Обслуживание пассажиров в пути следования кратко

Обновлено: 06.07.2024

Общие требования к служащим железнодорожного состава

Служащим, непосредственно осуществляющим обслуживание пассажиров является проводник. Для обеспечения безопасности и возможности предоставить более качественный сервис в вагонах должно быть предусмотрено два работника.

В качестве проводника пассажирского поезда может выступать лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста, прошедшее специализированную подготовку в учебных заведениях или на предприятиях по обслуживанию в пассажирских поездах согласно разработанной программе. При обслуживании фирменных пассажирских поездов, пассажиров спальных вагонов (СВ), хвостовых вагонов и пассажирских вагонов с полным кондиционированием воздуха в штат набираются проводники с опытом работы более 1 года, а вагонов скоростных поездов более 2 лет.

Для проводника важно изучить курс по оказанию первой медицинской помощи, что должно быть указано в соответствующем документе.

Сотрудник должен владеть информацией об устройстве и обеспечивать грамотное использование системы отопления, электрического оборудования, вентиляционной системы, кондиционера, противопожарной системы, кипятильников и прочих устройств пассажирских вагонов.

Также проводники обязаны изучить все типы проездных билетов и квитанций доплат; документацию, дающую право на ревизию и комиссионную проверку пассажирского поезда, и знать географическое местоположение железнодорожных станций и пунктов пересадок на пути следования поезда.

В обязанности проводника также входит контроль над соблюдением правил проезда пассажирами, быть вежливым, внимательным и неконфликтным.

Обязанности проводника перед отправкой поезда и во время посадки

Готовые работы на аналогичную тему

В процессе посадки служащий находится снаружи вагона и осуществляет проверку проездных документов и документов, удостоверяющих личность пассажира, а также насколько соответствует масса ручной клади согласно разработанным нормам.

Проводник обязан не пропускать пассажиров с легковоспламеняющимися и взрывчатыми материалами и веществами; пассажиров, находящихся в алкогольном опьянении; напоминать пассажирам о том, чтобы они не забыли свои билеты у провожающих лиц, а за пять минут до отправления поезда попросить провожающих покинуть вагон.

На всех станциях, за исключением пункта отправления, пассажиры, имеющие проездной билет могут занять свободное место в любом вагоне поезда, а проводники обязаны проводить пассажира.

Если по какой-то причине проездной документ был оформлен неверно и была осуществлена реализация двух билетов на одно место, проводник все равно допускает пассажира к поездке и принимает меры для его размещения в поезде и исправляет документа.

Обслуживание пассажиров в пути следования

Наиболее комфортными для пассажиров считаются вагоны, оборудованные кондиционерами, позволяющими формировать температурный режим в пределах 18 - 20 °С и относительную влажность воздуха 30- 70%, учитывая наружную температуру от +32 °С до -40 °С.

Уборка в пассажирском вагоне должна проводиться минимум два раза в сутки, а в туалетных комнатах поддерживаться по мере загрязнения, но не меньше четырех раз в сутки с мойкой полов.

Три раза в сутки проводники обязаны предлагать и обеспечивать пассажиров чаем, кофе, кондитерскими изделиями. Если же это фирменные поезда и вагоны СВ, то пассажирам данный набор продуктов предлаается на протжении всего пути следования. Также служащий должен регулярно проверять наличие в кипятильнике горячей, а в водоохладителе охлажденной питьевой воды.

В вагонах, предусматривающих спальные места, проводник должен выдавать пассажирам постельные принадлежности и платное постельное белье. В вагонах с повышенной комфортностью эта плата входит в цену билета. По просьбе пассажиров и при наличии такового постельное белье в пути следования может заменяться на свежее за отдельную плату.

За 30 мин до прибытия на железнодорожную станцию, где предусмотрена высадка пассажиров, проводник опвещает об этом пассажиров. Если стоянка составляет меньше пяти минут и посадка-высадка не предусмотрена, проводник обязан не рекомендовать пассажирам покидать вагон.

Если стоянка составляет 10 мин проводник осматривает подвагонное оборудование, тормозную передачу. Проводники, чьи поезда стоят на станциях перед проездом по смежному пути скоростного пассажирского поезда закрывают с этой стороны выходы из вагонов и сообщат об этом пассажирам.

При получении информации об изменениях в маршруте поезда проводник сообщает пассажирам о порядок следования согласно новому маршруту. В случае произведения отцепки неисправного вагона проводник информирует пассажиров о необходимости перейти в другие вагоны.

ГОСТ Р 58099-2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УСЛУГИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Требования к обслуживанию пассажиров в пригородных поездах

Services in railway transport. Requirements for passengers service in local trains

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Российский университет транспорта (МИИТ)" (РУТ (МИИТ))

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на процессы, связанные с обслуживанием пассажиров при осуществлении пригородных пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.

Настоящий стандарт устанавливает унифицированные требования к набору, качеству и потребительским характеристикам услуг, отражающих специфику и отличительные особенности различных классов обслуживания пассажиров в пригородных поездах.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 33942 Услуги на железнодорожном транспорте. Обслуживание пассажиров. Термины и определения

ГОСТ Р 50955 Вагоны электропоездов. Технические требования для перевозки инвалидов

ГОСТ Р 50956 Вагоны пассажирские локомотивной тяги магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Технические требования для перевозки инвалидов

ГОСТ Р 51671 Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности

ГОСТ Р 51764 Устройства подъемные транспортные реабилитационные для инвалидов. Общие технические требования

ГОСТ Р 52131 Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования

ГОСТ Р 55555 Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности и доступности. Часть 1. Платформы подъемные с вертикальным перемещением

ГОСТ Р 55556 Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности и доступности. Часть 2. Платформы подъемные с наклонным перемещением

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33942.

4 Классы обслуживания в вагонах пригородных поездов различных типов

- базовый класс (вагоны пригородного пассажирского поезда без дополнительных услуг);

- эконом-класс (вагоны скорого пригородного пассажирского поезда с набором дополнительных услуг, предоставляемых за дополнительную плату);

- бизнес-класс (вагоны скорого пригородного пассажирского поезда с набором дополнительных услуг, включенных в стоимость проездного документа).

4.2 Требования к набору обязательных и дополнительных услуг, предоставляемых пассажирам в вагонах различных типов при различных классах обслуживания в пригородных поездах, приведены в разделе 6.

5 Потребительские требования к комфорту вагонов различных типов, используемых для осуществления пригородных пассажирских перевозок

5.1 Подвижной состав, используемый для пригородных перевозок, в части обеспечения комфортности перевозки пассажиров должен соответствовать требованиям санитарных правил [1].

5.2 Не менее одного вагона пригородного поезда должно быть оборудовано для перевозки маломобильных пассажиров согласно ГОСТ Р 51671 (в части требований к техническим средствам связи, информации и сигнализации общего пользования, доступных для инвалидов), ГОСТ Р 50955 (в части оборудования вагонов электропоездов местами для инвалидов, устройствами для их входа и выхода, средствами связи и информации), ГОСТ Р 50956 (в части оборудования вагонов пассажирских локомотивной тяги местами для инвалидов, устройствами для их входа и выхода, средствами связи и информации), ГОСТ Р 51764 (в части технических требований к подъемным устройствам, предназначенным для обеспечения прохода (проезда) маломобильных пассажиров в транспортное средство), ГОСТ Р 52131 (в части требований к знаковым средствам отображения информации, с помощью которых маломобильные пассажиры получают информацию о доступности транспорта), ГОСТ Р 55555 (в части требований безопасности и доступности к стационарно устанавливаемым подъемным платформам с вертикальным перемещением, предназначенным для использования маломобильными пассажирами), ГОСТ Р 55556 (в части требований безопасности и доступности к стационарно устанавливаемым подъемным платформам с наклонным перемещением, предназначенным для использования маломобильными пассажирами) и федеральному закону [2] (в части внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов).

Примечание - В скором пригородном поезде для обслуживания маломобильных пассажиров должно быть оборудовано не менее одного вагона эконом-класса.

5.3 Фактическая населенность вагонов эконом-класса с гарантированным предоставлением места и бизнес-класса скорых пригородных поездов должна быть ограничена числом посадочных мест для размещения пассажиров.

5.4 Пассажирское кресло вагона эконом-класса скорого пригородного поезда должно быть мягкого типа.

5.5 В вагонах бизнес-класса скорых пригородных поездов должны быть предусмотрены средства солнцезащиты на окнах салонов: регулируемые по высоте солнцезащитные экраны с фиксацией в любом заданном положении либо тонированные стекла со светопроникновением в видимой области не менее 75%, либо другие средства солнцезащиты.

5.6 В вагонах бизнес-класса и эконом-класса с гарантированным предоставлением места должны быть размещены указатели с номером места, позволяющие безошибочно идентифицировать его расположение.

5.7 В вагонах пригородных поездов должна быть обеспечена возможность удобного размещения верхней одежды пассажиров, для чего вагоны должны быть оборудованы крючками для верхней одежды.

5.8 Для удобства провоза ручной клади пассажиров в вагонах пригородных поездов должны быть размещены полки для ручной клади.

Примечание - В вагонах бизнес-класса скорых пригородных поездов рекомендовано предусматривать отсеки для размещения ручной клади.

5.9 Все приспособления, предназначенные для размещения одежды и ручной клади, должны находиться в исправном чистом состоянии, без поломок и деформаций, и не допускать падения вещей в случае экстренного торможения.

5.10 Пассажирское кресло вагона бизнес-класса скорого пригородного поезда должно быть оборудовано:

- регулятором угла наклона спинки;

- выдвижной опорой для ног (при многорядной посадке);

- подголовником со сменным текстильным чехлом (перед каждым рейсом подголовник должен обеспечиваться одноразовой салфеткой);

5.11 Пассажирское место в вагоне бизнес-класса скорого пригородного поезда рекомендовано оборудовать:

- столиком (откидным или стационарным приоконным в зависимости от типа посадки);

- штепсельной розеткой (не менее одной на два места);

- аудио/видео модулем с разъемами для наушников (в кресельном блоке);

5.12 При оборудовании пассажирского места штепсельной розеткой в вагоне бизнес-класса скорого пригородного поезда для обеспечения возможности ее использования несколькими пассажирами необходимо предусматривать наличие электрических разветвителей.

5.13 В вагоне бизнес-класса скорых пригородных поездов пассажирам должен быть обеспечен доступ к аудио- и видеотрансляции.

5.14 Для обеспечения необходимых условий для работы и отдыха пассажиров в пути следования вагоны скорых пригородных поездов должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими возможность беспроводного соединения с сетью Интернет по технологии Wi-Fi.

6 Требования к набору услуг, предоставляемых пассажирам в вагонах различных типов при различных классах обслуживания в пригородных поездах

6.1 Набор услуг, предоставляемых пассажирам в пути следования, в том числе за дополнительную плату, определяется классом обслуживания в соответствии с таблицей 6.1.

Таблица 6.1 - Перечень услуг, предоставляемых пассажирам в пути следования пригородного поезда в зависимости от класса обслуживания

Читайте также: