Профессиональная этика массажиста кратко

Обновлено: 05.07.2024

Требования, предъявляемые к массажисту

Для того, чтобы стать массажистом, необходимо выполнять определённые требования:

1. Массажист должен знать нормальную, топографическую и патологическую анатомию, особенности строения различных тканей, хорошо разбираться в топографии массируемой части тела. Кроме того он обязан свободно ориентироваться в расположении кожных зон сегментарной иннервации и уметь отличать патологическое состояние тканей и органов от нормального.

2. Массажист обязан владеть пальпаторным методом исследования. Учащийся должен уметь пальпаторно определять отдельные мышцы, мышечные группы, связки, сухожилия, места прикрепления сухожилий к костям, пастозность и отёчность тканей, уметь отличать повышенный или пониженный мышечный тонус от нормального и знать расположение основных сосудисто-нервных пучков.

3. Массажист обязан отлично владеть техникой, знать методику массажа и умело применять знания при лечении пациентов. Он должен отчётливо представлять физиологическое действие каждого массажного приёма, знать показания и противопоказания к применению каждого из них. Во время работы с пациентами массажист обязан постоянно совершенствовать технику выполнения массажных приёмов и не допускать их извращения.

4. Массажист обязан разбираться в особенностях клинического проявления различных заболеваний и в соответствии с этим умело подбирать необходимую методику или разновидность лечебного массажа. Массажисту во время работы необходимо поддерживать тесную связь с лечащим врачом.

5. Знание физиологии человека имеет большое значение для правильного понимания действия массажа на различные ткани, системы органов и весь организм в целом. Особое значение имеет знание физиологии нервной системы, так как главенствующая роль принадлежит нервно-рефлекторному действию массажа.

6. Массажист обязан умело обращаться с пациентом, внимательно относиться к его жалобам, быть выдержанным, терпеливым и в то же время настойчивым для достижения лечебного эффекта. Весьма важны отношения между пациентом и массажистом. Массажист должен быть корректен и предупредителен, но не допускать фамильярности в обращении с пациентом. Это повышает авторитет массажиста и располагает пациента к доверию.

7. Каждую жалобу пациента необходимо выслушать внимательно.

8. Массажист не должен обсуждать со своим пациентом ни качество работы своих коллег, ни лечащего врача.

9. Массажист обязан одинаково владеть правой и левой рукой. Он обязан постоянно проводить занятия для тренировки мышц обеих рук. Пальцы должны быть мягкими, гибкими, подвижными и сильными.

10. Массажист должен быть всегда опрятен, вежлив, внимателен, терпелив.

11. Массажист должен суметь рассеять пессимистическое настроение пациента, умело внушить ему веру в выздоровление. Недопустимо проявление неудовольствия массажиста пациентом. Массажист обязан всегда оставаться сердечным, ровным в обращении, находчивым и тактичным. Наряду с этим массажист должен быть принципиальным, твёрдым и настойчивым в достижении намеченной цели.

12. Массажист должен постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки путём самостоятельной работы с медицинской литературой, на семинарах в группах массажистов и на курсах повышения квалификации.

Гигиена массажиста.

1. Медицинская форма массажиста должна состоять из медицинского халата и медицинской шапочки. Вместо шапочки у массажисток может быть белая косынка. Недопустимо, чтобы во время работы волосы массажиста касались тела больного или массируемого участка. Медицинский халат может быть и бортовой, и застёгивающийся, и завязывающийся сзади. Однако предпочтительнее бортовой халат. Он не стесняет движений, в нём достаточно открыта шея, лучше вентилируется тело массажиста во время работы. Халат у массажиста должен быть чистым, все детали халата (пуговицы, завязки, карманы) должны быть пришиты, рукава халата обязательно подвёрнуты выше локтя. Длинный рукав, опущенный ниже локтя, мешает во время работы, стесняет движения рук массажиста, прикосновение рукава халата к телу пациента вызывает у последнего неприятное чувство. Нижний край халата должен закрывать край платья. В карманах халата не должно быть предметов, беспокоящих пациента. Халат не должен быть ни слишком широким, ни слишком узким. Широкий халат производит неряшливый вид. Слишком узкий халат стесняет движения во время работы и препятствует нормальной циркуляции воздуха над поверхностью тела, из-за чего нарушается терморегуляция, возникает перегревание тела массажиста, ведущее к преждевременному утомлению.

2. Одежда массажиста. Придя на работу, массажист должен переодеться в одежду, предназначенную для работы. Последняя должна находиться в кабинете. Одежда массажиста должна быть лёгкой, удобной, не стесняющей движений во время работы, не должна сдавливать грудную клетку и талию. Кроме того одежда должна свободно пропускать воздух и не задерживать влагу, в частности пот, выделение которого усиливается во время работы. Тугой пояс сдавливает мышцы и сосуды поясницы и брюшного пресса, что способствует их утомлению, нарушает нормальную работоспособность.

3. Обувь массажиста. Лучше работать в обуви, имеющей средний, широкий, устойчивый каблук высотой 2-3 сантиметра. Обувь должна быть удобной и свободной. Рабочую обувь следует оставлять в шкафу массажного кабинета.

4. Уход за руками. Руки у массажиста во время работы должны быть без колец, часов, браслетов. Эти предметы могут нанести микротравму больному. Кожа кистей и пальцев не должна иметь омозолелостей, ссадин, царапин, гнойничков. Ранки на руках массажиста во время работы загрязняются и могут нагноиться. Такими руками работать нельзя. Перед началом массажа и после него массажист обязан тщательно мыть руки тёплой водой с мылом. Лучше это делать в присутствии пациента. Если мыть руки постоянно холодной водой, то кожа, особенно на тыльной поверхности кисти и пальцев становится сухой, тонкой, в холодное время года на ней появляются трещины, вызывающие болезненные ощущения. После работы необходимо вымыть руки тёплой водой, слегка высушить их и смазать тонким слоем питательного крема или специальным составом: глицерина- 25 грамм, нашатырного спирта- два с половиной грамма, винного спирта- 5 грамм, душистого глицерина- 2 грамма. При повышенной потливости ладоней массажиста можно рекомендовать частое обтирание их сухим полотенцем или пользоваться тальком. Тальк гигроскопичен и хорошо впитывает воду (пот). Можно протирать ладони ватой, смоченной водно-спиртовым раствором или эфирно-спиртовой смесью, в крайнем случае- одно- двухпроцентным раствором формалина. Ногти на руках массажиста должны быть достаточно короткими, для чего их необходимо периодически обрабатывать специальной пилочкой, при этом край ногтя не должен быть острым. При появлении заусенцев ногтевого ложа их следует обрабатывать с помощью острых ножниц, йода или бриллиантовой зелени. Участки загрубевшей кожи на ладонях ликвидируются пемзой во время мытья рук или тонкой наждачной бумагой, когда руки сухие. Поскольку руки массажиста являются основным орудием его труда, за ними необходимо постоянно ухаживать, выполняя указанные рекомендации.

5. Во время массажа массажист часто располагает своё лицо близко к лицу пациента, поэтому необходимо следить за чистотой полости рта. Неприятный запах бывает при наличии больных зубов, при гнойных пробках в миндалинах и так далее. Учитывая это, массажист должен вовремя лечить зубы и носоглотку. Не следует забывать и о том, что среди пациентов могут оказаться люди, которые не переносят запаха духов или одеколона, в таком случае желательно воздержаться от их употребления.

Общие обязанности массажиста.

Массажист должен поддерживать самый высокий уровень профессионализма.

Массажист должен любить свою специальность, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки.

Массажист должен в своей работе руководствоваться высокими принципами медицинской и профессиональной этики, критериями нравственности и морали по отношению к клиентам, коллегам, врачам и другим людям.

Массажист должен исходить из соображений блага для клиента, а не из собственных материальных интересов, когда принимает профессиональные решения.

Массажист должен знать все противопоказания к проведению массажа, и не применять массаж при наличии этих противопоказаний.

Массажист должен принимать активное участие в просвещении людей в реальной пользе массажных технологий и манипуляций.

Массажист должен рекламировать только те массажные технологии и манипуляции, на которые он имеет сертификат и соответствующие знания.

Массажист должен воздерживаться от употребления любых психотропных препаратов, алкоголя, токсических веществ до или во время массажа.

Массажист не должен работать в бизнесе, связанном с сексуальными услугами или его рекламой.

Массажист должен проводить массаж в соответствии с рекомендациями и пользоваться только той техникой массажа, на которую имеет сертификат, он не должен пользоваться техникой массажа в которой он не достаточно компетентен.

Массажист не должен проводить манипуляции, выписывать рецепты или ставить диагнозы в отличие от врачей по мануальной терапии, терапевтов или специалистов других специальностей.

Обязанности массажиста по отношению к клиенту.

Массажист должен ясно и честно общаться с клиентом и сохранять полную конфиденциальность любой информации о клиенте.

Массажист не должен никоим образом провоцировать клиента во время массажа к сексу.

Массажист не должен вступать в сексуальные отношения с клиентом ни до, ни во время, ни после массажа.

Массажист должен уметь обращаться с клиентом, проявляя к нему постоянное внимание, такт, выдержку и терпение.

Массажист должен в отношениях с клиентом руководствоваться высокими принципами медицинской и профессиональной этики, критериями нравственности и морали.

Обязанности массажиста по отношению к коллегам.

Массажист должен уважать коллег и строить свои отношения ними в дружеской и профессиональной манере.

Массажист должен вести себя по отношению к коллегам так, как он хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему.

Массажист не должен переманивать клиентов у своих коллег.

В общении с клиентом, массажист не должен использовать сложные для понимания неспециалистом слова, профессиональный сленг, следует стремиться к краткости и законченности фраз.

Учет индивидуальных особенностей клиента в целом и их изменений в течение курса массажа или отдельно взятой процедуры можно считать самым важным критерием вербальной адекватности передачи информации. Именно этот критерий является мерой простоты, ясности, уместности, степени доверительности отношений для конкретного клиента.

Кривцова С. В. и Мухаматулина Е. А., выделяют активное, пассивное и эмпатическое слушание. Под активным понимается слушание, при котором на первый план выступает отражение информации, а под эмпатическим – отражение чувств.

«…Что такое слушать активно:

1. Будьте внимательны. Создайте своим невербальным поведением атмосферу сопереживания. Если вы будете внимательны, чутки, сосредоточенны, если будете смотреть на говорящего, он почувствует свою значимость и станет относиться к вам более позитивно

2. Проявляйте интерес к потребностям собеседника. Помните, что вы должны слушать с пониманием.

а) вызовите в себе отклик на слова говорящего; пусть ваши идеи и чувства дойдут до него, причем выражать их следует доброжелательно, не критикуя говорящего;

5. Старайтесь показать свое внимание следующими способами:

б) поощряя говорящего с помощью невербальных сигналов: кивка головой; соответствующего выражения лица; жестикуляции, непринужденных и естественных движений; прикосновений;

6. Основные правила:

а) не перебивать;

б) не переводить обсуждение на другую тему;

в) не давать себе отвлекаться;

д) не пререкаться;

е) не навязывать своих советов;

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что если массажисту придется вступать во взаимодействие с клиентом, находящимися в состоянии сильного эмоционального возбуждения, то приемы активного слушания могут не сработать. Его собеседник и не является в полном смысле этого слова собеседником, так как уже не контролирует собственные эмоции, не способен улавливать содержание разговора. В таких случаях, рекомендуется использовать пассивное слушание.

«…Что такое пассивное слушание:

Если вы имеете дело с человеком, находящимся в состоянии аффекта, сильного эмоционального возбуждения, вам необходимо его просто успокоить. Обычно человек в таком состоянии не очень хорошо контролирует свои эмоции и не очень хорошо понимает, что именно он говорит.

Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, можно сказать, что массажист в своей работе и отношениях с клиентами должен руководствоваться высокими принципами медицинской и профессиональной этики, критериями нравственности и морали.

И в заключении, мне бы хотелось привести ряд рекомендаций предложенных С. Ребриком на бизнес-тренингах, которые могут быть полезны и для массажистов работающих в лечебно-профилактических учреждениях и для массажистов занимающихся частной практикой или работающих в сфере индустрии красоты:

«При встрече клиента:

Не ешьте и не пейте!

Не игнорируйте пришедших клиентов!

Не будьте похожи на вахтера!

Не разгадывайте кроссворд!

Рекомендуемая литература к данной теме.

Аллан Е. Айви. Лицом к лицу (практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения). Новосибирск, Изд-во: ЭКОР, 1994.

Аллан Пиз. Язык телодвижений (как читать мысли окружающих по их жестам). Изд-во: ЭКСМО-Пресс, 2000.

Дейл Карнеги. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как перестать беспокоиться и начать жить. Изд-во: Поппури, 2002.

Деонтология в медицине. Под ред. Б. В. Петровского. – М., 1988.-Т. 2.

Матвеев В. Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. – М., 1984.

Международный кодекс медицинской этики. // Врач. – 1994. – №4.

Островская И. В. Вербальный способ общения. // Медицинская сестра. – 2001. – №7.

Обучение массажу включает в себя не только освоение технических приёмов и навыков. Этика массажа — это один из важнейших аспектов профессии, которому уделяется особое внимание.

Массажист — это тоже доктор. Поэтому его работу регулируют те же принципы, что были заложены Гиппократом ещё до н.э. и до сих пор не потеряли актуальности для медицины. Клятва Гиппократа по-прежнему лежит в основе множества документов, формулирующих этический и моральный кодекс врачебной деятельности.

Обязанности массажиста в отношении клиента:

Школа массажа Маргариты Левченко воспитывает профессионалов в полном смысле этого слова — во всех аспектах, в том числе и этических; профессионалов, которым не страшно доверить самое дорогое — своё здоровье.


Профессиональная этика массажиста имеет много общего с врачебной этикой. Даже, казалось бы, незначительные мелочи способны помешать человеку получить удовольствие и пользу от сеанса массажа. Это может быть настолько маленькая деталь, что массажист может даже не заметить ее, а пациент при этом будет испытывать неловкость. Например, во время сеанса пациент заснул, из его рта вытекла слюна и испачкала простынь. После этого пациент может ощущать неудобство и стесняться прийти на следующий сеанс. Массажист должен мягко успокоить клиента и сказать ему, что все в порядке.

В некоторых случаях, наоборот, пациент может не обратить внимания на важную для массажиста деталь. Так, на сеанс необходимо приходить чистыми. Но если уж так случилось, что пациент не помылся перед массажем, стоит деликатно сказать ему, что процедура приносит большую пользу после приема душа, поскольку улучшается кровообращение.

В отношениях с пациентами массажист должен руководствоваться критериями нравственности, а также высокими принципами профессиональной медицинской этики:

  • Четкая, ясная и вежливая манера общения.
  • Сохранение конфиденциальности любой информации о пациенте.
  • Проявление внимания, терпения, такта, поскольку массажист – это еще и психолог.
  • В случае если массажа недостаточно для лечения пациента – немедленное его направление к нужным специалистам либо более компетентным коллегам.

Следует отметить, что массажист должен соблюдать обязательные правила гигиены:

  • Содержать тело в чистоте.
  • Следить за маникюром (ногти должны быть короткими и ухоженными).
  • Аккуратно укладывать длинные волосы.
  • Не наносить яркий макияж.
  • Не пользоваться духами, не допускать резких запахов в кабинете.
  • Не выполнять массаж при наличии ран на руках.

Соблюдение массажного этикета крайне важно для того, чтобы пациент мог полностью расслабиться и получить максимум пользы от сеанса.

Чтобы обеспечить комфортный отдых, отключите свой мобильный телефон и другие устройства, способные отвлечь от спокойного состояния и попросите об этом же пациента,

План массажа составляется до 1-го сеанса и корректирует его по ходу, в зависимости от положительных или отрицательных сдвигов в состоянии пациента. Но и здесь не всё просто, на первых сеансах нередко случаются обострения заболеваний, особенно, опорно-двигательного аппарата, но с другой стороны, если человека "гладить" все 10 сеансов - толку не будет.

Перед началом курса необходимо ознакомить пациента со списком противопоказаний для проведения массажа, а также узнать, нет ли у него каких-либо хронических заболеваний или перенесенных тяжелых травм.

Как пациент, так и массажист не должны пребывать в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения.

Во время сеанса старайтесь держать с клиентом обратную связь: попросите его сообщать вам об ощущениях.

В начале сеанса и во время него поинтересуйтесь, комфортна ли пациенту температура в кабинете, нравится ли ему играющая музыка, есть ли какой-либо дискомфорт или болевые ощущения.

После массажа дайте пациенту возможность полежать несколько минут.

Иногда случается так, что пока массажист проводит сеанс, его мысли находятся очень далеко – вы можете анализировать ваши личные проблемы или отношения, думать о предстоящей работе или отпуске. Постарайтесь максимально сконцентрироваться на том, что вы делаете в текущий момент. Внимание на клиенте даст возможность выполнить массаж более качественно.

Постарайтесь дотронуться не только до физического тела, но и до эмоциональной и психической сферы, создать связь между собой и клиентом, поддерживая при этом определенную границу. Помните о том, что ваш энергетический уровень должен быть всегда более высоким, чем у клиента. Постарайтесь не только заметить пол, возраст и фигуру клиента – загляните внутрь него, подарите ему искру исцеления, зарождающуюся внутри.

С уважением относитесь к эмоциям. Создайте ощущение надежности и комфорта, чтобы пациент мог ни о чем не беспокоиться, приходя к вам в кабинет.

Помните о мелочах, способных значительно повлиять на качество процедуры и впечатления пациента. Не стоит игнорировать детали, которые могут сделать посещение именно вас как специалиста постоянным. Удобный, чистый и хорошо выглядящий массажный стол, приятная постиранная простыня, качественное массажное масло, мягкое освещение, теплые и мягкие руки массажиста – все это даст вам возможность привлечь и сохранить пациентов.


На нашем форуме активно обсуждается тема профессиональной этики массажистов, поэтому я сегодня привожу главу из книги В.О. Огуй посвященную именно этой теме. Надеюсь это поможет многим массажистам разрешить для себя некоторые вопросы и сможет уберечь от ошибок.

Профессиональная этика массажиста

1. Общие обязанности массажиста.

1.1. Массажист должен поддерживать самый высокий уровень профессионализма.
1.2. Массажист должен любить свою специальность, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки.
1.3. Массажист должен в своей работе руководствоваться высокими принципами медицинской и профессиональной этики, критериями нравственности и морали по отношению к клиентам, коллегам, врачам и другим людям.
1.4. Массажист должен исходить из соображений блага для клиента, а не из собственных материальных интересов, когда принимает профессиональные решения.
1.5. Массажист должен знать все противопоказания к проведению массажа, и не применять массаж при наличии этих противопоказаний.
1.6. Массажист должен принимать активное участие в просвещении людей относительно реальной пользы массажных технологий и манипуляций.
1.7. Массажист должен рекламировать только те массажные технологии и манипуляции, на которые он имеет сертификат и соответствующие знания.
1.8. Массажист должен воздерживаться от употребления любых психотропных препаратов, алкоголя, токсических веществ до или во время массажа.
1.9. Массажист не должен работать в бизнесе, связанном с сексуальными услугами или его рекламой.
1.10. Массажист должен проводить массаж в соответствии с рекомендациями и пользоваться только той техникой массажа, на которую имеет сертификат, он не должен пользоваться техникой массажа, в которой он не достаточно компетентен.
1.11. Массажист не должен проводить манипуляции, выписывать рецепты или ставить диагнозы в отличие от врачей по мануальной терапии, терапевтов или специалистов других специальностей.

2. Обязанности массажиста по отношению к клиенту.

3. Обязанности массажиста по отношению к коллегам.

3.1. Массажист должен уважать коллег и строить свои отношения с ними в дружеской и профессиональной манере.
3.2. Массажист должен вести себя по отношению к коллегам так, как он хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему.
3.3. Массажист не должен переманивать клиентов у своих коллег.

Читайте также: