Общественно политическая жизнь россии 1830 1840 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Януш Игорь Александрович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Комаричская СОШ №1
Населённый пункт: рп Комаричи Брянской области
Наименование материала: План-конспект урока
Тема: Общественно-политическая жизнь в России в 1830-1840-х гг.
Раздел: среднее образование

ТЕМА: Общественно-политическая жизнь России в 1830-1840-х гг.

ЦЕЛЬ: - ознакомить учащихся с

особенностями общественно-духовного развития Россий-

ской империи в первой половине XIX в.;

- формировать умения делать выводы, давать определения терминов и понятий,

читать и использовать информацию в ответах на вопросы, проводить поиск необ-

ходимой информации в учебнике, сети Интернет и других источниках;

- воспитывать чувство ответственности, гуманизма и демократизма

Тип урока: комбинированный

Основные термины: западники, славянофилы, утопический социализм, либералы, рево-

Оборудование: учебники, пособия, словари, карта

Структура урока

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация знаний и умений учеников

ІІІ. Изучение нового материала

Общественное движение после декабристов

Появление либерального течения в общественном движении

Развитие революционного направления в общественном движении

ІV. Закрепление изученного материала

V. Итоги урока

VІ. Домашнее задание

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация знаний и умений учеников

В чем состояла суть восточного вопроса?

Назовите причины Кавказской войны

Какие цели преследовало царское правительство на Кавказе?

Почему в Польше вспыхнуло восстание?

Как европейские монархи и Николай I боролись с европейскими революциями сере-

Назовите причины Восточной (Крымской) войны

Охарактеризуйте расстановку сил накануне войны и цели государств-участников

Как проходила оборона Севастополя?

Какие последствия войны Восточной (Крымской) для Российской империи?

ІІІ. Изучение нового материала

Западники – представители одного из направлений русской общественной мысли

1840-50-х гг. Считали историю России частью общемирового исторического процесса;

сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Выступали за отмену кре-

постного права, сторонники реформ и конституционного преобразования государственно-

го строя, вели полемику со славянофилами.

Славянофилы – представители одного из направлений русской общественной мысли

40-50-х гг. XIX в.; выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского

пути исторического развития России, усматривая её самобытность в отсутствии борьбы

социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном хри-

стианстве; противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной

казни, за свободу печати

Утопический

обозначение предшествовавшего марксизму учения о возможности преобразования обще-

ства на социалистических принципах, о его справедливом устройстве, не опирающиеся на

знание законов общественного развития и его движущих сил

Славянофилы

существования

слоев общества

формировались

отдельные представители – богатое купе-

чество и разночинцы

Помещики со средним уровнем дохо-

дов, частично – выходцы из купцов и

представители

П. Я. Чаадаев, И. С. Тургенев,

В. С. Соловьев, В. Г. Белинский,

К. Д. Кавелин А. И. Герцен, Н. П. Огарев

А. С. Хомяков, К. С. Аксаков,

П. В. Киреевский, В. А. Черкасский,

С. Т. Аксаков, В. И. Даль, Ф. И. Тютчев

дальнейшего

развития России

Россия должна двигаться по пути, уже

пройденному западноевропейскими стра-

западной цивилизации, Россия совершит

рывок и достигнет большего, чем страны

Европы, за счет того, что будет действо-

вать на основе заимствованного у них

У России – совершенно особый путь. Ей

не нужно учитывать достижения запад-

ной культуры: за счет соблюдения фор-

мулы «Православие, самодержавие и

успеха и достичь равного с остальными

государствами, а то и более высокого

преобразований

Либералы (Т. Грановский, К. Кавелин и

Огарев и др.) – за радикальные способы

Все преобразования – только мирным

к конституции

Выступали за конституционный порядок

(по примеру конституционной монархии

Англии) или за республику (наиболее ра-

дикально настроенные представители)

Возражали против введения конститу-

ции, считая единственно возможным

для России неограниченное самодержа-

к крепостному

Обязательная отмена крепостного права

и поощрение использования наемного

труда – таковы взгляды западников этом

вопросе. Это ускорит ее развитие, приве-

дет к росту промышленности, экономики

Выступали за отмену крепостного пра-

ва, но при этом сохранить привычный

уклад крестьянской жизни – общину.

Каждую общину необходимо наделить

землей (за выкуп)

к возможностям

Считали нужным быстрыми темпами раз-

строить железные дороги – все это с ис-

пользованием достижений и опыта запад-

Выступали за поддержку правитель-

ством механизации труда, за развитие

банковского дела, строительство новых

железных дорог. Во всем этом нужна

последовательность, действовать надо

Некоторые западники относились к рели-

гии как к суеверию, некоторые исповедо-

вали христианство, но ни те, ни другие не

ставили религию во главу угла, когда

дело касалось решения государственных

Религия имела для представителей это-

го течения огромное значение. Тот це-

лостный дух, благодаря которому идет

развитие России, невозможен без веры,

без православия. Именно вера – «крае-

миссии русского народа

Отношение к Петру Великому особенно

филов. Западники считали его великим

преобразователем и реформатором

Отрицательно относились к деятельно-

сти Петра, полагая, что он насильно за-

ставил страну двигаться по чуждому ей

ІV. Закрепление изученного материала

Какая роль в Герцена в общественно-политической жизни России середины XIX в.?

Какие цели преследовали сторонники изменения существующего строя?

• К. С. и И. С. Аксаковы

• М. В. Петрашевский

1. Общественное движение после декабристов. После неудач реформаторской деятельности Александра I и поражения декабристов влияние идей французского Просвещения в России стремительно падало. В поисках нового философского фундамента для выстраивания консервативной, либеральной и революционной идеологии мыслящая часть российского общества обратилась к работам немецких философов — И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля.

В 1830—1840-е гг. возникло организованное либеральное движение, расширялся круг деятелей революционного лагеря. Проявляемое правительством равнодушие к потребностям и интересам обострило противоречия в стране. Николаевский режим своей негибкостью и жёсткостью усилил недовольство просвещённых и мыслящих людей, ряды оппозиции правительству увеличивались.


П. Я. Чаадаев. Художник Ш. Козима

1. Какие факторы повлияли на оживление общественного движения в 1830-е гг.?

2. Появление либерального течения в общественном движении. Письмо Чаадаева вызвало жаркие споры в кругах интеллигенции, в результате она разделилась на две группы либералов — западников и славянофилов. Под прессом цензуры и всевидящего ока III отделения развитие русской мысли проходило вне литературы и университетских кафедр, а в основном в дружеских философских кружках.

Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин) считали, что Россия с некоторым опозданием идёт по пути, уже преодолённому Западной Европой. Они высоко оценивали реформы Петра I, видели в них необходимые условия для обновления России. Предсказывая, что со временем страна превратится в конституционную монархию или республику, западники полагали, что это произойдёт в результате реформ, а не разрушительных революций. Они ратовали за отмену крепостного права, установление свободы слова, реформу судебной системы и развитие системы местного самоуправления.


Т. Н. Грановский. Художник П. З. Захаров-Чеченец


Б. Н. Чичерин. Художник В. С. Шервуд

Для славянофилов (братья К. С. и И. С. Аксаковы, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин) история России была уникальным и неповторимым явлением. Приверженность православию и наличие крестьянской общины, которая, по их мнению, жила по законам справедливости, обусловили своеобразие России и способны изменить мир. Православие предопределило миролюбивый, терпимый к инородцам характер народа. Общину славянофилы рассматривали как образцовую форму хозяйствования и средство воспитания людей, т. е. как лучшую форму человеческого общежития.

Идеальным политическим строем славянофилы считали монархию, в которой глава государства советовался по важнейшим вопросам жизни страны со свободно избранным Земским собором и прислушивался к общественному мнению. Крепостное право подлежало уничтожению, община — освобождению от власти помещика. Революцию, как и любое насилие, славянофилы отвергали. Надежды на перемены они связывали с правлением монарха — просвещённого деятеля, который понимал национальное своеобразие страны. В отличие от западников, которые рассматривали монархию как инструмент для достижения либеральных целей, славянофилы связывали с ней суверенитет народа, выражение его свободной воли.


А. С. Хомяков. Автопортрет


Ю. Ф. Самарин. Художник И. Н. Крамской

Западники и славянофилы не имели прочной поддержки в обществе и тем более в народных массах. Либералы осознавали, что Россию ждут социально-политические потрясения, поэтому они призывали Зимний дворец начать постепенные, но решительные преобразования, которые могли бы спасти империю от кровавой и разрушительной революции.

1. Почему западников и славянофилов называют либералами?

2. К чему призывали западники и славянофилы?

3. Развитие революционного направления в общественном движении. После поражения восстания декабристов характер революционного движения постепенно менялся. Если члены первых революционных кружков второй четверти столетия (кружки братьев Критских, Н. П. Сунгурова) разделяли идеи и тактику декабристов, то вскоре среди революционеров увеличилось число сторонников французских социалистов-утопистов, их привлекали идеи А. Сен-Симона и Ш. Фурье, мечтавших о построении справедливого общества, о торжестве мировой коммуны. Ярким представителем революционного лагеря середины XIX в. был А. И. Герцен, философ, писатель, общественный деятель.


А. И. Герцен. Фотография

Увлечение Александра Ивановича Герцена (1812—1870) идеями европейского либерализма не было продолжительным, к концу 1830-х гг. он стал социалистом. Знакомство с системами французского утопического социализма не очаровало философа, как многих русских революционеров. Герцен иронизировал над фаланстерами (общинами, коммунами) Ш. Фурье, казавшимися ему не столько будущим человечества, сколько его настоящим и прошлым. Однако критика капиталистических порядков в работах Фурье убеждала Герцена, что Европа живёт в ожидании революционного взрыва, социалистических перемен.

Герцен и его друг Н. П. Огарёв в 1831 г. организовали революционный кружок из числа выпускников Московского университета. Члены кружка изучали работы Сен-Симона и Фурье, обсуждали возможность социалистического преобразования России. После разгрома кружка Герцена отправили в ссылку, но с социалистическими идеалами он не расстался, продолжал штудировать работы Фурье.

Внутри кружка образовалось тайное общество во главе с Н. А. Спешневым. Его члены планировали для достижения своих целей организовать бунт на уральских заводах и двинуть рабочих на Петербург. По пути к столице члены общества намеревались поднять на бунт и крепостных крестьян.


За чайным столом. Художник Л. Я. Волосков

1. Идеи каких философов оказали влияние на развитие революционной мысли в России?

2. Расскажите о возникновении и деятельности революционных кружков.

3. Охарактеризуйте программу кружка М. В. Буташевича-Петрашевского.

Радикальная интеллигенция взяла на вооружение идеи Герцена. В 1860-е гг. их использовали народники, стремившиеся облегчить положение крестьян и построить на основе деревенской общины новое общество.


Издания Вольной русской типографии

Несмотря на атмосферу николаевского режима, при котором преследовалось любое инакомыслие, общественное движение в России продолжало достаточно успешно развиваться.

1. Почему Герцен считал общину зародышем социализма?

Вопросы и задания

Какие факторы повлияли на оживление общественного движения в 1830-е гг.?

Ответ взят из текста параграфа.
После неудач реформаторской деятельности Александра I и поражения декабристов влияние идей французского Просвещения в России стремительно падало. В поисках нового философского фундамента для выстраивания консервативной, либеральной и революционной идеологии мыслящая часть российского общества обратилась к работам немецких философов - И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля.

Какие идеи Чаадаев? Почему это произведение вызвало резкое недовольство в правящих кругах?

Ответ взят из текста параграфа.
Он писал о том, что православие, принятое Русью, изолировало страну от католицизма и магометанства. Цивилизационное одиночество лишало Россию "Божественных истин" в области политики, экономики, культуры, открывавшихся не отдельным народам, а их сообществам. Важнейшие социально- экономические и политические процессы, по мнению Чаадаева, обошли Россию стороной, поэтому прошлое страны он видел тёмным и туманным.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Одоевский Александр Иванович Поэт - декабрист 1802 – 1839 гг. Наш скорбный тр.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Одоевский Александр Иванович Поэт - декабрист 1802 – 1839 гг. Наш скорбный тр.

Одоевский Александр Иванович Поэт - декабрист 1802 – 1839 гг. Наш скорбный труд не пропадет: Из искры возгорится пламя, И просвещенный наш народ Сберется под святое знамя. Мечи скуем мы из цепей И вновь зажжем огонь свободы, И с нею грянем на царей, И радостно вздохнут народы. Известно ответное стихотворение Александра Одоевского Наш скорбный труд не пропадет: Из искры возгорится пламя, И просвещенный наш народ Сберется под святое знамя. Мечи скуем мы из цепей И вновь зажжем огонь свободы, И с нею грянем на царей, И радостно вздохнут народы. Определите, какие вопросы нам предстоит решить на уроке? (ответы учащихся).

Россия в первой пол. XIX в. Россия в первой пол. XIX в. Правление Николая I О.

Россия в первой пол. XIX в. Россия в первой пол. XIX в. Правление Николая I Общественно -политическая жизнь России 1830-1840-х гг. История 9 класс Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 г. Вилючинск Тема урока: Общественно-политическая жизнь России 1830-1840-хгг. (запись темы в тетрадь).

Цель урока: Задачи урока: характеризовать основные направления в общественном.

Цель урока: Задачи урока: характеризовать основные направления в общественном движении в 1830-1840 гг. продолжить формирование и развитие умений анализа исторической информации, установления причинно-следственных связей, сравнения социальных явлений, систематизировать выводы в таблице, оценки общественных деятелей ? познакомить с общественным движением в годы правления Николая I Цели и задачи урока.

Основные понятия и термины: западники славянофилы консерваторы либералы радик.

Основные понятия и термины: западники славянофилы консерваторы либералы радикально-демократическое движение социализм Словарь Основные термины и понятия темы. западники славянофилы консерваторы либералы радикально-демократическое движение социализм

План урока: Общественное движение после восстания декабристов 2. Основные нап.

Вы согласны? Общественное движение после восстания декабристов после событий.

Вы согласны? Общественное движение после восстания декабристов после событий декабря 1825 г. противостояние власти стало опасным невозможным было создание революционных организаций: общество разочаровано неудачной попыткой антиправительственного выступления власть активно боролась со своими противниками 1. Общественное движение после восстания декабристов Разгром декабристов отразился на всем русском обществе. После событий декабря 1825 года противостояние власти стало весьма опасным. Невозможным было создание революционных организаций. С одной стороны общество было разочаровано неудачной попыткой антиправительственного выступления. С другой стороны власть активно боролась со своими противниками. Приведите аргументы для доказательства правильности или ошибочности данных утверждений. (следствие по делу декабристов возглавил сам Николай I, был создан корпус жандармерии, разрабатывалась теория официальной народности, ужесточалась цензура, шло наступление на автономию университетов).

«Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, е.

разочарование мыслящей части российского общества в идеях французского Просв.

поднял вопрос о различии развития России и стран Запада определяющим факторо.

2. Основные направления общественного движения в России в 1830-1840-х гг. Ос.

2. Основные направления общественного движения в России в 1830-1840-х гг. Основные направления Консервативное (правительственное) Уваров, Погодин, Устрялов Теория официальной народности Либеральное Каким путем пойдет Россия? Западники Грановский, Соловьев,Кавелин, др. Славянофилы Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, др. Революционно-демократическое: Насильственное свержение самодержа- вия и отмена крепостного права Белинский, Герцен, Огарев 2. Основные направления общественного движения в России в 1830-1840-х гг. Комментарии к схеме: Какое из направлений общественного движения вам уже известно? (консерватиное). Что вы можете о нем рассказать? (беседа о сути консервативного движения). Как вы думаете, какое событие могло привести к зарождению либерального движения, представленного в нашей стране двумя направлениями: западниками и славянофилами? (идеи П.Я. Чаадаева). Преемниками какого направления в общественном движении начала XIX века могли быть революционеры – демократы? (радикалов (декабристов).

Либеральное и революционное направления общественной мысли I пол. XIX в. Выво.

Либеральное и революционное направления общественной мысли I пол. XIX в. Вывод: программа какого направления максимально отражала интересы развития российского общества и какая программа была наиболее реалистична в сложившихся условиях? Какую роль сыграло развитие общественной мысли I пол. XIX века? Основные положения Либералы Революционное направление Западники Славяно-филы Кружки Московского университета Русский (общинный) социализм Представители Взгляды нагосударствен-нуювласть Отношение к крепостному праву Представления о прошлом России Представления о будущем России Методы деятельности Практическая работа по учебнику. Заполнить таблицу Либеральное и революционное направления общественной мысли I пол. XIX в. Сделать аргументированный вывод о том, программа какого направления максимально отражала интересы развития российского общества и какая программа была наиболее реалистична в сложившихся условиях. Какую роль сыграло развитие общественной мысли I пол. XIX века?

Д/задание: § 11 Закончить заполнение таблицы Проект* стр. 109

Д/задание: § 11 Закончить заполнение таблицы Проект* стр. 109

Источники: https://www.stihi.ru/2012/02/10/11105 https://histerl.ru/lectures/.

Краткое описание документа:

Презентация урока "Общественно -политическая жизнь России 1830-1840-х гг." содержит основные тезисы темы, иллюстрации, схемы для работы по плану: 1. Общественное движение после восстания декабристов. 2. Основные направления общественного движения в России в 1830-1840-х гг. 2.1. Либеральное течение в общественном движении: западники и славянофилы. 2.2. Революционное направление в общественном движении. 2.3. русский (общинный) социализм.

Центр общественного движения в царствование Николая I переместился из армии в революционные кружки, редакции газет и журналов. Изменился состав участников революционного движения. Новое поколение революционеров пополнялось за счет мелкопоместного, неродовитого дворянства, чиновников, студентов.

Наиболее известным из тайных обществ конца 1820-х гг. стал кружок братьев Критских. Его создателем был выпускник Московского университета П.И. Критский. Члены кружка считали себя продолжателями дела декабристов и планировали создать большую тайную политическую организацию, чтобы бороться за конституционные преобразования. В день коронации Николая I члены кружка разбросали на Красной площади в Москве прокламации, в которых, обращаясь к народу, осуждали самодержавие и призывали к его свержению. В 1827 г. все участники группы были арестованы и осуждены на пожизненное заключение.

В конце 1830 г. в Московском университете появился кружок В.Г. Белинского. На еженедельных собраниях кружка его участники читали литературные произведения, обсуждали философские и политические проблемы, критиковали существующие порядки. В сентябре 1832 г. В.Г. Белинский был исключен из университета под предлогом ограниченности способностей (по болезни он пропускал занятия и все три года учёбы числился на 1-м курсе). После этого кружок распался.

Литературно-философский кружок Н.В. Станкевича сложился в конце 1831 г. В него входили К.С. Аксаков, Т.Н. Грановский, М.А. Бакунин, К.Д. Кавелин. Члены кружка занимались самообразованием и не ставили перед собой конкретных политических задач. Они предполагали обновить Россию не революцией, а просвещением, которое, по их мнению, должно было привести к изменению общественного быта. После 1837 г. кружок Н.В. Станкевича распался.

Осенью 1831 г. в Московском университете сложился революционный кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Целью кружка было революционное преобразование России. В 1834 г. А.И. Герцен и Н.П. Огарев были арестованы за исполнение антимонархических песен, подслушанных доносчиком. Кружок распался.

Споры о судьбах и перспективах развития России стали основным содержанием полемики между западниками и славянофилами, развернувшейся с конца 1830-х – начала 1840-х гг. в московских литературных салонах и кружках.

Представителями западничества были историки Т.Н. Грановский, С.М. Соловьёв, юрист и философ К.Д. Кавелин, литератор В.П. Боткин и другие. Их взгляды отчасти разделяли В.Г. Белинский, А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Назвали западников так потому, что они считали неизбежным повторение Россией пути Западной Европы. Они полагали, что Россия вступила на европейский путь с большим опозданием – только в начале ХVIII в., поэтому по уровню развития она явно отстает от западных стран. Порядки и социальные отношения, сложившиеся в Западной Европе, они рассматривали как своеобразный ориентир. Западники отрицали необходимость революции и призывали к реформам. Они были противниками крепостного права и предлагали освободить крестьян за выкуп, дав им небольшой земельный надел. Главную роль в выработке взглядов славянофилов сыграли литераторы, поэты, писатели, ученые, общественные деятели.

Наиболее яркими представителями славянофильства были А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин.

В противовес западникам славянофилы отстаивали самобытность исторического пути России, принципиально отличного от западноевропейского. Виновником ошибочного развития России они считали Петра I. По их мнению, он нарушил органичное развитие страны. Славянофилы настаивали на возвращении к допетровским порядкам. Программа славянофилов сводилась к постепенному освобождению крестьян от крепостной зависимости с предоставлением крестьянским общинам земельных наделов за выкуп. Политическим идеалом была патриархальная монархия, опирающаяся на добровольную поддержку народа.




При всех идейных разногласиях славянофилы и западники сходились в отрицательном отношении к крепостному праву и к бюрократическо-полицейскому строю государственного управления. И западники и славянофилы требовали свободы слова и печати. Общим для них было неприятие революционных потрясений. Они понимали, что страна идёт в тупик, и пытались отыскать пути её дальнейшего развития.

Одним из предшественников революционного направления был В.Г. Белинский. Он выступал за преодоление разрыва между народом и интеллигенцией, за освоение европейской культуры при сохранении Россией своей самобытности, за отмену крепостного права, уничтожение самодержавия и создание правового государства.

По мнению А.И. Герцена, русский народ, при отсутствии частной собственности на землю, привык к общинной жизни и периодическим переделам земли и поэтому подготовлен к социализму. Он считал крестьянскую общину зародышем будущего социалистического общества России. Через несколько лет теория общинного социализма стала научной основой народничества. До середины 1850-х гг. А.И. Герцен считал, что социальных изменений можно добиться лишь в результате кровопролитной революции. В последующем он считал возможным и необходимым осуществить их мирным путем.

В 1845 г. в Петербурге появился кружок, руководителем которого был М.В. Петрашевский. До начала 1847 г. кружок действовал как литературный. В начале 1847 г. в среде петрашевцев стали популярны революционные настроения и на собраниях стали обсуждаться политические вопросы. Многие петрашевцы выступали за демократические реформы в стране, республиканскую форму правления, освобождение крестьян от крепостной зависимости вместе с землей.

В 1848 г. образовалось левое революционное крыло петрашевцев во главе с Н.А. Спешневым. Его сторонники пришли к выводу о необходимости немедленной подготовки народного восстания. По доносу провокатора в ночь на 23 апреля 1849 г. 123 петрашевца были арестованы. Судом был приговорен к расстрелу 21 человек, в том числе и Ф.М. Достоевский. Многих петрашевцев отправили в арестантские роты и рядовыми в линейные войска. В 1856 г. все осужденные были амнистированы.

Центр общественного движения в царствование Николая I переместился из армии в революционные кружки, редакции газет и журналов. Изменился состав участников революционного движения. Новое поколение революционеров пополнялось за счет мелкопоместного, неродовитого дворянства, чиновников, студентов.

Наиболее известным из тайных обществ конца 1820-х гг. стал кружок братьев Критских. Его создателем был выпускник Московского университета П.И. Критский. Члены кружка считали себя продолжателями дела декабристов и планировали создать большую тайную политическую организацию, чтобы бороться за конституционные преобразования. В день коронации Николая I члены кружка разбросали на Красной площади в Москве прокламации, в которых, обращаясь к народу, осуждали самодержавие и призывали к его свержению. В 1827 г. все участники группы были арестованы и осуждены на пожизненное заключение.

В конце 1830 г. в Московском университете появился кружок В.Г. Белинского. На еженедельных собраниях кружка его участники читали литературные произведения, обсуждали философские и политические проблемы, критиковали существующие порядки. В сентябре 1832 г. В.Г. Белинский был исключен из университета под предлогом ограниченности способностей (по болезни он пропускал занятия и все три года учёбы числился на 1-м курсе). После этого кружок распался.

Литературно-философский кружок Н.В. Станкевича сложился в конце 1831 г. В него входили К.С. Аксаков, Т.Н. Грановский, М.А. Бакунин, К.Д. Кавелин. Члены кружка занимались самообразованием и не ставили перед собой конкретных политических задач. Они предполагали обновить Россию не революцией, а просвещением, которое, по их мнению, должно было привести к изменению общественного быта. После 1837 г. кружок Н.В. Станкевича распался.

Осенью 1831 г. в Московском университете сложился революционный кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Целью кружка было революционное преобразование России. В 1834 г. А.И. Герцен и Н.П. Огарев были арестованы за исполнение антимонархических песен, подслушанных доносчиком. Кружок распался.

Споры о судьбах и перспективах развития России стали основным содержанием полемики между западниками и славянофилами, развернувшейся с конца 1830-х – начала 1840-х гг. в московских литературных салонах и кружках.

Представителями западничества были историки Т.Н. Грановский, С.М. Соловьёв, юрист и философ К.Д. Кавелин, литератор В.П. Боткин и другие. Их взгляды отчасти разделяли В.Г. Белинский, А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Назвали западников так потому, что они считали неизбежным повторение Россией пути Западной Европы. Они полагали, что Россия вступила на европейский путь с большим опозданием – только в начале ХVIII в., поэтому по уровню развития она явно отстает от западных стран. Порядки и социальные отношения, сложившиеся в Западной Европе, они рассматривали как своеобразный ориентир. Западники отрицали необходимость революции и призывали к реформам. Они были противниками крепостного права и предлагали освободить крестьян за выкуп, дав им небольшой земельный надел. Главную роль в выработке взглядов славянофилов сыграли литераторы, поэты, писатели, ученые, общественные деятели.

Наиболее яркими представителями славянофильства были А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин.

В противовес западникам славянофилы отстаивали самобытность исторического пути России, принципиально отличного от западноевропейского. Виновником ошибочного развития России они считали Петра I. По их мнению, он нарушил органичное развитие страны. Славянофилы настаивали на возвращении к допетровским порядкам. Программа славянофилов сводилась к постепенному освобождению крестьян от крепостной зависимости с предоставлением крестьянским общинам земельных наделов за выкуп. Политическим идеалом была патриархальная монархия, опирающаяся на добровольную поддержку народа.

При всех идейных разногласиях славянофилы и западники сходились в отрицательном отношении к крепостному праву и к бюрократическо-полицейскому строю государственного управления. И западники и славянофилы требовали свободы слова и печати. Общим для них было неприятие революционных потрясений. Они понимали, что страна идёт в тупик, и пытались отыскать пути её дальнейшего развития.

Одним из предшественников революционного направления был В.Г. Белинский. Он выступал за преодоление разрыва между народом и интеллигенцией, за освоение европейской культуры при сохранении Россией своей самобытности, за отмену крепостного права, уничтожение самодержавия и создание правового государства.

По мнению А.И. Герцена, русский народ, при отсутствии частной собственности на землю, привык к общинной жизни и периодическим переделам земли и поэтому подготовлен к социализму. Он считал крестьянскую общину зародышем будущего социалистического общества России. Через несколько лет теория общинного социализма стала научной основой народничества. До середины 1850-х гг. А.И. Герцен считал, что социальных изменений можно добиться лишь в результате кровопролитной революции. В последующем он считал возможным и необходимым осуществить их мирным путем.

В 1845 г. в Петербурге появился кружок, руководителем которого был М.В. Петрашевский. До начала 1847 г. кружок действовал как литературный. В начале 1847 г. в среде петрашевцев стали популярны революционные настроения и на собраниях стали обсуждаться политические вопросы. Многие петрашевцы выступали за демократические реформы в стране, республиканскую форму правления, освобождение крестьян от крепостной зависимости вместе с землей.

В 1848 г. образовалось левое революционное крыло петрашевцев во главе с Н.А. Спешневым. Его сторонники пришли к выводу о необходимости немедленной подготовки народного восстания. По доносу провокатора в ночь на 23 апреля 1849 г. 123 петрашевца были арестованы. Судом был приговорен к расстрелу 21 человек, в том числе и Ф.М. Достоевский. Многих петрашевцев отправили в арестантские роты и рядовыми в линейные войска. В 1856 г. все осужденные были амнистированы.

Читайте также: