Общественный строй тюркского каганата кратко

Обновлено: 05.07.2024

Хозяйство. Хозяйство было смешанным: кочевое, полукочевое, скотоводство и оседлое земледельческое хозяйство. Население также занималось охотой, торговлей, ремеслами. Пастбища находились в руках аристократии. Каган был верховным собственником и распорядителем всех земель. Члены каганской семьи, предводители племен, знатные войны получали от него собственность пастбища. Скот был основным капиталом. У рядовых кочевников хозяйство было общинным. Они могли откочевывать на дальние расстояния, за пределы военной досягаемости правителя. Основой хозяйства тюркских племен являлось скотоводство с разведением преимущественно лошадей и овец. Наряду с этим средневековые источники повествуют о расцвете земледелия, садоводства в оседлых оазисах.

Культура - это способ организации жизни, специфический для каждого этноса. Люди, независимо от того, к какому они принадлежали обществу, всегда стремились к совершенству в процессе эволюции, это свойственно и кочевникам и пастухам. Культура любого народа тесно связана со спецификой его хозяйства. Не случайно, что кочевой образ жизни хозяйство тюрков, связанные со скотоводством, обусловили необходимость создания юрты, приспособленной к кочевому образу жизни. Основным средством передвижения у тюрков была лошадь. Поэтому они особое внимание уделяли качественному и практичному изготовлению конского снаряжения, куда входят сбруя, седло, узда, подковы, нагрудник и др.Археологические раскопки показали, что тюрки в V-VII веках тела умерших сжигали, а золу, оставшуюся после сжигания трупов, захоранивали, позднее, с VIII века, умерших начали хоронить в погребениях. Однако в обоих видах захоронения в места погребения укладывали вещи и предметы, которыми при жизни пользовались умершие.Научно доказано, что погребение умершего путем сожжения было связано с культом поклонения огню. Тюрки верили, что очищение души человека происходит через огонь. А погребение вещей с умершим было связано с верой о потребности их использования в загробном мире.

18. Система административного управления, социальное устройство, экономика тюрков.

Каган (хан ) — высшее правящее лицо в каганате, военачальник. Первым лицом после кагана был ябгу. Наследник престола носил титул тегин. Другие высшие титулы в каганате — шад, эльтебер . Судебные функции выполняли буюруки, тарханы .Основное население каганата состояло из свободных мелких общинников-скотоводов (карабудун). Племена в социальном плане делились на аристократические и вассальные. Подчинение всегда сопровождалось установлением даннических отношений. Одной из целей набегов тюрков на соседние племена и народы был захват рабов.На завоеванных землях в основном сохранилось их социальной, экономическое и государственное устройство, но наместники кагана тудуны, контролировали сбор податей и посылку дани в каганскую ставку.Экономикаи хозяйство.Основным занятием тюркютов было кочевое скотоводство , а также охота на травоядных животных, носившая характер облавы ввиду многочисленности стад степных зверей. Основной пищей тюркютов было мясо , любимым напитком — кумыс . Одежда и шатры шились из шкур животных. Тюрки также изготавливали войлок и шерстяные ткани. Основным видом скота были овцы и лошади. Основной экономической единицей была парная (аильная) семья.

Одной из особенностей общественного уклада Тюркского каганата являлось наличие частной собственности . Особенно ярко это проявлялось в праве владения сельскохозяйственным скотом . Другой особенностью считалось наличие выраженного социального расслоения : деление на высший слой общественности ( каган ) и чернь ( то есть , имело место рабовладение ). Касаемо правления , Западный каганат преобладал над Восточной частью и имел верховного правителя - жрица ( кагана ). Каган имел в своем подчинении Совет , принимающий все решения общественного и политического толка , по согласованию с ним .

Территория Тюркского каганата. Сформировавшийся в на­чальный средневековый период в Евразии Тюркский каганат за­нимал огромную территорию, начиная с востока Алтая и закан­чивая западным побережьем Каспийского моря (см. карту). Гос­подство каганата распространялось на обширнейшие просторы с юго-восточной границы с Китаем до юго-западной границы с Пер­сией (Ираном). На этой территории и возникло одно из первых феодальных государств - Тюркский каганат.

Постепенно усиливаясь, в середине VI века тюркские племена, заключив союз с китайцами, искали повод для вой­ны с Жужанским каганатом. С этой це-

Описание: Подпись: Тюркский воин.

Этого отказа и ждал тюркский ка- ган. Посчитав себя обиженным, он объявил войну жужанскому кагану, чтобы освободить тюрков от былого подчинения жужаням. В 552 году тюркский каган Бумынь совер­шил поход против врага и наголову разбил его войска. Опозорен­ный поражением, каган Анагуй покончил жизнь самоубийством.

Описание: C:\Users\Администратор\Desktop\istoria_sredneveko_kazakhstana_7kl_raspoznano.files\image003.jpg

Несмотря на поражение, Жужанский каганат неоднократно организовывал походы против тюрков. Но все они оканчивались безрезультатно. А при тюркском кагане Мукане осенью 553 года жужани потерпели еще одно сокрушительное поражение, после чего Жужанский каганат сильно ослаб и пришел в упадок. С этих пор тюрки стали единоличными властителями восточной части Ве­ликой степи. Затем на севере они покорили земли кочевых племен, простиравшиеся до Саянских гор, а на востоке - вплоть до китай

ской реки Хуанхэ, подчинив себе племена кайев (татабов), киданей, огуз-татар и др.

Описание: Подпись: Внешний вид коренных тюрков.

В это время правители Северного Китая, раздробленного из-за междоусобиц на два государства - Северное Ци и Северное Чжоу, стали платить дань кагану Мукану, чтобы вызвать к себе его расположение и милость. Так, например, только одна часть разделен­ного Китая ежегодно преподносила кагану 100 тюков шелковой ткани. Поэтому и пос­ле смерти Мукана наследовавший его власть каган Тобо с обоими северокитайскими го­сударствами поддерживал тесные взаимосвя­зи. Это свидетельствует о том, насколько сильно было политичес­кое влияние Тюркского каганата на востоке в 570-580-е годы.

После покорения соседних племен на востоке тюрки стали совершать завоевательные походы на запад. Младший брат кагана Бумыня Иштеми возглавил военный поход 10 тюркских туменов, которыми командовали 10 военачальников, на запад Великой сте­пи. С этими силами он покорил согдийцев, а затем племена, жив­шие у северных подножий Алтая.

Таким образом, тюрки уже к 555 году захватили земли до Аральского моря, не встретив какого-нибудь сильного сопротив­ления. За короткое время они завоевали огромную территорию от Китая до Амударьи, весь Присырдарьинский регион. В Средней Азии эфталиты (оседлые племена Средней Азии, жившие на зем­лях от Каспийского моря до Северного Индостана и Восточного Туркестана) оказали тюркам упорное сопротивление, из-за чего тюрки, чтобы восстановить силы, временно отказались от дальней­ших походов. Тюрки полностью смогли их покорить лишь спустя десять лет - в 563-567 годах.

В 70-е годы VI века Тюркский каганат расширил свои владения до Северного Кавказа и северного побережья Черного моря. Таким образом, господство Тюркского каганата во второй половине VI века в Центральной Азии и Евразии распространилось на огромную терри­торию Азиатского континента. И Тюркский каганат не только стал в ряд таких крупных государств, как Китай, Иран и Византия, но и пре­вратился в могущественную державу по своему политическому поло­жению.

Культура. Культура любого народа тесно связана со специфи­кой его хозяйства. Не случайно, что кочевой образ жизни и хозяй­ство тюрков, связанные со скотоводством, обусловили необходи­мость создания юрты, приспособленной к кочевому образу жизни. Ибо такое переносное жилище было удобным для быстрой сборки или разборки. В зимнее время тюрки на зимовках жили в землян­ках, жилищах, выстроенных из камня или камыша.

Основным средством передвижения у тюрков была лошадь. По­этому они особое внимание уделяли качественному и практичному изготовлению конского снаряжения, куда входят сбруя, седло, узда, треножник, подковы, стремена, разновидности подпорок, подхвост­ник, нагрудник и др. В скотоводческом хозяйстве они использова­ли аркан, коген, жели (виды привязи), буйда (веревка для вожде­ния верблюда), шылбыр (длинные поводья для привязи лошади), курук (длинный шест с петлей для ловли лошадей). Такие хозяй­ственные принадлежности имелись и у других кочевых народов, занимавшихся скотоводством с древнейших времен. Все это под­тверждается и многочисленными находками, найденными при ар­хеологических раскопках, во время которых в тюркских захороне­ниях были обнаружены вышеперечисленные принадлежности кон- екого снаряжения.

Археологические раскопки показали, что тюрки в V - VII веках тела умерших сжигали, а золу, оставшуюся после сжигания тру­пов, захоранивали, позднее, с VIII века,.умерших уже начали хо­ронить в погребениях. Однако в обоих видах захоронений в места погребения укладывали вещи и предметы, которыми при жизни пользовались умершие.

Научно доказано, что погребение умершего путем сожжения было связано с культом поклонения огню. Тюрки верили, что очи­щение души человека происходит через огонь. А погребение ве­щей, предметов вместе с умершим было связано с верой о потреб­ности их использования в загробном мире. С другой стороны, это являлось данью уважения к умершим и поклонением духам пред­ков. О распространенном у тюрков культе поклонения огню сви­детельствует такой исторический факт: когда в Тюркский каганат с дипломатической миссией прибыл византийский посол Земарх, то его, прежде чем повести на прием к тюркскому кагану, провели между двумя кострами, что являлось обрядом очищения силой огня, так как по тюркским верованиям человек с помощью очи­щающей силы огня избавлялся от всяких болезней, злых духов, недобрых мыслей. Огонь играл важную роль и в целительных об­рядах.

Распад Тюркского каганата. Занимавший огромную терри­торию, Тюркский каганат не смог превратиться в единое центра­лизованное государство. Каганат ослабляла постоянная жестокая междоусобная борьба за власть внутри династии самого кагана. Воспользовавшись этим, ранее покоренные тюрками народы под­нимались на освободительную борьбу. Однако и среди них не было ни политического, ни экономического единства. Им также была при­суща раздробленность. По этой причине в 581 году в каганате на­чались междоусобные войны. Стремясь использовать такое поло­жение в своих целях, Китай и другие соседние государства совер­шали частые походы против тюрков. Не сумев объединить силы против внешних врагов, Тюркский каганат распался на отдельные улусы - владения. В 603 году он разделился на две части - Западт нотюркский и Восточнотюркский каганаты.

1. Покажите на карте территорию Тюркского каганата.

2. Как был создан Тюркский каганат?

3. Каким был этнический состав каганата?

4. С кем вели войны тюрки в западном и восточном направлениях?

5. Расскажите о хозяйстве каганата.

7. Как развивалась культура в каганате?

8. Каковы причины распада Тюркского каганата?

Вопросы для самопроверки

1. Когда был образован Тюркский каганат?

A. в 542 году D. в 553 году

B. в 552 году Е. в 563 году

2. При каком тюркском кагане окончательно потерпел поражение Жужанский каганат?


В статье кратко рассказывается о великом тюркском народе и событиях, приведших к созданию одной из самых могущественных империй. Из текстов, вырезанных на древнетюркских Орхонских памятниках, ученые узнали об этногенезе, истории, культуре и духовности всех тюркских народов. Эти записи в полной мере отражают духовное представление тюрков, их понимание временной среды, количества и показывают сеть общественных отношений – проблему власти и управления в тюркском ханстве.

Происхождение древних тюрков и образование каганата

Легенда гласит, что хуннский царевич влюбился в алтайскую волчицу, у них появилось потомство, продолжившее род Ашина. Впоследствии стали называться тюрками.

В 551 году предводитель тюрок Бумин женился на китайской принцессе, укрепив связи с Китаем. На руинах побежденного государства они основали Тюркскую империю. Правителем стал Бумин Каган, умерший вскоре после победы над Анагуи. На смену ему пришел его сын Исик. Мало что известно об Исике. Когда он умер, в соответствии с правом наследования, его брат Мугань сменил его, затем пришел Таспар. Во время его правления манихеи из Персии и буддисты из Ци и Чжоу принесли в королевство много новых знаний и силы. Именно в этот период начали записывать свою историю в письменном виде, разработали алфавит, известный как руны. Руническая письменность основана на арамейском и согдийском языках. Официальной религией королевства был тенгризм – шаманская религия, в которой поклонялась одному верховному богу и многим меньшим богам.

Территория тюркского каганата

Наивысшего расцвета Великий Тюркский каганат достигает во второй половине VI века в процессе освоения новых территорий и включения в него потенциала покоренных племен. Его территория простиралась от Маньчжурии до Северного Причерноморья, от верховьев Енисея до верховьев Амударьи.

Расцвет и упадок

Центр кагана переехал вверх по реке Орхон. Живущие здесь эфталиты, оказали сопротивление захватчикам. Под Бухарой в 587 году эфталиты были разбиты. Хотя были еще кочевниками, тюрки быстро признали стратегическое значение Шелкового пути и начали войну с Ираном за контроль над ним. В обмен на сохранение этой прибыльной торговой связи между Китаем и Западом, они и их преемники получают прибыль, взимая дань и налоги. Государственные границы империи тюрков значительно расширились. В 576 году каганат захватил Босфор и возглавил осаду Херсонеса в 581 году.

После смерти Таспара к 581 году каганат утратил прежнее могущество. Тюрки ввязались в гражданскую войну и раскололись на восточное и западное крыло, которое воссоединившиеся китайцы быстро стали эксплуатировать. На востоке турки обратились к китайцам за защитой. Но когда они смело возобновили атаки через Великую стену, тюркская столица в долине Орхон была атакована и оккупирована Китаем. Новая династия Тан также начала массированную вылазку далеко на запад, даже столкнулась с арабскими армиями, входящими в хаотичный регион с другой стороны. К 659 году китайцы восстановили контроль над Шелковым путем и теперь привлекли тюрок для охраны этого жизненно важного звена. Но тюрки, конечно, не были побеждены. Начиная примерно с 680 года, они возродились как второе ханство, которое просуществовало еще 60 лет, но было разделено на две самостоятельные части. Западные тюрки с Алтая сосредоточились в Центральной Азии, распространив свою власть и влияние на Аральское море и вплоть до границ Персии. Восточные тюрки управляли большей частью современной Монголии из исторической долины Орхон и простирались до реки Туул и Селенге на севере и северо-востоке.
Расширить государственные границы востока сумел Капаган. Каган мудрый и его брат Култегин защищали суверенность своих государств. После смерти мудреца начались внутренние конфликты. Разноголосица привела к постепенному разрушению Восточного каганата. Кроме того, в 744 году тюрки были полностью и окончательно разбиты войсками Китая и уйгурами. Последние расправлялись с тюрками с необычайной жестокостью.

Политика Тюркского каганата

Опираясь на военную и политическую силу, каганат пытался усилить влияние на соседей, развивал отношения с великими государствами раннего средневековья: на востоке — с Китайской империей, на западе с Византийской империей, на юго-западе — с кочевыми племенами Средней Азии.

Пограничное положение настраивало каганат на необходимость не только завоевательных походов, но и на ведение искусной дипломатии. В дипломатическую практику тогда вошли регулярные обмены посольствами, подписание политических и торгово-экономических договоров.

Активность и результативность внешней политики обеспечили включение Тюркского каганата в международную систему торговых, экономических, политических и дипломатических отношений. Это, в свою очередь, обусловило новый уровень этнических контактов и культурно-цивилизационного симбиоза. Но главной целью оставалась консолидация конгломерата тюркских народов Евразии и на этой основе усиление экономической, политической и военной мощи государства.

Государственное устройство

Таспар-каган, разделил каганат для удобства управления на 8 улусов. Каган – главное политическое лицо ханства. Избирался только из аристократической семьи Ашинских тюрок. Он был главой гражданской администрации в своем родовом союзе и выступал в качестве лидера, главного судьи и первосвященника.

Государство делилось на три части: центр (палата), правое крыло (тардуш), левое крыло (толес). Верховная власть принадлежала кагану. Существовал огромный социальный разрыв между богатыми и бедными. Конфликтная ситуация возникала между правящей верхушкой и подчиненными.

Древние тюрки знакомились и присоединялись к буддизму, христианству, иудаизму, исламу. Осваивали достижения других культур: арабской, персидской, византийской, индийской, китайской.

Историки и исследователи всего мира до сих пор не пришли к единому мнению по поводу государственности тюрского каганата. Одни называют его всего лишь племенным союзом. Более современные тюркологи считают, что каганат являлся сильнейшим государством, поскольку имел возможность оказывать сопротивление, могущественной в то время, китайской империи.

Боевое искусство Тюркского каганата

Вместо длинного скифо-сарматского меча у них появляются однолезвийная искривленная сабля, дальнобойные луки трехлопастными наконечниками на черенке. Копье у конного воина становится более тяжелым, ибо оно предназначалось для того, чтобы вышибать противника из седла. Все эти новые формы вооружения стали необходимы в связи с изобретением стремян, которые делали посадку всадника более устойчивой, позволяли вести рукопашный бой.

Древнехуннско-гуннская традиция культивирования военного дела, воинской отваги получила дальнейшее развитие и была доведена до уровня боевого искусства. К нему тюрки приобщались с детства. Этому они учились в школах воинских и боевых искусств, в которых шла не только физическая и воинская, но и духовная закалка.

Тюркское боевое искусство базировалось на философии и мировоззренческой системе ценностей тенгрианства, что помогало тюркам одерживать победу благодаря не столько численному, сколько духовному превосходству.

В литературе до сих пор сохраняется точка зрения, согласно которой Великий Тюркский каганат занимался исключительно ведением войн. Но ни одно государство, ни тогда, ни позже не могло веками сохранять свое доминирование только за счет войны.

Степень военного могущества каганата и множество победных сражений в ходе военных столкновений с армиями таких великих империй, как Китай, Иран, Византия, Арабский халифат, и многих других государств также во многом определялись уровнем его экономического и культурного развития. Поэтому правильнее говорить о перманентном изменении соотношения между военными и мирными формами, приоритетами и направлениями его развития, часто в пользу первых, т.е. военно-технологических.

Первоначальный имперский импульс, обозначившийся еще в эпоху хуннской державы, по мере роста стремления к расширению территории и освоения новых пространств набирал силу. У гуннов проявления имперской традиции обнаруживаются более четко. В Великом Тюркском каганате уже определенно обозначается преобладание имперских традиций над партикулярными, невоенными устремлениями.

Уже на этом этапе можно говорить не только о синтезе кочевого и оседлого укладов, но и о том, что земледелие, ремесленное производство, ориентированные на рынок, становятся равнозначными традиционным кочевым видам хозяйствования. Важнейшим элементом трансформации кочевнической системы стала революция в духовной сфере.

Экономика и хозяйство

Основным занятием тюркютов было кочевое скотоводство, а также охота на травоядных животных, носившая характер облавы ввиду многочисленности стад степных зверей. Основной пищей тюркютов было мясо, любимым напитком — кумыс. Одежда и шатры шились из шкур животных. Тюрки также изготавливали войлок и шерстяные ткани. Основным видом скота были овцы и лошади. Основной экономической единицей была парная (аильная) семья.

Тюрки освоили промышленную добычу железа. Способ получения железа был сыродутным. Развитие металлургии позволило тюркютским ханам перевооружить свою армию. Зимовали они на окраинах Или, Шу, Талас и Сырдарьи.

Культура Тюркского каганата

Признаками-критериями развитости этой цивилизации является эффективность управления государством, армией, политическими институтами. Получают развитие и расцвет оригинальные элементы, новые формы и направления материальной и духовной культуры. Многие культурные явления той эпохи приобрели устойчивый характер и превратились в традиции для последующих поколений тюркских народов и государств.

Тюркская традиционная культура, сложившаяся тогда как система, включала в себя широкий спектр народных знаний, связанных с практической деятельностью (календарь и счет времени, метрология и система счета); систему космогоничных воззрений и философских взглядов на время, пространство и смысл бытия; совокупность идейно-мировоззренческих установок и религиозных верований, самобытное искусство, отражавшие широту и полноту духовного мира тюркского сообщества.

Письменность в Тюркском каганате

Ярчайшим свидетельством ее высокого уровня явилось появление и развитие общетюркского языка и древнетюркской рунической письменности, которая стала предпосылкой для сильного культурного рывка общества. Культура и образованность для тюрков постепенно становятся явлением достаточно обычным и привычным.

Этот вывод имеет исключительное значение для определения роли фактора образованности в формировании культурного облика татарского народа. В его иерархической системе ценностей образованность, просвещенность и цивилизованность всегда имели статус главных, приоритетных.

Материализованными формами тюркской письменности выступают орхоно-енисейские надписи, выполненные на камне, бумаге, строениях и предметах быта. Особый интерес представляют эпитафии, имевшие многожанровый характер и широкую функциональную нагрузку.

Специалисты рассматривают их как средство монументальной пропаганды и источники изучения тюркского права, как своеобразное дидактическо-педагогическое наставление-завещание; как сборник идейно-нравственных и духовных ценностей и кодекс морали и этики, а также как памятники общетюркской поэзии.

Памятники-эпитафии манифестировали идею вечного божественного эля, т.е. имперскую идею, слитую и неотделимую от истории.

Орхрнно-енисейский памятник — это открытая книга мудрости, написанная на основе собственно тюркского алфавита, которым пользовались длительное время многие тюркские народы. Это послание создателей древнетюркской империи своим наследникам.

Хронология


Ниже приведены известные события, относящиеся к истории древних тюрок и Тюркского каганата. Даты под звёздочкой являются реконструкцией и имеют предположительный характер.

Ученые Тюркского каганата

Рождение тюркской историографии как особого направления в системе научных знаний связано с именами двух отцов-основателей древнетюркской исторической школы — Тоньюкука (Апа-Тархан) и Иоллыг-тегина.

Это выдающиеся мыслители и самые древние из известных нам тюркских историков. Но в самом факте появления историографии как наиболее высокой формы исторического самосознания, самопознания своей культурно-исторической идентичности необходимо видеть интегрированный признак осознанности единства, сплоченности и величия своего народа, своей цивилизации.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.

Кол-во блоков: 20 | Общее кол-во символов: 15841
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ.
Господствующей формой собственности была семейная частная собственность на скот. Население западно-тюркского каганата занималось как кочевым скотоводством, так и земледелием. Развитие общественно-экономических отношений в каганате происходило в связи с аналогичными процессами других районах Евразии, протекало в русле становления феодальных отношений, но имело и свои особенности. Все население западно-тюркского каганата можно подразделить на две группы: привилегированные и непривилегированные. К первой группе относились каган и представители каганского рода. К непривилегированным слоям населения относились кара будун (чернь, простой народ)- это свободные мелкие общинники-скотоводы; таты- зависимое согдоязычное население оседлых поселений и городов на территории Семиречья, занимавшиеся торговлей, сельским хозяйством и находившиеся в подчинении у тюркских каганов; кулы- рабы. Рабство в западно-тюркском каганате носило патриархальный (домашний) характер. Рабы в основном выполняли работу по дому. В социальном плане племена в западно-тюркском каганате делились на аристократические и вассальные. Вассальные племена несли ряд повинностей. Главной из которых была повинность, носившая название "налог крови". Согласно данной повинности все мужчины- воины вассального племени входили в состав армии племени сюзерена. На подчиненные племена ложились все тяготы войны. Кроме того, подчиненные племена обязаны были выплачивать дань в виде шкур, пушнины и т.д. в пользу племени сюзерена. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ. Во главе западно-тюркского каганата находился каган - верховный правитель, жрец, военноначальник. Номинально он был зависим от восточно-тюркского каганата. Каган осуществлял внешние и внутренние функции, утверждал старейшин. В своей деятельности каган опирался на знать из династийных фратрий. Каган созывал Совет, состоявший из членов рода кагана. Кагану также принадлежало право распоряжаться пастбищами; он разбирал споры между племенами. Вторым лицом в каганате был улуг. К высшим должностным лицам относились: ябгу, шад, эльтебер. Они принадлежали к каганскому роду. Первоначально ябгу и шад командовали левым и правым крылом войска. А центром командовал сам каган. Судебные функции выполняли буруки и тарханы. Тарханы также являлись наместниками в округах и сборщиками податей. Однако, если наместником назначалось лицо, не принадлежащее каганскому роду, ему присваивался титул "тудун", т.е. правитель. Воины личной дружины каган носили титул "огланов". В каганате существовал особый порядок престолонаследия. Престол наследовал младший брат от старшего и старший из племенников от младшего дяди. Все родственники кагана носили титул

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ.
Господствующей формой собственности была семейная частная собственность на скот. Население западно-тюркского каганата занималось как кочевым скотоводством, так и земледелием. Развитие общественно-экономических отношений в каганате происходило в связи с аналогичными процессами других районах Евразии, протекало в русле становления феодальных отношений, но имело и свои особенности. Все население западно-тюркского каганата можно подразделить на две группы: привилегированные и непривилегированные. К первой группе относились каган и представители каганского рода. К непривилегированным слоям населения относились кара будун (чернь, простой народ)- это свободные мелкие общинники-скотоводы; таты- зависимое согдоязычное население оседлых поселений и городов на территории Семиречья, занимавшиеся торговлей, сельским хозяйством и находившиеся в подчинении у тюркских каганов; кулы- рабы. Рабство в западно-тюркском каганате носило патриархальный (домашний) характер. Рабы в основном выполняли работу по дому. В социальном плане племена в западно-тюркском каганате делились на аристократические и вассальные. Вассальные племена несли ряд повинностей. Главной из которых была повинность, носившая название "налог крови". Согласно данной повинности все мужчины- воины вассального племени входили в состав армии племени сюзерена. На подчиненные племена ложились все тяготы войны. Кроме того, подчиненные племена обязаны были выплачивать дань в виде шкур, пушнины и т.д. в пользу племени сюзерена. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ. Во главе западно-тюркского каганата находился каган - верховный правитель, жрец, военноначальник. Номинально он был зависим от восточно-тюркского каганата. Каган осуществлял внешние и внутренние функции, утверждал старейшин. В своей деятельности каган опирался на знать из династийных фратрий. Каган созывал Совет, состоявший из членов рода кагана. Кагану также принадлежало право распоряжаться пастбищами; он разбирал споры между племенами. Вторым лицом в каганате был улуг. К высшим должностным лицам относились: ябгу, шад, эльтебер. Они принадлежали к каганскому роду. Первоначально ябгу и шад командовали левым и правым крылом войска. А центром командовал сам каган. Судебные функции выполняли буруки и тарханы. Тарханы также являлись наместниками в округах и сборщиками податей. Однако, если наместником назначалось лицо, не принадлежащее каганскому роду, ему присваивался титул "тудун", т.е. правитель. Воины личной дружины каган носили титул "огланов". В каганате существовал особый порядок престолонаследия. Престол наследовал младший брат от старшего и старший из племенников от младшего дяди. Все родственники кагана носили титул

Читайте также: