Общественный экологический контроль кратко

Обновлено: 05.07.2024

Экологический контроль представляет вид государственного управления в сфере экологического права, реализующийся в комплексе мер, направленных на соблюдение общеобязательных норм и правил путем применения норм властного принуждения. Статья раскрывает понятие и виды, а также описывает формы и методы осуществления экологического контроля.

Экологический контроль рассматривается отечественной правовой системой как комплекс правоустанавливающих норм и одновременно как перечень конкретных мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение, выявление и пресечения нарушения законодательства в сфере охраны природной среды.

Таким образом, можно выделить следующие аспекты экологического контроля:

  • Функция государственного управления. Государство в лице уполномоченных органов обобщает информацию о состоянии правоотношений в сфере экологического права и охраны окружающей среды, после чего реализует ее в принятии конкретных нормативно-правовых актов, регулирующих эту сферу. Именно государство уполномочено разрабатывать нормы в отношении охраны природных объектов, которые должны соблюдать все субъекты;
  • Реализация законодательных норм на практике. Государство не ограничивается принятием комплекса нормативных актов, оно еще и контролирует их исполнение. В случае нарушения указанных норм по охране окружающей среды государство имеет возможность привлечь виновных лиц к различным видам ответственности.

Виды экологического контроля

Также экологический контроль можно разделить по отдельным видам в зависимости от стадии контроля:

  • Предупредительный экологический контроль. Происходит на стадии подготовки к осуществлению хозяйственной деятельности (согласование, проектирование, получение разрешений на допустимый вред окружающей среде и т.д.). Позволяет предусмотреть профилактические меры для недопущения причинения вреда объектам природного мира, а также предотвратить потенциально опасную экологическую деятельность на стадии согласования.
  • Текущий экологический контроль. Осуществляется в рамках текущей хозяйственной деятельности и состоит в контроле за хозяйствующими субъектами. Такой контроль заключается в запросе документальной информации, выездных проверках и инспекциях.
  • Последующий экологический контроль. Заключается в сборе информации по итогам хозяйственной деятельности, ее обобщении и систематизации с целью дальнейшего регулирования природоохранных мероприятий.

Формы экологического контроля

В экологическом праве выделяют следующие формы экологического контроля:

  • Информационный экологический контроль. Реализовывается путем постоянного мониторинга за ситуацией в сфере охраны окружающей среды и позволяет своевременно отслеживать положительные или негативные изменения как в отношении отдельных объектов природы, так и в экологической ситуации в целом.
  • Карательный (принудительный) экологический контроль. Состоит в применении мер властного принуждения к субъектам, нарушающим нормы экологического права. Привлечение к ответственности осуществляется в пределах установленных санкций.

Методы экологического контроля

По методам проведения экологический контроль подразделяется на следующие виды:

  • Инспекционный экологический контроль. Уполномоченные органы в сфере охраны окружающей среды имеют право проводить инспекции хозяйствующих субъектов на предмет контроля за выполнением норм по охране окружающей среды. В процессе проверки инспекционные органы имеют доступ ко всей разрешительной и технической документации организации;
  • Аналитический экологический контроль заключается в анализе информации, полученной в ходе инспекционного контроля, а также обязательной отчетности хозяйствующих субъектов;
  • Инструментальный экологический контроль производится путем сбора проб и анализов на предмет причинения вреда объектам окружающей среды и дальнейшего их исследования в лабораторных условиях.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвра­щения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется обществен­ными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

Результаты общественного контроля в области охраны окружаю­щей среды, представлен­ные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Граждане и общественные экологические объединения имеют возможность участвовать в контроле за выполнением экологических требований в предпринимательской и управленческой сферах на стадиях подготовки и принятия хозяйственных и управленческих экологически значимых решений. Речь идет о возможностях реализации ими контрольных функций в рамках ряда следующих процедур, в большей или меньшей степени урегулированных в законодательстве.

В соответствии с Земельным кодексом РФ граждане, общественные организации имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства. Реализация этого права важна в контексте общественного контроля за распоряжением земельными ресурсами.

Важной формой осуществления общественного экологического контроля за деятельностью предприятий и государственных органов является затребование от них информации о природоохранной деятельности и состоянии окружающей среды. На основе полученной информации граждане и общественные формирования вправе обжаловать решения, действия и бездействие, нарушающие их экологические права и законные интересы в суде. С проведением общественного экологического контроля может быть связано также обжалование в суде заключения государственной экологической экспертизы, если оно противоречит требованиям законодательства, экологическим правам и интересам граждан и общественных формирований.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвра­щения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется обществен­ными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

Результаты общественного контроля в области охраны окружаю­щей среды, представлен­ные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Граждане и общественные экологические объединения имеют возможность участвовать в контроле за выполнением экологических требований в предпринимательской и управленческой сферах на стадиях подготовки и принятия хозяйственных и управленческих экологически значимых решений. Речь идет о возможностях реализации ими контрольных функций в рамках ряда следующих процедур, в большей или меньшей степени урегулированных в законодательстве.

В соответствии с Земельным кодексом РФ граждане, общественные организации имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства. Реализация этого права важна в контексте общественного контроля за распоряжением земельными ресурсами.

Важной формой осуществления общественного экологического контроля за деятельностью предприятий и государственных органов является затребование от них информации о природоохранной деятельности и состоянии окружающей среды. На основе полученной информации граждане и общественные формирования вправе обжаловать решения, действия и бездействие, нарушающие их экологические права и законные интересы в суде. С проведением общественного экологического контроля может быть связано также обжалование в суде заключения государственной экологической экспертизы, если оно противоречит требованиям законодательства, экологическим правам и интересам граждан и общественных формирований.

Работа содержит 1 файл

Общественный эко контроль.docx

Глава 5 Общественный экологический контроль

Главной задачей общественного экологического контроля является, независимая проверка исполнения требований природоохранного законодательства министерствами, ведомствами, учреждениями, организациями, предприятиями, независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами, а также гражданами.

Общественный экологический контроль обладает важным преимуществом - реальной независимостью от государственных структур и ведомственных интересов, он в большей степени отражает экологические интересы населения.

В рамках общественного экологического контроля граждане имеют право:

  • создавать экологические общественные объединения, фонды, иные общественные формирования, обладающие контрольными функциями;
  • принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, демонстрациях и референдумах по вопросам охраны окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с петициями, письмами, жалобами, заявлениями, требовать их рассмотрения;
  • запрашивать государственные органы власти об информации, характеризующей состояние окружающей среды и меры по ее охране;
  • требовать в административном или судебном порядке отмены решений о ведении хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой с нарушениями экологических требований и условий;
  • ставить вопрос о привлечении к ответственности юридических лиц и граждан за нарушение экологических требований и условий, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причененного здоровью и имуществу граждан.

Общественные экологические организации и объединения могут:

  • осуществлять общественный контроль за выполнением экологических требований и условий при организации и ведении хозяйственной и иной деятельности;
  • требовать предоставления достоверной информации о состоянии окружающей среды, мероприятиях по ликвидации экологических последствий аварий и катастроф, о возмещении вреда, причиненного имуществу и здоровью граждан;
  • направлять материалы общественного экологического контроля в органы государственной власти, а также в средства массовой информации;
  • требовать от органов государственной власти рассмотрения и вынесения в установленном законом порядке заключения по предложениям и рекомендациям общественности, связанным с обеспечением выполнения экологических требований и условий;
  • требовать в судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве новых и реконструкции, расширении, техническом перевооружении и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением экологических требований и условий;
  • требовать назначение государственной экологической экспертизы, рекомендовать своих представителей для участия в такой экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу;
  • создавать общественные экологические фонды и контролировать порядок их функционирования и расходования средств.

Законом определено, что результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

На практике, чаще всего, общественный экологический контроль осуществляется при реализации проектов с большим общественным резонансом, когда проект достаточно масштабен и значим, например, для нескольких регионов. Также, бывают прецеденты, когда конкуренты могут привлечь ту или иную общественную организацию для придания реализуемому проекту широкой огласки чаще всего в негативных аспектах, либо общественная организация привлекается для дополнительной поддержки осуществляемого проекта.

Эта кампания послужила толчком для развития системы общественного экологического контроля в российском лесном секторе. В некоторых регионах страны усилиями крупных международных и небольших региональных организаций удалось добиться многого: собрана информация о сохранившихся участках ненарушенных лесов, налажен диалог с самыми крупными иностранными лесодобывающими компаниями, работающими в конкретных регионах, начат процесс добровольной лесной сертификации и т.д. На то, чтобы прийти к сотрудничеству с властями и бизнесом ушло более 10 лет. Нельзя сказать, что сейчас все абсолютно гладко, но общественность получила реальную возможность контролировать этот сектор, с мнением экспертов экологических организаций считаются и учитывают при принятии решений на самом высоком уровне.

Мы уверены, что создать такую же систему общественного контроля в области биобезопасности можно, и Европа уже сделала немало важных шагов в этом направлении.

2. Право на общественный экологический контроль.

Сравнивая природоохранное законодательство последних лет, можно сделать вывод, что за последние три года уровень демократичности законов, регулирующих участие общественности в управлении государством, снизился, что является одной из причин снижения активности населения и в вопросах охраны окружающей среды. В частности, федеральное законодательство исключило возможность самостоятельного задержания и доставления общественными инспекторами нарушителей экологического

и природноресурсного законодательства, составления протоколов и изъятия орудий экологических правонарушений. Государственные природоохранные органы лишились права материального поощрения активной работы общественных инспекторов за счет наложенных и взысканных с нарушителей штрафов. В регионах России в последние годы отмечалось определенное противостояние интересов населения и местных органов власти, поддерживающих незаконные действия коммерческих структур.

Однако, в настоящее время не все так безнадежно, как считают скептики .

Даже действующее законодательство все же позволяет эффективно осуществлять общественный экологический контроль, приводящий к принятию мер по его результатам. 2005 год показывает изменение общественно-политической ситуации в стране в форме роста активности граждан и общественных организаций в защите частных и общественных экологических интересов. Отмечается повышение интереса к вопросам экологической безопасности и сохранению живой природы со стороны основных социальных групп.

Как же трактует понятие общественного экологического контроля и права общественности действующее законодательство?

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА,

принята 1.12.1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН.

Ст.19: Каждый человек имеет право . искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

принята 12.12.1993 г.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.

Ст.29 п.4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Ст. 32 п.1.Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Ст.42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Ст.58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Кроме того, можно использовать статью 33 (право граждан и НПО обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления), ст.46 (право обращаться

в суд в целях защиты прав и свобод граждан).

Важно уяснить, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие (ст.15) и в случае противоречия ей любого нормативного акта применяется соответствующее положение Конституции.

Принят 23 ноября 1995 г.

Ст.3. Экологическая экспертиза основывается на принципах:

-гласности , участия общественных организаций, учета общественного мнения.

Ст.19. Граждане имеют право:

- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которых затрагивает общественные экологические интересы населения, проживающего на данной территории;

Рационально использовать природные ресурсы обязаны все хозяйствующие субъекты. В России законодательством регламентированы уровни экоконтроля:

  • Производственный.
    Экологи определяют степень воздействия предприятия на экосферу.
  • Муниципальный.
    По обращениям граждан проводятся внеплановые проверки.
  • Государственный.
    Органы надзора вправе приостановить деятельность заводов, фабрик, если в стоках, атмосферных выбросах превышены предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ.

Закон об охране окружающей среды гарантирует право организаций и граждан участвовать в защите природы. Статьей 68 регламентировано право проведения общественностью экологического контроля. Инспекторы-общественники, имея удостоверение, самостоятельно проводят проверки.

Результаты направляются в контролирующие органы субъектов Федерации (областные, краевые), рассматриваются на муниципальном уровне. К нарушителям принимаются меры воздействия. Когда нанесен вред окружающей среде, предприятие возмещает ущерб.

Что такое общественный экологический контроль?

Экологический контроль – это наблюдение:

  • за состоянием окружающей экосферы;
  • изменениями, которые происходят под воздействием предприятий или отдельных граждан.

Речь идет не только о промышленных выбросах и стоках. Природа страдает:

По закону экологический контроль общественные организации проводят, используя разрешенные формы привлечения населения, это:

  • публичные слушания;
  • инициация референдумов на уровне муниципалитетов (в городах проводятся акции по запрету строительства новых предприятий, способных нанести вред природе);
  • общественная экологическая экспертиза с привлечением журналистов;
  • сбор подписей под жалобами в вышестоящие инстанции.

Порядок проведения общественного экологического контроля

Население не ущемляется в реализации прав на чистую окружающую среду. У инспекторов-общественников в зоне контроля:

  • выполнение природоохранных мероприятий на уровне муниципалитета;
  • рациональное использование природных ресурсов действующими субъектами;
  • соблюдение требований природоохранительного законодательства по оздоровлению окружающей среды.

Инструменты общественного экологического контроля в России утверждены законодательством.

У природоохранных организаций и обществ защиты природы в распоряжении нормативно-правовые документы, регламентирующие осуществление добровольно созданной экологической организацией своих прав. По мнению ряда экспертов, российская законодательная база в экосфере дееспособна.

На основании результатов проверок инициируются внеплановые проверки. Защитники природы предоставляют фото и видеосъемку, подтверждающие нарушения.

Требования к кандидату на присвоение статуса общественного инспектора

Одного желания стать участником экопроверек мало. Необходимо знать действующее законодательство и иметь профильное образование. Общественный экологический контроль осуществляется людьми, получившими статус и имеющими удостоверение. Этот документ дает право на проведение проверок.

На роль общественного инспектора вправе претендовать совершеннолетние граждане России, имеющие квалификацию, необходимую для проведения экоконтроля. Решение о присвоении статуса принимается после собеседования. На уровне субъектов разрабатывается перечень вопросов, на которые должен ответить кандидат. После этого данные инспектора заносятся в реестр, выдается удостоверение установленного образца.

Важно вести фото и видеосъемку в ходе проверок, поэтому хорошо, когда инспектор вооружен видеокамерой или гаджетами, осуществляющими фиксацию происходящего.

Закон об охране окружающей среды РФ

Международные и российские природоохранные организации

Сброс сточных вод: залповый, на рельеф, в канализацию


Порядок производственного контроля в области обращения с отходами

Проблемы экологии и мировые катастрофы. Как вы считаете сможет ли человечество преодолеть глобальный экологический кризис?

Читайте также: