Обряды минойской цивилизации кратко

Обновлено: 02.07.2024

Минойская цивилизация, центр которой находился в Крите, существовала во II тысячелетии до н.э. Мореплаватели минойцы имели сложную систему религиозного культа, вели широкую торговлю.

Быт людей

Крестьяне выращивали ячмень и пшеницу, миндаль и оливки, виноград и лен. Также в сельской местности занимались выделкой шерсти. Городские мастера искусно украшали резьбой слоновую кость и драгоценные камни, кузнецы делали украшения из золота, изготавливались вазы и кубки, писались картины.

Жители города развлекали себя танцами, занятиями атлетикой и кулачным боем. Популярнее всего было прыгать через быка . Человек вставал перед бегущим на него животным хватал его за рога, и когда парнокопытное встряхивало головой, человек делал сальто через его голову, отталкивался руками от бычьей спины и приземлялся на ноги позади быка.

Религия минойцев

Известнейшее минойское божество — богиня, изображавшаяся, как правило, в юбке с оборками. Руки ее подняты и разведены. Нередко богиня изображалась с обвивающими ее руки и туловище змеями.

Общим было поклонение природе.

Важную роль в религии цивилизации принадлежала быку. Алтари и крыши святилищ часто имели выступы в форме рога. Кстати, прыжки через это животное, упомянутые выше, имели религиозную подоплеку.

Минойское искусство

На фресках крито-минойской цивилизации можно видеть молодых людей, перепрыгивающих быков; козлов, скачущих по скалам Крита; дельфинов и летучих рыб в море. Характерной особенностью является изображение несущихся галопом животных. Использовали мастера и статичные рисунки: зигзаги, штриховку, всевозможные линии.

Архитектура

Наиболее полное представление об архитектуре минойцев дают руины дворцовых городов — Кносс или Фест, например. Городская планировка, как таковая, отсутствовала. Дворец возводился в лучшем месте, родичи правителя строили свои жилища вокруг него. Так, если и была планировка, получалась она радиальной.

Самые грандиозные дворцы минойской культуры были лабиринтообразными. Здания строились многоэтажные, крыши делались плоскими. Для постройки дворцов использовался тесаный камень, а для нижних этажей обыкновенных домов — необработанный камень, как правило. Верхние этажи возводились из кирпича-сырца. Иногда для обеспечения хоть какой-то защиты от землетрясений дворцовые стены укреплялись деревянными связями.

Известнейшим дворцом минойской культуры является Кносский дворец.

Минойская письменность

После иероглифов использовать начали линейное письмо, разработанное на базе иероглифов в 1700-1750 гг. до н.э.

Главным образом минойские тексты посвящены религии и ведению хозяйства. Более двухсот табличек, главным образом расписки и описи, нашли на востоке Крита. На территории Агиа-Триады удалось обнаружить примерно 150 хозяйственных и административных табличек.

Как было сказано, еще до переселения греческих племен на Балканский полуостров на острове Крит сложилась цивилизация, получившая название по имени царя Миноса, выстроившего на этом острове, расположенном в восточной части Средиземного моря, знаменитый Лабиринт. О том, что царь, а может быть, несколько царей с таким именем правили Критом, упоминается не только в мифах, но и в трудах греческих историков. Упоминается Крит и в египетских текстах.

Придя в упадок после извержения вулкана на острове Тира (современный Санторин), минойская цивилизация отчасти законсервировалась, а отчасти сменилась более грубой микенской культурой (около XV в. до н. э.), получившей свое название от города Микены. Там был обнаружен лучше всего сохранившийся дворцовый комплекс этого времени.

Как в Двуречье и Египте, строительное искусство процветало и на Крите, но похоже, что здесь оно носило преимущественно светский, дворцовый характер. То же относится и к другим искусствам, ведь не было обнаружено ни одного крупного художественного памятника, прославляющего божество.


Кносский дворец царя Миноса

Несомненно, у жителей Крита существовал культ животных. Первое место занимало почитание быка. Возможно, бык являлся одним из олицетворений сил природы, в частности бушующего моря или грозной стихии землетрясения, что было характерно и для раннеханаанских культов. Во всяком случае, стилизованные изображения бычьих рогов сохранились во многих местах на Крите и островах Эгейского моря. На некоторых минойских печатях божественный бык изображен в виде фантастического существа – человека с бычьей головой, что сразу же напоминает позднейший греческий миф о Минотавре.


Критские дворцы богато украшены также изображениями двойной секиры-лабриса, одного из главных священных символов минойцев. Вероятно, двойной топор является изображением, символом пещер (лабрас), в которых начиная с эпохи неолита устраивались святилища и которые сохранились по сей день. Подобные символы сохранились и в Малой Азии, где у хеттов двойная секира была атрибутом бога Тешуба. Еще один часто встречающийся символ, изображающий божество, – голубка. Соответственно, голубка и бык могли обозначать женское и мужское начала в природе, олицетворять богиню и бога, что встречается в более поздних верованиях Греции классического периода.

Минойский культ заключался в богослужениях и жертвоприношениях в пещерах (Камарис, Психро и других), на вершинах гор (например, Гробница Зевса, связанная с мотивом бога, умирающего на Крите), в сельских храмах, возведенных вокруг священных рощ, или в специальных дворцовых помещениях. Археологические раскопки Артура Эванса и других открыли следы жертвоприношений быков и других, более мелких животных, следы всесожжений и возлияний. Богине-природе приносили в дар также статуэтки-амулеты, оружие и миниатюрные модели храмов. Элементами религиозной жизни критян были ритуалы, связанные с огнем и совершавшиеся на горах, процессии, возможно ставшие прообразом греческих мистерий, и упомянутые здесь тавромахии.


Бой Тесея с Минотавром в центре Лабиринта

Минойская эпоха завершилась катастрофой, возможно совпавшей с сильнейшим извержением вулкана на острове Тира около 1450 г. до н. э. Многие критские дворцы были разрушены и не восстанавливались. Один только Кносский дворец был отстроен заново, хотя и с меньшей пышностью. Народ древних минойцев вынужден был спасаться бегством из засыпанных пеплом долин.


Тесей, поверженный Минотавр и Афина

По-видимому, очень древними являются и магические верования древних греков. Особенно долго сохранялись они в области медицины. Во всех греческих полисах почитались боги-врачеватели – Асклепий, Аполлон, Дионис и другие. Вредоносная же магия не имела большого значения. Это подтверждается и тем, что греческая мифология практически не знает собственных колдунов и колдуний. Известная из мифов об аргонавтах волшебница Медея и Кирка (Цирцея), обратившая в свиней спутников Одиссея, явно не греческого происхождения.


Погребальные обряды греков и их представления о загробном мире также возникли в глубокой древности. Умерших зарывали в землю или хоронили в гробнице. Лишь на короткое время у греков возобладал обряд кремации. Это отразилось в гомеровском эпосе: погибшие герои – Ахилл, Аякс, Гектор, Патрокл и другие – сжигаются на погребальном костре. В честь умерших совершаются жертвоприношения, устраиваются пиры и игры. Однако обычай трупосожжения, принесенный в Грецию, вероятно, ионийцами, вскоре исчез и почти не оставил следа в верованиях о загробной жизни. В то же время обычай зарывания трупов в землю наложил свой отпечаток на представления о судьбе усопших.

Интересен образ подземного царства – Аида, куда попадают души умерших. Возможно, здесь прослеживается влияние месопотамских верований – та же река, которую надо преодолеть (у греков это Ахеронт), тот же мрачный персонаж – перевозчик Харон.

С одной стороны, соблюдая похоронные и поминальные обряды, принося дары на могилу, устанавливая надгробные памятники и разыгрывая на могилах настоящие действа, живые получали некоторую власть над мертвыми. С другой стороны, греки верили в способность мертвых воздействовать на судьбы живых, что в конечном счете и стимулировало благочестие последних. Древнегреческая эсхатология, развивая подобные взгляды, способствовала укреплению как фамильных связей, так и представлений о взаимосвязи двух миров. Вера в обитание мертвых рядом с живущими, около могил, легко уживалась в сознании греков с их существованием в подземном царстве.


Минойская религия была религия Бронзовый век Минойская цивилизация из Крит. Современные ученые реконструировали его почти полностью на основе археологических остатков, а не текстов. Считается, что минойская религия была тесно связана с доисторическими религиями Ближнего Востока, и ее центральным божеством, по общему мнению, была богиня. Известные минойские священные символы включают бык и его рога посвящения, лабрис (двуглавый топор), змея, и в некоторой степени анкх.

Содержание

Культовая практика

На основании археологических данных, таких как картины, статуэтки и кольца печатей, ясно, что доминирующей фигурой в минойской религии была богиня, с которой часто ассоциируется более молодой мужской персонаж, возможно, супруг или сын, обычно в контекстах, предполагающих что мужская фигура поклоняется. Богиня также часто ассоциировалась с животными, особенно со змеей, но также с быком, львом и голубем. Похоже, ей служили жрицы, но нет никаких свидетельств того, что минойская религиозная практика была сосредоточена вокруг официальных общественных храмов. [1] [2] [3] [4] Некоторые ученые видят в минойской богине женскую божественную солнечную фигуру. [5] [6]

Кароли Кереньи считал, что самая важная богиня была Ариадна, дочь Царь минос и хозяйка лабиринта кто идентифицирован в Линейное письмо B (Микенский греческий) таблетки в Кносс.


Извлечение металлических и глиняных вотивных фигур, двойные оси, миниатюрные сосуды, модели артефактов, животных и человеческих фигур определили места культ, такие как многочисленные маленькие святыни на минойском Крите, горные вершины и очень многочисленные священные пещеры, которые были исследованы более чем 300, были центрами некоторых культов, но храмы, которые развивались греками, были неизвестны. [7] Внутри дворцового комплекса не было признано никаких центральных комнат, посвященных культу, кроме центрального двора, где молодые люди обоего пола практиковали прыжок через бык ритуал. Нет минойских фресок, изображающих какие-либо божества. [ нужна цитата ]

Одна из культовых фигур древнего Крита, а затем и микенцев известна как Минойский гений. Это было фантастическое существо, похожее как на льва, так и на бегемота, что подразумевает связь с древний Египет. Это божество играло роль защитника детей, а также в различных ритуалах плодородия.

Ритуал прыжка через быка

Примером масштабного торжества стал знаменитый атлетический Минойский танец быка, представленные в целом на фресках Кносса [8] и вписан в миниатюру камни печати.

Человеческая жертва

Храм в Анемоспилии был разрушен землетрясением в период MMII. Здание похоже на трехстороннюю святыню, а терракотовые ножки и немного обугленного дерева были интерпретированы археологами как остатки культовой статуи. В его руинах были найдены четыре человеческих скелета; один, принадлежавший молодому человеку, был найден в необычно сжатом положении на возвышении, что позволяет предположить, что его связали для жертвоприношения, как бык в сцене жертвоприношения в микенскую эпоху. Агиа Триада саркофаг. Среди его костей был бронзовый кинжал, а изменение цвета костей на одной стороне его тела предполагает, что он умер от потери крови. Бронзовое лезвие было пятнадцати дюймов в длину, и на каждой его стороне были изображения кабана. Кости находились на возвышении в центре средней комнаты, рядом с колонной с желобом у основания.

Расположение трех других скелетов наводит на мысль, что землетрясение застало их врасплох - скелет двадцативосьмилетней женщины был распростертым на земле в той же комнате, что и принесенный в жертву мужчина. Рядом с жертвенной платформой был скелет мужчины лет тридцати пяти со сломанными ногами. Его руки были подняты, как если бы он защищался от падающих обломков, что говорит о том, что его ноги были сломаны в результате обрушения здания во время землетрясения. В вестибюле здания находился четвертый скелет, слишком плохо сохранившийся, чтобы можно было определить возраст или пол. Было обнаружено около 105 фрагментов глиняной вазы, разбросанных по узору, что позволяет предположить, что ее уронил человек в вестибюле, когда его ударили обломки разрушающегося здания. В банке, похоже, была бычья кровь.

К сожалению, археологи этого места не опубликовали официальный отчет о раскопках; сайт в основном известен благодаря статье 1981 года в Национальная география (Сакелларакис и Сапуна-Сакеллеракис, 1981.)

В комплексе святилища Фурну Корифи фрагменты человеческого черепа были найдены в той же комнате, что и небольшой очаг, яма для приготовления пищи и кухонное оборудование. Этот череп был интерпретирован как останки принесенной в жертву жертвы. [12]

Раскопки на Кносс обнаружил дополнительные массовые захоронения, выявив практику детское жертвоприношение также. Британская школа Афин под руководством Питер Уоррен, раскопаны братская могила жертвоприношений, в первую очередь детей. Полученные данные также предполагают, что они стали жертвами каннибализма. [13] [14]

явное свидетельство того, что их плоть была аккуратно срезана, как у принесенных в жертву животных. На самом деле, кости забитых овец были найдены вместе с костями детей . Более того, что касается костей, дети, похоже, были здоровы. Каким бы поразительным это ни казалось, имеющиеся на данный момент свидетельства указывают на аргумент о том, что дети были зарезаны, а их мясо приготовлено и, возможно, съедено во время ритуала жертвоприношения, совершаемого в служении божеству природы, чтобы гарантировать ежегодное обновление плодородия. [15] [16]

Кроме того, Родни Каслден подробно описывает находки в святилище недалеко от Кносса, где были принесены в жертву останки семнадцатилетнего мальчика.

Его лодыжки, очевидно, были связаны, а ноги скручены, чтобы он поместился на столе . Его ритуально убили длинным бронзовым кинжалом, на котором выгравирована голова кабана, лежащая рядом с ним. [17]

Погребальная и моргальная практика

В более поздние периоды (EM III) тенденция к единичным захоронениям, обычно в глине. Пифой (большие сосуды для хранения), наблюдаемые по всему Криту, заменяя практику постройки гробниц. Равным образом введение Ларнакс возникают захоронения, где тело было помещено в глиняный или деревянный саркофаг. Эти гробы часто были богато украшены мотивами и сценами, похожими на более ранние традиции фресковой живописи и вазописи. Однако высеченные в скале гробницы и толои использовались даже в период LM III, в том числе на месте Филаки.

Немецкий геолог Ганс Георг Вундерлих утверждал, что Кносский дворец сам был погребальным храмом. [22] Эта интерпретация категорически отвергается господствующей археологией. [23]

Наследие микенской и классической греческой традиции

Однако Μ. Нильссон предположил, что происхождение греческой богини Афина была минойской богиней змей, ссылаясь на то, что Афина была тесно связана со змеями. [25]

Плутарх (Разум животных 983) упоминает жертвенник из рога (кератон) связан с Тесей, который сохранился на Делос: "Я видел Алтарь Рога, который прославляется как одно из семи чудес света, потому что он не требует клея или какого-либо другого переплета, а соединен и скреплен вместе, полностью сделанный из рогов, снятых с правой стороны головы. " [26]

А теперь обратимся к статье И. Ю. Шауба " "ОТ ЕВРАЗИИ К ЕВРОПЕ" Ю. В. АНДРЕЕВА И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИИ МИНОЙСКОГО КРИТА " . Игорь Юрьевич не гонит "порожняк", да и сама статья посвящена Ю. В. Андрееву, знатоку религии догреческого населения Крита.

Да, скорее всего, так оно и есть: древнегреческий Пан и множество козлоногих сатиров и фавнов, наяд и дриад, - все они родом из догреческой архаики.

Арнольд Берклин Пан и нимфа


Арнольд Берклин. Пан и нимфа.

Θέµις κα ί Γα ῖ α, πολλ ῶ ὀ µάτων, µορφ ὴ µ ί α
Фемида и Гея – у неё много имён при одном образе (Prom. Vinс. 209–210).

" Таким образом, осмысляя проблему Великой богини в философских терминах, можно говорить о том, что в её образе органически слиты субстанциальное тождество и ипостасное различие", - говорит И. Ю Шауб.

избранничество

ο ὔ εκ’ ἔ χεις Ἑ λένην κα ὶ σφιν γαµβρός ∆ι ὸ ς ἐ σσ ὶ
Ибо супруг ты Елены и зять громовержца Зевеса (IV, 569; рус. пер. В. А. Жуковского).

Таким образом герой обретает там бессмертие именно благодаря браку с Еленой, образ которой, безусловно, восходит к одной из основных ипостасей Великой эгейской богини".

Также вызывает интерес трактовка изображений на знаметитом "кольце Нестора".

кольцо Нестора


Кольцо Нестора (золотая печать, минойская культура, Греция, 1500 лет до н. э.). Прорисовка.

Кольцо Нестора. В правой верхней части символы куколки и бабочки. 16-15 вв. до Р.Х. Музей Эшмолейн. Великобритания, Оксфорд


Кольцо Нестора. В правой верхней части символы куколки и бабочки. 16-15 вв. до Р.Х. Музей Эшмолейн. Великобритания, Оксфорд.

И. Ю Шауб говорит, что изображение на перстне делится на четыре сегмента не деревом, как думал Эванс, а водным потоком . Все персонажи на кольце (в отличие от того, что представлено на рисунке Эванса) не имеют лиц; это люди-бабочки, проходящие в танце различные стадии развития этого насекомого.

Да, действительно, и на других крито-минойских печатях имеются такие же "насекомовидные" головы у людей.

пчёлы

22da60d36e00cb8d16d83a8d53a5d638

Очевидно, крито-минойцы так представляли себе встречу с богиней в посмертном бытии.

---------------------------------------- ---------------------------------------- --------------
[1] Светлов Э. ( Мень А. ). Магизм и единобожие. Брюссель, 1971. С. 333.
[2] Иванов В. И. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994. С. 189.

Читайте также: