Нормализация отношений восток запад через разоружение кратко

Обновлено: 02.07.2024

7. 2. Начало разоружения

8. 2. Начало разоружения

2. Начало разоружения
Впервые от переговоров об ограничении вооружений
две сверхдержавы перешли к ликвидации этого оружия
Средняя
дальность от 1000 до
5500 км
М. Горбачев и Р. Рейган
подписывают Договор РСМД
Малая
дальность от 500 до
1000 км
К июню 1991 г. договор был выполнен полностью: СССР
уничтожил 1846 ракетных комплексов, США - 846 комплексов

9. 2. Начало разоружения

10. 3. Разблокирование региональных конфликтов

3. Разблокирование региональных конфликтов
Предпринимались усилия и по ослаблению регионального
противостояния СССР и США
В 1987 г. в ходе переговоров
Горбачева с Рейганом была
достигнута договоренность
о прекращении американской
военной помощи моджахедам
в Афганистане и о выводе
оттуда советских войск
15 февраля 1989 г. завершился вывод
советского воинского
контингента из
Афганистана

11. 3. Разблокирование региональных конфликтов

3. Разблокирование региональных конфликтов
В мае-июне 1989 г. состоялся визит Горбачева в Китай
было официально объявлено
о нормализации двухсторонних
отношений и налаживании широкого
экономического и культурного
сотрудничества
Значительно сокращены были
объемы безвозмездной помощи
союзным режимам и идейным
единомышленникам составлявшие
в 1986 - 1989 гг. 56 млрд.
инвалютных рублей
Отказ СССР от прямою
советского вмешательства
во внутреннюю борьбу в
Эфиопии, Анголе,
Мозамбике, Никарагуа
привел к началу поисков
там национального
согласия
Во время кризиса в
Персидском заливе летом
1990 г. Москва впервые
выступила с поддержкой
Запада

12. 4. Распад социалистической системы

13. 4. Распад социалистической системы

Весной 1991 г. состоялся официальный роспуск Совета
экономической Взаимопомощи (СЭВ) и Организации Варшавского
договора (ОВД), завершивший распад социалистической
системы
В декабре 1991 г.
прекратил
существование
сам СССР
Руководство СССР не вмешивалось в процессы,
быстро и кардинально менявшие политический
и социально-экономический образ бывших
союзных государств
СССР остался без старых союзников, а новых не приобрел.
Поэтому страна стремительно теряла инициативу в мировых
делах и оказалась в фарватере внешней политики стран НАТО
Ухудшение экономического положения вынудило Горбачева
обратиться в 1990-91 гг. за финансовой и материальной
поддержкой к ведущим державам мира

После смерти Л. И. Брежнева в 1982 г. на его место встал Ю. В. Андропов. Одной из своих насущных задач Юрий Владимирович считал борьбу с коррупцией, однако никаких системных изменений и реформ он проводить, разумеется, не собирался. Этот подход в значительной степени подходил для номенклатуры и устраивал ее. Советские граждане смотрели на Андропова с уважением и любовью и ждали перемен. По сравнению с Л.И. Брежневым, который в последние годы своей жизни с трудом говорил и передвигался, Юрий Владимирович производил весьма приятное впечатление своим здоровым и подтянутым внешним обликом. Хотя и сильно болел последние годы.

В феврале 1984 г. Ю. В. Андропов умирает, на смену ему приходит К. У. Черненко. Будучи человеком старым и очень больным, Черненко не имел ни желания, ни физических возможностей для того, чтобы управлять огромным государством, тем более в условиях набирающего обороты системного кризиса. Таким образом, хотя Черненко и заявил, что будет продолжать дело своего предшественника Андропова: бороться с коррупцией и проводить точечные изменения, но на деле – он только ускорил крах системы.


Константин Устинович Черненко

Именно во время пребывания на посту генерального секретаря К.У. Черненко внутри партии начало набирать силу крыло, выступавшее за проведение радикальных изменений в обществе. Лидером этого крыла стал молодой активист М.С. Горбачев, который при Черненко завоевал себе место второго человека в партии. К. У. Черненко умер в марте 1984 года, спустя сутки после смерти генсека на Пленуме ЦК КПСС Михаила Горбачева выбрали новым лидером партии и государства.


Михаил Сергеевич Горбачев

Политическая реформа 1988 г.:

  • 1989 г. состоялись выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону
  • Май – июнь 1989 г. прошел I съезд народных депутатов СССР: М.С.Горбачев был избран на должность Председателя Верховного Совета СССР


I Съезд народных депутатов СССР

  • Март 1990 г. состоялся III съезд народных депутатов: Горбачев избран Президентом СССР (вошел в историю, став первым и последним Президентом СССР)
  • Отменена 6 статья Конституции, которая фиксировала руководящую роль партии
  • Открылась возможность для формирования многопартийности
  • Образование коммунистической партии РСФСР

Экономические реформы 1985 – 1991 гг.:

2.1. Экономическая реформа 1987 года:

Разработкой проекта экономической реформы занимались Абалкин, Заславская, Бунич и другие известные экономисты. Реформа предполагала:


Кооперативный туалет. А. Шульпинов

В 1990 г. после того, как прошли выборы выборов народных депутатов РСФСР новое российское (не путать с руководством СССР) руководство и лидеры других республик СССР вынуждены были заняться реформированием внутри своих республик.

Политика гласности: достижения и издержки:

  • Стремление к полной информированности народа;
  • Во многом определила необратимость перемен;
  • Признание кризиса системы;
  • Способствовала резкому столкновению идейных, социальных, политических, национальных, религиозных течений, группировок.


Гласность! Е. Михеева. 1987 год

Внешняя политика СССР в 1985 – 1991 гг.:

  • отказ от принципа, провозглашающего раскол современного мира на две системы (социалистическую и капиталистическую);
  • провозглашение невозможности решения международных проблем с позиций силы;
  • признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными.

Основные направления внешней политики:

  • Нормализация отношений Восток — Запад через разоружение;
  • Разблокирование региональных конфликтов;
  • Установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами без предпочтения странам социалистического лагеря.

Реализация этого курса имела как беспрецедентные успехи, так и крупнейшие провалы.


Новое политическое мышление. Д. Зиновьев

8 декабря 1987 г. — подписание соглашения между СССР и США об уничтожении целого класса ядерных вооружений (ракет среднего и ближнего радиуса действия). Впервые от переговоров об ограничении вооружений две сверхдержавы перешли к ликвидации этого оружия.

Вслед за этим были достигнуты соглашения о развитии гуманитарного сотрудничества, экономических отношений СССР с США, а позже и с другими странами.

Май 1987 г. — страны Варшавского Договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО (в первую очередь их военных организаций).


Весна 1989 г. — Президиум Верховного Совета СССР принял указ о сокращении Вооруженных Сил СССР и расходов на оборону в 1989-1990 гг.

Июль 1991 г. — в Москве был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), предусматривавший сокращение самых мощных видов наступательного оружия.

Итог: значительное ослабление международной напряженности.

4.3. Распад социалистической системы:


Бархатная революция. Трибуна демонстрантов у памятника Святому Вацлаву в Праге.

Весной 1991 г. состоялся роспуск Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора, который завершил процесс распада социалистической системы.

В период перестройки произошли позитивные перемены во внешней политике СССР. В многочис­ленных выступлениях советского Президента были изложены задачи СССР в области внешней политики. Подчеркивалась необходимость широкого взаи­модействия Советского Союза со странами мира. Признавались допущенные ранее ошибки в отношении с некоторыми государствами, в частности с Ки­таем. Выражалась готовность к урегулированию межрегиональных конфлик­тов. Предусматривались уменьшение военных расходов и вывод советских войск из Афганистана. В декабре 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассам­блеи ООН М. С. Горбачев сформулировал новую концепцию внешней поли­тики. Концепция нового политического мышления предусматривала:

1) отказ от вывода о расколе мира на две общественно-политические сис­темы;

2) отказ от силовых методов решения международных проблем;

3) отказ от принципов пролетарского интернационализма;

4)переосмысление современного мира и проведение политики с позиции общечеловеческих ценностей.

В 1985 г. новым министром иностранных дел Советского Союза стал Э. А. Шеварднадзе. Основными направлениями внешней политики стали:

2) нормализация отношений Восток—Запад через разоружение;

3) разблокирование региональных конфликтов;

4) тесные экономические и политические международные контакты.

Советское правительство приняло несколько законов, соответствующих международному законодательству в области прав человека, в частности Указ о выезде и въезде граждан в СССР. Ряд законов был направлен на установление взаимосвязей между деятелями культуры разных государств.

Обновленные подходы к решению международных вопросов явились ос­новой широкого сотрудничества СССР с государствами мира. В 1986—1987 гг. состоялось несколько встреч М. С. Горбачева с президентами США (Р. Рей­ганом, затем Дж. Бушем). Принятые в итоге переговоров соглашения (1987) предусматривали уничтожение на территории Европы принадлежащих обе­им державам ядерных ракет средней и меньшей дальности. В июне 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступатель­ных вооружений (СНВ-1). Претворение в жизнь достигнутой договоренности вызывало разную реакцию в правящих кругах обеих стран. По мнению мно­гих руководителей партийно-государственного аппарата, эта акция серьезно угрожала безопасности СССР.

Активизировались государственные связи СССР и стран Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). Подписанные между ними соглашения создавали благоприятные условия для развития экономического сотрудниче­ства. Советский Союз был принят в Международный валютный фонд. Большое значение уделялось всесторонним контактам с государствами Северной Евро­пы — Швецией, Норвегией, Финляндией. Была достигнута договоренность о совместном с ними освоении природных богатств Кольского полуострова и континентального шельфа Баренцева моря.

Серьезные перемены произошли в отношениях СССР с государствами Вос­точной Европы. В результате исторического развития начиная с 40-х гг. стра­ны СЭВ оказались в значительной степени оторваны от сложных реальностей мирового рыночного хозяйства и ориентировались на натуральный обмен. В сфере духовной, несмотря на лозунги о взаимовлиянии культур, многие лучшие достижения культур народов Восточной Европы упорно замалчива­лись в СССР, и наоборот. В сфере политической приоритетным для восточ­ноевропейских стран считалось следование в русле политических установок, предлагаемых СССР. Конечно, абсолютного единообразия достичь так и не удалось. Конфликты с Югославией и Албанией, подозрительность к процес­сам изменения общественного сознания в восточноевропейских странах — все это существовало в реальности. В то же время миллионы людей в СССР привыкли думать о странах Восточной Европы как о надежных военно-политических и экономических союзниках. Отсутствие полноты информации приводило к тому, что вооруженные акции руководства партии и государства, направленные против массовых выступлений в странах Восточной Европы, воспринимались как вполне закономерные. Так было в Берлине в июне 1953 г., в Будапеште в ноябре 1956 г., в Праге в 1968 г.

Во второй половине 80-х гг. происходит нарастание кризисных явлений в политической и экономической жизни СССР и восточноевропейских стран. Неуклонное падение доверия к руководству, политическая слабость правящих партий, несмотря на их значительную формальную численность, низкая эффективность экономических структур, их невосприимчивость к научно-техническому прогрессу, нарастание оппозиционных настроений в народных массах — все это означало объективную слабость существования политических режимов. Главным лозунгом антитоталитарных движений в странах Восточной Европы стало восстановление демократических свобод и борьба за права человека.

СССР на этот раз не стремился подавить силой антикоммунистические массовые движения в Восточной Европе. Если бы подобные действия были начаты, то они могли бы с большой долей вероятности привести к новой ми­ровой войне. Именно этот аспект политики, связанной с именем М. С. Гор­бачева, стал основным при присуждении ему Нобелевской премии мира (1990 г.).

В центре европейских проблем в конце 1989—1990 гг. встала германская проблема. Никто в мире не мог предсказать еще в начале 1989 г., что к концу года в ГДР возникнет мощное объединительное движение. Ликвидация Бер­линской стены, формирование нового правительства в ГДР, создание эконо­мического союза с ФРГ, а затем рождение объединенной Германии, ставшей по количеству населения, экономическому потенциалу самой мощной стра­ной Европы, шло быстрыми темпами. С согласия Советского Союза 3 октяб­ря 1990 г. произошло объединение Германии.

Советская внешнеполитическая доктрина характеризовалась усилением внимания ко всем странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Особенно в этом направлении выделялись усилия для налаживания связей с Японией, чей ог­ромный экономический потенциал может быть включен в развитие многих отраслей хозяйства нашей страны.

Из отношений с другими странами этого региона следует выделить нарас­тающие экономические контакты с Южной Кореей, с которой были установ­лены дипломатические отношения. В 1989 г. М. С. Горбачев посетил Китай с официальным визитом. В короткие сроки между Советским Союзом и КНР были решены многие спорные вопросы и восстановлены межправительст­венные связи.

Специальной сферой внимания Советского Союза оставалась ситуация в Афганистане. После вывода советских войск, закончившегося в феврале 1989 г., там сохранялась исключительно сложная ситуация. Продолжалась гражданская война. В этих условиях предпринимались значительные дипло­матические усилия с целью активизации мирного процесса в Афганистане, проводились консультации с Соединенными Штатами и другими странами по этой проблеме.

В сентябре 1991 г. достигнута договоренность о прекращении поставок советского и американского оружия в Афганистан.

После длительного периода, характеризовавшегося почти полным отсут­ствием контактов с Израилем, возобновились культурные и отчасти эконо­мические связи с этим государством. СССР продолжал поддерживать друже­ственные связи и с рядом арабских стран. Советское руководство заняло осуждающую позицию по отношению к оккупационной политике Ирака, захватившего Кувейт.

В 1969 г. обостряются отношения СССР и Китая. КНР выдвинула территориальные претензии к СССР на 1,5 млн. кв. км. советской территории.

В результате инцидента на границе в районе острова Даманский с советской стороны погиб 31 пограничник и 14 было ранено. Всего потери СССР составили 152 человека (58 убитых и 94 раненых).

Обострение отношений с Китаем заставили руководство СССР пойти на улучшение отношений с Западом.

Политика разрядки

СССР и США договорились о сотрудничестве в деле нераспространения ядерного оружия, чтобы предотвратить появление новых держав, обладающих средствами массового поражения. В 1972 г. СССР и США заключили Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Впервые признавалось существование паритета (равенства) стратегических сил. Договор ОСВ-1 не останавливал гонки вооружений, т. к. разрешал сторонам совершенствовать ядерное оружие.

В ноябре 1974 г. СССР и США договорились о подготовке нового соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2). В 1979 г. он был подписан, но не ратифицирован американским конгрессом.

В 1975 г. в Хельсинки проведено совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Был подписан Заключительный акт совещания, в котором были закреплены важные принципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной целостности государств, отказа от применения силы.

В 1979-1985 гг. наступает новое обострение в международных отношениях. Обострение возникло в связи с попыткой расширения СССР сферы влияния путём ввода войск в Афганистан. Геополитическое равновесие было нарушено и Советский Союз обвинили в политике экспансии.

В ходе войны в Афганистане погибло почти 15 тыс. советских военнослужащих, более 50 тыс. были ранены.




События в Польше стали началом развала мировой системы социализма.

К середине 1980-х гг. несостоятельность внешней политики СССР стала очевидной.

Смена внешнеполитического курса советского руководства началась со смены главы внешнеполитического ведомства. Вместо А. Громыко, возглавлявшего МИД в течение 30 лет, министром был назначен Э. Шеварднадзе.

Были определены 3 основных направления внешней политики:

1) нормализация отношений Восток-Запад через разоружение;

2) разблокирование региональных конфликтов;

3) установление тесных контактов с другими странами.

Ежегодными стали встречи руководства СССР и США, в ходе которых был налажен личный контакт между М.С. Горбачёвым и Р. Рейганом, а затем Д. Бушем (ноябрь 1985 г. - Женева; октябрь 1986 г. – Рейкьявик; декабрь 1987 г. – Вашингтон; июль 1988 г. – Москва). Результатом сложных переговоров стало подписание вдекабре 1987 г. соглашения об уничтожении ракет среднего и ближнего радиуса действия.

В декабре 1988 г. М.С. Горбачёв объявил об односторонних сокращениях Вооружённых сил СССР на 500 тыс. человек.

В июле 1991 г. в Москве был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), предусматривавший сокращение самых мощных видов наступательного оружия.

Предпринимались усилия по ослаблению регионального противостояния СССР и США. В 1987 г. в ходе переговоров Горбачёва с Рейганом была достигнута договорённость о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г. завершился вывод советских войск из Афганистана. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских Вооружённых Сил.

В 1989 г. состоялся визит Горбачёва в Китай, в ходе которого было официально объявлено о нормализации отношений и налаживании сотрудничества.

В 1989-1990 гг. произошло объединение Германии.

В ноябре 1990 г. Президенту СССР М.С. Горбачёву была присуждена Нобелевская премия мира.

Весной 1991 г. были распущены Организация Варшавского договора и Совет экономической взаимопомощи.

С распадом СССР в 1991 г. холодная война окончательно завершилась.

Противоречивые результаты нового политического мышления:

- Распад биполярной системы международных отношений.

- Развал социалистической системы в Восточной Европе.

- Сокращение обычных и ядерных вооружений.

- Усиление влияния США в мире.

- Ослабление влияния СССР в мире.

Задачи во внешней политике СССР:

1) устранение угрозы распада социалистического лагеря;

2) поддержка коммунистических режимов во всём мире;

3) нормализация отношений Восток-Запад (разрядка).

В 1969 г. обостряются отношения СССР и Китая. КНР выдвинула территориальные претензии к СССР на 1,5 млн. кв. км. советской территории.

В результате инцидента на границе в районе острова Даманский с советской стороны погиб 31 пограничник и 14 было ранено. Всего потери СССР составили 152 человека (58 убитых и 94 раненых).

Обострение отношений с Китаем заставили руководство СССР пойти на улучшение отношений с Западом.

Политика разрядки

СССР и США договорились о сотрудничестве в деле нераспространения ядерного оружия, чтобы предотвратить появление новых держав, обладающих средствами массового поражения. В 1972 г. СССР и США заключили Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Впервые признавалось существование паритета (равенства) стратегических сил. Договор ОСВ-1 не останавливал гонки вооружений, т. к. разрешал сторонам совершенствовать ядерное оружие.

В ноябре 1974 г. СССР и США договорились о подготовке нового соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2). В 1979 г. он был подписан, но не ратифицирован американским конгрессом.

В 1975 г. в Хельсинки проведено совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Был подписан Заключительный акт совещания, в котором были закреплены важные принципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной целостности государств, отказа от применения силы.

В 1979-1985 гг. наступает новое обострение в международных отношениях. Обострение возникло в связи с попыткой расширения СССР сферы влияния путём ввода войск в Афганистан. Геополитическое равновесие было нарушено и Советский Союз обвинили в политике экспансии.

В ходе войны в Афганистане погибло почти 15 тыс. советских военнослужащих, более 50 тыс. были ранены.

События в Польше стали началом развала мировой системы социализма.

К середине 1980-х гг. несостоятельность внешней политики СССР стала очевидной.

Смена внешнеполитического курса советского руководства началась со смены главы внешнеполитического ведомства. Вместо А. Громыко, возглавлявшего МИД в течение 30 лет, министром был назначен Э. Шеварднадзе.

Были определены 3 основных направления внешней политики:

1) нормализация отношений Восток-Запад через разоружение;

2) разблокирование региональных конфликтов;

3) установление тесных контактов с другими странами.

Ежегодными стали встречи руководства СССР и США, в ходе которых был налажен личный контакт между М.С. Горбачёвым и Р. Рейганом, а затем Д. Бушем (ноябрь 1985 г. - Женева; октябрь 1986 г. – Рейкьявик; декабрь 1987 г. – Вашингтон; июль 1988 г. – Москва). Результатом сложных переговоров стало подписание вдекабре 1987 г. соглашения об уничтожении ракет среднего и ближнего радиуса действия.

В декабре 1988 г. М.С. Горбачёв объявил об односторонних сокращениях Вооружённых сил СССР на 500 тыс. человек.

В июле 1991 г. в Москве был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), предусматривавший сокращение самых мощных видов наступательного оружия.

Предпринимались усилия по ослаблению регионального противостояния СССР и США. В 1987 г. в ходе переговоров Горбачёва с Рейганом была достигнута договорённость о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г. завершился вывод советских войск из Афганистана. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских Вооружённых Сил.

В 1989 г. состоялся визит Горбачёва в Китай, в ходе которого было официально объявлено о нормализации отношений и налаживании сотрудничества.

В 1989-1990 гг. произошло объединение Германии.

В ноябре 1990 г. Президенту СССР М.С. Горбачёву была присуждена Нобелевская премия мира.

Весной 1991 г. были распущены Организация Варшавского договора и Совет экономической взаимопомощи.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Новое политическое мышление и перемены во внешней политике"


Подробнее о переменах во внешней политике Советского Союза вы узнаете далее.


Вступая в должность Генерального секретаря ЦК КПСС в марте 1985 года, Михаил Сергеевич Горбачёв говорил о консерватизме и приверженности традициям, прежде всего во внешней политике.

Существование биполярной системы международных отношений признавалось неэффективным. Мир должен быть единым, целостным и неделимым.

Отвергалась идея решения международных проблем силовыми методами. Все проблемы должны решаться дипломатическим путём на основе баланса интересов сторон.

Отрицалось наличие государственных интересов. Признавалось господство общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и всеми остальными.

Смена политического курса повлекла за собой и кадровые изменения в МИДе. С поста министра иностранных дел был снять Андрей Андреевич Громыко, занимавший эту должность в течение 30 лет.

В июле 1985 года внешнеполитическое ведомство возглавил бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе.

Были определены три основных направления внешней политики: нормализация отношений Восток – Запад через разоружение, разблокирование региональных конфликтов, установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами без предпочтения странам соцлагеря.

Гонка вооружений между СССР и США представляла реальную опасность для человечества. Поэтому налаживание отношений между этими государствами должно было устранить висевшую над миром угрозу ядерной войны.

С 1985 года руководство СССР и США стало проводить ежегодные встречи. В их ходе был налажен двусторонний диалог между советским генсеком и американскими президентами.

В 1985 году Горбачёв встретился с Рейганом в Женеве, а в 1986 году – с Бушем-старшим в Рейкьявике. После этого последовал визит Генерального секретаря ЦК партии в Вашингтон в 1987 году и президента США в Москву в 1988 году.


В декабре 1989 года состоялась встреча Михаила Горбачёва и Джорджа Буша-старшего в рамках Мальтийского саммита.

Главная тема всех встреч на начальном этапе – разоружение стран. В дальнейшем речь шла уже об экономическом партнёрстве.

В результате переговоров 8 декабря 1987 года был подписан советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД). Он был выполнен к июню 1991 года. Впервые вероятные противники перешли от переговоров об ограничении своего ядерного арсенала к его ликвидации.

В мае 1987 года страны Варшавского договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО (в первую очередь их военных организаций).

В июле 1991 года в Москве был подписан советско-американский Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений. Он предусматривал масштабное сокращение ядерных арсеналов обеих держав.

Нормализация отношений между СССР и США в конце 1980-х – начале 1990-х годов способствовала значительному ослаблению международной напряжённости.

Однако, кроме признанных достижений во внешней политике, некоторые акции СССР были использованы исключительно в качестве пропаганды. Например, предложение о ликвидации ядерного оружия к 2000 году.

К концу 1980-х годов идеология стала оказывать всё меньшее влияние на внешнюю политику Советского Союза, а ухудшение экономического положения СССР заставило его руководство всё чаще обращаться за помощью к Западу. Поэтому советская инициатива зачастую расценивалась западными партнёрами как проявление слабости и не сопровождалась встречными шагами.

Противостояние СССР и США до 1985 года зачастую сводилось к региональным конфликтам, в которых каждая из держав пыталась установить контроль за третьей стороной или географическим регионом.


Так, в ходе переговоров Горбачёва и Рейгана была достигнута договорённость о прекращении американской военной помощи афганским моджахедам. В ответ на это СССР обязался вывести контингент своих войск из Афганистана. Полностью советские войска из этой страны были выведены 15 февраля 1989 года.

15 мая 1989 года советское руководство заявило о частичном, а затем о полном выводе 39-й армии Забайкальского военного округа из Монголии.

Изменения общемировой обстановки в конце 1980-х годов отразились и на ситуации в странах Юго-Восточной Азии и Африки.

В 1989 году при непосредственном участии Советского Союза начался вывод вьетнамских войск из Кампучии.

Урегулирование кампучийского конфликта и вывод советских войск из Монголии стали одними из важнейших факторов нормализации отношений СССР и Китая. Уже в мае 1989 года Михаил Горбачёв совершил официальный визит в Китай. Он стал первым визитом советского лидера в КНР за последние 30 лет.


Полный отказ Советского Союза от вмешательства во внутренние дела Эфиопии, Никарагуа, Мозамбика способствовал урегулированию гражданских конфликтов в этих государствах.

Советские дипломаты предпринимали попытки наладить отношения между государствами Ближнего Востока.

В декабре 1991 года состоялась Мадридская конференция. В её ходе были подписаны соглашения, которые заложили основу для нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами.

В это же время СССР значительно сократил объёмы безвозмездной помощи дружественным странам, отказался от поддержки режимов в Ливии и Ираке. Летом 1990 года во время кризиса в Персидском заливе Москва впервые выступила на стороне Запада.


Таким образом, в результате мер, предпринятых Советским Союзом в 1989–1991 годах, были разрешены некоторые локальные конфликты, произошло заметное ослабление международной напряжённости, укрепились отношения СССР с новыми партнёрами. Среди них Израиль, ЮАР, Южная Корея, Тайвань.

В то же время Советский Союз потерял своих старых союзников, из-за многочисленных уступок Западу были ослаблены его позиции на международной арене.

В 1989 году Советский Союз начал выводить свои войска из стран Юго-Восточной и Центральной Европы.

В связи ослаблением советского военного присутствия в этих регионах вместе с курсом на перестройку в самом СССР активизировались антисоциалистические настроения в союзных государствах. В них начались процессы демократизации общественной жизни и государственных институтов.

Результатом этих процессов в конце 1989 – начале 1990 года стали демократические революции. В ходе переворотов в странах Юго-Восточной и Центральной Европы была ликвидирована монопольная власть правивших компартий и установлена демократическая форма правления. Смена власти здесь происходила практически одновременно, но в различных формах.


Пришедшие к власти в результате переворотов политики выступили с резким осуждением СССР, а также объявили о кардинальном изменении курса развития своих государств.

Повсеместно стали восстанавливаться рыночные отношения, шли процессы приватизации и акционирования производства, проводились аграрные реформы.

Многолетний советский диктат не мог не вызвать болезненной реакции в этих странах. Бывшие союзники отвернулись от СССР и обратились за поддержкой к Западу.

Разрыв традиционных экономических и политических связей с Восточной Европой больно ударил по советским интересам. Это привело к ещё большему осложнению ситуации внутри СССР, который в декабре 1991 года завершил своё существование.

Распад социалистического блока завершился официальным роспуском военных структур Организации Варшавского договора 1 апреля 1991 года, а также роспуском Совета экономической взаимопомощи 28 июня 1991 года.

Потому что у внешней политики Советского Союза в конце 1989 – начале 1990 года можно выделить как исключительно положительные, так и крайне отрицательные итоги.

К положительным относятся следующие результаты: ослабление международной напряжённости; снижение угрозы ядерной войны; уничтожение классов оружия массового поражения; появление перспектив интеграции СССР в общемировую систему хозяйствования; решение многих региональных конфликтов.

Распад Вооружённых сил СССР во многом способствовал эскалации межнациональных конфликтов. Прежде всего на Кавказе и в Средней Азии.

Противоречивым было и отношение к самой персоне Михаила Горбачёва. Советские люди с большой надеждой и пониманием встретили начавшийся советско-американский диалог.

Всё чаще несогласие с проводимым Горбачёвым курсом выражалось в советских средствах массовой информации. Руководство страны обвинялось в проведении односторонней политики, которая отвечает интересам Запада, но никак не Советского Союза.

Читайте также: