Общественный строй средневекового китая кратко
Обновлено: 08.07.2024
В Китае, начиная с первых веков н. э. окончательно утвердились и стали господствующими феодальные отношения. Крупная феодальная собственность на землю с правом купли-продажи укрепила свое положение, окрепло крупное землевладение "сильных домов", получила развитие система надельного землевладения на государственных землях. До конца VI в. длились войны между северным и южным царствами, а также междоусобная феодальная борьба внутри самих царств.
Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 г. объединила Север и Юг Китая. Представители этой династии стремились к установлению единодержавия. Усиление центральной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и наступлением на древние общинные деревенские организации. Такая политика стала причиной народных восстаний, которые в 618 г. возвели на престол новую правящую династию - Тан. Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристократии и создать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорского двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача которых и получение ученой степени открывали доступ к государственной службе. Таким путем был создан хорошо налаженный бюрократический аппарат управления.
В социальной структуре Китая выделяют три основных сословия:
Так назывемые благородные люди, т.е. светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были наиболее привилегированные лица, которые освобождались от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые - и от налогов. (В период правления династии Вэй был принят закон о "Восьми условиях для благоприятного рассмотрения дел" - "Ба и", наделивший чиновничество особым статусом и официально поставивший бюрократию в привилегированное положение. Его действие было отменено только в конце XIX в. Богатые купцы, ростовщики, крупные землевладельцы пополняли ряды "благородных" посредством покупки почетных званий и ученых степеней;
Во вторую категорию входил добрый народ, или добрые люди, - простонародье, по преимуществу мелкие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;
Низшую категорию составлял дешевый народ, или подлые люди, - неполноправные свободные и рабы, государственные и частные. К неполноправным свободным относились безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на положении полукрепостных и работавшие в "сильных домах" батраками, стражниками, слугами.
Характерно, что каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, они должны были строго соблюдать определенные правила поведения, определенный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близлежащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских варн переход из одной группы в другую был возможен.
Главой государства был император - "Сын неба". Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верховным жрецом) и имел неограниченные права. При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные сановники. Совет возглавляли два канцлера - левый (старший) и правый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государственные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств).
Управление на местах было основано на территориальном принципе. Самой крупной административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, которые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из центра.
В средневековом Китае, как и в других феодальных государствах, судопроизводство производилось не только в судебных, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. На высшей ступени иерархической судебной лестницы в XIV- -XV вв. в Китае стоял сам император, обладавший верховной судебной властью, а на низшей - старейшина деревни, избираемый жителями.
Источники права
Уголовные законы получили в Китае наибольшее развитие. Термины закон – фа и свод законов – люй обычно подразумевали уголовные законы.
Законы династии Тан (7-10 в): Танский уголовный кодекс – первый крупный свод законов. Составлен в 7 в, но обнародован только в 8 в.
Кодекс династии Сунн (10-13 вв.) – Исправленное и пересмотренное собрание уголовных законов, составлено в 10 в. во многом повотрял Танский.
Династия Юань 13-14 вв. предпочла подражание существующим порядкам и превратила в законы специально отобранные судебные преценденты.
Законы Великой династии Мин 14 в. – 460 статей, которые собраны в 30 главах, устанавливали 5 видов наказаний и жесткие законы.
Кодекс маньчжурской династии 1647 г., который повторял законодательство династии Мин.
В Китае, начиная с первых веков н. э. окончательно утвердились и стали господствующими феодальные отношения. Крупная феодальная собственность на землю с правом купли-продажи укрепила свое положение, окрепло крупное землевладение "сильных домов", получила развитие система надельного землевладения на государственных землях. До конца VI в. длились войны между северным и южным царствами, а также междоусобная феодальная борьба внутри самих царств.
Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 г. объединила Север и Юг Китая. Представители этой династии стремились к установлению единодержавия. Усиление центральной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и наступлением на древние общинные деревенские организации. Такая политика стала причиной народных восстаний, которые в 618 г. возвели на престол новую правящую династию - Тан. Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристократии и создать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорского двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача которых и получение ученой степени открывали доступ к государственной службе. Таким путем был создан хорошо налаженный бюрократический аппарат управления.
В социальной структуре Китая выделяют три основных сословия:
1. Так назывемые благородные люди, т.е. светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были наиболее привилегированные лица, которые освобождались от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые - и от налогов. (В период правления династии Вэй был принят закон о "Восьми условиях для благоприятного рассмотрения дел" - "Ба и", наделивший чиновничество особым статусом и официально поставивший бюрократию в привилегированное положение. Его действие было отменено только в конце XIX в. Богатые купцы, ростовщики, крупные землевладельцы пополняли ряды "благородных" посредством покупки почетных званий и ученых степеней;
2. Во вторую категорию входил добрый народ, или добрые люди, - простонародье, по преимуществу мелкие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;
Низшую категорию составлял дешевый народ, или подлые люди, - неполноправные свободные и рабы, государственные и частные. К неполноправным свободным относились безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на положении полукрепостных и работавшие в "сильных домах" батраками, стражниками, слугами.
Характерно, что каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, они должны были строго соблюдать определенные правила поведения, определенный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близлежащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских варн переход из одной группы в другую был возможен.
Главой государства был император - "Сын неба". Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верховным жрецом) и имел неограниченные права. При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные сановники. Совет возглавляли два канцлера - левый (старший) и правый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государственные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств).
Управление на местах было основано на территориальном принципе. Самой крупной административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, которые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из центра.
В средневековом Китае, как и в других феодальных государствах, судопроизводство производилось не только в судебных, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. На высшей ступени иерархической судебной лестницы в XIV- -XV вв. в Китае стоял сам император, обладавший верховной судебной властью, а на низшей - старейшина деревни, избираемый жителями.
Источники права
Уголовные законы получили в Китае наибольшее развитие. Термины закон – фа и свод законов – люй обычно подразумевали уголовные законы.
Законы династии Тан (7-10 в): Танский уголовный кодекс – первый крупный свод законов. Составлен в 7 в, но обнародован только в 8 в.
Кодекс династии Сунн (10-13 вв.) – Исправленное и пересмотренное собрание уголовных законов, составлено в 10 в. во многом повотрял Танский.
Династия Юань 13-14 вв. предпочла подражание существующим порядкам и превратила в законы специально отобранные судебные преценденты.
Законы Великой династии Мин 14 в. – 460 статей, которые собраны в 30 главах, устанавливали 5 видов наказаний и жесткие законы.
Кодекс маньчжурской династии 1647 г., который повторял законодательство династии Мин.
1. В первых веках н. э. в Китае окончательно утвердились и стали господствующими феодальные отношения.
Укрепила свое положение крупная феодальная собственность на землю с правом окрепло крупное землевладение "сильных домов", получила развитие система надельного землевладения на государственных землях. Период Троецарствия, отмеченный борьбой царств Вэй, Шу и У, закончился в III в. на короткое время объединением страны под властью династии Западная Цзинь. Эта империя в конце 316 г. была уничтожена вторгшимися в Северный Китай кочевыми народами. На юге Китая была воссоздана династия Цзинь, получившая название Восточной Цзинь (317 - 420 гг.), а на севере к IV в. установилось господство сянь- бийского племени тоба и утвердилась власть династии Тоба Вэй, или Северных Вэй. До конца VI в. длились войны между северным и южным царствами, а также междоусобная феодальная борьба внутри самих царств.
В этот период получила развитие система надельного землевладения, называвшаяся в то время "системой равных полей"; стало расширяться церковное (буддийское) землевладение.
Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 г. объединила Север и Юг Китая. Представители этой династии стремились к установлению единодержавия. Усиление центральной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и наступлением на древние общинные организации. Правление династии
Суй (длительные войны, сооружение Великого канала, строительство дворцов) вызвало необычайный рост государственных расходов и увеличение взимавшихся с народа повинностей.
Такая политика стала причиной народных восстаний, которые в 618 г. возвели на престол новую правящую династию - Тан. Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристократии и создать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорского двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача которых и получение ученой степени открывали доступ к государственной службе.
2. В социальной структуре Китая выделялись три группы:
✓ благородные люди - светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были привилегированные лица, которые освобождались от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые - и от налогов. (В период правления династии Вэй был принят закон о "Восьми условиях для благоприятного рассмотрения дел" - "Ба и", наделивший чиновничество особым статусом и официально поставивший бюрократию в привилегированное положение. Его действие было отменено только в конце XIX в.) Богатые купцы, ростовщики, крупные землевладельцы пополняли ряды "благородных" посредством покупки почетных званий и ученых степеней;
✓добрый народ, или добрые люди, - простонародье, по преимуществу мелкие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;
✓дешевый народ, или подлые люди, -неполноправные свободные и рабы, государственные и частные. К относились
безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на положении полукрепостных и работавшие в "сильных домах" батраками, стражниками, слугами и т. д.
Каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, строго соблюдались определенные правила поведения, определенный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близлежащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских переход из одной группы в другую был возможен.
3. Главой государства был император - "Сын неба". Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верховным жрецом), правил на основе традиций и законов и имел неограниченные права.
При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные сановники.
Совет возглавляли два канцлера (цзайсяна) - левый (старший) и правый (младший), зачастую самостоятельно государствен
ные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств). Первому канцлеру подчинялись:
ведомство чинов, занимавшееся назначением и увольнением чиновников;
ведомство обрядов, наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственностью;
ведомство финансов, осуществлявшее учет податных, занимавшееся обложением и сбором налогов. В ведении второго канцлера находились:
✓ военное ведомство, занимавшееся организацией военного дела в империи;
✓ ведомство наказаний, которому подчинялись суды и тюрьмы;
✓ ведомство общественных работ, осуществлявшее организацию трудовой повинности податных.
Управление страной осуществлялось через три палаты: одна палата руководила органами исполнительной власти (ведомствами), две другие готовили и публиковали императорские указы, организовывали торжественные церемонии.
Управление на местах основывалось на территориальном принципе. Самой крупной административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, которые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из центра
В провинции действовали три управленческие службы, во главе которых стояли уполномоченные чиновники высоких рангов:
✓ административная, в обязанности которой входили учет людей и земель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и распределением воды;
находившаяся в особом положении - она должна была контролировать весь местный управленческий аппарат, вести борьбу с коррупцией и злоупотреблениями чиновников. Деятельность этого органа способствовала централизации государственного аппарата.
В средневековом Китае, как и в других феодальных государствах, судебные дела рассматривались не только в судебных органах, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. На высшей ступени иерархической судебной лестницы в XIV - XV вв. в Китае стоял сам император, обладавший верховной судебной властью, на низшей - выборный старейшина деревни.
Судебные дела в основном решались в уездных управах - ямынях. В случае недостаточности доказательств дело откладывали или специальному следственному судье по уголовным делам. В областях и провинциях действовали особые судебно-правительствен - ные органы, которые рассматривали связанные с тяжкими пре
ступлениями - убийством, крупным хищением, лихоимством. Если дело не было окончательно решено в области или провинции, то оно направлялось в столичный судебно-следственный орган, где решения выносились от имени императора.
В Китае, начиная с первых веков н. э. окончательно утвердились и стали господствующими феодальные отношения. Крупная феодальная собственность на землю с правом купли-продажи укрепила свое положение, окрепло крупное землевладение "сильных домов", получила развитие система надельного землевладения на государственных землях. До конца VI в. длились войны между северным и южным царствами, а также междоусобная феодальная борьба внутри самих царств.
Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 г. объединила Север и Юг Китая. Представители этой династии стремились к установлению единодержавия. Усиление центральной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и наступлением на древние общинные деревенские организации. Такая политика стала причиной народных восстаний, которые в 618 г. возвели на престол новую правящую династию - Тан. Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристократии и создать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорского двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача которых и получение ученой степени открывали доступ к государственной службе. Таким путем был создан хорошо налаженный бюрократический аппарат управления.
В социальной структуре Китая выделяют три основных сословия:
Так назывемые благородные люди, т.е. светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были наиболее привилегированные лица, которые освобождались от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые - и от налогов. (В период правления династии Вэй был принят закон о "Восьми условиях для благоприятного рассмотрения дел" - "Ба и", наделивший чиновничество особым статусом и официально поставивший бюрократию в привилегированное положение. Его действие было отменено только в конце XIX в. Богатые купцы, ростовщики, крупные землевладельцы пополняли ряды "благородных" посредством покупки почетных званий и ученых степеней;
Во вторую категорию входил добрый народ, или добрые люди, - простонародье, по преимуществу мелкие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;
Низшую категорию составлял дешевый народ, или подлые люди, - неполноправные свободные и рабы, государственные и частные. К неполноправным свободным относились безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на положении полукрепостных и работавшие в "сильных домах" батраками, стражниками, слугами.
Характерно, что каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, они должны были строго соблюдать определенные правила поведения, определенный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близлежащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских варн переход из одной группы в другую был возможен.
Главой государства был император - "Сын неба". Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верховным жрецом) и имел неограниченные права. При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные сановники. Совет возглавляли два канцлера - левый (старший) и правый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государственные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств).
Управление на местах было основано на территориальном принципе. Самой крупной административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, которые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из центра.
В средневековом Китае, как и в других феодальных государствах, судопроизводство производилось не только в судебных, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. На высшей ступени иерархической судебной лестницы в XIV- -XV вв. в Китае стоял сам император, обладавший верховной судебной властью, а на низшей - старейшина деревни, избираемый жителями.
Источники права
Уголовные законы получили в Китае наибольшее развитие. Термины закон – фа и свод законов – люй обычно подразумевали уголовные законы.
Законы династии Тан (7-10 в): Танский уголовный кодекс – первый крупный свод законов. Составлен в 7 в, но обнародован только в 8 в.
Кодекс династии Сунн (10-13 вв.) – Исправленное и пересмотренное собрание уголовных законов, составлено в 10 в. во многом повотрял Танский.
Династия Юань 13-14 вв. предпочла подражание существующим порядкам и превратила в законы специально отобранные судебные преценденты.
Законы Великой династии Мин 14 в. – 460 статей, которые собраны в 30 главах, устанавливали 5 видов наказаний и жесткие законы.
Кодекс маньчжурской династии 1647 г., который повторял законодательство династии Мин.
В 1-11 вв. в Китае сформировались феодальные отношения. В III в. произошло кратковременное объединение страны, после периода Троецарствия, под властью династии Западная Цзинь. В 316 г.
она была уничтожена кочевыми племенами, вторгшимися в Китай. На юге Китая империя Цзинь была восстановлена (317-420), на севере утвердилась династия Северных Вэй. Между царствами до конца VI в. продолжались войны. Во второй половине VI в. была основана династия Суй под руководством полководца Ян Цзяня. В 589 г. она объединила две части страны. Усиление центральной власти сопровождалось закрепощением землевладельцев. Выросли расходы государства (сооружение Великого канала, строительство дворцов) и повинности с народа. В 618 г. в результате народного восстания к власти пришла династия Тан. Она ввела систему госэкзаменов для госслужащих.
Глава государства - император - ≪Сын неба≫. Он правил на основе традиций и законов и совмещал в себе все ветви власти. При императоре работал Государственный совет. Его возглавляли 2 цзайсяна. В их подчинении находилось 6 министерств.
Территория страны делилась на 10 провинций, которые состояли из областей и уездов. Руководители на всех уровнях назначались из центра.
Общественный строй Китая состоял из трех сословно-классовых групп:
1. ≪Благородные люди≫ - светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Они освобождались от налогов, повинностей, телесных наказаний.
2. ≪Добрые люди≫ - мелкие земледельцы и ремесленники - были основными налогоплательщиками.
3. ≪Дешевый народ≫ - неполноправные свободные и рабы (без- и малоземельные крестьяне-арендаторы, работавшие слугами, батраками в домах землевладельцев).
Судебные дела рассматривались не только в судебных, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. Верховной судебной властью обладал император. На низшей ступени судебные вопросы решали выборные старейшины деревни. Судебные дела разрешались в уездных управах - ямынях. В областях и провинциях действовали особые судебно-правительственные органы, которые занимались рассмотрением тяжких преступлений (убийства, крупные хищения и др. ) Если дело не было окончательно разрешено в области или провинции, оно направлялось в центральный судебный орган. Решение по делу выносилось от имени императора.
Читайте также: