Обряды католической церкви кратко

Обновлено: 04.07.2024

Если отойти от политики которая вместе с религией всегда были вместе еще на заре человеческой цивилизации и рассмотреть сугубо исторически сложившиеся вероучительные и обрядовые различия можно назвать такие аспекты различий:

Отношение к другим христианским конфессиям:

  • Православие - считает себе единственно истинной церквью .
  • Католицизм - считает себя единственный истинной церквью (само названием означает всемирный) + с оговорками II Ватиканского собора (1962-1965 годов) о православии как о сестрах-церквях, о протестантизме как о "церковных объединениях".
  • Протестантизм - разнообразие взгядов вплоть до отказа считать обязательной для христианина принадлжеать к какой либо официальной конфессии.

Отношение со светскими властями:

  • Православие - практически во все эпохи православные церкви проводили практику союза ("симфонии") с властями и подчинялись им в гражданском отношении.
  • Католицизм - вплоть до нового времени церковные власти конкурировали со светскими властями во влиянии. В папской области Папа Римский располагал также и светской властью.
  • Протестантизм - различные модели от государственной религии (англиканство в Великобритании), до полного отделения от государства

Внутренняя организация церкви:

Православие: сохранение делений на поместные церкви. Внутри страны могут быть несколько поместных церквей (В России например помимо РПЦ сильны также старообрядцы считающие что сохранили веру предков)

Католицизм: единая мировая организация скрепляемая авторитетом Папы Римского как главы Церкви + автономные монашеские ордена. Также существуют группы старокатоликов/католиков-лефевристов без признания догмата о безошибочности папы.

Протестантизм: В Европе - это лютеранство и англиканство с централизационной структурой, в США самый распространенной версией протестантизма является федеративный баптизм (общины считаются автономными и суверенными подчиняющимеся только Иисусу Христу), союзы общин могут решать только административные вопросы.

Высший авторитет в делах церкви:

Православие: Священное писание и Священное Предание (труды отцов и учителей церкви, символы веры древнейших поместных церквей, вероопределения и правила Вселеннских соборов (+ поместных соборов авторитетных с точки зрения VI Вселеннского собора)).

Католицизм: действует догмат о безошибочности папы (как правоприемника апостола Петра) что делает его высшим авторитетом в церкви. Наравне с этим признается авторитет Священого Писания и Священного Предания.

Протестантизм: Библия считается высшим авторитетом. Авторитет в толковании библии в зависимости от конкретных организаций различен (от совокупности количества верующих как авторитета до индивидуального толкования - "каждый читает собственную Библию")

Язык богослужения и его ведение, перстознамение:

Православие: В большинстве стран на национальных языках, в России на церковнославянском языке. Ведение идет в виде литургии по восточному обряду. Крестные ходы идут против Солнца, у староверов по Солнцу . Крещение перстами справо на лево. Крещение идет 3 перстами. У староверов - считающих себя наследниками русской традиции эпохи Сергея Радонежского - крещение идет двоеперстием.

Католицизм: на национальных языках, а также на латыне. Ведение идет в виде мессы по латинскому или восточному обряду для униатов. Крещение перстами слева - на право. Совершение крестного знамения пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо, в память о пяти ранах на теле Христа.

Протестантизм: на национальных языках. Различные формы богослужение в зависимости от конкретной конфессии. Про крещение перстов: "Иисус Христос для каждого христианина является наилучшим образцом поведения как в повседневной жизни, так и в молитве. Нигде в Евангелие мы не находим, чтобы Христос во время молитвы осенял себя крестным знамением".

Наличие/отсутствие монашества в структуре церкви

Православие: Монастыри подразделяются на общежительные (киновальные) с общим имуществом/общим духовным наставничеством и особожительные (без правил христианской коммуны).

Католицизм: монашество орденского типа (с 11-12 веков). Самые известные из истории: Орден св. Бенедикта, цистерцианский, доминикаснкий, францисканский ордена, духовно-рыцарские ордена:-тамплиеры, иоаниты, госпитальеры св.Антония, тевтонский орден.

Протестантизм: отвергает монашество

Отношние к браку священников церкви:

Православие: все белое духовенство (т.е кроме монахов) имеет право вступать в брак 1 раз в жизни.

Католицизм: Все духовенство дает обет безрабичия (целибат). Исключение для церквей восточного обряда в унии с католической церквью (признающих главенство папы и католических догм, но сохраняющих традиционных культ и использование местного языка для богослужения).

Протестантизм: Брак возможен для всех верующих.

Принятие новых членов в лоно церкви:

  • Православие: допустимо крещение с детей (три погружения), миропомазание и первое причащение совершается сразу после крещения.
  • Католицизм: допустимо крещение детей (окропление и обливание), миропомазание (конфирмация) и первое причащение совершаюются в сознательном возрасте (7-12 лет)- ребенок обязан знать основы веры.
  • Протестантизм: крещение только в сознательном возрасте с обязательны научением основы веры.

Особенности причастия (евхирастия):

  • Православие: используется квасной хлеб приготовленный на дрожах. Причищение идет под 2 видами (для духовенства и для мирян) - под видом хлеба вкушают Тело Христова, под видом крови Христова вкушают вино.
  • Католицизм: используется пресный хлеб без дрожей, для духовенства идет прищещение под 2 видами, для мирян только под видом хлеба.
  • Протестантизм: различные виды хлеба для причащения
  • Православие: обязательна в присутствии священика перед каждым причащением, в исключительных случаях возможно прямое покаяние перед Богом.
  • Католицизм: желательна в присутствии священика хотя бы 1 раз в год, в исключительных случаях возможно прямое покаяние перед Богом.
  • Протестантизм: Не признается роль посредников между человеком и Богом. Никто не имеет право исповедовать и отпускать грехи.

Соотношение Священного Писания и Священного Предания:

Православие: Священое Писание считается частью Священного Предания.

Католицизм: Священое Писание уравнено со Священным Преданием.

Протестантизм: Священное Писание выше Священного Предания.

Основные 3 догмата: (Дух Святой, Дева Мария, Чистилище и мыторство)

Православие: Считают что Дух Святой исходит только от Отца через Сына. Считают что Дева Мария не несла личного греха, но несла последствия первородного греха как все люди. Жизнь после смерти идет через испытания ("мытарства" или высший частный суд) - ответ за все свои злые дела, прошел благополучно ждет ожидания страшного суда для всех в месте упокоения, после всеобщего страшного суда - отправляется в царство небесное.

Католицизм: Считают что Дух Святой исходит и от Отца и от Сына. Для униатов разрешается иметь иное мнение. Имеют догмат о непорочном зачатии Девы Марии (отсутствие личного и первородного греха). Жизнь после смерти - также есть высший частный суд над умершим (перед последним Страшным Судом для всех) и есть промежуточное состояние перед раем (чистилище) - где умершие освобождаются от грехов и их последствий.

Протестантизм: входящие во Всемирный Совет Церквей с кратким общехристианском Символов веры не затрагивают вопросы исхождения Духа Святого. Мария воспринимается ими как образ совершенной жезнины, католические догматы о ней отвергаются. Отвергаетсяч учение о "мытарстве" и чистилище.

Основные таинства церкви:

Православие: приняты 7 таинств (крещение, миропомазание, покаяние, вхаристия, брак, священство, елеосвящение).

Католицизм: приняты 7 таинств (крещение, миропомазание, покаяние, вхаристия, брак, священство, елеосвящение).

Протестантизм: большинство признает причащение и крещение, ряд конфессий (анабаптисты и квакеры) не признают таинств вообще.

Отношения к иконам:

Православие: почитание икон, иконопись даже считается отдельным видом искусства отделенным от живописи.

Католицизм: почитаются изображения Иисуса Христа, креста, святых. Строго отделяется молитва перед иконой и молитва иконе (что недопустимо).

Протестантизм: иконы не почитаются, вместо них в храмах/молитвенных домах стоит изображения креста.

Отношение к почитанию святых:

Православие: Почетание. Им моляться как заступникам перед Богом. Приняты отдельные молитвы Богородице, Матери Божьей, заступницы. Есть молитвы об умерших.

Католицизм: Почетание. Им моляться как заступникам перед Богом. Приняты отдельные молитвы Деве Марии как Пресвятой Деве, Матери Божьей, заступницы. Есть молитвы об умерших.

Протестантизм: отсутствуют как понятие в этом мировозрении. Молитвы об умерших также не используются. Культ Девы Марии также отсутствует.

В Православной и Католической церквях действуют одни и те же таинства, но обряды их проведения несколько отличаются. В обеих церквях присутствуют семь таинств – крещение, миропомазание (конфирмация), покаяние (исповедь), причащение (евхаристия), брак, священство, елеосвящение. Отличия в совершении обрядов в основном обусловлены исторически сложившимися формами осуществления таинств и церковно-правовыми предписаниями.


Крещение


Миропомазание или конфирмация

В Православной церкви миропомазание совершается сразу после крещения (включая младенцев), а в Католической церкви конфирмацию откладывают до того возраста, когда вера принимается человеком вполне сознательно. Право совершения миропомазания принадлежит только епископам и священникам.

Конфирмация у католиков.

Проведение богослужений

Есть отличия и в проведении богослужений в обеих церквях. По словам Постернака, в Католической церкви практически все время совершается только одна месса — аналог нашей божественной литургии. Месса может совершаться несколько раз в любое время дня в одном и том же храме, а в православной традиции это не принято.

Во время богослужений католики, как правило, становятся на колени, в то время как православные прихожане обычно стоят.


Покаяние или исповедь

Во время этого таинства верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через него прощение от Иисуса Христа. Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется примирение со всеми ближними, искреннее осознание своих грехов и истинное их исповедание. Исповедь у католиков и у православных проводится в разной форме. В православном храме для совершения этого таинства отведено особое место. Во время исповеди верующий в присутствии священника, перед Крестом и Евангелием исповедует свои грехи Богу, после чего священник совершает над склоненной головой кающегося особую, разрешительную молитву. В католическом храме священники уединяются с кающимися в специальные кабины с решетчатыми перегородками — исповедальни или конфессионалы, которые размещены в удаленной части церкви.


Таинство брака

Таинство брака совершается в присутствии священника, жениха и невесты, изъявивших желание жить совместно. Римско-католическую церковь отличает от Православной полное исключение разводов.


Священство

В этом таинстве христианин, удостоенный рукоположения в диакона, священника или епископа, возводится в соответствующую степень священства для особого церковного служения. Совершать таинство священства может только епископ. Рукоположение в епископа обычно выполняют несколько епископов. У католиков сегодня признается принцип безбрачия духовенства, так называемый целибат, возведенный папой Григорием VII в закон. Нецелибатными могут быть только диаконы.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Папа Римский Франциск.

Елеосвящение (соборование)

Соборование совершается одним или несколькими священниками и состоит из молитв и помазания лба и ладоней соборованного освященным елеем. В отношении этого таинства особых отличий нет. Однако православных церквях этот обряд проводят не только с умирающими, но и с людьми, здоровье которых ухудшилось.


Резюме

Западные и восточные обряды или литургии

Католическая церковь была в соответствии с его историей, и тем не менее известен в мире, некоторые различия в богослужении, все едины в вере. Несколько литургических обрядов могут сосуществовать в одной епархии (например, в Архиепископии Браги ) или в одной церкви (например, в Ливане).

Эти обряды различаются по экклезиологическим, географическим, культурным или лингвистическим критериям в соответствии с многовековой традицией. Они возникли (и сохраняются) в основном по культурным причинам.

Литургические обряды делятся на две группы:

  • те из западных обрядов , латинского вдохновения, трезво величественные на Западе;
  • те из шести восточных обрядов , греческого вдохновения, роскошные и ослепительные на Востоке.

Латинские обряды


Обычным обрядом в Латинской католической церкви является римский обряд , который первоначально был обрядом Римской церкви и был распространен на всю Церковь в 1570 году. Он существует в обычной форме, которая следует за церковным служением 2002 года, и необычным форма, которая следует за миссалом 1962 года и была изменена Бенедиктом XVI .

Однако в дополнение к римскому обряду существуют некоторые особые обряды, используемые епархиями или конкретными общинами по историческим причинам ( доминиканские , амброзианские , мосарабские , картезианские , брагские обряды) или пастырские (заирские обряды и личные обряды для бывших англиканцев. , или даже только несколькими приходами, как отступление от обычного употребления (Лионский обряд).

Основные действующие латинские обряды

Римский обряд


Римский обряд - это обряд большинства католической церкви. Примерно для миллиарда верующих он представляет собой способ совершения Мессы (Римский Миссал), других таинств (Римский ритуал), Литургии Часов или богослужения (Бревиарий) и других литургических церемоний (Ритуальных и Церемониальных) епископов).

Он отмечается в католической церкви в соответствии с двумя законными формами:

  • обычная форма создана после II Ватиканского Собора , обнародованной Папой Павлом VI в 1969 году и пересмотренным под понтификата Иоанна Павла II в 2002 году;
  • необыкновенная форма которой старая обычная форма, созданная после Совета Трента и пересмотренная в 1962 году, в настоящее время использования которых регулируются по собственной инициативе Summorum Pontificum обнародован в Июль 2007 г. .

Амброзианский обряд

Амброзианский обряд действует в Миланской епархии и в трех долинах Тичино: Левентине, Бленио и Ривьере. Существует доказательство того, с IX - го века. Его литургия довольно близка к римскому обряду, но имеет ряд особенностей.

Обряд был реформирован после Второго Ватиканского Собора в соответствии с теми же принципами, что и римский обряд, с, в частности, использованием разговорного языка и глубоким реформированием начальных обрядов и проведения церемоний.

Доминиканский обряд

Доминиканский обряд изначально был способом проведения мессы и таинств в доминиканском ордене. Отказавшись от римского обряда, пересмотренного в 1970 году Орденом проповедников , сегодня он поддерживается братствами Сен-Винсент-Феррье и Сен-Доминик, а также некоторыми отцами-доминиканцами. В США обряд возрождается в доминиканской провинции Портленд (штат Орегон) и в соборе Святого Семейства в Анкоридже (Аляска).

Картезианский обряд

Картезианский обряд - это способ празднования мессы и таинств в картезианском ордене. Он неотделим от картезианского образа жизни и не может быть понят независимо. По сравнению с римским обрядом, картезианский обряд характеризуется большой умеренностью в отношении внешних форм, его иератизмом и медитацией, его чувством священного и поклонением.

По соглашению со Святым Престолом, во время реформ римского обряда 1970 года картезианцы предпочли сохранить свой собственный обряд, более благоприятный для созерцания и адаптированный к жизни в одиночестве без пастырских целей. Тем не менее они произвели общий пересмотр всех своих богослужебных книг и переняли некоторые элементы обновленного римского обряда; эти реформы проводились медленно и плавно, всегда оставляя религиозным и общинам выбор между старой формулой и обновленной формулой.

Мосарабский обряд

Обряд имеет заметные отличия от римского обряда. Таким образом, во время мессы произносятся девять речей, читаются три отрывка из Евангелий и у обоих видов систематически совершается причастие. Изображения и церемония занимают важное место, придавая обряду красоту, которая может объяснить поддержку, которую обряд сохранил даже после введения на Пиренейском полуострове римского обряда.


Основу церковного культа составляют таинства — видимые знаки невидимой благодати Божией. Таинствами именуются установленные Иисусом Христом для блага и спасения людей действия. Их символика помогает верующим осознать любовь Бога к людям. Участвуя в этих действиях, человек, согласно учению Церкви, получает благодатную помощь свыше.

Католическая Церковь, как и Православная, признаёт семь таинств: крещение, миропомазание (или конфирмация), евхаристию, покаяние, елеосвящение (или елеопомазание больных), священство и брак. Понимание смысла этих таинств в Католической Церкви сходно с православным. Есть лишь частные отличия в толковании отдельных их сторон. Различаются также исторически сложившиеся внешние формы осуществления таинств и некоторые церковно-правовые предписания, связанные с ними.
Согласно вере Церкви, таинство совершается ни кем иным, как Богом, оно лишь осуществляется благодаря посредничеству земного служителя — епископа или священника.

Крещение. Согласно учению Церкви, при крещении человек приобщается к освящающей благодати Божией, от которой весь человеческий род отпал в грехопадении, и очищается от первородного греха, а если крещение принимается в сознательном возрасте, то от всех своих прежних грехов. Крещение возрождает человека и вводит его в Церковь — в семью детей Божиих. Существуют некоторые отличия между крещением в Православной и Католической Церквах. Если в православии практикуется троекратное погружение крещаемого в воду (в особых случаях оно заменяется возлиянием воды), то у католиков латинского обряда крещение совершается посредством троекратного возлияния воды на голову крещаемого.

Католическая Церковь, как и Православная, предписывает верующим крестить детей вскоре после рождения. Крещение, таким образом, происходит по вере родителей, на которых ложится ответственность за дальнейшее христианское воспитание ребёнка. Поэтому в тех случаях, когда родители недостаточно готовы к этому, католический священник может отложить крещение, если жизни младенца ничто не угрожает. Взрослые, желающие принять крещение, должны подготовиться к таинству, т. е. пройти катехизацию.

Её сроки неодинаковы в разных поместных Церквах (в России — один год), а в некоторых случаях устанавливаются индивидуально. За время катехизации кандидату (именуемому катехумвном, или оглашаемым) надлежит изучить основы веры и убедиться в серьёзности своего намерения войти в Церковь. Существуют особый обряд вступления в число катехуменов Церкви, ритуалы испытаний — скрутиний, когда кандидат перед священником и общиной подтверждает свою готовность стать христианином. Перед крещением он публично отрекается от сатаны и зла и заявляет о своём намерении исповедовать христианскую веру. Обычно крещение совершает священник, но в случае необходимости это может сделать и любой верующий.

В отличие от Православной Церкви, использующей для евхаристии квасной хлеб (т. е. выпеченный из заквашенного теста), Латинская использует пресный хлеб. В Средние века это вызывало серьёзные споры, доходившие до взаимных обвинений в ереси, хотя древняя Церковь признавала оба вида хлеба.
В Православной Церкви детей начинают причащать с младенческого возраста, сразу после крещения, а в латинском обряде ребёнок принимает причастие, когда имеет некоторое представление об основах веры и понимает различие между обычным хлебом и Телом Христовым (как правило, с семи лет или даже позже). Но это лишь проявление разнообразия традиций, а не принципиальное противоречие. В восточных обрядах Католической Церкви практикуется и причащение младенцев.

В латинском обряде первое причастие — настоящий праздник для каждого ребёнка и всей его семьи. Обычно в приходах первое причастие детей происходит в определённый день года и в торжественной обстановке. Существенным отличием евхаристических богослужений латинского обряда на протяжении многих веков являлось причащение мирян только Телом Христовым, т. е. хлебом. Телом и Кровью Христовыми (хлебом и вином) причащалось лишь духовенство. Подобный порядок сохраняется в значительной части приходов до сих пор. Этот обычай, утвердившийся в Католической Церкви в эпоху позднего Средневековья, в последнее время пересматривается. Постепенно возвращаются к древней практике причащения. Церковь, не считая возможным поспешно нарушать традиции, оставляет это на усмотрение местных церковных властей.

Причащение мирян Телом и Кровью Христовыми практикуется сейчас во многих приходах, особенно на мессах в малых общинах.Считая евхаристию центром духовной жизни христианина, Католическая Церковь побуждает верующих к частому (и даже ежедневному) причащению. Она не предписывает каких-либо жёстких правил подготовки к нему. В прежние времена католики, подобно православным, соблюдали евхаристический пост — воздержание от пищи и питья перед причащением с полуночи. В середине XX столетия Католическая Церковь, принимая во внимание изменившиеся ритм и условия жизни людей, постепенно свела евхаристический пост до одного часа перед причащением. Было также введено в обиход служение вечерних месс, что позволяет верующим участвовать в евхаристии в будни после работы. Это особенно важно в те церковные праздники, которые приходятся на рабочие дни.

Покаяние. Согласно католическому учению, в таинстве покаяния верующий по милосердию Божию получает отпущение грехов, а также примиряется и воссоединяется с Церковью, от которой отдаляет христианина каждый совершённый им тяжкий грех. Властью, полученной от Самого Христа, священник отпускает грехи тому, кто искренне кается в них. Таким образом верующий получает даруемое Богом прощение, избавляется от вечного наказания за тяжкие грехи и приобретает благодать для борьбы с искушениями. Для Католической Церкви исповедь — не автоматически действующее средство очищения от грехов. Иногда ошибочно полагают, что достаточно рассказать священнику о своём грехе, и Бог сразу же простит его.

Таинство покаяния, согласно католическому учению, действенно лишь когда верующий искренне сожалеет о своих проступках и твёрдо намеревается впредь избегать всякого добровольного греха. Другим важным условием является так называемое удовлетворение за грехи Богу и ближнему. Это посильное возмещение ущерба, причинённого другим людям, а также исполнение наложенного священником условного наказания — епитимий (как правило, молитвы или дела милосердия). Грешник исповедуется перед Самим Богом, Тем Единственным, от Кого он может получить прощение; священник же — только свидетель исповеди.

Традиционное устройство исповедальни, когда кающийся отделён от священника перегородкой, помогает ему ощутить, что обращается он не к человеку, а к Богу. Однако исповедь перед священником даёт верующему возможность получить у него духовный совет, помогающий будущему совершенствованию христианина. Поэтому в последнее время во многих храмах оборудуют специальные комнаты для исповеди, и кающийся сам выбирает, как ему исповедоваться: стоя на коленях за перегородкой или сидя напротив священника. В наглухо закрытом от внешнего мира и надёжно отгороженном от священника средневековом конфессионале грешник вполне мог рассчитывать остаться неузнанным.

Но в любом случае важнейшей обязанностью католического священника является сохранение тайны исповеди, нарушать которую нельзя ни при каких обстоятельствах. За нарушение священником тайны исповеди церковное право предписывает отлучение от Церкви. С таинством покаяния теснейшим образом связана практика предоставления индульгенций, учение о которых — специфическая особенность католического богословия. Оно всегда вызывало много споров и кривотолков и хотя бы поэтому нуждается в пояснении. Согласно католическому вероучению, отпущение грехов означает снятие вины за них, дающее раскаявшемуся возможность воссоединиться с Церковью и избежать вечного осуждения после смерти (если речь идёт о тяжких грехах).

Очевидное извращение учения об индульгенциях и злоупотребления, связанные с их предоставлением, вынудили и саму Католическую Церковь пересмотреть существующую практику: в 1 547 г. папа Павел III категорически запретил продажу индульгенций как противоречащую нормам церковного права.

В наши дни практика предоставления индульгенций сильно отличается от средневековой. Индульгенции не раздаются отдельным людям и не предполагают тех или иных послушаний, а объявляются папой в особые дни, приуроченные к церковным праздникам. Эти послушания может получить каждый католик, выполнивший указанные условия (как правило, к исповеди и причащению добавляются определённые молитвы). Сегодня верующим предоставлено больше возможностей самим решать, какие добрые дела следует избрать, чтобы получить индульгенцию.

Елеосвящение. Через елеосвящение (или елеопомазание) Церковь препоручает Господу больных для облегчения их страданий, исцеления тела и спасения души. Елеосвящение совершается для того, чтобы больной получил благодать, которая по воле Божией либо способствует его выздоровлению, либо освящает его переход в иную жизнь. Внешним знаком этого таинства является, как и в православии, помазание больного освящённым елеем (оливковым маслом). Бытует ошибочное мнение, что Католическая Церковь разрешает принимать елеосвящение только один раз в жизни. Елеосвящение — таинство повторяющееся, хотя рекомендуется осуществлять его не более одного раза за время болезни (или одной стадии болезни).

Священство. В таинстве священства христианин, удостоенный рукоположения в диакона, священника или епископа, благодатью Божией возводится в соответствующую степень священства и поставляется для особого церковного служения. Совершать таинство священства может только епископ. Рукоположение в епископа обычно выполняют несколько епископов.
Вопреки распространённому мнению, католики не рассматривают папство как особую благодать священства, ибо по благодати папа равен всем другим епископам Церкви.

В прежние века Католическая Церковь старалась не допускать браков между католиками и некатоликами. В наши дни, по-прежнему считая единомыслие супругов важным условием семейного благополучия, она тем не менее не препятствует заключению смешанных браков (хотя и не рекомендует их). Допускаются браки между католиками и другими крещёными; они совершаются как таинство в Католической Церкви или признаются ею, если были заключены в любой другой христианской конфессии (вместе с тем католическая сторона обязуется воспитывать детей по мере возможности в католической вере).

Существенные отличия от православия имеются в Римской католической церкви и в области культа.

Западная церковь признает те же таинства, что и православная, монофиситская и несторианская: крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), покаяние (исповедь), священство, брак, соборование (елеосвящение). Причем данный состав первоначально оформился именно на Западе: уже в XII в. мы встречаем указание на перечисленные выше таинства в сочинениях Петра Ломбардского, тогда как у восточных богословов вплоть до XIII в. к таинствам относили и посвящение в монашество. Католики не считают все таинства равнозначными и придерживаются несколько отличных от православной церкви правил в их совершении.

К числу прочих, менее значимых культовых отличий католицизма следует отнести:

-признание единственным литургическим языком латыни (хотя Второй Ватиканский собор разрешил использование национальных языков);

-совершение крестного знамения открытой ладонью слева направо;

-использование при богослужении органной музыки;

-допущение в интерьере храма объемных изображений;

-позволение прихожанам сидеть во время богослужения.

Заключение

На данный момент католическая церковь - крупнейшая (по числу верующих) ветвь христианства. По данным на 2008 год, в мире насчитывалось 1,086 млрд. католиков. Их число постоянно увеличивается за счёт роста числа верующих в Азии, Америке и Африке, в то время как в Европе число католиков постепенно уменьшается.

Католицизм исповедуют почти во всех странах мира. Он является основной религией во многих европейских странах, а в Африке проживают около 115 миллионов католиков. До 1917 года в Российской империи, по официальным сведениям, проживало более 10 млн. католиков. В современной России существует около 300 приходов Римско-католической церкви.

Православие исторически традиционно распространено на Балканах среди греков, румын и албанцев, в восточной Европе среди восточно- и южнославянских народов, а также грузин, осетин, молдаван и, наряду с русскими, среди некоторых иных народов Российской Федерации.




Список используемой литературы

1. Великович Л.Н. Католицизм в современном мире. М., 1991.

2. Гараджа В.И. Религиоведение. – М., 1995.

3. Культурология. История мировой культуры.. / Под. ред. профессора А.Н. Марковой.- М., 2000.

4. Марченков В. Г. Начала православия. М.: Петит, 1991

5. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3т. /Гл. ред. С.С. Аверинцев. – М., 1995.

Существенные отличия от православия имеются в Римской католической церкви и в области культа.

Западная церковь признает те же таинства, что и православная, монофиситская и несторианская: крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), покаяние (исповедь), священство, брак, соборование (елеосвящение). Причем данный состав первоначально оформился именно на Западе: уже в XII в. мы встречаем указание на перечисленные выше таинства в сочинениях Петра Ломбардского, тогда как у восточных богословов вплоть до XIII в. к таинствам относили и посвящение в монашество. Католики не считают все таинства равнозначными и придерживаются несколько отличных от православной церкви правил в их совершении.

К числу прочих, менее значимых культовых отличий католицизма следует отнести:

-признание единственным литургическим языком латыни (хотя Второй Ватиканский собор разрешил использование национальных языков);

-совершение крестного знамения открытой ладонью слева направо;

-использование при богослужении органной музыки;

-допущение в интерьере храма объемных изображений;

-позволение прихожанам сидеть во время богослужения.

Заключение

На данный момент католическая церковь - крупнейшая (по числу верующих) ветвь христианства. По данным на 2008 год, в мире насчитывалось 1,086 млрд. католиков. Их число постоянно увеличивается за счёт роста числа верующих в Азии, Америке и Африке, в то время как в Европе число католиков постепенно уменьшается.

Католицизм исповедуют почти во всех странах мира. Он является основной религией во многих европейских странах, а в Африке проживают около 115 миллионов католиков. До 1917 года в Российской империи, по официальным сведениям, проживало более 10 млн. католиков. В современной России существует около 300 приходов Римско-католической церкви.

Православие исторически традиционно распространено на Балканах среди греков, румын и албанцев, в восточной Европе среди восточно- и южнославянских народов, а также грузин, осетин, молдаван и, наряду с русскими, среди некоторых иных народов Российской Федерации.

Список используемой литературы

1. Великович Л.Н. Католицизм в современном мире. М., 1991.

2. Гараджа В.И. Религиоведение. – М., 1995.

3. Культурология. История мировой культуры.. / Под. ред. профессора А.Н. Марковой.- М., 2000.

4. Марченков В. Г. Начала православия. М.: Петит, 1991

5. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3т. /Гл. ред. С.С. Аверинцев. – М., 1995.

Читайте также: