Есенинские традиции в лирике рубцова кратко

Обновлено: 02.07.2024

Лирика поэта Николая Рубцова является продолжением есенинской традиции:

Версты всей потрясенной земли,
Все земные святыни и узы
Словно нервной системой вошли
В своенравность есенинской музы!
Это муза не прошлого дня,
С ней люблю, негодую и плачу.
Много значит она для меня,
Если сам я хоть что-нибудь значу.

В творчестве Сергея Есенина и Николая Рубцова много сходных черт. Общими были для них темы природы, любви к родному краю, передача эмоций и состояния души через описание природы. И взгляд их на природу не отстранённый, это вдумчивый взгляд глазами крестьянина, который знает, по каким законам растёт каждая былинка.

Оба поэта говорили в своих стихах о бренности сущего, быстротечности времени, ощущая его не только в смене времён года, но и в своём собственном бытии.

Сходство есть и в напевности, песенности стихов Есенина и Рубцова. Многие произведения Есенина исполняются как песни и романсы. Известно, что Рубцов свои стихи пел. Популярными стали песни на стихи Рубцова "В горнице" и "Букет". Александр Градский написал музыку к многим стихотворениям Рубцова.

Рубцова можно назвать продолжателем Есенина, но никак не подражателем. Он не переписывал есенинские стихи на свой лад. Он просто так же любил родную землю и обладал живой душой, которая была источником, рождавшим прекрасные стихи.

Предлагаю вам пройти тест и, используя свои эрудицию и интуицию, определить, кому принадлежат стихи - Рубцову или Есенину?

В 1943 году из-за того что Николаю исполняется семь лет его переводят в детский дом в селе Никольское недалеко от города Тотьма, где он начинает учиться в первом классе. Этот детский дом надолго стал его домом. В Никольское он будет возвращаться на протяжении всей своей жизни. Здесь он получает свое первое образование, и в 1950 году, по окончании семи классов, он покидает детский дом. С этого времени начинаются скитания будущего поэта. До 1955 года, когда его призвали на военную службу, он два раза безуспешно пытался поступить мореходное училище в Риге и Архангельске. Успел поработать помощником кочегара на рыболовецком судне в Архангельске и слесарем-сборщиком на военном полигоне в Ленинграде. Успел поучиться в лесотехническом техникуме в городе Тотьма и в горно-химическом техникуме в городе Киров в Мурманской области. Подавал документы в художественное училище в Риге, но не был принят из-за отсутствия его работ. В 1955 году, после долгой разлуки, встречается с отцом. Николай считал, что отец погиб и не искал его, а Михаил Андрианович после войны смог быстро разыскать всех детей, кроме Николая.




Во время учебы в институте Рубцов знакомится с Людмилой Александровной Дербиной и у них развивается роман. В январе 1971 года они подают заявление в ЗАГС. Свадьба должна была состояться в феврале того же года. Но из-за трагических событий этому не суждено было сбыться. Николай Михайлович Рубцов был убит 19 января 1971 года в своей квартире в Москве. По заключению суда виновной в его убийстве признана его несостоявшаяся жена Людмила. Похоронен в Вологде на Пошехонском кладбище.

Развитие Есенинских традиций в произведениях Н.Рубцова

Его лирика, как и поэзия С. Есенина, социально окрашена. Поэт испытывает гордость за индустриализацию как результат человеческого труда, но призывает сохранять первозданную красоту природы - главную ценность в жизни:

Рубцов поэзия стихотворение пейзаж

Я молча сидел в сторонке,

Следя за работой мужчин

И радуясь бешеной гонке

Ночных продуктовых машин.

Я словно летел из неволи

На отдых, на мёд с молоком.

И где-то в зверином поле

Сошёл и пошёл пешком.

Объединяет мироощущение поэтов именно внутренняя гармония, воплощённая в стихах, нераздельность чувства и мысли. Они воспевали радость жизни, но сквозными нитями их поэзии были грусть, печаль, сознание скоротечности бытия:

Милая, мне скоро будет тридцать,

И земля милей мне с каждым днём,

Оттого и сердцу стало сниться,

Что горю я розовым огнём.

Нет, не кляну я мелькнувшую мимо удачу,

Нет, не жалею, что скоро пройдут пароходы.

Что ж я стою у размытой дороги и плачу?

Плачу о том, что прошли мои лучшие годы.

Трагедия душевного одиночества, вечной неприкаянности объединяет поэтов. Но их жизненные пути очень несхожи. С. Есенин вырос в родном доме, в воспетых им рязанских просторах, жизнь его была яркой, хотя короткой и полной потрясений. Н. Рубцов был бездомным скитальцем почти до конца своих дней.

Рубцов и Есенин воспели образ березы, как символ Руси, который дорог каждому русскому человеку.

Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

Меня звала моя природа.

Но вот однажды у пруда

Могучий вид маслозавода

Явился образом труда.

Бросаю радость полными горстями.

Любому низко кланяюсь кусту.

Выходят в поле чистое крестьяне

Трудом украсить эту красоту.

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…

. Да, недолго глядел он на Русь

Голубыми глазами поэта.

Но была ли кабацкая грусть?

Грусть, конечно, была. Да не эта!

Версты всей потрясенной земли,

Все земные святыни и узы

Словно б нервной системой вошли

В своенравность есенинской музы!

Это муза не прошлого дня,

С ней люблю, негодую и плачу.

Много значит она для меня,

Если сам я хоть что-нибудь значу.

И все же в рубцовской любви к Есенину не было той исключительности, которую хотели бы видеть в ней некоторые критики и поэты. В зрелой поэзии Рубцова мало общего с есенинским стилем; в ней, в частности, совершенно отсутствует та эстетика и поэтика цвета, без которой немыслимо творчество Есенина. [В. Кожинов]

Индивидуальной особенностью творчества поэта является создание звучащего поэтического мира. Даже цвет в его произведениях соотнесён со звуковой организацией стиха.

Говоря о гармонии в лирике Рубцова, обращаешь внимание на звуки, связанные с колокольным звоном, которые вносят ощущение торжественности:

Звон заокольный и окольный,

У окон, около колонн, -

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

Н. Рубцов большое внимание уделял звукам окружающего мира.

Он говорит, что всё уходит прочь,

И всякий путь оплакивает ветер.

Реальный мир предстаёт перед Н. Рубцовым как звучащий, его поэтическое отражение создаётся с помощью звука, напевности, мелодического строя стиха.

Вывод

В лирике Н. М. Рубцова сочетаются традиционность и новаторство.

В изображении народных праздников, песен, пляски, использовании постоянных эпитетов и образов наблюдается фольклорная традиция.

Традиции новокрестьянской поэзии прослеживаются в отношении к природе, в сочетании христианских и языческих мотивов, в пристрастии к деталям сельского быта, в актуализации проблемы города и деревни, в утверждении духовного мира национальной самобытности.

Однако Рубцов создаёт свой неповторимый, музыкальный образ Родины.

С Ф. Тютчевым и А. Фетом поэта объединяет обращение к философской проблематике, сентиментальность, пристрастие к описанию сцен прощания, элегическая грусть мировосприятия, музыкальность.

В некоторых стихотворениях в изображении русского национального характера, терпеливости, бескорыстия прослеживается традиция Н. Некрасова.

Новаторство Н. Рубцова состоит в творческом переосмыслении традиции звуковой организации стиха. Аллитерации, ассонансы, многократные повторы, звукоподражания, звуковые удвоения, часто используемые автором, создают необычайную музыкальность, определённое настроение, звуковой образ-символ (колокольный звон), передают глубину чувства лирического героя.

Характерным приёмом Н.Рубцова является введение разговорного стиля в поэзию, который пронизывает разные языковые уровни:

- морфологический (употребление ненормированных грамматических форм);

- лексический (использование просторечной и разговорной лексики).

Широкое использование разговорных элементов способствует созданию народных характеров, является характеристикой лирического героя.

Список литературы

Литература о писателе:

8. Воспоминания о Николае Рубцове. Вологда, КИФ "Вестник", 1994;

11. Лазарев В. Долгая память // Поэзия российских деревень, М., 1982, с. 5-8;

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Буриков Юрий Юрьевич

Тема : Н.Рубцов развитие Есенинских традиций в произведениях

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Сдан на проверку:_________

Общее количество первичных баллов______

Руководитель:_________ Жукова Т.О.

Брянск

2020

Содержание

Паспорт проекта

Вступление

Исследование биографии Н.Рубцова

Рвзвитие Есенинских традиций в произведениях

Вывод

Литература

Паспорт проекта

Тема проекта: Н.Рубцов развитие Есенинских традиций в произведениях

Учебная дисциплина , в рамках которой разрабатывается проект: Литература

Тип (вид) проекта : информационный

Область проектирования деятельности : учебно-исследовательская

Специальность : Техник путевых хозяйств

Автор проекта (фамилия, имя, отчество): Буриков Юрий Юрьевич

Учебная группа: ТПХ-915

Ф.И.О. руководителя- координатора проекта : Жукова Татьяна Олеговна

Юридический адрес образовательной организации : 241020,

Центральный Федеральный округ , Брянская область , г.Брянск, ул.Дзержинского, д.32

2 Вступление

Цели исследовательской работы:

- познакомиться с творчеством Н. М. Рубцова, который за короткую жизнь смог создать самобытный поэтический мир, пользующийся любовью читателей;

- изучить, какие литературные традиции проявились в лирике Н. М. Рубцова и в чём выражается его поэтическое новаторство.

- выявить преемственность традиций русской поэзии XIX – XX веков в лирике Н. М. Рубцова и проанализировать проблемы, связанные с развитием литературных традиций;

- выявить, как выражаются и развиваются новаторские художественные открытия поэта;

- выяснить, интересен ли Н. Рубцов моим сверстникам и актуальна ли его лирика сегодня.

Биография Н.Рубцова

В 1943 году из-за того что Николаю исполняется семь лет его переводят в детский дом в селе Никольское недалеко от города Тотьма, где он начинает учиться в первом классе. Этот детский дом надолго стал его домом. В Никольское он будет возвращаться на протяжении всей своей жизни. Здесь он получает свое первое образование, и в 1950 году, по окончании семи классов, он покидает детский дом. С этого времени начинаются скитания будущего поэта. До 1955 года, когда его призвали на военную службу, он два раза безуспешно пытался поступить мореходное училище в Риге и Архангельске. Успел поработать помощником кочегара на рыболовецком судне в Архангельске и слесарем-сборщиком на военном полигоне в Ленинграде. Успел поучиться в лесотехническом техникуме в городе Тотьма и в горно-химическом техникуме в городе Киров в Мурманской области. Подавал документы в художественное училище в Риге, но не был принят из-за отсутствия его работ. В 1955 году, после долгой разлуки, встречается с отцом. Николай считал, что отец погиб и не искал его, а Михаил Андрианович после войны смог быстро разыскать всех детей, кроме Николая.

Во время учебы в институте Рубцов знакомится с Людмилой Александровной Дербиной и у них развивается роман. В январе 1971 года они подают заявление в ЗАГС. Свадьба должна была состояться в феврале того же года. Но из-за трагических событий этому не суждено было сбыться. Николай Михайлович Рубцов был убит 19 января 1971 года в своей квартире в Москве. По заключению суда виновной в его убийстве признана его несостоявшаяся жена Людмила. Похоронен в Вологде на Пошехонском кладбище.

Развитие Есенинских традиций в произведениях Н.Рубцова

Его лирика, как и поэзия С. Есенина, социально окрашена. Поэт испытывает гордость за индустриализацию как результат человеческого труда, но призывает сохранять первозданную красоту природы - главную ценность в жизни:

Рубцов поэзия стихотворение пейзаж

Я молча сидел в сторонке,

Следя за работой мужчин

И радуясь бешеной гонке

Ночных продуктовых машин.

Я словно летел из неволи

На отдых, на мёд с молоком.

И где-то в зверином поле

Сошёл и пошёл пешком.

Объединяет мироощущение поэтов именно внутренняя гармония, воплощённая в стихах, нераздельность чувства и мысли. Они воспевали радость жизни, но сквозными нитями их поэзии были грусть, печаль, сознание скоротечности бытия:

Милая, мне скоро будет тридцать,

И земля милей мне с каждым днём,

Оттого и сердцу стало сниться,

Что горю я розовым огнём.

Нет, не кляну я мелькнувшую мимо удачу,

Нет, не жалею, что скоро пройдут пароходы.

Что ж я стою у размытой дороги и плачу?

Плачу о том, что прошли мои лучшие годы.

Трагедия душевного одиночества, вечной неприкаянности объединяет поэтов. Но их жизненные пути очень несхожи. С. Есенин вырос в родном доме, в воспетых им рязанских просторах, жизнь его была яркой, хотя короткой и полной потрясений. Н. Рубцов был бездомным скитальцем почти до конца своих дней.

Рубцов и Есенин воспели образ березы, как символ Руси, который дорог каждому русскому человеку.

Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

Меня звала моя природа.

Но вот однажды у пруда

Могучий вид маслозавода

Явился образом труда.

Бросаю радость полными горстями.

Любому низко кланяюсь кусту.

Выходят в поле чистое крестьяне

Трудом украсить эту красоту.

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…

. Да, недолго глядел он на Русь

Голубыми глазами поэта.

Но была ли кабацкая грусть?

Грусть, конечно, была. Да не эта!

Версты всей потрясенной земли,

Все земные святыни и узы

Словно б нервной системой вошли

В своенравность есенинской музы!

Это муза не прошлого дня,

С ней люблю, негодую и плачу.

Много значит она для меня,

Если сам я хоть что-нибудь значу.

И все же в рубцовской любви к Есенину не было той исключительности, которую хотели бы видеть в ней некоторые критики и поэты. В зрелой поэзии Рубцова мало общего с есенинским стилем; в ней, в частности, совершенно отсутствует та эстетика и поэтика цвета, без которой немыслимо творчество Есенина. [В. Кожинов]

Индивидуальной особенностью творчества поэта является создание звучащего поэтического мира. Даже цвет в его произведениях соотнесён со звуковой организацией стиха.

Говоря о гармонии в лирике Рубцова, обращаешь внимание на звуки, связанные с колокольным звоном, которые вносят ощущение торжественности:

Звон заокольный и окольный,

У окон, около колонн, -

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

Н. Рубцов большое внимание уделял звукам окружающего мира.

Он говорит, что всё уходит прочь,

И всякий путь оплакивает ветер.

Реальный мир предстаёт перед Н. Рубцовым как звучащий, его поэтическое отражение создаётся с помощью звука, напевности, мелодического строя стиха.

Вывод

В лирике Н. М. Рубцова сочетаются традиционность и новаторство.

В изображении народных праздников, песен, пляски, использовании постоянных эпитетов и образов наблюдается фольклорная традиция.

Традиции новокрестьянской поэзии прослеживаются в отношении к природе, в сочетании христианских и языческих мотивов, в пристрастии к деталям сельского быта, в актуализации проблемы города и деревни, в утверждении духовного мира национальной самобытности.

Однако Рубцов создаёт свой неповторимый, музыкальный образ Родины.

С Ф. Тютчевым и А. Фетом поэта объединяет обращение к философской проблематике, сентиментальность, пристрастие к описанию сцен прощания, элегическая грусть мировосприятия, музыкальность.

В некоторых стихотворениях в изображении русского национального характера, терпеливости, бескорыстия прослеживается традиция Н. Некрасова.

Новаторство Н. Рубцова состоит в творческом переосмыслении традиции звуковой организации стиха. Аллитерации, ассонансы, многократные повторы, звукоподражания, звуковые удвоения, часто используемые автором, создают необычайную музыкальность, определённое настроение, звуковой образ-символ (колокольный звон), передают глубину чувства лирического героя.

Характерным приёмом Н.Рубцова является введение разговорного стиля в поэзию, который пронизывает разные языковые уровни:

- морфологический (употребление ненормированных грамматических форм);

- лексический (использование просторечной и разговорной лексики).

Широкое использование разговорных элементов способствует созданию народных характеров, является характеристикой лирического героя.

Список литературы

Литература о писателе:

8. Воспоминания о Николае Рубцове. Вологда, КИФ "Вестник", 1994;

11. Лазарев В. Долгая память // Поэзия российских деревень, М., 1982, с. 5-8;

Лирика – особенный способ художественного мышления и осмысления жизни, выражение сокровенных переживаний, вызванных в душе поэта определенными образами. Русских поэтов во все времена вдохновляла красота родной земли. А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев,

А. Кольцов, А. Фет, И. Никитин, А. Толстой, А. Майков и многие другие дарили ей свои лирические гимны. Именно в родной природе, и часто именно в деревенской природе, видели они наивысшую красоту и гармонию.

В свое время Сергей Есенин называл

себя “последним поэтом деревни”. Воспевая в своих стихотворениях деревенскую Русь – страну “березового ситца”, ее степные раздолья, он искренне и просто говорил, что именно любовь к родному краю “более всего” его “томила, мучила и жгла”. И действительно, о чем бы ни писал поэт, все было согрето всеобъемлющим чувством любви и нежности к простой деревенской жизни с ее заботами, тревогами и радостями, но он заблуждался в том, что был ее “последним” поэтом.

После него в русскую литературу пришло новое поколение поэтов “деревни”, и среди многих имен особенно выделяется имя Николая

Николай Рубцов заявил о себе во второй половине 60-х годов XX столетия. Поэт воспевал родину-Русь, ее природу и историю, ее людей, их духовный мир, нравственные ценности, красоту и любовь. Но главной темой всегда оставалась его “малая родина” (поэт родился в поселке Емецк Архангельской области), с ее бледными северными красками и сдержанными чувствами людей. Равнодушный или ироничный взгляд не способен оценить настоящую красоту этих мест, но для поэта его родина была прекрасна в своей уравновешенности и скромности.

И сельская природа, и сельский быт для него всегда оставались притягательными. Духовный мир лирического героя Н. Рубцова и мир природы гармонично слиты, ведь представление поэта о красоте связано, прежде всего, с красотой родной земли. Как и в поэзии Сергея Есенина, в стихотворениях Николая Рубцова мы видим многоликую красоту деревенской жизни, ее душу, которая неотделима от человеческой судьбы, от человеческой души, и картины природы всегда так удивительно соответствуют душевному состоянию лирического героя.

В стихотворении “Ночь на родине” герой, отрешившись от городской суеты, окунается в природу, которая спокойна и тиха, как будто никогда “не знала потрясений”, в тишину деревенских сумерек, когда редки звуки природы, и даже ветер “не встрепенется”, “не зашуршит солома”…

И всей душой, которую не жаль

Всю потопить в таинственном и милом,

Овладевает светлая печаль,

Как лунный свет овладевает миром.

И хоть “былое не вернется”, герой мечтает:

Продлится пусть хотя бы этот миг,

Когда души не трогает беда,

И так спокойно двигаются тени…

В элегии “У размытой дороги” детали пейзажа также передают душевное состояние героя: “Плачет звезда, холодея, над крышей сарая…” В других стихотворениях связь между человеком и природой еще более непосредственна. “Все, что есть на душе” у простого русского человека (а душа у него светлая, высокая, хранящая что-то невыразимое), “до конца выражает рыданье и высокий полет этих гордых, прославленных птиц” (“Журавли”). В таких строчках слиты воедино родина, деревня, мир, поле, небо, птицы, старина и сегодняшний день: “Это выразят все, как сказанье, небесные звуки, далеко разгласит улетающий плач журавлей”.

В его стихотворениях удивительным образом переплетаются романтика и реальность, поэзия и проза; картины возвышенные и обыденные: луна, смотрящая в окно, “роса блестит на ветке”, “дождь и грязь во дворе, вечер темный, беззвездный…”, но на смену тревожным нотам всегда приходит успокоение. И тогда обращение к родной природе вызывает поэтическую, возвышенную картину мира:

Высокий дуб. Глубокая вода.

Спокойные кругом ложатся тени.

И тихо так, как будто никогда

Природа здесь не знала потрясений!

Даже гроза внушает ему “…не ужас допотопный, но поклонение себе”.

Есенинский мотив тихой “светлой печали”, с которой лирический герой взирает на земную красоту, присутствует у Рубцова во многих стихотворениях. Поэт и нас учит чувствовать эту возвышенную красоту: вслушиваясь в тишину, душою видеть незримое, чувствовать связь “с каждой избою и тучею”. При создании такого умиротворенного, романтического настроения автор использует разнообразные художественные приемы. В каждой строчке чувствуется оригинальный поэт, выработавший свой стиль, а его лирический герой (как и герой Есенина) выражает народное сознание.

Отсюда и народная песенность многих произведений Рубцова, с выразительной речью, красочными эпитетами, сравнениями (“небесные синие своды”, “спокойные тени”, “Русь – великий звездочет”), яркими метафорами (“солнце… венчает обильные всходы”, “лунный свет овладевает миром”).

Останьтесь, останьтесь, небесные синие

Пусть солнце на пашнях венчает обильные

Старинной короной своих восходящих лучей.

Русскую лирическую поэзию сегодня невозможно представить себе без стихотворений Н. Рубцова. Светлые образы “малой родины” и простого человека-труженика на земле всегда согревали его душу. Их он по-настоящему любил, им посвятил свои лучшие песни, лучшие рифмы и лучшие минуты своего поэтического вдохновения.

Крылова Инна Анатольевна

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota_po_lirike_n._rubcova_kondratovich_k.doc 246 КБ
prezentaciya_29.ppt 1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

ученица 10 класса Шулина Анастасия Сергеевна

Крылова Инна Анатольевна

г. Воскресенск 2016

2.1 Теоретические основы темы………………………..……….. 3-5

2.2 Традиции в лирике Н. Рубцова…………………..………….. 6-10

2.3 Новаторство в лирике Н. Рубцова …………………..……… 11-14

3. Практическая значимость реферата……………………………….… 15

Цели исследовательской работы:

- познакомиться с творчеством Н. М. Рубцова, который за короткую жизнь смог создать самобытный поэтический мир, пользующийся любовью читателей;

- изучить, какие литературные традиции проявились в лирике Н. М. Рубцова и в чём выражается его поэтическое новаторство.

- выявить преемственность традиций русской поэзии XIX – XX веков в лирике Н. М. Рубцова и проанализировать проблемы, связанные с развитием литературных традиций;

- выявить, как выражаются и развиваются новаторские художественные открытия поэта;

- выяснить, интересен ли Н. Рубцов моим сверстникам и актуальна ли его лирика сегодня.

Теоретические основы темы

Творчество Н.М. Рубцова (1936 - 1971) относится ко второй половине XX века. За свою короткую тридцатипятилетнюю жизнь он смог создать самобытный поэтический мир, пользующийся любовью читателей.

Уже в раннем творчестве сказывается приверженность Н.Рубцова к традициям устного народного творчества и русской классической поэзии, желание творчески развить завещанное предшественниками.

Традиция (от лат. traditio – передача) – передача художественного опыта из поколения в поколение, его творческое преломление в истории литературы.

Сам факт того, что он не присоединился к модным в 60-е годы поэтам-эстрадникам, часто писавшим по заказу, свидетельствует о серьезном внутреннем выборе творческого пути.

Все классическое литературное наследие поэт воспринимал через призму музыкальности. Друзья вспоминали, что он часто пел песни на стихи М.Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Блока, особенно любил Есенина.

В зрелый период творчества он обращается к А. Блоку, Ф.Тютчеву, А.Фету, Н. Некрасову, продолжая развивать литературные традиции XIX-XX веков. В его лирике можно увидеть изображённый с психологической тонкостью пейзаж, услышать элегическую интонацию, почувствовать дух странничества.

Элегия (от греч. elegos - жалобная песня) – жанр лирики: стихотворение эмоционального содержания, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроениями грусти, светлой печали.

Психологизм - (от греч. psyche - душа и logos - понятие, слово) - способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.

За развитием литературной традиции стоит стремление передать свой духовный опыт последующим поколениям. В основе истинно художественного произведения лежит не пассивное повторение, а творческое продолжение, поэтому традиция связана с новаторством.

Новаторство - отказ от традиции или ее принципиальная ломка, выражающаяся в обновлении содержания (идей, тем, проблем, пафоса) и формы (образной системы, изобразительных средств) произведения; открытие нового пути в литературе.

Развитие литературы идет во взаимодействии традиции и новаторства, которые, образуя единство, обращены и к прошлому, и к будущему одновременно. Опираясь на традиции, новаторские художественные открытия развиваются, обогащаются и постепенно образуют новые традиции.

Поэтическое новаторство Рубцова выразилось в разработке стиха - обостренное отношение к звуку, необычайная музыкальность, основанная на различных видах звуковых повторов. Возвышенная интонация, восклицания в сочетании с аллитерацией создают объемное поэтическое пространство, передают цветовое определение, подчеркивают значительность образов.

Аллитерация (от лат. - созвучие) — один из старейших приемов звукописи в поэзии и прозе, достигающий их выразительности за счет повторения согласных звуков, чаще всего в начале слова. В русской литературе аллитерация широко используется в стихосложении в качестве специального и яркого приема интонационного выделения и смыслового скрепления важнейших слов

Ассонанс (от фр. assonance - созвучие) - Один из видов звукописи: многократное повторение одинаковых гласных звуков, усиливающее выразительность художественной речи.

Поэтическое пространство (хронотоп от греч. chronos - время и topos - место) - изображение (отражение) времени и пространства в художественном произведении в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии.

Ненормированные грамматические формы - новообразованное на основе существующих форм, в соответствии с законами языка слово, усиливающее выразительность речи.

Инверсия (от лат. inversio - перестановка) - стилистическая фигура: нарушение общепринятого в данном языке порядка слов.

Новаторство творчества Н. Рубцова проявилось в отношении к традиции, в восстановлении ее и несовпадении с нею.

Традиции в лирике Н. М. Рубцова

В лирике Н. Рубцова сохраняется преемственность традиций русской поэзии XIX – XX веков.

Есенинская традиция проявилась в стихотворениях о русской деревне и природе, в образах, идущих от фольклора. Рубцов и Есенин воспели образ березы, как символ Руси, который дорог каждому русскому человеку.

Рубцов: Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

Есенин: Белая, берёза

Меня звала моя природа.

Но вот однажды у пруда

Могучий вид маслозавода

Явился образом труда.

Бросаю радость полными горстями.

Любому низко кланяюсь кусту.

Выходят в поле чистое крестьяне

Трудом украсить эту красоту.

Взбегу на холм и упаду в траву.

И древностью повеет вдруг из дола!

Засвищут стрелы, словно наяву,

Блеснет в глаза кривым ножом монгола!

Холм за деревенской околицей - не такая уж большая высота, но с нее поэту видна вся Родина - не в пространственном, а в историческом плане, вплоть до татаро-монгольского нашествия. Возвращаясь из глубины веков к современности, он соединяет их в единое целое.

Среди блоковских мотивов у Н. Рубцова можно выделить дух странничества, который проявляется в последнем прижизненном сборнике. Он связан с чувством дома, родины, воспоминаниями о матери, с раздумьями о судьбе России, её истории. Беспокойный лирический герой поэта пытается обрести гармонию с миром, ищет что-то утерянное и неуловимое.

И холодно так, и чисто,

И светлый канал волнист,

И с дерева с легким свистом

Слетает осенний лист.

Пропаду я от тоски и лени,

Одинокая жизнь не мила.

Дай хоть выйду я в чистое поле

Иль совсем потеряюсь в лесу.

Светлеет грусть, когда цветут цветы,

Когда брожу я многоцветным лугом

Один или с хорошим давним другом

Который сам не терпит суеты.

Самому мне не весело, барин:

Сокрушила злодейка жена.

Рассказ ямщика, напоминающий песню-жалобу, не может оставить слушателя безучастным.

Таким образом, поэзия Н Рубцова вбирает в себя лучшие традиции русской поэзии.

Новаторство в лирике Н. М. Рубцова

Индивидуальной особенностью творчества поэта является создание звучащего поэтического мира. Даже цвет в его произведениях соотнесён со звуковой организацией стиха.

Н. Рубцов вводит цветовое определение с помощью аллитерационного соединения, и цвет перестаёт оставаться заключённым в одном слове. Он как бы разливается по всей строке.

Мороз под звёздочками светлыми

По лугу белому, по лесу ли

Идёт, поигрывая ветками.

под синим небом,

С колоколами и сладким хлебом,

С гульбой посреди двора,

Промчалась твоя пора!

О сельские виды! О дивное счастье родиться

В лугах, словно ангел, под куполом синих небес!

Говоря о гармонии в лирике Рубцова, обращаешь внимание на звуки, связанные с колокольным звоном, которые вносят ощущение торжественности.

Звон заокольный и окольный,

У окон, около колонн, -

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

Он говорит, что всё уходит прочь,

И всякий путь оплакивает ветер.

Реальный мир предстаёт перед Н. Рубцовым как звучащий, его поэтическое отражение создаётся с помощью звука, напевности, мелодического строя стиха.

Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал:

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.

Анализируя элементы разговорной речи в поэзии Н. Рубцова, обращаешь внимание на употребление ненормированных грамматических форм.

Н.Рубцов также широко использует элементы разговорного синтаксиса:

- опущение глагольной части сказуемого, создающеё ситуативную неполноту:

Гость молчит, и я - ни слова!

- инверсию, которая подчёркивает ощущение размеренно-далёкого, создаёт эффект неторопливой беседы:

Мать моя здесь похоронена.

- бессоюзное присоединение изъявительного придаточного предложения, которое способствует возникновению иронической усмешки:

Утром проснёшься на чердаке,

Выглянешь - ветры свистят!

- бессоюзное присоединение придаточного времени, делающее поэтическую речь более лаконичной:

Время придёт уезжать -

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

Вот в чёрном затоне

Отразился рубашкою белой,

Вот трамвай, тормозя, затрезвонил…

Эти примеры свидетельствуют о том, что простота и народность лирики Н. Рубцова во многом создаётся с помощью элементов разговорной речи.

Читайте также: