Особенности симфонической музыки кратко

Обновлено: 02.07.2024

Симфоническая музыка — музыка, предназначенная для исполнения симф. оркестром; наиболее значительная и богатая область инстр. музыки, охватывающая и крупные многочастные произв., насыщенные сложным идейно-эмоциональным содержанием, и мелкие муз. пьесы. Симф. оркестр, соединяющий в себе разнообразные инструменты, предоставляет творцу музыки богатейшую палитру звуковых красок, выразит. средств, технич. возможностей для воплощения художеств. замыслов.

Исполнение муз. произв. большими инстр. ансамблями и оркестрами практиковалось и в античности, и в средневековье, но лишь на исходе эпохи Возрождения инстр. музыка стала равноправной с вокальной. Постепенно вырабатывался независимый от хор. многоголосия специфически инструментальный (ансамблево-оркестровый) стиль. Музыка для оркестра развивалась в постоянном взаимодействии с др. видами муз. иск-ва - с музыкой камерной, органной, хоровой, оперной. Характерные жанры 17 - 1-й пол. 18 вв.: танц. сюита, концерт - ансамблево-оркестровый (см. Concerto grosso), позднее сольный (см. Концерт), увертюра (симфония) оперного образца (сначала как вступление к опере, балету, затем и самостоятельная). Разновидности сюиты 18 в.: дивертисмент, серенада, ноктюрн, кассация. Мощный подъём С. м. связан с выдвижением на передний план симфонии, развитием её как циклич. сонатной формы и совершенствованием классич. типа симф. оркестра. В этом отношении большую роль сыграли мангеймская школа и особенно венская классическая школа. В творчестве венских классиков произошло окончат. размежевание между С. м. и музыкой камерно-ансамблевой, сложились классич. тины симфонии (четырёхчастный цикл), концерта (трёхчастный цикл), увертюры (одночастное соч. в сонатной форме). В 19 в. расширились возможности симф. оркестра; увеличился его состав, были усовершенствованы старые инструменты, введены новые. В связи с усложнением орк. партитур возросла роль дирижёра (см. Дирижирование). В симфонию и др. виды С. м. нередко стали вводить хор и сольные вок. голоса. С др. стороны, усилилось симф. начало в вок.-орк. сочинениях (кантате, оратории), опере и балете. Большое значение приобрела симф. программная музыка: конц. увертюра на определ. сюжет, симфония, снабжённая лит. программой, симфоническая поэма и родственные ей жанры (симфоническая картина, симфоническая фантазия и т.п.), сюита программного типа, часто составленная из номеров театральной (в т.ч. балетной, оперной) музыки, но нередко и самостоятельная. К жанрам С. м. относятся также симфониетта, симф. вариации, фантазия (также увертюра) на нар. темы, рапсодия, легенда, каприччо, скерцо, попурри, марш, разл. танцы (в т.ч. в виде цикла - симф. танцы), разл. рода миниатюры и т.п. В конц. симф. репертуар входят также отд. орк. фрагменты из опер, балетов, драм, пьес, кинофильмов.

С. м. 19 в. воплотила огромный мир идей и эмоций. В ней нашли выражение темы широкого обществ. звучания, глубочайшие переживания, картины природы, быт и фантастика, нац. характеры, образы пространственных иск-в, поэзии, фольклора. С. м. 20 в., развив многие элементы музыки прошлого, внесла новое в содержание и структуру произв., отразила принципы разл. эстетич. течений (импрессионизм, экспрессионизм и др.). Лучшие образцы С. м. 20 в.- классика новейшего времени. Классич. симф. оркестр сохранил в музыке 20 в. значение нормы, но широкое применение получили и др. орк. комплексы - расширенные до сверхоркестра, уменьшенные до камерного коллектива, промежуточные неполные составы. Оркестр обогатился новыми тембрами (в частности, электроинструментов), выдвинулась как самостоят. ансамбль в оркестре группа удар. инструментов. На равных правах с инструментами в партитуры симф. произв. стали включаться певческие сольные и хор. голоса. Композиционные приёмы С. м. преломились в джазе (т.н. симф. джаз). Вновь культивируются нек-рые жанры старинной музыки, напр. концерт для оркестра. Новые импульсы С. м. дали муз. культуры неевропейских народов.

В 19-20 вв. в странах Европы и Америки выдвинулся ряд нац. школ С. м., к-рые получили мировое значение. Высокими достижениями отмечена рус. классич. и сов. С. м., занимающая видное место в мировой муз. культуре. Сов. С. м. охватывает творч. деятельность композиторов всех союзных и авт. республик. Во многих сов. республиках только после 1917 появились мастера С. м. В разл. жанрах сов. С. м. нашли отражение образы и идеи современности, процессы революц. преобразования общества. Рост симфонизма сказался в развитии оперы и балета, привёл к расцвету вок.-симф. жанров, к симфонизации музыки для дух. оркестра и оркестра нар. муз. инструментов. Богатейший фольклор СССР дал творч. импульсы С. м. и обусловил появление новых её разновидностей (напр., симф. мугама); благотворно воздействие нац. традиций и на С. м. др. стран.

Литература: Глебов Игорь (Асафьев Б. В.), Русская симфоническая музыка за 10 лет, "Музыка и революция", 1927, No 11; Советская симфоническая музыка. Сб. ст., М., 1955; Соллертинский И., Исторические типы симфонической драматургии, в его кн.: Музыкально-исторические этюды, Л., 1956; Ступель A., Беседа о симфонической музыке, Л., 1961; Poпова Т., Симфоническая музыка, М., 1963; Для слушателей симфонических концертов. Краткий путеводитель, М.-Л., 1965, Л., 1967; Конен В., Театр и симфония. М., 1968, 1975; Бобровский В., Симфоническая музыка, в кн.: Музыка XX века, ч. 1, кн. 1, М., 1976.

2. Прочитайте текст. Найдите в тексте и выпишите в тетрадь определение "симфония" и её строение.

Симфония (от греч. symphonia — созвучие) — ведущий жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое многочастное произведение, достигла совершенства в XVIII в. в сочинениях венских классиков Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена.

Йозеф Гайдн считается основоположником жанра симфонии, всего им было создано 104 симфонии.

Хотя Моцарт написал более 50 симфоний, некоторые из них (ранние) были утеряны. Сегодня нам известны 41 симфония композитора. Известно, что свои первые симфонии он написал исключительно внутренним слухом, не притрагиваясь к инструменту в восьмилетнем возрасте.

Симфонии принадлежит одно из самых почётных мест среди самых различных жанров. По своему значению в искусстве симфония занимает такое же место, как роман или драма в литературе. Всю историю своего существования она чутко отражала своё время: симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, Берлиоза, Прокофьева, Шостаковича - размышления об эпохе, человеке, истории мира и жизни на земле. Любая симфония - целый мир. Мир художника, мир его времени. Чтобы глубже понимать симфоническую музыку, находить в ней отклик на свои чувства и мысли, необходимо разобраться в её особенностях.

Как строится симфония?

Классическая симфония сформировалась как цикл из четырёх частей, которые воплощали в себе разные стороны человеческой жизни.

1-я часть — быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Она, как правило, пишется в уже знакомой вам сонатной форме (в форме сонатного аллегро).

2-я, медленная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям. Она может быть пасторальной, элегичной, скорбной или трагической по настроению.

3-я часть — менуэт ( старинный народный французский грациозный танец ) — это игра, веселье, картинки народной жизни.

4-я — быстрый финал, близкий народной песенно-танцевальной, жанрово-бытовой музыке. Он как итог всех частей отличается, как правило, победным, торжественным, праздничным характером.

Так в процессе борьбы, острых, конфликтных столкновений, видоизменений утверждается музыкальная идея произведения. В такой форме писались симфонии Гайдна.

3. Прочитайте текст

Йозеф Гайдн. Симфония №103 "С тремоло литавр"

Йозеф Гайдн (1732-1809) - великий австрийский композитор. Музыкальные образы его сочинений навеяны жизнью и бытом австрийского крестьянства. Картины мирной счастливой жизни, танцы и хороводы, природа, радости крестьянского труда составляют содержание его произведений. Многие мелодии, сочинённые Гайдном, становились народными и распевались теми, кто даже не знал имени их создателя. Оптимистическое отношение к жизни отразилось в его музыке жизнерадостной, пронизанной сияющей улыбкой и народным юмором.

Одной из главных исторических заслуг Гайдна является то, что именно в его творчестве приобрела окончательный вид симфония. Над этим жанром он работал в течение тридцати пяти лет, отбирая самое необходимое, совершенствуя найденное. Его творчество предстаёт как сама история формирования этого жанра.

4. Запишите слушание: Йозеф Гайдн. Симфония №103 "С тремоло литавр", фрагмент 1-ой части"

Первая часть симфонии открывается медленным вступлением, оттеняющим весёлое и стремительное allegro. Композитор начинает симфонию дробью литавр, напоминающей раскаты грома. Главная тема в экспозиции (Allegro) очень напоминает картину народного праздника. В его основе лежат две темы танцевального характера (начинает звучать со 2 мин 12 сек., дослушать до 3 мин.).

Что такое симфония, история симфонии


История музыкального искусства началась в незапамятные времена и своими корнями уходит в глубокую древность. Музыка сопровождала людей всегда и везде, вошла в их культуру, стала неотъемлемой частью жизни и интенсивно развивалась вместе с непрерывно эволюционирующим человеком. Появлялись новые музыкальные инструменты, усовершенствованные жанры и стили, которые с течением времени неустанно преобразовывались. Так, для воплощения творческих идей талантливых композиторов в результате их кропотливых изысканий возник обладающий широкими возможностями жанр симфонии, который и в нынешнее время признаётся наивысшим жанром инструментальной музыки.

Историю симфонии и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Что такое симфония

Симфония. В нынешнее время этим словом, которое с греческого переводится как созвучие, именуют наполненное глубоким идейным содержанием масштабное музыкальное произведение, предназначенное для исполнения оркестром того или иного состава: симфоническим, духовым, народным, камерным. Симфония, являющаяся высшей формой инструментальной музыки, пишется композиторами в сонатно-циклической форме, то есть произведение состоит из отдельных частей, связанных между собой единым замыслом, при этом первая часть сочинения, как правило, излагается в сонатной форме.

Что такое симфония

Симфония по своему потенциалу превосходит другие музыкальные формы. Её возможности позволяют посредством звуковых образов всецело раскрыть идею произведения, отобразить сюжетно-драматическое действие и помимо того показать всё богатство эмоциональных состояний личности, то есть её чувства и настроения. По сравнению с художественной литературой симфония подобна роману с его драматургией и единой сюжетно-образной концепцией.

Симфония – произведение, включающее нескольких частей, количество которых может варьироваться от трёх до пяти. Однако чаще всего композиторы обращаются к четырёхчастной классической форме, заложенной Гайдном и Моцартом , а затем получившей развитие в творчестве Бетховена .


Опорными в симфонии являются первая и финальная части. Начало произведения характеризуется завязкой драматического действия, а в финале происходит завершение композиционного круга. Первая часть симфонии, которая обычно бывает весьма динамичной, имеет форму сонатного аллегро, представляющую собой четкую структурную и драматургическую модель. Она начинается вступлением и имеет три раздела: экспозицию, разработку и репризу. Вторая часть произведения, как принято — медленная. Это поэтический центр всей композиции и его форма может быть самой разнообразной: вариационной, сонатной, но в большинстве случаев контрастной трёхчастной. Третья часть в симфониях Гайдна и Моцарта - это менуэт, затем Бетховен заменил грациозный танец на оживлённое скерцо. Финал произведения подводит итог всего цикла. У венских классиков он имел форму рондо-сонаты, но с течением времени менял своё строение. Жизнеутверждающий и энергичный он возвращает слушателя к настроениям первой части, однако музыкальный материал в нём звучит не только бодро, но и оптимистично.

Популярные симфонии

Вольфганг Амадей Моцарт Симфония №40. Это самое известное произведение, признанное сокровищем классической музыки, написано гениальным маэстро летом 1788 года. Небольшой оркестр, минорная тональность и отсутствие торжественности сразу настраивает на серьёзный лад. Симфония традиционно для тех времён состоит из четырёх частей, три из которых: первая - Allegro, вторая - Andante и четвёртая - Allegro assai имеют сонатную форму, а третья ― Menuetto написана композитором в сложной трёхчастной форме с трио.

В.А. Моцарт симфония №40

Петр Ильич Чайковский Симфония №4. В творчестве гениального композитора это выдающееся произведение, сочинённое в 1877 году, является знаковым и указывает на новый этап последующего развития симфонизма. Эта четырехчастная психологическая драма, соизмеримая по духу с творениями великого Бетховена, начинается с интродукции, в которой звучит фанфарная тема рока. Первая часть композиции - Andante sostenuto, написано в форме сонатного аллегро. Вторая часть - Andantino in modo di canzone имеет сложную трёхчастную форму. Третья часть –Scherzo: Pizzicato ostinato – сложная трёхчастная форма. Финал - Allegro con fuoco – форма рондо-соната.

История


Алессандро Скарлатти

Основоположником нового жанра принято считать австрийского композитора, представителя венской классической школы Йозефа Гайдна . Поначалу его первые симфонии, рассчитанные на небольшой оркестровый состав, по сути, не отличались от развлекательных по характеру камерных произведений, однако со временем сочинения композитора наполнились глубоким смыслом и драматическим содержанием. В связи с этим, для воплощения того или иного замысла, Гайдн расширил состав оркестра, а также смело использовал тембральный окрас новых инструментов. Музыка симфоний, которых Гайдн написал более ста, отличается остроумием, затейливостью развития тематического материала и оригинальностью инструментовки. Именно в этих сочинениях новый жанр окончательно оформился и принял вид классической симфонии, в которой все четыре части, имеющие свой тематический материал, разделены, но в то же время связаны друг с другом по смыслу и составляют единое целое.

Йозеф Гайдн

Разумеется, ещё одной выдающейся личностью, стоящей у истоков классической симфонии, но по-своему решавший эту задачу, был гениальный Вольфганг Амадей Моцарт . Он обогатил содержание произведений, наполнив их эмоциональными контрастами и драматизмом, усилил тематическое развитие, увеличил размер частей, существенно развил оркестровку. В каждой из своих симфоний, которые отличаются мелодическим богатством, изящной гармонией и искусным контрапунктом, композитор, более стилистически объединяя, воплощал новый художественный замысел.

Следующим этапом в развитии симфонии было творчество композиторов – романтиков. Они, направляясь по пути великого Бетховена, но в то же время постоянно экспериментируя, наполнили форму классической симфонии новым содержанием, в котором драматизм уступал место лирико-психологическому или даже эпическому началу. Среди композиторов – симфонистов данного направления следует особо выделить Франца Шуберта , Роберта Шумана, Феликса Мендельсона , Гектора Берлиоза, Ференца Листа , Иоганнеса Брамса, Александра Бородина , Петра Чайковского, Александра Глазунова , Антона Брукнера, Густава Малера , Антонина Дворжака, Сезара Франка, Рихарда Штрауса и Яна Сибелиуса .

У композиторов - романтиков доминирующее положение стала занимать программная симфония, и особое развитие получил сквозной тематизм между частями, количество которых они нередко экспериментально меняли то в большую, то в меньшую сторону. Романтики в своих произведениях, отличающихся ярким тембровым и гармоническим колоритом, нередко вносили изменения в исполнительский состав, вводя в оркестр новые инструменты, солирующий вокал и хор. В их сочинениях появились лейтмотивы, а также выразительно и проникновенно зазвучали мотивы народных песен и танцев.

В двадцатом веке симфонический жанр не стоял на месте. Появилось довольно много новаторских направлений, в которых проводились смелые эксперименты. Композиторов сочиняющих симфонии в прошлом столетии было довольно много, но особый вклад в развитие жанра внесли Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Пауль Хиндемит, Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев , Дмитрий Шостакович, Альфред Шнитке , Эйтор Вила-Лобос, Чарлз Айвз, Кшиштоф Пендерецкий, Ральф Воан-Уильямс, Эллиотт Картер, Уильям Стилл, Эллен Цвилих, Бенджамин Бриттен …

Моцарт
Бетховен

Чайковский
Шостакович

Интересные факты о симфониях

Среди большого количества музыкальных жанров симфония в нынешнее время занимает самое почётное место, поскольку только в ней возможно всецело отобразить драматургический замысел, а также внутренний мир её создателя. Слушая произведение, мы приобщаемся к гениальности творца, создавшего его, а значит, что очень важно, становимся духовно богаче.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Симфония № 40 Моцарта

Симфоническая музыка удивительным образом не сдает свои позиции, хотя ее история насчитывает столетия. Казалось бы, время диктует новые гармонии и ритмы, изобретаются новые инструменты, сам процесс сочинительства приобретает новые формы - чтобы написать музыку, сейчас нужен компьютер с подходящей программой. Однако симфоническая музыка не только не хочет уходить в историю, но и приобретает новое звучание.

современная симфоническая музыка

Немного об истории жанра, точнее, целого спектра жанров, так как понятие симфонической музыки многогранно, объединяет в себе несколько музыкальных форм. Общее понятие таково: это инструментальная музыка, написанная для симфонического оркестра. А такие оркестры могут создаваться от больших до камерных. Традиционно выделяются оркестровые группы - струнных инструментов, духовых, ударных, клавишных. В ряде случаев инструменты могут быть солирующими, а не только звучать в ансамбле.

симфоническая музыка

Примеру Бетховена следовали композиторы-романтики немецкой и австрийской школы - Франц Шуберт, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Иоганн Брамс. Основным они считали программность симфонического произведения, им становятся тесны рамки симфонии, появляются новые жанры, такие, как симфония-оратория, симфония-концерт. Эту тенденцию продолжили и другие классики европейской симфонической музыки - Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Густав Малер.

Симфоническая музыка в России серьезно заявила о себе только во второй половине 19 века. Хотя можно назвать удачными первые симфонические опыты Михаила Глинки, его симфонические увертюры и фантазии заложили серьезные основы русского симфонизма, который достиг истинного совершенства в произведениях композиторов "Могучей кучки" - М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина.

симфоническая музыка в современной обработке

Исторически сложилось так, что русская симфоническая музыка, миновав классический этап развития, формировалась как романтическая с элементами национального колорита. Подлинные шедевры, получившие мировое признание, создал Петр Чайковский. Его симфонии до сих пор считаются эталоном жанра, а продолжателями традиций Чайковского стали С. Рахманинов и А. Скрябин.

Современная симфоническая музыка, как вся музыка 20 века, находится в активном творческом поиске. Можно ли считать современными русских композиторов С. Стравинского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и других корифеев? А музыка таких знаменитых композиторов 20 века, как финна Яна Сибелиуса, англичанина Бенджамена Бриттена, поляка Кшиштофа Пендерецкого? Симфоническая музыка в современной обработке, как и в традиционном, классическом звучании, по-прежнему востребована на мировых сценических площадках. Появляются новые жанры - симфоник-рок, симфоник-метал. А значит, жизнь симфонической музыки продолжается.

Читайте также: