Тональная перспектива это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Увидев, что то необычное, поразившее нас, мы хотим тут же запечатлеть это в кадре, но часто, покоряющее нас своей красотой окружение, не получается на фотографии. Одна из причин этого — отсутствие ощущение объема, третьего измерения, ощущения пространства. Мы снимаем кадр и помним, что было красиво, красочно, великолепно, а посмотрев его уже дома на компьютере удивляемся, где же все это? Почему не получилось передать все, то, что мы увидели? Первое, что приходит на ум это плохая камера, объектив и начинается технологическая гонка. Но с покупкой нового объектива или камеры результат, как правило, заметно лучше не становится. Для понимания, почему так происходит, следует разобраться в законах перспективы — приеме передачи пространства на плоскости. Изображение, в котором присутствуют признаки перспективы, — это модель воображаемого пространства. Причем пространство это мы воспринимаем логически. А зрительное восприятие, однозначно говорит о том, что перед нами плоский лист бумаги.

Перед фотографом стоит не простая задача, картина, создаваемая фотографическими средствами, это не копия окружающего нас мира, потому, что она воспроизводит объемный, трехмерный мир на двухмерной плоскости.

Кроме того, особенность нашего зрения, объемное видение мира, заменяется изображением, "нарисованным одним глазом" — объективом.

Так что же такое перспектива? Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь) — техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

Другими словами, это:

1.Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.

2. Способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

То, чем я хочу написать придумано не мной и даже не на заре фотографии. Это было известно еще живописцам. Собственно закон линейной перспективы описал еще Леонардо да Винчи.

Прежде чем приступить к освещению законов перспективы хочу немного рассказать об особенностях нашего зрения. Есть три страшных слова, характеризующие наше зрение. Аккомодация хрусталика, конвергенция глаз и бинокулярная дискретность. На самом деле ничего страшного и непонятного нет.

Аккомодация хрусталика это настройка глаза на определенное расстояние до фиксируемого объекта.

Конвергенция глаз не что иное, как сведение оптических осей глаз в одной точке. Конвергенция глаз необходима для того, чтобы изображение рассматриваемого объекта проецировалась на соответствующие места сетчаток в обоих глазах и видимый предмет не двоился.

Бинокулярная дискретность это стереоскопический эффект, благодаря наличию двух глаз.

В совокупности это не иначе как приспособления наших глаз к окружающей среде, условиям освещения, удаленности предметов.

Все это есть у нас, но нет у камеры. И тут на помощь фотографу и приходят знание и умение применять законы перспективы, иначе изобразительные признаки глубины картины. Итак этих законов шесть:

1 Закон линейной перспективы:

Линейная перспектива — визуальное изменение масштабных соотношений предметов в зависимости от удаленности. Линейная перспектива всегда геометрически правильна, одинакова и строится по принципу, имеющему характер закона.

deb691ae4c8e2591a.jpg

Столбы все одинаковые, но по мере удаления они визуально кажутся меньше.

Чем ближе к фотоаппарату находится объект, тем крупнее он изображается. Уменьшение масштаба удаляющихся предметов — первый признак линейной перспективы. Второй признак линейной перспективы — стремление параллельных линий сойтись в одной точке на линии горизонта.

1e49b5dcf482bd0b7.jpg

Следы шин на песке параллельны, но у линии горизонта они сходятся в одной точке

Перспектива на снимке будет более выраженной, если объекты съемки на переднем плане будут существенно крупнее, чем на заднем плане. Чем ближе передний предмет находится к фотографу, тем более ярко выражена линейная перспектива.

2 Закон тональной перспективы (тональное разделение планов, рассеяние света):

Сущность тональной перспективы заключается в том, что все предметы, расположенные вдали, кажутся нам светлее предметов находящихся на переднем плане. Т.е. более светлые предметы воспринимаются как более далекие. Одновременно с этим удаленные предметы кажутся менее резкими и контрасты светотени снижаются. Хорошо передается в утренние часы или после дождя, когда воздух насыщен влагой.

e1a9b3786e3c993e2.jpg

По мере удаления горы выглядят светлее и менее резкими.

Таким образом, видно какой художественный эффект может быть получен при воспроизведении признаков воздушной перспективы на плоскости фотоснимка. Даже при отсутствии чёткого линейного рисунка иллюзия пространства на снимке может быть создана за счёт тональных градаций, резкости очертаний, высветленных далей. Максимальный эффект тональной перспективы достигается при контровом или заднедиагональном направлении света. В этом случае эффект рассеяния света просматривается особенно хорошо. При фронтальном же освещении тональная перспектива проявляется слабо либо вообще отсутствует. За счет поиска точки съемки можно искусственно создать эффект тональной перспективы. Для этого достаточно поместить на передний план предметы существенно темнее предметов находящихся вдали.

3 Закон воздушной перспективы

Явление угасания цветов с увеличением расстояния носит название воздушной перспективы. При этом предметы как бы тают, угасают, растворяются в толще воздуха. В применении к черно-белой фотографии понимают постепенное снижение контраста предметов. Воздушная перспектива, в отличие от тональной, не может быть получена искусственно. Она всегда разная, изменчивая и зависит от чистоты атмосферы, её насыщенности влагой, от плотности воздуха и делится на естественную и искусственную дымку.

Естественная дымка бывает:

атмосферной (иначе молекулярной), отображается за счет рассеяния света молекулами воздуха. Имеет сине-голубой цвет. В основном возникает там, где воздух чистый (в горах, над морем, озерами).

d7bbe07f7efa509dc.jpg

На этом кадре хорошо видны "голубые дали"

влажная дымка появляется при повышении влажности воздуха. Бывает светло-голубая, белесая. Самый яркий пример это туман. В туманную погоду воздушная перспектива очень сильная.

Так же дымка бывает искусственная — пыль, дым, промышленные выбросы, смог.

031fe193ff2500ef8.jpg

4 Заслонение или перекрытие

Может быть, самый сильный признак глубины. Расположенный ближе предмет заслоняет, перекрывает часть другого предмета, находящегося дальше. Иногда заслонение — единственный признак глубины.

eddaf068a386a9e9e.jpg

1e281d6fd89cf294f.jpg

5 Светотень

Свет и тень создают свое пространство и делают это весьма убедительным образом. Отброшенные тени красноречиво говорят нам о форме горизонтальной поверхности и окружающих предметах. Собственные тени дают возможность буквально осязать предметы, определить их взаимное расположение. Наличие светотеневого рисунка говорит зрителю о том, что он видит тело объёмным.

a253118c4b3fce5d4.jpg

Даже если сам источник света не включен в кадр, характер распределения светотени, то, что называется эффектом освещения, все равно дает впечатление пространства картины, наполняет это пространство средой, воздухом, таит в себе огромные выразительные возможности. Четко очерченные тени от источников, которые с некоторым приближением можно назвать точечными: солнце, искусственные источники света без отражателей, при определенных условиях дают линии сходящиеся в глубину, то есть создают перспективу.

6 Оптическая перспектива

Сюжетно важная точка кадра всегда находится в фокусе (ситуация, когда она выводится из резкости, — особый случай, обоснованный конкретными требованиями).

4e07c63369bb99272.jpg

Пример ситуации, когда главный объект выведен из резкости

Это так же основано на психофизических закономерностях нашего зрительного аппарата. Глаз всегда "наводит фокус" на интересующий нас предмет. Перемещение зон резкости в глубину ясно указывает на разноудалённость объектов от камеры и подчеркивает трехмерность пространства. Проще говоря, оптическая перспектива это противопоставление резко изображаемого главного объекта и нерезкого фона.

f1780609e5cd2f3cf.jpg

Какие книги советовала бы почитать:

А.И. Лапин Фотография как.

Л.П.Дыко. Основы композиции в фотографии.

Надеюсь, эта информация кому то будет полезной и многие моменты станут более понятными.

Делайте потрясающие кадры и доводите их до идеала в программе ФотоМАСТЕР

Для Windows 11, 10, 8, 7 и XP. Быстрая установка.

Как использовать тональную перспективу в фотографии

Автор статьи

Чтобы получить впечатляющую фотографию, необходимо добавить снимкам глубины и интересных деталей. Тональная перспектива сделает пространство контрастным и трехмерным, а также создаст атмосферу. В этой статье мы расскажем, что такое тональная перспектива в фотографии, как добиться наилучшего результата, а после качественно обработать изображение в программе для редактирования фото.

тональная перспектива в фотографии

Благодаря перспективе изображение выглядит трехмерным

Перспектива в фотоискусстве

В фотоискусстве прием можно описать как пространственные отношения между объектами на картинке. Чтобы создать иллюзию глубины на двухмерной плоскости, фотографы должны уделять внимание композиции, размерам предметов и способу взаимодействия элементов в кадре. Они делают это, внося изменения в положение и угол съемки.

Сочетания техник

Техники можно сочетать на снимках: на фото соединены линейная и тональная

Тональная или цветовая перспектива

Тональная перспектива — это технический термин, который описывает то, как мы воспринимаем элементы и передачу глубины. В ней светлые тона кажутся удаленными от объектива, а темные — расположенными вблизи. В обратной тональной перспективе необходимо поместить объекты наоборот: светлые детали на контрастном фоне.

Цвета объектов тоже играют роль в ощущении трехмерности. Теплые цвета (красный, желтый и оранжевый) создают иллюзию приближенности к камере и увеличенного размера, а холодные (голубой, фиолетовый и зеленый) — соответственно удаленности от линзы и уменьшения размера деталей.

Основное правило, которому нужно следовать для этого приема, заключается в том, что ближайшие элементы на переднем плане будут иметь самые темные оттенки. На фото должны присутствовать следующие характеристики:

Контрастность и сочетание цветов создают яркий и необычный образ

Виды тональной перспективы

Прием делится на два типа:

    Прямая тональная перспектива.

Фотоснимок, на котором по мере удаления объект становится ярче относительно остального пространства.

Расположение света

Свет должен быть направлен фронтально или расположен за спиной фотографа

Противоположное явление. Элемент, который находится на удалении от объектива, кажется темнее ближайшего предмета. Например, снимок, на котором изображена человеческая фигура или горные хребты, а вокруг туман.

Туман

Туман позволяет показать удаленность предметов

Условия для достижения эффекта

Есть несколько факторов, которые влияют на использование техники:

    Расстояние и место фотосессии.

Чем дальше вы находитесь от предмета съемки, тем сильнее тональность. Локация же влияет на силу эффекта. Например, в городах часто бывает смог и световое загрязнение, которые мешают получить нужный результат.

Она может усилить контраст и трехмерность: лучше всего снимать в ясный туманный день.

Передний, средний и задний планы создадут сложную и интересную композицию.

Поляризационный фильтр

Для съемки в ясный день вам может потребоваться поляризационный фильтра на объектив

Редактирование фото

Любой снимок требует последующей обработки. Чтобы усилить эффект на фотоснимке с перспективой, воспользуйтесь нашим специальным программным обеспечением на компьютере.

Редактор ФотоМАСТЕР предлагает удобные инструменты для коррекции пейзажей:

Поместите середину инструмента на линию горизонта и обработайте верхнюю часть фото. При коррекции прямой тональной перспективы повысьте значения экспозиции, теней и темных участков. Также стоит сделать эту область более холодной: изменить цветовой тон или снизить температуру.

Обратная перспектива

Для обратной перспективы примените противоположные параметры

Например, сделать фигуру человека темнее или выделить туман.

Прозрачность

Для усиления тумана повысьте степень растушевки и понизьте уровень прозрачности

Цветовой баланс

Также можно изменить цветовой баланс

Дисторсия

Увеличьте значение дисторсии и настройте пропорции

Заключение

Теперь вы знаете, что такое прямая и обратная тональная перспектива в фотографии. Она позволит создать иллюзию трехмерного пространства. Вы также можете использовать ее в художественных целях: приглушение тонов и туман позволят оформить мистический образ. Для усиления эффекта и качественной цветокоррекции воспользуйтесь редактором ФотоМАСТЕР. Он предлагает удобные инструменты для коррекции пейзажей, портретов и архитектуры. Скачайте фоторедактор бесплатно и воспользуйтесь всеми возможностями!

Но классическая линейная перспектива не всегда уместна, а иногда и мешает художнику изобразить свои идеи на плоскости листа или холста. И тогда ему на помощь приходят другие, самые разнообразные и необычные принципы перспективного построения. Владение художника основами перспективы, умение по мере надобности тактично применять обратную, воздушную или перцептивную перспективу говорит о его мастерстве и креативности, об умении подобрать нужный пластический язык в каждом конкретном случае для выражения собственной идеи.
Многие ученики художественных школ, едва поняв, что такое линейная перспектива, берутся критиковать работы коллег, относя всё, что не соответствует правилам линейной перспективы к ошибкам в рисовании. Это в корне не верно. Владение не только академической грамотой, но и интеллектуально-творческое развитие художника в других теориях и методах искусства говорит о его философии, авторской концепции и осознанности всего создаваемого. Поэтому легко и непринуждённо осветим виды перспективы, встречаемые в искусстве и творчестве.

2) Тональная перспектива.
Характеризуется изменением тона (светлоты) объектов по мере удаления от первого плана в глубину картины - высветление или затемнение оттенков и тонов. Наиболее хорошо тональная перспектива видна в академических и реалистических произведениях живописи и графики - это так называемая тональная живопись, где отношения по светлоте наиболее важны, чем по цветовому тону и насыщенности, а также гравюры и рисунки. В зависимости от авторской идеи, дальний план в картине может быть светлым или тёмным, соответственно, уходящие вдаль предметы и объекты художник высветляет или затемняет, приближая по тональному отношению к самым дальним участкам постепенно. Так в картине или графическом листе выявляется и варьируется глубина пространства.

3) Цветовая перспектива.
Выражается в живописи и цветной графике, преимущественно реалистической направленности, изменением насыщенности цвета от первого плана к дальнему. Для передачи глубины пространства в картине или для концентрации внимания зрителя на самом главном, художник замутняет (делает более блёклыми, серыми) все оттенки цвета, помимо основных персонажей и предметов, как правило расположенных на первом-втором планах.
По мере удаления предметов или объектов от основной группы (центра композиции), спадает насыщенность элементов картины. Обычно, цветовая перспектива используется одновременно с тональной, что придаёт изображению особую глубину и реалистичность.
Кроме того, в классической живописи оттенкам предметов и объектов, расположенных на 3, 4 и далее планах, художники сознательно придают более холодный характер (чем дальше расположен предмет, тем от холоднее - голубее, изумруднее, сиреневее). Это качество цветовой перспективы основано на принципе зрительского восприятия основных элементов более контрастными, тёплыми, насыщенными. Современными художниками этот принцип используется редко, а зря.

Тональность на наших изображениях

Тональная перспектива в фотографии – один из видов перспективы, которую фотографы любят использовать в своих работах.
Перспективное изображение всегда более выигрышно, так как демонстрирует мир на фотографии объемным, максимально приближенным к реальному. А это, действительно, здорово, ведь фото имеет только ширину и высоту (два измерения), оно плоское!

Почему именно тональная, зачем ей придумали специальный термин? Ведь, по сути, ее можно отнести к воздушной. Специфика в том, что важные изменения касаются цветов и оттенков удаленного объекта. Зачастую он и весь задний план приобретают некий синеватый тон, очень это выражено на горных пейзажах.

Снимки с таким перспективным видом меня вдохновляют. Сложность их создания в том, что не все в руках фотографа – погодные условия много значат.

тональная перспектива

Здесь имеется в виду не атмосферные явления (туман, снег и т.д.), которые играют роль при воздушной перспективе. Обращать внимание нужно на такой параметр, как прозрачность воздуха, его влажность, наличие ветра и пыли.

Влияющие факторы

Соглашусь, что виды весьма схожи и многие даже не разделяют их, но, по моему мнению, они на некоторую долю различны. Давайте внимательно посмотрим на свойство тональности в фотографии и как оно способствует появлению четкого ощущения глубины. Влияют факторы:

тональная перспектива на изображении

Подвиды тональной перспективы

Кроме того, тональная перспектива может быть двух подвидов:

  1. Прямая: полностью соответствует определению тональности в перспективном фото. То есть по мере удаления объект становится светлым и более блеклым относительно пространства. Так получается, потому что солнце (или искусственный осветитель) направлено прямо на предмет – фронтально. Та же ситуация сложится, если световой луч расположить за спиной фотографа.
  2. Обратная: вещь на расстоянии от фотографа кажется значительно темнее. Допустим, это может быть фото, на котором изображен человек, точнее его темный силуэт, а вокруг туман. Дымка в свою очередь может быть куда светлее модели в силу выбранной позиции относительно источника света. Свет в данном случае должен быть контровым, то есть находиться непосредственно за основным персонажем фотосъемки.

красивый закат на фото

Дополнительные советы

При определенных условиях фотосъемок вы можете наблюдать некие изменения в резкости и иных характеристиках объектов.

Повторюсь в этом смысле тональная и атмосферная перспектива могут быть схожи.

Как я уже обозначил, меняется их контрастность, яркость, чаще всего они уменьшаются. Также детальность страдает, хотя очертания объекта по-прежнему видны.

С одной стороны, такие перемены в качестве фотографируемого могут показаться нежелательными. Но одновременно это же возможность создать оригинальные кадры! Они могут быть драматичными и мрачными, легкими и радостными, в любом случае – завораживающими, фантастическими.

тональная перспектива на фото

Кроме учета подходящих внешних условий, вы можете контролировать тональность с помощью нескольких способов.

  • Во-первых, это доступные варианты точки съемки, ракурс, которые могут изменить композицию кадра и расставить желаемые акценты.
  • Во-вторых, это регуляция освещения, в силу чего вы можете получать тональность разной выраженности или пробовать сделать прямую/обратную тональную перспективу.
  • В-третьих, грамотный подход к фототехнике. Как известно, оптика бывает широкоугольной, нормальной и длиннофокусной. Если вы предпочитаете широкий угол и, следовательно, больший охват, то многоплановость в кадре будет более выраженной. Другое дело, когда объектив с длинным фокусом. Из-за специфики устройства различные планы смотрятся, будто наложенные друг на друга, так что и эффект глубины получится низким.

Это все, чем я хотел поделиться сегодня с вами. Больше практики, фотографируйте все подряд, и вы сами начнете видеть результаты.

Обязательно изучите детально свой фотоаппарат, поверьте он способен на большее, чем вы думаете. Помочь вам в этом могут замечательные курсы, на сегодня одни из лучших. Очень просты для восприятия, специально для начинающих фотографов. Обязательно развивайтесь!

Моя первая ЗЕРКАЛКА — если у вас CANON.


Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — если у вас NIKON.


До свидания! Успехов в практике фотографии! Подписывайтесь на блог и делитесь статьей с друзьями соц. сетях.

Читайте также: