Поэтика в литературе кратко

Обновлено: 07.07.2024

Поэтика – это наука, изучающая систему средств выражения в произведениях литературы.

Понятие поэтики

В. В. Виноградов был среди первых ученых, переосмысливших трактовку понятия поэтики и осознавших значение для нее разделения синхрония-диахрония. Первые работы В. В. Виноградова, посвященные поэтике русской литературы, были о произведениях Ф. М. Достоевского и Н. В. Гоголя.

В широком смысле поэтика совпадает с теорией литературы. В узком понимании поэтика совпадает с одной из областей теоретической поэтики. Она занимается изучением специфики литературных жанров и родов, направлений, течений, стилей, методов, а также исследует законы внутренней связи, соотношения разных уровней художественного целого.

Поэтика бывает нескольких видов:

  • Историческая поэтика
  • Теоретическая поэтика
  • Практическая поэтика
  • Сравнительная поэтика.

В качестве объекта изучения в поэтике выступает художественная литература.

Особенности и задачи поэтики

Важнейшей особенностью поэтики является исследование специфики литературы – осознание и описание того, что является характерным только для литературы и что отличает ее от остальных сфер духовной жизни.

Основная задача поэтики заключается в изучении способов построения произведений литературы.

Главный способ изучения в поэтике – описания и классификация явлений, а также их истолкование.

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме поэтики, изучающей конструкцию художественных произведений, существует дисциплина, изучающая конструкцию произведений нехудожественных произведений – риторика. Риторика и поэтика входят в общую теорию литературы. Кроме поэтик, изучением художественной литературы занимается еще целый ряд дисциплин, которые отличаются друг от друга в первую очередь подходом к исследуемым явлениям. Например, история литературы использует исторический подход при изучении художественных произведений.

Историки литературы изучают любое произведение как целостное, неразделимое единство, как самоценное, индивидуальное явление среди других индивидуальных явлений. При этом изучение объединяется, восполняется историческим освещением исследуемого материала, то есть историки литературы устанавливают связи между литературным явлением и их значение в эволюции литературы. То есть, история литературы изучает литературные школы и стили, их значение и традиции, смену, степень оригинальности отдельно взятых авторов и произведений. В процессе описания общего хода эволюции литературы историки интерпретируют различия, обнаруживают причины эволюции, которые заключаются и внутри самой литературы, и в отношении литературы к другим явлениям культуры.

Совершенно другой подход к изучению художественной литературы – теоретический. При таком подходе литературные явления обобщаются, а значит, рассматриваются не в своей индивидуальности, а в качестве результатов применения существующих общих законов построения художественных произведений. При изучении каждое произведение специально разделяется на составные части. В построении произведения различаются способы комбинирования материала в художественное единство. Такие приемы являются прямым объектом изучения поэтики. При этом, если внимание обращается на происхождение этих приемов, то следует говорить об исторической поэтике, которая изучает исторический генезис изолируемых в изучении приемов.

Общая поэтика изучает не происхождение художественных приемов, а их художественную функцию.

Так, каждый отдельно взятый прием изучается с точки зрения художественной целесообразности. То есть, происходит анализ, для чего применяется этот прием, какой художественный эффект им достигается.

Функциональное изучение литературного приема является главным принципом в описании изучаемых явлений и их классификации.

Существует еще один подход к изучению литературных произведений. Он представлен в нормативной поэтике, задачей которой является не объективное описание приемов, а их оценка и предписание тех или других приемов в качестве единственно закономерных. Целью нормативной поэтики является научить, как нужно писать произведения литературы. Для каждой литературной школы присущи свои взгляды на литературу, свои правила, а значит, каждая школа имеет свою нормативную поэтику.

Формами нормативной поэтики являются литературные кодексы, которые выражаются в литературных манифестах, декларациях, направленческой критике, а также в системах убеждений, которых придерживаются различные литературные кружки.

В настоящее время особенно заметна быстрая смена литературных школ. В связи с этим найти всеобщую нормативную поэтику не представляется возможным. Любая литературная норма, выдвинутая одним течением, как правило сталкивается с отрицанием в противоположной литературной школе. С падением влияния литературной школы падают и ее принципы, которые заменяются новым течением. Поэтому строить устойчивую нормативную поэтику в условиях быстрой смены литературных течений не удается.

Поэтика (греч. poitiké téchn? – поэтическое искусство) – это наука о системе средств выражения в литературных произведениях, одна из старейших литературоведческих дисциплин.

В настоящее время в расширенном смысле слова поэтика совпадает с теорией литературы, в суженном – с одной из областей теоретической поэтики.

Как область теории литературы поэтика изучает специфику литературных родов и жанров, течений и направлений, стилей и методов, исследует законы внутренней связи и соотношения различных уровней художественного целого. В зависимости от того, какой аспект (и объем понятия) выдвигается в центр исследования, принято говорить, например, о поэтике романтизма, поэтике романа, поэтике творчества какого-либо писателя в целом или одного произведения.

Иными словами, в XIX веке ученые интересовались прежде всего духовными, миросозерцательными, общекультурными предпосылками художественного творчества. Литературоведы были в первую очередь заняты изучением условий, в которых создавались произведения, при этом анализу самих текстов уделялось гораздо меньшее внимание. Формирование теоретической поэтики способствовало изменению ситуации, главным объектом стали сами произведения, все же остальное (психология, взгляды и биография автора, социальный генезис литературного творчества и воздействие произведений на читателя) рассматривается как нечто вспомогательное и вторичное.




Общая поэтика, уясняющая универсальные свойства словесно - художественных произведений, делится на три области, изучающие соответственно звуковое, словесноеи образное строение текста.

Цель общей поэтики – составить полный систематизированный репертуар приемов (эстетически действенных элементов), охватывающих все эти три области.

В звуковом строе произведений изучается фоника (звуковая организация художественной речи) и ритмика, а применительно к стиху – также метрика и строфика (эти понятия обычно не разграничиваются, а если разграничиваются, то под метрикой понимается сочетание звуков и объединение их в стопы, под ритмикой – сочетание стоп в строки).

Так как преимущественный материал для изучения в этом случае дают стихотворные тексты, то эта область часто называется (слишком узко) стиховедением.

Главная проблема частной поэтики – композиция, то есть взаимная соотнесенность всех эстетически значимых элементов произведения (композиция фоническая, метрическая, стилистическая, образно сюжетная и общая, их объединяющая) в их функциональной взаимосвязи с художественным целым.

Здесь существенна разница между малой и большой литературной формой: в малой число связей между элементами хотя и велико, но не неисчерпаемо, и роль каждого в системе целого может быть показана всесторонне; в большой форме это невозможно, и значительная часть внутренних связей остается неучтенной как эстетически неощутимая (например, связь между фоникой и сюжетом).

Историческая поэтика изучает эволюция отдельных поэтических приемов и их систем с помощью сравнительно-исторического литературоведения, выявляя общие черты поэтических систем различных культур и сводя их или (генетически) к общему источнику или (типологически) к универсальным закономерностям человеческого сознания.

Корни литературной словесности уходят в устную словесность, которая и представляет собой основной материал исторической поэтики, позволяющий иногда реконструировать ход развития отдельных образов, стилистических фигур и стихотворных размеров от глубокой (например, общеиндоевропейской древности).

Предмет исторической поэтики, существующей с составе сравнительно-исторического литературоведения, – эволюция словесно-художественных форм (обладающих содержательностью), а также творческих принципов писателей: их эстетических установок и художественного миросозерцания.

Поэтика (греч. poitiké téchn? – поэтическое искусство) – это наука о системе средств выражения в литературных произведениях, одна из старейших литературоведческих дисциплин.

В настоящее время в расширенном смысле слова поэтика совпадает с теорией литературы, в суженном – с одной из областей теоретической поэтики.

Как область теории литературы поэтика изучает специфику литературных родов и жанров, течений и направлений, стилей и методов, исследует законы внутренней связи и соотношения различных уровней художественного целого. В зависимости от того, какой аспект (и объем понятия) выдвигается в центр исследования, принято говорить, например, о поэтике романтизма, поэтике романа, поэтике творчества какого-либо писателя в целом или одного произведения.

Иными словами, в XIX веке ученые интересовались прежде всего духовными, миросозерцательными, общекультурными предпосылками художественного творчества. Литературоведы были в первую очередь заняты изучением условий, в которых создавались произведения, при этом анализу самих текстов уделялось гораздо меньшее внимание. Формирование теоретической поэтики способствовало изменению ситуации, главным объектом стали сами произведения, все же остальное (психология, взгляды и биография автора, социальный генезис литературного творчества и воздействие произведений на читателя) рассматривается как нечто вспомогательное и вторичное.

Общая поэтика, уясняющая универсальные свойства словесно - художественных произведений, делится на три области, изучающие соответственно звуковое, словесноеи образное строение текста.

Цель общей поэтики – составить полный систематизированный репертуар приемов (эстетически действенных элементов), охватывающих все эти три области.

В звуковом строе произведений изучается фоника (звуковая организация художественной речи) и ритмика, а применительно к стиху – также метрика и строфика (эти понятия обычно не разграничиваются, а если разграничиваются, то под метрикой понимается сочетание звуков и объединение их в стопы, под ритмикой – сочетание стоп в строки).

Так как преимущественный материал для изучения в этом случае дают стихотворные тексты, то эта область часто называется (слишком узко) стиховедением.

Главная проблема частной поэтики – композиция, то есть взаимная соотнесенность всех эстетически значимых элементов произведения (композиция фоническая, метрическая, стилистическая, образно сюжетная и общая, их объединяющая) в их функциональной взаимосвязи с художественным целым.

Здесь существенна разница между малой и большой литературной формой: в малой число связей между элементами хотя и велико, но не неисчерпаемо, и роль каждого в системе целого может быть показана всесторонне; в большой форме это невозможно, и значительная часть внутренних связей остается неучтенной как эстетически неощутимая (например, связь между фоникой и сюжетом).

Историческая поэтика изучает эволюция отдельных поэтических приемов и их систем с помощью сравнительно-исторического литературоведения, выявляя общие черты поэтических систем различных культур и сводя их или (генетически) к общему источнику или (типологически) к универсальным закономерностям человеческого сознания.

Корни литературной словесности уходят в устную словесность, которая и представляет собой основной материал исторической поэтики, позволяющий иногда реконструировать ход развития отдельных образов, стилистических фигур и стихотворных размеров от глубокой (например, общеиндоевропейской древности).

Предмет исторической поэтики, существующей с составе сравнительно-исторического литературоведения, – эволюция словесно-художественных форм (обладающих содержательностью), а также творческих принципов писателей: их эстетических установок и художественного миросозерцания.

Вопрос формы и содержания кажется очень простым: форма литературного произведения — это его внешняя оболочка, а содержание — внутреннее наполнение. Что же тут сложного? При такой постановке вопроса кажется, что приоритеты расставить легко: главное — это содержание, а какая у него форма — это не так уж важно.

Однако на самом деле всё обстоит гораздо сложнее.

Содержание и форма неразделимы, это единое целое. Читая литературное произведение, мы воспринимаем текст и извлекаем из него смысл. Каким будет этот смысл, зависит от формы. Изменив форму, мы получаем другое содержание.

Пример

Ещё одна сложность заключается в том, что каждый элемент литературного произведения может быть одновременно и содержанием, и формой.

Единство формы и содержания

Поэтика

  • художественность речи литературного произведения (какими словами);
  • особенность его структуры (из каких частей);
  • эстетика произведения или автора в целом (какое это произведение в целом или какова авторская манера).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что важнее — форма или содержание литературного произведения?

Ответ. Форма и содержание неразрывно связаны и одинаково важны.

Обозначьте основные черты эстетики творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Ответ. Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина наполнены сатирой и гротеском, что позволяет ему высмеивать недостатки жизни общества в своей манере.

Поэтика художественного текста

Термин "поэтика" известен в литературе очень давно. Данный термин появился еще в Греции, где литература занимало важное место в культуре. К проблеме поэтики художественного текста обращались многие именитые лингвисты. Так, много места в своих работах поэтике уделяли внимание М. Бахтин, Г. Винокур, В. Жирмунский, А. Скафтымов и В. В. Виноградов. Однако своим корням в Росси поэтика обязана оригинальным концепциям А.Потебня и А. Веселовского, появившемся в 19 столетии.

Говоря В.В.Виноградове, следует отметить, что он был в числе первых ученых, которые переосмыслили трактовку поэтики и осознали значение для поэтики разделения "синхрония – диахрония. Первыми работами Виноградова по поэтике русской литературы были его статьи о произведениях Н.В.Гоголя и Ф.М. Достоевского.

В целом современные ученые литературоведы сошлись на следующей трактовке термина "поэтика":

Поэтика – наука о системе средств выражения в литературных произведениях. В широком смысле поэтика совпадает с теорией литературы, в узком – с одной из областей теоретической поэтики. Поэтика изучает специфику литературных родов и жанров, течений и направлений, стилей и методов, исследует законы внутренней связи и соотношения различных уровней художественного целого [1].

Существует тройственное восприятие поэтики. Оно отражено на рисунке ниже.

Структура поэтики

Поэтика бывает нескольких видов:

  • Теоретическая поэтика;
  • Историческая поэтика;
  • Сравнительная поэтика;
  • Практическая поэтика.

Особенностью поэтики является изучение специфики литературы, то есть осознанием и описанием того, что свойственно только литературе, что отличает ее от всех остальных областей духовной жизни [2].

Поэтическая лексика в художественном произведении

Современная поэтика имеет широкую лексическую основу. Она насыщена всевозможными лексическими пластами, которое объединены идеей автора и жанровой особенностью художественного произведения. Основой поэтической лексики является употребления слова в ракурсе определенной ассоциации.

Поэтическая речь есть средство художественного мышления, функция которого – осознание мира путем его творческого воссоздания [3].

Поэтический язык – основа поэтики. Он представляет собой функциональную систему. Её роль определяется не столько собственно коммуникативными задачами, сколько эстетическими, связанными, прежде всего, с чувственным, экспрессивным, ассоциативным восприятием действительности и отражением ее образности.

Поэтический язык извлекает скрытое знание о мире, содержащееся в языке. Это создает особый мир, который называется миром поэзии. Этот самый мир поэзии проникает в художественные произведения при помочи поэтической лексики.

Выразительные средства

Для того, чтобы поэтика художественного произведения играла яркими красками следует использовать художественные выразительные средства. Рассмотрим самые часто употребляемые. Начнем с эпитетов. Эпитет это образное определение предмета или явления, выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, именем существительным, числительным, глаголом.

Не менее часто используются метафоры. Термин "метафора" имеет греческие корни и появилось от греческого metaphora). В современной лингвистике под метафорой принято понимать перенесение свойств одного предмета, явления и т.д. на другой, по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. Метафору часто путают со сравнением. При этом они различаются тем, что сравнении, в котором присутствуют оба члена сопоставления. Теперь рассмотрим что такое сравнение. Сравнение – это образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется какому-нибудь другому по какому-либо общему для них признаку с целью выявить в объекте сравнения новые, важные свойства.

Пафос используется как выразительное средство в различных художественных произведениях. Великий русский писатель и критик В. Г. Белинский рассматривал пафос как "идею – страсть", которую поэт "созерцает не разумом, не рассудком, не чувством, но всею полнотой и целостью своего нравственного бытия". Другими словами, это эмоциональная направленность произведения. Она может иметь трагический, героический пафос, сатирический пафос.

Олицетворение– разновидность эпитета, когда свойствам неживого приписываются свойства живого.

Термин "гипербола" образован от греческого "hyperbole", что переводится как преувеличение. Гипербола являет собой стилистическую фигуру речи, художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Вводится в произведение для большей выразительности, характерна для поэтики эпического фольклора, для поэзии романтизма и жанра сатиры. Литота – понятие, противоположное гиперболе.

Читайте также: