Общественный строй в странах древнего востока кратко

Обновлено: 25.06.2024

Длительное время существовала община, т. к. нормальное развитие сельского хозяйства в Восточных странах, расположенных в долинах великих рек (Нил, Евфрат, Тигр) в условиях субтропического климата было невозможно без постоянных ирригационных работ получить урожай (каналы, плотины и т. п. ). В этих условиях при низком уровне развития техники требуются усилия многих людей, следовательно, в эпоху становления государственности община утратила свой рядовой характер, но сохранилась соседская община.

Соседская община-организация соседей, живущих на определенной территории и связанных правами и обязанностями по отношению друг к другу, другим общинам и государству.

Рабовладельчество не достигло глубины и масштаба т. к.

б)мало участвуют в общественном производстве

в)рабский труд малопроизводителен

Сложная социальная структура

Есть 3 социальные группы:

рабы или подневольные рабочие

мелкие производители (крестьяне и ремесленники)

привилегированные (землевладельческая, придворная, служилая аристократия, командиры армии, жрецы, состоятельная верхушка общин) Она тесно связана с государственным аппаратом.

Особенности государственного строя Древнего Востока

Особенности государственного строя Древнего Востока обуславливаются:

Необходимость объединения и координации усилий общин по созданию ирригационных систем и сооружений способствовало возрастанию роли государственной власти, созданию ее деспотической формы

Деспотия - разновидность монархии, т. е. государство с единоличным и наследственным главой. Признаки:

Глава государства обладает неограниченной юридически властью

Выступает как божественная (царь=бог/его представитель)

Разветвленный бюрократический аппарат (3 основных ведомства: а) военное; б) финансовое; в) общественных работ)

В разных странах степень деспотизма варьируется. Самый полный - в Египте. Например, фараон - это центр Египетской мысли, истории, общественной мысли, сердце коллективного существа, потомок богов, совершая ритуал, позволяет временам года меняться, разливу наступать и оплодотворять Египет.

Самый слабый - в Индии, т. к. цари из происходили из кшатриев, а высшей кастой считались брахманы.

Особенности права Древнего Востока

Медленный темп определил особенности:

Основной источник права - ОБЫЧАЙ

В наказаниях есть принцип коллективной ответственности членов семьи / всех членов соседской общины за проступок одного из них.

Своеобразное развитие аграрных отношений обуславливает длительное отсутствие частной собственности на землю и существование верховной собственности царя на землю и воду в государстве. Верховная собственность - это не собственность в современном смысле слова, а право распоряжения и контроля, получения определенного налога. Фактически, большая часть орошаемой земли находилась в наследственном владении и пользовании общин.

Наличие элементов патриархальной семьи в брачно-семейном праве и неразработанность договорного права в целом.

С отмиранием родовых связей постепенно отмирает обычай кровной мести, но зато долгое время признается в праве возможность непосредственной расправы потерпевшего с обидчиками на месте преступления.

В праве закрепляется принцип ТАЛИОНА, т. е. возмездие, точно соответствующее причиненному вреду. Со временем, на смену ему приходит принцип КОМПОЗИЦИИ, когда преступник может избежать возмездия, уплатив причитающуюся по закону денежную сумму.

Нет четкого разграничения между правами и другими социальными нормами. Сами законодательные сборники выдавались за божественное творение и содержали предписания не только правового характера, но и правила религиозного, морального свойства.

Система древнего Восточного права была малоразработанной, не сложилось четкого деления права на разные отрасли.

Казуистический характер законов, что с одной стороны означало чрезмерную детализацию, а с другой - порождало явные пробелы, которые были результатом отсутствия обобщающего начала в праве. Например: укус за нос 1 мера серебра

I. Длительное сохранение сельской общины, носившей территориальный харак­тер. Особенностью Древнего Востока является то, что возникновение государ­ственного аппарата не разрушало общины с ее главными органами управления (особые общинные советы, народ­ное собрание, старосты-рабианумы).

II. Преобладание коллективной собственности в виде царской, храмовой и общинной над частной собственностью и, как следствие, неопределенность правового положения частных собственников, чей статус не опирался ни на какие фор­мально санкционированные нормы.

III. Невыделенность индивида из коллектива, ибо только владение землей в общине делало человека, незави­симо от его служебного и социального положения, полноправным, защищая от произ­вола властей посредством норм местного обычного права.

IV. Сословно-правовой статус индивида не совпадал с его социально-эконо­мическим положением. Рабы здесь входили в состав большой патриархальной семьи, а их труд был дополнением к труду свободных подданных стран Востока.

V. Отсутствие чёткой социально-классовой стратификации. Для восточной цивилизации характерна маловыраженная имущественная дифференцированность и второстепенная роль классовых противоречий. Это говорило о формальном равенстве людей и их практически поголовном рабстве. Кроме того, для стран Древнего Востока характерна крайняя функционализация человека.

VI. Наличие корпоративности, системы социальных вертикальных перего­родок, которые представляли собой замкнутые, автономные и большей частью самоуправляющиеся коллек­тивы-корпорации: сельских общин, землячеств, кланов, сект, цехов, каст, варн и др. Такой вертикальный аспект построения социальной структуры предполагает, что в основе коллек­тивов-корпораций лежат общность религиозных взглядов, профессиональной деятельности, экономический и сословно-наследственный факторы, принцип общности территории проживания и проч.

Можно выделить следующие ха­рактерные признаки восточной деспотии:

1) Неограниченная власть наследственного, обожествляемого монарха, концентрирующего в своих руках всю полноту законодательной, исполни­тельной и судебной власти.

2) Теократический характер монархии, идеологизированный характер в це­лом государства, совмещение в руках монарха высшей светской и духовной власти. При этом сама власть азиатского тирана почти всегда освящалась не только свыше, но и снизу, ибо деспот воплощал все сокровенные чая­ния подданных.

3) Абсолютное преобладание государства над обществом, мелочная регла­ментация всего многообразия человеческих отношений, тотальная этатизация социальной жизни.

4) Сочетание политики принуждения и феномена т.н. лю­бящего страха, когда страх перед верховной властью сочетался с безграничной верой в ее носителя – азиатского тирана. Такие социально-психологические условия отчасти обусловили и тот факт, что даже сомневаясь в правителях, ни одно древне­восточное общество не сомневалось в самом порядке власти, установившемся в том или ином государстве.

5) Феномен власти-собственности как структурообразующей основы такого общества, выполняющей функцию связующего единства по отношению к нему. Именно лидер государства выступал не только как суверен, носитель высшей влас­ти, но и как верховный собственник на землю. Отношения государственной власти и волевые отношения собственности были неотделимы друг от друга.




6) Функционирование разветвленного, подчиненного восточному деспоту бюрократическо­го аппарата, в состав которого входили три главных ведомства управления – военное, финансовое и ведомство общественных (публичных) ра­бот, занятое строительством и поддержанием оросительных систем, общественных дорог, со­оружением усыпальниц, пирамид, царских дворцов, храмов, иных гигантских культово-религиозных сооружений.

7) Отсутствие гражданского общества и существование на Востоке т.н. сервильного (служилого) общества, подчиненного государству. Для всех стран Древнего Востока характерна крайняя функциокализация человека, что приводило к формальному равенству людей перед деспотом, к практически поголовному рабству – от министериалов до крестьян.

Основные черты права стран Древнего Востока. Общая характеристика Законов Хаммурапи, древневавилонского царя правившего в 1792 – 1750 гг. до н.э.

Глав­ными источниками его законов были:

1) шумерийские кодификации – Законы царей Ур-Намму и Шульги, из династии Ура (конец III тыс. до н.э.), Законы царя Липид-Иштара из царства Исины (ХIХ в. до н.э.), Законы царя Билаламы из царства Эшнунны (XVIII в. до н.э.);

2) указы и судебные решения самого царя Хаммурапи;

3) постановления высших вавилонских судов.

В струк­туре этого памятника права выделяется три главные части: пролог, эпилог и 282 статьи юридического текста.

Можно выделить следующие восемь основных групп правовых норм:

I) статьи 1 – 5, посвященные общим правилам от­правления правосудия;

II) статьи 6 – 25, посвященные правилам охраны собственности царя, храмов иобщин;

III) статьи 26 – 41, посвященные охране имущества, полученного от царя за службу;

IV) статьи 42 – 67/71, посвященные операциям с недвижимостью и ответственности за посягательства на нее;

V) статьи 78/33 – 126, посвященные торговым и коммерческим операциям;

VI) статьи 127 – 195, посвященные браку и семейному праву;

VII) статьи 196 – 214, посвященные преступлениям против личности и наказаниям за них;

VIII) статьи 215 – 232, посвященные операциям с движимым имуществом, в т.ч. найму имущества и личному найму.

В некоторых случаях субъектом права могла быть и женщина, не находящаяся под патриархальной властью отца семейства или мужа, либо являющяяся храмовой жрицей-энтум. В самом низу социальной лестницы стояли рабы (вардум), причем различа­лись собственно вардум, купленные тамкарами в соседних сранах, военопленные люди или лица, рожданные от рабыни, и долговые рабы – нибутум, временно попавшие в долго­вую кабалу вавилоняне (например, сын или жена должника), терявшие свою личную и хозяйственную самостоятельность, как правило, на 3-хлетний срок.

Невеста от своего отца получала приданое – шериктум, которое передавалось жениху и было по размеру больше терхатума. Такой же дар делал отец и при посвящении дочери в жрицы или храмовые блудницы. Невесте можно было по брачному договору выговорить право на развод по ее инициативе, а также включить условие об освобождении ее от задержания по добрачным долгам мужа, если он выдаст ей в подтверждение документ. Если развод возможен для мужчины в любое время, то для женщины он допустим лишь в исключительных случаях.

Жена занимала сравнительно высокое положение в имущественных взаимоотношениях со своим мужем, в частности, могла свободно заключать сделки, заниматься ремеслом, торговлей, ростов­щичеством. Власть отца в вавилонской семье, хотя и без права на жизнь и смерть детей, была властью господина-рабовладельца, который вправе отдать детей в долговую кабалу, взять сыну жену, а дочери выбрать мужа либо отдать ее в жрицы или храмовые блудницы. Большое внимание Законы Хаммурапи уделяют вопросу об усыновле­нии, которое преследовало различные цели (ст. 185 – 190).

Наследование по завещанию было развито еще сравнительно слабо, поэтому имущество передавалось на основании наследования по закону. Так, дети наследовали имущество отца или матери поровну. При этом в равных долях наследовали собственные и усыновленные дети, дети от разных жен, а при раз­деле движимого имущества – и официально признанные отцом дети рабыни. Муж ничего не получал из приданого умершей жены, оно принадлежало всецело детям. Вдова получала приданое и подарки мужа (нудуннум), продолжая жить в доме умершего мужа, пользуясь вместе с детьми оставленным им имуществом.

Преступления и наказания по Законам Хаммурапи. В судебнике различались форма и степень виновности при определении наказания, институт соучастия в форме пособничества, подстрекатель­ства и укрывательства, обстоятельства, отягчающие преступле­ние (например, кража во время пожара немедленно каралась сожжением вора – ст. 25). В Законах Хаммурапи сохранялись определенные пережитки кровной мести, круговой по­руки и других элементов архаичного уголовного права.

Различались несколько принципов назначения наказания:

а) принцип объективного вменения, коллективной и, прежде всего, семей­ной ответственности за чужую вину, несмотря на наличие института субъективной виновности;

б) принцип сословности наказания, его социальной дифференцированности;

Законы Хаммурапи различали следующие виды наказаний:

а) смертная казнь – за более чем 30 преступлений и в различных формах, простой и квалифицированной;

б) членовредительные наказания по принципу талиона;

в) телесные наказания в виде нанесения ударов плетью;

г) денежные штрафы – композиция, вытеснившая кровную месть;

д) изгнание из родного дома или общины;

е) наложение знака бесчестья и т.п.

Контрольные задания.

Строитель построил дом в Вавилоне и продал его. Но дом был построен небрежно, поэтому он вскоре обвалился и насмерть задавил хозяина. Какое наказание предусматривают Законы царя Хаммурапи?

а) строитель должен восстановить дом за свой счет;

б) строитель должен восстановить дом за свой счет и возместить ущерб;

в) строителя должны казнить;

г) строитель должен возместить ущерб и подвергнуться телесному наказанию.

I. Длительное сохранение сельской общины, носившей территориальный харак­тер. Особенностью Древнего Востока является то, что возникновение государ­ственного аппарата не разрушало общины с ее главными органами управления (особые общинные советы, народ­ное собрание, старосты-рабианумы).

II. Преобладание коллективной собственности в виде царской, храмовой и общинной над частной собственностью и, как следствие, неопределенность правового положения частных собственников, чей статус не опирался ни на какие фор­мально санкционированные нормы.

III. Невыделенность индивида из коллектива, ибо только владение землей в общине делало человека, незави­симо от его служебного и социального положения, полноправным, защищая от произ­вола властей посредством норм местного обычного права.

IV. Сословно-правовой статус индивида не совпадал с его социально-эконо­мическим положением. Рабы здесь входили в состав большой патриархальной семьи, а их труд был дополнением к труду свободных подданных стран Востока.

V. Отсутствие чёткой социально-классовой стратификации. Для восточной цивилизации характерна маловыраженная имущественная дифференцированность и второстепенная роль классовых противоречий. Это говорило о формальном равенстве людей и их практически поголовном рабстве. Кроме того, для стран Древнего Востока характерна крайняя функционализация человека.

VI. Наличие корпоративности, системы социальных вертикальных перего­родок, которые представляли собой замкнутые, автономные и большей частью самоуправляющиеся коллек­тивы-корпорации: сельских общин, землячеств, кланов, сект, цехов, каст, варн и др. Такой вертикальный аспект построения социальной структуры предполагает, что в основе коллек­тивов-корпораций лежат общность религиозных взглядов, профессиональной деятельности, экономический и сословно-наследственный факторы, принцип общности территории проживания и проч.

Можно выделить следующие ха­рактерные признаки восточной деспотии:

1) Неограниченная власть наследственного, обожествляемого монарха, концентрирующего в своих руках всю полноту законодательной, исполни­тельной и судебной власти.

2) Теократический характер монархии, идеологизированный характер в це­лом государства, совмещение в руках монарха высшей светской и духовной власти. При этом сама власть азиатского тирана почти всегда освящалась не только свыше, но и снизу, ибо деспот воплощал все сокровенные чая­ния подданных.

3) Абсолютное преобладание государства над обществом, мелочная регла­ментация всего многообразия человеческих отношений, тотальная этатизация социальной жизни.

4) Сочетание политики принуждения и феномена т.н. лю­бящего страха, когда страх перед верховной властью сочетался с безграничной верой в ее носителя – азиатского тирана. Такие социально-психологические условия отчасти обусловили и тот факт, что даже сомневаясь в правителях, ни одно древне­восточное общество не сомневалось в самом порядке власти, установившемся в том или ином государстве.

5) Феномен власти-собственности как структурообразующей основы такого общества, выполняющей функцию связующего единства по отношению к нему. Именно лидер государства выступал не только как суверен, носитель высшей влас­ти, но и как верховный собственник на землю. Отношения государственной власти и волевые отношения собственности были неотделимы друг от друга.

6) Функционирование разветвленного, подчиненного восточному деспоту бюрократическо­го аппарата, в состав которого входили три главных ведомства управления – военное, финансовое и ведомство общественных (публичных) ра­бот, занятое строительством и поддержанием оросительных систем, общественных дорог, со­оружением усыпальниц, пирамид, царских дворцов, храмов, иных гигантских культово-религиозных сооружений.

7) Отсутствие гражданского общества и существование на Востоке т.н. сервильного (служилого) общества, подчиненного государству. Для всех стран Древнего Востока характерна крайняя функциокализация человека, что приводило к формальному равенству людей перед деспотом, к практически поголовному рабству – от министериалов до крестьян.

Основные черты права стран Древнего Востока. Общая характеристика Законов Хаммурапи, древневавилонского царя правившего в 1792 – 1750 гг. до н.э.

Глав­ными источниками его законов были:

1) шумерийские кодификации – Законы царей Ур-Намму и Шульги, из династии Ура (конец III тыс. до н.э.), Законы царя Липид-Иштара из царства Исины (ХIХ в. до н.э.), Законы царя Билаламы из царства Эшнунны (XVIII в. до н.э.);

2) указы и судебные решения самого царя Хаммурапи;

3) постановления высших вавилонских судов.

В струк­туре этого памятника права выделяется три главные части: пролог, эпилог и 282 статьи юридического текста.

Можно выделить следующие восемь основных групп правовых норм:

I) статьи 1 – 5, посвященные общим правилам от­правления правосудия;

II) статьи 6 – 25, посвященные правилам охраны собственности царя, храмов иобщин;

III) статьи 26 – 41, посвященные охране имущества, полученного от царя за службу;

IV) статьи 42 – 67/71, посвященные операциям с недвижимостью и ответственности за посягательства на нее;

V) статьи 78/33 – 126, посвященные торговым и коммерческим операциям;

VI) статьи 127 – 195, посвященные браку и семейному праву;

VII) статьи 196 – 214, посвященные преступлениям против личности и наказаниям за них;

VIII) статьи 215 – 232, посвященные операциям с движимым имуществом, в т.ч. найму имущества и личному найму.

В некоторых случаях субъектом права могла быть и женщина, не находящаяся под патриархальной властью отца семейства или мужа, либо являющяяся храмовой жрицей-энтум. В самом низу социальной лестницы стояли рабы (вардум), причем различа­лись собственно вардум, купленные тамкарами в соседних сранах, военопленные люди или лица, рожданные от рабыни, и долговые рабы – нибутум, временно попавшие в долго­вую кабалу вавилоняне (например, сын или жена должника), терявшие свою личную и хозяйственную самостоятельность, как правило, на 3-хлетний срок.

Невеста от своего отца получала приданое – шериктум, которое передавалось жениху и было по размеру больше терхатума. Такой же дар делал отец и при посвящении дочери в жрицы или храмовые блудницы. Невесте можно было по брачному договору выговорить право на развод по ее инициативе, а также включить условие об освобождении ее от задержания по добрачным долгам мужа, если он выдаст ей в подтверждение документ. Если развод возможен для мужчины в любое время, то для женщины он допустим лишь в исключительных случаях.

Жена занимала сравнительно высокое положение в имущественных взаимоотношениях со своим мужем, в частности, могла свободно заключать сделки, заниматься ремеслом, торговлей, ростов­щичеством. Власть отца в вавилонской семье, хотя и без права на жизнь и смерть детей, была властью господина-рабовладельца, который вправе отдать детей в долговую кабалу, взять сыну жену, а дочери выбрать мужа либо отдать ее в жрицы или храмовые блудницы. Большое внимание Законы Хаммурапи уделяют вопросу об усыновле­нии, которое преследовало различные цели (ст. 185 – 190).

Наследование по завещанию было развито еще сравнительно слабо, поэтому имущество передавалось на основании наследования по закону. Так, дети наследовали имущество отца или матери поровну. При этом в равных долях наследовали собственные и усыновленные дети, дети от разных жен, а при раз­деле движимого имущества – и официально признанные отцом дети рабыни. Муж ничего не получал из приданого умершей жены, оно принадлежало всецело детям. Вдова получала приданое и подарки мужа (нудуннум), продолжая жить в доме умершего мужа, пользуясь вместе с детьми оставленным им имуществом.

Преступления и наказания по Законам Хаммурапи. В судебнике различались форма и степень виновности при определении наказания, институт соучастия в форме пособничества, подстрекатель­ства и укрывательства, обстоятельства, отягчающие преступле­ние (например, кража во время пожара немедленно каралась сожжением вора – ст. 25). В Законах Хаммурапи сохранялись определенные пережитки кровной мести, круговой по­руки и других элементов архаичного уголовного права.

Различались несколько принципов назначения наказания:

а) принцип объективного вменения, коллективной и, прежде всего, семей­ной ответственности за чужую вину, несмотря на наличие института субъективной виновности;

б) принцип сословности наказания, его социальной дифференцированности;

Законы Хаммурапи различали следующие виды наказаний:

а) смертная казнь – за более чем 30 преступлений и в различных формах, простой и квалифицированной;

б) членовредительные наказания по принципу талиона;

в) телесные наказания в виде нанесения ударов плетью;

г) денежные штрафы – композиция, вытеснившая кровную месть;

д) изгнание из родного дома или общины;

е) наложение знака бесчестья и т.п.

Контрольные задания.

Строитель построил дом в Вавилоне и продал его. Но дом был построен небрежно, поэтому он вскоре обвалился и насмерть задавил хозяина. Какое наказание предусматривают Законы царя Хаммурапи?

а) строитель должен восстановить дом за свой счет;

б) строитель должен восстановить дом за свой счет и возместить ущерб;

в) строителя должны казнить;

г) строитель должен возместить ущерб и подвергнуться телесному наказанию.

Государство и право древнего Египта характеризовалось тем, что это было одно из ранних государств. В нем была ярко представлена восточная деспотия, а форма, в первую очередь, определял высокий уровень централизации. Вся система власти была сосредоточена в персоне фараона, его считали сыном бога, власть и воля фараона обладали непререкаемым характером. В персоне фараона была объединена судебная, законодательная и религиозная власть.

Правительственный аппарат в Древнем Египте во все периоды истории был представлен фараоном, которого наделяли титулом правителя Верхнего и Нижнего Египта. Формально фараон управлял вопросами культа, осуществлял управление страной и назначение высших чиновников в многочисленном бюрократическом аппарате. Он же имел право жаловать титулы и земли за службу.

Власть в стране передавалась по наследству, начиная с десятой династии. Древний Египет представлял собой единственное государство Древнего Востока, в котором занимать престол могли женщины. При этом власть фараона нельзя было считать абсолютно безграничной. Она подчинялась религиозным традициям и обычаям. Их фараоны не могли менять по своему желанию.

Бюрократический аппарат в Древнем Египте

Для Египта был характерен разветвленный бюрократический аппарат, во главе которого стоял визирь. Он являлся вторым лицом в стране после фараона, но не претендовал на божественную власть. Правовые памятники именуют его правителем всей страны (Юга и Севера).

Функции визиря были сложными и многочисленными. Он управлял финансовым ведомством, ведал золотой палатой, одновременно являющейся государственным казначейством и царской сокровищницей. В его полномочия входило управление имениями, которые принадлежали дворцу, руководство публичными работами, исполнение функций государственного канцлера (хранение печати государства). В кабинете визиря должны были храниться все правительственные и частные акты, там же происходила регистрация различных пожалований земли, имущества и титулов. Он представлял собой градоправителя столицы. Помимо перечисленного в резиденции фараона ему принадлежала высшая полицейская власть.

Правовые источники периода Нового царства называют еще несколько важных должностей при дворе фараона:

Состав общества в Древнем Египте

Правовое положение различных категорий общества было разделено на свободных, включая жрецов, чиновников, военную знать, крестьян и ремесленников, несвободных, включая рабов.

В состав господствующего класса древнеегипетского общества входили рабовладельческая знать и жрецы. Три условия определяли положение знатного египтянина:

  • древность рода,
  • величина землевладения,
  • занимаемая должность.

Среднюю позицию в сословной иерархии занимала бюрократия, являющаяся огромной силой в Древнем Египте. Армия чиновников была колоссальна, при этом данная карьера считалась очень престижной.

Основной массой сельского населения были крестьяне-общинники. Они сохраняли личную свободу, жили в деревнях (сельских общинах).

Сельская община представляла собой не только хозяйственную, но и административную ячейку общества, которая коллективно владела землями и была связана круговой порукой за правонарушения, совершенные на ее территории.

В рабство человек мог попасть в результате военного плена или при заключении кабальных договоров.

В общественном строе стран Древнего Востока можно выделить следующие особенности:

I. Длительное сохранение сельской общины, носившей территориальный харак­тер.Особенностью Древнего Востока является то, что возникновение государ­ственного аппарата не разрушало общины с ее органами управления. Главная причина того, что сельская община не погибла, сохраняясь в течение тысяче­летий, состояла в том, что земледелие было возможно здесь толькя как орашаемое и требовало коллективных усилий членов общины по созданию ирригационных сооружений. Сельская община обладала всем объемом властно-собственниче­ских прав. Во-первых, она являлась непосредственным владельцем-собственни­ком общинной земли. Во-вторых, ее органы управления (особые общинные советы, народ­ное собрание, старосты-рабианумы) осуществляли контрольно-регулирующие функции: следили за состоянием каналов, регистрировали акты по распоряже­нию землей, разрешали споры между членами общины и проч.

II. Преобладание коллективной собственности в виде царской, храмовой и общинной над частной собственностью и, как следствие, неопределенность правового положения частных собственников, чей статус не опирался ни на какие хотя бы фор­мально санкционированные нормы. Историческое преобладание организационно-хозяйственной функции госу­дарства (например, организация массовых ирригационных общественных работ) обусловило формирование социальных отношений вокруг государственной собственности на землю. Зависимое положение основной массы населения от государства предопределило замедленное образование в правовой систиме Востока принципов индивидуальной правовой свободы, экономической самостоятельности человека и свободы распоряжения своим имуществом.

III. Невыделенность индивида из коллектива как следствие вышеобозначенной черты социального строя стран Востока. Только владение землей в общине делало человека, незави­симо от его служебного и социального положения, полноправным, защищая от произ­вола властей посредством норм обычного права. Не имея никаких юридических гарантий выделившийся из коллектива ин­дивид в борьбе с представителями властей всегда проигрывал. Поэтому осо­бенностью древневосточного общества было отсутсвие (в отличие от антично­го общества) такой социальной категории, как лица, не принадлежащие ни к одной из существующих производственных категорий общества – люмпен-про­летарии или маргиналы.

IV. Сословно-правовой статус индивида не совпадал с его социально-эконо­мическим положением. Эта особенность тесно связано с вышеобозначенными и является следствием нивелирования социальных противоречий в народе, сглаживанием противостояния богатства и бедности, знатности и безродности, существованием различных переходных категорий, например, от мелких землевладельцев к господствующему слою – чиновничеству и купечеству. Наличие прослойки зависимого насе­ления, занимающего промежуточные ступени между свободными и рабами, объ­ясняется существованием патриархального (домашнего) рабства на Востоке. Рабы здесь входили в состав большой патриархальной семьи, а их труд был дополнением к труду свободных подданных стран Востока.

V. Отсутствие четкой социально-классовой стратификации. Для восточной цивилизации характерна маловыраженная классовая дифференцированность и второстепенная роль классовых противоречий. Кроме того, марксистское определение классов, исходящее из противостояния социально-экономических групп и деления их на экономически господствующих и зависимых эксплуатируемых с взаимным антагонизмом этих двух классов, не подходит для стран Древнего Востока. Такое различие между богатыми и бедными не являлось определяющим для восточной цивилизации, так как структурной основой этой цивилизации была уравнительность, полное отсутствие или незначительная роль сословно-классовых различий, горизонтальных связей вообще. За исключением Японии, здесь не было никакого благородного сословия, хотя бы приблизительно напоминавшего дворянство в Европе. Это говорило о формальном равенстве людей и их практически поголовном рабстве. Кроме того, для стран Древнего Востока характерна крайняя функционализация человека.

С точки зрения стратификации древневосточную модель общества можно определить либо как рабовладельческую, либо как феодальную, либо как особый политарный (от греч. "полития" – государство) общественный строй, основанный на т.н. азиатском способе производства. Для этого способа производства характерно существование двух больших групп людей. Одна из них – правящие верхи общества, или военно-бюрократическая прослойка, в которой иерархия определяется преимущественно степенью близости к верховному правителю (царю-деспоту). Другая – это остальные члены общества, в правовом отношении свободные производители, обременннные многими разными обязанностями по отношению к государству: налогами, выполнением общественных строительных, ирригационных и других работ, участием в военном ополчении и проч. Еще одним социально-классовым образова­нием являлся слой подневольных работников,в состав к-го входили рабы,при равненные к вещи, рабы-должники.сохранявшие элементы правоспособности, условное рабство младших членов семьи, близкие рабам юридически свобод­ные подневольные работники.

Однако, даже в тех редких случаях, когда в определенной стране Древ­него Востока развитие частного сектора создавало условия для заметной роли собственно классовых противоречий, свою примиряющую роль играла свойственная Востоку система корпораций.

VI. Наличие корпоративности, системы социальных вертикальных перего­родок, которые представляли собой замкнутые, автономные и большей частью самоуправляющиеся коллек­тивы-корпорации: сельских общин, землячеств, кланов, сект, цехов, каст, Варн и др.

Вертикальный аспект построения социальной структуры предполагает, что в основе коллек­тивов-корпораций лежат общность религиозных взглядов, профессиональной деятельности, экономический и сословно-наследственный факторы, принцип общности территории проживания и др. По этим критериям люди снизу и доверху могут быть объединены в корпорации вне зависимости от их социально-экономического положения. Вследствие того, что на Древнем Востоке личность человека была нивелирована, только принадлежность и нахождение в той или иной корпорации делало человека полноправным. Поэтому в боль­шей или меншей степени элементы кастовости и корпоративности существовали у многих народов Древнего Востока. Но нигде кастовость общества не приоб­рела столь законченного характера и не продержалась столь долго и прочно, как в Индии. Индийская каста представляла собой замкнутую группу людей, занимающую строго опреде­ленное место в обществе, которое установлено обычаем и законом. Принадлежность к касте определялась рождением и наследовалась, вследствие чего между кастами существовали с трудом преодолимые общественные перегородки: члены различных каст не могли заключать браки; у каждой касты была своя традиционная профессия; члены касты были связаны общностью культа, определенными правилами общения с членами других каст и т.д.

Четыре древнеиндийских сословия-копорации: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, по своим признакам и характеру вполне соответствуют португальскому понятию "каста" ("род", "порода", "качество") или санскритскому слову "джати". Но для отражения специфики и облегчения рассмотрения элементов общественного строя Древней Индии целесообразно использовать иной термин – "варна", который употребляли сами индийцы. Так, одно из значений слова "варна" – это "цвет". Довольно рано с каждой из четырех индийских варн стал ассоциироваться определенней цвет: с брахма­нами – белый, с кшатриями – красный, с вайшьями – желтый и с шудрами – черный. Каждая варна занимала положение в обществе, соответствующее природ­ным и нравственным качествам ее членов, а не их социально-экономическому или мате­риальному положению. Так, белый цвет одежды брахманов олицетворял собой "бла­гость", нравственную чистоту; красный цвет одежды кшатриев – страсть, энергию и решительность; желтый – смешение этих двух цветов-качеств у вайшьев, имевших дело с золотом и песчаной землей; черный цвет шудр – темнота, порочность и невежество.

Самая ранняя индийская версия происхождения варн содержится в "Ригведе", одной из священных книг индусов. Здесь брахманам приписывается происхо­ждение из уст мифического первочеловека Пуруши, принесенного богами в жертву, кшатриям – из рук его, вайшьям – из бедер и шудрам – из его ступ­ней или плевка. Для каждой варны предусматривались определенные обязан­ности и занятия, что нашло отражение также религиозно-правовом сборнике индусов – Законах Ману (I, 83-91). Для брахманов – это обучение других свя­щенным текстам, изучение Веды, жертвоприношения, раздача и получение ми­лостыни. Для кшатриев – это охрана подданных, раздача милостыни, изучение Веды и ненриверженкость к мирским утехам. Хотя они по иерархии стояли ниже брахманов, это не мешало им сохранять реальную власть в своих руках (государственные должности, военная сила, материальные ресурсы). Для вайшьев – это пастьба скота, раздача милостыни, изучение Веды, торговля, ростовщичество и земледелие. Это были полноправные свободные общинники и основное по­датное сословие. И только одно занятие указал Владыка для шудры – это служение этим трем варнам со смирением.

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Частица массой находится в одномерном потенциальном поле в стационарном состоянии, описываемом волновой функцией , где и - постоянные ( ). Найдите энергию частицы и вид функции , если .

Квантовый гармонический осциллятор находится в основном состоянии. Найдите вероятность обнаружения частицы в области , где - амплитуда классических колебаний.

Частица находится в одномерной прямоугольной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками, имеющими ширину . В каких точках интервала плотность вероятности обнаружения частицы одинакова для основного и второго возбуждённого состояний?

Частица массой находится в кубической потенциальной яме с абсолютно непроницаемыми стенками. Найдите длину ребра куба, если разность энергий 6-ого и 5-ого уровней равна . Чему равна кратность вырождения 6-ого и 5-ого уровней?

Частица массой находится в основном состоянии в двумерной квадратной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками. Найдите энергию частицы, если максимальное значение плотности вероятности местонахождения частицы равно .

Частица находится в двумерной квадратной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками во втором возбуждённом состоянии. Сторона ямы равна а. Определите вероятность нахождения частицы в области: а) ; б) ; в) .

Частица находится в двумерной прямоугольной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками. Координаты x и y частицы лежат в пределах 0 50 руб.

Волновая функция основного состояния электрона в атоме водорода имеет вид , где - расстояние электрона до ядра, - первый радиус боровской орбиты. Определите наиболее вероятное расстояние электрона от ядра.

Пользуясь решением задачи о гармоническом осцилляторе, найдите энергетический спектр частицы массой в потенциальной яме вида Здесь , а - собственная частота гармонического осциллятора.

Оцените с помощью соотношения неопределённостей Гейзенберга неопределённость скорости электрона в атоме водорода, полагая размер атома . Сравните полученную величину со скоростью электрона на первой боровской орбите.

Оцените относительную ширину спектральной линии, если известны время жизни атома в возбуждённом состоянии и длина волны излучаемого фотона .

Найти плотность сепарированной нефти 1-го горизонта при температуре 64 оС, если плотность ее при 20 оС равна 854 кг/м3, и нефти 2-го горизонта при 82 оС, если плотность ее при 20 оС равна 886 кг/м3.

При прохождении нефтегазовой смеси через штуцер в сепараторе образуются капли нефти диаметром 65 мкм. Смесь находится под давлением 0,4 МПа при 305 К. Найти скорость осаждения капель нефти и определить пропускную способность вертикального гравитацион

На дожимной насосной станции (ДНС) в сепараторе первой ступени поддерживают давление 0,4 МПа. Длина сборного коллектора, идущего от АГЗУ до ДНС, 12 км и (внутренний) диаметр его 0,3 м, разность геодезических отметок 10 м. Сборный коллектор горизонтал

Рассчитать основные параметры процесса освоения скважины, методом замены жидкости, выбрать промывочную жидкость и необходимое оборудование. Составить схему размещения оборудования при освоении скважины. Скважина заполнена буровым раствором плотностью

1. Особенности общественного и государственного строя и права стран Древнего Востока.

Общественный строй Древнего Востока

Длительное время существовала община, т. к. нормальное развитие сельского хозяйства в Восточных странах, расположенных в долинах великих рек (Нил, Евфрат, Тигр) в условиях субтропического климата было невозможно без постоянных ирригационных работ получить урожай (каналы, плотины и т. п. ). В этих условиях при низком уровне развития техники требуются усилия многих людей, следовательно, в эпоху становления государственности община утратила свой рядовой характер, но сохранилась соседская община.

Соседская община-организация соседей, живущих на определенной территории и связанных правами и обязанностями по отношению друг к другу, другим общинам и государству.

Рабовладельчество не достигло глубины и масштаба т. к.

б) мало участвуют в общественном производстве

в) рабский труд малопроизводителен

Рекомендуемые материалы

Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации по законодательству Российской Федерации

Диск для курсовой работы на тему Порядок оказания первичной медико-социальной помощи (Медицинское право)

Сложная социальная структура

Есть 3 социальные группы:

1) рабы или подневольные рабочие

2) мелкие производители (крестьяне и ремесленники)

3) привилегированные (землевладельческая, придворная, служилая аристократия, командиры армии, жрецы, состоятельная верхушка общин) Она тесно связана с государственным аппаратом.

Особенности государственного строя Древнего Востока

Особенности государственного строя Древнего Востока обуславливаются:

1. Необходимость объединения и координации усилий общин по созданию ирригационных систем и сооружений способствовало возрастанию роли государственной власти, созданию ее деспотической формы

2. Деспотия - разновидность монархии, т. е. государство с единоличным и наследственным главой. Признаки:

• Глава государства обладает неограниченной юридически властью

• Выступает как божественная (царь=бог/его представитель)

• Разветвленный бюрократический аппарат (3 основных ведомства: а) военное; б) финансовое; в) общественных работ)

В разных странах степень деспотизма варьируется. Самый полный - в Египте. Например, фараон - это центр Египетской мысли, истории, общественной мысли, сердце коллективного существа, потомок богов, совершая ритуал, позволяет временам года меняться, разливу наступать и оплодотворять Египет.

Самый слабый - в Индии, т. к. цари из происходили из кшатриев, а высшей кастой считались брахманы.

Особенности права Древнего Востока

Медленный темп определил особенности:

1. Основной источник права - ОБЫЧАЙ

2. В наказаниях есть принцип коллективной ответственности членов семьи / всех членов соседской общины за проступок одного из них.

3. Своеобразное развитие аграрных отношений обуславливает длительное отсутствие частной собственности на землю и существование верховной собственности царя на землю и воду в государстве. Верховная собственность - это не собственность в современном смысле слова, а право распоряжения и контроля, получения определенного налога. Фактически, большая часть орошаемой земли находилась в наследственном владении и пользовании общин.

4. Наличие элементов патриархальной семьи в брачно-семейном праве и неразработанность договорного права в целом.

5. С отмиранием родовых связей постепенно отмирает обычай кровной мести, но зато долгое время признается в праве возможность непосредственной расправы потерпевшего с обидчиками на месте преступления.

6. В праве закрепляется принцип ТАЛИОНА, т. е. возмездие, точно соответствующее причиненному вреду. Со временем, на смену ему приходит принцип КОМПОЗИЦИИ, когда преступник может избежать возмездия, уплатив причитающуюся по закону денежную сумму.

7. Нет четкого разграничения между правами и другими социальными нормами. Сами законодательные сборники выдавались за божественное творение и содержали предписания не только правового характера, но и правила религиозного, морального свойства.

8. Система древнего Восточного права была малоразработанной, не сложилось четкого деления права на разные отрасли.

Читайте также: