Армянский национальный костюм описание кратко

Обновлено: 04.07.2024

Национальный костюм – это культурное, историческое, фольклорное наследие определенного народа, передающееся из поколения в поколение. Армянский костюм как нельзя лучше подчеркивает традиции и историю своего народа.

История армянского народного костюма

История армян как народа начинается в IX веке до н.э. с создания Урартского царства. Эта нация на протяжении всего своего существования постоянно подвергалась нападениям иноземцев и гонениям с освоенных территорий, а также пережила немало тяжелых лет господства иностранных государств. Захватнические войны перемежались с мирными периодами, когда культура и традиции испытывали расцвет. Поэтому костюму армян присущи как элементы для ношения оружия, так и детали, заимствованные от одежды народов, с которыми они взаимодействовали (персы, татаро-монголы, византийцы, иранцы, арабы, греки, китайцы). Причем во время войны с персами армяне условно поделилась на западных и восточных. Этот раскол повлиял в дальнейшем на особенности национального костюма тех и других.

Пройдя долгий исторический путь, претерпевая множество метаморфоз, армянский народный костюм, описание которого будет представлено вашему вниманию в статье, сохранил свою самобытность.

армянский народный костюм

Женский костюм

При выходе из дома женщине надлежало надеть покрывало, закрывающее все тело. Оно было соткано из тонкой шерстяной ткани. Молодые девушки носили покрывала белого цвета, а зрелые женщины выбирали синие оттенки.

В холода армянки согревались длинным теплым пальто из красного бархата, отделанного мехом лисы или куницы.

армянский народный костюм фото

Женские украшения

Украшения занимали не последнее место в образе армянской женщины. Ювелирные изделия собирались на протяжении всей жизни и передавались по наследству из поколения в поколение.

Украшения носили на различных частях тела: на шее, на груди, на руках и ногах, ушах, на висках и на лбу. В некоторых племенах в нос вставляли украшение из бирюзы.

Головные уборы армянок

Головные уборы армянок западной и восточной Армении сильно разнились.
Восточные армянки носили невысокую шапочку, выполненную из хлопковой ткани, пропитанной клейстером. На шапочку впереди располагали ленту с цветочным или геометрическим орнаментом. Под шапочку на лоб повязывали ленту с драгоценными монетками, а виски украшали шариками или кораллами. Сверху повязывали белый платок, закрывающий затылок, шею и часть лица. А сверху покрывали платок зеленого или красного цвета.

Незамужние девушки заплетали множество косичек вперемешку с шерстяными нитками, чем придавали объем прическе. Косички украшали шариками и кисточками. Голову прикрывали в восточной части платком, а в западной – войлочной шапкой без кисточки.

армянский народный костюм женский

Мужской народный костюм

Гардероб армян западных районов несколько отличался от их восточных соседей. Мужской армянский народный костюм здесь состоял из рубашки, шаровар, кафтана и куртки.

армянский народный костюм раскраска

Головной убор армянина

Мужчины носили разнообразные шапки из меха, шерсти или ткани. В восточной Армении доминировали каракулевые шапки. Некоторые представители народа носили папахи в виде конуса с красным шелковым острием. На западе носили вязаные из однотонной или разноцветной (с преобладанием красной) шерсти шапки в виде полусферы. Сверху на такие шапки повязывали скрученный жгутом платок.

Обувь

В качестве выходной обуви у женщин были остроносые туфли без задника и на небольшом каблуке. Они шились из кожи, подошва была твердой. Такого рода туфли были представлены множеством моделей. В любом случае под обувь женщина должна была надеть носки, чтобы соблюсти рамки приличия.

как нарисовать армянский народный костюм

Цвета в армянском национальном костюме

Армянский народный костюм, фото которого вы видите в статье, отличается яркостью и насыщенностью цветов. У мужчин цветовая палитра более сдержанная, чем у женщин, преобладают темные или белые оттенки. У восточных армян цвета в одежде представлены более разнообразно, нежели у западных.

Женская одежда, в основном, представлена двумя цветами: красным и зеленым. Каждый цвет – определенный символ. Красный испокон веков считался цветом благополучия, любви и плодородия. Зеленый цвет отождествлял весну, расцвет и молодость. Свадебный наряд армянки сочетал в себе оба этих цвета. Красный цвет был символом брака, поэтому замужняя женщина носила передник красного цвета.
Пожилые женщины носили одежду синих тонов. Синий цвет означал старость, смерть. Для армян он слыл цветом траура. И вместе с тем, славился целительной силой от сглаза и порчи. Синий цвет использовали для заговоров местные маги.

Черный цвет ассоциировался с нечистью. Черную одежду носили в дни траура. Молодым женщинам разрешалось носить черную траурную одежду только после смерти мужа. В остальных случаях это считалось опасным из-за страха потерять детородную функцию.
Белый цвет, наоборот, особо почитали, считая его благословенным. Белое одеяние, например, сопровождало крещение младенца и похороны усопшего.

Желтого цвета армянки избегали, считая его цветом старения, недугов, ассоциировали его с желтым цветом желчи.

армянский народный костюм описание

Орнаменты в национальном костюме армян

Орнаментальная раскраска армянской одежды – это не только воплощение культурных ценностей, но и своеобразный рассказ об истории народа, о красоте края, в котором этот народ проживает, о том, чем он живет и занимается.

Исторически сложилось так, что орнаментальная символика имела, прежде всего, магическую направленность. Орнаменты и узоры были расположены вокруг открытых участков тела (шеи, рук, ног), будто защищая своего хозяина от нечистой силы. Такой же смысл был у поясов, передников, нагрудников, носков. Армянские мастерицы использовали различные техники нанесения орнаментов: вышивку, аппликации, вязание, набойки. Материалы также отличались разнообразием: бисер, пуговицы, бусины, различного качества нитки (в том числе золотые и серебряные) и, что удивительно, чешуя рыб.

Орнаменты на армянский народный костюм наносили на одну из следующих тематик:

  • флора;
  • фауна;
  • геометрические фигуры.

Также изображали рисунки, изображающие здания, в частности, церковь.

армянский народный костюм мужской

Растительный орнамент

Из растительности чаще всего вышивали деревья, веточки, листья. Деревья были объектом поклонения у армян, так как считались символом плодородия, материнства. Волнистые линии, означающие ветви, наносили на кайму передников, и это символизировало бессмертие духа.

Изображения цветков наносили на одежду невинным девушкам как знак непорочности и юности.

Часто в орнамент включали миндалевидные узоры, которые, согласно поверьям, уберегали от злых людей.

Изображения животного мира

Из мира фауны можно заметить изображения змей, петухов, рогов парнокопытных. Рога обозначали плодовитость, богатство. Змеи изображались не только на одежде, но также и на оружии, предметах быта, украшениях. Змея была символом благосостояния, семейного счастья.

Петух особо почитался у армян и был, скорее, покровителем жениха и невесты на свадьбе. Перышки петуха присутствовали в свадебном головном уборе мужчины.

Геометрические орнаменты

Из геометрических узоров преобладали круги, квадраты, ромбы, треугольники и кресты. Все фигуры несли в себе определенную интерпретацию.
Круг, похожий на яйцо, зародыш, символизировал жизнь, выполнял защитную функцию.

Квадрат также слыл оберегом. Его изображение несло глубокую смысловую нагрузку. Четыре стороны можно сопоставить с фундаментальными понятиями, связанными с четверкой – стороны света, сезоны в году, количество стихий. Пересечение горизонтальных (женские линии) и вертикальных линий (мужские линии) несут в себе обозначение оплодотворения. Поэтому крест и квадрат символизируют плодородие.
Ромбы и треугольники наносили преимущественно на женскую одежду. Они символизировали мужское (вершина треугольника направлена вверх) и женское (вершина треугольника направлена вниз) начала. Ромб обозначал их слияние в единое целое, что также обозначало плодородие.

Как нарисовать армянский народный костюм?

Нарисовать любой народный костюм достаточно сложно. Армянский же, из-за наличия сложных орнаментов, множества деталей, в сто крат труднее. Но попробовать стоит, ведь результатом станет рисунок, открывающий все великолепие наряда. Нужно аккуратно и тщательно пройти несколько этапов:

  1. Сделать набросок, обозначающий все основные элементы костюма, соблюдая пропорции.
  2. Нарисовать все детали костюма, не исключая мелочей.
  3. Нужно показать на рисунке изгибы, волны, светотень.
  4. Прорисовать узоры, орнаменты и украшения.
  5. Раскраска армянского народного костюма должна быть проведена после изучения сочетания национальных цветов.

Чтобы познать многогранный мир великой армянской культуры, достаточно изучить все мельчайшие детали национального костюма этого народа. Каждый элемент даст ответ на многие вопросы. В армянском народном костюме сплелись воедино красота, любовь к жизни, к родине, море позитивной энергетики и, конечно, мужество и единство народа.

Армянский народ является одним из самых древних на нашей планете. Их официальная история насчитывается более двух тысяч лет. У народа очень богатая культура, интересные обычаи и традиции.

Не менее интересны и национальные костюмы этого народа. Они отличаются самобытностью, красотой, особенным отношением к деталям.

армяне

Яндекс картинки

Женская

Национальный армянский костюм получил название тараз. Армянские народные костюмы насчитывают многовековую историю. Они выполняли эстетическую функцию, несли особый смысл. Армянский тараз свободных и замужних девушек немного отличалась. Семейные женщины с помощью костюма демонстрировали свой статус, а свободные — привлекали внимание яркими одеждами.

армяне

Женские платья были сатиновыми, шелковыми или более теплыми — бархатными. Гардероб армянской женщины состоял из: платья (свободного или более зауженного фасона), безрукавки, жилеты. Платье имело прорезь в рукаве, завязывалось на запах. Обязательно подвязывалось поясом с традиционным орнаментом.

Жительницы западных районов страны носили разнообразные платья (хатифа, хрхна, антифа, джуппа). Отличались модели выбором ткани для шитья. Хатифа (хрха, путали) имели фасон с широким рукавом и без боковых разрезов.

Поверх платья надевался фартук. Его орнамент, цвет, форма могли рассказать о принадлежности хозяйки к определенному району страны.

Цветовая гамма женского костюма основывалась на красных, синих, желтых и изумрудных оттенках.

Представительницы зажиточных семей вышивали свою одежду серебряными или золотыми нитками. Особое внимание уделялось ювелирным украшениям. Женщины любили украшать себя серьгами, браслетами, дорогими поясами, аксессуарами для висков. Существовала традиция наследовать драгоценности от одного поколения другому.

Еще одним основным аксессуаром женского и мужского национального костюма Армении являлись теплые носки (голпа). Очень редко это были однотонные изделия, чаще полосатые или с узором. Они входили в основной список приданного девушки, выходящей замуж. Часто их дарили на праздник крестин.

армения

Яндекс картинки

В некоторых частях страны было принято вставлять в нос бирюзовые украшения.

Нательная

Под любую одежду надевалось нижнее белье — длинная рубашка, которая называлась халав. Она имела достаточно простой крой. Цветовая гамма могла иметь белый или красный оттенок.

Еще одна деталь нижнего белья — шаровары похан. Шились они из хлопковой ткани алого цвета. Манжеты похана были обшиты золотыми нитками или узорной тесьмой.

армяне

Яндекс картинки

В армянской культуре считалось, что использование в армянской национальной одежде сочетания красных и золотых оттенков приносит благополучие и жизненные силы.

Верхняя

Различные виды распашных и нераспашных платьев являлись верхней одеждой армянок. Отличались наряды только материалом, из которого пошита одежда. Изделия были плюшевыми, бархатными, шелковыми.

Кафтан из бархата — наиболее популярная укороченная верхняя одежда армянских женщин. Он обязательно расшивался золотом.

Более зажиточные женщины утепляли воротники своих кафтанов или длинных пальто натуральным куньим мехом. В некоторых местностях принято было носить утепленные безрукавки.

Головные уборы

Поша — популярный женский головной убор. Представлял из себя небольшую бархатную шапку — тюбетейку с бисерной, золотой расшивкой. В отдельных районах было принято свои длинные косы украшать золотистыми кисточками и подвязывать волосы под поясной шарфик на спине. Пошу было принято обматывать платочком из шелка в виде тюрбана.

В Южных районах страны головные уборы имели более сложную конструкцию. На виски, лоб девушки свисали длинные украшения, прикрепленные к шапочке.

В других краях было принято носить платок, который закрывал еще и нижнюю часть лица. Делалось это из-за восточных традиций, религиозных соображений.

Не последнюю роль в женском армянском костюме играли высокие ободки из дерева. Было принято оборачивать такую конструкцию бархатной тканью и вышивать разнообразные орнаменты: звезда, солнце, небо (котик). Или украшать ободок золотыми монетами, большими пуговицами. Одевается на красную шапочку с кисточками. Называется такой головной убор вард.

Девушки любили вплетать в многочисленные косички шерстяные нитки, по цвету совпадающие с оттенком волос. На нитки крепились золотые шарики и колечки. Это придавало прическе дополнительный объем и привлекательность.

армяне

Яндекс картинки

При выходе на улицу женщина накрывала голову большим покрывалом с вышитым орнаментом (каймой). У пожилых дам вышивка была в синих тонах, а у молодых — в белых.

Обувь

Основой обуви у армян были плотные высокие вязаные носки (голпа). Одевали их как мужчины, так и женщины. В зависимости от региона проживания и материального состояния, чулки были хлопковыми, шерстяными или шелковыми.

Расцветка была очень разнообразной, яркой. В некоторых частях страны голпы было принято шить однотонными.

армяне

Яндекс картинки

Традиционной обувью были кожаные лапти — поршни. Использовалась кожа крупного рогатого скота. Подвязывались поршни шерстяными, кожаными шнурками. Носили такую обувь все крестьяне, независимо от возраста и пола.

Еще один вариант женской обуви — туфли, сшитые из двух одинаковых кожаных кусочка. Это была выходная обувь. Для молодых девушек — желтого цвета, а для дам в возрасте — желтого или красного.

Чмушк — женская обувь с длинным загнутым носом. У этого вида обуви не было задника. Женский вариант изготавливался в зеленом цвете. Основная часть таких тапочек была расшита разнообразными орнаментами. Была предназначена для зимнего сезона.

армяне

Яндекс картинки

В конце 19 века в обиход армянских женщин вошла обувь, изготовленная на фабрике. Это были туфли со шнуровкой или тремя пуговками. Такую закрытую обувь могли позволить себе женщины из зажиточных слоев населения.

Мужская

Мужской армянский национальный костюм (тараз) состоял из кафтана, шароваров, штанов, рубахи. Рубашка была пошита из ситца или шелка, имела одну обязательную деталь — воротничок-стойка с боковой пуговицей. Передняя часть рубахи украшалась длинными кисточками (хвостами) — полосками из бахромы с разноцветной вышивкой.

Более обеспеченные городские жители могли себе позволить пошив арлауха — кафтан, который одевается поверх рубахи. От женской модели он отличался своей длиной. Мужской был более укороченным. Выбор цвета арлауха зависел от района проживания.

армяне

Яндекс картинки

В отдельных местностях арлаух заменяли безрукавками (елак). Сверху которого надевали укороченную куртку без застежек (бачкон). Эту одежду подвязывали на поясе несколькими оборотами шарфа или ткани. Слои ткани выступали в качестве карманов — в них переносили оружие, табак, монеты.

Выбор цвета, ткани мужского армянского тараза зависел от региона проживания. Чаще всего верхняя армянская одежда была шерстяной, суконной, сатиновой. Нижняя — шелковой и хлопковой.

Поясня

Армянские мужчины отдавали предпочтение штанам темных оттенков. Носились они в комплекте с арлаухом, имели свободный фасон.

Еще один вид мужской одежды — шалвары. При пошиве использовались хлопчатобумажные или шерстяные материалы. Этот предмет гардероба был распространен в Западных частях страны. Шалвары имели широкий покрой и затягивались на поясе с помощью шнурка. Распространенными оттенками были коричневый и белый. Иногда использовалась более яркая ткань с узорами. Боковую часть украшали лампасы. Шалвары было принято заправлять в высокие сапоги или носки.

Самым ярким аксессуаром мужского костюма был пояс. Эта деталь могла рассказать о статусе, материальном положении, месте проживания владельца. Богатые армяне носили пояса, украшенные монетами и металлическими элементами. Крестьяне обвязывались более простым материалом, но обязательно яркого цвета.

Верхняя

Наиболее распространенным видом верхней мужской одежды была чуха. Этот напоминающий черкеску распашной кафтан, было принято носить круглый год.

Еще один вариант верхней одежды — бурка. Изготавливалась она из валяной овечьей шерсти и являлась традиционным элементов всех кавказских народов. Носили, накинув на плечи без застежек и прочих фиксирующих элементов. Наиболее популярна бурка была среди пастухов, наездников.

Еще один вариант верхней одежды для холодного времени года — безрукавки, утепленные овечьим мехом.

армяне

Яндекс картинки

Головные уборы

Для теплого времени года использовались тюрбаны, обмотанные яркой однотонной тканью или шарфами с бахромой. Шились они из войлока, сукна.

Носили вязаные или хлопковые тюбетейки (плоские шапочки, прикрывающие макушку) с разнообразными орнаментами, вышивкой.

армяне

Яндекс картинки

В комплекте с чухой надевались меховые папахи. Это высокий утепленный головной убор, распространенный у кавказских мужчин. Такая шерстяная шапка могла уберечь даже от самых сильных морозов. Папаху носили как каракулевую, так и с длинным ворсом.

Среди армянских мужчин обязательным было правило снимать головной убор при посещении церкви, встрече похоронного шествия или в знак уважения к собеседнику.

Обувь

Наиболее распространенным видом обуви у армян были лапти из грубой кожи (трех). Обувались они на высокие носки (ноговицы). Вязались из разноцветных шерстяных или хлопковых ниток. Одевались на носки, фиксировались с помощью длинного шнурка под коленкой.

Городские мужчины носили сапоги с загнутым носком. Эта обувь имела толстую подошву, каблук. При изготовлении использовалась мягкая кожа красного цвета — джзма.

На Западе страны на гулпу обували туфли с невысоким каблуком (солер). Мужские модели изготавливались в черных и красных цветах.

армяне

Яндекс картинки

Орнамент

Орнамент на армянской народной одежде играл роль оберега. Узоры располагались вокруг рукавов, подола, шейных вырезов. Считалось, что узор защищает от неблагоприятного энергетического воздействия. Традиционным орнаментом были украшены пояса, фартуки, вязаные носки, нагрудники.

Техника нанесения орнамента на традиционный армянский костюм:

  • вышивка;
  • вязка;
  • художественный шов;
  • аппликация;
  • набойка.

Вязке и вышивке уделялось особое внимание. Считалось, что орнамент, нанесенный данными техниками, защищал от нечистой силы.

При нанесении узоров, тщательно подбиралась цветовая гамма. Женская палитра была более разнообразной, яркой. Мужская — сдержанной, с преобладанием однотонных темных, белых оттенков. Каждый цвет нес в себе особое значение:

  • Красный. Олицетворял солнце, красоту, праздник, жизнь, тепло огня, плодородие. Защищал от плохого взгляда, помогал при бесплодии и болезнях.
  • Зеленый с красным. Являлся символом семьи. Зеленый символизировал молодость, зелень, новое поколение, весну.
  • Красный с фиолетовым (синим). Имел исцеляющие возможности, использовался в знахарстве (украшения из черно-синих бусин считались оберегом от болезней).
  • Черный. Был символом наступления старости. Одежду темных тонов носили только пожилые люди.
  • Белый. Ритуальный цвет. Использовался в особых случаях: крещение и погребальный саван.
  • Желтый. Отрицательное отношение к этому цвету вызвано ассоциацией с увядающей природой, болезненностью, ядом, желчью. Использовался очень редко.

Женщины украшали свою одежду разнообразными материалами: бисером, блестками, пуговицами, ракушками с чешуей, выловленными из моря.

армения

Яндекс картинки

Орнамент костюма делился на три группы: растительность, геометрия, зооморфность.

Растительный (флора)

Выражается в изображении листьев, веток, деревьев. Бесконечный жизненный путь, силу духа изображали в виде длинной зигзагообразной линии с лепестками на каждом изгибе. Деревья означали плодородие, материнское счастье, беременность.

армяне

Яндекс картинки

Цветы украшали одежду молодых невинных девушек. Узоры миндалевидной формы оберегали от плохого взгляда, злых людей.

Зооморфный (фауна)

Редкий орнамент, передавался в виде характерных отличительных признаков животных. Наиболее популярным было изображение рогов крупного скота (овен, корова, бык). Считалось, что эта деталь приносит богатство, повышает плодородие.

армяне

Яндекс картинки

На оружии, подносах, украшениях, одежде часто изображали змею. Она символизировала семейное счастье, мудрость, приносила удачу в делах.

На свадебной атрибутике можно было увидеть изображение петуха. Его считали покровителем молодоженов. Головной убор жениха обязательно украшался перьями этой птицы для поддержания мужской силы.

Геометрический

Самыми популярными геометрическими фигурами в орнаменте были:

  • Круг. Форма, напоминающая яйцо, символизировала начало жизни, долголетие, защиту. Ассоциировался с солнцем/луной, отображал понятие пространства и времени.
  • Квадрат. Означал четыре времени года, стороны света, смена годового цикла, стихии (вода, огонь, земля, воздух).
  • Крест. Пересечение линий символизирует мужскую и женскую энергию. Этот символ, как и квадрат, означает плодородие. Крестики, вышитые на детской одежде, выступали в качестве оберегов от сглаза и плохих людей.
  • Треугольник. Фигура с вершиной вверх символизировала мужскую энергетику, перевернутая вниз — женскую. Чаще изображался на женской одежде.
  • Ромб — слияние двух треугольников в одну фигуру, объединение мужского и женского.

Сохранилось большое количество археологических материалов, подтверждающих существование армянской национальной одежды много веков назад. Благодаря фрескам, скульптурам, горельефам, щитам и шлемам, ученые смогли восстановить все детали национального костюма.

Современные дизайнеры часто выпускают коллекции с использованием этнических направлений, традиционных орнаментов и цветовых сочетаний.

Армянский национальный костюм

Национальный костюм – это своеобразная летопись, которая через века рассказывает нам об образе жизни народа, о его истории и душе. По тканям, крое и набору одежды можно судить о климатических и географических условиях, о социальном, религиозном устройстве и экономическом развитии народа. Можно даже понять, с какими вызовами он сталкивался. Так, например, оружие всегда являлось неотъемлемой частью армянского национального костюма. И причиной этому была неспокойная жизнь на Кавказе.




Немного истории

Армянский народ очень древний. Его история начинается еще в первом тысячелетии до нашей эры. В общем ему три тысячи лет. Столько же историки дают и национальному костюму. Проследить развитие его не сложно. Источников сохранилось достаточно. Тут и археологические материалы, и описания в древних книгах, и гравюры, и даже древние скульптуры, барельефы храмов.

Костюм менялся не только в зависимости от времени и эпохи, но и под влиянием среды, где жила та или иная армянская община. Известно, что в VIII веке территория Армении была захвачена арабами. После целого ряда неудачных восстаний, православные армяне стали искать спасения в соседних государствах: Грузии, Византии, а после и в более далеких европейских странах. В наши дни в Армении проживает лишь 3 млн человек, в то время как всего в мире численность армянского народа составляет 10-12 млн. А потому костюмы армян, живших в средние века в Италии, существенно отличались от нарядов их же соплеменников, которые нашли убежище, допустим, в Грузии. Но общие черты все же можно определить.






Разновидности

Женский









Особую роль играл головной убор. Он нес в себе информацию о социальном статусе женщины. Девушки заплетали много косичек, в которые вплетали шерстяные нитки такого же цвета, как и волосы. Таким образом их удлиняли и зрительно делали гуще. На голову надевали небольшую войлочную шапочку. К ней крепились на специальных цепочках украшения в виде листочков, колец, лунниц и прочее. Когда женщина выходила замуж, ее головной убор менялся. Теперь войлочную шапочку украшали драгоценными камнями и жемчугом. Если семья была беднее, то мелкими цветочками, сшитыми из шелковых тканей. Когда женщина выходила на улицу, то поверх головного убора она накидывала большое покрывало, которое обшивали каймой. Если женщина была молодая, то вышивка была белого цвета, а если пожилой – синего.






Детский

Маленьких детей, которым не исполнилось и года, одевали в простую рубашку. После года к рубашке добавляли архалук. Часто его делали слишком длинным, что мешало ребенку свободно ползать и ходить. Делали это для того, чтобы было проще уследить за ребенком.

До семи лет мальчики и девочки воспитывались вместе, а после их разделяли. В целом детский костюм не имел существенных отличий от взрослого. Первый свой взрослый архалух мальчик надевал в 10-12 лет.

Детская одежда, так же как и взрослых, вышивалась. Вышивка для нее имела особое значение. Часто использовали кресты и схожие элементы. Они должны были защитить ребенка от злых духов, колдунов и всего нечистого.








Мужской

В костюм армянского мужчины входили рубаха, штаны, шаровары и кафтан. Для пошива рубахи использовали шелк или ситцевые ткани. Также у рубахи был невысокий стоячий воротничок, который застегивался сбоку. Шаровары делали из хлопка или шерсти и подпоясывали широким поясом. На него крепили кошелек и кинжал.






Зимой армянские мужчины носили шубы из овчины. Если же жили в местности, где не было суровой зимы, вместо шуб надевали безрукавки из козьего меха.


Особенности

Цвета и узоры

Часто выбор цвета для одежды армян, зависел от местности, где они жили. Где-то предпочитали красный цвет, где-то белый. Также использовали синий, фиолетовый и зеленый.

Красному цвету отдавали предпочтение не только в одежде, но и широко использовали как цвет для вышивки. Красный в сочетании с зеленым был символом свадьбы. Черный цвет считался траурным и символизировал старость. Желтый использовали крайне редко. Он, как и черный, имел негативное значение и чаще всего его ассоциировали с увяданием и болезнью.






Ткани

Выбор тканей, так же как и цветов, был огромный и зависел от местности. Для нижней одежды использовали хлопчатобумажные ткани и шелк, для верхней сукно, шерсть, сатин и даже парчу.




Мужской архалух кроился с отрезной спиной. На талии она собиралась в сборки. Иногда спину кроили из нескольких клиньев. Сшивали верхнюю часть и подкладку одним швом.

Женский архалух также имел отрезную спину и красивый длинный вырез на груди. Сбоку делали прорезы, которые шли от подола до пояса. Из-за этого получались три полы: две впереди и одна сзади.


Интересный обряд, связанный с кроением одежды, существует во время армянской свадьбы. За несколько дней до торжества родственницы жениха приходили в дом невесты, чтобы помочь выкроить и сшить платье. Жена посаженного отца должна была кроить и нарезать материал. В процессе она бросала ножницы, ругаясь из-за того, что те не заточены, и говорила, что больше помогать не будет. Однако, согласно поверьям, если она не раскроит платье, свадьба не состоится. Потому все гости начинали задабривать ее деньгами и угощеньями. Тогда она продолжала работу.


Красота свадебного наряда

Свадебная одежда в традиционном обществе отличалась лишь тем, что архалухи шили из более дорогих тканей. Другим был и цвет свадебной одежды. Например, носки обязательно делали красного цвета, который считался защитным. Важным элементом свадебного наряда были серебряные пояса. Их новобрачным вручали родители невесты во время венчания. Раньше частью свадебного наряда был и передник из дорогих тканей, который расшивали золотыми нитями. Свадебный наряд украшался вышивкой.

Часто вышивку на свадебных нарядах делали красно-зеленого цвета. В данном случае зеленый символизировал весну, молодость, новое поколение.

Со временем в армянский свадебный наряд все больше и больше проникали европейские традиции. Женское платье стали делать приталенные, белого цвета. Неизменным остался лишь серебряный пояс.






Аксессуары и украшения

Армянские головные уборы очень разнообразны. Мужские шапки делали из меха, сукна, войлока. Западные армяне предпочитали шерстяные шапки полусферической формы.



Женские головные уборы тоже были разными и более сложными. Чаще женщины носили небольшую шапочку типа фески, к которой подвешивали множество украшений. Замужние покрывали такую шапочку платками, которые должны были закрывать и шею. Нижнюю часть лица также закрывали платком белого цвета. Поверх него надевали еще один цветной. Чаще он был красный или зеленый. В присутствии мужчины женщина всегда должна была прятать свои волосы, потому снять головной убор она могла, только если дома никого из них не было.


Западные армянки использовали различные ободки для волос. Их делали из дерева и обшивали бархатом и жемчугом. Еще ободки делали из папье-маше, который тоже обшивали бархатом.

Особое внимание уделялось ювелирным украшениям. Прежде всего, это были семейные драгоценности, которые передавали из поколения в поколение. Носили армянки ожерелья, браслеты (как на руках, так и на ногах). Иногда в нос вставляли специальные серебряные украшения с элементами бирюзы. Пуговицы на одежде тоже нередко были серебряными.






Обувь



Стилизованные модели

В наши дни армянский национальный костюм получил свое второе развитие. Целый ряд знаменитых армянских дизайнеров вернули в моду не только традиционное армянское свадебное платье, но и многие элементы кроя, орнаментов и украшений. Кстати, для вдохновения они использовали в том числе и музейные коллекции.

Наибольшую известность получили ювелирные изделия Арпи Авдаляна. Умело дополняет свои модели традиционными ожерельями и браслетами дизайнер Аревик Симонян, владелица бренда Kivera Naynomis. Также национальные мотивы использует для своих моделей дизайнер Геворг Шадоян.

Армянский национальный костюм

История костюма насчитывает тысячи лет. Она развивалась в десятках стран по-разному: где-то – независимо и обособленно, а где-то – изменяясь под вкусы людей. Традиционный костюм, помимо основной своей функции, мог рассказать окружающим о месте проживания носящего его человека, о его деятельности, истории его рода, семейном статусе и многом другом.


Развитие традиционного костюма и зарождение самой страны нераздельны, так и армянский национальный костюм (тараз) начал собственное возникновение примерно три тысячи лет назад, в век рождения Урартского царства.





Немного истории

Урарту – государство, расположенное на Армянском нагорье в IX до н. э. Бесспорно, у объединенного множества племен имелись собственные отличительные черты костюма, но, к сожалению, сведений о них не сохранилось.




Следом за Урартским царством в 189 г. до н. э. пришло Арташесидское царство, объединившее абсолютное большинство людей, считающих армянский своим родным языком. В Армении быстро росло искусство мастеровых, развивались рыночные отношения с Ираном, индийскими народами и китайцами, городами близ Средиземного и Черного морей, и все это влияло на наряды жителей солнечной Армении.





Крещение государства втянуло Армению в противостояние с Византией. Знаний о народном костюме за этот период сохранилось очень немного, но доподлинно известно, что дворянство предпочитало наряды персидского двора, в то время как остальное население одевалось вполне обыденно.


В промежуток Арабского влияния (640-885 гг.) часть купеческого сословия и князей переняли некоторые детали арабских одежд. 1080-1375 гг. привнесли в народный костюм Армении детали европейских костюмов. Татаро-монгольские набеги XIII-XIV вв., так же не оставили национальные одежды армян без изменений. Во время персидских войн три четверти Армении были захвачены Османской империей, однако остальные земли были по-прежнему подконтрольны Ирану, что, в свою очередь, тоже оказало свое влияние.

Таким образом, костюм, проходя сквозь время, войны и мирные времена, времена роста и упадка, заимствуя и отдавая, принимал собственный неповторимый вид.




Мужские модели



На востоке Армении поверх рубах облачались в архалух – распашную накидку, застегиваемую на небольшие пуговки или крючки, от горловины вплоть до пояса. На архалук накидывалась тёплая чуха – похожая на кафтан верхняя одежда.



В холода одевались в кожух из овчины, а в теплых регионах пользовались жилетами из шерсти коз – казахик.


Женские модели

Основой женского гардероба являлись: просторная сорочка – халав с косыми обоюдными вставками, обширными прямыми рукавами, овальным проёмом горловины и выемом на груди, алого цвета у жителей востока страны, и светлого – у армян, живущих на западе, а также шаровары – похан, сшитые из красного хлопка и собранные у щиколоток. Поверх одевался дамский архалук ярких расцветок, к примеру, синего, зеленого либо виноградного оттенка, а на груди имелся продолжительный выем.







В торжественные дни, на архалух надевалось платье – минтана, которое почти никак не отличалось от архалука, только было лишено боковых разрезов. На пояс повязывали шарфик из красивых тканей или шерсти, впоследствии сменённый поясами из серебра и золота, а рукава сорочки застегивались на шарообразные пуговицы. Сверху при выходе из дома накидывалось большое покрывало, изготовленное из тонкой шерсти. У пожилых женщин оно было синего оттенка.








Важным фрагментом наряда женщины являлся шитый тесьмой фартук с узким тканым пояском – гогноц. Абсолютно все облачение дам обладало изысканным шитьём, в богатых семьях вышивание выполнялась серебром или золотом.


Свадебные одежды

Свадебный наряд у армян отличался лишь более дорогими тканями, а также иными цветовыми решениями. Важным элементом на свадьбе являлись серебряные пояса, вручаемые родителями невесты в процессе венчания.







Детские одежды

Детский национальный костюм в Армении как для мальчика, так и для девочки существенных отличий от взрослого не имел. Ну разве что вышивался чуть скромнее.



Головные уборы и аксессуары

Головные уборы Армении достаточно разнообразны. Мужские разнились в зависимости от мест проживания: на востоке - меховые, на западе - вязаные и тканевые. Лорийцы любили большие невысокие папахи, зангезурцы – папахи значительнее, теснее и менее пышные. Городской народ носил высочайшие шапки цилиндрической формы. У жителей западных регионов получили обширное хождение головные уборы в форме полусферы, вязанные из нитей одного оттенка, обмотанные поверху перекрученным платком.




Время от времени шапки были связаны из цветных нитей с преобладанием красной расцветки, имели конусообразную форму с усечённым верхом 15-20 см вышиной и носились без платка. Одевали и остроконечные (как у располагающихся неподалёку курдов и ассирийцев) уборы, в форме конуса, войлочные шапки, оборачивая верх разноцветным либо однотонным платком, расшитым сказочным геометрическим или цветочным орнаментом.






Под баспинд, на лоб повязывали ленту с закреплёнными монетами, сделанными из драгоценных металлов, у висков крепились украшения, состоящие из серебряных шариков, кораллов, которые почти полностью прикрывали волосы. Столь необычный головной убор повязывали сложенными по диагонали белоснежными платками из хлопковой ткани, охватывающими шею и часть лица до самого носа. Изначально платки были белоснежным, а впоследствии – красноватыми либо зеленоватыми. Углы туго завязывались на затылке. Поверху баспинд прикрывали цветной шалью, скрепленной цепочкой из драгоценного металла.




Подобный головной убор не снимался в течение продолжительного времени. Ночью женщина спала, подложив под голову небольшой тюфяк. Снимать баспинд старались лишь в отсутствии мужчин, так как в Армении, как и в большинстве восточных стран, возбранялось показываться с непокрытой головой перед посторонними.






Вард изготавливали из тонкой ткани, проклеенной в несколько слоёв. Также он богато украшался изысканной материей, драгоценными металлами и затейливым орнаментом. Излюбленной тематикой узоров были сады, необыкновенные птицы, роскошные цветы.





К сожалению, в наше время национальные костюмы во многих странах из-за обилия универсальной европейской одежды не так популярны или не используются вовсе. Конечно, для танцев, театра, киносъёмок и обычных празднеств, они до сих пор незаменимы, но все меньше и меньше встречаются нам в повседневной жизни. Но костюм забыт не будет. Как и сами народы, национальный костюм со временем принимает новые формы, впитывает идеи, и вскоре вновь войдет в повседневность другим, но по сути, – все тем же.

Немного истории

armenian-jewelry1

Армяне – один из древнейших народов мира. История нации начинается в первом тысячелетии до нашей эры. Отследить процесс развития и изменения армянского костюма несложно, поскольку сохранилось большое количество источников. К ним относятся археологические находки, повествования в древних писаниях, гравюры, скульптуры и т. д.

Армянский костюм менялся не только под влиянием эпохи, огромное значение имела окружающая среда и условия, в которых жила община. Доподлинно известно, что в седьмом веке территория страны была оккупирована арабами.

После нескольких провальных восстаний, православные жители Армении приняли решение искать укрытие и поддержку в соседних государствах: Грузию, Византию. Некоторые добрались даже до Европы.

В настоящее время в стране живет всего три миллиона человек. А по всему земному шару численность нации достигает двенадцати миллионов. По этой причине армяне, обитавшие в средние века в Италии, носили иные одеяния, чем их соплеменники, нашедшие приют в Грузии. Но все же общие черты между ними можно отыскать.

Разновидности

Армянский национальный костюм девушек и парней отличается самобытностью, несмотря на то, что за свою долгую историю ему пришлось пережить огромное количество метаморфоз.

Женский

армянский костюм

Важным элементом женского костюма армянок считается фартук. Его обильно украшали яркой вышивкой и крепили сверху с помощью узкого пояска.

Отдельного внимания заслуживает головной убор. Он содержал в себе сведения о социальном статусе своей хозяйки. Девушки плели огромное количество мелких косичек с добавлением шерстяной нити такого же оттенка, как и волосы. Подобный хитрый прием визуально делал прическу пышней, а локоны длинней.

На голову надевали шапочку из войлока небольшого размера. К ней на цепочках прикрепляли разнообразные украшения (листочки, кольца и т. д.). После замужества барышня меняла головной убор.
Войлочную шапку декорировали жемчугом и драгоценностями.

Если семья не могла похвастаться большим достатком, то убор украшали мелкими цветками из шёлка. Когда девушка выходила на улицу, поверх шапочки накидывали покрывало, обшитое каймой. У молодых барышень она была белоснежного цвета, у пожилых дам – синего.

Детский

Малышей, которым не исполнилось одного года, облачали в простую рубашечку. После двенадцати месяцев к ней добавляли верхнее платье. Порой его шили слишком длинным, что мешало крохе ползать и ходить. Делали это не во вред ребёнку, а, чтобы было проще за ним уследить.

Детские наряды также декорировали обильной вышивкой, которая несла в себе особое значение. Часто применяли кресты и подобные элементы. Они выполняли роль оберега от злых сил и нечисти.

Мужской

армянский костюм 2

В состав одеяния парней входили: рубашка, штаны, шаровары и кафтан. Для пошива сорочки брали шёлк или ситец. Изделие отличалось небольшим стоячим воротником, который имел боковую застежку. Шаровары изготавливали из хлопка или шерсти, завязывали широким поясом. На кушак крепили кинжал и кошелек.

Все детали мужского костюма были декорированы изысканной вышивкой. В зимнее время года парни облачались в шубы из овчины. Если обитали в местах, где нет суровых морозов, то выбирали жилетки из козьего пуха.
Вернуться к оглавлению

Особенности

Любой национальный наряд имеет характерные черты, которые выделяют его на фоне иных одеяний. Костюм армянского народа не является исключением.

Цвета и узоры

армянский костюм 3

В большинстве случаев выбор оттенка для вещей зависел от местности проживания. Некоторые отдавали предпочтение красным расцветкам, другие выбирали белоснежный. Также в армянских нарядах часто встречаются синие и зеленые оттенки.

Красный цвет выбирали не только для одежды, но и для вышивки. В сочетании с зеленым оттенком он символизировал свадебное торжество. Черный – знак траура и старости. Желтый цвет применяли очень редко, поскольку он обладал отрицательным значением. Обычно его ассоциировали с болезнями.

Ткани

Выбор материи, так же, как и расцветок, зависел от места обитания людей. Для нижних вещей использовали хлопок и шёлк. При пошиве верхних изделий выбирали сукно, шерсть или сатин.

Архалух для мужчин кроили с отрезной спинкой, в области талии он собирался в сборки. В некоторых моделях спину выкраивали из нескольких клиньев. Верхнюю часть и подкладку скрепляли единым швом.

Нижние мужские брюки (вартик) шили со вставной полоской. Порой она была настолько широкой, что равнялась длине штанов.

Женское верхнее платье также имело отрезную спинку и элегантный длинный вырез в области груди. Сбоку были прорезы, идущие от подола до самого пояса. В результате получалось три полы: две спереди и одна сзади.

У армян существовала интересная традиция, связанная с покроем вещей. За несколько суток до свадебного торжества родные жениха приходили в дом невесты, чтобы помочь с выкройкой наряда и его пошивом. Супруга посаженого отца занималась кройкой и нарезкой ткани.

Красота свадебного наряда

Одеяние для бракосочетания отличалось лишь тем, что верхнее платье шили из дорогостоящей материи. Особой была и расцветка вещей. Носки должны надевали только красного оттенка, поскольку он считается защитным от невзгод и нечисти.

армянский костюм 4

Отдельное внимание на церемонии уделяли серебряным поясам. Их отдавали новобрачным родители в процессе венчания. Ранее важным элементом свадебного наряда был передник. Его шили из дорогой материи и декорировали золотыми нитями. Платье невесты обязательно украшают традиционной вышивкой.

Узор на костюме обычно выдержан в красно-зеленых тонах. Если алый символизировал защиту, то изумрудный – молодость и весну.

Постепенно в традиционный наряд армян стали проникать европейские нотки. Платье невесты шили более приталенным и обязательного белого цвета. Неизменным остался только серебряный пояс.

Аксессуары и украшения

Армянки с запада использовали разнообразные ободки для волос. Их изготавливали из дерева и обтягивали бархатом, декорировали жемчугом. Также аксессуар создавали из папье-маше и обшивали мягкой тканью.

Особое внимание барышни уделяли ювелирной продукции. Практически в каждом доме имелись семейные реликвии, которые передавали от старшего поколения к младшему. Любили армянки ожерелья, браслеты. Причем последние надевали не только на руки, но и на ноги.

Некоторые барышни вставляли в нос украшения из серебра с частицами бирюзы. Пуговицы для одежды также изготавливали из этого драгоценного металла.

Головные уборы

У жителей западной и восточной Армении они существенно отличались. Первые выбирали вязаные головные убора, а вторые из меха. Городские обитатели носили высокие шапки в форме цилиндра. Жители западных областей предпочитали полусферические головные уборы, связанные из нитей одного цвета и обмотанные сверху перекрученным платком.

Можно было встретить шапки, созданные из ниток разных оттенков. Они обладали формой конуса с усеченной верхушкой. Их вышина достигала пятнадцати сантиметров. Носили подобные шапки без платка. Надевали армяне и остроконечные уборы, оборачивая верхушку платком, украшенным традиционной вышивкой.

Женщины, проживающие в восточной части страны, носили шапочку, которая по внешнему виду напоминала башню. Аксессуар достигал в высоту до двадцати сантиметров. Для его изготовления использовали несколько слоев хлопковой материи. Убранство имело множество названий: палти, поли, баспинад и т. д.

armyanskij-nacionalnyj-kostyum

Обувь

Армяне носили трехи, изготовленные из грубой кожи. Обували их на специальные носки из шерсти (гулпа). Девушки предпочитали шлепанцы с открытым передом. Но от носков при этом не отказывались.

В непогоду жители Армении надевали сапоги из кожи (масхер), поверх которых натягивали шлёпки (шмек). Шлепанцы по внешнему виду напоминали туфли на каблучке, только без задника.

Стилизованные модели

армянский костюм 5

В современном мире армянский национальный костюм получил вторую жизнь. Несколько знаменитых дизайнеров, родом с Кавказа, вернули на подиумы не только традиционное одеяние для свадебного торжества, но и украшения, узоры, вышивку. Источником вдохновения для них служили музейные экспонаты.

Мировую славу получила ювелирная продукция Арпи Авдаляна. Гармонично вплетает в современные наряды национальные ожерелья и браслеты модельер Аревик Симонян. К народным мотивам в коллекциях часто обращается дизайнер Геворг Шадоян.

Заключение

Чтобы разобраться в многогранном мире великой Армении и ее культуре, достаточно внимательно изучить национальный костюм страны. Каждый элемент одеяния содержит ответы на многочисленные вопросы. В наряде гармонично сплелись красота, любовь к родине и мужество этой удивительной народности.

Из видеоролика вы узнаете интересные факты об армянском национальном костюме.

Читайте также: