Общественные отношения инков кратко

Обновлено: 04.07.2024

История инков пережила расцвет и падение могущественной империи. Она оставила после себя некоторые из самых важных исторических событий Южной Америки.

История становления инков

Инки были крупнейшей и самой могущественной древней империей Южной Америки. Они заняли видное положение в 12 веке н. э. и оставались у власти более четырех столетий. Благодаря своей огромной военной доблести они правили королевством, которое простиралось от северной оконечности современного Эквадора до центральной части Чили, сразу за столицей Сантьяго.

На пике своего расцвета империя инков насчитывала 12 миллионов человек, происходивших из более чем 100 различных этнических групп. На протяжении веков им удавалось создавать относительно сплоченное государство, главным образом благодаря централизованному языку, правительству и системе духовных/религиозных убеждений.

Два самых удивительных аспекта инков заключаются в том, что им удалось стать одной из самых могущественных империй древнего мира без использования колеса, чугуна или какой-либо формы письма, и что в конечном счете они оказались совершенно беззащитными перед испанскими конкистадорами. Последние угасающие остатки империи инков были уничтожены в конце 1500-х годов.

Возникновение инков

Легенда гласит, что государство инков было создано Инти, богом солнца, но историки предпочитают версию, согласно которой инки начинали как маленькое и скромное племя, жившее в современном Куско, в высоких Перуанских Андах. Они начали свое развитие, избрав первых трех королей.

История государства инков на самом деле не известна до тех пор, пока Майта Капак, 4-й император, не захватил власть и не был поддержан своими гражданами во время правления императора Виракочи Инки в 1400-х годах. Его партнерство с двумя влиятельными дядьями помогло сформировать первое военное собрание инков, имеющее какое-либо реальное значение.

Инки успешно бросили вызов и победили народ айармака в регионе, ныне известном как Священная долина инков, расположенная к северу от Куско. Именно в это время инки развили практику вызова, завоевания и расширения, оставляя после себя военную базу, с которой можно было защищать границы и поддерживать мир в их теперь смешанном населении.

Государство инков: краткая история, основные занятия жителей

Путь завоевателей

Одной из известных этнических групп, завоеванных инками, был народ аймара. Он обитал на местности, где сейчас находится озеро Титикака. Многие наследники до сих пор живут на островах озера, как и сотни лет назад.

Во время правления инков уровень преступности был минимальным, однако это во многом было связано с жестокими законами, с помощью которых они управляли своими подданными, а не с коллективным удовлетворением их подданных при аккультурации.

Центральное правительство инков приложило немало усилий для подавления многочисленных восстаний, которые были предприняты многими враждующими этническими группами, и предприняло насильственное переселение, чтобы избежать формирования крупных мятежных групп.

Аймара были одними из самых мятежных племен, и ко времени прибытия испанцев они составляли большую часть империи инков.

Золотое время империи

Экспансия инков росла в геометрической прогрессии с каждым новым императором в первую очередь благодаря закону, который гласил, что каждый новый правитель не может наследовать богатства и земли своего предшественника. Если они хотели быть богатыми, им нужно было завоевывать новые земли, и именно с этим кредо империя расширила свое правление на большую часть западной части Южной Америки.

Чем занимались инки кроме многочисленных войн

История инков подчеркивает их дальновидные качества не только в управлении и самоуправлении, но и в их коллективных достижениях. Они изобрели акведуки и террасное земледелие, предположив, что немного разные уровни возвышенности могут дать лучшие урожаи для различных продуктов питания.

Они хранили припасы и сублимированные продукты на случай засухи. Занятия инков были крайне многообразны, на то время они считались очень образованной нацией. Они обрабатывали золото и серебро и ткали невероятно красочные ткани. Они были замечательными художниками и музыкантами, а также проницательными математиками, изобретшими древний инструмент для ведения счетов, в котором использовались цветные нити и узлы.

Племя инков состояло из 10 подразделений – хатун-айлъю, которые в свою очередь делились каждый на 10 айлью. Первоначально айлью являлось патриархальным родом, родовой общиной: имело свое селение и владело прилегающими полями. Имена в родовой общине передавались по отцовской линии. Айлью были экзогамны. Внутри рода нельзя было вступать в брак. Члены ее верили, что находятся под защитой родовых святынь – уака. Айлью обозначались также как пачака, т.е. сотня. Хатун-айлью (большой род) представлял собой фратрию и отождествлялся с тысячью. Айлью превращается в сельскую общину в государстве инков. Это отражается в рассмотрении норм землепользования.

Вся земля в государстве принадлежала верховному инке, но фактически она находилась в распоряжении айлью. Территория, принадлежавшая общине, называлась марка; земля, принадлежавшая общине, называлась марка пача, т.е. земля общины.

В общинах, которые сложились у покоренных инками племен, также выделялась родовая знать – курака. Представители курака обязаны были следить за работой общинников и контролировать уплату подати. Общинники покоренных племен обрабатывали земли инков. Кроме того, они обрабатывали участки курака. В хозяйстве курака наложницы пряли и ткали шерсть или хлопок. В общинном стаде курака имели до нескольких сот голов скота. Но все же курака находились в подчиненном положении, и над ними стояли инки как высшая каста.

Жрецы занимали привилегированное положение в обществе. В пользу жрецов взималась часть урожая. Они не подчинялись местным правителям, а составляли обособленную корпорацию. Этими корпорациями управляло высшее жречество, находящееся в Куско.

У инков имелось некоторое количество работников – янакунов, – которых испанские хронисты называли рабами. Эта категория находилась в полной собственности инков и выполняла все черные работы. Положение этих янакунов было наследственным.

Общинники выполняли большую часть производительного труда. Но появление большой группы наследственно порабощенных работников свидетельствует о том, что общество в Перу было раннерабовладельческим с сохранением значительных пережитков родоплеменного строя.

Инки ввели обязательный для всех язык – кечуа. Они дробили племена и расселяли по частям в разные области. Эта политика проводилась для того, чтобы закрепить подчинение покоренных племен и предупредить недовольства и восстания. Были созданы законы, оберегавшие господство инков.

4. Религия и культура Инков

В соответствии с религиозными воззрениями инков Солнце занимало главенствующее положение среди богов и управляло всем неземным миром.

Супругой Инти и вместе с тем матерью инков – в соответствии с верованиями индейцев – была богиня Луны Килья.

Храмы владели громадными богатствами, большим числом служителей и мастеров, архитекторов, ювелиров и скульпторов. Основное содержание культа инков состояло в жертвенном ритуале. Жертвоприношения осуществлялись главным образом животными и только в чрезвычайных случаях – людьми. Чрезвычайным случаем могли быть празднества в момент вступления на престол нового верховного инки, во время землетрясения, засухи, войны. В жертву приносили военнопленных или детей, которые были взяты в виде дани с покоренных племен.

Наряду с официальной религией поклонения Солнцу существовали и более древние религиозные воззрения. Их сущность сводилась к обожествлению не великих, могущественных богов, а священных мест и предметов, так называемых уак.

В религии инков большое место занимали тотемистические воззрения. Общины носили названия животных: Пумамарка (общины пумы), Кондормарка (община кондора), Уаманмарка (община ястреба) и т.д. Близко к тотемизму стояло поклонение растениям, в первую очередь картофелю, так как это растение имело первостепенную роль в жизни перуанцев. Сохранились изображения этого растения в скульптуре – сосуды в виде клубней. Существовал также культ сил природы. Особенно развит был культ матери-земли, называвшейся Пача-мама.

Большое значение имел культ предков. Предки почитались как духи-покровители и охранители земли данной общины и вообще местности. Существовал обычай мумифицирования умерших. Мумии в нарядных одеждах с украшениями и бытовой утварью сохранялись в гробницах. Особенного развития достиг культ мумий правителей. Им приписывалось сверхъестественное могущество. Мумии правителей брали в походы и выносили на поле битвы.

Для измерения пространства у инков существовали меры, основанные на размерах частей человеческого тела. Самой малой из этих мер считалась длина пальца, затем мера, равная расстоянию от отогнутого большого до указательного. Для измерения земли чаще всего употреблялась мера в 162 см. Для счета употреблялась счетная доска, которая разделялась на полосы, отделения, в которых передвигались счетные единицы, круглые камешки. Время измерялось сроком, необходимым для того, чтобы сварился картофель, что значит приблизительно один час. Время дня определялось по солнцу.

Астрономия являлась одним из двух важнейших научных представлений в империи инков. Наука должна была служить интересам государства. Деятельность ученых-астрономов, которые благодаря своим наблюдениям могли установить наиболее подходящие сроки начала или просто выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ, приносила немалую пользу как государству, так и всем его гражданам.

Вопрос о том, была ли у инков письменность, остается неразрешенным до последнего времени. Дело в том, что инки не оставили письменных памятников, но все же на многих сосудах изображены бобы с особыми знаками. Некоторые ученые считают эти знаки идеограммами, т.е. знаки на бобах имеют символическое, условное значение.

Существует также мнение, что у инков письменность существовала в виде картинного письма, пиктографии, но в связи с тем, что доски, на которых были нанесены эти знаки, были обрамлены в золотые рамы, разграбленные и разобранные европейцами, памятники письменности до наших дней не дошли.

Литературное творчество на языке кечуа было очень богатым. Однако поскольку эти произведения не фиксировались на письме и сохранялись в памяти декламаторов, до нас дошли лишь отрывки, сохраненные для потомков первыми испанскими хронистами.

Одним из наиболее развитых направлений науки в империи инков была медицина. Состояние здоровья жителей не было частным делом граждан, наоборот, империя была заинтересована в том, чтобы жители страны как можно лучше служили государству.

Инки применяли некоторые научные приемы лечения болезней. Использовались многие лекарственные растения; известно было также и хирургическое вмешательство, такое, как, например, трепанация черепа. Наряду с научными приемами широко распространена была практика магического знахарства.

5. Конец государства Инков. Португальские завоевания

Войска Писарро в 1532 году захватили Куско. Погиб верховный инка Атауальпа. Но государство инков не сразу прекратило свое существование. Жители древнего государства продолжали борьбу за свою независимость. В 1535 году вспыхивает восстание. Оно было подавлено в 1537 году, но его участники продолжали борьбу за независимость еще более 35 лет.

Возглавил восстание против испанцев инкский принц Манко, который использовал хитроумные методы в борьбе с завоевателями. Он сначала перешел на сторону испанцев и приблизился к Писарро, но лишь с целью изучить противника. Начав собирать силы с конца 1535 года, Манко в апреле 1536 года с большой армией подошел к Куско и осадил его. Он заставил пленных испанцев служить ему в качестве оружейников, артиллеристов и пороховщиков. Были использованы испанское огнестрельное оружие и захваченные лошади. Сам Манко был одет и вооружен по-испански, ездил верхом и сражался испанским оружием. Повстанцы часто достигали больших успехов, сочетая приемы самобытного индейского военного дела с европейским. Но подкуп и предательство заставили Манко после 10 месяцев осады Куско оставить этот город. Повстанцы продолжили борьбу в горном районе Виль-капампе, где они укрепились. После смерти Манко вождем повстанцев становится Тупак Амару.

Сопротивление все возраставшим силам завоевателей оказалось тщетным, и повстанцы в конце концов были разбиты. В память об этой последней войне против завоевателей титул инки и имя Тупак Амару принимали в дальнейшем вожди индейцев как символ восстановления их независимого государства.

Сайт о Всемирной Истории в деталях. Исторический портал, посвященный Мировой Истории, начиная с появления человеческого общества и заканчивая текущими событиями в Мире. Мы освещаем ход развития Великих событий от эпохи Палеолита до Новейших времен. Редакция сайта является исследовательской группой.

Общественный строй инков

Сбор урожая картофеля. Рисунок из хроники Пома де Айяла. XVI в.

Сбор урожая картофеля. Рисунок из хроники Пома де Айяла. XVI в.

В государстве инков сохранялось много пережитков первобытно-общинного строя.

Племя инков состояло из 10 подразделений — хатунайлью, которые в свою очередь делились каждый на 10 айлью. Первонача айлью была патриархальным родом, родовой общиной.

Айлью имела свое селение и владела прилегающим и полями; члены айлью считались между собой родичами и назывались родовыми именами, которые передавались по отцовской линии.

В государстве инков айлью превратилась в сельскую общину. Это становится очевидным при рассмотрении норм землепользования. Вся земля в государстве считалась принадлежащей верховному инке. Фактически она находилась в распоряжении айлью. Самая территория, принадлежавшая общине, называлась марка (случайное совпадение с названием общины у германцев). Земля, принадлежавшая всей общине, называлась марка пача, т. е. земля общины.

Члены общины работали совместно под руководством одного из старшин и, обработав один участок поля (поля Солнца), переходили на поля инки, затем на поля жителей села и, наконец, на поля, урожай с которых шёл в общий фонд деревни. Расходовался этот запас на поддержку нуждающихся односельчан и разные общедеревенские нужды.

Полевые участки периодически переделялись между односельчанами. Отдельный участок ноля оставался под паром после снятия с него трёх-четырёх урожаев. Полевой надел, тупу, давался мужчине; на каждого ребёнка мужского пола отец получал ещё один такой надел, на дочь — ещё половину тупу. Тупу считался временным владением, так как подлежал переделу. Но, кроме тупу, на территории каждой общины были ещё земельные участки, называвшиеся муйя.

Именно на этих участках общинники могли получить излишки овощей или плодов в своём хозяйстве, могли сушить мясо, дубить кожу, прясть и ткать шерсть, изготовлять гончарные сосуды, бронзовые орудия — всё то, что они выменивали как свою частную собственность.

Сочетание общинной собственности на поля с частной собственностью на приусадебный участок характеризует айлью как сельскую общину, в которой кровнородственные отношения уступили место территориальным связям.

Земля обрабатывалась только общинами покорённых инками племён. В этих общинах также выделилась родовая знать — курака. Её представители надзирали за работой общинников и следили, чтобы общинники платили подати; их участки возделывали общинники.

Кроме своей доли в общинном стаде курака имели в частной собственности скот, до нескольких сот голов. В их хозяйствах десятки наложниц-рабынь пряли и ткали шерсть или хлопок. Продукты животноводства или земледелия курака выменивали на украшения из драгоценных металлов и т. п. Но курака, как принадлежавшие к покорённым племенам, всё же находились в подчинённом положении, над ними стояли инки как господствующий слой, высшая каста.

Инки не работали, они составляли военно-служилую знать. Правители наделяли их земельными участками и работниками из покорённых племён, янакунами, которых переселяли в хозяйства инков. Земли, которые знать получала от верховного инки, были их частной собственностью.

Привилегированное положение занимали и жрецы, в пользу которых взималась часть урожая. Они не подчинялись местных правителям, а составля ную корпорацию, управлявшуюся высшем жречеством в Куско.

У инков имелось некоторое число янакунов, которых испанские хронисты звали рабами. Судя по тому, что они находились в полной собственности инков и выполнили все черные работы, они действительно были рабами.

Большую часть производительного труда выполняли общинники: они обрабатывали поля, сооружали каналы, дороги, крепости и храмы.

Но появление большой группы наследственно порабощённых работников, эксплуатировавшихся правителями и военно-служилой верхушкой, говорит о том, что общество Перу было ранне-рабовладельческим, с сохранением значительных пережитков родо-племенного строя.

Инки создали централизованную систему управления. Верховный инка и высшие должностные лица из Куско наблюдали за наместниками, всегда готовы были дать отпор восставшему племени.

Правители древнего Перу создали законы, оберегавшие господство пиков, направленные к тому, чтобы закрепить подчинение покорённых племён н предупредить восстания. Пики дробылп племена, расселяя пх по частям в чужие области. Инки ввел обязательный для всех язык — кечуа.

В государстве инков сохранялось много пережитков первобытно-общинного строя. Племя инков состояло из 10 подразделений — хатун-айлью, которые в свою очередь делились каждый на 10 айлью. Первоначально айлью была патриархальным родом, родовой общиной. Айлью имела своё селение и владела прилегающими полями; члены айлью считались между собой родичами и назывались родовыми именами, которые передавались по отцовской линии.

Земля обрабатывалась только общинами покорённых инками племён. В этих общинах также выделилась родовая знать — курака. Её представители надзирали за работой общинников и следили, чтобы общинники платили подати; их участки возделывали общинники. Кроме своей доли в общинном стаде курака имели в частной собственности скот, до нескольких сот голов. В их хозяйствах десятки наложниц-рабынь пряли и ткали шерсть или хлопок. Продукты животноводства или земледелия курака выменивали на украшения из драгоценных металлов и т. п. Но курака, как принадлежавшие к покорённым племенам, всё же находились в подчинённом положении, над ними стояли инки как господствующий слой, высшая каста. Инки не работали, они составляли военно-служилую знать. Правители наделяли их земельными участками и работниками, из покорённых племён, янакунами, которых переселяли в хозяйства инков. Земли, которые знать получала от верховного инки, были их частной собственностью.

Большую часть производительного труда выполняли общинники; они обрабатывали поля, сооружали каналы, дороги, крепости и храмы. Но появление большой группы наследственно порабощённых работников, эксплуатировавшихся правителями и военно-служилой верхушкой, говорит о том, что общество Перу было раннерабовладельческим, с сохранением значительных пережитков родоплеменного строя.

Правители древнего Перу создали законы, оберегавшие господство инков, направленные к тому, чтобы закрепить подчинение покорённых племён и предупредить восстания. Инки дробили племена, расселяя их по частям в чужие области. Инки ввели обязательный для всех язык — кечуа.

Читайте также: