Общеобязательные элементы религии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Рели́гия — мировоззрение, обусловленное верой людей в существование сверхъестественной сферы, а также совокупность моральных и поведенческих норм, соответствующих обрядов и ритуалов.
В основе религиозного мировоззрения лежит вера в высшие силы и существа, — бога (или богов) и духов — которые являются объектом поклонения. Религия представляет собой отношение людей к сверхъестественным силам и надчеловеческому духовному миру — особой реальности, которая дает ориентиры для поведения в обществе. Обычно религиозное мировоззрение предполагает веру в бессмертие души и разные формы загробной жизни: воскресение, реинкарнацию (переселение душ), посмертное воздаяние. Религиозные верования находят выражение в мифах, священных текстах, обрядах, культах.

Элементы религии

Религия как форма общественного сознания и социальный институт включает в себя несколько основных элементов.
1. Вера — признание истинности религиозных догматов без фактической проверки и логических аргументов, на основании субъективных ощущений.
2. Учение — система догматических положений конкретной религии; совокупность принципов, идей, понятий, на которых основана вера.
3. Религиозный культ — совокупность действий, в которых выражается преклонение верующих перед высшими силами, почитание священных предметов. Культ — основной вид религиозной деятельности, церемониальная сторона религии, придающая конкретно-чувственный характер отвлеченным идеям и представлениям (обряды, молитвы, проповеди, мистерии). Религиозная вера включает в себя и веру в спасительную силу определенных ритуальных действий, которые могут оказывать влияние на объективный ход событий.
4. Система моральных норм и стандартов правильного поведения, источником которых считается Бог или иная сверхъестественная сущность, воплощающая в себе высший разум, абсолютное совершенство, силу и могущество.
5. Церковь — особый социальный институт, организация, управляющая жизнью общины. Религиозная община — совокупность представителей определенного вероисповедания, объединившихся для удовлетворения своих религиозных потребностей (проведения богослужений, осуществления религиозного просвещения и др.).

Особенности религиозного и светского сознания

В религиозном сознании Бог (или иная сверхъестественная сила) — главный источник моральных ценностей и ориентиров, которые воплощают его волю в разнообразных формах сакрального знания: заветах, заповедях, священных текстах.
Религиозное сознание может быть индивидуальным или групповым. Оно основывается на обыденной практике, личном отношении и образе жизни, или на идейной позиции человека, согласованной с концептуальным вероучением. Для религиозного сознания характерно осмысление нематериальной реальности, которая может быть открыта человеку в результате мистического опыта, эмоциональных переживаний, морально-психологического состояния. Религиозное сознание допускает иррациональное истолкование явлений окружающего мира.
Светское сознание, в отличие от религиозного, усматривает источники всех процессов и явлений в объективных обстоятельствах материального мира, их причинно-следственной взаимосвязи. Светское мировоззрение опирается на естественнонаучное и социальное знание, отделяет нравственную сущность религиозных учений от их мистической составляющей, объясняет сформировавшуюся систему социальных и моральных норм с точки зрения психологии личности и общества.

Монотеизм и политеизм

Религиозные верования могут принимать форму монотеизма или политеизма.
Монотеизм — религиозное мировоззрение, основанное на вере в единого Бога (единобожие). В рамках монотеизма выделяют отдельные религиозно-философские направления: теизм — вера в существование Бога, который создал мир и непосредственно управляет им; деизм — мировоззрение, которое утверждает существование Бога, но отрицает его активное участие в жизни людей, сверхъестественные явления и религиозный догматизм.
Примеры монотеистических религий: иудаизм, христианство, ислам.
Политеизм — многобожие, вера в нескольких богов, каждый из которых имеет определенную сферу влияния. Вероятно, политеизм — древнейшая форма религиозных представлений о мире, из которой со временем выделилось монотеистическое мировоззрение.
Политеистическими были религиозные верования древних египтян, греков, римлян, славян. В современном мире к политеистическим религиям относится синтоизм в Японии, отчасти — индуизм.
Для политеизма характерно существование пантеона — группы богов, признаваемых той или иной религией и описанных в мифологии. Так, например, в пантеон славянских богов входили Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Мокошь и др.

Церковь

Некоторые развитые религии современного мира представлены в обществе особым социальным институтом — церковью. Церковь регулирует и направляет жизнь верующих: устанавливает определенную систему моральных норм, ценностей, образцов поведения, позитивных и негативных санкций. Церковная община основана на общей вере, совместном участии в религиозных таинствах, священноначалии.
Церковь как корпоративная организация с иерархической структурой и централизованным управлением характерна в первую очередь для различных христианских конфессий (православия, католицизма, протестантизма и др.).
Другие распространенные в мире религии (ислам, буддизм, конфуцианство, иудаизм) не имеют четко оформленной церковной организации.

Функции религии

Религия выполняет в общественной жизни ряд важных функций.
1. Мировоззренческая функция: религия отвечает на вопросы о смысле и цели жизни, дает человек систему идей, убеждений, критериев, с точки зрения которых он осмысливает мир и свое место в нем.
2. Компенсаторная (утешительная, психотерапевтическая) функция: религия возмещает человеку ощущение его зависимости от природы, ограниченности его способностей, конечности жизни. Религия помогает переживать стресс, личные неудачи, страх перед смертью, приносит утешение, душевный покой.
3. Коммуникативная функция: религия обеспечивает общение верующих между собой, а также общение верующих с Богом, духами, ангелами, святыми, душами умерших. Обрядовая деятельность в этом случае служит способом установления контактов людей друг с другом и с существами нематериального мира.
4. Регулятивная функция: религия упорядочивает деятельность людей, их помыслы, устремления, поступки, с точки зрения определенных духовных ценностей и моральных норм.
5. Интегративная функция: последователи определенного вероучения ощущают себя единой религиозной общностью с определенными ценностными установками.
6. Культурная функция: на протяжении истории человечества религия способствовала становлению и развитию определенных отраслей культуры — письменности, книгопечатания, изобразительных искусств, музыки, философии. В ходе религиозной деятельности определенные культурные ценности и установки передаются новому поколению.

Ранние формы религии

В истории развития религиозных представлений выделяют ранние формы веры в сверхъестественное, которые существовали в различных обществах и культурах.
1. Магия (колдовство) — комплекс обрядов и ритуалов, осуществляемых для воздействия на скрытые в человеке и природе силы с целью получения определенного результата. Формы магии: гадание, астрология, алхимия.
2. Тотемизм — вера в родство человеческой группы (рода или племени) с каким-либо животным или растением (тотемом), поклонение этому объекту как мифическому предку и покровителю. Особенность тотемизма — его влияние на социальную организацию человеческого коллектива: тотемизм регламентировал формы сотрудничества, социальные контакты, брачное поведение членов рода и др.
3. Фетишизм — поклонение неодушевленным материальным объектам (амулетам, культовым предметам), которым приписываются сверхъестественные свойства.
4. Анимизм — вера в духов, во всеобщую одухотворенность окружающего мира (животных, растений, природных явлений). Особой формой анимистического религиозного культа является шаманство — вера в способность отдельных людей (шаманов) выступать посредниками между миром людей и миром духов.

Наиболее распространенные религии современного мира

К числу наиболее распространенных религий в современном мире относятся:
— христианство (повсеместно, преимущественно в Европе, Америке Австралии, приблизительно 2 млрд последователей);— ислам (Северная Африка, Ближний и Средний Восток, Юго-Восточная и Центральная Азия, приблизительно 1, 2 млрд последователей);
— индуизм (Индия, около 800 млн последователей);
— синтоизм (Япония, около 400 млн последователей);
— буддизм (Центральная, Южная и Юго-Восточная Азия, около 350 млн последователей);
— иудаизм (Израиль, около 14 млн последователей).

Мировые религии

Все религии современного мира и исторические формы религиозных верований можно разделить на три группы:
1) традиционные родоплеменные верования (анимизм, тотемизм и т. п.);
2) национальные религии — локально ограниченные, распространенные в пределах отдельных наций и государств (индуизм, иудаизм и др.)
3) мировые религии (буддизм, христианство, ислам).
Мировые религии, зародившись в определенной стране, позже распространились на большие территории. В отличие от мировых религий национальные религии, даже если они объединяют большое число верующих, связаны с принадлежностью к определенной национальности и потому распространение их в мире ограничено.
Мировые религии выделяют на основании следующих критериев: значительное число последователей во всем мире; межэтнический характер (возможность распространения данной религии среди представителей разных народов); возможность распространения данного вероучения среди всех социальных и политических групп.
Эти черты свойственны буддизму, христианству и исламу, которые и составляют группу мировых религий. В то же время, например, индуизм — не мировая религия (хотя число его сторонников почти в два раза больше, чем число последователей буддизма), так как его распространение сдерживается национальными границами.

Буддизм

Буддизм — древнейшая мировая религия. Буддизм зародился в Индии, в 6–5 веках до н. э., в дальнейшем вышел за ее пределы и распространился во многих странах Азии. Основатель буддийского учения — Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. В рамках буддизма выделяют два основных учения: махаяна и тхеравада.
Основа буддийского вероучения — представление о бытии как страдании, бесконечной цепи перерождений. Освобождение от страдания возможно в результате правильного поведения, преобразования психики и физиологии человека. Конечная цель духовных стремлений человека — достижение состояния нирваны, свободы от страданий.

Христианство

Христианство возникло в 1 веке н. э., в восточных провинциях Римской империи. Священная книга христиан — Библия, включающая Ветхий и Новый Завет.
Христианство — монотеистическая религия, основанная на вере в единого Бога и бессмертие человеческой души. Бог в христианстве един в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос), Бог Святой Дух.
Основные ветви христианства в современном мире: православие (215 млн последователей), католицизм (около 1 млрд последователей), протестантизм (около 350 млн последователей).

Ислам

Атеизм и агностицизм

Мировоззрение, отрицающее существование Бога и каких-либо сверхъестественных сил называется атеизмом. От атеизма следует отличать теологический агностицизм, который отрицает возможность познания истины в отношении существования сверхъестественной сферы: богов, духов, вечной жизни. При этом агностики не исключают самой возможности существования божественного, они лишь указывают на отсутствие рациональных доказательств и аргументов в вопросах религиозной веры.
На протяжении всей истории человечества религиозное сознание и светская культура взаимодействовали как в форме мирного сосуществования, так и в ходе открытого противостояния. Одно из основных прав человека в демократическом обществе — свобода совести, которая подразумевает право исповедовать любую религию или быть атеистом.

Религия является одной из форм общественного сознания. Это значит, что не существует особой религии у отдельного человека. Та или иная система религиозных верований исповедуется относительно большой группой людей: в доклассовом обществе — родом, племенем; в антагонистических формациях — всем обществом или отдельными народами, объединенными в едином государстве или живущими в разных странах. Однако каждый класс, каждая социальная прослойка реальный процесс жизни даже в рамках одной и той же религии осознают неодинаково.

Ф. Энгельс отмечал, что в начале истории объектами фантастического отражения были силы природы. По мере деления общества на имущих и неимущих и, следовательно, с возникновением угнетения одних групп людей другими группами стали наделяться сверхъестественными свойствами, наряду с силами природы, и общественные силы. Они господствовали над людьми с той же кажущейся естественной необходимостью, что и силы природы. Подобно последним, общественные силы противостояли человеку как нечто чуждое и необъяснимое.

Во всякой религии можно выделить три основных элемента: 1) мировоззренческий — система взглядов и представлений; 2) эмоционально-чувственный — совокупность чувств, переживаний, настроений; 3) культовый — определенные действия (молитвы и обряды).

Религиозные догматы и представления богословы-профессионалы стремятся свести к последовательной, целостной теории. В действительности же эта теория ложная. Она изобилует внутренними противоречиями и находится в непримиримом конфликте с наукой и общественно-исторической практикой.

Религиозная психология — это обыденное сознание верующих. В религиозной психологии идеи и представления хаотичны и бессистемны.

В отличие от религиозной идеологии, сознательно разрабатываемой и навязываемой верующим богословами, религиозная психология в эксплуататорском обществе возникает стихийно, как непосредственное отражение бессилия угнетенных масс перед теми социальными условиями, которые дают возможность одним жить за счет других. Религиозная психология благоприятствует распространению религиозных идей. Последние в свою очередь способствуют сохранению религиозной психологии.

Второй элемент религии представляет собой совокупность чувств, переживаний и настроений.

Церковники утверждают, что религиозные чувства изначально присущи всем людям, т. е. являются врожденными. Эти утверждения ложны. Человек ие наделен каким-либо особым физиологическим аппаратом, который был бы но сителем религиозных чувств. Физиологическая основа любых эмоций (чувств) у всех людей одинакова. Специфика же религиозных настроений и переживаний состоит в том, что они связаны с представлениями о существовании неких надприродных сил и существ, в первую очередь — бога. Значит, религиозные чувства могут возникнуть только у верующих, на базе религиозного мировоззрения. В глубокой древности, когда еще не было веры в добрых и злых духов, во всемогущего бога, первобытный человек испытывал чисто физиологический страх перед грозными силами природы. С возникновением же такой веры этот страх у людей приобрел религиозную окраску.

Эмоции, возникающие на почве религиозных представлений, у разных индивидов различны. Они зависят от особенностей индивида: его темперамента и глубины верований. У фанатика, например, религиозные переживания гораздо острее, чем у человека, лишь в силу традиции отдающего дань вере в бога. Но во всех случаях религиозное чувство «есть общественный продукт..л 1. Объясняется это тем, что религия в целом является формой общественного, а не индивидуального сознания, продуктом исторических условий жизни людей.

Обряды также призваны умилостивить бога, добиться от него покровительства в земной и загробной жизни. Все обряды носят магический, т. е. колдовской характер (обряды венчания, крещения, похоронный обряд и др.). Совершаются обряды пышно, богослужение проходит в торжественной обстановке. Церковь использует самые разнообразные средства эмоционального воздействия на верующих, в первую очередь изобразительное искусство и музыку. В ряде стран (США, Англия) служители культа прибегают даже к услугам джаз-оркестров.

РЕЛИГИЯ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "РЕЛИГИЯ" 2015, 2017-2018.

В предисловии к первому изданию своей работы "Сущность христианства" (1841 г.) Фейербах отмечает, что "цель данной работы - показать, что сверхъестественные тайны религии основаны на достаточно простых естественных истинах". Основная мысль этой работы обманчиво. [читать подробнее].

В своих политических и экономических рукописях 1844 года Маркс разработал подход к религии, основанный на идеях, явно заимствованных у Фейербаха. Религия не имеет реального независимого существования. Она - отражение материального мира и вытекает из социальных нужд и. [читать подробнее].

Истоки еще одного важного подхода лежат в христианстве, в частности, в диалектическом богословии Карла Барта. Этот подход развивает идею о том, что "религия" - это чисто человеческое создание, часто вызов, брошенный Богу. Религия рассматривается как человеческое. [читать подробнее].

Христианская проповедь всегда проходила в многообразном мире, в соперничестве с другими религиями и интеллектуальными убеждениями. Появление евангелия в лоне иудаизма; распространение евангелия в эллинистическую среду; раннехристианское проникновение в языческий Рим;. [читать подробнее].

Страстность эпохи Возрождения отразилась во взаимоотношениях новой культуры с религией и церковью. Как бы сильна ни была струя атеизма в этот период, как бы ни бунтовал ренессансный человек против ограничения свободы религией, он все же оставался в рамках христианского. [читать подробнее].

Шаманство (шаманизм) - одна из наиболее ранних форм религии, возникшая по всей вероятности еще в каменном веке в безгосударственных обществах, хозяйство которых базировалось на охоте. Шаманство сохранилось у многих народов мира - в Африке, Северной и Восточной Азии, у. [читать подробнее].

К концу XII в. в Европе сложились две большие религиозные зоны: восточная, православно-византийская и западная, римско-католическая. Граница между ними проходила по Западному Бугу. Беларусь стала местом встречи и взаимодействия этих религий, что определило уникальное. [читать подробнее].

. Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнооб­разных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную. [читать подробнее].

Характерный признак Средневековой цивилизации Запада господство мировой религии, христианства. Идеология в ее религиозной форме впервые стала доминирующим фактором в обществе. Пожалуй, за всю историю человечества не было времени, когда бы значение религии, церкви было. [читать подробнее].

Как и искусство, религия — одна из древнейших разновидностей культуры и существует в обществе на любом этапе его развития. В религии заложен особый опыт человечества, связанный с видением общей картины мира, с пониманием взаимоотношений природы и человека, космоса и. [читать подробнее].

Под элементами религии следует понимать важнейшие взаимосвязанные, составляющие весь религиозный комплекс, части. Структура же религии подразумевает внутреннее иерархическое построение, аналогичное, как правило, государственной или иной светской организации.

В развитых религиозных системах выделяются следующие важнейшие элементы религии:

Религиозная вера рассматривается различным образом: по одной традиции - это неотъемлемое свойство человеческой души, по другой - дарованное богом человеку благодать - особая божественная сила, ниспосылаемая человеку, чтобы он мог преодолевать греховность и обрести спасение в загробном мире. Вера объявляется также высшим проявлением человеческого сознания, нравственной ценностью, более высокой, чем разум, формой познания.

Центральной идеей религии является идея бога. Религиозная вера включает также идеи: бессмертия души, предопределения судьбы человека богом; представления о сотворении мира и человека, величественные и вызывающие восхищение в воображении описания рая, страшные, вызывающие страх и отчаяние картины ада и многое другое, затрагивающее интересы и чаяния человека.

Следует также отметить, что религиозная вера предполагает особое эмоциональное отношение к сверхъестественному: верующий человек не только верит в его реальность, но и эмоционально переживает свое отношение к нему, что обусловлено верой в существование двусторонних отношений между человеком и сверхъестественным, и что оно может влиять на его жизнь, судьбу.

Религиозная деятельность, или религиозный культ, является одним из важнейших элементов религии и представляет собой практическую реализацию самой религии в повседневной жизни. В сущности своей культ - это совокупность символических, преимущественно, магических действий, с помощью которых верующие пытаются воздействовать на сверхъестественные и реальные объекты. Это: различные обряды, ритуалы, богослужение, молитвы, жертвоприношения, паломничество, посты и др. Культ включает в себя также материальные объекты и предметы: храмы, святилища, священные реликвии и др.

Основным смыслом и содержанием этих действий является стремление человека достичь желаемых ему результатов или предотвратить различные бедствия и невзгоды. В этом плане любые действия религиозного характера направлены к соответствующим данной религии сверхъестественным силам или высшим существам. Например, в шаманизме, шаман, якобы обладающий способностью общения с духами, с помощью экстатических танцев, пения, заклинаний, непонятных обычным людям звуков и слов, пытается оградить людей от их злонамеренных действий. В развитых религиях с представлениями о богах, управляющих судьбами мира и людей, возникает умилостивительный культ в виде молитв, направленных на то, чтобы задобрить богов, добиться их милости и помощи.

Религиозный культ, особенно коллективное его исполнение, способствует укреплению религии, сплочению общины верующих, тем более, что в культовой деятельности, например, в христианстве, широко используются богато украшенные храмы, причудливые, отделанные драгоценными камнями и металлами одеяния духовенства, музыка, пение, живопись и т.д., которые оказывают дополнительное религиозно - эстетическое воздействие на психологию верующих.

Религиозные отношения - это особые отношения людей, формирующиеся в процессе религиозной деятельности. Являясь сферой духовной деятельности, эти отношения определяются и реализуются в культовой, а также во вне культовой деятельности. Рассматривая их как взаимодействие субъекта и объекта, можно выделить два типа отношений: отношения между верующими индивидами и отношения между индивидами и сверхъестественным.




Внекультовые отношения, или деятельность между отдельными индивидами, группами людей или религиозными организациями, осуществляется в различных формах: в сфере материального производства, религиозно - художественном творчестве, в обмене информацией и т.д.

Отношение человека с объектом поклонения и почитания занимает важное место в религии. Оно вытекает не только из веры в реальное существование сверхъестественного, но и веры в возможность непосредственного общения с ним. Существует два основных вида такого общения: коллективное, которое выражается и осуществляется в различных коллективных обрядах богослужения, в церковных праздниках, массовых формах паломничества и т.д.

Индивидуальной формой общения является молитва, обращенная верующим непосредственно к богу. И хотя в реальности такое общение носит иллюзорный, односторонний характер, верующий человек уверен, что бог слышит его мольбы и просьбы о ниспослании блага и отвращении зла.

Религиозная организация - это объединение людей, возникающее на основе общности верований и обрядов и удовлетворяющее религиозные потребности верующих. В разные исторические эпохи религиозные организации, в зависимости от существующих религиозных представлений, степени их развитости, принимали и соответствующие формы. В первобытную эпоху примитивная религиозная организация совпадала и соответствовала родоплеменной структуре общества. В культе, который выражался в основном в жертвоприношениях духам природы, принимали участие все члены рода или племени.

С дальнейшим развитием общества, расширением производственной деятельности, социальной дифференциации, развитием и усложнением религиозных представлений и верований, появляется прослойка людей, возглавлявшая культовую деятельность: знахари, шаманы, колдуны, затем жречество. Постепенно за ними закреплялись эти функции, которые зачастую обретали наследственный характер.

Особое значение культ приобретает в монотеистических (единобожие) религиях, в которых усложняется организационная структура, расширяются функции служителей, усиливается борьба за чистоту вероучения, требования строгого соблюдения канонов и культовых действий.

С возникновением мировых религий возникают и соответствующие им церковные организации, с унифицированными, жестко фиксированными системами вероучения и культа, религиозная община делится на духовенство - профессиональных служителей культа, получивших специальную подготовку и рядовых верующих.

С течением времени, социальное расслоение общества, классовое господство, идеологические противоречия в самих религиозных системах и ряд других причин повлекли за собой многочисленные расколы в отдельных религиях, которые привели к возникновению противостоящих друг другу направлений, течений и сект - объединений верующих, противопоставлявших себя господствующей религиозной системе в целом. В современном мире сложилась такая ситуация, что ни одна традиционная религия не может назвать себя единой, цельной религией. В этой ситуации правомерно говорить о множественности религиозных организаций или объединений в системе одной, изначально базировавшейся на относительно цельной общности вероучения и культа религии, но со временем расколовшейся и размежевавшейся, но сохраняющей общее, исконное название.

Под элементами религии следует понимать важнейшие взаимосвязанные, составляющие весь религиозный комплекс, части. Структура же религии подразумевает внутреннее иерархическое построение, аналогичное, как правило, государственной или иной светской организации.

В развитых религиозных системах выделяются следующие важнейшие элементы религии:

Религиозная вера рассматривается различным образом: по одной традиции - это неотъемлемое свойство человеческой души, по другой - дарованное богом человеку благодать - особая божественная сила, ниспосылаемая человеку, чтобы он мог преодолевать греховность и обрести спасение в загробном мире. Вера объявляется также высшим проявлением человеческого сознания, нравственной ценностью, более высокой, чем разум, формой познания.

Центральной идеей религии является идея бога. Религиозная вера включает также идеи: бессмертия души, предопределения судьбы человека богом; представления о сотворении мира и человека, величественные и вызывающие восхищение в воображении описания рая, страшные, вызывающие страх и отчаяние картины ада и многое другое, затрагивающее интересы и чаяния человека.

Следует также отметить, что религиозная вера предполагает особое эмоциональное отношение к сверхъестественному: верующий человек не только верит в его реальность, но и эмоционально переживает свое отношение к нему, что обусловлено верой в существование двусторонних отношений между человеком и сверхъестественным, и что оно может влиять на его жизнь, судьбу.

Религиозная деятельность, или религиозный культ, является одним из важнейших элементов религии и представляет собой практическую реализацию самой религии в повседневной жизни. В сущности своей культ - это совокупность символических, преимущественно, магических действий, с помощью которых верующие пытаются воздействовать на сверхъестественные и реальные объекты. Это: различные обряды, ритуалы, богослужение, молитвы, жертвоприношения, паломничество, посты и др. Культ включает в себя также материальные объекты и предметы: храмы, святилища, священные реликвии и др.

Основным смыслом и содержанием этих действий является стремление человека достичь желаемых ему результатов или предотвратить различные бедствия и невзгоды. В этом плане любые действия религиозного характера направлены к соответствующим данной религии сверхъестественным силам или высшим существам. Например, в шаманизме, шаман, якобы обладающий способностью общения с духами, с помощью экстатических танцев, пения, заклинаний, непонятных обычным людям звуков и слов, пытается оградить людей от их злонамеренных действий. В развитых религиях с представлениями о богах, управляющих судьбами мира и людей, возникает умилостивительный культ в виде молитв, направленных на то, чтобы задобрить богов, добиться их милости и помощи.

Религиозный культ, особенно коллективное его исполнение, способствует укреплению религии, сплочению общины верующих, тем более, что в культовой деятельности, например, в христианстве, широко используются богато украшенные храмы, причудливые, отделанные драгоценными камнями и металлами одеяния духовенства, музыка, пение, живопись и т.д., которые оказывают дополнительное религиозно - эстетическое воздействие на психологию верующих.

Религиозные отношения - это особые отношения людей, формирующиеся в процессе религиозной деятельности. Являясь сферой духовной деятельности, эти отношения определяются и реализуются в культовой, а также во вне культовой деятельности. Рассматривая их как взаимодействие субъекта и объекта, можно выделить два типа отношений: отношения между верующими индивидами и отношения между индивидами и сверхъестественным.

Внекультовые отношения, или деятельность между отдельными индивидами, группами людей или религиозными организациями, осуществляется в различных формах: в сфере материального производства, религиозно - художественном творчестве, в обмене информацией и т.д.

Отношение человека с объектом поклонения и почитания занимает важное место в религии. Оно вытекает не только из веры в реальное существование сверхъестественного, но и веры в возможность непосредственного общения с ним. Существует два основных вида такого общения: коллективное, которое выражается и осуществляется в различных коллективных обрядах богослужения, в церковных праздниках, массовых формах паломничества и т.д.

Индивидуальной формой общения является молитва, обращенная верующим непосредственно к богу. И хотя в реальности такое общение носит иллюзорный, односторонний характер, верующий человек уверен, что бог слышит его мольбы и просьбы о ниспослании блага и отвращении зла.

Религиозная организация - это объединение людей, возникающее на основе общности верований и обрядов и удовлетворяющее религиозные потребности верующих. В разные исторические эпохи религиозные организации, в зависимости от существующих религиозных представлений, степени их развитости, принимали и соответствующие формы. В первобытную эпоху примитивная религиозная организация совпадала и соответствовала родоплеменной структуре общества. В культе, который выражался в основном в жертвоприношениях духам природы, принимали участие все члены рода или племени.

С дальнейшим развитием общества, расширением производственной деятельности, социальной дифференциации, развитием и усложнением религиозных представлений и верований, появляется прослойка людей, возглавлявшая культовую деятельность: знахари, шаманы, колдуны, затем жречество. Постепенно за ними закреплялись эти функции, которые зачастую обретали наследственный характер.

Особое значение культ приобретает в монотеистических (единобожие) религиях, в которых усложняется организационная структура, расширяются функции служителей, усиливается борьба за чистоту вероучения, требования строгого соблюдения канонов и культовых действий.

С возникновением мировых религий возникают и соответствующие им церковные организации, с унифицированными, жестко фиксированными системами вероучения и культа, религиозная община делится на духовенство - профессиональных служителей культа, получивших специальную подготовку и рядовых верующих.

С течением времени, социальное расслоение общества, классовое господство, идеологические противоречия в самих религиозных системах и ряд других причин повлекли за собой многочисленные расколы в отдельных религиях, которые привели к возникновению противостоящих друг другу направлений, течений и сект - объединений верующих, противопоставлявших себя господствующей религиозной системе в целом. В современном мире сложилась такая ситуация, что ни одна традиционная религия не может назвать себя единой, цельной религией. В этой ситуации правомерно говорить о множественности религиозных организаций или объединений в системе одной, изначально базировавшейся на относительно цельной общности вероучения и культа религии, но со временем расколовшейся и размежевавшейся, но сохраняющей общее, исконное название.

Читайте также: