Обряд вступления на престол императора в 10 веке в византии кратко

Обновлено: 02.07.2024

________________________________
38 Чин поставления на Великое княжение князя Димитрия Иоанновича. СПб., 1865.- С.7.
39 Чин поставления на Великое княжение князя Димитрия Иоанновича. СПб., 1865.- С.7.
40 Там же.
41 Там же.

_____________________________________
42 Чин поставления на Великое княжение князя Димитрия Иоанновича. СПб., 1865.- С.8.
43 Там же. – С. 9.
Далее следуют многолетия, сначала, великому князю Иоанну, потом князю Димитрию.44 После обычных поздравлений митрополит и Иоанн произнесли краткие поучения Димитрию. Далее была отслужена Божественная Литургия, по окончании которой, венчанный Димитрий вышел из храма в шапке и бармах; в дверях при входе, а затем перед Архангельским и Благовещенским соборами он был осыпан золотыми и серебряными монетами.
Поставление во великое княжение Димитрия не получило дальнейшего политического развития, в непродолжительном времени Иоанн III разгневался на Димитрия, запретил ему называться великим князем и поминать его в церковных молитвах, приставил к нему и матери его Елене стражу и объявил сына своего Василия государем и своим наследником. Резкое изменение наследника престола, скорее всего, было вызвано тем, что невестка Иоанна III Елена, мать Димитрия, была облечена последовательницей ереси жидовстующих, против которых вел борьбу преподобный Иосиф Волоцкий.
Василий III, хотя и пользовался еще большей властью, чем его отец, не решился при вступлении на великое княжение повторить тот же обряд, который был совершен над Димитрием. Посажение на престол великого князя Василия Иоанновича произошло по обычному чину без употребления царских регалий.

Совершенно согласно с чином венчания Феодора Алексеевича совершено было 23 июня 1682 г. двойное венчание Петра и Иоанна Алексеевичей.54
Итак, лишь во второй половине XVII в. произошло у нас полное усвоение окончательно установившегося византийского чина венчания на царство. Не усвоенным осталось участие Царя в великом выходе и Царское каждение в алтаре. Впрочем, необходимо отметить, что усвоение византийского чина совершалось со многими оригинальными изменениями и дополнениями. Даже знаменательный обряд вручения новопоставленному Государю акакии не был усвоен.

________________________________________
73 Богданов А.П. Чины венчания Российских царей: культура средневековой Москвы XIV-XVII в.в. М.: Наука, 1995. – С. 12.
74 Чин священного коронования // Церковные ведомости.1896. № 19-20. – С.703.

По совершении миропомазания царь становится на правую сторону против иконы Спасителя. После этого приступает к Царским вратам императрица, которая становится на золотую парчу и помазуется святым миром от первенствующего митрополита только на одном челе, а потом становится около иконы Божией Матери.75
Потом первенствующий митрополит вводит императора через царские врата внутрь алтаря. Царь перед святым престолом делает земной поклон. Затем принимает Святые Тайны от первенствующего митрополита по чину причащения священнослужителей.76 Потом один из старейших архиепископов подносит императору антидор и теплоту, а другой архиепископ подает ему сосуд с водою для омовения уст и рук. После причащения Государь выходит из алтаря и становится на правой стороне солеи. Тогда подходит императрица к царским вратам и причащается по мирскому чину от первенствующего митрополита.77
После своего причащения император и императрица вместе шествуют к трону в преднесении особо назначенных сановников царских регалий и восседают там на своих престолах.
Во всех коронациях миропомазанного царя причащал первенствующий митрополит. Единственное исключение в данном случае представляет коронование Павла Первого, которого причащал не первенствующий митрополит Новгородский Гавриил, но Московский митрополит Платон (Левшин).78
_____________________________________
75 Чин священного коронования // Церковные ведомости.1896. № 19-20. – С.704.
76 Там же.
77 Там же.
78 Там же.

Со времени коронации Николая Павловича, царь после своего причащения по выходе из алтаря не возлагает на себя царских регалий, как это делалось раньше, а только в преднесении их шествует на трон. По пришествии на трон царственные особы слушают благодарственные молитвы по причащении, которые читал царский духовник или особо назначенный священник.
При отпусте литургии провозглашается многолетие. Во время пения многолетия первенствующий митрополит восходит на амвон трона и подносит к целованию императора и его супруги святой крест.79 Приложившись к кресту, император возлагает корону на свою голову и принимает скипетр и державу. В это время все присутствующие в храме, через троекратное поклонение, приносят поздравление с благополучным совершением венчания на царство. Происходит третий колокольный звон и пушечная пальба.
По окончании чина венчания на царство, император со своею супругою направляются по специальному помосту в Архангельский Собор. Во время их шествия производится 101 выстрел из пушек и происходит большой звон во все колокола московских храмов. В Архангельском соборе их величества прикладываются к святым иконам и мощам, а также поклоняются гробам почивших предков. Далее они посещают в таком же порядке Благовещенский Собор. В продолжение всего шествия император остается в царских регалиях. Все коронационные мероприятия заканчиваются в Грановитой палате торжественным царским обедом. 80

_________________________________________
79 Чин священного коронования // Церковные ведомости.1896. № 19-20. – С. 705.
80 Пятницкий П.П. Указ. Соч. – С.99.

Список использованных источников и литературы.

Литература
9. Алексеева М.А. Жан Луи Девельи, его помощник Михайло Махаев и Стефано Торели: Коронация Екатерины II в Успенском Соборе. – СПб., 1997.


Коронация императора Византии (στέψιμον, либо stepsimon или στεφάνωσις или stephanosis ) является символическим актом, по случаю вступления на престол императора Византии . Церемония восходит к римским традициям избрания Сенатом или одобрения армией. Постепенно он превращается в сложный ритуал. Это стандартизирует начало византийской эпохи, в V - го и VI - го века, с появлением нового государя к народу и армии в Константинопольском ипподроме , где он был коронован и признание. Кроме того, решающее значение приобретает религиозность акта в присутствии Константинопольского Патриарха . Таким образом, с VII - го века , венчающим происходит в церкви, как правило , в Святой Софии , главного культового сооружения в Константинополе . После VIII - го века , ритуал часть времени и больше никаких изменений на полях. Помазание , появились в начале XIII - го века , главная новинка вписывающаяся церемонии, вероятно , под влиянием практики Западной Европы. Точно так же в 1250-х годах возвышение на бастион снова стало обычной практикой.

Резюме

У истоков: римская традиция

Восхождение на римский престол никогда не было предметом точно описанного церемониала. Со времен Августа императорский пост считается выборным. Императора выбирают римский народ , сенат и армия , чтобы определить наиболее подходящего. Тем не менее практика часто отмежевывается от этой теории.

Несколько императоров назначили своих преемников, будь то кровные родственники или усыновленные. Тем не менее династический принцип никогда не являлся правилом имперской преемственности. Следовательно, узурпаторы могут иметь законное право претендовать на трон, поскольку их поддерживает армия или народ. Поэтому историки назвали римский имперский режим абсолютизмом, смягченным правом на революцию.

Восточная Римская империя обладает этими фундаментальными характеристиками. В первые века двенадцать императоров происходили из рядов армии против девяти из императорской семьи, находившейся у власти. С VII - го века , сдвиг появляется с прогрессивным утверждением династического принципа, воплощенного в porphyrogenita (родился в фиолетовый), термин , описывающий ребенка царствующего императора. Македонская династия действительно установлена основательность династического принципа, который сохранялся под Комнина и, прежде всего, под Paleologians .

Выборы и приветствия под Римской империей

В отсутствие четко установленного процесса наследования нет фактической церемонии коронации. Постоянно только одобрение Сената, армии и народа. При принципате этот ритуал часто повторяется ежегодно в годовщину вступления императора на высшую должность. На протяжении веков акт аккламации все более и более формализовался, оставаясь при этом основополагающим аспектом легитимности суверена.

Во время принципата приход к власти также включает в себя дарение императорских знаков отличия, в основном генеральского плаща ( paludamentum или хламида ) пурпурного цвета. От Клавдия император обычно жертвует солдатам, природа которых колеблется между наградой и формой порчи. После Константина Великого (306-337) диадема стала элементом идентификации монарха, вдохновленным восточной традицией. Однако никакой церемонии коронации как таковой не принято. Во время Доминирования прибытие императора-победителя принимает вид празднования легитимности государя, хотя событие может происходить несколько раз во время правления.

Первым случаем такой церемонии является приветствие Юлиана в 361 году. Солдаты поднимают его на бастион, а затем провозглашают его Августом и венчают его заклинанием на уровне шеи вместо тиары. Эта традиция заимствована у немецких народов и продолжается среди военных узурпаторов до Фоки , прежде чем предаться забвению. Другая церемония - это церемония Валентиниана I в Анкире в 364 году. Избранный генералами, он одет в императорскую одежду и диадему, прежде чем солдаты провозгласят его Августом. Затем он обращается к ним, обещая им важные пожертвования. Эта церемония повторилась три года спустя, когда Валентиниен короновал своего сына Гратьена .

Первый век Византия ( V - го и VI - го века)

Первой описанной церемонией коронации Византийской империи является церемония коронации Льва I в 457 году. Церемония коронации его преемников ( Лев II , Анастасий I , Юстин I и Юстиниан ) была скопирована в De Ceremoniis императора Константина VII , основанного на сочинения Пьера ле Патриса . Это из Юстина II , который стал императором в 565, было описано с большой точностью по Кориппам в De laudibus Iustini Минорис .

В первые дни Империи, когда верховный пост был вакантным, назначение нового императора выпадало на долю главных чиновников двора. Этот ограниченный круг охватывает, в частности, magister officiorum и excobitorum в связи с Сенатом, который объединяет высшие фигуры Империи, имеющие ранг vir illustris . В случае назначения Анастасий I эр , эта элита остаткам на вдовствующей императрицы, Элия Ариадны . В любом случае их выбор должен быть принят армией палатинских полков, и процесс завершится одобрением населения, как правило, на ипподроме Константинополя. Соправители назначаются действующими императорами, консультации с Сенатом не являются обязательными.

Венец Leon I эр происходит в Константинополе, в соответствии с местом , близкой к Valentinien. Его увенчивает своего рода крутящий момент кампидуктором, затем поднимаются флаги, и солдаты приветствуют Леона, как Августа. Затем он одевается в императорскую тогу, затем диадема получает копье и щит, и сановники приходят, чтобы воздать ему должное ( прокинезе ) в соответствии с порядком протокола. В отличие от валентинианской церемонии, которая носит чисто военный характер, церемония Леона имеет гражданское измерение. Сенат утверждает кандидатуру, а затем император получает корону. Патриарх Константинопольский Анатоль присутствует, но не играет никакой роли, в отличие от своих преемников. Если коронация Жюльена с помощью крутящего момента была в значительной степени продиктована обстоятельствами, ритуал институционализируется с Леоном, предшествуя коронации как таковой. После этого Леон идет в Софийский собор, где кладет свою корону на алтарь. Там патриарх снова надевает его на голову.

Вслед за Леоном все его преемники коронованы на ипподроме, в отличие от Юстиниана, который получает украшение в Большом дворце .

Аплодисменты на ипподроме


После избрания Сенатом новый император переходит из Большого дворца в кафизму , место, отведенное для него на ипподроме, в компании патриарха и других высокопоставленных лиц. В ситуации коронации соправителя император призывает магистра официорума и патриархов ввести нового соправителя, который затем может сесть слева от суверена, а патриарх - справа. Император одет в одежду, доходящую до колен, диветезию , богато украшенную и удерживаемую поясом, инкрустированным драгоценными камнями, зонарин , дополненный малиновыми чулками и сандалиями малинового цвета ( кампагия ), нашитыми на золотом.

Возвышение на бастион

Императора обычно поднимают на бастион и увенчивают кампидуктором , после чего следует поднятие военных знамен и возгласы. Так отмечают Hypace во время восстания против Ники . Во время преемственности Анастасия один из кандидатов, Жан, был поставлен на щит экскубитами, но отвергнут фракцией синих, которая забросала его камнями. Точно так же Палатин Шоул пытается отдать предпочтение своему любимцу, подбадривая его, пока он стоит на столе, но его быстро убивают эксубиты.

Использование тиары

Среди императорской одежды мы находим длинную пурпурную тогу, доходящую до щиколоток, в сопровождении таблиона . Лучшее изображение императорского пурпура находится на мозаике Юстиниана в базилике Сан-Витале в Равенне . Одевшись в этот набор, император слушает молитву патриарха, прежде чем получить тиару, форма которой со временем менялась. Когда соправитель коронован самим сувереном, это последний возлагает диадему на свою голову, в противном случае за ней ухаживает патриарх.

Акламация и имперский адрес

Затем новый император возвращается в кафизму и, вооруженный копьем и мечом, провозглашается населением Августом . В отличие от Льва I - го , следующие императоры получить аккламации после формальной коронации патриархом , а не после возвышения на щите.

Затем сановник ( libellensis ) обращается к толпе и армии от имени императора, обещая им пожертвования. Сумма осталась той же от Жюльена, то есть пять золотых и фунт серебра на каждого человека.

Промежуточный период: VII - го века до XII - го века

В течение этих столетий обряд все больше и больше перемещается в церквях, в то время как формализация увеличивается, и церковный обряд становится преобладающим. Фока - первый император, коронованный в церкви в 602 году патриархом Константинопольским Сириаком в церкви Сен-Жан в Эеквенсе , недалеко от Константинополя. В 610 году его преемник, Ираклий , был коронован в церкви Сен-Филипп, рядом с императорским дворцом, затем он короновал своего сына Гераклона как соправителя в церкви Сент-Этьен во дворце Дафны . От Константина II церемония перемещается в Собор Святой Софии, за исключением соправителей, часто коронованных в Большом дворце или даже на ипподроме, таких как Константин VI . Что касается императриц, то их часто короновали одновременно с мужьями. В противном случае они находятся в залах Большого дворца или в церкви Сент-Этьен в Дафне.

Торжественный в VII - й и VIII - го века, неизвестно , потому что описание не сохранилось. Тем не менее, в конце VIII - го века церковного Обряд приобретает все большее значение. Мы должны дождаться Церемонии Константина VII, чтобы узнать подробности коронации. Возвышенности на бастион больше нет, и эта практика, кажется, исчезла, по крайней мере, со времен Фоки. Последний был поднят на щит повстанческой армией, но этот момент не является коронацией как таковой. Для Константина VII эта практика предназначена только для хазар .

Император одет в скарамангион и сагион и начинает процессию через зал Августа в Большой дворец в сопровождении евнухов императорского покоя, кубикулярного, во главе с предлогом. В комнате Оноподиона патрицы ждут его, чтобы пожелать ему удачи на долгие годы. Затем он идет в Большую консисторию, где присутствуют остальные сенаторы. Патрисами они совершают проскинезис. Затем он направляется в Зал Скоулза, где стоят представители фракций , которые затем перекрещиваются.

Кто бы ни занимал престол, этикет византийского двора не знал себе равных по торжественности и сложности 1. Местом пребывания императора и его семьи был, как правило, Большой императорский дворец - комплекс зданий в центре Константинополя. Во времена последних Комнинов Большой дворец обветшал, и василевсы переехали во Влахернский.

Любой выход государя строго регламентировался правилами. Каждая церемония с участием императора была расписана до мельчайших подробностей. И конечно, с великой торжественностью обставлялось вступление на трон нового царя.

Сам обряд провозглашения с течением веков не оставался неизменным. В ранней Византии коронация носила светский характер, официально императора ромеев избирал синклит, но решающую роль играло при этом войско. Церемония коронации совершалась в окружении отборных частей, кандидата в императоры поднимали на большом щите и показывали солдатам. При этом на голову провозглашаемого возлагалась шейная цепь офицера-кампидуктора (torques). Раздавались выкрики: "Такой-то, ты побеждаешь (tu vincas)!" Новый император раздавал солдатам донатив - денежный подарок.

С 457 г. в коронации начал принимать участие константинопольский патриарх (см. "Лев I"). Позже участие церкви в коронации стало более активным. Церемония поднятия на щите отошла на второй план (по мнению Г. Острогорского [187], с VIII в. вообще исчезла). Ритуал провозглашения усложнился и стал начинаться в палатах Большого дворца. После нескольких переодеваний и приветствий придворных и членов синклита кандидат входил в митаторий - пристройку к храму св. Софии, где облачался в парадные одежды: дивитисий (род туники) и цицакий (разновидность плаща - хламиды). Затем он вступал в храм, проходил к солее, молился и вступал на амвон. Патриарх читал молитву над пурпурной хламидой и надевал ее на императора. Затем из алтаря выносили венец, и патриарх возлагал его на голову новоиспеченного василевса. После этого начинались славословия "димов" - представителей народа. Император сходил с амвона, возвращался в митаторий и принимал там поклонение членов синклита.

Несколько иначе было обставлено провозглашение "младшего" императора-соправителя (…). Тогда корону и хламиду возлагал старший император - принимая, правда, их из рук патриарха.

Важная роль церкви в ритуале коронации была не случайной, а диктовалась особыми отношениями светской и духовной власти Империи ромеев.

В плане политическом идеалом отношений царя ромеев и православной церкви, в основном сложившимся к середине VI в. и продержавшимся до падения империи, была симфония - "согласие". Симфония заключалась в признании равноправия и сотрудничества светской и духовной властей. "Если епископ оказывает повиновение распоряжениям императора, то не как епископ, власть которого, как епископа, проистекала бы от императорской власти, а как подданный, как член государства, обязанный оказывать повиновение Богом поставленной над ним предержащей власти; равным образом, когда и император подчиняется определениям священников, то не потому, что он носит титло священника и его императорская власть проистекает от их власти, а потому, что они священники Божии, служители открытой Богом веры, следовательно - как член церкви, ищущий, подобно прочим людям, своего спасения в духовном царстве Божием" [151, с. 20]. В предисловии к одной из своих новелл император Юстиниан I писал: "Всевышняя благость сообщила человечеству два величайших дара - священство и царство; то [первое] заботится об угождении Богу, а это [второе] - о прочих предметах человеческих. Оба же, проистекая из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни. Поэтому нет важнейшей заботы для государей, как благоустроение священства, которое, со своей стороны, служит им молитвой о них Богу. Когда и церковь со всех сторон благоустроена, и государственное управление движется твердо и путем законов направляет жизнь народов к истинному благу, то возникает добрый и благотворный союз церкви и государства, столь вожделенный для человечества" [151, с. 24].

Византия не знала такой ожесточенной борьбы государей и церкви за власть, какая царила на католическом Западе на протяжении почти всего средневековья. Однако если император нарушал требования симфонии и давал тем самым повод обвинять себя в неправославии, это могло послужить идеологическим знаменем его противникам, "ибо царство и церковь находятся в теснейшем союзе, и . невозможно отделить их друг от друга. Тех только царей отвергают христиане, которые были еретиками, неистовствовали против церкви и вводили развращающие догматы, чуждые апостольского и отеческого учения" (патриарх Антоний IV, [182, с. 304]).

Провозглашение симфонии официальной доктриной вовсе не означало непременного осуществления этого идеала на практике. Бывали императоры, всецело подчинявшие себе церковь (Юстиниан Великий, Василий II), и бывали такие патриархи, которые считали себя вправе руководить императорами (Николай Мистик, Михаил Кируларий).

Со временем блеск империи угас, но авторитет ее церкви среди православных оставался непререкаемым, и императоры Византии, пусть номинально, считались их повелителями. В конце XIV в. патриарх Антоний IV писал великому князю московскому Василию Дмитриевичу: "Хотя по Божьему попущению неверные и стеснили власть царя и пределы империи, однако же и до сего дня царь поставляется церковью по тому же самому чину и с теми же молитвами [как и прежде], и до сего дня он помазуется великим миром и поставляется царем и автократором всех ромеев, т. е. христиан" [151, с. 6].

Дашков С.Б. Императоры Византии. – М., 1997, с. 19-22.

1. Отношение к этому было неоднозначным у самих ромеев. "Я полагаю, — писал еще в V в. Синесий, — что ничто и никогда не причиняло Римской империи такого вреда, как та театральная пышность, окружающая фигуру императора, которая втайне подготавливается священнослужителями и выставляет нас в варварском облике" [77, с. 345].

2. По мнению Г. Острогорского. Иногда полагают, что обряд миропомазания появился в Византии значительно раньше.

3. При провозглашении последнего императора Константина XII Палеолога на изготовление щита была использована последняя серебряная дверь Большого дворца.

[59] Никита Хониат. Никиты Хониата история, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина / Пер. под. ред. В.И. Долоцког (1 т) и И.В. Чильцова (2 т) / ВИПДА, СПб, 1860-1862.

[187] Острогорский Г.А. Эволюция византийского обряда коронования // Византия, южные славяне, Древняя Русь, Западная Европа. Сб. статей в честь В.Н. Лазарева. М., 1973.

[151] Курганов Ф.А. Византийский идеал царя и царства и вытекающие отсюда, по сравнению с идеалом церкви, отношения между церковной и гражданской властью. Казань, 1881.

[182] Мейендорф И. Византия и Московская Русь. Париж, 1990.

[77] Сметанин В.А. Перечень изданий поздне-византийских писем с 1502 по 1917 г. АДСВ. Вып. 6. 1969.


Этот город был выбран по разным причинам. Войны с варварами и внутренние конфликты не так сильно ослабили восточные земли, где находился Византий. Новая столица стояла на берегу пролива Босфор, откуда корабли могли легко выходить в Чёрное и Средиземное моря. Также на востоке имерии было распространено христианство, которое принял император. Теперь христианство станет основной культуры Византии. Константинополь вырос всего за шесть лет, с моря и суши его защищали мощные стены.

В этот период Византийская империя охватывала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть Месопотамии и Армении, острова Восточного Средиземноморья, земли в Крыму и на Кавказе.

Империя обладала большими ресурсами. Процветало земледелие, скотоводство, добывали железо, медь, олово, золото, серебро и квасцы. Из Египта привозили папирус. Благодаря наличию леса, мрамора и другого строительного камня, византийцы строили корабли.

В Византии было множество городов. В крупных городах (Константинополь, Алексадрия, Антиохия) жили до 300 тысяч человек. Большую часть населения империи составляли греки, но также были сирийцы, копты (египтяне, принявшие христианство), фракийцы, иллирийцы, грузины, армяне и арабы. В больших городах иудеи основывали свои общины. В 537 году был освящён собор Святой Софии.

Византия вела торговлю с Китаем и Индией. При императоре Юстиниане заняла лидирующие позиции в торговле с западными странами.

Но всё же византийские владения в Северной Африке и на Ближнем Востоке отошли восточным завоевателям. А на Балканах хозяевами стали славяне. Теперь в состав Византийской империи входили Малая Азия, области Греции и Пелопонесса, остров Крит и острова Эгейского моря.

Количество городов стало сокращаться, лишь Константинополь оставался крупным центром, в котором теперь жили всего 40 тысяч человек. Население становилось греко-славянским. Греческий язык вытеснял латинский в статусе государственного языка.

Обострялись отношения между императорской властью и церковью. В 730 году Лев III начал жестокое преследование почитателей икон. Иконы всех храмов уничтожались, их заменяли изображения креста и узоры из цветов и деревьев.

Время правления императоров Македонской династии принесло новую волну подъёма Византийской империи.

Был изобретён косой парус, государство поддержало ремесленников и торговлю. Благодаря этому византийские города росли и возглавляли торговлю на Средиземном море. Константинополь стал самым богатым городом Европы.

Император Василий II , правивший в 976 - 1026 годах, вернул империи Северную Сирию, часть Месопотамии, установил контроль над Грузией и Арменией. На момент его смерти Византия была ведущим государством в Европе.

В конце XI века византийские проповедники отправились с миссиями к болгарам и сербам. Кирилл и Мефодий создали славянскую письменность, перевели на славянский язык Библию и другие церковные книги.

Император Роман IV проиграл в войне с мусульманскими завоевателями турками-сельджуками. В 1071 году после сражения при Манцикерте Византийская империя потеряла земли в Малой Азии.

В 1054 году христианский мир раскололся на православную и католическую церкви. Но императоры династии Комнинов заключали соглашения с католическими европейскими королевствами для того, чтобы получить помощь в борьбе с турками. Комнины прекратили внутренние конфликты, отвоевали у турков побережье Малой Азии и установили власть в дунайских государствах.

В 1204 году европейские рыцари готовили поход на Египет. Но внезапно они напали на Византийскую империю и завоевали Константинополь. Теперь крестоносцы утвердили свою Латинскую империю.

Но островки Византийской империи оставались. Это были Эпирское царство, Трапезундская империя и Никейская империя, которая считалась наследницей Византийской империи.

В 1261 году вошли в Константинополь, не встретив сопротивления. 15 августа император Никейской империи Михаил Палеолог вернулся в Константинополь. Византийская империя возобновила своё существование, а Михаил Палеолог коронован в Софийском соборе.

Возросло значение Афонского монастыря, основанного ещё в X веке. Константинопольский патриарх руководил церквями Болгарии, Сербии и Руси.

Конфликт с турками вынудил Палеологов снова обратиться за помощью к странам Европы. За это им пришлось пообещать, что православная церковь подчинится Папе Римскому. Первым такую попытку предпринял Михаил Палеолог в 1274 году, что вызвало сильное возмущение среди православного населения империи.

В 1439 году во Флоренции византийский император Иоанн VIII Палеолог был вынужден заключить унию с Папой Римским, то есть подчиниться католической церкви. Унию отвергли жители Константинополя, ведь теперь они теряли статус хранителей православной традиции и отрекались от истории всей империи. Византийцы стали готовиться к обороне Константинополя.

Помощь католических королевств Западной Европы оказалась слабой. Войско крестоносцев поначалу побеждало турков, но в итоге было разбито в битве при Варне в 1444 году.

В 1452 году турки построили Румелийскую крепость у пролива Босфор. Теперь Византия потеряла контроль над выходом к морю. В помощь Константинополю прибыли сухопутные силы и корабли из Генуи и Венеции. Неожиданно претендент на султанский престол Шехзаде Орхан Челеби привёл своё войско в поддержку византийцам.

29 мая 1453 года после долгой борьбы турки-османы взяли штурмом Константинополь. Поддержки со стороны западноевропейских армий оказалось недостаточно. Последний император Константин XI Палеолог погиб, а Константинополь получил название Стамбул и стал столицей Османской империи. Собор Святой Софии был преобразован в мечеть.

Через несколько лет турки захватили последние осколки Византийской империи – Морейский деспотат (1460 год) и Трапезундскую империю (1461 год). Правитель Морейского деспотата Фома Палеолог бежал в Италию, где считался законным наследником византийских императоров.

Читайте также: