Общественно политическая и культурная жизнь страны в восстановительный период кратко

Обновлено: 02.07.2024

В 1952 г. на XIX съезде партии ВКП(б) была переименована в КПСС. Политбюро расширено и получило название Президиума ЦК.

К1950 г. в основном было восстановлено на довоенном уровне народное хозяйство. Приоритетным являлся оборонный комплекс. Эксплуатация деревни достигла небывалых масштабов. В1946-1947 гг. имел место голод. В 1947 г. отменены карточки на продукты.

Главное достижение науки — разработки в атомной физике. В 1948 г. подверглась разгрому генетика, объявленная лженаукой. В загоне оказалась кибернетика, что позже сказалось на уровне вычислительной техники.

Осложнение международной обстановки. После второй мировой войны на международной арене произошли глубокие изменения. Влияние и авторитет СССР, внёсшего наибольший вклад в разгром фашизма, значительно выросли. Если в 1941 г. СССР имел дипломатические отношения только с 26 странами, то в 1945 г. с 52. Влияние СССР распространялось на ряд государств Европы (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия) и Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам). Эти страны вместе с СССР и Монголией составили социалистический лагерь или мировую систему социализма. В этих странах к власти пришли представители коммунистических и рабочих партий. Они провели национализацию промышленности, аграрные преобразования, установили демократические свободы. В этих странах установился режим народной демократии. Между СССР и этими государствами были заключены договоры о дружбе и взаимопомощи.
СССР стал мировой державой: ни один важный вопрос международной жизни не решался без его участия. СССР, как и США, стал стремиться к расширению сферы своего влияния. В мире сложилась новая геополитическая ситуация.
Растущее влияние СССР обеспокоило лидеров ведущих мировых держав. Их отношение к СССР, вчерашнему союзнику по антигитлеровской коалиции, резко изменилось. Они решили ограничить влияние СССР, используя ядерный фактор. Еще во время второй мировой войны США стали обладателями ядерного оружия. В отношениях между СССР и ведущими западноевропейскими cтала проводиться политика "холодной войны".
Начало "холодной войне" было положено 5 марта 1946 г. в "фултонской речи" бывшего премьер-министра Великобритании У.Черчилля. Выступая в колледже американского г. Фултон в присутствии президента США Г. Трумэна, У. Черчилль вначале признал, что военные победы выдвинули Советский Союз в состав "руководящих наций мира", затем отметил, что СССР стремится к "безграничному распространению своей власти и своих доктрин". Эта ситуация, на его взгляд, должна вызывать обеспокоенность, так как это представляло опасность для великих принципов свободы и прав человека. "англосаксонского мира". Отныне США и Великобритания должны разговаривать с СССР с позиции силы.
Через год в 1947 г. идеи У. Черчилля в отношении СССР были развиты в послании президента Г. Трумэна Конгрессу США ("доктрина Трумэна").

  • В них по отношению к СССР были определены 2 стратегические задачи:
    • минимум - не допустить сильнейшего расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии ("доктрина сдерживания социализма");
    • максимум - сделать все, чтобы заставить СССР уйти к своим прежним границам ("доктрина отбрасывания социализма").
    • Определялись также и конкретные экономические, военные, идеологические мероприятия для достижения вышеуказанных целей:
      • оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы, поставив их экономику в зависимость от США ("план Маршалла");
      • создать военно-политический союз этих стран во главе с США;
      • использовать свои вооруженные силы для непосредственного вмешательства во внутренние дела стран советской сферы влияния;
      • разместить у границ СССР сеть баз США (Греция, Турция);
      • поддерживать антисоциалистические силы внутри стран советского блока.

      Для реализации доктрины Г. Трумэна США в 1949 г. создали военно-политический блок Североатлантический союз (НАТО), куда помимо США вошли Канада, целый ряд государств Западной Европы и Турция. Спустя два года был создан военно-политический блок АНЗЮС в составе США, Австралии и Новой Зеландии.
      Руководство СССР расценило курс США как призыв к войне. Это незамедлительно сказалось как на внутренней, так и на внешней политике СССР. Началась "холодная война", продолжавшаяся около полувека (1946-1991 гг.).

      СССР и страны народной демократии. После того, как западные страны начали в отношении Советского Союза проводить политику "холодной войны" СССР приступил к укреплению и расширению сотрудничества со странами социализма. В 1949 г. с целью укрепления экономических связей была создана специальная организация - Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). (См. хрестоматийный материал) Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы. В 1955 г. часть этих стран была объединена в военно-политический союз - Организацию Варшавского Договора (ОВД). СССР стал активно содействовать коммунистическим партиям и движениям в капиталистических странах, способствовал росту национально-освободительного движения, краху колониальной системы.
      СССР стал проводить активную политику в Азии. Так, СССР немало содействовал тому, чтобы в Китае произошла революция и была создана КНР (1949 г.). Вскоре при помощи СССР руководство Северной Кореи вооруженным путем попыталось воссоединить страну, свергнув проамериканский режим Южной Кореи. Разразилась корейская война (1950-1953 гг.). На первых порах война была успешной для Северной Кореи, но вскоре на стороне Южной Кореи выступили США под флагом ООН. Тогда на стороне Северной Кореи выступила КНР. СССР перебросил в Китай несколько дивизий истребительной авиации, передал большое количество военной техники, оказывал китайской армии помощь оружием, боеприпасами, транспортом, медикаментами, продовольствием.
      Война грозила перерасти в мировую. Но вскоре после смерти И.В. Сталина война была прекращена. Корея осталась разделена на два противостоящих государства.
      Таким образом, международные отношения во второй половине 40-х - начале 50-х гг. были сложными и даже кризисными.

      Общественно-политическая, а наряду с этим и культурная жизнь, в послевоенный период устанавливалась полноценным сохранением руководящей и непоколебимой роли Коммунистической партии. С 1952 года, после очередного съезда, партия получила принципиально новое название и стала именоваться как Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС). При этом, Коммунистическая партия Беларуси, например, являлась неотъемлемой составной частью КПСС и, разумеется, целиком и безоговорочно подчинялась руководящему органу, то есть Центральному Комитету. Вся пирамидальная система партии, то есть советы, всевозможные профсоюзы, а также комсомол и другие общественные организации, постоянно находились под неусыпным контролем главного партийного аппарата. Первые секретари старательно руководили проведением массовой коллективизации и следили за соответствующим поэтапным внедрением всех партийных аспектов и нововведений.

      Первые послевоенные выборы в совет провели уже в 1946 году, а спустя два года местные советы депутатов трудящихся пополнили ряды управляющих. Культ личности Сталина при этом не колебался, все сохраняли верность единственному вождю и до последней буквы следовали указаниям главы государства. Естественно, особенно пышно и торжественно праздновали в СССР 70 юбилей вождя, который состоялся в 1949 году.
      Известно, что в послевоенный период активно проводилась репатриация населения, то есть возвращение на родину многих бывших военнопленных, а также граждан, принудительно угнанных на различные работы. К данной категории населения причисляли и бывших узников концлагерей, а также политических беженцев и вообще всех переселенцев. Естественно, на фоне такого глобального возвращения людей, в конце сороковых годов сразу же начались активные политические репрессии. В первую очередь волна заключений и изгнаний коснулась деятелей культуры и науки Белорусской республики, кроме того, некоторые из этих ученых и писателей были репрессированы повторно. Напряженная и непонятная ситуация также сложилась в западной части государства, где в период проведения коллективизации диверсионную и террористическую деятельность продолжали осуществлять отряды армии Краёвой и особые бандитские группировки так называемых лесных братьев.
      В художественной культуре, как и до войны, в послевоенный период активно усилился жесткий идеологический контроль. В конце сороковых были приняты различные постановления, призванные восстановить полную идеологическую однородность всей духовной жизни, а также укрепить главенствующую, руководящую роль партии во всех сферах культуры. Политические репрессии, постоянно отбирающие лучших деятелей культуры, вычищали остатки гениев из данного слоя населения.
      Получается, что первое послевоенное десятилетие прочно вошло в историю как апогей сталинизма. Основной и важнейшей задачей стало восстановление народного хозяйства и всех сопутствующих отраслей, разумеется, включая науку и культуру. Понесшие в военное время огромные потери, все перечисленные отрасли смогли восстановиться не сразу. И если наука в то время была направлена единственно на обеспечение оборонной отрасли необходимыми достижениями, то культура целиком и полностью была направлена на отгораживание от запада. Такая изоляция дала свои плоды и разрушила налаженные связи ученых и артистов с мировым сообществом.
      В народном образовании существенной и важной задачей стало внедрение семилетнего обязательного обучения, кроме того, для молодежи, естественным образом упустившей возможность учиться в период военных действий, создали специальные вечерние школы. Уже к 1950 году данная цель была достигнута и указанная система отлажена и внедрена. Для предоставления возможности учиться всем желающим, увеличилось количество высших учебных заведений. При этом в них тоже вводилась возможность проходить обучение как на очной форме, так и на вечерней либо заочной формах обучения. Административная система управления народным образованием 1946 была усилена отделом науки и высших учебных заведений.

      Сеть научно-исследовательских институтов насчитывала немало новых заведений, среди которых фигурировали институт точной механики и вычислительной техники, прикладной геофизики, институт радиотехники и электроники, физической химии, институт ядерных проблем, а также институт атомной энергии. Разумеется, приоритетными являлись направления, служившие укреплению обороны страны. Поэтому, собственно, первое испытание водородной бомбы было произведено в СССР уже в 1953 году.
      В то время, когда в развитии естественных и точных наук, активное и заметное вмешательство партийного аппарата стали тормозом для многочисленных исследований, то в противоположной сфере гуманитарных наук, диктат стал просто катастрофой. Советская литература строго контролировалась и не смела выходить за рамки исторических либо современных фактов. Довольно часто авторам навязывали историко-революционные темы. Однако, по мере увеличения идеологического контроля, даже популярная тема войны, человеческих судеб и лишений, трудного быта и нелегкого труда, различных фронтовых и тыловых будней, совершенно исчезала со страниц журналов и книг. Руководство решило, что такая информация отвлекает население от поставленных задач, а потому просто не нужна. Праздничная, положительная, бесконфликтная, но при этом совершенно бесцветная литература заполонила прилавки книжных магазинов.

      Переход к мирному строительству после окончания Великой Отечественной войны потребовал реорганизации органов государственного управления. По-прежнему вся власть концентрировалась в руках Сталина, опиравшегося на мощный репрессивный аппарат.

      Люди, перенесшие трудности и лишения военного времени, рассчитывали на перемены к лучшему. На родину вернулось свыше 4 млн. репатриантов - военнопленные, угнанные в неволю жители оккупированных районов, часть эмигрантов. Однако чаще всего они становились узниками ГУЛАГа. Многие были расстреляны. Оставшиеся на свободе имели сложности с работой, пропиской. Каждый побывавший в плену или на оккупированной территории оказывался под подозрением. Противоречивые процессы происходили на вновь присоединенных территориях. После окончания войны власти стали восстанавливать прежнюю политическую систему. Особое место в укреплении тоталитарного режима принадлежало репрессивным органам, находившимся под контролем Сталина и Берии.

      В 1946 г по государственному бюджету было выделено на образование 3,8 млрд. рублей (в 1940 г. - 2,3 млрд.), в 1950 г. эта сумма возросла до 5,7 млрд. рублей.

      В 1946 г. советское правительство значительно увеличило расходы на науку, они в 2,5 раза превысили расходы предыдущего года. В этом году были восстановлены Академии наук Украины, Белоруссии и Литвы, созданы - в Казахстане, Латвии и Эстонии.

      Все это привело к резкому сокращению количества новых фильмов, спектаклей и художественных произведений, увеличению посредственности, сознательному слому великой русской художественной традиции XIX - начала XX вв.

      Билет 24

      В24.

      Общественное движение – западничество, славянофильство, консерватизм и либерализм.

      Во второй четверти XIX в. в российском общественном движении произошли серьезные изменения.

      Общей чертой западников и славянофилов являлось неприятие существующих в России порядков. Те и другие понимали гибельность крепостного права, цензурного и полицейского произвола. Но западники считали, что Россия должна идти по тому же пути, что и Западная Европа, стать, в конце концов, парламентской конституционной монархией. Для левых западников развитие по европейскому пути должно было привести к утверждению в России социализма, понимаемого в духе идей Сен-Симона.

      В отличие от западников, славянофилы считали европейский путь неприемлемым и гибельным для России. Все постигшие Россию беды они связывали именно с тем, что, начиная со времен Петра I, Россия отказалась от свойственного ей самобытного развития и стала перенимать чуждые европейские порядки.

      Идеалом славянофилов была допетровская Русь с Земским собором. Русский народ славянофилы считали чуждым политике, искренне преданным законному монарху. Из этого они делали вывод о невозможности в России революции. Славянофилы отрицали конституцию, разделение властей и парламентаризм. Их лозунг гласил: "Сила власти - царю, сила мнения - народу".

      Считая, что исконно русские начала сохранились лишь в толще народа, не тронутой поверхностной петровской "европеизацией", славянофилы уделяли большое внимание изучению народных обычаев, быта͵ фольклора.

      Понятие ʼʼлиберализмʼʼ появилось в начале 19 века. Первоначально либералами называли группу депутатов-националистов в кортесах – испанском парламенте. Далее это понятие вошло во все европейские языки, однако, в несколько ином значении.

      Либерализм - ϶ᴛᴏ утверждение ценности человеческой личности, ее прав и свобод.

      В России консервативный тип мышления наглядно выявляются уже в мировоззрении славянофилов. Здесь консервативная мысль принимает романтическую форму. Ярким представителем этого стиля может служить К.Н. Леонтьев. При этом в чистом виде консерватизм в русской социально-философской и политической мысли встречается довольно редко. В большинстве же случаев данный тип мышления сочетался с либеральным.

      Консерватизм как тип мышления предполагает отказ от любых форм экстремизма. В этом смысле консервативная мысль противостоит и крайне правой, ультрареакционной идеологии и леворадикальной, которая в середине и концу 19 века обретает популярность в интеллектуальной среде. Особый интерес представляют отношения консерватизма и либерализма в России.

      Судьба и консерватизма и либерализма в России была трагической. Консервативный тип мышления в русской общественной мысли оказался зажатым между двумя формами экстремизма – левым и правым. Чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону, не останавливаясь посредине.

      Нажмите, чтобы узнать подробности

      В этой категории собраны дидактические материалы по истории. Различные факты, статьи, подборки, выдержки из энциклопедий и литературы расскажут вам о различных этапах истории нашего государства. В помощь учителю и обучающимся.

      Духовная, культурная и общественно-политическая жизнь СССР в послевоенный период

      (1946 - март 1953г.г.).

      В общественно – политической жизни: Победа в Великой отечественной войне изменила психологию людей - возросло чувство патриотизма, достоинства. В послевоенный период не существовало разобщенности в обществе. Решающую роль в формировании общественного сознания сыграло государство. Проведена мощнейшая патриотическая воспитательная работа через провозглашение идей советского государства. (Кара-Мурза. Манипуляция сознанием).

      Формируется образ врага к представителям из капиталистического лагеря. Начинается идеологическое соперничество с капиталистическими странами.

      После войны значительная часть населения под влиянием победы полагала, что наступит ослабление тоталитарного режима. Начинается волна неодекабристского движения, т.к. контакты русских солдат с антигитлеровской коалицией. Растёт критика Но четких организаций не было.

      Столкновение двух тенденций:

      желание либерализации населения и

      стремление партийного руководства усилить контроль над всеми сферами жизни СССР.

      После войны происходит ужесточение режима - развивается Партократия, власть партии над всеми сферами жизни общества.

      По отношению к обществу произошло ужесточение – повышенные сборы, преследование религиозных лидеров и католической церкви, нападки на баптистов.

      Усиление карательных структур – министерства внутренних дел и министерства безопасности. Открыта сеть лагерей для возвращенных военнопленных. Сталин сосредоточил в своих руках все сферы управления страной. Занимал 10 постов. Во время этого идёт процесс смещения с одних постов и замещения их другими и зачистка руководства.

      В декабре 1945г. – Берия отстранен от руководства НКВД, занимался вопросами административного управления. На место Берии назначен Круглов. В составе высших руководящих структур появляется молодое поколение – Косыгин, Вознесенский и Жданов.

      В начале 50 –х годов увеличение числа партийных структур в центре и на местах.

      Возвращаются послевоенные репрессии. Одним из первых под внимание Сталина попал Жуков. В июне 1946г. состоялось заседание высшего военного совета (Конев, Рокоссовский, Василевский). Жукова обвинили в присвоении заслуг, нерациональном использовании людских ресурсов (погибло якобы в 2раза больше людей из–за него), поставили под сомнение разграбление трофеев Германии. Настоящая причина этого дела крылась в росте популярности Жукова = Сталин боялся государственного переворота. Жуков освобожден от должности командования сухопутными войсками и назначен командующим Одесским округом. Там он приобретает популярность за счет борьбы с криминалом. Его отправляют за Урал.

      1946г. – дело авиаторов. Обвинялись Новиков и Шахурин в создании некачественных самолетов.

      1952 – 1953г.г. – дело врачей. В 1948г. умер Жданов, возглавлявший обком партии. Врачи кремлевской больницы обвинялись в неквалифицированном лечении (донесла Тимашук). Арест ведущих советских медиков: Егоров, Виноградов, Коган, Гринштейн др.

      Разворачивается антисемитизм – борьба с евреями. Создан был еврейский антифашистский комитет (во главе Михоэлс). Во время войны были установлены связи с иностранными евреями, в результате решен вопрос по материальному обеспечению Российской армии. Сталину не нравились связи с иностранцами.

      Историки не исключают тот факт, что во время ВОВ некоторые военные операции проходили, не совсем гладко, были просчеты. Причиной ужесточения курса по отношению к интеллигенции была боязнь обнажить действительность.

      На послевоенный период приходится развитие системы образования до семи классов. Увеличивается число людей с высшим техническим образованием, готовят инженеров, агрономов. Развиваются в основном технические науки, что связано с процессами восстановления экономики в послевоенные годы (приоритет отдавался развитию тяжелой индустрии). Критике подверглась генетика и кибернетика. Ужесточилась политика по отношению к театру и кино. Критиковались пьесы, которые не прославляют коммунистический строй.

      Восстановление материально-технической базы ВУЗов, системы народного образования. Появляются специализированные учебные заведения для детей заключенных – ремесленные училища.

      Развитие научной сферы, ядерной физики.( Курчатов- автор ядерного проекта, Ландау)

      Пострадала в этот период генетика( сессия ВАСХНИЛ), в результате которой генетика была признана лженаукой.

      Читайте также: