переплетение, взаимодействие и взаимовлияние двух сил – природной и социальной, принято называть КОЭВОЛЮЦИЯ.

Рассматривая человека и природу в их единстве и связи, можно выделить

исторические этапы и типы их взаимодействия.

На первом этапе, когда человек только формировался, можно говорить о стихийном характере их взаимодействия. То есть человек еще не осознавал в полной мере своих отношений с природой.

Его влияние на природу было ничтожно, но сам он, напротив, всецело был зависим от природы. Природные факторы существенно влияли на выживаемость человека, ускорение или замедление развития его культуры.

Этот тип отношения характеризуется относительным тождеством человека и природы.

На втором этапе человек начинает постепенноосвобождатьсяотприродной зависимости. От присваивающего отношения к природе он переходит к производящему.

Если ранее он добывал средства к существованию путем собирательства и охоты, то теперь он начинает производить их сам, посредством растениеводства и скотоводства. Этот переход осуществлялся в период неолита, т.е.

На третьем этапе воздействие человека на природу многократно возрастает. Старое, по преимуществу аграрное, общество традиционного типа уступает место новому, индустриальному обществу.

Для него характерен переход от ремесленного, кустарного производства к промышленному, массовому производству, что повлекло за собой небывалый рост потребления ограниченных природных ресурсов.

Отношение между человеком (его деятельностью) и природой можно характеризовать как их противоречие.

Современный, четвертый этап, характеризуется кризисом отношений человека и природы. Его принято называть экологический кризис.

Суть его состоит в том, масштабы человеческого воздействия на природу сегодня достигли того предела, когда природа уже не в состоянии самостоятельно восстанавливать, нарушаемое человеком экологическое равновесие.

Причинами этого кризиса являются, с одной стороны, недостаточное развитие науки и техники, не позволяющее сегодня предложить нейтральные для природы производственные технологии. С другой стороны, человеческий эгоизм.

Поскольку главная причина кризиса лежит в духовной, нравственной сфере, то и разрешена она будет не научно-техническими и технологическими средствами, а путем формирования новой экологической культуры, нового экологического мировоззрения.

Коэволюционная теория развития общества и природы - Эволюция природы и общества.

Эволюционная и революционная теории развития общества

Социологирассматривают общество как изменяющуюсясистему. Почемув одних обществах прогрессивные изменениянарастают быстрыми темпами, а другиезастыли на том же экономическом,политическом и духовном уровне?Человечеству всегда хотелось ускоритьразвитие экономики и общества в целом.

Но в разных странах добивались этогоразными путями – одни путем ведениязахватнических войн, другие путемпроведения прогрессивных реформ,нацеленных на преобразование обществаи хозяйства.

В ходе истории развитиячеловечества определились два путиразвития общества – эволюционный(постепенные, медленные, количественныепреобразования) и революционный(относительно быстрые, коренные,качественные изменения).

Социальный эволюционизм представляет собой попытку гло­бального осмысления исторического процесса, как части общего, бес­конечно разнообразного и активного процесса эволюции Космоса,планетарной системы, Земли, культуры.

Наиболееяркосоциальный эволюционизм представленв системе английского социолога Г.Спен­сера.

Суть социальной эволюции состоит вусложнении форм общественной жизни, ихдифференциации и интеграции на новомуровне организации.

Основная идея социального эволюционизма– идея существования исторических стадий человеческого общества,развивающихся от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от нечетко интегрированного к интегрированному обществу. Естественным пределом всех эволюционных процессов в этом случае оказывается состояние динамического равновесия, обладающего инерцией самосохранения и способностью адаптации к новым условиям.

Концепция коэволюции общества и природы. Экологические ценности современной цивилизации

Человеку характерна особая – трудовая деятельность. Орудия труда развились в такое явление как техника. Теперь между человеком и природой стоит и сама техника, и результаты технической деятельности (то, что называют цивилизацией в узком смысле).

В итоге происходит то, что предсказывал русский философ Бердяев: теперь техника подчиняет себе человека, заставляет работать на себя, обслуживать себя, пытаясь подчинить себе и природу.

Важным шагом в углублении понимания проблем взаимосвязи об­щества и природы в 20 веке стало учение В. И. Вернадского о ноосфере. По его мнению, ноосфера — это такая степень развития биосферы, при которой разумная деятельность человека становится по своему масштабу и со­держанию важным преобразующим фактором планетарного значения.

Сегодня данное понимание закрепляется понятием антропного принципа. Человек становится антропогенным фактором эволюции природы.

Наукой, общественной практикой и самой историей доказано, что природа и общество — это единая система, они настолько связаны, что воздействуют друг на друга. В этой их связи природа выступает как естественная основа, объективная причина возникновения, основа развития общества.

Эволюционные теории развития общества

ерберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества.

Основываясь на научных фактах и данных Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе — космические, химические, биологические и социальные.

Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно— эволюции. Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции.

Анализ органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции — определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма.

Эволюционная теория Герберта Спенсера — одна из популярнейших теорий в 19 в.Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах:• эволюционной теории,• органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма),• учении о социальной организации — структурных механизмах и институтах.

По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда соотношение части и целого он трактовал особым образом.

Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов:1. рост, увеличение в объеме,2.

усложнение структуры,3. дифференциация функций,4. рост взаимодействия структуры и функций,возможность временного существования частей при расстройстве Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера.

Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.• дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Природа – это царство растений, животных, совокупность всех физических элементов планеты Земля, существующих естественным образом, без участия человека. Природа может существовать без людей, но они без нее не проживут. Человек является частью природы, из всех видов и форм жизни он оказывает на нее самое сильное влияние, которое не всегда является положительным. Каким образом человек влияет на природу, и какова роль природы в жизни общества - вы сможете узнать из данного урока.

План урока:

В широком смысле слова природа - это биосфера, оболочка Земли, создающая необходимые условия для жизни на планете. Она сформировалась около 3,7 миллиардов лет назад, в то время, как возраст планеты Земля составляет 4,5 миллиардов лет. Биосфера проникает в водную и твердую часть Земли, верхнюю часть атмосферы (газовую оболочку небесного тела), включает в себя всех живых организмов населяющих планету. Природа существовала задолго до возникновения в этом мире человека, но он вне биосферы не может существовать.

Природа как условие жизни общества

40 тысяч лет назад в природе появилось новое живое существо - Человек разумный (HomoSapiens). Одновременно с появлением в мире человека создается человеческое общество. За тысячелетия эволюции человек сильно изменился, еще недавно он вынужден был искать милости от природы, но сегодня он научился предсказывать стихийные бедствия и даже, в некоторых случаях, их предотвращать.

Люди стали забывать, какое имеет значение природа в жизни общества. А ведь именно она создает все условия необходимые для человеческой жизни:

  • атмосферное давление;
  • температуру воздуха и почв;
  • оптимальный для человека уровень концентрации кислорода в воздухе;
  • продукты питания;
  • растительный и животный мир;
  • строительные материалы для создания жилищ;
  • природные элементы, необходимые для создания одежды, мебели, предметов быта, техники.

Кроме того, ученые отмечают влияние природы на сферы жизни общества:

  • Экономическую. Неурожаи, стихийные бедствия, истощение природных ресурсов, засуха - негативно сказываются на экономической сфере. Экономика зависит от природных даров, обеспечивающих общество предметами первой необходимости, сельскохозяйственной продукцией.
  • Социальную. Здоровье человечества напрямую зависит от чистоты воздуха, почв, пищи, растительного и животного мира.
  • Духовную. Самое сильное влияние природы на духовную жизнь общества. Она становится источником вдохновения для всех людей, занимающихся творчеством: художников, поэтов, архитекторов, певцов, композиторов.

Очевидно, что роль природы в жизни человека и общества очень велика, но, к сожалению, не все люди осознают этот простой факт. Современный человек уже столкнулся с последствиями загрязнения природной среды, ощутил ее способность мстить за причиненный вред. Если общество не предпримет серьезных шагов по спасению природы, ему грозит смертельная опасность.

Воздействие человека на природу в прошлом и сегодня

В первобытную эпоху воздействие человека на природу было минимальным. Первобытным людям знакомо было лишь присваивающее хозяйство - занятия охотой и рыболовством, собирательство. Оружие охотников было примитивным, с большим трудом им удавалось загонять добычу, нередко люди сами становились добычей для диких животных. Даже при большом желании первобытные люди не могли истощить природных запасов воды, леса, влиять на состояние животного и растительного мира. Поэтому, в древности последствия человеческой деятельности в природе никак себя не проявляли.

Постепенно человечество развивалось, и люди освоили производящий тип хозяйства. На смену охоты пришло скотоводство, собирательство вытеснило земледелие. Для распашки земель требовались большие пространства, которые очищались путем вырубки и выжигания лесов. Но все же отрицательное воздействие человека на природу было относительно небольшим, пока не получила свое развитие наука и техника.

В 18 веке наступил переломный момент в жизни общества, началась индустриализация (переход к промышленному производству). Для развития промышленного производства обществу потребовались огромные природные ресурсы, началось преднамеренное воздействие человека на природу с целью ее покорения. В огромных масштабах вырубались леса, добывались полезные ископаемые. За последние 250 лет наука и техника достигли небывалого прогресса, но какой ценой он обходится окружающей среде?

Современные ученые выделили самые опасные формы воздействия человека на природу:

  1. Выбросы загрязняющих веществ в воздух при промышленном производстве, работе двигателей внутреннего сгорания;
  2. Загрязнение пресных и соленых вод химическими веществами, топливом, промышленными отходами, мусором;
  3. Последствия крупнейших в мире техногенных катастроф (аварий, порожденных поломкой техники);
  4. Истощение запасов природных ресурсов;
  5. Захоронение ядерных отходов;
  6. Сбросы загрязняющих веществ в почву;
  7. Истребление представителей животного царства.

Последствия воздействия человека на природу приобрели глобальный характер, нанесен непоправимый ущерб окружающей среде.

Вторая природа

В попытке усовершенствовать окружающий мир, подстроить его под себя человечество создало вторую природу. Используя достижения науки и техники, человек окружил себя искусственной средой: фабриками и заводами, многоэтажными домами, автомобилями, поездами, самолетами. Все это - техногенный мир, который является результатом человеческой деятельности.

С одной стороны, современная техника значительно упрощает человеческую жизнь, делает ее более комфортной. Но с другой стороны, все промышленные технологии, наука в техногенном мире построены на уничтожении природы, превращают переработку природных ресурсов в прибыльный бизнес.

Человечество гордится появлением атомных электростанций, заводов по производству химической продукции, новых видов топлива. Но эти изобретения цивилизации таят в себе угрозу, так как могут привести к самым страшным техногенным катастрофам мира. К техногенным авариям относят:

  • Крушения водных транспортных средств, перевозящих ядовитые вещества, ядерное топливо, нефть. В результате потопления судна эти ядовитые массы, опасные для жизни морских и речных обитателей, оседают на дно, покрывают поверхность воды;
  • Взрывы на трубопроводах, приводящие к утечке токсичных веществ загрязняющих воздух;
  • Аварии на атомных электростанциях, приводящие к заражению радиацией окружающей среды;
  • Аварии на химических заводах.

Самые большие техногенные катастрофы мира – авария на Чернобыльской атомной электростанции, произошедшая в 1986 году на территории СССР и авария на атомной станции Фукусиме, случившаяся в 2011 году в Японии. В результате этих страшных катастроф огромные пространства были заражены радиоактивными элементами, опасными для жизни и здоровья человека и животных. Чтобы защитить людей от последствий крупнейших техногенных катастроф в мире, были сформированы 30 и 40 километровые зоны отчуждения, из которых вывезли всех местных жителей и находившихся там людей.

Негативные последствия человеческой деятельности для природы

Последствия воздействия общества на природу ученые подразделяют на обратимые и необратимые. Обратимые последствия человеческой деятельности в природе – это те последствия, которые все еще можно предотвратить, повернуть разрушительный процесс вспять. К ним относят:

  • Исчезновение лесов, его можно предотвратить, если ввести строгие ограничения на вырубку леса, высаживать много новых деревьев взамен срубленных;
  • Возникновение стихийных мусорных свалок, загрязнение бытовым мусором почв можно ликвидировать постройкой достаточного количества предприятий по переработке мусора;
  • Уменьшение численности редких видов животных и растений.

Это интересно! В результате бесконтрольной охоты и безответственного поведения человека полностью исчезли такие виды животных как: стеллерова корова, дронт, кавказский зубр, фолклендская лисица, сумчатый волк тилацин, золотая лягушка.

Примеры необратимых последствий человеческой деятельности в природе:

  • Истощение запасов пресной воды;
  • Исчезновение некоторых видов животных, птиц и растений;
  • Глобальное потепление климата;
  • Возникновение озоновых дыр;
  • Истощение природных ресурсов (нефти, газа, каменного угля и прочих).

Последствия технологического воздействия человека на природу относят к глобальным проблемам человечества. Их возможно разрешить только при участии всего мира в природоочистительной деятельности.

Меры по защите и охране природы

Серьезно о необходимости защиты природы человечество задумалось всего 10-20 лет назад, когда ученые заговорили об экологическом кризисе [1] , необратимом разрушении биосферы. В попытках спасти естественную среду обитания человека экологи предложили список мер по охране природы. Главной задачей они считают создание новых видов техники, топлива, которые не загрязняют воздух, воду, почвы. Остальные рекомендации можно разделить по сферам человеческой деятельности:

  1. Меры защиты природы от промышленности: применение безотходных производственных технологий, использование очистительных сооружений, безопасная утилизация радиоактивных отходов.
  2. Меры защиты природы в сельском хозяйстве: запрет на выращивание генно-модифицированных продуктов, ограничение использования химических средств для борьбы с сорняками, восстановление плодородности почв.
  3. Меры по охране природы: чтобы защитить исчезающие виды растений и животных их нужно заносить в Красную книгу, создавать заповедники, национальные парки и другие охраняемые территории.

Меры защиты природы разработаны не для отдельного государства или народа, их необходимо принимать всему человечеству.

Международные организации по защите экологии

Спасением окружающей среды занимаются международные организации по защите природы. К ним относятся:

  • Всемирный союз охраны природы. Он был создан спустя три года после окончания второй мировой войны, в 1948 году. Главная цель организации - сохранение различных животных и растений. Союз занимается подсчетом исчезающих и исчезнувших видов, их занесением в Красную [2] и Черную книгу [3] .
  • Всемирный фонд дикой природы. Был основан в 1961 году. Международная организация, созданная для защиты природы, учреждает природоохранительные проекты во всем мире. Организация проводит природоохранительные программы и в России, такие как Лесная, Морская программа, проекты по охране редких видов животных.
  • Гринпис - международная организация по защите экологии. Она была создана в 1971 году. Главными целями организации являются: предотвращение глобального потепления, неконтролируемого рыболовства и охоты, поиск новых экологически чистых источников энергии.

Словарь

1. Экологический кризис - последствия безответственного отношения человека к окружающей среде, нанесение непоправимого ущербаприроде.

2. Красная книга – перечень находящихся под угрозой исчезновения животных и растений.

3. Черная книга - список видов животных, птиц полностью исчезнувших в лица земли.

Читайте также: