Образы в музыке грига кратко

Обновлено: 05.07.2024

В частности, для них характерно позднее, по сравнению с европейскими странами, становление композиторских школ. Во второй половине 19 века среди этих школ особенно выдвинулась норвежская. Её возглавил Эдвард Григ - композитор мирового значения, оказавший влияние на творчество не только скандинавских авторов, но и на всю европейскую музыку в целом.

Норвегия в это время переживала трудный период развития. Более слабая в экономическом отношении, она находилась в подчинении то у Дании (16 – 19 вв), то у Швеции (19в). И лишь 1905 году Норвегия окончательно освободилась от политического диктата.

Знаменательный расцвет в это время переживает норвежская культура в целом, и музыкальная культура - в частности. Например - Людвиг Матиас Линнеман, начиная с 50 - г., проводит большую работу по собиранию музыкального фольклора, знаменитый скрипач Уле Булл, прозванный "северным Паганини", по выражению Грига, был "первым, кто подчеркнул значение норвежской народной песни для национальной музыки", в качестве автора многочисленных романсов выдвигается Хальфдан Кьерульф, патриотизмом отличается деятельность одарённого, к сожалению, рано умершего Рикарда Нурдрока - он является автором музыки национального гимна Норвегии.

Григ, однако, резко выделяется среди своих предшественников и современников. Подобно Глинке в России или Сметане в Чехии, он с необыкновенной отчётливостью воплотил в своей музыке народный колорит. "Я почерпнул, - говорил он, - богатые сокровища в народных напевах моей родины и из этого клада пытался сделать национальное искусство". Создав такое искусство, Григ стал основоположником норвежской музыкальной классики, а творения его - достоянием мировой художественной культуры. [1]

Итак, целью этой работы является рассмотрение творчества Эдварда Грига и определение его как основоположника норвежской классики. Для этого необходимо решить следующие вопросы:

1. Творчество Эдварда Грига

2. Особенности музыки Грига

3. Эдвард Григ как основоположника норвежской классики.

Эдвард Хагеруп Григ родился в июне 1843 года. Его предки были шотландцы (по фамилии Грейг - известные русские адмиралы С.К. и А.С. Грейги - так же принадлежали к этому роду). Семья была музыкальной. Мать - хорошая пианистка - сама научила детей музыке.

Берген, где родился Григ, славился своими национальными традициями, особенно в области театра; здесь начинали свою деятельность Генрик Ибсен и Бьёрнстьерне Бьёрснон; здесь же родился Уле Булль, именно он первым обратил внимание на одарённого мальчика(Григ сочиняет уже в 12 лет),и советует родителям определить его в Лейпцигскую консерваторию.

Григ без удовольствия вспоминал потом годы консерваторского обучения - консерватизм своих учителей, их оторванность от жизни. Однако пребывание там дало ему немало: уровень музыкальной жизни был достаточно высок, и за пределами консерватории Григ приобщался к музыке современных композиторов, особенно полюбились ему Шуман и Шопен.

Творческие изыскания Григ горячо поддержал Уле Булль - во время совместных странствий по Норвегии он посвящал своего юного друга в тайны народного искусства. И вскоре уже отчётливо проявились индивидуальные черты стиля Грига. Недаром говорят - хотите приобщиться к фольклору Норвегии - слушайте Грига.

Всё более и более он совершенствовал свой талант в Христиании (теперь Осло). Здесь он пишет огромное количество своих наиболее известных произведений. Именно здесь появляется на свет его знаменитая вторая скрипичная соната - одно из самых его любимых произведений. Но работа Грига и его жизнь в Христиании были полны борьбой за признание в музыке народного колорита Норвежского искусства, он имел немало врагов, противников таких новшеств в музыке. Поэтому особенно запомнилась ему та дружеская мощь, которую оказал ему Лист. К тому времени, приняв сан аббата, Лист жил в Риме и лично не был знаком с Григом. Но, услышав первую скрипичную сонату, пришел в восторг от свежести и необычайной колоритности музыки, и послал восторженное письмо автору. Он сказал ему: "Продолжайте в том же духе…. - и не давайте себя запугать. " Письмо это сыграло большую роль в биографии Грига: моральная поддержка Листа укрепила национальное начало в музыкальном творчестве Эдварда.

И вскоре Григ покидает Христианию и обосновывается в родном Бергене. Начинается следующий , последний, длительный период его жизни, отмеченный большими творческими удачами, общественным признанием на родине и за рубежом.

Открывает этот период его жизни создание музыки к пьесе Ибсена "Пер Гюнт". Именно эта музыка сделала имя Грига европейски известным. Всю жизнь Григ мечтал создать национальную оперу, в которой бы использовались образы народных исторических преданий и героика саг. В этом ему помогло общение с Бьёрстоном, с его творчеством (кстати, на его тексты было написано немало произведений Грига).

Музыка Грига приобретает большую популярность, проникая на концертную эстраду и в домашний быт. Чувство глубокой симпатии вызывает облик Эдварда Грига, как человека и художника. Отзывчивый и мягкий в обращении с людьми, в своей деятельности он отличался честностью и принципиальностью. Интересы родного народа были для него превыше всего. Именно поэтому Григ выступил в качестве одного из крупнейших реалистических художников своего времени. В признание его художественных заслуг Григ избирается членом ряда академий в Швеции, Голландии и других странах.

Со временем Григ всё более сторониться шумной столичной жизни. В связи с гастрольными турне ему приходиться посещать Берлин, Вену, Париж, Лондон, Прагу, Варшаву, тогда как в Норвегии он живёт уединённо, преимущественно за городом, сначала в Люфтхусе, затем вблизи Бергена в своём имении, названном Трольдхауген, то есть "Холм троллей",и основное время посвящает творчеству.

И всё же он не бросает музыкально - общественной работы. Летом 1898 года он организовывает в Бергене первый норвежский музыкальный фестиваль, куда съезжаются все крупные музыкальные деятели того времени. Выдающийся успех бергенского фестиваля, привлекли к родине Грига всеобщее внимание. Норвегия могла теперь считать себя равноправной участницей музыкальной жизни Европы!

15 июня 1903 года Григ праздновал своё шестидесятилетие. Со всех сторон света он получил около пятисот поздравительных телеграмм (!) Композитор мог гордиться: значит, жизнь его не прошла даром, значит, он своим творчеством приносил людям радость.

В музыке Грига звучит чарующая красота норвежской природы, то величественной, то скромной. Простота музыкального выражения и в то же время его оригинальность, национальный колорит, самобытность образов подкупают слушателя. “Неудивительно,- писал П. И. Чайковский, что Грига все любят, что он везде популярен. ” Подобно Глинке в России, Григ явился основоположником норвежской музыкальной классики.

Творческий путь Грига совпал с периодом расцвета культуры Норвегии, с ростом ее национального самосознания, с процессом становления национальной композиторской школы. В истории музыкальных культур севера Европы он начался несколько позднее. Григ своим творчеством оказал влияние не только на композиторов скандинавских стран, но и на европейскую музыку в целом.

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в городе Бергене, издавна славившемся своими национально-художественными традициями. Здесь создавали свои прекрасные творения крупнейшие норвежские драматурги: Г. Ибсен и Б. Бьернсон, здесь жил знаменитый скрипач Уле Булль, прозванный “Паганини Севера”, который первым увидел у Грига незаурядные музыкальные способности и позднее, во время совместных странствий по Норвегии, познакомил юношу с богатствами народного искусства.

Мать Грига, хорошая пианистка, с детства обучала своих детей музыке. И Эдвард, и его старший брат Джон окончили Лейпцигскую консерваторию. Совершенствуя затем свое композиторское мастерство в музыкальном центре Скандинавии - Копенгагене, Эдвард Григ подружился с молодым композитором-патриотом Рихардом Нурдроком, автором музыки национального гимна Норвегии. Эта дружба окончательно определила идейно-художественные устремления Эдварда, решившего отдать все свои силы разработке норвежской музыки.

По возвращении на родину Григ живет в столице Норвегии - Кристиании (ныне Осло). Он возглавляет филармоническое общество, выступает в качестве пианиста и интенсивно сочиняет. Здесь появились знаменитый фортепианный концерт оп. 16, вторая скрипичная соната оп. 13, вокальные и фортепианные миниатюры.

Как и многие композиторы-романтики, Григ обращался к фортепиано на протяжении всей своей жизни, запечатлевая в фортепианных миниатюрах, подобно дневнику, личные жизненные впечатления. Григ причислял себя к школе Шумана и, подобно Шуману, предстает в фортепианной музыке рассказчиком-новеллистом. Им создано около 150 фортепианных пьес, из них 70 собрано в десяти “Лирических тетрадях”.

Две главные образные сферы господствуют в музыке Грига. Первая продолжает традиции “домашней музыки”. Это - в основном лирические высказывания. Другая сфера образов связана с народной песенностью и танцевальностью, с жанровой характерностью танцевальных импровизаций народных скрипачей. Григ отразил в своей музыке задор стремительного парного прыжкового танца “спрингар”, молодой дух мужского сольного танца “халлинг” (танец “молодечества”), характер торжественного танца-шествия “гангар”, без которого не обходятся деревенские свадьбы.

На основе характерных для этих и других народных танцев ритмо-интонаций Григ создал музыкальные сценки из народной жизни (пьеса “Свадебный день в Троль-хаугене”, оп. 19). Причудливые образы норвежской народной фантастики; гномы, тролли и пр. нашли оригинальное претворение в известных фортепианных пьесах (“Шествие гномов”, “В пещере горного короля”, “Кобольд” и др.). Романтическая национальная образность и особенности норвежской народной мелодики определили своеобразие музыкальной стилистики Грига.

В 1874 году Ибсен, один из талантливейших писателей Норвегии, предлагает Григу написать музыку к постановке своей драмы “Пер Гюнт”. Григ увлекся работой и создал прекрасную музыку, ставшую самостоятельным художественным произведением (подобно “Арлезианке” Бизе или “Сну в летнюю ночь” Мендельсона). Постановка драмы прошла с огромным успехом.

Насыщенное социально-философскими обобщениями произведение Ибсена способствовало созданию глубоко содержательной музыки и музыкальному раскрытию возвышенного лиризма главного в произведении Грига образа преданно-любящей Сольвейг, которая не устает долгие годы ждать своего Пера Гюнта, фантазера и мечтателя, не нашедшего себя в жизни. После скитаний по чужим странам, попусту растративший свой душевные силы, он уже стариком возвращается к Сольвейг.

Ибсен посвятил образу Сольвейг самые поэтичные страницы своей драмы, предусмотрев в создании этого образа и роль музыки. Григ с огромным художественным чутьем передал существо образа Сольвейг душевную чистоту и силу духа. Ее песня соткана из характернейших лирических интонаций народной норвежской песенности. Чудесный наигрыш фортепианного вступления близок задумчивым наигрышам рожка и создает образ одинокой лесной хижины в горах, где терпеливо ждет Пера Сольвейг.[2]

Плавная мелодия песни Сольвейг скромна и вместе с тем величава. Легкий, нежный танцевальный припев передает сохранившийся в душе героини свет юности.

Григ, индивидуальность музыкального стиля которого вообще определяется связью с норвежской народной музыкой, приблизил своей музыкой пьесу Ибсена к народно-поэтическому стилю. Слова композитора о том, что “Пер Гюнт” Ибсена “столь же национален, сколь гениален и глубок”, могут быть отнесены и к его музыке.

Национальное начало ярко проявилось и в его прекрасных сочинениях вокальной лирики. Григ опубликовал сто двадцать пять песен и романсов. У влечение Грига вокальной лирикой связано с расцветом скандинавской поэзии, с творчеством Ибсена, Бьернсона, Андерсена. Он обращается главным образом к поэтам Дании и Норвегии. В вокальной музыке Грига великолепно представлены поэтические картины природы, образы “лесной романтики”. Тематика его песен богата, но при всем тематическом многообразии музыка Грига сохраняет единый настрой: сердечность и непосредственность эмоционального выражения - важное свойство его вокальных сочинений.

В последние годы жизни композитора его музыка приобрела мировую известность. Произведения Грига печатаются крупными издательствами, исполняются на эстраде и в домашнем быту. Григ в признание его художественных заслуг избирается членом Шведской, Французской, Лейденской (в Голландии) академий, доктором Оксфордского университета.

Музыка Грига узнается сразу же. Ее особая выразительность и запоминаемость связаны с ярким песенным богатством Норвегии, до него почти не выявленным. Искренне, с большой душевной теплотой поведал Григ миру о своей сказочной стране. Эта трогательная искренность и задушевность волнует и делает его музыку близкой и понятной всем.[3]

Во второй половине XIX в. в зарубежном музыкальном искусстве утвердился реализм. Усилилось стремление к демократизации музыкального искусства. Композиторы все чаще смело стали обращаться к бытовым сюжетам и сюжетам из жизни трудового народа.

Лучшие реалистические устремления французской музыки отразил французский композитор Жорж Визе (1838 - 1875). Непродолжительная жизнь Визе (всего 37 лет) была заполнена напряженной творческой работой. К миру музыки он приобщился с детских лет.

В партии Хозе преобладают' романсовыё мелодии, близкие итальянскому оперному стилю. Не менее ярок образ тореадора Эскамильо, обрисованный буквально несколькими штрихами.

Драма героев протекает на фоне разнообразных картин народной жизни. В хоровых сценах оперы Визе отходит от привычной трактовки народа как сплошной массы. Здесь бьет ключом настоящая жизнь,-с 'ее красочностью и темпераментом. Мастерски сочетает композитор народные картины.с личной драмой героев.

Огромная популярность оперы объясняется не только гениальной музыкой, но и подлинно новаторским подходом Визе к показу на оперной сцене простых людей, их чувств, переживаний, страстей.

Основоположником норвежской музыкальной классики считают выдающегося композитора, пианиста, дирижера Эдварда Грига (1843 - 1907) . Все его произведения проникнуты национальными норвежскими интонациями; они ярко отражают жизнь родной страны, ее природу и быт. Чарующая красота норвежской природы звучит то величественно, то скромно.

Творческий путь Грига совпал с периодом расцвета культуры Норвегии, с ростом ее национального самосознания, с процессом становления национальной композиторской школы. Григ создал около 150 фортепианных пьес. К фортепиано он обращался на протяжении всей своей жизни.

В последние годы жизни композитора его музыка приобрела мировую известность. Музыка Грига узнается сразу. Ее особая выразительность и запоминаемость связаны с ярким песенным богатством Норвегии. С большой душевной теплотой Григ поведал миру о своей сказочной стране.

Подобно Глинке в России, Григ явился основоположником музыкальной классики Норвегии.

Итак, мы рассмотрели творчество норвежского композитора Эдварда Грига и определили его как основоположника норвежской классической музыки. Теперь можно подвести выводы.

Творчество Грига, виднейшего представителя норвежской композиторской школы, впитавшее влияния немецкого романтизма, глубоко национально.

Обрабатывал норвежские народные мелодии. Под воздействием норвежского фольклора сложились характерные для Грига стилистические приёмы и особенности гармонии и ритмики (широкое использование лидийского и дорийского ладов, органных пунктов, народных танцевальных ритмов и др.).[5]

[1] Асафьев Б. Григ. М.: Музыка, 2006.- с. 15.

[2] Друскин М. История зарубежной музыки: Учебное пособие – М.: Музыка, 2008.– с. 062..

[3] Асафьев Б. Григ. М.: Музыка, 2006.- С. 32.

[4] Друскин М. История зарубежной музыки: Учебное пособие – М.: Музыка, 2008.– с. 50.

Эдвард Григ (1843-1907) – первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием общеевропейской культуры. Благодаря Григу музыкальная школа Норвегии встала вровень с другими национальными школами Европы, хотя ее развитие протекало в очень сложных условиях.

В течение долгого времени (до 1905 года) Норвегия не могла добиться государственной самостоятельности. Политическая зависимость от Дании (XIV–XVIII века) и Швеции (XIX век) тормозила развитие экономики и культуры страны (вплоть до середины XIX века она не только не имела профессионального искусства, но и единого государственного языка).

Ярко оригинальный стиль Грига сложился под воздействием норвежского фольклора, который имеет очень давнюю историю. Его традиции сформировались в лирико-эпических песнях скальдов, в пастушеских горных мелодиях (локках), в норвежских танцах и маршах.

Под воздействием фольклора сложились также характерные особенности гармонии Грига:

В целом, гармонический язык произведений Грига отличается особой красочностью, широким применением аккордов многотерцового строения, что опять же коренится в норвежском фольклоре (многие норвежские мелодии содержат несколько терцовых ходов в одном направлении).

Григ проявил себя не только как композитор. Он был также прекрасным исполнителем (выступал как дирижер и пианист, чаще всего в содружестве с певицей Ниной Хагеруп, которая была его женой); музыкальным критиком; общественным деятелем (возглавлял в Христиании филармоническое общество, провел в Бергене первый фестиваль норвежской музыки и пр.)

Посмотреть все фотографии серии

13:30 09.07.2015 Фотографий: 1 отдых в Греции 03:00 01.01.1970 Фотографий: 0

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Статистика



Дивные образы мира грез эпохи романтизма

Не только торжество природы стали объектом поклонения композиторов романтиков. Но и дивные образы мира грёз, человек, его возвышенные чувства идуховность — такими красками нарисована музыкальная культура эпохи романтизма.

Наиболее яркими представителями романтической школы композиторов были Никколо Паганини, Ференц Лист, Фредерик Шопен, Франц Шуберт, Роберт Шуман Джузеппе Верди, Эдвард Григ. В России в этом стиле работали А. Алябьев, П. Чайковский, М. Глинка, М. Мусоргский.

Много есть стран на свете, ну а мы сегодня с помощью музыки совершим путешествие в Норвегию, в гости к Эдварду Григу — композитору периода романтизма.


Музыка Эдварда Грига

Сказочно прекрасна и величава Норвегия. Суровый, но потрясающей красоты край, край ослепительно-белых горных вершин и синих озёр, край волшебного северного сияния и синего неба.

Богата и своеобразна народная музыка, песни, танцы, увлекательные древние легенды и сказания. Музыка Э. Грига вобрала в себя всё богатство сказочного скандинавского фольклора. Фантастические образы троллей и гномов,обитающих в темных пещерах, подвиги народных героев в незабываемых мелодиях наверняка известны Вам.

Эдвард Хагеруп Григ (1843-1907) — норвежский композитор, музыкальный деятель, пианист, дирижёр, чьё творчество формировалось под воздействием норвежской народной культуры. Музыкальный язык Эдварда Грига глубоко национален и неудивительно, что норвежцы очень любят его музыку.


Э.Григ. Немного биографии

Детство и юность. Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года вприморском городе Бергене- крупном торговом центре Западной Норвегии. Отец Эдварда, Александр Григ занимал пост британского консула в Бергене, мать, Гесина Хагеруп, была пианисткой. Своим детям они дали прекрасное и основательное образование, обучали музыке, как было принято в состоятельных семьях.


Новый этап в жизни

Здесь же он знакомится с величайшим сказочником Г.Андерсеном и драматургом Г. Ибсеном. которые буквально провозгласили идею народности в искусстве, Эта тема нашлагорячий отклик в сердце композитора.

Волшебная сила музыки Грига

Одно за другим появляются прекрасные произведения: романсы, песни — поэмы, фортепианные пьесы и концерты,музыка которых сливается с ощущением сурового северного края, родной природы.

Э.Григ.Концерт ля-минор(1 часть) для фортепиано с оркестром


Э.Григ. Птичка


Э.Григ. Ручей

А вот открывается вид в долину, воздух прозрачен и прохладен, и ручеёк серебрится на камнях.


Э.Григ. Бабочка

Композитор написал её с неподражаемой легкостью и изяществом, передавая хрупкость и грациозность образа.


Образы народной фантастики

В содружестве с Андерсоном и Ибсеном, Григ создает в своей музыке героев скандинавского эпоса, исландских легенд и норвежских саг, незабываемые образы троллей, гномов. Слушая музыку Грига, чувствуешь, что среди цветов порхают эльфы, что за каждым камнем гном, а из лесной норы сейчас выскочит тролль.

Э.Григ. Шествие гномов

Этот необычный сказочный марш, известный чуть ли не каждому из нас своей динамикой и яркой мелодией. Часто используется во множестве сказок, мультфильмах, театральных постановках, рекламе.


Э.Григ. Танец эльфов


Пер — главный герой отправился странствовать по свету в поисках счастья.Он побывал во многих странах. В пути ему пришлось перенести множество испытаний. Пер достигает сказочного богатства, но теряет все. Через сорок лет, усталый и измученный он возвращается на родину. Его охватывает глубокое отчаяние — жизнь растрачена попусту. Когда он приехал, то узнал, что Сольвейг все эти годы верно ждала его:

Э.Григ. Песня Сольвейг

Эта пронзительная, волнующая мелодия стала символом любви и верности. В ней и щемящая грусть, и покорность судьбе, и просветленность. Но главное — это вера!


Много удивительного выпадает на долю Пера. Вот он оказался в царстве троллей, фантастических злых существ, подданных Горного короля.

Э.Григ. В пещере горного короля


Э.Григ. Танец Анитры

Путешествуя по Аравийской пустыне, Пер Гюнт попадает к вождю племени бедуинов. Дочь вождя пытается очаровать Пера своей красотой.


Творчество Грига сформировалось под воздействием народной культуры, её прекрасных песенных мотивов и танцевальных мелодий.


Мечты сбываются

Э.Григ. Свадебный день в Трольхаугене


Эдвард Григ и его жена Нина Хагеуп проводили в этом доме теплое время года. Они часто гуляли вместе, любовались пейзажами, а вечерами обсуждали новые идеи.


По завещанию композитора, Грига похоронили в могиле, вырубленной в отвесной скале. Там же, спустя 28 лет, нашла свой покой и Нина — единственная женщина Грига и его муза.

Таков Эдвард Григ — композитор яркий, мощный , раскрывающий секреты скандинавских легенд в своей музыке и оставшейся в мировой музыкальной культуре навсегда. Музыка Э. Грига будет звучать до тех пор, пока будут стоять норвежские скалы, пока морской прибой будет биться о берег.

Я благодарю Лилию за информацию. Как я уже писала в самом начале статьи, музыка Грига редко кого оставляет равнодушными. Нравится она и детям и взрослым. И еще вспомнился мне концерт, когда я работала в пед.училище на Дальнем Востоке. С моей подругой на отчетном концерте мы играли на двух роялях концерт Грига ля минор. Как раз Лилия о нем говорила в статье. Какая потрясающая музыка, как нас тогда принимали…. И как было нам интересно работать вместе. Тоже такой опыт приобрели.

Урок разработан для ДМШ, музыкальных отделений ДШИ по программе С.Б. Беценко (Беларусь, 2007). Может быть проведен на I году обучения по предмету “музыкальная литература” в IV четверти. Направлен на расширение знаний детей о произведении Э. Грига “Пер Гюнт”, воспитание интереса к классической музыке.

Темы I года обучения по предмету “музыкальная литература” посвящены ознакомлению с основной терминологией и понятиями курса: музыкальный язык, музыкальные жанры, музыкальная форма, музыка в театре. Урок рассчитан на проведение его в IV четверти. К этому времени учащиеся уже овладели основными навыками, необходимыми для восприятия музыкального произведения: слушание музыки, наблюдение музыки по нотам, анализ музыкального произведения.

На протяжении трех четвертей учащиеся знакомились с отдельными пьесами из сюиты Э. Грига “Пер Гюнт” при разговоре о средствах музыкальной выразительности, музыкальных формах. Эти пьесы звучат и на уроках музыки в общеобразовательной школе. Практика показала, что дети сразу запоминают композитора, название пьес.

Это урок-повторение, обобщение знаний, полученных на протяжении всего учебного года. Это урок, построенный на активизации самостоятельного мышления учащихся при слушании музыкального произведения.

Чтобы ответить на вопросы учителя могли все ученики, а не один, во время прослушивания произведения или после окончания звучания, после беседы дети в течение всего урока выполняют письменное задание по каждой пьесе. Поэтому в презентации неоднократно появляется таблица с элементами музыкальной выразительности, что позволяет сосредоточиться на выполнении задания. В процессе слушания музыки выполняется творческая работа, по окончании основной части урока обдумываются вопросы теста. Степень усвоения музыкального материала позволит проверить краткая викторина. Все правильные ответы выводятся на экран, и каждый учащийся может самостоятельно проверить результаты своей деятельности. В группе находятся дети разного возраста, уровня развития, подготовленности, воспитания. Поэтому сочетание устных и письменных заданий позволит чувствовать себя комфортно на уроке, найти и выполнить задание по силам.

Мультимедийная презентация подкрепляет слуховые представления, сделает изучаемые произведения более наглядными и яркими для восприятия.

Так как это не первое знакомство с музыкой Э. Грига, возможно прослушивание не всех 5 произведений целиком, а в виде музыкальных законченных фрагментов. Поэтому и нотный текст в презентации приводится не полностью, а частично. Несомненно, 2-3 произведения по выбору педагога (возможно, наименее знакомые), звучат целиком.

Домашнее задание творческое, рассчитано на эмоциональный отклик учащихся на полюбившуюся музыку. Сочинение мелодии позволит на практике применить знания по сольфеджио, и здесь, несомненно, прослеживаются межпредметные связи.

Цель: углубление представлений о программной музыке, музыкальном образе и содержании музыкальных произведений.

Оборудование и музыкальный материал: диапроектор; экран; ноутбук; презентация; аудиозапись сюиты Э.Грига “Пер Гюнт”; мультипликационный фильм “Гномы и горный король”; ноты пьес “Утро”, “Смерть Озе”, “Танец Анитры”, “В пещере горного короля”, “Песня Сольвейг”; цветные карандаши (у каждого ученика); листы для детей с индивидуальными заданиями (таблица выразительных средств, таблица для викторины, 2 контура Сольвейг).

Структура урока: организационный момент; повторение изученного материала; закрепление изученного материала; практическая работа; диагностика; оценивание.

Виды деятельности учащихся: слушание музыки; выполнение творческого задания в процессе слушания музыки; наблюдение музыки по нотам; ответы на поставленные вопросы.

Методы обучения: словесный; наглядно-слуховой; стимулирование творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций; обобщение; анализ.

[Слайд № 1]. У.: В любом музыкальном произведении так же, как в романе, повести, сказке, картине, есть свое содержание. Это содержание отражает окружающий нас мир. Только мы не встречаемся с конкретными изображениями людей, птиц, зверей и это не словесные описания событий. Это – музыкальные образы. Музыкальный образ – условный персонаж музыкального произведения. Богатые средства музыкальной выразительности позволяют создать самые разные образы. Их можно обозначить как образ-портрет, образ-сцена, образ-пейзаж, образ-настроение. В зависимости от содержания и замысла композитора в музыкальном произведении может быть один или несколько образов.

[Слайд № 2]. Сегодня мы познакомимся с вами с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига и услышим музыку к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт”.

1. Кто такой Генрих Ибсен? Генрих Ибсен - норвежский драматург.

2. Как зовут норвежского композитора, автора музыки к драме? Композитор Эдвард Григ.

3. Что вы знаете о содружестве композитора и драматурга? Композитор написал музыку к драме Генриха Ибсена “Пер Гюнт” - свое самое значительное произведение. Премьера спектакля состоялась в 1876 г., и ей сопутствовал огромный успех. Впоследствии из музыки к спектаклю композитор составил две сюиты для оркестра.

4. Что такое сюита? Сюита (от французского “ряд”, “последовательность”) – последовательность, или цикл пьес разного характера.

5. Расскажите, что вы знаете о композиторе Григе. Нам помогут вспомнить сведения о нем предложения с пропущенными словами.

1. Эдвард Григ - великий норвежский композитор, … , … (пианист, дирижер).

2. Э. Григ жил и работал в … веке (XIX веке).

3. Он написал много замечательных произведений в различных жанрах: … , … , … (сонаты, “Лирические пьесы” для фортепиано сюиту “Пер Гюнт”, вокальные произведения).

4. Музыка Грига проникнута интонациями … народных песен и …(норвежских, танцев).

5. В произведениях композитора воплощены образы … природы, картины … жизни (северной, народной).

[Слайд № 6]. У.: Сейчас речь пойдет о прикладной музыке. Вы ее слышали в любом немузыкальном фильме или театральном спектакле. Эта музыка лишь сопровождает действие и часто не имеет самостоятельного значения. Вот такого типа музыку и заказал Григу Ибсен. Бывает так, что когда великий композитор сочиняет “второстепенную” музыку, она выходит за рамки простого сопровождения и приобретает самостоятельное значение, становится самостоятельным художественным произведением. Так и произошло с музыкой Грига Герой пьесы, деревенский парень Пер Гюнт, cорок лет странствует по разным странам. Был он и в Америке, и в Китае, и в Африке. Несколько раз наживал он нечестным путем огромное богатство, но к концу жизни все растерял. Бедным, несчастным стариком возвращается он на родину. Приготовившись бесславно умереть, он встречает Сольвейг, которая все ему прощает. Все лучшее, что было когда-то в душе Пера, Сольвейг сохранила в своем сердце.

[Слайд № 7]. В пьесе Ибсена много сатиры, он жестко высмеивает худшие стороны жизни. Но это мало интересовало Грига. “Я вижу другого Пера. Самим собой он остался в сердце Сольвейг, и таким я хочу сохранить его в своей музыке”, - писал Григ Ибсену. Сколько сюит составил Григ из музыки к спектаклю? Сколько частей в каждой сюите? Как называются части Первой сюиты?

[Слайд №8]. “Утро”.

1. Что такое пейзаж?

2. Какую пьесу из музыки к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт” Э. Грига можно назвать музыкальным пейзажем?

3. К указанию темпа в этом произведении композитор добавил слово пастораль. Что это означает?

У.: В спектакле пьеса звучит как вступление к IV действию, которое происходит в Африке. Но нам представляется северное норвежское утро. Пер вспоминает о своей далекой родине. Сейчас зазвучит музыка, и мы услышим приветливую песню пастушка, журчание ручейка, увидим, как прекрасна долину, прозрачен и чист воздух. Все это рисует изумительная музыка Грига. “Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же forte солнце прорывается сквозь облака”, - говорил Э. Григ.

[Слайд № 9]. Слушание музыки, наблюдение по нотам. 3,57 сек.

4. Какие особенности у мелодии в пьесе “Утро”?

5. Как форма и оркестровка раскрывают содержание пьесы “Утро”?

[Слайд № 10] 6. Посмотрите на экран. Какие изображены музыкальные инструменты? Почему композитор не включил их в партитуру?

7. К какой группе образов принадлежит пьеса “Утро”? Образ-пейзаж.

[Слайд № 11]. 8. Заполни таблицу (Приложение 1).

Познакомившись с музыкой, попробуйте выбрать подходящее определение основных элементов музыкального языка к каждой пьесе: (1). “Утро”. Проставьте цифру 1, соответствующую пьесе “Утро”, рядом с определениями.

[Слайд № 12]. “Смерть Озе”.

1. Посмотрите внимательно в нотный текст. Вспомните название этой пьесы из музыки к драме Г.Ибсена “Пер Гюнт”:

в) “Песня Сольвейг”.

г) “В пещере горного короля”.

[Слайд № 13]. У.: Норвежские газеты писали после премьеры “Пера Гюнта”: “Смерть Озе” - “это маленький симфонический шедевр. Музыка потрясает слушателя силой скорби и боли, выраженных с поразительной простотой и искренностью”. Озе умирает. Пер рассказывает ей сказку. В волшебных грезах, счастливая, она засыпает навсегда.

[Слайд № 14]. Слушание музыки, наблюдение по нотам. 4,38 сек.

У.: В какой форме написана эта пьеса? Какие жанры мы здесь услышали?

[Слайд № 15]. 4. Какие еще элементы музыкального языка использовал композитор для создания образа?

[Слайд № 16]. 5. К какой группе образов принадлежит пьеса “Смерть Озе”? Образ-сцена.

6. Заполни таблицу (Приложение 1): (2). “Смерть Озе”.

[Слайд № 17]. “Танец Анитры”.

1. В следующих нотных примерах укажите “Танец Анитры”, “Песню Сольвейг”.

№ 1 – “Танец Анитры”, № 2 - “Песня Сольвейг”.

2. Кто из этих персонажей невеста Пера Гюнта, а кто – дочь вождя бедуинов?

3. Похожи ли музыкальные характеристики этих героинь?

[Слайд № 18]. У.: Путешествуя по африканской пустыне, Пер Гюнт попадает к вождю арабских кочевников – бедуинов. Дочь вождя, Анитра, в танце хочет очаровать Пера своей красотой.

[Слайд № 19]. Слушание музыки, наблюдение по нотам. 3,35 сек.

[Слайд № 20]. 4. Какой оркестровый состав в пьесе “Танец Анитры”, и какие в ней используются приемы звукоизвлечения?

5. Расскажите об особенностях мелодии “Танца Анитры”. Как они связаны с образом Анитры?

6. Какой метод развития использует Григ для изображения характера Анитры?

7. Можно ли назвать эту пьесу портретом?

8. Заполни таблицу (Прил. 1): (3). “Танец Анитры”.

[Слайд № 21]. “В пещере горного короля”.

1. Какая пьеса из музыки к драме “Пер Гюнт” имеет фантастический характер?

У.: Горный король – это тот самый злой король троллей. Еще его называют Доврский Дед. Это он внушил Перу свои жизненные правила и Пер стал совершать дурные поступки. В подземном царстве троллей Пера вовлекают в дикую пляску, от которой он теряет сознание.

“Верил я, сходя впервые
В недра мрачные земные:
Духи тьмы там, в глубине,
Тайну тайн откроют мне”.

Г. Ибсен

[Слайд № 22]. Слушание музыки. Фрагмент из мультипликационного фильма “Гномы и горный король”. 2,34 сек.

2. Созвучны ли стихи музыке?

3. В какой форме написана пьеса “В пещере горного короля”?

[Слайд № 23]. 4. Что изменяется с каждым проведением темы пьесы “В пещере горного короля”?

[Слайд № 24] 5. Какие инструменты мы видим на экране? В чем особенность оркестровки пьесы “В пещере горного короля”?

[Слайд № 25]. 6. Как вы думаете, какой образ присутствует в пьесе: образ-настроение или образ-сцена? Образ-сцена.

7. Заполни таблицу (Приложение 1): (4). “В пещере горного короля”.

У.: Вторая сюита тоже состоит из четырех частей: “Жалоба Ингрид”, “Арабский танец”, “Возвращение Пера Гюнта” и “Песня Сольвейг”.

[Слайд № 26]. “Песня Сольвейг”.

У.: В сюите “Песня Сольвейг” звучит как оркестровая пьеса, хотя в спектакле она существует и как песня, со словами. Эта музыка неоднократно проходит в спектакле в разных вариантах. Наиболее близким Григу в драме Ибсена оказался образ верной и любящей Сольвейг. Тема ее песни становится лейтмотивом музыки к спектаклю.

[Слайд № 27]. 1. Что такое лейтмотив?

[Слайд № 28]. 2. Какой дополнительный инструмент появился в Песне Сольвейг и почему Григ здесь его использовал? (Арфа).

[Слайд № 29]. “Пожалуй, это, наверное, единственная из моих песен, где можно обнаружить прямое подражание народной мелодии”, - писал Григ о “Песне Сольвейг”.

[Слайд № 30]. Слушание музыки, наблюдение по нотам. 5,20 сек.

3. В какой форме написана “Песня Сольвейг”? Каков характер каждого раздела?

[Слайд № 31] 4. Выполнение творческого задания под музыку. Необходимо раскрасить два контура Сольвейг в соответствии с настроением каждого раздела . 5,20 сек. Приложение 2.


Дети показывают свои работы.

5. Заполни таблицу (Прил. 1): (5). “Песня Сольвейг”.

[Слайд № 32]. Проверка письменных работ. Сейчас мы проверим правильность выполнения задания, которое вы выполняли на протяжении всего урока. Верные ответы вы найдете на экране.

[Слайд № 33]. Проверь себя, ответив на вопросы теста.

1. Норвежский драматург, автор пьесы “Пер Гюнт”:

а) Г.Х. Андерсен; б) Г. Ибсен.

2. Как звали возлюбленную Пера Гюнта?

а) Анитра; б) Сольвейг.

3. В какой пьесе появляется тема троллей?

а) “В пещере горного короля”; б) “Смерть Озе”.

4. Развитие какой пьесы сопровождается ростом звучности от piano к fortissimo?

а) “Танец Анитры”; б) “Утро”.

5. Как строится пьеса “В пещере горного короля”?

а) как ряд вариаций; б) как куплет и припев.

6. Мелодия какой пьесы напоминает наигрыш пастушеского рожка?

а) “Утро”; б) “Танец Анитры”.

7. Где Григ вводит прямое подражание народной мелодии?

а) в “Песне Сольвейг”; б) в пьесе “Смерть Озе”.

8. Какая пьеса не входит в музыку к драме “Пер Гюнт”?

а) “Шествие гномов”; б) “В пещере горного короля”

9. В какую пьесу композитор вводит ударный музыкальный инструмент – треугольник?

а) “В пещере горного короля”; б) “Танец Анитры”.

Викторина. Напротив названия каждой пьесы поставьте номер от 1 до 5 в порядке ее звучания.

У.: Вам сложно было воспринимать музыку, созданную композитором Эдвардом Григом, понятна она вам?

У.: Значит, можно сделать вывод, что мы, современные люди, с интересом слушаем, анализируем, понимаем музыку, которая написана более 100 лет назад.

Многие режиссеры в разных странах неоднократно обращались к пьесе Генриха Ибсена, используя в своих постановках музыку Эдварда Грига.

[Слайд № 35]. У.: Содержание музыкальных произведений трудно передать словами. Его нельзя увидеть или прочесть – лишь почувствовать, пережить. Нам сегодня было немного легче воспринимать произведения, так как мы говорили о программной музыке, то есть о музыке, которая по замыслу автора, уже имела название и содержание. Слушая музыку, мы способны разделить те же чувства, настроения, мысли, которые овладевали композитором во время создания произведения, и которые он стремился передать нам.

1. Почему вы легко определили настроение и образ каждого музыкального номера сюиты? Что помогло вам?

2. Как выразительные средства способствовали созданию образа?

3. Если изменить некоторые выразительные средства, изменится ли образ произведения?

4. Как вы думаете, достаточно ли какого-либо одного вида развития музыки для того, чтобы создать образ?

[Слайд № 36]. Как сказал однажды композитор Э. Григ, “слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем”. Музыка Грига проверена временем, и об этом говорят многочисленные альбомы, диски с записью сюиты в исполнении лучших оркестров мира, издаваемые до сих пор в разных странах.

Домашнее задание. Попробуйте сочинить сказочную мелодию, используя повышенные и пониженные ступени лада (как в пьесе “В пещере горного короля”).

“Пер Гюнт” - величайшее творение двух норвежских мастеров – Г.Ибсена и Э.Грига. Не только тема, заложенная драматургом (трагедия личности, право на свободу, выбор собственного пути), но и потрясающая музыка композитора сделали это произведение бессмертным.

О его роли в мировом культурном наследии говорят неоднократные экранизации и театральные постановки на протяжении последних полутора столетий. Музыка к драме Г.Ибсена явилась одной из наиболее значительных творческих удач композитора. Она вошла за рамки прикладного жанра и обрела самостоятельную жизнь.

Произведение Э.Грига слушают и учат в общеобразовательной и музыкальной школах с первых классов. Это произведение популярно и в наши дни. Количество обработок достигает нескольких десятков, включая танцевальные версии, рок-обработки. Но, считаю, задача музыкальной школы – привить любовь к произведению в его изначальном варианте, учить общению с музыкой, запоминать музыкальное произведение, где бы учащиеся с ним не встречались – на концерте, уроках по музыкальному инструменту, при звучании на радио, по телевидению, во всей своей дальнейшей жизни.

Лунькова Ольга Сергеевна


Борисоглебское музыкальное училище

Эту способность сжатого, точного выражения мысли Григ воспитывал в себе с юных лет. Но особенно полно проявилась она в поздний период его творчества, целиком посвящённый созданию романсов и небольших фортепианных пьес.

В последние годы жизни композитора лирическая линия его искусства становится господствующей.

Всеми этими качествами в высокой степени обладал сам Григ-пианист. Его фортепианная музыка являлась живым отзвуком собственного пианисти-ческого мастерства композитора.

Свои фортепианные миниатюры композитор обычно писал в дни летнего отдыха, в Трольхаугене, в окружении родной природы. Отсюда и преобладающий лирико-пейзажный тон этой музыки.

Григ очень оптимистичен в противоположность Чайковскому. У него всегда в конце-концов восходит солнце. Отсюда и тональности, интервальное и интонационное звучание музыки: кварты – гористость страны…

3-х частность, кружение, нежный, задумчивый e-moll. Мотив странничества в скандинавской культуре – музыке, поэзии, фольклоре – очень часто встречается.

Читайте также: