Общественные движения 60 80 годов 19 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Общественное движение 60-80-х гг. XIX в. представлено тремя идейными направлениями, сложившимися еще в 40-е гг. XIX в.: консервативным, либеральным, леворадикальным.

Русские консерваторы по-прежнему исповедовали идеи, заложенные в теории С.С. Уварова. Самодержавие для России - единственная форма правления, считали они. Власть царя опирается на Божественное соизволение, он венчается на царство и принимает присягу у алтаря. Монарх отвечал за свои дела не перед смертными, а перед Богом, что для православного христианина (последние Романовы были глубоко верующими людьми) являлось абсолютной формой ответственности. Известный консерватор В.П. Мещерский (внук Н.М. Карамзина) - издатель "Гражданина" - писал, что "самодержавный русский царь ответственностью перед Богом и своею совестью несравненно более ограничен, чем президент Французской республики". Отношение консерваторов к "Великим реформам" было отрицательным. Они надеялись, что пришедшие в МВД консервативно настроенные чиновники (вместо ушедших в отставку либералов в апреле 1861 г.) при проведении реформ в жизнь, учтут требования дворянства. В ответ на разочарование либеральными реформами появляется "культурный консерватизм" в общественно-литературной жизни России 60-х гг. XIX в., именуемый "почвенничество". Основные принципы его были сформулированы в журналах "Время", "Эпоха" Н.Н. Страховым и братьями Достоевскими. Видным идеологом почвенничества был писатель и публицист А.А. Григорьев.

В ответ на кризис ценностей модернизации почвенники проповедовали идею самоценности русского народа ("почвы") и рассматривали его как "воплощение добродетели". Говоря о "разрыве между образованным обществом и народом, почвенники призывали к восстановлению связей между ними на религиозно-этической основе. Почвенничество более всего проявилось в литературе и архитектуре (почвенниками были архитекторы И.П. Ропен и В.А. Гартман).

Либеральный лагерь встретил реформы с одобрением, его приверженцы хвалили инициативу и твердость Александра II. Однако существование всевластия бюрократии вызывало у либералов раздражение. Они требовали продолжение реформ и особенно реформы самодержавия. Спектр их воззрений колебался от ограничения самодержавия Земским собором до введения представительного правления - парламента.

С созданием земских учреждений либерализм использовал земскую трибуну для выражения своих устремлений и превратился в земский либерализм. Земские либералы обращались к государю с просьбами продолжения реформ, посылали адреса и ходатайства в правительство, что было одной из форм проявления земского либерализма. Особенно активными были земские либералы Твери, Чернигова, Харькова, Москвы. Тульские земские либералы в 60-80-е гг. не проявляли политической активности.

Революционно-демократический лагерь считал реформы побочным продуктом революции, не признавал самостоятельного значения реформ и альтернативой им считали народную революцию.

Сложилось два центра леворадикального революционного движения: лондонский - во главе с А.И. Герценом и петербургский - вокруг журнала "Современник" - во главе с Н.Г. Чернышевским. Между ними не было единства мнений на подготовку крестьянской революции.

Во второй половине 60-х годов активизируется революционное народничество. В его деятельности можно выделить следующие этапы:

I. Формирование и деятельность народнических кружков. "Хождение в народ" (середина 60-х - середина 70-х годов XIX в.).

II. Деятельность народнической организации "Земля и Воля" (1876-1879 гг.).

III. Деятельность "Народной воли" и "Черного передела" (1879-1881 гг.).

Убийством царя Александра II, "освободителя", 1 марта 1881 г. революционное народничество исчерпало себя. Революционный террор исторически бесперспективен и пагубен для общества.

Таковы основные направления общественного развития во второй половине XIX в.

Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения

Отмена крепостного права, ряд реформ Александра II не удовлетворили народ. Аграрный вопрос оставался нерешенным. Реформы оказались ограниченными, незавершенными. Сохранялось сословное разделение. Правительство не могло определить пойти ему по пути либерализма или консерватизма. В стране сохранялся полицейский режим, самодержавие. Отсутствовали гарантии свободы личности, печати, слова. Недовольство таким положением вещей накапливалось и вылилось в общественное движение.

Направления общественного движения

Общественное движение при Александре 2

Во второй половине XIX века сформировалось три направления общественного движения:

Начало революционного движения

В конце 50-х и начале 60-х гг. в обществе начали распространяться революционные настроения. Первыми пропагандистами устранения помещичьего землевладения и свержения самодержавия стали:

Революционное движение

Революционное движение на рубеже 60-70-х гг.

В 60-х начали массово создаваться народнические кружки, отличавшиеся революционным настроением. У каждой организации были свои цели и задачи.

Ишутинцы (1863-1866)

Организаторами кружка стали революционеры Н. Ишутин, И. Худяков. Главные цели:

  • Подготовить вооруженный переворот.
  • Утвердить коллективный труд, общественную собственность.

Нечаевцы (1869-1871)

Организатором кружка стал нигилист и революционер С. Нечаев. Основные задачи организации:

  • Провести политический переворот.
  • Укрепить дисциплину внутри кружка.
  • Сформировать централизацию в своей организации.

Нечаевцы прославились показательным убийством своего единомышленника И. Иванова, которого подозревали в предательстве. Сделали это для укрепления дисциплины. В итоге членов кружка судили не по политическому, а по уголовному делу.

Чайковцы (1871-1874)

Течения революционного народничества

Революционное народничество

Революционеры придерживались следующих идей:

  • Отказ от капитализма. Это неподходящее для России направление, которое навязывают насильно. У него нет социальных корней в стране.
  • Россия имеет уникальный путь исторического развития.
  • Страна должна равняться на социализм, отказываясь от капитализма.
  • Крестьянская община – ячейка социализма.
  • Революционеры-профессионалы – руководящая сила крестьянства.

В народничестве сформировалось три течения. Каждое имело свой взгляд на будущее России.

Пропагандистское течение

Главный идеолог – социолог, историк и публицист П. Лавров. Члены придерживались следующей позиции:

Бунтарское течение

Возглавлял революционер М. Бакунин – приверженец социального анархизма. Главные идеи течения:

Крестьянина анархисты рассматривали как прирожденного социалиста. Это был бунтарь, готовый в любой момент подняться против царя.

Заговорщическое течение

Возглавлял литературный критик П. Ткачев. Главные идеи:

  • На данном этапе русский народ не готов к революционным событиям.
  • Крестьяне малообразованны, поэтому не в состоянии понять идеи социализма. Пропаганда не приведет к нужному отклику.
  • В основном крестьяне придерживались консервативных взглядов. Они любили царя-батюшку, поэтому не были готовы взбунтовать против него.

Члены течения не опирались на крестьян. Они считали, что будет разумнее организовать заговор в узком кругу профессиональных революционеров и осуществить государственный переворот. Захватив власть, они будут диктовать свои правила, строить социалистическую страну, которая бы служила интересам народа.

  • Летучую. Ходили по селам, на сходках призывали не подчиняться правительству, не платить налогов. Рассказывали о христианском равенстве.
  • Оседлую. Небольшие группы революционеров селились в деревнях, организовывали свои коммуны, артели, школы. Осторожно проводили агитацию, распространяли запрещенную литературу.

Изначально деятельность революционеров сводилась к пропаганде. Первая в стране политическая акция прошла 6 декабря 1876 года в Санкт-Петербурге. Далее оппозиционеры перешли к радикальным действиям. В 1878 году В. Засулич совершил покушение на Ф. Трепова, градоначальника Санкт-Петербурга. В 1879 году А. Соловьев попытался убить царя.

Убийство Александра 2

Идеи либерального народничества

Параллельно с радикально настроенными революционерами существовали либералы, которые тоже хотели изменений к лучшему, но без насилия, борьбы. Либеральное народничество представляли: литературовед Н. Михайловский, экономист и социолог В. Воронцов, публицист С. Кривенко. Главные идеи либералов:

  • Покончить с пережитками крепостничества.
  • Улучшить жизнь крестьян, перераспределить землю, отобрав монополию у помещиков.
  • Отказаться от капитализма.
  • Пропагандировать мирные пути изменения страны, исключая революционную борьбу.
  • Ввести начальное образование для всех слоев населения.
  • Отменить телесные наказания.

По мнению либералов именно интеллигенция должна протянуть руку помощи народу. Помочь обычному крестьянину избавиться от невежества и нищеты.

Деятельность рабочих организаций

Рабочее движение

В середине 70-х гг. XIX века появились первые рабочие организации. Самые известные из них:

Рабочие организации в своих призывах базировались на четырех главных проблемах, которые были понятны обществу того времени:

  • низкооплачиваемый труд;
  • вседозволенность со стороны предпринимателей;
  • тяжелые условия труда;
  • отсутствие охраны труда.

Первые марксистские кружки в Российской империи

Марксистские кружки

Середина 80-х годов XIX века богата организациями, базировавшимися на идеях марксизма. Самые известные кружки:

Каждый кружок внес свою лепту в развитие марксизма в Российской империи. Все больше людей узнавали об этом направлении, интересовались его идеями.

Три течения в народничестве
БУНТАРСКОЕ
ЗАГОВОРЩИЧЕСКОЕ
ПРОПАГАНДИСТСКОЕ
Михаил Александрович
Бакунин
Петр Никитич Ткачев
Петр Лаврович
Лавров

Три течения в народничестве
Название
Идеолог
Задачи
Тактика
БУНТАРСКОЕ
Михаил
Александрович
Бакунин
ПРОПАГАНДИСТСКОЕ
Петр Лаврович
Лавров
ЗАГОВОРЩИЧЕСКОЕ
Петр Никитич
Ткачев
Русское крестьянство
готово к революции,
интеллигенция должна
только подтолкнуть народ
к выступлению
Для подготовки революции
потребуется длительный
период. Интеллигенция
должна терпеливо готовить
народ к революции.
Крестьянство вообще
невозможно поднять на
революцию. Власть должна
захватить хорошо
организованная группа
революционеров
Поднять бунт, стихийное
крестьянское восстание,
которое уничтожит
государство – главное
орудие угнетения.
Вести пропаганду
революционных идей среди
крестьян
Создать революционную партию,
расшатать государство при помощи
террористических актов и захватить
власть; сохранить сильное
государство (революционная
диктатура) для проведения
социалистических преобразований

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Общественное движение в 60-80 гг. ХIХ века

Описание презентации по отдельным слайдам:

Общественное движение в 60-80 гг. ХIХ века

Общественное движение в 60-80 гг. ХIХ века

Причины роста революционных настроений в обществе: Недовольство результатами.

Причины роста революционных настроений в обществе: Недовольство результатами крестьянской реформы; Медлительность и нерешительность правительства при проведении реформ; Сохранение Александром II многих старых консервативных министров на своих постах.

Общество требует Конституцию 1862 г. Тверское земство направляет адрес царю с.

Зачинатели революционного движения: Н.Г.Чернышевский Публицист, революционный.

1864 г. – гражданская казнь Н.Г.Чернышевского

1864 г. – гражданская казнь Н.Г.Чернышевского

А.И.Герцен Автор идеи общинного социализма – Россия, минует капитализм путём.

Распространение нигилизма и идей народничества среди молодёжи (с.402) Нигилиз.

Распространение нигилизма и идей народничества среди молодёжи (с.402) Нигилизм – молодёжное идейное течение, отвергающее семейные и дружеские узы, душевные чувства и утверждающее животные инстинкты в человеке. Народничество – общественное движение русской интеллигенции, направленное на помощь крестьянству, пропаганду среди него идей общинного социализма, так как крестьянство, якобы, может стать движущей силой в будущей Революции.


Три течения в народничестве Бунтарское (Бакунин) Пропагандистское (Лавров) За.

Три течения в народничестве Бунтарское (Бакунин) Пропагандистское (Лавров) Заговорческое (Ткачёв)

Идеи М.Бакунина - анархизм Отрицание государственной власти; Самоуправление н.

Идеи М.Бакунина - анархизм Отрицание государственной власти; Самоуправление народа на основе совести; Всеобщее равенство; Интеллигенция должна поднять народ на бунт.

Идеи П.Лаврова - пропаганда Революцию нужно длительно готовить; Группы интелл.

Идеи П.Ткачёва - заговор Крестьянство к революции не готово, т.к. оно – собст.

Идеи П.Ткачёва - заговор Крестьянство к революции не готово, т.к. оно – собственник. Организация законсперированных, отобранных и дисциплинированных революционеров совершит революционный переворот. Всеобщее равенство. Террор против правительства расшатывает государство.


 С.Перовская А.Желябов Н.Кибальчич Г.Плеханов В.Фигнер

С.Перовская А.Желябов Н.Кибальчич Г.Плеханов В.Фигнер

После ареста в 1881 г. народовольца Желябова, покушение на царя решили ускори.

После ареста в 1881 г. народовольца Желябова, покушение на царя решили ускорить. 1 марта 1881 г. царь отправился в Михайловский замок на развод войск. На всем пути обратного следования царя ждали бомбометатели. На набережной Екатерининского канала Рысаков бросил первую бомбу. Однако царь не пострадал и выйдя из кареты подошел к схваченному Рысакову, в этот момент Гриневицкий подскочил к царю и бросил под ноги царю вторую бомбу. Гриневицкий погиб на месте, а истекающего кровью царя повезли в Зимний. Рысаков Взрыв первой бомбы Рысакова.

Вторая бомба, брошенная Гриневицким. И.Гриневицкий

Вторая бомба, брошенная Гриневицким. И.Гриневицкий

 1 марта 1881 г. убийство Александра 2

1 марта 1881 г. убийство Александра 2

Через 9 часов император умер

Через 9 часов император умер

Храм Спаса на крови в Петербурге

Храм Спаса на крови в Петербурге

Суд и казнь народовольцев

Суд и казнь народовольцев

Краткое описание документа:

Презентация раскрывает причины роста революционных настроений в обществе в 60-80-е гг. 19 века, акцентирует внимание на идеи Герцена и Чернышевского, как зачинателей русского народничества, дает информацию о студенческих кружках данного периода, рассматривает три направления народничества в России. В виде схем даются основные постулаты народнического движения в России. Подробно рассматривается деятельность двух организация "Земля и воля" , "Ад", "Народная воля" . Презентация включает большой иллюстративный материал по истории "охоты" на Александра 2 и его убийства народовольцами.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 230 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 29.03.2015 8284
  • PPTX 2.3 мбайт
  • 11 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Плескач Татьяна Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: