Общество охотников и собирателей кратко

Обновлено: 03.07.2024

Общества охотников-собирателей были и остаются культурами, считающимися кочевниками, в которых сельское хозяйство не развито, поскольку они во многом зависят от ресурсов, которые предлагает природа.

Хотя их название дает достаточно подсказок о том, как работают их средства к существованию, правда в том, что оно также влияет на их собственную социальную иерархию и идею материальной собственности, в дополнение к тому факту, что не все являются такими кочевыми или однородными.

Посмотрим сейчас фундаментальные характеристики обществ охотников-собирателей, разоблачая некоторые связанные с ними мифы.

  • Статья по теме: "Шесть этапов доисторической истории"

Что такое охотники-собиратели?

Человеческие общества, как доисторические, так и современные, можно классифицировать по разным критериям, связанным со степенью сложности их общественной иерархии, развитием их культуры и технологического применения, а также их размером.

Одним из наиболее часто повторяющихся критериев является критерий, касающийся того, как они получают пищу, необходимую для выживания. Это когда мы говорим об обществах охотников-собирателей, в отличие от обществ с развитым сельским хозяйством.

Культуры охотников-собирателей - это группы людей, состоящие в основном из банд и племен. По словам одного из экспертов в данной области, Т. К. Левеллена (1983), полосы определяются по трем основным характеристикам:

  • Мобильность по сезонам, то есть кочевничество.
  • Отсутствие централизованных властных структур.
  • Хозяйство охотников-собирателей.

Экономика охотников-собирателей Это была самая основная форма существования, а также самая распространенная. Было подсчитано, что более 90% людей, которые жили от первых особей нашего вида до наших дней, жили в группе людей, в которой они существовали за счет охоты и сбора овощей.

Много овощей, но мало животных

Хотя эти культуры обычно называют охотниками-собирателями, правда в том, что это название является обобщением моделей жизненного поведения этих людей. На самом деле, несколько удивительно, что это выражение до сих пор используется для обозначения культуры, где в рацион редко входит более 40% мяса.

Можно подумать, что это имеет смысл, если учесть, что охота на животное - это не то же самое, что сбор овощей. Охотники-собиратели, не развитые земледелием, не так легко заводят животных.

Кроме того, в дикой природе животное не может быть убито так же легко, как домашнее животное, привыкшее к присутствию человека и не подозревающее, где оно окажется. Надо сказать, что место обитания диких животных меняется, как и сами охотники-собиратели.

Вместо этого растения там, прилипли к земле и без них, если их никто не поднимет, они двигаются. Их легко получить, поскольку они не требуют больших затрат энергии по сравнению с охотой на животных., что подразумевает необходимость преследовать их, изучать их модели поведения, что они едят, насколько они опасны .

Сидячий характер овощей и уверенность в том, что они растут в одном и том же месте каждый год, являются объяснением того, почему большая часть рациона охотников-собирателей склоняется к растениям.

Женщины собираются, мужчины охотятся?

Традиционно, говоря об обществах охотников-собирателей, была хорошо известна идея, что мужчины занимались охотой, а женщины оставались дома, заботясь о потомстве и собирая овощи.

Эта идея, в которой предполагается, что самец является активным, преследующим кабанов, оленей и всевозможных паразитов, в то время как пассивная женщина отвечает за ловлю того, что не двигается, то есть растений, доказана. очень далеко от реальности.

Есть несколько исследователей, которые опровергли это убеждение, уходящее своими корнями в довольно явный антропологический сексизм.. Как в современных обществах охотников-собирателей, так и в доисторических, было много случаев, когда женщины и мужчины, хотя и не делят все одинаковые роли, все же взаимопроникают в различных функциях, и среди них есть охота.

Согласно Харрису и Россу (1991), в эпоху палеолита, учитывая, что стратегии охоты были связаны с высокой смертностью и опасностью, не должно иметь смысла, чтобы об этом заботилась только мужская половина взрослых в группе.

Было необходимо участие большего количества людей, и женщины не были исключены из этой деятельности. Чрезмерное разделение труда по половому признаку может быть синонимом нехватки пищи животного происхождения, продуктов, которых, как мы уже сказали, не так много или их нелегко найти.

Кочевой образ жизни в этих обществах

Одна из основных характеристик этих обществ - их мобильность. И доисторические, и современные во многих случаях меняют место своего поселения., особенно в зависимости от сезона и наличия ресурсов. Следует также сказать, что размер группы варьируется в зависимости от сезона года и связанной с этим доступности.

Примером этого является культура, населяющая Африку: кунг. Во время засушливого сезона эти города сгруппированы в макропопуляции, близкие к предсказуемым и относительно обильным источникам воды.

Поскольку воды мало и все знают, где она находится, они с большей вероятностью соберутся вместе, поделятся ею и распорядятся ею, чтобы избежать недостатков. С другой стороны, когда наступает сезон дождей и растительность снова процветает, макропопуляция распадается, оседая в разных местах.

Следует сказать, что, хотя большинство охотников-собирателей - кочевники, представляют различные модели расселения в зависимости от их культуры и потребностей самой группы. С одной стороны, у нас больше культур коллекционеров, которые селиваются ближе к своим предпочтительным ресурсам, пока они не будут исчерпаны или перемещены, как в случае с! Кунг.

С другой стороны, есть и другие, которые чаще переезжают, путешествуют на большие расстояния и устраивают временные поселения. Так обстоит дело с индейцами догриб в Канаде, которые путешествуют на большие расстояния в поисках карибу.

Проблема материальной собственности

Одним из последствий кочевничества и полной зависимости от природных ресурсов является материальная бедность. Те общества охотников-собирателей, которые вынуждены относительно часто менять среду обитания, вынуждены обходиться без всего, что не является крайне необходимым. Это тоже не большая проблема, поскольку изготовление инструментов не очень сложно, учитывая, насколько они примитивны.

Кажется, что существует корреляция между кочевой культурой и изощренностью ее инструментоввместе с количеством материальных ценностей, которыми обладают отдельные люди и семьи. Примером этого являются эскимосы, у которых относительно низкая мобильность, а их деревни обычно стабильны. Это позволило им тратить больше времени на разработку своей технологии, которая стала более ценной и менее затратной.

Исходя из этого, можно подумать, что материальная собственность в большинстве кочевых культур, далека от того, чтобы быть символом власти или чем-то, чем можно похвастаться, скорее рассматривается как бремя. Вот почему утверждается, что у кочевников нет чувства материальной собственности, столь отчетливо видимого в западном мире. Однако это слишком универсальная идея.

Это легко опровергнуть, учитывая, что какими бы кочевыми они ни были, есть много культур, которые хоронят своих мертвецов с приданым. Среди этого приданого есть предметы, связанные с покойным, которыми он пользовался. По сути, его материальные свойства, так как не имело бы смысла закапывать что-то, что принадлежит всем, и терять это в захоронении, если бы не существовало идеи собственности.

Однако нет никаких сомнений в том, что еда принадлежит всем. Обычно очень не одобряется отказ от совместной охоты, даже если это произошло благодаря действиям одного охотника.. Хотя собранные продукты обычно потребляются семейным ядром, охота распространяется на всю группу. Совместное использование этих ресурсов осуществляется не как ценность, что тоже, но из-за крайней необходимости увеличить выживаемость группы.

Социальные связи также укрепляются благодаря совместному использованию еды. Не делиться им рассматривается как акт ужасного эгоизма, который является нарушением традиций и норм, составляющих менталитет и культуру группы, передаваемых из поколения в поколение и устно с незапамятных времен.


3. Исторические ступени развития общества

Исторические ступени развития общества

Ступени развития общества

Человеческое общество прошло несколько стадий, ступеней в своем развитии, прежде чем приобрело современный вид.

Ученые выделяют ступени развития общества прежде всего по способу добывания средств существования и формам хозяйствования. С древнейших времен и до наших дней в развитии общества можно выделить такие
ступени: общество охотников и собирателей, общество огородничества, общество скотоводов, земледельческое общество, промышленное (индустриальное) общество.

Общество охотников и собирателей

Самым древним способом пропитания были охота и собирательство. Поэтому первой ступенью в человеческой истории ученые называют общество охотников и собирателей.
Оно состояло из небольших групп численностью от 20 до 60 человек, связанных кровным родством и ведущих кочевой образ жизни. У них не было постоянного места обитания. Его заменяли временные пристанища, где мужчины возводили стоянки, на которых, уходя на долгую охоту, оставляли женщин, детей и стариков.

Для пропитания всей первобытной группе требовалось большое количество пищи, поэтому охотникам приходилось передвигаться на очень большие расстояния.

Женщины занимались собирательством. Оно было связано не только с собиранием съедобных растений. Так, в прибрежных районах люди собирали моллюсков, оставшихся после морского прилива. На одной из стоянок
в Северной Африке ученые обнаружили миллионы раковин земляных улиток. Когда истощалась местная колония улиток, жившие здесь люди кочевали, сменяя места стоянок. Они также питались некоторыми видами растений, включая разные травы, плоды, орехи, желуди.

В древности люди не могли сами производить все необходимое для удовлетворения своих потребностей. Они брали то, что в готовом виде давала природа. Когда запасы пищи исчерпывались, группы людей перекочевывали
на другие места. Их маршруты зависели от сезонных созреваний плодов, нереста рыбы и направлений передвижения животных.

Несмотря на то что этот период остался далеко позади, до сих пор в различных частях необъятной планеты исследователи обнаруживают живые свидетельства истории — примитивные племена кочующих охотников
и собирателей. Их можно встретить на Мадагаскаре, в Южной Азии, Малайзии, на Филиппинах и других островах побережья Индийского океана.

Общество огородничества

Охота и собирательство продолжались сотни тысяч лет. Затем человечество перешло к следующей ступени — огородничеству. Люди выкорчевывали часть леса, сжигали пни, деревянными мотыгами выкапывали ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем превращались в культурные.

На смену бродячему образу жизни постепенно приходил оседлый. Однако он еще не стал главной чертой жизни людей. Использовав под огород один участок земли и истощив почву, люди бросали его и перебирались на новый. А поскольку земля истощалась быстро, то на одном месте община задерживалась всего на несколько лет.

Огородничество было переходной формой хозяйствования, от добывания готовых природных продуктов (диких растений) люди переходили к выращиванию окультуренных овощей и злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянным, а позже — железным сохе или плугу.

С усложнением орудий возросла производительность труда. Один человек мог прокормить большее число людей, чем прежде. Временные стоянки превращались в постоянные поселения, окруженные огородами и загонами для скота. Общины объединялись и создавали племена.

Общество земледельцев и скотоводов

В конце каменного века начался первый глобальный продовольственный кризис. Людям пришлось освоить новый производительный способ ведения хозяйства, при котором больше продуктов получают с той же территории благодаря совершенствованию орудий труда и его организации. Таким способом хозяйствования было земледелие — вспашка, засеивание земли и сбор урожая с одного и того же участка на протяжении многих лет.

Жители Среднего Востока стали первыми земледельцами и пастухами. Они начали засевать и обрабатывать землю, из дикой пшеницы вырастили культурные злаки.

У людей появился запас пищи. Охотники перестали убивать пойманных ягнят и козлят, приносили их с собой в поселения. Так постепенно люди приручили диких животных и от охоты перешли к скотоводству, от присвоения того, что давала им сама природа, к производству необходимых продуктов.

Пашенное земледелие привязывало людей к одному месту и способствовало переходу от кочевого к оседлому образу жизни. Росло население, увеличивалась продолжительность жизни. Возникали большие земледельческие
поселки, которые со временем превращались в города.

Исторические ступени развития общества

Все большее число людей высвобождалось от необходимости трудиться на земле. Некоторые из них занялись ремесленничеством. Разделение труда привело к необходимости обмена продуктами труда земледельцев, скотоводов и ремесленников. Города становились сосредоточением торговой, ремесленной, культурной жизни. Человечество перешло к новой стадии управления — государству.

С развитием земледелия, скотоводства и разделением труда происходит расслоение общества по имущественному признаку, появляются города, государства, письменность, осуществляется переход к цивилизации.

От аграрного общества к индустриальному

Общества охотников и собирателей, огородников, скотоводов и земледельцев многие ученые объединяют в одну ступень развития, которую называют аграрным обществом. В аграрном обществе преобладало сельское хозяйство. Это общество называют еще традиционным, потому что жизнь людей в нем была тесно связана с природой и подчинена обычаям и традициям.

Более 200 лет назад аграрное общество сменило индустриальное, в котором преобладало уже не сельское хозяйство, а промышленность — индустрия. Формирование индустриального общества было связано с распространением крупного машинного производства, возникновением социальных групп предпринимателей и наемных работников.

Исторические ступени развития общества

Советуем запомнить

Аграрное общество — ступень в развитии общества, в котором преобладает сельское хозяйство.

Индустриальное общество - ступень в развитии общества, в котором преобладает промышленность.

Информационное (постиндустриальное) общество — общество, в котором главную роль играют знания и информация.

Многие страны современного мира относят к индустриальному обществу, в том числе и Россию. Наиболее развитые страны в конце XX века вступили в постиндустриальное (информационное) общество, в котором обеспечивается высокий уровень развития науки и техники, образования, сферы услуг, информационных технологий (процессы обработки, храненрхя, контроля и передачи информации). К ним относятся такие страны, как США, Канада, Япония и развитые страны Западной Европы.

Изучая историю, мы видим, как с течением времени изменяется человеческое общество, разные стороны общественной жизни. Ученые отмечают, что чем ближе к нашему времени, тем с большей скоростью идет развитие общества, возрастает темп социальных изменений. Развитие самого общества, его экономики, культуры, государства, сферы труда и быта называют социальным прогрессом. Основой развития общества является совершенствование орудий труда и техники — технический прогресс — и развитие самого человека, разумно использующего его достижения.

Дополнительное чтение

Современные охотники и собиратели

Аборигены Австралии, населяющие континент уже более 40 тыс. лет, до сих пор не перешли к земледелию и скотоводству. Эскимосы Аляски и Канады - охотники. Совсем недавно они начали пользоваться винтовками и пересели на снегоходы. Коренное население штатов Калифорния,Орегон, Вашингтон и округа Колумбия (США) занимается собирательством, так же как индейцы на Великих озерах Канады. Для многих коренных американцев рыболовство, охота и собирательство остаются важными источниками существования. Они продают дичь и рыбу и живут на вырученные средства. На травянистых равнинах Аргентины, Южной Бразилии, Уругвая и Парагвая также обитают охотники и собиратели. В мире существует около пяти тысяч таких групп народов, общей численностью около 300 млн человек. Помимо того что они принадлежат к наименее развитой части населения планеты, эти народы проживают, как правило, в богатых природными ресурсами регионах. По этой причине они часто оказываются в центре многочисленных конфликтов. Для того чтобы высвободить земли под промышленное строительство, коренные народы переселяют в другие места или в города.

Исторические ступени развития общества

Подведем итоги

Человеческое общество прошло несколько ступеней в своем развитии: общество охотников и собирателей, общество огородничества, общество скотоводов, земледельческое общество, промышленное (индустриальное)общество.

Каждая из них характеризуется определенными способами добывания средств существования, формами хозяйствования.

Проверьте свои знания

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

первобытные собиратели и охотники

Древнейшие люди

Древнейшие люди – первобытные собиратели и охотники – появились на планете очень давно. Исследователи полагают, что произошло это более 2 миллионов лет назад. Колыбелью человечества принято считать жаркую Африку, именно здесь были обнаружены первые останки австралопитеков и питекантропов – предков человека разумного. Они выглядели грубовато: приплюснутый нос, тяжелая нижняя челюсть, крупные надбровные дуги.

Благодаря современному компьютерному моделированию удалось восстановить их приблизительный внешний облик по черепу, поэтому исследователи уверяют, что эти люди весьма смахивали на обезьян. Они еще не имели полностью прямой походки, обладали длинными верхними конечностями. Однако от обезьян их отличало умение делать и применять орудия труда. Эти древние люди жили большими группами, которые принято именовать праобщинами, вели полуоседлый образ жизни, кочуя в поисках пищи и останавливаясь на продолжительные стоянки. Основные источники пищи – охота и собирательство.

первобытные собиратели и охотники 5 класс

Охота и собирательство – что это?

В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару.

Итак, первыми отличиями первобытных охотников и собирателей от животных стали:

  • использование примитивных орудий труда;
  • овладение огнем.

И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.

история первобытные собиратели и охотники

На пути эволюции

С течением времени первобытные люди – охотники и собиратели – развивались, научились добывать огонь, овладели навыками примитивной речи, покинули территорию знойной Африки и расселились по Европе и Азии. Появлялись новые, более совершенные орудия труда, люди стали изготавливать одежду из шкур убитых животных, строить дома: землянки или шалаши из веток и костей.

Усовершенствовались и орудия труда. Так, копье из дерева сменилось более мощным вариантом – оружием с каменным наконечником, который привязывался к древку при помощи лианы или растения, это наделяло древнего охотника существенным преимуществом перед диким животным. Потом люди изобрели лук и стрелы, позволяющие убивать зверей с дальнего расстояния, а использование гарпуна дало возможность насладиться вкусом рыбы.

Добычей нередко становились следующие представители фауны:

  • лошади;
  • олени;
  • дикие козы; ; ;
  • мамонты.

Охота стала коллективной, люди поняли, что совместными усилиями проще и безопаснее получить богатую добычу, чем действуя в одиночку, поэтому стали загонять животных в болота или к оврагам и забивать.

история 5 класс первобытные собиратели и охотники

Первые общины

На уроках истории в 5 классе первобытные собиратели и охотники изучаются в своем развитии. Так, учителя рассказывают школьникам, что люди постепенно становились все более похожими на наших современников, причем как по внешнему виду, так и по особенностям жизни и быта. Человечество сплачивается, переходя на следующую после стада ступень – родовую общину. Ее отличали несколько черт:

  • Наличие родственных связей.
  • Четкая внутренняя иерархия.
  • Общность жилища, пищи, запасов.
  • Совместная охота, собирательство и забота о потомстве.

Нередко родовые общины вступали в конфликт друг с другом. Ученые полагают, что могла иметь место и кровная месть, когда за убийство своего члена мстила вся община.

урок первобытные собиратели и охотники

Распределение ролей

Первобытная родовая община отличалась тем, что за каждым ее членом были закреплены определенные обязанности. Во главе стоял старейшина, наиболее старый и мудрый человек, который наделялся функциями управления. Именно старейшины следили за порядком, были хранителями обычаев и преданий общины.

первобытные люди охотники и собиратели

Зарождение искусства

В эпоху первобытных охотников и собирателей появляется также примитивное искусство. Так, древние люди начали украшать стены пещер фантастическими по своей реалистичности изображениями животных, иногда встречаются также и антропоморфные картины. Делались также скульптуры, прежде всего – примитивные изваяния пышнотелых женщин, символизирующих материнство.

Зарождается музыка, и усложняются представления о жизни и смерти, свидетельства чему – использование при захоронении украшений, орудий и оружия как знак того, что умерший был знатен и уважаем.

первобытные собиратели и охотники древнейшие люди

Особенности преподавания темы

Урок о первобытных собирателях и охотниках может стать интересным для пятиклассников и надолго отложиться в их памяти. Но для этого учителю необходимо использовать различные методы и приемы работы. Лучше всего начать с продуманного вступительного слова, в котором следует обосновать цель и задачи занятия, пояснить, зачем школьникам знать особенности жизни и быта первобытных охотников и собирателей.

Хорошим подспорьем станут графические материалы и иллюстрации, схемы, карты, это поможет визуализировать материал и облегчить его восприятие. Наиболее подходящий метод обучения – проблемно-поисковый, дающий школьникам возможность самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос, проявлять логику и тренировать память. Неплохим решением будет предложение разгадать кроссворд, составить схему, поработать в парах или микрогруппах. На уроке должны звучать разнообразные вопросы, отвечая на которые ребята будут не только пересказывать услышанное или прочитанное, но и критически осмыслять материал. Можно построить занятие в форме увлекательного путешествия в страну первобытных собирателей и охотников.

Неплохим вариантом станет просмотр вместе со школьниками видеофильма по теме на большом экране при помощи проектора: это позволит погрузиться в мир древнейшей культуры и не просто усвоить материал, но и получить подлинное удовольствие. От скучных традиционных методов следует отказаться, иначе есть риск навсегда отнять у учеников интерес к истории.

история 5 класс

Проверочная работа

  • Какой материк стал местом обнаружения первых в истории человечества останков древнейших людей?
  • Как называется ученый, который занят раскопками?
  • Отметьте признак, не имеющий отношения к родовой общине.

Оптимальное число вариантов ответа – 4. Школьнику необходимо найти верный и обвести его.

Помимо теста, необходимо дать ученикам возможность подумать. Так, в проверочную работу могут быть включены вопросы, ответ на которые предполагает развернутое рассуждение:

  • Чем отличался древнейший человек от животного?
  • По какой причине первобытные люди стали уделять внимание религиозным верованиям?

Дополнительным заданием станет работа с графическим материалом и контурными картами.

первобытный человек

Такая работа поможет педагогу разобраться, насколько хорошо усвоен материал.

Первобытные собиратели и охотники сыграли свою роль в истории становления человеческой цивилизации. Именно эти древние люди впервые научились делать и применять орудия и оружие, действовать сообща, создали родовые общины. Поэтому в преподавании темы очень важно, чтобы школьники осознали значение этого этапа жизни человечества.

Приблизительно 1,6 млн лет назад, когда началась геологиче­ская эпоха плейстоцена, похолодание было особенно сильным. Это время получило название великого ледникового периода (Great Ice Age). С тех пор глобальная атмосфера то и дело колебалась между теплой и очень холодной температурой. На протяжении долгого времени северная часть Европы и Америки была покрыта толстым слоем ледника, который начал отступать 15 тыс. лет назад. Уро­вень мирового океана был тогда на 300 футов (1 фут = 30,48 см) ниже современного. Холодное дыхание проникло даже в Афри­ку, и в те далекие времена Сахара была покрыта не песками, а тропическими лесами. В течение последних 800 тыс. лет на пла­нете отмечено по крайней мере 9 холодных периодов. Межледни­ковые периоды характеризовались потеплением, нередко более существенным, чем ныне. Крупное похолодание случилось 75 тыс. лет назад, когда Америка еще не была заселена, а в Европу из Африки проник неандерталец. После непродолжительного уме­ренного периода 40 тыс. лет назад холода вновь усилились и дер­жались до времени 18 тыс. лет назад. Постепенное улучшение климата началось 15 тыс. лет назад, и в VI тысячелетии до н.э. гло­бальный климат достиг современных показателей 1 .

Вюрмский ледниковый период закончился в Европе около 12—17 тыс. лет назад с таянием ледяного покрова в северной Европе (Шотландия, Скандинавия, северная Германия и Россия). С отступлением льда растительность степи и тундры стала исполь­зоваться под пастбище северными оленями и другими травоядны­ми животными, которые постепенно продвигались на север. Люди тоже продвигались на север, следуя за своей добычей. Нестадные животные, леса, кустарники появляются в юго-западной Европе. С уходом крупной дичи обитатели западной Европы были вынуж­дены прибегнуть к большему разнообразию в еде. При замене хозяйства, основанного на потреблении крупной дичи, за время 5 тыс. лет, когда отступал ледник, развился вид более гибкой адап­тации. Вода, освобождавшаяся при таянии ледника, привела к повышению уровня мирового океана. Сегодня на большинстве побережий есть зона мелководья, называемая материковым шель­фом. За ней глубина постепенно увеличивается вплоть до резкого перехода к глубоководью, носящего название континентальный откос. В эпоху ледников замерзло столько воды, что обнажилось большинство континентальных шельфов. Земля простиралась до самого континентального откоса. Воды, начинавшиеся в этой зоне, были глубокими, холодными и темными. Немногие мор­ские организмы могли существовать в такой негостеприимной среде.

Как же люди адаптировались к окружающей среде в юго-запад­ной Европе по окончании ледникового периода? С повышением уровня морей создались более благоприятные условия для разви­тия морской жизни в мелководной, более теплой прибрежной зоне. Количество и разнообразие рыбы, которую человек мог потреб­лять в пищу, резко возросло.

Первые люди, которых, вероятно, было всего несколько десят­ков тысяч, блуждали по земле в поисках пищи, будучи зависи­мыми от смены времен года, от климатических изменений. При­мерно 200 тыс. лет назад население планеты увеличилось. Первые технические победы, освоение огня повлекли за собой увеличение населения, которое приблизилось к 500 тыс. человек. Примерно к 40 тыс. лет до н.э. все континенты, включая Америку и Австра­лию, были населены Homo sapiens sapiens (человеком разумным, его современным подвидом).

Между 40 и 35 тыс. лет до н.э. — новый скачок: население зем­ного шара достигло 5 млн человек. Подобному росту способст­вовали многие факторы: климатические изменения, которые привели к увеличению пищевых ресурсов, технический прогресс — новые орудия охоты, открытие способов хранения съестных при­пасов.

На ранней стадии первобытного общества, т.е. 100—200 тыс. лет назад, когда население не доходило до 1 млн человек, небольшие группы людей жили на больших расстояниях друг от друга. Они представляли собой небольшие объединения от 20 до 60 человек, связанных кровным родством и ведущих бродячий образ жизни. У них не было постоянного жилья. Их заменяли временные при­станища (стоянки, лагеря).

Уходя на долгую охоту, мужчины воз­водили временные лагеря, где оставляли женщин, детей и стари­ков. Группки мужчин-охотников, сильных и выносливых людей, передвигались на очень далекие расстояния, охотясь или собирая растения. Для пропитания всей первобытной группе требовалась площадь в несколько сот квадратных километров. Для 20—60 че­ловек нужно было 200—600 км 2 площади. Если такими площадя­ми-участками покрыть всю территорию земного шара, которая в те далекие времена оставалась обитаемой (а ее было меньше, чем сейчас), то количество людей действительно будет очень мало. Там, где раньше обитало одно первобытное племя, сейчас распо­лагаются целые города, области и даже небольшие государства.




При такой редкой плотности населения контакты между людь­ми были совсем нечастые — раз или несколько раз в году. А часто они не виделись многие годы.

При бродячем образе жизни каждая женщина могла позволить рожать не чаще, чем один раз в 5—6 лет, когда предыдущий ребе­нок уже сможет самостоятельно ходить на большие расстояния, так как при перекочевках нести более одного младенца (плюс раз-

личный хозяйственный груз) она была не в состоянии. Иными словами, у первобытной женщины в течение жизни было не бо­лее шести детей, из них четверо, как правило, умирали. У совре­менных охотников-собирателей, по статистическим исследовани­ям, 20% детей умирают на первом году жизни.

Для земледельцев (да и для кочевников, обладающих вьючным транспортом, и для оседлых скотоводов) это ограничение снима­ется, и появляется возможность для каждой женщины полностью реализовать свои способности к деторождению. Это означало, что прирост населения у оседлых производящих обществ, их способ­ность к демографической экспансии становились в 5—6 раз выше, чем у бродячих присваивающих групп.

Охотничье-собирательское хозяйство (дополненное рыболов­ством) сильно зависело от природы, и зона распространения че­ловека ограничивалась зонами теплого климата и обилия пищи

Итак, на начальной фазе человеческое общество состояло из охотников и собирателей. Примерно 500 тыс. лет назад возникли первые формы разделения труда: молодые мужчины охотились, часто рискуя жизнью, а женщины продолжали заниматься соби­рательством. На время деторождения и выкармливания младен­цев их отселяли от основного лагеря в специальные жилища.

Как биологический вид человек столкнулся с ситуацией, когда количество добывае­мой пищи непрерывно сокращалось. Человек решил эту пробле­му, перестроив программу поведения. Существо, жившее в нахлеб­никах у природы, превратилось в земледельца, управляющего при­родой. Это было настоящим переворотом в культурной эволюции. До того как человек научился культивировать злаки, его шансы на успех были весьма неопределенны.

Согласно большинству статистических оценок общая числен­ность собирателей и охотников равнялась 5—6 млн.

Несбалансированное соотношение числа едоков и количества пищи превратилось в острую социальную проблему. Она вызвала продовольственный кризис. По мнению антропологов, он начался около 10 тыс. лет назад, когда Земля оказалась переполнена со­бирателями и охотниками. Свободного пространства для суще­ствования еще большего их числа не осталось. Популяционный пресс на природу удалось ослабить, только перейдя к более высо­кому способу производству — земледелию.

Если стадию охоты и собирательства некоторые ученые назы­вают периодом почти нулевого уровня, или застойного развития, то земледелие (аграрную культуру) — промежуточной стадией, которая продолжалась 10 тыс. лет и характеризовалась все это вре­мя низкими темпами развития.

Приблизительно 1,6 млн лет назад, когда началась геологиче­ская эпоха плейстоцена, похолодание было особенно сильным. Это время получило название великого ледникового периода (Great Ice Age). С тех пор глобальная атмосфера то и дело колебалась между теплой и очень холодной температурой. На протяжении долгого времени северная часть Европы и Америки была покрыта толстым слоем ледника, который начал отступать 15 тыс. лет назад. Уро­вень мирового океана был тогда на 300 футов (1 фут = 30,48 см) ниже современного. Холодное дыхание проникло даже в Афри­ку, и в те далекие времена Сахара была покрыта не песками, а тропическими лесами. В течение последних 800 тыс. лет на пла­нете отмечено по крайней мере 9 холодных периодов. Межледни­ковые периоды характеризовались потеплением, нередко более существенным, чем ныне. Крупное похолодание случилось 75 тыс. лет назад, когда Америка еще не была заселена, а в Европу из Африки проник неандерталец. После непродолжительного уме­ренного периода 40 тыс. лет назад холода вновь усилились и дер­жались до времени 18 тыс. лет назад. Постепенное улучшение климата началось 15 тыс. лет назад, и в VI тысячелетии до н.э. гло­бальный климат достиг современных показателей 1 .

Вюрмский ледниковый период закончился в Европе около 12—17 тыс. лет назад с таянием ледяного покрова в северной Европе (Шотландия, Скандинавия, северная Германия и Россия). С отступлением льда растительность степи и тундры стала исполь­зоваться под пастбище северными оленями и другими травоядны­ми животными, которые постепенно продвигались на север. Люди тоже продвигались на север, следуя за своей добычей. Нестадные животные, леса, кустарники появляются в юго-западной Европе. С уходом крупной дичи обитатели западной Европы были вынуж­дены прибегнуть к большему разнообразию в еде. При замене хозяйства, основанного на потреблении крупной дичи, за время 5 тыс. лет, когда отступал ледник, развился вид более гибкой адап­тации. Вода, освобождавшаяся при таянии ледника, привела к повышению уровня мирового океана. Сегодня на большинстве побережий есть зона мелководья, называемая материковым шель­фом. За ней глубина постепенно увеличивается вплоть до резкого перехода к глубоководью, носящего название континентальный откос. В эпоху ледников замерзло столько воды, что обнажилось большинство континентальных шельфов. Земля простиралась до самого континентального откоса. Воды, начинавшиеся в этой зоне, были глубокими, холодными и темными. Немногие мор­ские организмы могли существовать в такой негостеприимной среде.

Как же люди адаптировались к окружающей среде в юго-запад­ной Европе по окончании ледникового периода? С повышением уровня морей создались более благоприятные условия для разви­тия морской жизни в мелководной, более теплой прибрежной зоне. Количество и разнообразие рыбы, которую человек мог потреб­лять в пищу, резко возросло.

Первые люди, которых, вероятно, было всего несколько десят­ков тысяч, блуждали по земле в поисках пищи, будучи зависи­мыми от смены времен года, от климатических изменений. При­мерно 200 тыс. лет назад население планеты увеличилось. Первые технические победы, освоение огня повлекли за собой увеличение населения, которое приблизилось к 500 тыс. человек. Примерно к 40 тыс. лет до н.э. все континенты, включая Америку и Австра­лию, были населены Homo sapiens sapiens (человеком разумным, его современным подвидом).

Между 40 и 35 тыс. лет до н.э. — новый скачок: население зем­ного шара достигло 5 млн человек. Подобному росту способст­вовали многие факторы: климатические изменения, которые привели к увеличению пищевых ресурсов, технический прогресс — новые орудия охоты, открытие способов хранения съестных при­пасов.

На ранней стадии первобытного общества, т.е. 100—200 тыс. лет назад, когда население не доходило до 1 млн человек, небольшие группы людей жили на больших расстояниях друг от друга. Они представляли собой небольшие объединения от 20 до 60 человек, связанных кровным родством и ведущих бродячий образ жизни. У них не было постоянного жилья. Их заменяли временные при­станища (стоянки, лагеря).

Уходя на долгую охоту, мужчины воз­водили временные лагеря, где оставляли женщин, детей и стари­ков. Группки мужчин-охотников, сильных и выносливых людей, передвигались на очень далекие расстояния, охотясь или собирая растения. Для пропитания всей первобытной группе требовалась площадь в несколько сот квадратных километров. Для 20—60 че­ловек нужно было 200—600 км 2 площади. Если такими площадя­ми-участками покрыть всю территорию земного шара, которая в те далекие времена оставалась обитаемой (а ее было меньше, чем сейчас), то количество людей действительно будет очень мало. Там, где раньше обитало одно первобытное племя, сейчас распо­лагаются целые города, области и даже небольшие государства.

При такой редкой плотности населения контакты между людь­ми были совсем нечастые — раз или несколько раз в году. А часто они не виделись многие годы.

При бродячем образе жизни каждая женщина могла позволить рожать не чаще, чем один раз в 5—6 лет, когда предыдущий ребе­нок уже сможет самостоятельно ходить на большие расстояния, так как при перекочевках нести более одного младенца (плюс раз-

личный хозяйственный груз) она была не в состоянии. Иными словами, у первобытной женщины в течение жизни было не бо­лее шести детей, из них четверо, как правило, умирали. У совре­менных охотников-собирателей, по статистическим исследовани­ям, 20% детей умирают на первом году жизни.

Для земледельцев (да и для кочевников, обладающих вьючным транспортом, и для оседлых скотоводов) это ограничение снима­ется, и появляется возможность для каждой женщины полностью реализовать свои способности к деторождению. Это означало, что прирост населения у оседлых производящих обществ, их способ­ность к демографической экспансии становились в 5—6 раз выше, чем у бродячих присваивающих групп.

Охотничье-собирательское хозяйство (дополненное рыболов­ством) сильно зависело от природы, и зона распространения че­ловека ограничивалась зонами теплого климата и обилия пищи

Итак, на начальной фазе человеческое общество состояло из охотников и собирателей. Примерно 500 тыс. лет назад возникли первые формы разделения труда: молодые мужчины охотились, часто рискуя жизнью, а женщины продолжали заниматься соби­рательством. На время деторождения и выкармливания младен­цев их отселяли от основного лагеря в специальные жилища.

Как биологический вид человек столкнулся с ситуацией, когда количество добывае­мой пищи непрерывно сокращалось. Человек решил эту пробле­му, перестроив программу поведения. Существо, жившее в нахлеб­никах у природы, превратилось в земледельца, управляющего при­родой. Это было настоящим переворотом в культурной эволюции. До того как человек научился культивировать злаки, его шансы на успех были весьма неопределенны.

Согласно большинству статистических оценок общая числен­ность собирателей и охотников равнялась 5—6 млн.

Несбалансированное соотношение числа едоков и количества пищи превратилось в острую социальную проблему. Она вызвала продовольственный кризис. По мнению антропологов, он начался около 10 тыс. лет назад, когда Земля оказалась переполнена со­бирателями и охотниками. Свободного пространства для суще­ствования еще большего их числа не осталось. Популяционный пресс на природу удалось ослабить, только перейдя к более высо­кому способу производству — земледелию.

Если стадию охоты и собирательства некоторые ученые назы­вают периодом почти нулевого уровня, или застойного развития, то земледелие (аграрную культуру) — промежуточной стадией, которая продолжалась 10 тыс. лет и характеризовалась все это вре­мя низкими темпами развития.

Существовала в эпохе верхнего палеолита и мезолита ( 12 тыс. лет до н.э.). Начало эпохи мезолита совпадает с окончательным оттаянием ледника и установлением на земле современного климата. Освободившись из-подо льда пространство покрылось лесами и степями, в которых находились быстробегающие и нестадные животные, для охоты на которых прежние способы охоты были непримиримы. Люди начали создавать новые орудия труда и оружия. В эпоху мезолита были изобретены микролиты – небольшие ставки в каменные орудия из камня или кости. Начали изготавливать кости и стрелы. Любой сломавшийся микролит можно было заменить новым. Микролитическая техника свидетельствует о развитии производственных сил.

Макролиты – грубо обитые рубящие орудия: топоры, тёсла, кирки. С их помощью человек научился изготавливать лодки и вёсла. В эпоху мезолита человек изобрёл сеть и крючок. Это позволило превратить рыболовство в важнейшую сферу хозяйственной деятельности.

Изменения флоры после оттаяния ледника усилило роль собирательства. Люди приступили к сознательному культивированию дикорастущих трав. Высокоорганизованное собирательство позволило увеличить урожай. Это обогатило рацион питания. Информация о развитии природы дало толчок к развитию с/х. Раннеродовой общине был присущ коллективизм с низким уровнем производственных сил. В коллективной собственности находились средства производства: земля, охотничьи загоны, хижины, огонь, лодки и др. наряду с коллективной собственностью зародилась и личная собственность на движимые предметы: орудия труда и оружия. Зарождение личной собственности не помешало коллективной, т.к. наиболее эффективное использование орудий было при наличии физических способностей, кроме того любой член рода мог воспользоваться собственностью сородичей даже без их согласия. Появилось равнообеспечиваюее распределение, при котором не учитывалось участие членов рода в производственной деятельности. Во внимание принимались лишь пол, возраст и интересы коллектива в целом. Когда не было хороших результатов от рыболовства и охоты, пищу в первую очередь получали старики и дети, а не мужчины-добытчики, как наиболее выносливые существа. Существовало естественное половозрастное разделение труда. В каждой родовой организации появились 3 группы:

Каждые из этих групп имели свои обязанности. Мужчины и женщины специализировались в разных, но одинаково полезных отраслях, поэтому дискриминации полов быть не могло. Особо важным рубежом в жизни подростков считался переход от детства к взрослости. Происходила инициализация (посвящение). Старосты передавали свои знания, представления и навыки. Подростки изучали растения, повадки животных, астрономию и магию. 2 -ой этап был связан с выносливостью подростков. Человеку выбивали зубы, ломали кости, проламывали голову. Тем, кто прошёл инициализацию, разрешалось создавать семью.

Раннеродовая община была матрилинейна, т.е. наследование имени и движимого имущества велось по линии матери. Дети принадлежали родовой коммуне матери. Это доказывается данными археологии и этнографии. Обнаружены женские фигуры - палеолитические Венеры с подчёркнутым признаком пола. Венера – сосуд плодородия. Статуэток мужчин в слоях верхнего палеолита не обнаружено, что говорит об особой роли женщины. У жителей Океании обнаружен обряд куваду – высиживание яйца. Благополучно родившая женщина на следующий день приступала к работе, а мужчину, имитировавшего движения роженицы, криками поздравляли родственники. Так мужчины доказывали свои права на ребёнка. Матрилинейность не означает признание матриархата, т.е. абсолютного господства женщины в семье и обществе. Матриархата никогда не существовало, как особой стадии развития первобытного общества. Первой исторической формой регулирования отношений между полами был экзогамный (запрещённый внутри рода), дуально-родовой (разрешён только между двумя экзогамными родами) и групповой брак, характерный для стадии становления родовой организации. Эта форма брака была более прогрессивной, по сравнению с отношениями праобщины, но все, же была несовершенной, т.к. она не исключала кровосмешения между 2 -ми, 3 -ми братьями и сёстрами. Это привело к созданию парного брака и парной семьи (принадлежат к разным родам). Семья создавалась на срок вынашивания и рождения ребёнка, затем распадалась и создавалась новая семья с целью рождения детей. Эта семья создала условия для более прочных форм брака и семьи.

Род управлялся на основе принципов первобытной демократии. Высшим органом власти рода был совет рода, состоящий из всех женщин и мужчин родовой организации. На совете обсуждались все самые важные вопросы: избирались главари рода (как женщины, так и мужчины, наиболее зрелые по роду, обладающие большим жизненным опытом, неповиновение главарям грозили изгнанием из рода, что было равносильно смерти), решались вопросы охоты, обрядов и др.

Членов племени объединяли общие территория, язык и культурно-бытовые особенности. На этой ступени ещё не было советов племени и военного вождя, поэтому племя представляло собой не социальную, а этническую общность людей.

Читайте также: