Холстомер главная мысль кратко

Обновлено: 05.07.2024

Заезженную лошадь продолжает мучить табун. Табун безжалостен: он копытами толкает в худые бока Холстомера только потому, что тот старый.

Гусар, которому теперь принадлежит Холстомер, особенно крут в отношениях с замечательной лошадью. Он загоняет коня в угоду тому, чтобы всякий прохожий шарахался, видя, как несется гусар к своей любовнице. А Холстомер покорно служит хозяину и думает: ну, загони меня насмерть, я буду рад угодить тебе. Толстой рассказывает, насколько предан конь гусару: Холстомер любуется собой рядом с офицером.

Но тут любовница гусара бросает своего кавалера. Хозяин седлает Холстомера и загоняет его. За ночь, когда лошадь уже не может есть, она теряет все свои силы, ее начинают перепродавать кому попало.

Здесь наступает перелом в рассказе. Табун и дряхлый мерин возвращаются на двор, в доме оказывается гость, обрюзгший старик. Конь узнает в нем когда-то любимого хозяина-гусара. Тот промотал все свое состояние, весь в долгах, и спьяну валится спать в одном сапоге. Так автор будто сравнивает судьбы человека, когда-то загнавшего до смерти коня, и старого мерина.

Финал рассказа жутковатый. Он будто говорит о том, что, коль жизнь пошла наперекосяк, то будет уже так идти до самой смерти. Холстомера заражает коростой хозяйская лошадь. И его больше не ведут на водопой, а запирают в сарае и перерезают горло. Но лошади кажется, что вместе со струей крови уходит и тяжесть жизни. Собаки и волки обгладывают ночами кости старого мерина.

Но тут же Толстой сообщает, что в землю убрали и сгнившее тело гусара, пусть и позже. Прятать это тело в червях и новом мундире стало ненужной заботой для людей — с убийственным спокойствием замечает автор. В этих последних строчках он будто признает, что отмщение за загнанного преданного Холстомера состоялось…

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Утром с конного двора барина выгоняют лошадей пастись на луг. Из табуна выделяется задумчивым и серьезным видом пегий постаревший мерин. Он, в отличие от других лошадей, терпеливо ждет, пока его не оседлает Нестер. Мерин знает все наперед, ведь все повторяется изо дня в день. Нестер часто чешет коня под шеей, считая, что тому это нравится. Но Холстомер, именно так зовут мерина, терпит эти поглаживания только из вежливости. Неожиданно человек бьет его кнутом по ноге. Конь в недоумении, он обижен и не может понять, чем провинился. Но Холстомер не обидчив. Не обращает он внимания и на насмешки и придирки других лошадей. С гордостью и достоинством он молчаливо прощает окружающих.

Отлично передает характер главного героя краткое содержание. Холстомер уже не молод, его тело одряхлело, но еще хранит признаки былой силы и красоты. Старость его одновременно величественна и гадка. Это вызывает у других лошадей презрение и негодование.

По ночам табун гоняет мерина по конному двору. Наконец он не выдерживает и начинает рассказ о своей жизни, который длится пять ночей.

Холстомер

На заре с барского конного двора выгоняют на луг лошадей. Из всего табуна выделяется серьёзным, задумчивым видом старый пегий мерин. Он не выказывает нетерпения, как все остальные лошади, покорно ждёт, пока его оседлает старик Нестер, и с грустью наблюдает происходящее, зная наперёд каждую минуту. Пригнав табун к реке, Нестер рассёдлывает мерина и чешет его под шеей, считая, что лошади это приятно. Мерин же не любит этого чесанья, но из деликатности притворяется благодарным человеку, закрывает глаза и мотает головой. И вдруг, безо всякой причины, Нестер больно бьёт мерина пряжкой узды по сухой ноге. Этот непонятный злой поступок огорчает мерина, но он не подаёт вида. В отличие от человека, поведение старой лошади исполнено достоинства и спокойной мудрости. Когда молодые лошади дразнят мерина и делают ему неприятности — бурая кобылка мутит воду перед самым носом, другие толкают и не дают проходу, — он прощает своих обидчиков с неизменным достоинством и молчаливой гордостью.

Продолжение после рекламы:

Брифли существует благодаря рекламе:

Продолжение после рекламы:

Ночью табунщик Васька на Холстомере едет в кабак и держит его до утра на привязи рядом с мужицкой лошадью, от которой к мерину переходит короста. Через пять дней Холстомера не гонят в поле, а ведут за сарай. Когда ему перерезают горло, ему кажется, что вместе с большой струёй крови выходит из него вся тяжесть жизни. С него снимают шкуру. Собаки, воронье и коршуны растаскивают конину, ночью приходит и волчица; через неделю у сарая валяются только кости. Но и эти кости уносит потом мужик и пускает их в дело.

Начало истории мерина

Итак, рожден мерин был от Бабы и Любезного первого. Согласно родословной, его кличка – Мужик первый, но обычно его зовут просто Холстомером. Это прозвище он получил за размашистый и длинный ход. С самого рождения он отличается пегой мастью. Он чувствует любовь матери, начинает сам испытывать влечение к кобылам. Но его жизнь резко меняется, когда коня выхолащивают, чтобы не продолжался род пегих. Привычка отличаться от других привела его к глубокомыслию и серьезности.

Толстой любил ездить на Делире и хотел вывести свою породу лошадей

О жизни яснополянской конюшни рассказывает Людмила Куликова, научный сотрудник отдела мемориальной конюшни, которая занимается разработкой конных маршрутов по усадьбе, экскурсий и программ.



Людмила Куликова.



Конюшня в Ясной Поляне.

Подо­шли мы к этому несчастному мерину, и вот Толстой стал его гладить и между прочим приговаривать, что тот, по его мнению, должен был чувствовать и думать. Я положительно заслушался.



Лев Толстой верхом. Фото начала 1900-х годов.



Но коневодство требует постоянного присмотра. Толстой бывал в Поволжье наездами, и когда хозяйство начинало слишком уж тянуть к земле, он спешил стряхнуть с себя эти путы. Он быстро чем-то увлекался, загорался, но потом ему это надоедало. Эксперимент с лошадьми ему не удался.



Кентавр. Лето 2017 г.



Кентавр. Лето 2017 г.

«В деннике, перебирая ногами по свежей соломе, стояла караковая лошадь с намордником… Вронский опять невольно обнял одним общим взглядом все стати своей любимой лошади. Фру-Фру была среднего роста лошадь и по статям небезукоризненная… Зад был немного свислый и в ногах передних, и особенно задних, была значительная косолапина. Мышцы задних и передних ног не были особенно крупны; но зато в подпруге лошадь была необыкновенно широкая, что особенно поражало теперь, при ее выдержке и поджаром животе… Она вся, кроме ребер, как будто была сдавлена с боков и вытянута в глубину. Но у ней в высшей степени было качество, заставляющее забывать все недостатки; это качество была кровь, та кровь, которая сказывается, по английскому выражению. Резко выступающие мышцы из-под сетки жил, растянутой в тонкой, подвижной и гладкой, как атлас, коже, казались столь же крепкими, как кость. Сухая голова ее с выпуклыми, блестящими, веселыми глазами, расширялась у храпа в выдающиеся ноздри с налитою внутри кровью перепонкой.

Во всей фигуре и в особенности в голове ее было определенное, энергическое и вместе нежное выражение. Она была одно из тех животных, которые, кажется, не говорят только потому, что механическое устройство их рта не позволяет им этого…



Июль 1908 г. Лев Толстой с Делиром. Фотограф К. К. Булла.

Сам писатель ездил верхом до 82 лет, его жена Софья Андреевна — до 62. Ездили в засеку, по окрестностям Ясной Поляны — места красивые! Выезжали через старый лес Чепыж, вправо от дома Толстого, в поля, делали большой круг. Могли поехать и в противоположную сторону — в Ясенки. Детей Лев Николаевич и Софья Андреевна с раннего детства учили держаться в седле.

На конюшне даже жили ослики и пони, на которых малыши осваивали искусство верховой езды.


Сейчас в яснополянской конюшне 18 лошадей, из них пять пони для детского проката и детской спортивной школы. В конюшне есть два найденыша — Кентавр и Гуля, у каждого — своя история появления в усадьбе. В 1997 году огороды деревни Ясная Поляна начал разорять какой-то конь. В усадьбу обратились за помощью, и тренеры эту лошадку отловили. Оказалось, что он сбежал из табуна, предназначенного для сдачи на мясо. На тот момент Кентавру, по-домашнему Кеше, было семь лет. С тех пор он так и живет в Ясной…



Юная спортсменка верхом на Гуле.

В конце экскурсии — пикник на краю Старого сада, чаепитие из самовара на углях, фото в крестьянских нарядах, игра в волан. Также есть прогулки в экипаже.

Загнанный конь

Продолжаем наше краткое содержание. Холстомер попадает к гусарскому офицеру, здесь для него начинается лучшее время в жизни. Его новый хозяин богат, красив, жесток и холоден. Но именно это заставило мерина полюбить его. А хозяину нужна была как раз именно такая лошадь, которая бы отличалась от других. Так человека будут замечать, ему в след начнут оглядываться, сторониться. Холстомер служил хозяину самозабвенно. Он был счастлив и даже готов умереть ради этого человека. Мерин любуется собой и своим хозяином.

Но однажды любовница бросает гусара и уезжает с другим офицером. Желая ее догнать, хозяин загоняет своего коня. Холстомер всю ночь дрожит и даже не может есть. Утром ему позволяют напиться, но с тех пор он перестал быть тем быстрым конем, как раньше. После этого мерина несколько раз продают, пока он не оказывается у местного приказчика.

На следующий вечер после окончания рассказа табун возвращается с луга. Приказчик приводит на двор гостя, показывая ему самых дорогих и лучших лошадей. Тот с неохотой хвалит животных. Гость проходит мимо Холстомера, хлопает коня по крупу и говорит, что когда-то у него был точно такой же конь. Мерин с удивлением узнает в этом обрюзгшем старике гусара-хозяина.

История создания


  • Холстомер — старый мерин, рысак, лошадь с тяжелой судьбой;
  • Нестер — табунщик, пасет барских животных;
  • Никита Серпуховский — гусар и лучший хозяин Холстомера.

В произведении также есть второстепенные персонажи. Первым владельцем мерина был генерал, но позже конь сменил множество хозяев. Все это заставило Холстомера размышлять о жизни и сути человеческой природы.

Развязка

Табунщик Вася ночью берет Холстомера и отправляется в кабак. Всю ночь мерин проводит на привязи по соседству с мужицкой лошадью, которая заражает его коростой. Проходит пять дней, и Холстомера отводят за сарай. Там мерину перерезают горло. Когда кровь выходит из него, он думает, что с ней уходит и тяжесть его жизни. С коня сдирают шкуру, а его плоть достается дворовым животным, а ночью приходит даже волчица. Через неделю от мерина остаются только кости. Но и им мужики находят применение.

Анализ повести

Холстомер в повести нередко размышлял над тем, как он может быть собственностью. Прежде всего он принадлежал себе и Богу, но люди с этим не хотели соглашаться. Это вызывало у мерина недоумение.

Образ главного героя вобрал в себя типичные черты русского мужика, который трудится и безвестно умирает. У него нет сил восставать против рабского строя, только иногда он тихо ропщет. Даже мучителя такой человек слепо любит. Мерин все равно хорошо относился к гусару.

Герои

Люди же выступают в повести той самой силой, что топчет достоинство тех, кто им предан. Это те самые господа и барины, которые никого, кроме себя, не жалеют и не любят.

Отзывы

Сюжет

Холстомер Льва Толстого

История создания

История создания Холстомера

Лев Николаевич Толстой, как любой плодотворно работающий писатель, нередко нуждался в свежих идеях, сюжетах. Источниками многих из них были люди из ближайшего окружения писателя. Так, историю о мерине по кличке Холстомер, что в самом деле когда-то появился на Хреновском конном заводе, поведали Толстому братья Стаховичи, Александр и Михаил, с которыми Лев Николаевич давно водил теплую дружбу. Это произошло в 50-е годы.

Герои и их характеристика

Герои и их характеристика

Главный герой – конь по прозвищу Холстомер, сын благородного Любезного Первого и Бабы. При рождении его назвали Мужик Первый, а когда он подрос, дали кличку Холстомер за широкий размашистый шаг. Когда-то Холстомера ценили, любили и уважали, теперь, когда он стал стар и слаб, его бьют и унижают, он – посмешище конного двора. От того выражение лица Холстомера строго-терпеливое, глубокомысленное и страдальческое.

Однажды, получив очередную порцию незаслуженных побоев от хозяина Нестера, старик Холстомер начинает рассказывать историю своей долгой и непростой жизни. Его рассказ длится целых пять ночей, за это время обитатели конюшни прониклись к почтенному старцу уважением, и уже никто не смел ухмыльнуться в его сторону.

Много лет назад жизнь сулила Холстомеру большое будущее – он был молод, силен и быстр, никто из обитателей конюшни не мог состязаться с ним в скорости. Одно только смущало хозяев жеребца – его пегость (прим. пегий – имеющий пятна другого цвета, разношерстный).

Когда юный Холстомер без памяти влюбился в симпатичную кобылку Вязопуриху, его кастрировали, чтобы не продолжать пегость в роду. Так из жеребца Холстомер стал мерином (прим. мерин – кастрированный самец лошади, в основном используется для сельского хозяйства и в отличие от жеребцов отличается более спокойным нравом). Так началась его малорадостная жизнь.

Отношение к хозяевам
Как большинство сельскохозяйственных животных, Холстомера то и дело продавали. За свою долгую жизнь он побывал у барышника, старухи, мужика, цыгана, приказчика, но самым его любимым хозяином был офицер Никита Серпуховский.

Рассказ Холстомер

Однажды, уличив свою подругу в измене, Серпуховский пускается в погоню за беглянкой и ее любовником. После полуночного бешеного галопа Холстомер трусился в стойле всю ночь. На следующее утро у него отказало колено. Офицер бросил калеку, продав коня за бесценок старухе. А Холстомер так навсегда и остался хромым, ему пришлось забыть о быстрой езде и о своем любимом хозяине.

Правда, спустя годы Холстомер и Серпуховский встретятся. К тому времени офицер располнеет, утратит былой лоск и величие. В бесконечных кутежах и любовных интрижках он промотает все свое состояние, так ничего и не добившись. Вскоре после этой встречи Холстомера не станет. Его мясом накормятся местные животные, а кости употребят в хозяйстве люди. Всю жизнь он приносил пользу, и даже после смерти его бездыханное тело стало кому-то полезным.

Мертвое тело Серпуховского убрали в землю многим позже. Его хоронили в мундире, в вычищенных сапогах, читали заупокойный псалом. Сделал ли Серпуховский так много полезного, как брошеный в грязной канаве Холстомер? Пожалуй, что нет.

Главная идея произведения

Главная идея произведения

С другой стороны Холстомер – это собирательный образ типичных черт русского мужика, который всю жизнь тяжело трудится, чтобы потом безвестно умереть. И самое жуткое, что он не восстает против своего рабского положения, он лишь тихо ропщет и смотрит страдальческими глазами в небеса. Он силен, он умен, он смел и отважен, но он покорен и в этом его беда. И как бы парадоксально это не звучало, он порой слепо любит своего мучителя, как любил Холстомер гусара Серпуховского.

Итак, главная творческая задача Толстого заключалась в том, чтобы в аллегорической форме показать современное классовое общество, его шокирующую несправедливость. Живописать общество, где до сих пор есть рабский труд, покорное служение, где один безнаказанно может унижать другого.

Анализ произведения

В рассказе Толстого “Метель” раскрывается идея сильного человека, который черпает свою силу от общения с природой, единения с ней, и слабости человека, полюбившего комфорт цивилизации.

Оказавшись в пучине всепоглощающей войны, Лев Толстой в своих “Севастопольских рассказах” сумел передать всю трагедию войны как таковой, ее ничтожность и безжалостность.


Главные герои

  • Холстомер – старый пегий мерин, прекрасный рысак с тяжёлой судьбой.

Другие персонажи

  • Нестер – старый табунщик, выпасавший барских лошадей на Холстомере.
  • Никита Серпуховский – блестящий гусар, любимый хозяин Холстомера.

Краткое содержание

Главы 1–4

На заре старый табунщик Нестер отворил ворота барского конного двора, чтобы погнать лошадей пастись на луг. Из всего табуна особенно выделялся старый пегий мерин. Он не выказывал нетерпения, подобно другим лошадям, и покорно ждал, когда его оседлает Нестер.

Главы 5–8

Главы 9–12

Заключение

В своем рассказе писатель затронул многие важные темы, и в аллегорической форме представил всю несправедливость классового общества царской России.

В этой повести Льва Толстого показаны три главных героя, это мерин по кличке по кличке Холстомер, гусар Серпуховский и табун лошадей.

  1. Мерин по кличке Холстомер, он же, кастрированный жеребец Мужик. Главный персонаж, страдающий из-за своей редкой вороно-пегой масти.
  2. Гусар Серпуховский - бесшабашный весёлый гусар, превратившийся в никчемного барина-паразита, живущего за счёт таких трудяг, как Холстомер.
  3. Табун лошадей - в повести использован, как метафора, олицетворяющая человеческое общество того времени.

Главная мысль этого произведения заключается в том, что нельзя судить о людях по их внешним признакам, условному делению на сословия, касты и принадлежность к определённым общественным и социальным группам.

Это история не о лошадях, а о людях, о их взаимоотношениях, о жестокости, благородстве, трудолюбии и об оценке этих качеств обществом.

Заполняя читательский дневник по рассказу Толстого "После бала".

Указываем автора - это Лев Толстой.

О жанре нужно сказать, что перед нами рассказ.

К главным героям относятся:

Иван Васильевич - симпатичный человек

Варенька - красивая девушка.

Полковник - поражает спокойствием, сопряжённым с жестокостью.

Главная мысль: внешний вид не определяет человека. В то же самое время нельзя переносить качества одного человека на совершенно другого.

Рассказ напоминает, что ценить человека можно исключительно за его поступки.

Пересказ: Герой, танцуя с Варенькой на балу, как будто любит и отца этой девушки. Но видя, как полковник руководит жесточайшим наказанием, молодой человек понимает, как проходит уважение к нему и любовь к Вареньке.

Акула. Рассказ Льва Николаевича Толстого. В произведении описывается реальный случай (по свидетельствам многочиленных литературных критиков) который произошёл, скорее всего, на российском военном корабле, находящемся у берегов Северной Африки ориентировочно в 20-х 30-х годах 19-го столетия.

Команде была дана команда на купание и двое мальчишек (один з них сын артеллериста) отплыли далеко и к ним стала приближаться акула.

У отцп не было другого выхода, кроме как рискуя жизнью сына попытаться его спасти. Он выстрелил из пушки по акуле, рискуя промахнуться и попасть в своего ребёнка.

От напряжения,старый артеллерист после выстрела упал рядом с пушкой и закрыл лицо руками. Но всё закончилось благополучно, акула была убита, а ребят доставили на корабль.

Имён в рассказе у героев нет. Мы только знаем, что это были рассказчик, старый артеллерист (скорее всего офицер) и двое мальчиков.

В рассказе Толстого "Косточка" говорится о том, как маленький мальчик Ваня впервые в жизни увидел сливы и как он не удержался и съел одну сливу. Оказывается сливы были наперечет и мама сразу поняла, что одной сливы не хватает, но Ваня не признался. Тогда отец рассказал о том, что если съесть косточку от сливы, то она прорастает в животе, и испуганный Ваня сказал, что выбросил косточку.

Главный герой рассказа мальчик Ваня, который понял, что брать без спросу некрасиво. но еще хуже обманывать.

Главная мысль этого рассказа в том, что не умеешь врать не берись, а еще лучше никогда не ври, тем более своим родным, которые все равно простят.

Рассказу учит тому, что раскрытый обман всегда приносит человеку больше бед, чем принесла бы вовремя сказанная правда.

Сюжет этой повести повествует о двух главных персонажах, Жилине, офицере, который служил на Кавказе и пытался поехать домой, чтобы увидеть свою мать и попытаться устроить семейную жизнь и Костылине, его сослуживце.

Жилин не опустил руки и опять с помощью Дины совершает второй побег и в колодках на ногах добирается до своих, а Костылина в последствии полуживого выкупили из плена.

Жилин, хотя и офицер, но он бедный дворянин. Этот человек привык надеятся на себя и свои силы. Это человек не падает духом перед трудностями. Он благороден, ведь он до последнего не оставлял Костылина, не смотря даже на то, что тот достаточно много подлого.

Костылин, в противовес, был богатым и знатным офицером, но он больше наделся на деньги и положение. Костылин является человеком, который не способен действовать в экстремальных ситуациях. Костылин инертен, изнежен, слаб силой духа и трус. Костылин способен на совершение подлости .

Главной мыслью этого произведения конечно же является попытка донести до читателя что многие трудности и жизненные ситуации преодолимы, главное чтобы человек желал этого преодоления и предпринимал осознанные и обдуманные решения. Благородство, честь, порядочность, сила духа, вера в себя являются хорошими спутниками в преодолении трудностей.


"Юность" - заключительная часть трилогии Толстого, первая "Детство", вторая "Отрочество".


Трилогия Льва Толстого входит в школьную программу, поэтому почти все с нею когда-то сталкивались, правда некоторым удавалось "переступить" через неё.

Читайте также: