Моделирование это в педагогике кратко

Обновлено: 04.07.2024

Педагогическое моделирование — разработка и создание формальной модели педагогического процесса или его составляющих, отражающей основные идеи, методы, формы, средства, приемы и технологические решения, которые подлежат в дальнейшем экспериментальному изучению в условиях реального педагогического процесса.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Педагогическое моделирование" в других словарях:

Моделирование — Моделирование исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих… … Википедия

Педагогическое общение — система многофункциональная. Педагог в своей деятельности выступает как источник информации, как организатор коллективной деятельности и взаимо отношений, при этом он развивает детей, обучает их и воспитывает. Оптимальное П. о. такое общение… … Педагогическое речеведение

Моделирование(педагогическое) — начальный этап педагогического проектирования. Состоит в разработке модели как общей проективной идеи создания педагогической формы, педагогической системы (концепции, положений), так и в разработке модели педагогических процессов (теоретических… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Список научных журналов ВАК Минобрнауки России c 2011 года — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия

Шаповалов, Владимир Александрович — Шаповалов Владимир Александрович Род деятельности: ректор Ставропольского государственного университета Дата рождения: 1946 год(1946) Место рождения … Википедия

Яковлева, Надежда Олеговна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Яковлева. Связать? … Википедия

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методом моделирования называется такой общенаучный метод исследования, при котором изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели, но результат исследования переносится с модели на объект.

Изучение того или иного объекта производится с помощью изучения другого объекта, в каком-то отношении подобного первому, с последующим переносом на первый объект результатов изучения второго. Этот второй объект называют моделью первого. В науке различают модель-замещение, модель-представление, модель-интерпретацию, модель-исследование. Моделирование есть процесс построения модели.

Научная модель – это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Главное преимущество моделирования – целостность представления информации. Сотни лет педагогика развивалась главным образом за счет анализа – расчленения целого на части; синтезом как таковым пренебрегали. Моделирование основывается на синтетическом подходе: вычленяются целостные системы и исследуется их функционирование.

Моделирование успешно применяется для оптимизации структуры учебного материала, улучшения планирования учебного процесса, управления познавательной деятельностью и управления учебно-воспитательным процессом (диагностики, прогнозирования, проектирования).

Моделирование служит следующим целям:

а) эвристической – для классификации, обозначения, нахождения новых законов, построения новых теорий и интерпретации полученных данных;

б) экспериментальной – для решения проблемы эмпирической проверки (верификации) гипотезы с помощью оперирования теми или иными моделями;

в) вычислительной – для решения вычислительных проблем с помощью моделей.

Модель отражает предмет не непосредственно, а через совокупность целенаправленных действий субъекта:

• экспериментальный и (или) теоретический анализ модели;

• сопоставление результатов анализа с характеристиками оригинала;

• обнаружение расхождений между ними;

• интерпретацию полученной информации, объяснение обнаруженных свойств, связей;

• практическую проверку результатов моделирования.

Гносеологическая сущность научных моделей заключается в том, что они по зволяют системно и наглядно выразить знание о предмете, его функциях, параметрах и пр. Основное назначение модели – объяснить совокупность данных, относящихся к предмету познания.[4.]

Можно выделить несколько видов моделирования:

1) предметное моделирование (например, проектируя школь-

ное здание, прибегают к созданию модели этого задания);

2) знаковое, или информационное, моделирование (схемы,

чертежи, формулы, алгоритмы, план исследования, структура

3) мысленное моделирование (например, модель личности

выпускника средней общеобразовательной школы, модель

личности учителя).[1. c тр 66].

Рассмотрим основные этапы моделирования:

Этап 1. Постановка задачи.

На этом этапе четко выделяют моделируемый объект, его основные свойства, его элементы и связи между ними. Простой пример подчиненных связей объектов — разбор предложения. Сначала выделяются главные члены (подлежащее, сказуемое), затем второстепенные члены, относящиеся к главным, затем слова, относящиеся к второстепенным, и т. д.

Этап 2. Разработка модели.

На этом этапе выясняются свойства, состояния, действия и другие характеристики элементарных объектов в любой форме: устно, в виде схем, таблиц. Формируется представление об элементарных объектах, составляющих исходный объект, т. е. информационная модель. Модели должны отражать наиболее существенные признаки, свойства, состояния и отношения объектов предметного мира. Именно они дают полную информацию об объекте.

Этап 3. Компьютерный эксперимент.

Компьютерное моделирование — основа представления знаний в ЭВМ. Компьютерное моделирование для рождения новой информации использует любую информацию, которую можно актуализировать с помощью ЭВМ. Прогресс моделирования связан с разработкой систем компьютерного моделирования, а прогресс в информационной технологии — с актуализацией опыта моделирования на компьютере, с созданием банков моделей, методов и программных систем, позволяющих собирать новые модели из моделей банка.

Этап 4. Анализ результатов моделирования.

Конечная цель моделирования — принятие решения, которое должно быть выработано на основе всестороннего анализа полученных результатов. Этот этап решающий — либо вы продолжаете исследование, либо заканчиваете. Возможно, вам известен ожидаемый результат, тогда необходимо сравнить полученный и ожидаемый результаты. В случае совпадения вы сможете принять решение. [6].

Организация моделирования образовательных процессов

Моделирование – это отражение свойств исследуемого объекта с помощью научных понятий и предметно-имитирующих конструкций.

Модель объекта позволяет получить новые сведения, новые данные об изучаемом объекте. Моделирование выступает способом познания, посредством которого изучаются разные объекты и процессы.

Рисунок 1. Моделирование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Моделирование активно используется в качестве метода исследования педагогической действительности, образовательного процесса, его разных сторон и процессов.

Использование моделирования в качестве метода исследования опирается на приемы аналогии познания т.е. создается объект со сходными параметрами реального объекта и проводится его исследование по определенным правилам. Таким образом, исследуется не сам образовательный процесс, объект, а его аналог, созданная модель с признаками, приближенными к реальным.

Выступая методом педагогических исследований, моделирование имеет два приложения:

  1. Инструмент познания, которым должны владеть учащиеся. В этом случае, моделирование направлено на развитие научного типа мышления, навыков оперирования теоретическими понятиями.
  2. Одно из составных компонентов учебных действий, являющихся составным элементом учебной деятельности.

Модель образовательного процесса предполагает:

  • Создание образа, аналогии образовательного процесса, с отражением его значимых свойств;
  • Создание в модели образовательного процесса его гипотетического описания, что дает возможности предвидения новых свойств объектов;
  • Предоставление абстрактной характеристики, изучаемого объекта;
  • Отражение существенных, значимых свойств объектов;
  • Формализацию образовательного процесса и его отдельных объектов;
  • Внесение компонентов фантазии, творческого видения исследуемого объекта;
  • Отражение видения исследователя сущностных характеристик образовательной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Модель образовательного процесса является средством решения, поставленной в исследовании задачи. Она позволяет получить целостное представление об образовательном процессе и полноценную картину образовательной работы, рассмотреть ее с разных сторон.

Модель является динамическим процессом. Она может развиваться по мере развития научных знаний и совершения выводов по ходу исследования, а может и умирать т.е. приходить в негодность из-за несоответствия ее характеристик развитию реального образовательного процесса. В этом случае ее необходимо заменить на новую модель.

Модель образовательного процесса включает в себя следующие компоненты, отражающие структуру образовательного процесса:

  • Целевой компонент.
  • Содержательный компонент.
  • Организационный компонент.
  • Аналитический компонент.
  • Результативный компонент.

Моделирование позволяет объединить эмпирическое и теоретическое знание в проведенном исследовании. Однако, модель не может дать больше сведений об исследуемом педагогическом процессе, образовательной деятельности, чем в нее заложено на этапе ее формирования. Расширение данных требует преобразование модели, перевод ее на уровень динамического развития.

Алгоритм моделирования при исследовании педагогических процессов

Рисунок 2. Педагогическое моделирование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Использование моделирования в качестве метода педагогического исследования реализуется по следующему алгоритму:

  1. Определение целевого назначения исследования педагогического процесса, объекта или явления с выбором сущностных его свойств и параметров.
  2. Создание моделей – их разных вариантов, с наделением их необходимыми свойствами.
  3. Выражение вариантов моделей в виде абстрагированных образов математической или графической формы.
  4. Проведение мониторинга выбранной модели, оценки ее свойств и выявление на ее основе свойств и признаков, которые не были ранее предвидены и предположены.
  5. Корректировка модели на основании ее мониторинга или отказ от нее и создание новой модели.

В ходе моделирования происходит сопоставление теоретических идей, гипотез исследования с экспериментальными данными, которые позволяют подтвердить их или отвергнуть.

Условия построения модели педагогической деятельности

Создание модели педагогической деятельности предполагает соблюдение ряда условий ее продуктивности. К ним относятся:

  1. Обеспечение работы модели в соответствии с реальным объектом. Она должна демонстрировать его поведение или отдельные аспекты, отражать выполнение той же функциональной роли;
  2. На основе исследования модели должны быть получены новые знания, новые теоретические данные, открыты новые свойства, признаки, параметры оригинала. Иначе, моделирование не имеет смысла;
  3. Указание существенных признаков объекта, чьи свойства отражает модель. Она должна соответствовать, полноценно отражать сущностные характеристики реального объекта;
  4. Использование системы видовых моделей. Это условие не является обязательным, но позволяет полноценно исследовать объекты и процессы, рассмотреть их с разных сторон. Создается несколько моделей, отражающих структуру изучаемого объекта, его функции, назначение, использование в разных направлениях. Это позволяет раскрыть причинно-следственные связи исследуемого объекта;
  5. Модель не может быть полностью тождественна оригиналу. Да, она отражает его сущностные характеристики, но не является его клоном. Это позволяет дополнить модель иными свойствами и исследовать их актуальность, возможности практического применения. Таим образом, происходит жертвование полноты знаний для постижения сущности;
  6. Избегание чрезмерного абстрагирования при построении модели. Это необходимо для сохранение сути объекта и сущностных параметров исследования.

В ходе педагогического исследования могут строиться модели, опережающие исследование, а могут те, которые отражают его итоги т.е. дающие теоретические предположения, гипотезы исследования.

Модели позволяют увидеть все внутренние связи и зависимости, изучаемого педагогического процесса, отразить его сильные и слабые стороны. Это позволяет принимать управленческие решения, разрешать разнообразные образовательные задачи.

Моделирование – это целостная, взаимосвязанная и взаимообусловленная совокупность приемов, логических операций познания (наблюдение, анализ, синтез, построение гипотез, формализация, идеализация, абстрагирование, сравнение, аналогия, конкретизация, обобщение, классификация, систематизация, структурирование, построение умозаключений и др.) и практических действий моделирования (экспериментирование, интерпретация, верификация), выполняемых для построения и исследования модели объекта с целью изучения самого объекта.

Содержание

Модель как схематическое представление

Достаточно часто модель обозначает просто возможный вариант построения обучения. Например, в статье Е.С.Полат Модели дистанционного обучения модель это вариант организации учебного процесса, представленный в виде схемы. Статья содержит различные схемы дистанционного обучения.

Этот же подход, когда модель понимается как схема организации процесса, использует в своих работах М.В. Ядровская. См. Моделирование педагогического взаимодействия

image002.jpg

Мы построили структурную модель, являющуюся схематизированным отображением реального учебно-педагогического взаимодействия. Эта модель может быть использована в качестве концептуальной основы построения взаимодействия при проектировании учебно-воспитательного процесса.

Т.е. схема = концептуальная основа для педагогического проектирования

Ядровская М.В. Моделирование в реализации когнитивного обучения // ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО (EDUCATIONAL TECHNOLOGY & SOCIETY). 2012. Vol. 15, № 2. P. 602 – 617.

Моделирование как этап в проектировании

А.М.Новиков рассматривает моделирование как этап на стадии проектирования в продуктивной деятельности. Модели проектируемых педагогических систем, также, как и сами системы, могут быть, естественно, на разных уровнях иерархии. Можно говорить, к примеру, о модели урока; о модели образовательного учреждения и т.д. Модели являются способом представления как бы образцово правильных действий и их результатов, то есть являются рабочим представлением, образом будущей системы. Детальное текстовое описание модели – что мы хотим получить – называется сценарием.

Модерирование как процесс подготовки учебного материала

Процесс подготовки учебной информации можно назвать моделированием учебного материала, так как подготовка учебной информации относится к этапу моделирования проектировочной деятельности педагога; в процессе подготовки учебной информации используются основные приемы, логические операции, практические действия моделирования как метода познания, в результате которого строятся разнообразные модели, представляющие научное знание в учебной дисциплине. Моделирование учебного материала Л.М. Фридман относит к важному учебному средству

  • Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984. 80 p.

Векторное моделирование образовательной среды

Кластерное моделирование школьной среды

Кластерные модели обычно используются для выявления групп (или кластеров) похожих объектов путем исследования переменных, в которых сходство членов одной группы велико, а сходство представителей разных групп мало. Полученные результаты можно использовать для идентификации взаимосвязей, которые другим путем было бы трудно обнаружить.

Это было у А.Ю.Уварова В кластерной модели состояние информатизации школы представляется как точка в соответствующем пространстве, а похожие школы – как сгущения точек в определенной части этого пространства. Группы похожих школ и соответствующие им сгущения называются кластерами. Существование кластерной структуры пространства информатизации школ – рабочая гипотеза, которая требует статистической проверки. Методы кластерного анализа позволяют определить, насколько эта гипотеза и лежащие в ее основе интуитивные представления правомерны.

  • В общем, понятно было, что любые объекты могут быть кластеризованы на группы - и состояние информационной среды школы вполне себе точка приложения. Надо извлечь основания для кластеризации!

Кластеризация осуществлялась на основании

  1. Использование вариативных форм учебной работы, поддержанных средствами ИКТ
  2. Развитие цифровой образовательной среды школы
  3. Организационное обеспечение процессов информатизации школы
  4. Доступность аппаратных средств
  5. Использование ИКТ для решения задач управления школой
  6. Педагогическая ИКТ-компетентность работников школы
  7. Использование Интернет в учебной работе

Моделирование у Ясвина (Организационная культура)

Исходя из такого понимания модели сам процесс моделирования есть деятельность по получению нового знания о система А при помощи искусственно созданной системы B. Смысл моделирования заключается в возможности получить информацию о явлениях, происходящих в оригинале, путем переноса на него определенных знаний, полученных при изучении соответствующей модели. Этот метод основан на способности человеческого мышления к абстрактному сопоставлению свойств различных объектов, то есть к установлению аналогий. Однако, искусственно создаваемые в педагогических исследованиях системы, как правило, являются всего лишь схемами, которые отражают представления авторов этих схем.

  1. Догматическая среда характеризуется Я. Корчаком как авторитарная cреда, в которой господствуют традиции, обряды, повеления, дисциплина, порядок и добросовестность. Такая среда транслирует ясность, твердость, ощущения прочности и устойчивости, уверенности в своей правоте. Характерны самоограничение, самопреодоление, труд, нравственность, благоразумие.

Личность, формирующаяся в догматической среде, по мнению Я. Корчака, характеризуется прежде всего высокой степенью пассивности, когда спокойствие трансформируется в отрешенность и апатию.

  1. Для среды внешнего лоска и карьеры характерно упорство, вызванное холодным расчетом, а не духовными потребностями. В такой среде никто

не ориентируется на полноту содержания, достаточно соблюсти принятую форму, произносить соответствующие лозунги, исполнять этикет. Господствуют тщеславие, высокомерие, раболепие, зависть, злоба, злорадство. Здесь людей постоянно оценивают. Основные черты личности, формирующейся в такой среде, — фальшь и лицемерие, стремление к карьере за счет хитрости, подкупа, высоких связей и т. п.

  1. Среда безмятежного потребления заключает в себе покой, беззаботность, чувствительность, приветливость, доброту. Господствует атмосфера внутреннего благополучия и лени. Развитие личности проистекает из книг, бесед, встреч и жизненных впечатлений. В среде безмятежного потребления работа никогда не служит какой-либо идее, а лишь является средством для обеспечения желательных условий.
  2. Наконец, идейная среда характеризуется полетом мысли, порывом, движением. Здесь не работают, а радостно творят. Нет повеления — есть добрая воля. Нет догм — есть проблемы. Нет благоразумия — есть жар души, энтузиазм.

Для анализа столь сложной и многомерной социальной реальности, как социальная среда, мы использовали векторный, то есть логико-математический метод знакового функционального моделирования, в котором степень допустимости неизбежных упрощений изучаемой реальности определяется соответствующей гипотезой, на основе которой создается соответствующая модель. В качестве такой гипотезы нами рассматривается предположение о том, что тип образовательной среды определяется различными условиями и возможностями, которые способствуют развитию личностной активности (или пассивности), а также личностной свободы (или зависимости). Метод векторного моделирования среды предполагает построение системы координат, состоящей из двух осей:

Yasvin02.jpg

При этом остается неясным, а что собственно моделирует вектор и может ли вектор использоваться для чего-либо кроме как для типологизации уже существующей среды? Следующая проблема связана с тем, что ответы при построении вектора приходится опираться на ответы людей на вопросы (а люди врут).

Серьезной проблемой является достоверность показателей и индикаторов, на основании которых выстраивается модель. Даже в том случае, если исследователя интересуют данные о технических характеристиках образовательной среды, источником данных являются опросы.

Пространство информатизации современной российской школы, построенное на основе разработанной теоретической модели, имеет устойчивую кластерную структуру.

Вероятно, что Ясвин использует более общие положения организационной культуры, которые позволяют выделить различные типы организаций и имеют приложение не только к школе.

  1. Черты культуры, ориентированной на формирование зависимости: а) тенденция к централизации и автократичности, сильное администрирование; б) высокий уровень заботы о персонале, ожидания работников защиты организацией их интересов; в) высокий уровень формализации и роли стандартизированных правил; г) постоянный контроль и оценивание; д) разделение организационных ценностей и целей большинством сотрудников, требование высокого уровня подчинения личности организации; е) высокая роль традиций и ритуалов.
  2. Черты культуры, ориентированной на формирование свободы: а) низкий уровень централизации, делегирование части полномочий; б) ценится индивидуальная свобода, сотрудники надеются на себя и отстаивают свои интересы; в) высокая степень автономности при решении проблем и задач, возможность нарушения правил в соответствии с конкретными условиями; г) повседневный контроль незначительный; д) поощряется индивидуальное мнение по разным вопросам, ценится индивидуальность.
  3. Черты культуры, ориентированной на формирование пассивности: а) стремление контролировать инициативу; б) конфликты не приветствуются, при возникновении разногласий они разрешаются административными мерами; в) слабая ориентация на индивидуальные достижения и индивидуальный успех, соревнование и конкуренция между сотрудниками на приветствуются.
  4. Черты культуры, ориентированной на формирование активности: а) ценится и поощряется инициатива сотрудников, в том числе поощряется предприимчивость, готовность выполнять новые задачи, участие в деятельности организации; б) конфликты рассматриваются как основа развития, при решении спорных вопросов используется групповая дискуссия; в) ценится стремление к собственному развитию и достижению личного успеха.

Векторное моделирование игровой среды

Моделирование взаимодействия субъектов образования

Kozyrev Nikolay Anatolievich 1 , Kozyreva Olga Anatolievna 2
1 Siberian state industrial University, Novokuznetsk, doctor of technical sciences, professor
2 Siberian state Industrial University, Novokuznetsk, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, candidate of pedagogical sciences, associate Professor


Abstract
The article discusses the possibility of using the pedagogical method of simulation in the training of future teacher-bachelors, the definition directly associated with the study of the concept of "pedagogical modeling", reflects the system of pedagogical principles modeling, the pedagogical conditions for the optimal use of the method of teaching modeling in the work with teachers in the system of continuous professional education, provides examples of the use of pedagogical modeling in the structure of the courses "Introduction to pedagogical activity", "Theoretical pedagogy", "Practical pedagogy", "History of pedagogy and education" in the structure of specialty "44.03.01 – Pedagogical education".

Педагогическое моделирование определяет перспективность создания того или иного педагогического средства, обеспечивающего решение одной или нескольких задач современной педагогической практики. Педагогическое средство в широком смысле – это продукт и объект деятельности педагога, созданный с целью повышения качества предлагаемых образовательных услуг или педагогической поддержки, системно обеспечивающий повышение уровня и качества включения личности обучающегося и лиц, отвечающих за воспитание, в систему социальных и социально-образовательных отношений, где, в конечном счете, осуществляется выбор профессии и реализация идеи профессионально-трудового становления обучающегося.

Педагогическое моделирование в использовании педагогом высшей и средней школы имеет ряд сходств и различий, верифицирующих целостность постановки и решения цели и задач современного образования и детализации качества изучения темы, раздела, блока, предмета, дисциплины, курса. Для обеспечения учебного и научно-педагогических процессов подготовки будущих педагогов представляют интерес работы 3, отражающие качество и возможности использования педагогического моделирования в ресурсах самостоятельной работы студентов, включенных в активный поиск оптимальных условий и возможностей продуктивного становления и развития личности в модели ведущей деятельности и общения, предопределяющих качественное формирование потребностей и компетенций, ресурсов и возможностей использования культуры и науки как механизмов саморазвития и самореализации, детализирующих в культуре самостоятельной работы личности нюансы и характеристики внутриличностного и поликультурного синтеза, визуализирующих акмеперспективность любых изменений, происходящих в обществе и личности, доказывающих возможность продуктивного становления и самоутверждения через продукты ведущей деятельности и общения, хобби и досуга.

В структуре изучения возможностей педагогического моделирования будущими педагогам в модели подготовки специалитета и бакалавриата в НФИ КемГУ накоплено более 1 000 научных публикаций студентов 4, использующих метод педагогического моделирования в качестве ресурса, фасилитирующего уточнение понятийного аппарата и разработку программного-педагогического обеспечения, начиная от плана-конспекта классного часа, заканчивая электронными учебниками, обеспечивающими новейшими формами и ресурсами всех желающих изучить тот или иной раздел современной педагогики.

Модель – идеальный образец, фасилитирующий изучение явления или феномена, продукта или процедуры, механизма или средства, обеспечивающий возможность развития научного знания и личности, включенной в систему современного образования и культуры.

Педагогическое моделирование – это ресурс детерминации, визуализации, верификации, модификации и создания нового идеального педагогического средства, обеспечивающего педагога и обучающегося необходимым качеством изучения и исследования дидактического и научно-исследовательского материала в ресурсах выделенного предмета или научной области знаний, детализирующих возможность познания и дополнения сформированных знаний и компетенций в модели современного непрерывного образования.

Педагогическое моделирование – метод научно-педагогического исследования, определяющий возможность появления нового, качественного знания или средства в системе детерминации, визуализации, оптимизации и решения поликультурных и внутриличностных противоречий профессионально-педагогической деятельности, системно верифицирующий возможность развития как условия самосохранения личности и общества в детерминации и верификации поликультурных отношений и изменений ноосферы.

Педагогическое моделирование – это ресурс современного образовательного пространства, фасилитирующий поиск и определение противоречий воспитательно-образовательной работы и профессионально-педагогической деятельности, системно модифицирующих качество решения выявленных противоречий и поставленных педагогических задач, обеспечивающих получение нового акмеверифицированного и адаптированного знания и одноименных педагогических средств, повышающих качество современного образования и профессионально-педагогической деятельности.

Педагогическое моделирование – это вид профессионально-педагогической деятельности, в структуре которой педагог строит определенный идеальный образец какого-либо явления или процедуры, процесса или механизма, условия или тенденции, ресурса или системы, педагогического средства или метода, формы или детерминации, системно позволяющего изучить, измерить, определить, дополнить, систематизировать, классифицировать, адаптировать, детализировать и пр. материал или продукт изучения или исследования в системе поставленных образовательных или профессионально-педагогических особенностей подготовки личности обучающегося.

Педагогическое моделирование – средство создания нового знания или педагогического средства в широком смысле понятия в модели современной культуры и образования, научно-педагогического сотрудничества и рефлексии, детально отражающих все нюансы реализации идей образования и досуга в поликультурном воспитательно-образовательном пространстве как синтезированном и суперпозиционном резерве и ресурсе антропосреды и ноосферы.

Педагогическое моделирование – метод и средство научно-педагогической и гносеолого-дидактической практики педагога, обеспечивающие образовательное пространство новыми и адаптированными идеальными и материальными продуктами и ресурсами профессионально-педагогической деятельности, детализирующими возможность определения и решения выделенных противоречий и задач современной педагогики в соответствии с требованиями и возможностями, ограничениями и потребностями, приоритетами и воспроизводством эталонов культуры и ноосферы.

Педагогическое моделирование – вид деятельности педагога, в структуре которой педагог успешно определяет, уточняет, дополняет, систематизирует, трансформирует, разрабатывает и пр. необходимую модель деятельности, обеспечивающую возможностью адаптивного или акмеверифицированного выделения определенного компонента или их совокупности, например, – изучения, исследования, детализации, систематизации, классификации, программирования, адаптации, социализации, просвещения, коррекции, самообразования, самореализации и пр., позволяющих педагогу определить оптимальный режим работы в рамках поставленных цели и задач, выделенных функций и принципов, принятых ограничений и возможностей, определенных трудовым договором особенностей профессионально-педагогического взаимодействия и общения.

Педагогическое моделирование – средство продуцирования педагогических инноваций, системно детализирующее и корректирующее качество выявления и решения задач профессионально-педагогической деятельности в модели адаптивной и акмеверифицированной составляющих, системно позволяющих личности обучающегося определять и модифицировать перспективы становления и самоутверждения, самореализации и саморазвития, социализации и адаптации в модели современного образования и культуры, общения и труда, предопределяющих оптимизацию качества жизнедеятельности личности и общества.

Педагогическое моделирование – продукт ноосферы, реализующий оптимальные условия самозащиты и самосохранения личности, антропосреды и ноосферы в подлинных смыслах формирования и развития целостного полисистемного, многомерного образа, определяемого через составные науки, искусства, культуры, религии и пр., в совокупности своей образующих источник развития и жизни в социобиокультурной среде.

- широкий смысл: матрица построения всевозможных инновационных ресурсов, средств, методов и прочих объектов и новообразований;

- узкий смысл: вид педагогической деятельности;

- локальный смысл: метод воспроизводства и обновления поликультурного наследия и богатств.

Педагогическое моделирование в узком смысле – вид педагогической деятельности, направленной на поиск оптимальных условий и возможностей создания различных педагогически востребованных моделей и средств, фасилитирующих решение определенной задачи или проблемы современной педагогической практики в модели профессионального самоутверждения, самореализации, саморазвития, самосовершенствования педагога, способного ситуативно, качественно, гибко, своевременно и продуктивно выполнять свои профессионально-педагогические обязанности и трудовые функции согласно специфики заключенного трудового договора, профессионально-педагогической этики и культуры.

Педагогическое моделирование в локальном смысле – метод научно-педагогического исследования, фасилитирующий педагогу возможность уточнения, детализации, верификации, модификации, создания новых моделей и педагогических средств в широком смысле понятия, обеспечивающих теорию и практику современной педагогики устойчивыми реализуемыми условиями и приоритетами развития и саморазвития личности в модели поликультурного образования и профессиональной подготовки, профессионального труда и профессионального, продуктивного самоутверждения.

Объект педагогического моделирования: педагогические процессы, явления, феномены, процедуры, функции, условия и пр.

Предмет педагогического моделирования: оптимизация, верификация, детализация, рационализация качества педагогически обусловленных педагогических процессов, явлений, феноменов, процедур, функций, условий и пр.

Цель педагогического моделирования: оптимизировать, верифицировать, детализировать педагогически обусловленные процессы, явления, феномены, процедуры, функции, условия и пр.

Задачи педагогического моделирования, детерминируемые в работе с педагогами:

1. Определить направления и проблемы, качество и возможности использования метода педагогического моделирования в работе педагога.

2. Изучить традиционные способы и средства, условия и возможности педагогического моделирования.

3. Определить перспективность использования метода педагогического моделирования в работе с педагогами.

4. Создать условия для оптимального использования метода педагогического моделирования.

5. Апробация возможностей педагогического моделирования в системе непрерывного профессионального образования.

Функции педагогического моделирования в системе
непрерывного профессионального образования:

• Функция адаптации обучающегося и педагога к изменениям и возможностям личности и среды в поликультурных отношениях и воспроизводстве благ, ценностей, объектов, продуктов науки, искусства, культуры, религии и пр.

• Функция социализации личности через продукты деятельности и общения, в структуре которых педагогическое моделирование в частности и научное моделирование в общем реализуют практику оптимизации и дополнения, верификации и систематизации, трансформации и ретрансляции высоких общечеловеческих ценностей, норм культуры и этики, компетентности и мастерства, конкурентоспособности и гибкости, гуманизма и здоровьесбережении и пр.

• Функция формирования потребностей и смыслов, ценностей и отношений, моделей познания и преобразования объективного в среде, компетенций и приоритетов профессионального становления в мультикультурных отношениях, формирования необходимо высокого уровня притязаний и внутренних мотивов, ноосфероцентрических целей и позитивной, адекватной самооценки.

• Функция здоровьесбережения и коррекции необъективного отношения к изменениям, происходящим в эволюционных и инновационных системах.

• Функция самоопределения и самосохранения личности и ноосферы.

• Функция организационно-синтетических преобразований в сознании личности и моделях деятельности, в единстве реализующих многомерные идеальные и материальные преобразования всех структурно-смысловых, синергетически-диалектических, содержательно-практических, гносеолого-герменевтических и прочих ракурсах и аспектах детерминации и верификации подлинности целеполагания и продуктов ноосферы.

• Функция оптимизации развития и саморазвития личности в модели и практике современного образования и пр.

Система принципов педагогического моделирования
в структуре подготовки будущих педагогов

I. Принцип многомерного научного поиска оптимальных условий создания идеальных и материальных моделей педагогически обусловленных явлений, процессов, процедур, механизмов:

• принцип логического определения составных детерминируемого и визуализируемого явления;

• принцип ситуативной, многомерной коррекции детерминируемой и визуализируемой педагогической модели;

• принцип синергетически регламентируемого педагогического контроля составных моделируемого явления, процесса, процедуры, функции, условий, механизма и пр.;

• принцип реализации условий готовности педагога быть включенным в моделирование и уточнение, апробацию и верификацию качества создаваемых педагогических форм, методов, приемов, условий, технологий, методик, анкет, дидактических тестов, педагогических средств, детерминаций педагогически обусловленных характеристик, явлений, процедур и пр.;

• принцип системности, систематичности, объективности, целесообразности, корректности, культуры в определении и решении задач и противоречий целостного педагогического процесса и педагогической практики в широком смысле;

• принцип единства теории и практики в верификации возможностей обучающегося и системы непрерывного образования (нас будет интересовать система общего и профессионального образования).

II. Принцип здоровьесберегающей подготовки будущего педагога, включенного в активный поиск основ и практики качественного оказания образовательных услуг в учреждении современного образования:

• принцип активного, позитивного восприятия возможности развития личности и общества в модели общей, дополнительной, профессиональной подготовки и отдыха;

• принцип рационального питания и современного восстановления личности в поликультурном пространстве;

• принцип создания условий для формирования потребностей и моделей у обучающегося в психорелаксационных и арт-терапевтических формах самовыражения и самореализации, т.е. реализации возможности развития и коррекции личности через искусство и культуру, спорт и науку;

• принцип полисистемной, многомерной, предопределяющей роли здоровья в жизнедеятельности личности;

• принцип адаптации личности к изменениям, происходящим в ноосфере и культуре, государстве и регионе, системе образования и системе труда;

• принцип доступности услуг образования и культуры, досуга и здоровьесбережения.

III. Принцип учета индивидуальных особенностей обучающегося и модели поликультурного образования в определении и решении противоречий и задач, верифицирующих истинность и объективность развития и сформированности личности:

• принцип учета модели нормального распределения способностей и здоровья в практике решения задач развития личности и моделирования средств фасилитации и образования;

• принцип гуманизации современного образования и решения задач социализации и самоутверждения, самореализации и саморазвития личности в модели ведущей деятельности и общения, хобби и отдыха;

• принцип формирования необходимого уровня сформированности потребностей, культуры и этики, внутренней мотивации учения, продуктивного самовыражения и самореализации обучающегося;

• принцип культуросообразности и природосообразности традиционного обучения и образования;

• принцип готовности педагога и обучающегося использовать параллельно традиционному обучению инновационные формы, методы, средства, технологии обучения.

IV. Принцип формирования культуры самостоятельной работы личности как механизма верификации успешности в различных сферах сотрудничества, взаимодействия и самореализации:

• принцип детерминации культуры как матрицы всех успешных решений в принятии смыслов и ценностей микро-, мезо-, макро- и мегагрупповых отношений;

• принцип правовой подготовки педагога к решению задач экономического, государственного и регионального управления качеством образования;

• принцип формирования надлежащего качества и уровня сформированности профессиональных компетенций и культуры педагога.

V. Принцип включения личности обучающегося в систему непрерывного профессионального образования:

• принцип учета ограничений и возможностей личности и культуры в решении задач современного образования как гаранта стабильности и развития личности и общества;

• принцип продуктивности и состоятельности, креативности и гибкости, конкурентоспособности и гуманизма в развитии личности в модели воспроизводства и обновления всех составных антропосреды и ноосферы;

• принцип единства саморазвития, самореализации, социализации, самоутверждения, самосохранения личности и общества;

• принцип достаточности продуцирования идеальных и материальных средств, обеспечивающих оптимальное развитие личности и общества.

Педагогические условия оптимального использования
метода педагогического моделирования в работе с педагогами
в системе непрерывного профессионального образования

• Определение основ стимулирования труда педагогов в модели использования инновационных ресурсов создания педагогических средств в широком смысле понятия (идеальные и материальные продукты деятельности и труда педагогов).

• Формирование потребностей в высоких достижениях личности в модели оптимальной верификации качества обучения и профессиональной подготовки.

• Формирование смыслов и ценностей гуманизации и продуктивного становления личности в системе учета всех нюансов образовательной и профессиональной практики.

• Развитие целостного, поликультурного восприятия формируемых компетенций и качеств личности обучающегося.

• Готовность системы образования и государства к созданию и проверке новых педагогических средств, моделируемых в соответствии с выделенным направлением деятельности и спецификой воспроизводства культуры и научно-технического прогресса.

Детализацию выделенных общепедагогических основ использования метода педагогического моделирования в структуре подготовки будущих педагогов в вузе будет сводиться в следующих публикациях к систематизации и визуализации статистических данных и гносеолого-дидактических особенностей обучающихся и педагогов, включенных в активный поиск возможностей педагогического моделирования в системе непрерывного профессионального образования.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Читайте также: