Общественно культурная обстановка в стране во второй половине xx века кратко

Обновлено: 07.07.2024

8.1. Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века.

Развитие литературы 1950 — 1980-х годов в контексте культуры.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова тематика русской литературы 50-80-х годов 20 века?

2.Какие проблемы затрагивали писатели в этот период? Как отразились в них противоречия времени?

3.Какие направления литературы можно выделить в литературе 50-80-х годов 20 века?

4. Назовите писателей и поэтов, посвятивших свое творчество осмыслению Победы в Великой Отечественной войне.

5. Назовите писателей и поэтов, посвятивших свое творчество мирной послевоенной жизни, теме деревне 50-80-х годов 20 века.

6. Как развивается авторская песня? Расскажите о поэтах- бардах.

Проработать вопросы по тексту лекции. (устно)

Выполнить задание 3

Дополнительное задание для тех, у кого есть долги.

Период развития культуры и литературы 50-60 годов принято называть оттепелью.

Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Само понятие " оттепель " в социокультурном плане имело два смысла:

1) символический - оттепель в культуре предшествовала и способствовала оттепели в других сферах общественной жизни;

2) реальный - ослабление влияния тотального режима на индивидуальный процесс художественного творчества.

Культура СССР 1953-1964 годов.

На перемены в жизни общества, прежде всего, откликнулась литература.

Кино, поэзия. Н.С.Хрущев и интеллигенция

В 60-е годы в Политехническом музее на сцене Большого зала музея при громадном интересе аудитории выступали блистательные поэты своего времени - Окуджава, Евтушенко, Ахмадулина, Рождественский, Вознесенский.

С конца 50-х гг. начались новые гонения на Русскую Православную Церковь: резко сокращалось количество приходов, массово закрывались монастыри, тысячи священников лишились всех средств к существованию, у церкви отбиралось имущество и земля. Прошли аресты церковных иерархов. Эти меры предпринимались и в отношении других конфессий.

Спорт и образование

По мере развития советской экономики происходило развитие образования. В 1956-1957 гг. была отменена плата за обучение, взимавшаяся со старшеклассников и студентов вузов. Новые предприятия требовали ежегодного прироста количества квалифицированных рабочих. Для решения этой задачи была задумана и реализована реформа образования 1958 г., по которой вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа, десятилетняя школа преобразовалась в среднюю 11-летнюю с производственным обучением. С 1959 г. в старших классах в учебную программу был включен труд на производстве. Реформа образования имела неоднозначный результат, поскольку привела к падению образовательного уровня

Особенности прозаических произведений периода оттепели.

Всё, что писал Солженицын, было проникнуто решительным неприятием советской политической системы. С образом Ивана Денисовича в литературу пришла новая этика, выкованная в лагерях, через которые прошла очень уж немалая часть общества.

Деревня привлекала писателя русскими характерами, проблемами деревни. В. Овечкин показал будни, трудности, которые испытывала деревня. Благодаря этому писателю получил развитие жанр публицистического очерка, открылось новое дыхание в реалистическом направлении.

Современный город – сосредоточение глубоких драм, преступлений, обманов, бытовых историй, обостренных исканий, трений между людьми.

Лирика периода оттепели.

И уже невозможно молчать!

Надо нам научиться спрашивать.

А тем более – отвечать!

Взбегу на холм и упаду в траву.

И древностью повеет вдруг из дола!

Засвищут стрелы будто наяву,

Блеснет в глаза кривым ножом монгола!

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Смотри, опять в леса твои и долы

Со всех сторон нагрянули они.

Такие песни можно исполнять в неформальной обстановке. Авторская песня обращена к каждому, и она про каждого. Демократичность этого явления выразилась в том, что многие стали пробовать себя в качестве авторов, находили способ самовыражения, не претендуя на мировую славу или высокие гонорары. Широкое распространение авторской песни сделало лучшие ее образцы поистине народными.

Какие направления литературы можно выделить в литературе 50-80-х годов 20 века?

Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Развитие литературы 1950-1980-х годов. Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода "оттепели". Журналы "Иностранная литература", "Новый мир", "Наш современник".

Рубрика Литература
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 05.04.2020
Размер файла 19,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В прозе 60-х годов можно выделить еще одно течение - лирическая проза, которую представляли такие писатели, как К. Паустовский ("Повесть о жизни"), М. Пришвин ("В тумане"), В. Соломин ("Капля росы"), О. Бергольц ("Дневные звезды"). Произведения лирической прозы раскрыто не столько внешнее движение, сколько мир души литературного героя. Главное в таких произведениях был не сюжет, а чувства персонажей. "Капля росы", "Владимирские проселки" В. Солоухина и "Дневные звезды" О. Бергольц с момента их появления считались образцами лирической прозы, где доминирует не только лирическое начало, но и эпическое.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Советская культура во второй половине ХХ века

Описание презентации по отдельным слайдам:

Советская культура во второй половине ХХ века

Советская культура во второй половине ХХ века

Особенности культуры в 1945-1953 гг. Восстановление жесткого идеологического.

Особенности культуры в 1945-1953 гг. Восстановление жесткого идеологического контроля в области культуры Борьба с космополитизмом Борьба с формализмом в искусстве А. А. Жданов

Образование Восстановление сети школ (1946-50 гг. – 18,5 тыс. школьных зданий.

Образование Восстановление сети школ (1946-50 гг. – 18,5 тыс. школьных зданий) Переход к семилетнему обучению Обучение студентов без отрыва от производства

Наука Технические достижения 1947 г. – С. Королев, создание ракеты-носителя 1.

Наука Технические достижения 1947 г. – С. Королев, создание ракеты-носителя 1949 г. – И. Курчатов, испытание ядерной бомбы С. Королев И. Курчатов


Театр, музыка, кино Борьба с формализмом в искусстве «Не только музыкальное.

Архитектура Сталинский ампир Здание Московского университета Здание Свердловс.

Архитектура Сталинский ампир Здание Московского университета Здание Свердловского горсовета

Образование 1958 г. – школьная реформа: переход к восьмилетнему обучению, вв.

Образование 1958 г. – школьная реформа: переход к восьмилетнему обучению, введение политехнического уклона в образовании Итоги: + рост общего уровня образования - падение качества образования и выпускаемой продукции

Наука 1953 г. – испытание водородной бомбы 1954 г. – пуск первой атомной элек.

Театр и кино

Архитектура и скульптура Родина-мать, Е. Вучетич Надгробие Н. Хрущева, Э. Неи.

Архитектура и скульптура Родина-мать, Е. Вучетич Надгробие Н. Хрущева, Э. Неизвестный Застройка квартала Новые Черемушки

Особенности культуры в 1964-1985 гг. Разделение культуры на официальную и «по.

Образование и наука Введение всеобщего обязательного среднего образования Укр.

Музыка и кино Развитие симфонической музыки (Д. Шостакович, Г. Свиридов, В. М.

Архитектура и скульптура Ансамбль защитникам Брестской крепости Здание Совета.

Архитектура и скульптура Ансамбль защитникам Брестской крепости Здание Совета экономической взаимопомощи Останкинская телебашня

Особенности культуры в 1985-1991 гг. Изменения в общественной и культурной жи.

Литература

Кино Реж. Т. Абуладзе Реж. С. Говорухин Реж. А. Прошкин Реж. Ю. Кара

Кино Реж. Т. Абуладзе Реж. С. Говорухин Реж. А. Прошкин Реж. Ю. Кара

Изобразительное искусство И. Глазунов. Великий эксперимент. Вечная Россия.

Изобразительное искусство И. Глазунов. Великий эксперимент. Вечная Россия.

Древнее изречение гласит: музы умолкают, когда говорят пушки. О чём заговорили музы, когда смолкли пушки Второй мировой войны? Какие мысли, чувства, настроения людей проявились в послевоенные годы в произведениях литературы, живописи, скульптуры, в театре и кино?

Когда замолчали пушки

Памятники погибшим на войне.


Памятники погибшим на войне.

Война заставила задуматься о незащищённости людей и невосполнимости утрат, о человеческой жизни как высшей ценности. Художники по-разному откликнулись на это. Одни попытались уйти, спрятаться от страшной реальности. Другие встали на защиту человека, его права на жизнь, взаимопонимание, радость.

Спектакли проходили под открытым небом у стен средневекового папского дворца и были рассчитаны на самую широкую аудиторию. В этих постановках сложилась труппа Национального народного театра. В нём работали получившие европейскую известность актёры Ж. Филип, Д. Сорано, М. Казарес. Театр привлёк массового зрителя (его зал вмещал 2700 человек). При нём были организованы ассоциации народного зрителя, абонементы на спектакли выдавали на предприятиях. Опыт народного театра получил распространение во многих провинциальных театрах страны.

1960-е годы: бунт в культуре?

Ливерпульская четвёрка


Ливерпульская четвёрка

Массовая культура

Кино и бизнес: цифры и факты

Г. Юккер. Стул.


Г. Юккер. Стул.

Искусство мысли и чувств

На фоне обслуживающей потребителя массовой культуры всегда выделяются произведения литературы и искусства, в которых художники обращаются к насущным вопросам жизни человека и общества, извечным понятиям добра и зла, любви и ненависти, верности и предательства, жестокости и сострадания.

Ф. Феллини (в центре) с актёрами М. Мастроянни и С. Лорен


Ф. Феллини (в центре) с актёрами М. Мастроянни и С. Лорен

Эра телевидения

Телевидение повлечёт за собой генетические изменения — помянете мои слова. Наши глаза станут больше, а лбы постепенно исчезнут за ненадобностью.

П. Чаевски, кино- и телесценарист. США

Цифры и факты:

Телепрограммы продаются на международном рынке. Так, США получили чистую прибыль от продажи за границу телевизионных программ в 1960 г. в сумме 30 млн долл., в 1965 г. — 75, в 1970 г. — 95, в 1975 г. — 160 млн долл. Продаваемые в другие страны программы почти полностью окупают затраты на их создание.

Диалог культур

Примечательным явлением второй половины XX в. стало углубляющееся взаимодействие и взаимообогащение культур народов разных стран и континентов. Этому способствовал ряд обстоятельств, в том числе: совершенствование техники и средств массовой информации (радио, телевидения и др.); расширение возможностей культурного обмена; подъём культуры в странах, освободившихся от колониальной и полуколониальной зависимости (распространение образования, государственная поддержка национальной художественной культуры и т. д.); деятельность международных организаций — ЮНЕСКО (Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) и др.

Другая тенденция — развитие самобытных национальных культур. В связи с этим возникает вопрос: когда и почему произведение литературы, искусства, созданное в той или иной стране, становится предметом живого интереса, достоянием сотен тысяч людей в мире? В поисках ответа обратимся к примерам.

Симфонический зал в Далласе Арх. И. М. Пей


Симфонический зал в Далласе Арх. И. М. Пей

Национальный центр искусств в Париже


​​​​​​​Национальный центр искусств в Париже

Собор в г. Бразилиа Арх. О. Нимейер


Собор в г. Бразилиа Арх. О. Нимейер

Много примеров взаимодействия культур, синтеза национального и интернационального даёт и современная архитектура. Одним из всемирно известных архитекторов второй половины XX в. является бразилец О. Нимейер. В первые послевоенные годы он участвовал в разработке проекта здания штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Наиболее масштабной его работой было проектирование современной столицы Бразилии — города Бразилиа, строительство которого началось в 1957 г. (проект создавался совместно с другим известным архитектором Л. Костой). Многие спроектированные Нимейером здания явились значительным вкладом в мировую архитектуру XX столетия.

Итак, мы отметили некоторые характерные черты и явления культуры второй половины XX — начала XXI в. Но не будем ставить на этом точку. Посмотрим вокруг: мы сами живём в мире современной культуры, создаём и воспринимаем её. Важно уметь видеть, понимать и осмысливать творения культуры. Будем внимательно и бережно относиться к ним — ведь это наследие предшествующих поколений, переходящее из XX в XXI в.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

Читайте также: