Общественно политическая и культурная жизнь кратко

Обновлено: 02.07.2024

Общественно-политическая, а наряду с этим и культурная жизнь, в послевоенный период устанавливалась полноценным сохранением руководящей и непоколебимой роли Коммунистической партии. С 1952 года, после очередного съезда, партия получила принципиально новое название и стала именоваться как Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС). При этом, Коммунистическая партия Беларуси, например, являлась неотъемлемой составной частью КПСС и, разумеется, целиком и безоговорочно подчинялась руководящему органу, то есть Центральному Комитету. Вся пирамидальная система партии, то есть советы, всевозможные профсоюзы, а также комсомол и другие общественные организации, постоянно находились под неусыпным контролем главного партийного аппарата. Первые секретари старательно руководили проведением массовой коллективизации и следили за соответствующим поэтапным внедрением всех партийных аспектов и нововведений.

Первые послевоенные выборы в совет провели уже в 1946 году, а спустя два года местные советы депутатов трудящихся пополнили ряды управляющих. Культ личности Сталина при этом не колебался, все сохраняли верность единственному вождю и до последней буквы следовали указаниям главы государства. Естественно, особенно пышно и торжественно праздновали в СССР 70 юбилей вождя, который состоялся в 1949 году.
Известно, что в послевоенный период активно проводилась репатриация населения, то есть возвращение на родину многих бывших военнопленных, а также граждан, принудительно угнанных на различные работы. К данной категории населения причисляли и бывших узников концлагерей, а также политических беженцев и вообще всех переселенцев. Естественно, на фоне такого глобального возвращения людей, в конце сороковых годов сразу же начались активные политические репрессии. В первую очередь волна заключений и изгнаний коснулась деятелей культуры и науки Белорусской республики, кроме того, некоторые из этих ученых и писателей были репрессированы повторно. Напряженная и непонятная ситуация также сложилась в западной части государства, где в период проведения коллективизации диверсионную и террористическую деятельность продолжали осуществлять отряды армии Краёвой и особые бандитские группировки так называемых лесных братьев.
В художественной культуре, как и до войны, в послевоенный период активно усилился жесткий идеологический контроль. В конце сороковых были приняты различные постановления, призванные восстановить полную идеологическую однородность всей духовной жизни, а также укрепить главенствующую, руководящую роль партии во всех сферах культуры. Политические репрессии, постоянно отбирающие лучших деятелей культуры, вычищали остатки гениев из данного слоя населения.
Получается, что первое послевоенное десятилетие прочно вошло в историю как апогей сталинизма. Основной и важнейшей задачей стало восстановление народного хозяйства и всех сопутствующих отраслей, разумеется, включая науку и культуру. Понесшие в военное время огромные потери, все перечисленные отрасли смогли восстановиться не сразу. И если наука в то время была направлена единственно на обеспечение оборонной отрасли необходимыми достижениями, то культура целиком и полностью была направлена на отгораживание от запада. Такая изоляция дала свои плоды и разрушила налаженные связи ученых и артистов с мировым сообществом.
В народном образовании существенной и важной задачей стало внедрение семилетнего обязательного обучения, кроме того, для молодежи, естественным образом упустившей возможность учиться в период военных действий, создали специальные вечерние школы. Уже к 1950 году данная цель была достигнута и указанная система отлажена и внедрена. Для предоставления возможности учиться всем желающим, увеличилось количество высших учебных заведений. При этом в них тоже вводилась возможность проходить обучение как на очной форме, так и на вечерней либо заочной формах обучения. Административная система управления народным образованием 1946 была усилена отделом науки и высших учебных заведений.

Сеть научно-исследовательских институтов насчитывала немало новых заведений, среди которых фигурировали институт точной механики и вычислительной техники, прикладной геофизики, институт радиотехники и электроники, физической химии, институт ядерных проблем, а также институт атомной энергии. Разумеется, приоритетными являлись направления, служившие укреплению обороны страны. Поэтому, собственно, первое испытание водородной бомбы было произведено в СССР уже в 1953 году.
В то время, когда в развитии естественных и точных наук, активное и заметное вмешательство партийного аппарата стали тормозом для многочисленных исследований, то в противоположной сфере гуманитарных наук, диктат стал просто катастрофой. Советская литература строго контролировалась и не смела выходить за рамки исторических либо современных фактов. Довольно часто авторам навязывали историко-революционные темы. Однако, по мере увеличения идеологического контроля, даже популярная тема войны, человеческих судеб и лишений, трудного быта и нелегкого труда, различных фронтовых и тыловых будней, совершенно исчезала со страниц журналов и книг. Руководство решило, что такая информация отвлекает население от поставленных задач, а потому просто не нужна. Праздничная, положительная, бесконфликтная, но при этом совершенно бесцветная литература заполонила прилавки книжных магазинов.

Постановления ЦК ВКП(б) по вопросам культуры были ярким примером грубого административного вмешательства в культуру, примером командного руководства этой сферой, тотального подавления прав личности. С другой стороны, это был мощный рычаг самосохранения режима.

В послевоенные годы в советском обществе тесно переплетались два противоречивых курса: курс на фактическое усиление репрессивной роли государства и курс на формальную демократизацию политической системы. Последний проявился в следующих формах. Осенью 1945 г., сразу после разгрома милитаристской Японии, в СССР было прекращено чрезвычайное положение и упразднен ГКО — внеконституционный орган власти, сосредоточивший в своих руках диктаторские полномочия. В 1946–1948 гг. прошли перевыборы советов всех уровней и был обновлен депутатский корпус, сформированный еще в 1937–1939 гг. Первая сессия ВС СССР нового — второго — созыва состоялась в марте 1946 г. Она утвердила четвертый пятилетний план, приняла закон о преобразовании Совета народных комиссаров в Совет Министров СССР (что соответствовало общепринятым в мировой практике наименованиям), удовлетворила просьбу М. И. Калинина об освобождении его от обязанностей Председателя Президиума Верховного Совета СССР в связи с болезнью. На этот пост был избран Н. М. Шверник. Наконец в 1949–1952 гг. возобновились после долгого перерыва съезды общественных и общественно-политических организаций СССР. Так, в 1949 г. состоялся X съезд профсоюзов и XI съезд комсомола (спустя соответственно 17 и 13 лет после предыдущих). А в 1952 г. состоялся XIX съезд партии, последний съезд, на котором присутствовал И. В. Сталин. Съезд принял решение переименовать ВКП(б) в КПСС.

После похорон И. В. Сталина (он был похоронен в мавзолее рядом с В. И. Лениным) высшее руководство государства перераспределило обязанности: главой государства был избран К. Е. Ворошилов, главой правительства утвержден Г. М. Маленков, министром обороны — Н. А. Булганин, министром объединенного Министерства внутренних дел (куда вошло и Министерство государственной безопасности) — Л. П. Берия. Пост руководителя партии оставался вакантным. Фактически вся полнота власти в стране была сосредоточена в руках Берии и Маленкова.

Гипермаркет знаний>>История>>История 11 класс>>История: Общественно-политическая и культурная жизнь


49. Общественно-политическая и культурная жизнь

Для чего же они понадобились властям?

Новый виток внутрипартийной борьбы.

В партии, однако, •сталинский тезис не нашел той под-держки, на которую рассчитывал генсек. Чрезмерно высокая социальная цена форсированной индустриализации и коллективизации, быстрое свертывание остатков внутрипартийной демократии, засилье в высших эшелонах власти сталинских выдвиженцев породило недовольство в среде старой большевистской гвардии, еще удерживавшей свои позиции. Из нее выдвинулись люди, предпринявшие ряд попыток остановить дальнейшую эскалацию насилия в обществе и концентрацию власти в руках генсека. В основном эти попытки были связаны с именами представителей среднего поколения партийной гвардии. В начале 30-х гг. возникает ряд антисталинских группировок, возглавляемых председателем Совнаркома РСФСР С. И. Сырцовым и секретарем Закавказского крайкома ВКП(б) В. В. Ломинадзе (1930 г.), бывшими ответственными работниками Московской парторганизации М. Н. Рютиным и П. А. Галкиным (1932 г.), наркомами В. Н. Толмачевым и А. П. Смирновым (1933 г.). Они в отличие от Н. И. Бухарина, А. И. Рыкова и М. П. Томского решили вырваться из узких, удушающих рамок верхушечной борьбы, отбросить общие рассуждения об отсутствии коллективного руководства в ВКП(б) и прямо поставить перед ЦК вопрос о замене И. В. Сталина на посту генсека. Однако это запоздалое намерение не удалось довести до конца ни одной из указанных группировок.

Рютинский манифест нашел отклик среди части делегатов XVII съезда ВКП(б), собравшегося в январе 1934 г. Примерно четверть его делегатов с правом решающего голоса (около 300 человек) фактически солидаризировались с итоговым выводом манифеста, проголосовав против вхождения И. В. Сталина в новый состав ЦК.

Следует подчеркнуть, что даже экстремистское крыло антисталинской оппозиции в рядах ВКП(б) не посягало на основополагающие принципы политики собственной партии, критикуя лишь тактику ее проведения, а под флагом защиты (которой в действительности никогда не было) и ленинизма требовало лишь одного: смещения И. В. Сталина и возвращения к власти , т. е. старой партийной гвардии. Но и эти ограниченные требования представляли несомненную опасность для руководящей группы ЦК, ибо могли сыграть роль своего рода детонатора, приведя в движение механизм консолидации недовольных сталинским руководством элементов в партии, а главное - антибольшевистских сил в обществе. Поэтому ответные действия Сталина и его окружения были весьма решительны.

Утверждение жестких канонов художественного творчества и авторитарно-начальственный стиль руководства углубили внутреннюю противоречивость развития культуры, характерную для всего советского периода.

Но одновременно вычеркивались целые историко-культурные пласты, не вписывавшиеся в схемы партийных идеологов. Практически недоступным стало русское искусство начала века и творчество модернистов 20-х гг. Изымались из библиотек книги русских философов-идеалистов, невинно репрессированных литераторов, писателей-эмигрантов. Подвергалось гонениям и замалчивалось творчество М. А. Булгакова, С. А. Есенина, А. П. Платонова, О. Э. Мандельштама, живопись П. Д. Корина, К. С. Малевича, П. Н. Филонова. Разрушались па-мятники церковной и светской архитектуры: только в Москве в 30-е гг. были уничтожены Сухарева башня, храм Христа Спасителя, возведенный на народные пожертвования в честь победы над Наполеоном, Красные и Триумфальные ворота, Чудов и Воскресенский монастыри в Кремле и множество других памятников, созданных талантом и трудом народа.

Свободнее развивались естественные и технические науки. В те годы заметные успехи были достигнуты в области ядерной физики и электроники (Н. Н. Семенов, Д. В. Скобельцын, П. Л. Капица, А. Ф. Иоффе и др.), математики (И. М. Виноградов, М. В. Келдыш, М. А. Лаврентьев, С. Л. Соболев), физиологии (школа академика И.П.Павлова), биологии (Д.Н.Прянишников, Н. И. Вавилов), теории космических исследований и ракетной тех-ники (К. Э. Циолковский, Ю. В. Кондратюк, Ф. А. Цандлер). В 1933—1936 гг. в небо взвились первые советские ракеты.

Впрочем, приоритетным для советского руководства было не столько накопление фундаментальных зна-ний или организация рассчитанных на внешний эффект исследовательских предприятий, сколько прогресс в прикладных науках, способных обеспечить техническое перевооружение промышленности. Бесспорным достижением отечественных ученых стало проектирование мощных гидротурбин и угольных комбайнов, открытие промышленных методов получения синтетического каучука, аммиака, метанола, высокооктанового топлива, искусственных удобрений. Впервые в мировой науке и практике проводились опыты по гидравлической добыче угля наземным способом и его газификации.

Огромные средства государство вкладывало в создание различных конструкторских бюро, где велась раз-работка новых образцов боевой техники: танков (Ж. Я. Котин, М. И. Кошкин, А. А. Морозов), самолетов (А. И. Туполев, С. В. Илюшин, Н. Н. Поликарпов, А. С. Яковлев), артиллерийских орудий и минометов (В. Г. Грабин, И. И. Иванов, Ф. Ф. Петров), автоматического оружия (В. А. Дегтярев, Ф. В. Токарев).

Подлинный бум переживала в 30-е гг. высшая школа. Государство, испытывая острую нужду в квалифицированных кадрах, открыло сотни новых вузов, преимущественно инженерно-технических, где обучалось в шесть раз больше студентов, чем в царской России. В составе студентов доля выходцев из рабочих достигала 52%, крестьян — почти 17%. Специалисты советской формации, на ускоренную подготовку которых расходо-валось в три-четыре раза меньше средств по сравнению с дореволюционным временем (за счет снижения срока и качества обучения, преобладания вечерних и заочных форм и т. д.), широким потоком вливались в ряды интеллигенции. К концу 30-х гг. новые пополнения достигли 90% от общей численности этого социального слоя.

1. Как вы думаете, с какой целью И. В. Сталин настойчиво внедрял в советское общество убеждение в том, что по мере продвижения СССР к социализму ? На какие социально-экономические, политические, психологические последствия этой идеи он рассчитывал?
2. Сравните внутрипартийные оппозиции в ВКП(б) в 20-х и 30-х гг. (см. пп 44). Сделайте выводы: а) о характере внутрипартийной борьбы в 20-е и 30-е гг. и тенденции ее развития; б) о тенденции развития
ВКП (б), ее руководства и партийной массы; в) о причинах новой победы Сталина над своими политическими противниками.
3. ЭССЕ: Попытайтесь объяснить причины психологического феномена 1935-1939 гг., когда в огне любой палач легко превращался в жертву, свой становился чужим, страна бурными аплодисментами встречала приговоры недавним героям и большевикам-ленинцам.
4. Соотнесите цели и задачи культурной революции (см. 34) со способами их достижения и результатами (см. 42, 49). Сделайте обобщающий оценочный вывод.


Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке. 10 -11 классы. - М.: Просвещение, 2002

История для 11 класса, учебники и книги по истории скачать, библиотека онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

11 класс, тема: СССР: годы форсированной индустриализации

Педагогические цели:

образовательная : вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков об особенностях политической жизни СССР в 30-е годы, формированию тоталитарного режима в государстве;

воспитательная : формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;

развивающий аспект : развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

создать условия для развития УУД:

Личностные: воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России; осмысление социально - нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

Предметные: формирование у обучающихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством; формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми; овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории; формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;

Приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия, стремления сохранять и приумножать культурное наследие.

Тип и вид урока: комбинированный

Основное содержание темы . Власть партийно-государственного аппарата. Политические приоритеты большевиков. Культ личности И.Сталина. Массовые репрессии. Утверждение метода социалистического реализма. Наука в СССР в 1920-1930 гг.

Даты : Введение паспортной системы – 1932 г., Голод 1932-1933 гг., Массовые репрессии – 1937- 1938 гг.

Образовательные ресурсы: учебник, Левандовский А.А. История России. 11 класс: учеб. для 11 кл. общеобразоват. организаций: базовый уровень/ А.А.Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко; под ред. С.П.Карпова.-М. : Просвещение, 2014.

Наглядность, ТСО: настенные карты, портреты Сталина, Кирова, и др.

Повторение опорных знаний

Усвоение новых знаний

2) Новый виток внутрипартийной борьбы.

4) Гонения на религию и церковь

Закрепление, формирование умений и навыков

II. Повторение опорных знаний

Проблема урока с. 162, вопросы с. 162

III. Усвоение новых знаний

Работа по материалу учебника, эвристическая беседа.

Вспомните самые громкие политические процессы над видными экономистами, специалистами

( 1928 г.-Шахтинское дело, 1930г.-процесс Промпартии). Предположите, зачем проводились показательные судебные процессы, как это связано с индустриализацией? (Архивный д-т с. 163)

Работа с термином вредительство, репрессии, тезисом Сталина об обострении классовой борьбы.

Новый виток внутрипартийной борьбы.

Выписать из п. 2 учебника антисталинские группировки, возникающие в 30-гг.

Вывод: ответ на в. 3 с. 170.

А) Убийство Кирова ( с. 165 учебника)

Б) Московские процессы( объяснение учителя)

Все оставшиеся в живых подсудимые были расстреляны в сентябре 1941 года или убиты в тюрьмах (Радек и Сокольников).

Р епрессии в армии

Итоги: установление культа личности Сталина, установление тоталитарного режима в СССР.

Работа с термином

Культ личности — возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля) средствами пропаганды, в произведениях культуры, государственных документах, законах

Гонения на религию и церковь

Проанализируйте источник, сделайте вывод о причинах и целях гонения на церковь. Работа с учебником, с. 166-167

Читайте также: