Общая структура спортивных соревнований кратко

Обновлено: 30.06.2024

Соревнования это особая сфера, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать его способности при их максимальном проявлении. Это специально организованные мероприятия, участники которых в ходе неантагонистического соперничества сравнивают свой уровень подготовленности в каком-либо виде спорта в строго регламентированных условиях борьбы за первенство.

ВложениеРазмер
klassifikatsiya_sorevnovaniy.docx 18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Специфическим для спорта является то, что конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности.

Соревнования это особая сфера, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать его способности при их максимальном проявлении. Это специально организованные мероприятия, участники которых в ходе неантагонистического соперничества сравнивают свой уровень подготовленности в каком-либо виде спорта в строго регламентированных условиях борьбы за первенство.

В соревновательном упражнении совокупность двигательных действий (движений) направлена на достижение максимально возможного спортивного результата. В одном случае результат – это секунды, метры, килограммы, очки, при этом способ выполнения хотя и обусловлен, но не оценивается. В другом, результатом является сам процесс выполнения соревновательного упражнения, который оценивается в баллах.

Сущность соревнования (соревновательной деятельности) заключается в установлении сильнейших спортсменов или команд и распределении их по ступеням иерархической лестницы от первого места до последнего.

Проводятся соревнования в пределах утвержденного кодекса правил под контролем специальных лиц (членов жюри, спортивных судей). Результаты участников и занятые ими места составляют продукт соревнования.

Классификация соревнований осуществляется на основе правил, положений и календарей соревнований.

По цели соревнования могут быть основными, подводящими, отборочными, контрольными, зрелищными, массовыми, коммерческими.

По составу соревновательных действий существуют соревнования по отдельным видам спорта (плаванию, волейболу и др.) или комплексные (Спартакиады).

По масштабу: ДЮСШ, районные (городские), региональные (областные), межрегиональные, всероссийские, международные);

По форме зачета существуют личные, командные и лично-командные соревнования.

По контингенту соперников проводят деление соревнований по квалификации, полу, возрасту (детские, юношеские). По территориальной принадлежности соревнования могут быть Краевые, Республиканские, Европейские.

По характеру организаци и соревнования могут быть открытые, закрытые, традиционные матчевые.

По условиям проведения соревнований выделяется признак периодичности (ежегодно, один раз в два года и т.п.) и признак места проведения (в закрытых помещениях, на открытом воздухе, на равнине, высокогорье).

Официальные соревнования (мероприятия) – соревнования (мероприятия), включенные в календарные планы: Федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта,
органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, имеющих право присваивать спортивные разряды.

Грубо говоря, это соревнования, которые включены в календарный план мероприятий федераций по видам спорта.

Командные соревнования – вид программы с участием трех и более спортсменов (групп, экипажей, пар и т.д.) в каждой из противоборствующих сторон, результаты которых суммируются с целью определения команды-победительницы.

Командный зачет – ранжирование сборных команд – участниц соревнований
с учетом итогов выступления спортсменов во всех видах программы соревнований. В командном зачете медали не разыгрываются.

Чемпионат – соревнование с участием сильнейших спортсменов (команд) без ограничения верхней границы возраста . Чемпионаты проводятся по территориальному принципу (среди муниципальных образований, субъектов Российской Федерации, федеральных округов). В игровых командных видах спорта чемпионаты могут проводиться среди сильнейших команд физкультурно-спортивных объединений (клубов).

Розыгрыш Кубка – соревнование с участием спортсменов (команд) без ограничения верхней границы возраста. Розыгрыш Кубка, как правило, проводится в несколько этапов и вручается он победителю в командных соревнованиях или командном зачете.

Первенство – соревнования среди детей, подростков и молодежи с ограничением возраста участников соревнований. Первенства проводятся по территориальному принципу.

Уровень соревнований: международный, всероссийский, межрегиональный (федерального округа), субъекта Российской Федерации, муниципального образования; физкультурно-спортивных организаций, имеющих право присваивать спортивные разряды.

Зональные соревнования – соревнования, проводимые с участием спортсменов более чем из одного федерального округа и являющиеся отборочными к чемпионату, первенству, розыгрышу Кубка России. По своему уровню приравниваются к федеральному округу.

1 олимпийские игры, паралимпийские игры, сурдолимпийские игры, чемпионат мира, всемирные игры, розыгрыш Кубка мира, первенство мира, другие официальные международные соревнования,

2 чемпионат Европы, розыгрыш Кубка Европы, первенство Европы, чемпионат России, розыгрыш Кубка России, первенство России, другие официальные всероссийские соревнования,

3 чемпионат федерального округа Российской Федерации, первенство федерального округа Российской Федерации, чемпионат субъекта Российской Федерации, розыгрыш Кубка субъекта Российской Федерации, первенство субъекта Российской Федерации, другие официальные соревнования субъекта Российской Федерации,

4 чемпионат муниципального образования, первенство муниципального образования, другие официальные соревнования муниципального образования,

соревнования физкультурно-спортивных организаций, имеющих право присваивать спортивные разряды.

Чемпионат и первенство гг. Москвы и Санкт-Петербурга по рангу приравниваются соответственно к чемпионату и первенству федерального округа Российской Федерации.

Если перевести все из вышесказанного на нашу спортивную школу, то можно сделать вывод, что соревнования, в которых участвуют спортсмены необходимо четко разделять по рангу, целям и уровням.

Например, если соревнования называются областными, то и должны участвовать соперники как минимум из 4 городов, и спортсмены, которые имеют разряды, хотя бы не ниже 3 юношеского.

Так же я считаю, что нужно учитывать и специфику вида спорта, если велоспорт в Иркутской области культивируется всего в 4 – городах, то легкая атлетика есть практически в каждом городе…

Присвоение разрядов проходит согласно Единой всероссийской спортивной классификации по видам спорта. Изучайте ее внимательно.

Первичные и вторичные функции спортивных соревнований. Составные части спортивного соревнования. Взаимодействие спортсменов в ходе соревнований. Выступление спортсменов на соревнованиях. Противоборство между соперниками или соперничающими командами.

Рубрика Спорт и туризм
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 30.11.2014
Размер файла 21,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Название дисциплины: Физическая культура

Тема: Система спортивных соревнований

Самсонова Марьяна Валериевна

Система спортивных соревнований

Наиболее важным аспектом развития массовой физической культуры и спорта является система спортивных соревнований.

Спортивные соревнования являются неотъемлемой, органической частью всего учебно-тренировочного процесса. Без регулярного участия в соревнованиях спортсмен не может достичь высоких результатов.

Правильно организованная подготовка к соревнованиям и участие в них при правильном проведении имеют большое воспитательное значение.

В спортивной практике широко распространены разнообразные виды соревнований: розыгрыши первенств, кубков, спартакиады и пр. Выбор того или иного вида соревнований зависит прежде всего от задач, которые ставятся перед данным соревнованием.

Спортивные соревнования выполняют первичные и вторичные функции. К основным особенностям спортивных соревнований относятся:

1) строгая регламентация деятельности участников соревнований, обслуживающего персонала и других лиц;

2) многофункциональность, многоструктурность и многопроцессуальность деятельности, происходящая в экстремальных условиях;

3) присутствие в каждом соревновании борьбы, противоборства, соперничества, проявляющихся в стремлении к победе, максимальному результату;

4) высокая значимость для спортсмена и процесса борьбы как таковой, и достигнутого результата;

5) высокий уровень эмоционального фона деятельности, вызванного предельными физическими и психическими усилиями в борьбе за результат;

6) взаимодействие состязающихся противников, в ходе которого каждый спортсмен стремится к достижению превосходства над соперниками;

7) обеспечение равенства условий и сравнимости результатов всех участников соревнований при помощи определенного стандарта;

8) определенные формы и требования, выполнение которых позволяет присвоить спортивное звание.

Составными частями любого спортивного соревнования являются:

1) спортсмены-соперники (участники);

2) предмет состязаний;

3) судейство (правила проведения соревнований, критерии и порядок определения мест и т. п.);

4) средства и службы обеспечения соревновательной деятельности;

5) болельщики и зрители;

6) иерархия мест участников состязаний.

Участие спортивных соревнованиях принимает не менее двух соперников. Взаимодействие спортсменов в ходе соревнований проявляется в двух ключевых аспектах:

а) по отношению к противнику - в форме противоборства (соперничества);

б) по отношению к партнерам по команде - в форме взаимодействия (сотрудничества).

Противоборство между соперниками или соперничающими командами может быть непосредственное (жесткий, нежесткий, условно-жесткий контакт) и опосредованное (без контакта). Сотрудничество между партнерами тоже может проявляться в разных формах: в форме совместно взаимосвязанных, совместно синергетических, совместно последовательных и совместно индивидуальных действий. Эти особенности в большинстве случаев обусловливают содержание и структуру всей соревновательной деятельности спортсменов. В зависимости от имеющейся структуры связей между участвующими в соревновании спортсменами-соперниками и спортсменами-партнерами может быть три формы ведения соревновательного поединка: индивидуальная, групповая, командная и индивидуально-групповая. Эти формы взаимодействия проявляются в ходе личных, командных и лично-командных соревнований.

Основным организатором и руководителем проводимых соревнований, лицом, ответственным за их проведение является спортивный судья. Он должен быть, в первую очередь, безупречным знатоком правил соревнований, честным, беспристрастным, корректным, спокойным человеком, пользующимся авторитетом и вне соревнований.

Объективность и точность установления результатов зависит от большого количества факторов:

1. от психофизиологических возможностей самого судьи, которые прямо или косвенно влияют на измерение результатов;

2. от наличия объективных средств и технологий регистрации результатов в определенных видах спорта. В тех видах спорта, в которых результат определяется в метрической системе мер (легкая атлетика, плавание, и т. д.) этот вопрос не является острым;

3. от судейства - это одна из центральных проблем проведения любого достаточно крупного соревнования;

4. от внешних условий проведения соревнования (температура окружающей среды, сила ветра, влажность и т. д.).

Выступление спортсменов на соревнованиях редко обходится без сопутствующей реакции зрителей. Они своим поведением формируют положительный либо отрицательный эмоциональный фон в ходе соревнования. Вследствие этого наличие зрителей, поддерживающих спортсменов или их соперников, их общее отношение к происходящему в зале, на поле может оказать значительное влияние на результат. Не имеющий опыта спортсмен может испытать большое перевозбуждение и выступить не с таким результатом, чем обычно, тогда как более опытный не столь легко поддается воздействиям внешней среды и в подобной ситуации сохранит самообладание.

В системе подготовки спортсменов обычно выделяют подготовительные, контрольные, подводящие, отборочные и главные соревнования.

Главной целью подготовительных соревнований считают адаптацию спортсменов к условиям реальной соревновательной борьбы, отработку принятия рациональных технических решений во всевозможных ситуациях соревновательной деятельности, отработку целесообразных тактических вариантов и формирование способности к их осуществлению в условиях острого соперничества, получение соревновательного опыта, улучшение специфических психических черт. В особой роли подготовительные соревнования выступают как результативное средство интегральной подготовки спортсмена.

Контрольные соревнования обычно проводятся в целях контроля за уровнем общей и специальной подготовленности спортсменов. В ходе их проведения проверяется эффективность завершенного этапа подготовки, производится оценка уровня развития физических качеств спортсмена, уровня его технического и тактического совершенства, его интеллектуальных и психологических возможностей, а также выявляются все сильные и слабые стороны структуры соревновательной деятельности. Учитывая результаты контрольных соревнований, выполняется разработка программы последующей подготовки, которая будет предусматривать устранение обнаруженных недостатков для успешного выступления спортсмена или команды в отборочных и главных соревнованиях. Функцию контроля могут выполнять как официальные соревнования всевозможного уровня, так и специально устроенные контрольные соревнования. Их программа может иметь существенные отличия от программ отборочных или главных соревнований и может быть составлена с учетом необходимости проверки уровня развития некоторых сторон подготовленности.

В ходе проведения подводящих соревнований отрабатывается частная модель соревновательной деятельности, вариант которой спортсмен намеревается реализовать в главных соревнованиях. Необходимость отработки разнообразных вариантов ведения соревновательной борьбы (к примеру, в единоборствах или в спортивных играх) предусматривает подбор тех соперников, с которыми можно максимально подготовить тот или иной технико-тактический вариант. Подводящие соревнования нужно проводить в условиях, максимально приближенных к условиям главных соревнований. Подводящими могут быть как специально организованные, так и официальные соревнования.

По результатам отборочных соревнований производится комплектование команд, отбор участников главных соревнований. В зависимости от принципа, положенного в основу комплектования состава участников главных соревнований, в отборочных соревнованиях перед спортсменом ставится задача завоевать определенное место, выполнить контрольный норматив, позволяющий попасть в состав команды и надеяться на успешное выступление в главных соревнованиях.

Целью участия в главных соревнованиях является достижение победы или завоевание как можно более высокого места. В главных соревнованиях спортсмен ориентируется на достижение максимально высоких результатов, полную мобилизацию и проявление физических, технических, тактических и психических возможностей.

Подготовительные и контрольные соревнования занимают исключительное место в тренировочном процессе. Для квалифицированных спортсменов такие соревнования с часто изменяющейся программой организуются обычно с интервалом в одну-две недели. Подводящие соревнования планируются в основном во второй половине подготовительного и в соревновательном периодах. Отборочные и главные соревнования в подавляющем большинстве видов спорта проводятся не чаще двух-трёх раз в течение одного года.

В практике проведения соревнований по спортивным играм применяются две системы розыгрыша: система с выбыванием основана на принципе выбывания из соревнований после поражения (одного или двух, по условию). Круговая система основана на принципе участия в розыгрыше всех соревнующихся до тех пор, пока каждый участник не встретится со всеми остальными. В некоторых соревнованиях применяются обе указанные системы: один этап соревнования проводится по системе с выбыванием, другой - по круговой системе. В этом случае применяется так называемый смешанный вид розыгрыша. При выборе системы розыгрыша прежде всего учитываются: задачи, стоящие перед данным соревнованием, и возможные сроки его проведения, уровень спортивной подготовленности участников и их производственная занятость, территориальное расположение и количество мест, имеющихся для проведения соревнований.

спортивный соревнование команда соперник

Список использованных интернет-ресурсов

3. Образовательный сайт

В современном спорте соревнования представляют собой достаточно сложное и многогранное социального явление. В самом общем виде о соревнованиях можно говорить как о социальной системе большой слож­ности, включающей в себя целый ряд компонентов, обеспечивающих вы­явление спортивных результатов каждого спортсмена или группы спорт­сменов.

Составными частями любого соревнования является: 1) спортсмены-соперники; 2) предмет состязаний, т.е. совокупность действий соперни­ков, выступающих средством ведения соревновательной борьбы в избран­ном виде спорта; 3) судейство (правила соревнований, нормы, критерии и технология определения мест соревнующихся и пр.); 4) средства и служ­бы обеспечения соревновательной деятельности; 5) болельщики и зрите­ли; 6) иерархия мест участников состязаний, т.е. распределение каждого из них на основе показанных спортивных результатов в порядке от лучшего к худшему (рис. 22.1).

Спортсмены-соперники. В спортивных соревнованиях могут участво­вать не менее двух спортсменов. Можно состязаться с самим собой — стре­миться достичь какого-либо результата. Но это не будет спортивным со­ревнованием, так как исключается его внешний признак — противоборство (А.А. Тер-Ованесян, 1978). Поэтому спортсмены-соперники и достигну­тые ими спортивные результаты — центральный элемент соревнований.

Каждый соперник, обозначенный на схеме одной фигурой, представ­ляет не только того позиционера, который вступает в непосредственную соревновательную борьбу, но и весь набор позиционеров, обеспечиваю­щих его действия. В качестве таких позиционеров выступают тренеры, спортивные руководители и организаторы, судьи, врачи, научные работ­ники, массажисты, лица, ответственные за информационное и матери­ально-техническое обеспечение, и другие специалисты, т.е. различные службы обеспечения соревнования. В ряде случаев эти службы обеспече­ния могут быть весьма многочисленными и включать в себя даже целые организации. Например, так обеспечивается подготовка национальных сборных команд по многим видам спорта к Олимпийским играм и другим крупнейшим соревнованиям. Таким образом, функциональное место спорт­сменов, участвующих в соревновании, при более детальном анализе раз­ворачивается в целый набор функциональных мест. Позиция соперников является одной из наиболее важных и интересных среди тех, которые сле­дует использовать при анализе соревнований.

Возможности и состояние готовности

(физической, технической, тактической,

спортсменов к демонстрации определенных достижений

Внешние условия, влияющие на соревновательную деятельность

и географическое положение

местности при проведении

Уровень материально-технического обеспечения

Организация работы служб обеспечения соревнований

групп (КНГ) во время

предварительной и собственно

действия и их комбинации

Иерархия мест спортсменов (команд)

и призеров соревнований

и места других участников

рекордов и высших

Рис. 22.1. Спортивный результат как интегральный продукт спортивных соревнований

Взаимодействия спортсменов-соперников. Участники состязаний всту­пают между собой в определенные многосторонние взаимодействия. Вне этого взаимодействия соревновательный акт просто невозможен, так как между ними отсутствуют конкурентные отношения.

Взаимодействие спортсменов в процессе соревнований выступает в двух основных аспектах: по отношению к противнику — в форме противобор­ства или соперничества; по отношению к партнерам по команде — в форме взаимодействия или сотрудничества. Противоборство соперников или со­перничающих команд может быть непосредственным (при жестком, неже­стком, условно-жестком контакте) и опосредованным (при отсутствии контакта). Сотрудничество между партнерами, общий смысл которого состоит в объединении усилий или достижения общей цели — спортивной победы, также может иметь различные формы проявления: совместно вза­имосвязанные действия, совместно синергетические действия, совместно последовательные и совместно индивидуальные действия спортсменов. Эти особенности соревновательного взаимодействия во многом определяют содержание и структуру соревновательной деятельности спортсменов в том или ином виде спорта. В зависимости от структуры связей между спорт­сменами-соперниками и партнерами можно выделить три формы ведения соревновательного поединка: индивидуальную, групповую, командную и индивидуально-групповую (командную). Эти формы взаимодействия со­ревнующихся спортсменов находят свое отражение в личных, командных и лично-командных соревнованиях.

В большинстве видов спорта соревновательная деятельность носит индивидуальный характер, когда спортсмены состязаются с противником один на один (во всех видах единоборств, в одиночном разряде в теннисе, бадминтоне) или одновременно с несколькими соперниками (в гребле на судах-одиночках) или выступают поочередно (в спортивной гимнастике, тяжелой атлетике, легкоатлетических прыжках).

В тех случаях, когда спортсмен в конкретном соревновании представ­ляет собой свой клуб или саму страну один, о внутрикомандном взаимо­действии говорить нет оснований, а соревновательная деятельность приоб­ретает сугубо индивидуальный характер.

Судейство соревнований. Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и в известной мере за достигнутые результаты является спортивный судья. Вполне оче­видно, что от квалифицированного и объективного судейства во многом зависит распределение мест участников соревнований. Судья ответствен и за здоровье участников соревнований. Во всех случаях, когда может быть нанесен ущерб здоровью спортсменов (неблагоприятные метеорологичес­кие условия, плохое состояние мест занятий, неисправность оборудова­ния, несоответствие одежды и обуви и т.п.), он обязан устранить недрче-

Лава c-t~ wnvpiпинии, шръопигоппл 1чаг. ц*упьцпипоиюпис и l.IрумypHUt: НДри СПОрТЭ v5k^/

ты а П Р И невозможности сделать это — отменить соревнование или пере­нести его на другой срок или в другое место. Спортивный судья должен быть, прежде всего, безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, реши­тельным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнова­ний пользуется авторитетом и уважением.

Объективность и точность определения спортивно-технических резуль­татов зависит от многих факторов:

Психофизиологических возможностей спортивного судьи, прямо или косвенное влияющих на процесс измерения результатов.

Наличия объективных средств и способов регистрации результатов в конкретных видах спорта. В видах спорта с метрическим определяемым результатом (легкая атлетика, плавание, тяжелая атлетика и др.) эта про­блема в какой-то степени не является достаточно острой. В видах же спорта, в которых результат определяется в условных единицах и конечным эффек­том (гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др.), объективность судейства — одна из важнейших проблем проведения любого крупного со­ревнования.

Разницы в классе и достижениях соперничающих спортсменов. В тех случаях, когда одинаковый результат показывают большое число спорт­сменов (при существующей точности измерения результата в данном виде спорта и на данный момент времени), при всем желании очень трудно создать объективную картину распределения мест среди участников этого соревнования. Например, B.C. Родиченко (1978) приводит такой инте­ресный факт. В беге на 100 м среди мужчин на XIX Олимпийских играх в Мексике было всего проведено 16 забегов. Был зафиксирован один случай (с точностью до 0,1 с), когда одинаковый результат показали в одном за­беге 5 спортсменов. Случаев, когда одинаковый результат показали 4 спорт­смена, было четыре. Пять раз одинаковый результат в забеге показали 3 спортсмена. И наконец, случаев, когда два бегуна показали в забеге одинаковый результат, было 19.

Естественно, наличие такой высокой плотности результатов не только в спринте, но и в других видах спорта (плавание, велосипед и т.д.) вызы­вает необходимость увеличения и точности, и объективности определения места, занятого спортсменом в забеге, заезде, поскольку разрыв между финиширующими спортсменами меньше, чем разрешающая способность устройств регистрации времени.

4. Внешних условий, в которых проводятся соревнования (температу­ ра окружающей среды, силы и направления ветра, влажности, поведения болельщиков и др.).

а) в рамках существующих правил и в этом случае они позволяют пре­ имущественно решать измерительные, контрольные или информационные задачи, выдвигаемые правилами или подразумеваемые ими;

б) с последующим изменением в правилах, направленных на узако- нивание и регламентацию тех технических возможностей, которые предо­ ставляются новыми или прогнозируемыми техническими средствами.

В настоящее время разрабатываются методы, позволяющие повысить объективность действий судей. К ним относятся: 1) аттестация судей на основе оценки правильности их действий специальным жюри. Например, в водном поло А. Кистяковским разработана система оценки правильнос­ти действий ватерпольных рефери; 2) использование разнообразных авто­матизированных технических устройств, отслеживающих поведение судей с последующим его анализом. Эта методика позволяет контролировать поведение судей, способствует четкому определению допущенных судьями ошибок, их фиксации и наглядной демонстрации. Такие устройства име­ются сейчас для судейства в тяжелой атлетике, боксе и других видах спорта.

Как уже говорилось, спортивный судья должен быть, прежде всего, безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта. Правила соревнований являются важнейшим документом, регламентиру­ющим проведение спортивных соревнований и влияющим на их результа­ты. В них регламентируются действия судей и участников, предусматри­ваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, вле­кущих за собой показания, ущемляющие интересы команды. Правила спортивных соревнований по каждому виду спорта, принятые в различных странах, имеют тенденцию к унификации. Этот процесс оправдан, пото­му что делает возможным участие в международных соревнованиях спорт­сменов всех стран, а если соревнования проводятся в различных местах, позволяет сравнивать достигнутые на них результаты.

На современном этапе развития спорта существует весьма различный уровень детализации правил по различным видам спорта и разные подходы к трактовке одинаковых ситуаций. Так, в легкой атлетике категорически запрещена любая форма подсказки тренера участнику, в то время как она допускается в некоторых спортивных играх, например в баскетболе, во­лейболе. В процессе совершенствования правил, программ и регламен­тов проведения международных соревнований целесообразно придержи­ваться двух важнейших принципов: а) их стабильности и б) учета при рассмотрении любого изменения как видимых, так и предполагаемых орга­низационно-методических, организационно-технических, социально-эко­номических последствий (B.C. Родиченко, 1978).

Правила соревнований оказывают влияние на зрелищность, результа­тивность соревнований, на развитие техники и тактики данного вида спорта, а в ряде случаев и на методику тренировки. В частности, неоднократные новшества в правилах классической борьбы способствовали активизации действенности спортсменов в процессе соревновательного поединка, по­вышении его зрелищности. Разрешение в прыжках в высоту переходить планку головой раньше, чем ногами, привело к изменению способа прыжка.

Зрители и болельщики. Выступление спортсмена на соревнованиях практически никогда не обходится без реакции зрителей, аудитории. Зри­тели своим поведением создают положительный или отрицательный эмо-

циональный фон проведения соревнования. Поэтому присутствие зрите­лей поддерживающих спортсмена или его соперников, их отношение к происходящему на соревнованиях может оказать существенное влияние на результат выступления. Неопытный спортсмен может испытывать сильное перевозбуждение и выступить хуже, чем обычно, в то время как более опытный участник не так легко поддается воздействиям среды и в той же соревновательной ситуации сохраняет самообладание.

Изменения в деятельности спортсменов, имеющих небольшой опыт участия в соревнованиях, проявляются по-разному в различных видах спорта. К примеру: неопытный бегун может начать выступление в слиш­ком быстром темпе; прыгун с шестом и метатель диска могут утратить чув­ства времени или ритма, выступая первый раз перед зрителями; боксер может выложиться в первом раунде боев. Как правило, зрители отличают­ся друг от друга по целому ряду признаков — возрасту, полу, социальному происхождению, характеру реакций на различные соревновательные ситу­ации, отношению к спортсменам. Доказано, что различная аудитория по-разному влияет на эмоциональное состояние спортсмена и, следователь­но, на успешность его выступления.

В зависимости от отношения зрителей к спортсмену (сопереживания), их явных реакций, а также психологической близости, которая может быть между ними, предлагается следующая классификация зрителей (Б.Дж. Кретти, 1978):

зрители, состоящие из значимых для спортсмена людей, реагируют положительно;

зрители реагируют положительно, но незнакомы спортсмену;

зрители пассивно наблюдают за деятельностью спортсмена без ка­ких-либо реакций в его адрес;

4) зрители не проявляют выраженного интереса к деятельности спорт­ смена;

5) зрители реагируют отрицательно на деятельность спортсмена.

В частности, установлено, что на психологическое состояние спортсме­на и успешность его выступления на соревнованиях прежде всего влияют:

а) количество присутствующих зрителей на соревнованиях. Эмоцио­нальное возбуждение спортсменов увеличивается по мере увеличения ко­личества зрителей до оптимального предела, выше которого уже не проис­ходит существенных изменений в уровне его активности или эмоционального возбуждения;

6) расположение зрителей — близко или далеко они находятся от спорт­ смена. Та или иная дистанция от наблюдателя до участника состязаний может вызвать разные изменения в психических и нервно-мышечных реак­ циях спортсменов. При этом важно также, где именно находится наблю­ датель: сбоку, сзади или непосредственно перед участником;

в) выступает спортсмен один или в команде;

г) величина шума, поступающего от зрителей, одобрение и поддерж­ ка зрителями действий спортсмена или, наоборот, недоброжелательность, агрессивность. В этом случае реакция спортсменов бывает разной. Она зависит от особенностей личности участников состязаний.

Есть спортсмены, на которых шум толпы действует хуже всего, неза­висимо от того, была ли это поддержка болельщиков или недоброжела­тельные выкрики. Некоторые из них быстро реагируют на каждый выкрик

и оскорбительные замечания с трибун; другие же не обращают на них ни­какого внимания. Спортсмены, стремящиеся к высоким достижениям, как правило, положительно реагируют на одобрение и поддержку зрите­лей и показывают в этих условиях лучшие результаты. И наконец, в при­сутствии враждебного числа зрителей, приезжая команда обычно ведет себя агрессивно (допускает больше нарушений);

д) присутствие зрителей противоположного пола: зрители чаще поло­ жительно влияют на мужчин, чем на женщин;

е) возраст, подготовленность, особенности личности, темперамент самого спортсмена.

Поведение зрителей и возможные изменения в деятельности спорт­сменов, когда он начинает выступать перед ними, должно учитываться при подготовке к соревнованиям.

Во многих видах спорта предпринимаются попытки использовать в этих целях метод моделирования соревновательного стресса непосредственно во время тренировочных занятий. На тренировках создают шум трибун или приглашают специальных зрителей для создания помех, подобно тем, с которыми спортсмены могут встретиться непосредственно на соревнова­ниях. С помощью шума, выкриков и других способов пытаются вырабо­тать у спортсменов помехоустойчивость к подобного рода воздействиям, которые могут встретиться на соревнованиях.

Иногда рекомендуют во время тренировок включать записанные на магнитофонную пленку крики болельщиков, в других случаях специально подбирают группы людей для моделирования условий предстоящих сорев­нований. Правда, это не всегда может дать реальную картину влияния зрителей на спортсменов, ибо зритель не просто свистит и кричит, он свистит после твоей ошибки, он осуждает тебя, а магнитофон, в лучшем случае, воспроизводит некий отдаленный фон матча (О. Спасский, 1968). Вполне, очевидно, что воспроизведение реакций зрителей во многом мо­жет способствовать приспособлению спортсменов к внешним, поверхнос­тным аспектам влияния зрителей во время соревнований, включая физи­ческое присутствие и шум.

Спортивное соревнование может вызвать у зрителей состояние подав­ленности, когда любимый спортсмен или команда потерпели поражение, проиграли сопернику. Болельщики будут находиться в состоянии агрес­сии. Их поведение зачастую в этот период выходит за нормы этики и со­здает не просто отрицательный, недружелюбный фон соревновательной борьбы, но и опасный для деятельности спортсменов. Достаточно вспом­нить поведение болельщиков на соревнованиях по футболу, на некоторых хоккейных матчах, соревнованиях по боксу и др.

Следовательно, поведение болельщиков является важной частью со­ревновательной обстановки. Игнорировать влияние болельщиков на спорт­сменов — значит не придавать значения одному из многих социальных ком­понентов окружающей среды, в которой выступают спортсмены. Реакция болельщиков является либо побудительным, либо тормозящим стимулом в достижении спортсменом высоких результатов.

В так называемых зрелищных видах спорта мобилизирующее влияние зрителей проявляется явно. В этих видах спорта спортсмены могут на любом уровне мастерства использовать эмоциональные аспекты присутствия зри­телей, чтобы повысить результативность своей деятельности по сравнению

с обычно ожидаемым уровнем. В момент более высокого душевного подъе­ма при поддержке доброжелательной публики все выступление спортсмена сопровождается активно-положительным эмоциональным состоянием, что и создает дополнительные условия для реализации его максимальных воз­можностей. Футболисты и штангисты, хоккеисты и конькобежцы, не раз выступавшие перед гигантскими аудиториями, признаются, что именно оживление публики и радостное нетерпение трибун, искренний интерес к их выступлению служили порой для них своеобразным допингом, застав­ляя мобилизовать все внутренние ресурсы, все нравственные и физичес­кие силы.

Следует подчеркнуть, что спортсмену далеко не всегда удается макси­мально мобилизовать свои резервы под давлением зрителей. И это зависит не только от его опыта и уровня подготовленности, силы соперника и справедливости судейства, но и от свойств его нервной системы, от свое­образия его реакций на соревновательный стресс (Б.А. Вяткин, 1981).

Кроме активизирующего и мобилизирующего влияния со стороны зри­телей может идти и негативный поток реакции публики на выступление спортсмена, который, в зависимости от ситуации, или воспринимается им параллельно с позитивной поддержкой зрителей, или в крайних случа­ях, если спортсмен воспринимает лишь однонаправленный отрицатель­ный поток влияния публики, он может демобилизовать его волю. К таким подавляющим факторам относятся выражения порицания. Подчас услов­ным сигналом служит даже не слово — достаточно укоризненных взгля­дов, насмешливой мимики, указания пальцем, чтобы наступили неспе­цифические реакции подавления тех или иных действий или снижения общей активности ЦНС.

Термин спортивное соревнование достаточно понятен большинству людей, как обозначающий явление с характерными признаками. Тем не менее, с научных психологических позиций он рассматривается далеко неоднозначно.

Спортивное соревнование служит предметом спортивной психологии как психическое явление, обладающее характерными свойствами, многогранными процессами и специфическими состояниями. Иногда соревнование рассматривается как специальный тип поведения, поведенческая установка (отношение) или ситуация.

Не для кого не секрет, что соревновательная деятельность является мощным стимулом для развития уровня спортивной подготовки спортсмена. Но также известно, что соревнование любого уровня является также стрессом для спортсмена. Как любой стресс соревнование играет положительную роль, активизируя психические и физические резервы организма соревнующегося, а также отрицательную роль опосредованную физиологическими проявлениями астенических эмоций. Как говорит нам общая психология, у человека, регулярно подверженного действию стресса, должны вырабатываться определенные черты и свойства психики, позволяющие с наименьшим вредом переносить соревнования.

Спорт немыслим без соревнований и состязаний, которые включены в саму его природу, внутренне присущи ему. Само по себе соревнование свой­ственно не только спорту, но и другим видам человеческой деятельности. Соревнуются между собой отдельные фирмы, компании; проводятся кино­фестивали, конкурсы пианистов и певцов, артистов балета и цирка. Однако исключение состязательного момента из этих видов деятельности не разрушит их существа, поскольку он не является их специфической основой. Спортив­ная же деятельность без своего главного составного элемента — соревнования полностью утрачивает свой смысл, свою специфику. Показано, что в разви­тии человеческой культуры различные виды противоборства, состязаний, игр первичны; лишь позже начали появляться и закрепляться в практике элемен­ты, методы, формы подготовки к их участию (В.А. Демин, 1974).

В связи с тем, что основой спорта являются соревнования, для обес­печения их функционирования в процессе исторического развития общества формируется и соответствующая сфера спорта.

Сфера спорта — это специализированная социально-организованная система, которая образо­валась вокруг соревнования (СВ. Брянкин, 1983).

Она включает в себя: идеологическое, научное и методическое управление; материально-техни­ческое и финансовое обеспечение; подготовку кадров; отбор и подготовку спортсменов и связи с другими сферами человеческой деятельности.

Аналогично сферы спорта структурированы сложившиеся полноцен­ные, автономные виды спорта. Каждый вид спорта является составляю­щей частью сферы спорта, но имеет в своей функциональной структуре все необходимые (кадровые, научные, финансовые, материально-техни­ческие службы и т.п.) для автономного существования.

Вид спорта способствует развитию и проявлению различных видов со­ревнований. Как отмечает Л.П. Матвеев (1978), в сферу спорта истори­чески вошли достаточно разнообразные виды соревновательной деятель­ности. Вокруг конкретных состязаний, выделившихся в ходе развития спорта, формировались и продолжают формироваться по настоящее время относительно самостоятельные виды спорта. Вид спорта — это область сферы спорта, ядром которой является исторически сложившаяся соци­ально значимая соревновательная деятельность, характеризующаяся мес­том и временем ее реализации, применяемыми средствами и обусловлива­ющими их нормативными актами.

Следовательно, вид спорта выступает как отдельная область сферы спорта. Каждый вид спорта характеризуется: 1) своим предметом состяза­ний и характером активности спортсмена; 2) особым составом действий и способом ведения соревновательной борьбы (техникой, тактикой); 3) сво­ими правилами состязаний.

Следует иметь в виду, что специфика тех или иных соревнований мо­жет значительным образом влиять на сферу спорта в целом и на структуру отдельных видов спорта. К примеру, выход какого-либо вида спорта на международную арену ведет к появлению новой организационной структу­ры — международной федерации. Высокая конкуренция на крупнейших соревнованиях (Олимпийских играх, чемпионатах мира), большая плот­ность спортивных результатов заставили проводить жесткий отбор спорт­сменов в национальные сборные команды, т.е. создавать службы спортив­ного отбора и прогнозирования результатов. Соревнования в футболе, хоккее, собирающие огромные массы болельщиков, вынуждают вводить в организационные структуры особые подразделения для контроля над болельщиками и управления ими. Опыт показывает, что отсутствие подобных подразделений влечет отрицатель­ные последствия: введение в практику спорта допингов, анаболиков и других стимулирующих средств работоспособности спортсменов остро поставило вопрос о создании антидопинговых комиссий, которые могли бы проти­востоять этому.

Итак, соревнование — узловое образование системы спорта в обще­стве. По существу, без соревнований спорт невозможен, а без любого другого элемента (к примеру, спортивной ориентации или отбора), но при наличии соревнований спорт не утрачивает свой смысл, хотя значи­тельно может обедняться. Именно в соревновании и просвечивается наиболее концентрированно социальная сущность спорта, через соревнова­ние и в соревновании спорт предстает в качестве специфических обще­ственных отношений, которые называются спортивными отношениями.

Выделяют первичные и вторичные функции спортивных соревнова­ний. Первичная (специфическая) функция соревнования — это определение иерархии мест участников состязаний, т.е. ранговая оценка всех соперников, нахождение победителя и призеров состязаний или фиксация рекорда. Эта функция в первую очередь относится к классу социальных оценок. Вторичные (неспецифические) функции соревнований весьма разнообразны. Этими функциями являются следующие: нормативная, подготовительная, селекционная, стимулирующая, самоутверждения, зрелищная, воспитательная, информационная, познавательная, творческая, коммуникативная, престижная, управления, моделирования, контроля, агитационное-пропагандистская, культурного обмена, рекреационная, эконо­мическая, осуществления международных связей, интеграционная и мно­гие другие.

Соревнование как неотъемлемый атрибут спорта имеет свои специфические особенности, отличающие от других элементов спорта. На основе анализа многочисленных исследований можно считать, что главными особенностями спортивных соревнований являются:

1) строгая регламентация деятельности участников соревнований, об­служивающего персонала и других лиц;

2) наличие в каждом соревновании процесса борьбы, противоборства, неантагонистического соперничества, конкуренции, которые проявляют­ся в стремлении одержать победу, достигнуть максимального результата;

3) высокая общественная и личная значимость для каждого спортсмена и самого процесса борьбы и.достигнутого спортивного результата;

4) высокий эмоциональный фон деятельности, вызванный максимальными физическими и психическими напряжениями (нередко превосходящими возможности спортсмена) в условия непосредственной борьбы за результат;

5) непосредственное или опосредованное взаимодействие соревнующихся противников, при котором каждый стремится к достижению превосходства над соперниками и в то же время противодействовать им;

6) равенство условий и сравнимость результатов каждого участника соревнований с помощью определенного стандарта с результатами других спортсменов, знакомых с критериями сравнения и имеющих возможность оценить результат выступления.

Сравнимость результатов возможна, бла­годаря наличию тщательно разработанных правил и положений о соревно­ваниях, института квалифицированных судей, технических средств и на­выков фиксирования спортивных достижений. Равные условия участия и справедливое определение победителя создают на соревнованиях ту соци­ально-нравственную микросреду, в которой полнее и свободнее раскрыва­ется спортивный потенциал, создаются предпосылки для проявления воз­можного доверия и бескорыстного обмена спортивно-техническими и духовными ценностями.

2 Виды и положение спортивных соревнований

В практике существуют многочисленные соревнования, которые в соответствии с их целевым назначением разбиваются на системы. Каждая система соревнований включает взаимосвязанные компоненты: правила, положения, календари, нормативно-квалификационные требования. Определенные изменения в названных компонентах существенно влияют в той или иной форме на развитие конькобежного спорта.

Правила соревнований — это документ, в котором четко определены условия соревновательной борьбы протекающей под контролем спортивных судей, способы фиксирования выигрыша и проигрыша, определения победителя в отдельных состязаниях. Правила соревнований — закон для, судей, организаторов и руководителей, осуществляющих подготовку и материально-техническое обеспечение соревнований.

Правила соревнований служат мощным рычагом управления функционированием конькобежного спорта. Так, внесение в правила новых пунктов, изъятие или изменение некоторых существующих положений влияет на динамику развития скоростного бега на коньках. Через различные пункты правил возможно влиять на контингенты соревнующихся, материально-техническую базу и экономическую стоимостьпроведение соревнований, степень его зрелищности и т. д. .В международной федерации существует комиссия по правилам игры, которая занимается вопросами внесения изменений в правила соревнования с целью оптимизации и повышения зрелищности в проведении спортивных соревнований. Положения о соревнованиях определяют основные характеристики: цели и задачи соревнований, место и сроки проведения, руководство соревнованиями, требования к участникам, программа соревнований, способ проведения встреч и определения победителей, награждение победителей, формы документов и сроки их представления и др. Изменяя содержание положений о соревнованиях, можно влиять на жесткость спортивной конкуренции и ее динамику, мотивацию тренеров, спортсменов, судей и их стимулы, зрелищность и материально-техническую оснащенность, уровень подготовленности (возраст, рост, технико-тактический арсенал и т. д.).

В положениях можно определенным образом изменять некоторые пункты правил с целью решить определенные задачи в подготовке. С правилами и положениями соревнований тесно связаны календари соревнования. Календари призваны упорядочить соревнования по целям, задачам, местам и времени проведения, составу участвующих команд и спортсменов, по затратам средств, усилий и пр. Важным условием эффективности всей системы соревнований является связь календарей всех видов соревнований по основным параметрам (по целям и задачам и особенно по срокам проведения).

Таким образом формируется определенный комплекс календарей, органически связанный с системой соревнований.

Структура календаря определяет характер проведения соревнований. Все крупнейшие международные соревнования проводятся таким образом, чтобы распределение мест в турнирной таблице обязательно осуществлялось в последние два игровых дня (в предпоследний день третье и четвертое место, в последний — первое и второе).

Календарь строится так, чтобы степень психологической напряженности и конкуренция возрастала к концу соревнований. Соревнования рассредоточенны по времени.

Важнейшее требование к календарям — их стабильность, постоянство по основным характеристикам. Возможные изменения могут быть после окончания олимпийского цикла на очередное четырехлетие. Правила соревнований, положение о соревнованиях и календарь соревнований служат мощными рычагами управления развитием скоростного бега на коньках. Составление календарей соревнований в нашей стране носит централизованный характер: от олимпийских игр до первенств областей, городов, районов, коллективов физической культуры на производстве и в школах.

3 Классификация спортивных соревнований

Спортивные соревнования представляют собой открытую социально педагогическую систему, основными структурными элементами которой являются: педагоги чески организованная состязательная деятельность спортсменов и команд, нормативная деятельность организаторов соревнований и судей и общественная физкультурно-спортивная творческая деятельность любителей спорта.

Организация, судейство и про ведение соревнований осуществляются на основе соответствующих правил, положений о соревнованиях и календарных планов. В этих документах в различной степени отражены вопросы классификации соревнований по тем или иным признакам. В настоящее время в специальной литературе нет однозначной трактовки классификационных при знаков и соответственно нет единой точки зрения на критерии классификации спортивных соревнований.

В отечественной научно-методической и учебной литературе, посвященной проблемам соревновательной деятельности, выделяют спортивные соревнования в соответствии с характерными для них существенными признаками: главные, дополнительные, заочные, квалификационные, командные, лично-командные, личные, контрольные, массовые, отборочные, открытые, подводящие, показательные, с гандикапом, телевизионные, тематические, тренировочные и учебные.

— в зависимости от масштаба (международные, территориальные, ведомственные, межведомственные);

— по объему и содержанию программы (единоборья, многоборья, комплексные соревнования);

— с учетом доступности (очные, заочные, открытые, закрытые);

— по составу участников (личные, командные, лично-командные);

— по значению для спортсмена (подготовительные, контрольные подводящие, главные).

1. Соревнования на призы выдающихся спортсменов и тренеров:

— по конькобежному спорту: всеросийские, региональные, областные городские и районные соревнования участников и победителей Олимпийского игр, Чемпионатов мира и так далее.;

— по тяжелой атлетике: все российский турнир на призы олимпийского чемпиона Бориса Селицкого (г. Брянск);

— по гиревому спорту: все российский турнир на призы В. А. Броденкова (г. Омск);

2. Соревнования на призы государственных и общественных деятелей:

— по конькобежному спорту: соревнования на призы общественных деятелей культуры и науки в сфере спорта..

— по боксу: соревнования на призы главы Пролетарского района (г. Саранск); международные соревнования на призы летчика-космонавта Павла Поповича (г. Белая Церковь, Украина);

3. Соревнования памяти выдающихся спортсменов и тренеров:

— по спортивной гимнастике: международный турнир на Кубок М. Воронина (г. Москва);

— по тяжелой атлетике: всероссийский турнир памяти Евгения Смирнова (Ленинградская область, г. Волхов); — по конному спорту: соревнования на призы памяти Сергея Демидова (г. Москва).

4. Соревнования памяти героев боевых действий:

— по вольной борьбе: чемпионат на призы памяти Героя Советского Союза Базара Ринчино (Бурятский АО);

— по тяжелой атлетике: все российский турнир памяти основа теля тяжелой атлетики В. Ф. Краевского (г. Санкт-Петербург); первенство России среди коллективов физической культуры памяти Г. К. Жукова (г. Обнинск);

Представляется интересным анализ функций данных соревнований (спортивно зрелищной, воспитательной, нравственно регулирующей, социализирующей, гедонистической, рекреативной) и определение наиболее значимых из них.

Исследование функций спорта в рамках организации и проведения соревнований на призы выдающихся спортсменов, тренеров или памяти известных общественных и спортивных деятелей, на наш взгляд, позволит их конкретизировать, определить рейтинговую значимость с целью использования в практике спортивной деятельности.

Читайте также: