Финансирование бюджетных учреждений кратко

Обновлено: 05.07.2024

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Большинство компаний финансируют свои проекты самостоятельно. Однако в некоторых случаях средства поступают из иных источников. Они подлежат особому порядку учета.

Что представляет собой целевое финансирование?

целевое финансирование (ЦФ) – это получение денежных средств от государства на определенные цели. Главная особенность этого мероприятия заключается в том, что полученные деньги нужно использовать строго по заявленному назначению. Обязательно составление строгой отчетности. Также требуется оформить и утвердить смету. Финансирование направляется на следующие проекты:

  • Содержание учреждений для детского и юношеского развития.
  • Культурно-просветительские мероприятия.
  • Подготовку кадрового состава.
  • Научно-исследовательскую деятельность.
  • Капитальные вложения.
  • Возведение жилых зданий.
  • Устранение убытков.

Обычно государство направляет деньги на общественные проекты. Средства выделяются на конкретную цель.

Формы государственной помощи

Составляющие целевого финансирования указаны в пункте 1 статье 251 НК РФ:

  • Субсидии и бюджетные ассигнования.
  • Гранты на реализацию образовательных, культурных, научных, экологических программ, мероприятий, связанных с искусством.

Вопрос: Как отражается в учете некоммерческой организации (НКО) продажа объекта основных средств (ОС), который был приобретен за счет средств целевого финансирования и использовался для ведения уставной деятельности?
Продажная цена объекта ОС составляет 600 000 руб., в том числе НДС 100 000 руб. Первоначальная стоимость объекта ОС составляет 650 000 руб. На дату продажи по объекту ОС начислен износ в сумме 160 000 руб.
Для целей налогообложения прибыли применяется метод начисления.
Посмотреть ответ

ВАЖНО! Финансирование может обеспечиваться не только за счет денежных средств, но и за счет имущества.

Учет госфинансирования устанавливается ПБУ 13/200. Данный нормативный акт выделяет эти виды государственной помощи:

  • Субвенции – бюджетные деньги, выдаваемые на безвозмездной основе. То есть компания не должна их возвращать. Средства предоставляются на реализацию конкретных целевых расходов.
  • Субсидии – бюджетные деньги, выдаваемые на основе долевого финансирования трат.
  • Бюджетные кредиты, которые выдаются или в форме денег, или в форме имущества (земля, природные ресурсы). Они не включают в себя налоговые кредиты и отсрочки по выплате задолженностей.

В бухучете нужно отражать следующие направления трат, покрываемых целевым финансированием:

  • Капитальные траты на приобретение или строительство основных средств компании.
  • Покрытие текущих трат (к ним может относиться покупка материально-производственных запасов, выплата зарплат).
  • Компенсация уже понесенных трат, включающих убытки.
  • Немедленная денежная поддержка компании в форме чрезвычайной помощи.

ВАЖНО! За расходом государственных средств строго следят контролирующие структуры. Указывать средства в бухучете нужно только в том случае, если компания точно их получит. Подтверждением получения является бюджетная роспись, соответствующие уведомления. Также организация должна быть уверена в том, что деньги будут направлены на утвержденные цели. Подтверждающие это документы: договоры, публичные решения, проектно-сметные бумаги, утвержденные руководителем.

ВНИМАНИЕ! Целевое финансирование не включает в себя различные льготы, участие государственных структур в капитале компании.

Бухгалтерский учет

Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием. Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства. Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.

Кредитное сальто счета 86 фиксирует неиспользованные средства. Кредитный оборот указывает на целевые поступления, дебетовый – применение средств. Рассмотрим базовые операции, связанные с целевым финансированием:

Бухгалтеру рекомендуется сформировать 2 субсчета:

  • 86.1. Получение денег из бюджетных источников.
  • 86.2. Получение денег из прочих источников.

Важно также правильно вести аналитический учет ЦФ. Необходимо указать источник получения средств, цели, на которые они будут направлены, условия получения денег. Требуется прописать величину дохода по каждому из видов ЦФ, а также остатки полученных средств.

Примеры

Производственная структура получила от государства на безвозмездной основе средства на приобретение оборудования. В бухучете отражаются следующие проводки:

Рассмотрим другой пример с НКО. Некоммерческое образование получило средства на организацию благотворительного мероприятия. При этом будут использованы следующие проводки:

  • ДТ20 КТ60,76. Было проведено благотворительное мероприятие за счет государственных средств.
  • ДТ20, 26 КТ10. Расход материалов.
  • ДТ20,26 КТ70, 69. Начисление зарплат и страховых взносов.
  • ДТ60, 76 КТ51. Оплата услуг исполнителя, подрядчика, поставщика.
  • ДТ69 КТ51. Направление страховых взносов в фонды.
  • ДТ70 КТ50. Выдача зарплата.
  • ДТ86 КТ20, 26. Траты списаны за счет средств ЦФ.

Последняя проводка используется только после того, как оплачены текущие расходы. По каждой проводке нужно отразить точную сумму операции, а также первичные документы.

Составление отчета о целевом применении средств

Отчет о целевом применении отображает данные об остатке денег ЦФ на начало и завершение отчетного периода, поступлении средств и их применении. Сведения нужно фиксировать за принятый на предприятии отчетный период, а также за период предыдущего периода.

Отчет составляется НКО. Его нужно оформлять и коммерческим предприятиям в том случае, если средства поступили в отчетном периоде.

Налогообложение

При налогообложении прибыли средства ЦФ не будут учтены. Данное правило указано в пункте 1 статьи 251 НК РФ. Касается это только тех поступлений, которые прописаны в статье 251 НК РФ. Вопрос с субсидиями не столь однозначен. В законе указано, что все будет зависеть от цели выдачи субсидий. Подробнее нюансы налогообложения средств изложены в письме Минфина РФ от 30.05. 2011 г. №03-07-11/151. В частности, субсидии не указываются в составе доходов только в том случае, если они выданы на реализацию государственного задания.

Государственные средства в Российской Федерации направляются на различные цели и в разном порядке. Но основная сумма денежных средств распределяется и расходуется путем финансирования.
Финансирование — безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной текущей деятельности.
Финансирование распространяется в основном на государственные объекты и осуществляется за счет разных источников: из средств бюджета, средств внебюджетных фондов и собственных средств хозяйственных объединений и предприятий.
Финансирование из бюджета, или бюджетное финансирование, — это часть общего расходования государственных средств и выделяется в особую группу в силу важности и неповторимости источника финансирования, в качестве которого выступает бюджет.
Бюджетное финансирование, как и финансирование в целом, осуществляется на основе следующих единых принципов:

  1. безвозвратности;
  2. целенаправленности, т.е. целевого использования средств;
  3. финансирования по мере выполнения работ, услуг;
  4. соблюдения финансовой дисциплины (ст. 28 БК РФ).

Целенаправленность выражается в том, что расходы имеют предметно-целевое назначение: заработная плата, командировка, стипендии, текущие расходы и т.д.
Финансирование по мере выполнения работ и услуг предусматривает, что средства выделяются не автоматически в пределах годовых работ и услуг, а в соответствии с фактическим их выполнением, количественными и качественными показателями. Осуществление этого принципа выражается в квартальных и месячных разбивках расходов.
Соблюдение финансовой дисциплины выступает как условие правильного и законного расходования денежных средств.
Бюджетное финансирование в Российской Федерации выступает в двух формах: финансирование государственных объединений и организаций, имеющих экономическую и финансовую самостоятельность; финансирование государственных бюджетных учреждений. Каждая из этих форм имеет свои особенности, как с экономической, так и с правовой точек зрения.
Хозяйственные организации в системе бюджетного финансирования занимают особое место. Это определяется тем, что свои основные производственные и социальные расходы они обеспечивают за счет собственных средств и по мере необходимости привлекают на данные цели кредиты коммерческих банков. Финансирование же из бюджета используется ими только в определенных случаях, конкретно установленных законодательством. Так, в федеральном бюджете на 1994 г. бюджетные средства были выделены в виде государственной поддержки отраслей народного хозяйства на базовые отрасли промышленности (угольная отрасль), конверсию оборонной промышленности, другие отрасли промышленности, сельское хозяйство, некоторые отрасли продовольствия и т.д.

Государственные бюджетные организации, так называемая бюджетная сфера, имеют свои особенности. Они относятся к непроизводственной сфере, в создании материальных ценностей непосредственно не участвуют и, следовательно, национального дохода не создают. Основное назначение бюджетных организаций состоит в удовлетворении общественно-социальных потребностей членов общества. К ним относятся социально-культурные учреждения, органы государственного управления и обороны страны.
В условиях рыночных отношений всем бюджетным организациям разрешена предпринимательская деятельность, предусмотренная их уставами. Эта деятельность приносит им собственные доходы, которые выступают как их внебюджетные средства. Расходуются они внутри данных бюджетных организаций,

Источники финансирования капитальных вложений — это ресурсы, за счет которых производится расходование средств на нужды бюджетных, государственных и муниципальных учреждений. Как финансируются капитальные вложении в рамках федеральной контрактной системы, расскажем в нашей статье.

Что представляют собой источники финансирования капвложений

Источники финансирования (ИФ) — это различные фонды и поступления денежных средств из различных потоков, направленные на реализацию целевых задач и ведение финансово-хозяйственной деятельности организации.

Основные виды источников финансирования можно представить в следующих группах:

  1. Собственные финансы и внутрихозяйственные резервы предприятия.
  2. Займы, кредиты, ссуды.
  3. Привлеченные инвестиции, в том числе и иностранные.
  4. Средства государственных, федеральных, муниципальных (местных) бюджетов.
  5. Внебюджетные фонды.

Характеристика источников финансирования капитальных вложений определяется в зависимости от отраслевой принадлежности организации. К примеру, источники финансирования здравоохранения в совокупности представляют собой следующие средства:

  • бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов;
  • ОМС и добровольное медицинское страхование;
  • целевых фондов, направленных на охрану здоровья населения;
  • доходы организаций здравоохранения;
  • добровольные взносы и пожертвования физических и юридических лиц.

Основной источник финансирования бюджетного учреждения — средства бюджетов разных уровней. Это денежные потоки, рассчитанные для каждой организации на основе нормативов. Нормативные затраты исчисляются из расчетной единицы (обучение 1 ученика, лечение 1 больного) и направлены на достижение конечных результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Внебюджетные источники финансирования — это дополнительные фонды поступления денежных средств, получаемые вне бюджета. К ним относятся заработанные и незаработанные доходы: от предпринимательской деятельности, аренды имущества, доходность от ценных бумаг, добровольные пожертвования и прочие.

Теперь разберемся, как определяется стоимость источника финансирования, что это такое? Под стоимостью ИФ понимают процентное отношение сумм выплат, которые необходимо заплатить по каждому виду финансового ресурса в определенный промежуток времени. Проще говоря, это годовая процентная ставка за использование привлекаемых фондов.

Источники финансирования и закупочная деятельность

В настоящее время все предприятия, которые финансируются за счет бюджета, обязаны проводить закупки по нормам 44-ФЗ. К таким организациям относятся:

  1. Бюджетные, автономные, казенные учреждения.
  2. Федеральные государственные унитарные предприятия в части закупок для защиты прав, безопасности граждан РФ, а также гособоронзаказа.
  3. Юридические лица с полным государственным участием в части закупок за счет государственного субсидирования для целей капитального строительства и приобретения недвижимости.
  4. Государственные и публично-правовые компании. Для субсидированных заказов государственных корпораций на приобретение недвижимости и взносы в уставный капитал.
  5. Все юридические лица, закупающие объекты недвижимости и осуществляющие взносы на уставный капитал за счет бюджетных финансов.

Закупки на капитальные вложения автономных учреждений и унитарных предприятий, финансирующихся за счет бюджета, должны проводиться по общим правилам и нормативам, установленным 44-ФЗ.

Для автономных учреждений действуют положения ч. 4 ст. 15 44-ФЗ, в которой указано, что для госзаказа по капитальным вложениям АУ действует порядок, установленный в п. 1-3 ч. 1 ст. 1 44-ФЗ. Таким образом, автономная организация, финансируемая из бюджетов различных уровней, должна соблюдать нормы 44-ФЗ в части планирования, определения поставщиков, заключения договоров, а также мониторинга и аудита в области госзакупок.

При этом заключение контракта с единственным поставщиком для заказов по ч. 4 ст. 15 44-ФЗ — это нарушение принципов конкурентных закупок.

Что считается капитальным вложением в объекты государственной и муниципальной собственности

В том случае, если автономные учреждения осуществляют свою деятельность на основании государственного (муниципального) задания, то они финансируются из бюджетных денежных потоков. Следовательно, для закупок по нормам ч. 4 ст. 15 44-ФЗ и дальнейшего учета объектов госсобственности надлежит руководствоваться действующим бюджетным законодательством — ст. 78.2 и ст. 79 БК РФ. В них указано, что капитальные вложения в объекты государственной, муниципальной собственности допускаются только в следующих случаях:

  • при строительстве и реконструкции;
  • при покупке объектов капитального строительства.

Затраты на вышеуказанные цели должны осуществляться в соответствии с ч. 4 ст. 15 44-ФЗ. Если бюджетное субсидирование автономного учреждения производится согласно ст. 78.1 БК РФ (капремонт объектов, закупка различных основных средств), то закупочный процесс надлежит проводить по нормам 223-ФЗ.

Задорожнева Александра

Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок финансирования бюджетных учреждений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Порядок финансирования бюджетных учреждений

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Какой порядок финансирования казенного, бюджетного и автономного учреждения
(КонсультантПлюс, 2022) 2. Какой порядок финансирования бюджетного и автономного учреждения

Нормативные акты: Порядок финансирования бюджетных учреждений

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 29.11.2021)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) 1. В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
"О некоммерческих организациях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) 6. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Читайте также: