Образ природы в российской художественной культуре кратко

Обновлено: 07.07.2024

Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы- этого самого естественного источника красоты. Природа- не только великий учитель и великий воспитатель. Природа- источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.
Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека.
В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место отведено природе. Природа лучше чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного восприятия, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а также расширению умственного кругозора.
Умение видеть природу- первое условие воспитания мироощущения единства с ней. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

Но, помимо этого взгляда на природу, существуют и другие, например, органистические, механистические, и др. Механистическая теория отличалась тем, что, исходя из начал механики, объяснялись самые различные природные явления. В целом природа понималась как гигантская механическая система, функционирующая по законам классической механики. Считалось, что в силу необходимости, действующей в природе, судьба даже отдельной материальной частицы заранее предрешена на все времена.

. Среди русских ученых, не механистически мыслящих о природе, можно выделить и С. Л. Франка, хотя его и не относят к космистам. В отличие от механистического "природа проста. ", у Франка всякая вещь и мир в целом есть нечто большее и иное, чем все, что мы о нем знаем, ". поскольку человеческий дух сам принадлежит к реальности и внутренне связан с ней и ей сродни. Между человеческим духом и всеединством бытия вообще не может быть никакой, безусловно, непроницаемой преграды". Кроме того, важную роль сыграли в понимании биологического познания следующие космисты: А.А. Богданова, П.К. Анохина и др..

Существенным сдвигом в изменении понимания природы послужило прорастание идей историзма и системности в космологию, синергетику, геологию. Хотя на массовую науку оно еще не распространилось, но уже глубоко затронуло некоторые отдельные разделы науки.

Решающим обстоятельством в выработке новой концепции природы является экологическая проблематика. Именно она диктует правила дальнейшего взаимоотношения человека и природы, методологию и научно-филосовское переосмысление этих отношений.

Второе понимание того, что культура является одной из систем природы, то есть что эта особенная и сложная система находится внутри природы, это правило взаимодействия культуры и природы; культура, которая ориентированна на равновесие с внешним миром, предусматривает создание определенных логик практического и теоретического взаимодействия с различными природными комплексами.

И третье уяснение сути экологической проблемы как проблемы культуры является дисбаланс культуры и внешнего окружения в результате деятельности самих людей, их организации. Исправление экологических аномалий, следовательно, связано с изменением характера человеческих организаций, и норм их деятельности.

Наиболее емко, точно и прекрасно выражено понимание природы, образ природы, создаваемый русской научно-философской мыслью и глубинными интуициями русской культуры, в поэтическом слове Ф. И. Тютчева:

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик!

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Таким образом, можно выделить две тенденции отношения к природе: во-первых, потребительское отношение к природе, во-вторых, русский космизм, т.е. она наделена живыми душевными качествами.


«Кто видит во всех существах единую непреходящую сущность,

кто видит в раздельных нераздельное, тот наделен благим

знанием. Кто видит во всех существах многообразие и

раздельность, знание того ослеплено страстью. Кто, не заботясь о причине и не постигая

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Картины русских художников о природе — драгоценный ларец в мировой сокровищнице живописи. Россия дала планете плеяду великих пейзажистов. Всемирно известны имена Ивана Ивановича Шишкина, Исаака Ильича Левитана, Ивана Константиновича Айвазовского, Архипа Ивановича Куинджи, Виктора Михайловича Васнецова и многих других мастеров, запечатлевших в своих произведениях бескрайние просторы и укромные уголки Родины. Эти картины великих русских художников отображают природу через призму творческого взгляда, передавая чувства и настроение.

Картины знаменитых русских художников о природе раскрывают многоликую красоту огромной России. Мы видим на них прозрачные берёзовые рощи и суровую тайгу, сдержанную поэзию северных земель и сочные краски южных краёв, разливы рек и буйство морей, таинственную глубину омутов и затерянные лесные тропинки. Зимние снега, весенняя оттепель, солнечный летний жар, осенняя печаль — всё это есть в работах мастеров-пейзажистов.

Картин известных русских художников о природе так много, что ими можно наполнить огромный музей. Можно назвать десятки работ мирового значения, ставших хрестоматийными, и часами рассматривать сотни других шедевров, не чувствуя пресыщения.

У каждого великого живописца — свой почерк, поэтому пейзажи у них так разнообразны и оригинальны:

  • кто-то выхватывал из реальности очаровательные природные уголки и наполнял пейзажи лиризмом;
  • кто-то создавал эпические панорамы;
  • кто-то передавал трепетание лёгкого ветерка или сияние радуги в небесах;
  • а кого-то привлекали штормы и бури.

Давайте же взглянем, как поэтическая красота русской земли отражена в пейзажах великих живописцев. Какой видели русскую природу люди, осенённые божьей искрой чудесного таланта?

… Величественной

Пожалуй, лучше всех могучую мощь и торжественное величие русской природы передавал в своих картинах Иван Шишкин.

Но что удивительно: в его работах нет тяжёлого пафоса, они светлы и легки. Глядя на пейзажи Шишкина, ощущаешь чувство трепетного преклонения перед удивительной красотой.

Рисуя могучие деревья и колосящиеся нивы, Шишкин не забывал прописать листок, былинку, колосок. Для его творчества характерны монументальность и способность передать грандиозное, сочетающиеся с вниманием к каждой травинке.

… Бескрайней

Россия — это огромные просторы, бесконечное раздолье лугов, уходящие за горизонт поля, длинные ленты великих рек.

У многих мастеров-пейзажистов отражён этот размах, подобный размаху русской души. Например, именно такие акценты доминируют в творчестве Архипа Куинджи.

Эпичны и необозримы просторы России у Михаила Константиновича Клодта.

Далёкие дали часто становились фоном для картин Михаила Васильевича Нестерова.

Даже свой автопортрет, созданный в постимпрессионистской и даже несколько фовической манере, Нестеров написал на фоне безбрежной родной земли.

… Радостной

Ноты радостного восторга звучат во множестве пейзажей, на которых русская природа предстаёт то заснеженной, то пробуждающейся, то залитой летним солнцем, то одетой в драгоценные наряды осени.

… Задумчивой

Нередко природа на картинах великих мастеров затихает, становится задумчивой, лиричной. В воздухе разливается нежная грусть.

Поразительная способность тонко передавать это настроение была у Исаака Левитана. В его произведениях разлита чарующая тишина, им свойственен тонкий лиризм и музыкальность.

… Печальной

Бывают природные виды Руси и печальны. По-лермонтовски одинока сосна у Шишкина.

Оголился лес и одиноко грустит забытая лодочка у Ивана Августовича Вельца.

Без прикрас предстаёт природа в работах Алексея Кондратьевича Саврасова.

… Таинственной

А в некоторых шедеврах заключена тайна. Что спрятано в тёмной глубине омута? Куда бежит лесная тропинка? Что там, в густой лесной чаще?

… Сказочной

Иногда пейзажи открывают двери в сказочный мир. Легенды и сказки — главная тема творчества художника-романтика Виктор Михайлович Васнецова.

А иногда у живописцев сказка вторгается в реальность, делая её волшебной. Так преображает мир волшебница-зима у Николая Дубовского.

… Легендарной

… Грозной

Штормовые порывы грозны и прекрасны, вздымающиеся волны и гнев стихии вселяют в душу трепет и восторг. Таково Чёрное море у выдающегося мариниста Ивана Айвазовского.

… Непокорной

… Умиротворённой

Но природа умеет быть и тихой, дремлющей, умиротворённой.

Разливается вместе с красками заката неслышимая нежная мелодия, призывая замереть и прислушаться.

Часто, глядя на выдающиеся произведения пейзажистов, мы ощущаем философское настроение и чувствуем светлое спокойствие, разлитое над просторами есенинской Руси.

Русские пейзажи — бессмертная классика, которой стремятся обладать коллекционеры всего мира. Возможно, рассматривая картины с природными видами России на сайте VeryImportantLot, и вы захотите приобрести для своего дома кусочек берёзовой рощи или величественной дубравы. Следите за текущими аукционами онлайн-платформы: на них регулярно появляются лоты, интересующие коллекционеров живописи. Не исключено, что в один прекрасный момент здесь может появиться шедевр, который станет гордостью вашей коллекции.

1. Когда и почему природа становится объектом русской живописи




Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова. Картина Семена Щедрина. 1796 год Государственная Третьяковская галерея

Мельница и башня Пиль в Павловске. Картина Семена Щедрина. 1792 год Самарский областной художественный музей

Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости. Картина Федора Алексеева. 1810 год Государственная Третьяковская галерея

Пейзажи пишутся с натуры, но непременно дорабатываются в мастерской: пространство делится на три внятных плана, перспектива оживляется людскими фигурами — так называемым стаффажем, — а ком­позицион­ный порядок подкрепляется условным цветом. Так, Семен Щедрин изображает Гатчину и Павловск, а Федор Алексеев — московские площади и петербургские набережные; кстати, оба завершали свое художественное образование в Ита­лии.

2. Почему русские художники пишут итальянские пейзажи



Грот Матроманио на острове Капри. Картина Сильвестра Щедрина. 1827 год Государственная Третьяковская галерея

Веранда, обвитая виноградом. Картина Сильвестра Щедрина. 1828 год Государственная Третьяковская галерея

Сильвестр Щедрин прожил в Италии 12 лет и за это время успел создать своего рода тематический словарь романтических пейзажных мотивов: лунная ночь, море и грот, откуда море открывается взгляду, водопады и террасы. Его при­рода сочетает в себе всемирное и интимное, простор и возможность укрыться от него в тени виноградной перголы. Эти перголы или тер­расы — как интерьер­ные выгородки в бесконечности, где с видом на Неаполитанский залив преда­ются блаженному ничегонеделанию бродяги лаццарони. Они как бы входят в сам состав пейзажа — свободные дети дикорастущей природы. Щедрин, как положено, дорабатывал свои картины в мастерской, однако его живописная манера демонстрирует романтиче­скую взволнованность: откры­тый мазок лепит формы и фактуры вещей как бы в темпе их мгновенного постижения и эмоционального отклика.





Явление Мессии (Явление Христа народу). Картина Александра Иванова. годы Государственная Третьяковская галерея

Явление Христа народу. Эскиз, написанный после поездки в Венецию. 1839 год Государственная Третьяковская галерея

3. Как появился первый русский пейзаж


Зимний пейзаж (Русская зима). Картина Никифора Крылова. 1827 год Государственный Русский музей


Рыбаки. Вид в Спасском. Картина Григория Сороки. Вторая половина годов Государственный Русский музей

4. Как русский пейзаж фиксирует русскую жизнь


Оттепель. Картина Федора Васильева. 1871 год Государственная Третьяковская галерея


Грачи прилетели. Картина Алексея Саврасова. 1871 год Государственная Третьяковская галерея

Читайте также: