Обряд захоронения скифов кратко

Обновлено: 20.05.2024

У скифов был сложный погребальный обряд, хорошо известный по описанию Геродота и по многочисленным раскопкам курганов.

Тело умершего знатного скифа бальзамировали так, чтобы оно могло сохраниться на установленный обычаем срок проводов, продолжавшийся в течение 40 дней. Покойника, одетого с роскошные одежды, клали на колесницу и возили по многочисленной родне. Особой пышностью отличались похороны скифских царей. Тело умершего обвозили во всем подвластным ему племенам. В знак великой скорби скифы обрезали себе волосы, наносили увечья.

Затем все отправлялись в землю Герр, которая находилась на отдаленной окраине Скифии. В этой земле и находилось кладбище скифских царей.

Погребения совершались в обширных и глубоких ямах. Вместе с умершим клали его оружие, одежду, пищу, дорогие украшения. Могилу закрывали бревенчатым накатом и насыпали над нею курган, стремясь сделать его как можно выше. Один из богатейших скифских царских курганов в Куль-Оба находился на Керченском полуострове.

Бальзамирование тел Скифов

Погребения скифов отличались возвышенностью, величественностью. Предполагалось, что захоронения проходили весной и осенью, во время кочевания племени в поисках пастбищ. Это было связанно с тем, что усопшего возили в течение 40 дней, давая время попрощаться с умершим людям других окрестностей. За счет этого возникла необходимость бальзамировать людей, об этом свидетельствуют найденные набальзамированные тела в районе Пазырыка.

  • После смерти труп скифа разрезали и изнутри заполняли благоухающими травами.
  • Затем тело зашивали, клали на повозку и в течение 40 дней возили по его владениям.
  • За повозкой следовали близкие и родственники, предварительно срезав волосы, а в знак скорби протыкали стрелой левую руку.
  • Если же скиф был не из знати, предположим слуга, то обряд не требовал полного выполнения, и достаточно было визита к друзьям и родственникам. После чего тело придавали земле.

Процесс захоронения скифов

После окончания процесса прощания, тело привозили к месту захоронения, где был уже подготовлен гроб, по углам которого располагались бронзовые животные, штандарты из колокольчиков, звук которых прогонял злых духов, и укладывали тело. Если же хоронили вождя, то погребальную камеру наполняли всеми атрибутами, которыми он пользовался при жизни, так же вместе с ним хоронили одну из его жен, слуг, поваров, лошадей, то есть все, чем он владел при жизни. Людей облачали в нарядные одежды, в могилу клали драгоценности. Слуги располагались неподалеку от вождя, в отдельных могилах, лошади тоже, что бы быть всегда под рукой после пробуждения. Поминальная трапеза проходила до захоронения, а только потом засыпался большой курган.

Значимость захоронений скифов


Скифы испокон веков ценили и бережно хранили места захоронений своих прародителей, поклонялись с особой любовью, которая возрастала в связи с отсутствием храмов мест поклонений. Обряд захоронения был самым мистическим, самым величественным ритуалом, требующий больших затрат как физических, так и материальных. Из всех найденных захоронений на сегодняшний день, самые многозначительные и внушительные это могилы царей. Такие царские погребения были обнаружены на Юге России, самая богатейшая по количеству найденных в ней предметов - Чертомлыкская.

погребения скифов

Скифы

погребения скифов

Скифские захоронения — археологические раскопки!

Скифы очень бережно относились к своим захоронениям, почитали могилы не только знатных особ, но и обычных скифов. Для них могила была своеобразным алтарем или местом перехода в потусторонний мир. Так как скифы верили в жизнь после смерти, то вместе с телом умершего хоронили его родственников и слуг. Много коней скифы убили при обрядах захоронения. Считалось, что кони могут понадобиться в потустороннем мире, и при захоронениях знатных особ хоронили коней по 300-500 штук. При захоронениях обычных скифов тоже было найдено немало коней и конской сбруи, хоть и не в таких количествах.

погребение скифов

Скифские погребальные могилы!

Сами скифы считали, что если кто-то посмеет разворовать гробницу, то непременно навлечет на себя проклятие. Потому во времена скифов разворовывание захоронений было не частым. Приспособлений для этого не было, а если случался обвал, и злоумышленников заваливали камни, то это списывали на месть умерших. Хотя и сейчас ходят слухи о том, что любого, кто захочет посягнуть на скифские могилы, ждет не лучшая участь. Много мистических смертей случилось, при попытках раскопать некрополь вблизи Мариуполя, и до сих пор никто не решается этого сделать. Место захоронения царей скифов обычно тщательно подготавливалось. Выбиралось место среди поля, нужно было прокопать косой проход вниз, а затем прямую шахту вниз, где и размещался саркофаг. Почти во всех скифских захоронениях были тайные комнаты, где и располагалось тело царя и главные богатства.

погребения у скифов

Скифские захоронения в Тыве!

Отвлечь от главного клада могли тела родственников царя и возложенное возле них золото. Большинство захоронений скифы производили вблизи воды, так как считали, что вода обладает особой энергетикой и поможет перейти в мир мертвых. Стены погребений обычно выкладывались из камня, в сверху насыпался земляной курган, высотой до 40 метров. В Крыму найдено больше 90 курганных захоронений. Обычные скифы хоронились с меньшим количеством золота и коней, курганы были поменьше — в виде насыпей земли до одного метра высотой.

Скифские погребения

Погребение скифов — современный курган!

Умершего возили на повозке 40 дней, по друзьям и родственникам, чтобы все смогли с ним попрощаться. Царских же особ возили на колеснице по всем принадлежащим землям. Часто трупы царей бальзамировали и набивали внутренности ароматическим воском и травами. Гробницы царей были украшены золотом, а одежда правителя украшена золотыми бляшками. Это делалось для того, чтобы бог Солнца Ра увидел царя в золотом образе и забрал к себе. Золото скифы считали материалом бессмертия. Лучше всего описаны скифские захоронения древним историком Геродотом. Современная археология черпает свои знания о захоронениях скифов из раскопок курганов.

Религиозные верования скифов, меотов и сарматов проявлялись в различных обрядах, в том числе погребальных.

Обряды скифов

Погребальный обряд скифов


О существовании культа плодородия и почитании очага говорят находки глиняных идолов - женских статуэток с отпечатками зёрен пшеницы и ячменя. Их находили на древних меотских поселениях, иногда в золе очагов. При исполнении обрядов использовали различные предметы - глиняные статуэтки, сосуды-курильницы, а также металлические зеркала. По форме зеркало напоминало солнце, которому приписывали способность влиять на плодородие. Считалось, что зеркало отражает человека, содержит в себе его образ и душу, может рассказать о прошлом и предсказать будущее. На золотых бляшках часто изображали сидящих богинь с магическим зеркалом в руке.
К ценнейшим находкам археологи относят серебряное зеркало из Келермесского кургана, которое датируют VII в. до н. э.
Одним из ритуальных предметов у населения Прикубанья был ритон - сосуд для питья и возлияний в виде рога. Ритоны из серебра, бронзы, глины, рога с облицовкой из золота были найдены во многих погребениях знатных людей. Ритоны изображали на каменных изваяниях, золотых пластинах.

С древнейших времён такой сосуд служил символом плодородия. В Греции его изображали как рог изобилия в культе Диониса. Такое же отношение к рогу и ритону было у населения Прикубанья.
Находки археологов и свидетельства древних авторов подтверждают, что скифы и близкие им народы обожествляли силы природы. А с выделением племенной знати началось обожествление власти вождей и царей.

Читайте также: