Отрасли и разделы педагогики кратко

Обновлено: 02.07.2024

Педагогика развивается в соответствии с социально-экономическими условиями жизни нашего общества, потребностями деятельности и жизни людей, достижениями научно-технического прогресса современности, логикой преобразований изучаемых ей феноменов. Это постоянно ставит перед педагогикой новые проблемы, решить которые можно максимально эффективно используя внутренние возможности самой науки. Поэтому педагогика постоянно видоизменяется, в ней регулярно выделяются новые отрасли и составные части.

Выделяют разделы педагогики по отдельным аспектам педагогического исследования и процесса. К основным разделам педагогики относятся:

  • дидактика или теория педагогики;
  • история педагогики;
  • методология;
  • теоретическая педагогика;
  • практическая педагогика.

Дидактика

Дидактика — раздел педагогики, занимающийся разработкой и изучением вопросов обучения и образования.

Знание дидактики требуется любому педагогу, потому что в педагогической работе невозможно решать практические задачи обучения, не опираясь на теоретические знания и науку.

Дидактика также разрабатывает различные способы прогнозирования последствий введения в практическую деятельность новых методов и учебных материалов.

Следует отметить, что дидактика не дает практике окончательного и универсального решения всех вопросов. Она не разрабатывает однозначных рекомендаций, а лишь дает общее направление, позволяющее педагогу, учитывая специфические факторы, конструировать свою работу, сопоставлять результаты и цели, оптимизируя процесс обучения.

История педагогики

История педагогики – раздел педагогики, раскрывающий ее прошлое для оптимизации настоящего. Предметом исследования истории педагогики является объективный процесс зарождения и развития методов, принципов, форм воспитания и обучения в различные периоды истории.

Готовые работы на аналогичную тему

Задачи истории педагогики заключаются в следующем:

  • определение зависимости целей, а также содержания педагогического процесса от различных условий;
  • изучение возникновения, развития методов и форм обучения и воспитания;
  • исследование связи педагогики с другими отраслями науки в историческом аспекте;
  • определение закономерностей в развитии педагогической практики и теории;
  • изучение взглядов и деятельности педагогов прошлого, оценка их вклада в развитие теоретической и практической педагогики;
  • обеспечение преемственности в непрерывном педагогическом процессе.

Методология

Методология педагогики – раздел педагогики о методах, который описывает внутренние механизмы педагогического процесса, логику его движения и организации.

Основывается она на научных идеях, которые определяют смысл педагогической работы в целом, способы самоопределения субъектов педагогического процесса в постоянно изменяющейся социальной и культурной ситуации.

Теоретическая педагогика

Основная цель теоретической педагогики заключается в исследовании сущности различных педагогических явлений, формулировке закономерностей и законов учебно-воспитательного процесса. Основной категорией теоретической педагогики является научный закон или закономерность.

Теоретическую педагогику не должно беспокоить, будут ли ее разработки применены в практической деятельности, так как ее цель – это познание истины. Поэтому не имеет смысла критиковать теоретическую педагогику за её отрыв от практической педагогической работы.

Практическая педагогика

Практическая педагогика применяет достижения теории для организации более эффективного педагогического процесса. Это отражается в создании и практическом применении более совершенных технологий. Основной категорией практической педагогики является технология.

Проблема современной практической педагогики заключается в отрыве от передовых теоретических разработок. Наукой о человеке сделаны огромные шаги в исследованиях, но эти достижения до сих пор мало известны педагогам и не находят необходимого отражения в педагогических технологиях. В современной практической педагогике продолжается деятельность, базирующаяся на педагогической интуиции, педагогическом искусстве и мастерстве.

Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием. При этом осуществляется внутринаучная дифференциация важнейших исследовательских направлений, разделов, отраслей науки.

Широкий спектр педагогических знаний, разнообразие видов педагогической деятельности, связанной с воспитанием и обучением человека на различных этапах его жизни и в различной социальной и природной среде, объективно обусловливает дифференциацию педагогики по ее отраслям.

· общая педагогика — базовая научная дисциплина, исследующая основные закономерности воспитания и обучения, теорию педагогического процесса, необходимость, возможности и пути его осуществления;

· история педагогики и образования, изучающая эволюцию и современное состояние педагогических систем, педагогической теории и практики образования; развитие педагогических учений, идей о воспитании и обучении в различные исторические эпохи;

· дидактика — теория обучения, в основном изучающая содержание и технологии, методы преподавания и учения в учебных заведениях; частные (предметные) методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах образовательных учреждений; теория воспитания, рассматривающая закономерности, принципы, методы, средства и формы воспитания;

· возрастная педагогика, исследующая особенности воспитания, обучения, образования человека на различных этапах его жизненного пути, внутри определенных возрастных групп. В частности, различают дошкольную педагогику, школьную педагогику, педагогику взрослых (андрагогика);

· педагогика профессионального образования (профессиональная педагогика) — изучает закономерности профессионального роста, содержание, формы и методы профессиональной подготовки в системе начального, среднего и высшего профессионального образования и включает педагогику профессионально - технического образования, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы;

· отраслевая педагогика — изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную трудовую, профессиональную сферу деятельности. Занимается проблемами повышения квалификации и переподготовки работников, приобретения новой профессии. В зависимости от профессиональной области различают производственную, инженерную, библиотечную, музейную, медицинскую, театральную, спортивную, военную педагогику;

· социальная педагогика — содержит теоретические и прикладные разработки в области социального воспитания, осуществляемого как собственно в воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией; исследует воспитательные силы общества и способы их актуализации путем интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций;

· управление образованием — междисциплинарная область, в которой рассматриваются теория и практика управления системой образования, различными типами и видами образовательных учреждений, проблемы руководства педагогическим коллективом, управления инновационными процессами в образовании;

· специальная (коррекционная) педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека, имеющего отклонения в физическом и/или умственном развитии, и включающая такие отрасли, как сурдопедагогика (воспитание и образование глухих и глухонемых), тифлопедагогика (образование и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (педагогические проблемы умственно отсталых), логопедия — воспитание и образование людей с расстройствами речи;

· исправительно-трудовая (пенитенциарная) педагогика — содержит теоретические обоснования и разработку практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления;

· сравнительная (компаративистская) педагогика, рассматривающая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.




В наиболее общем виде предметом педагогики является педагогический процесс как особый вид взаимодействия людей.

Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников) в целях решения задач образования, воспитания, обучения и развития личности. Он представляет собой цепочку отдельных педагогических взаимодействий.

Педагогические взаимодействия — это преднамеренные взаимные контакты педагога с другим человеком (длительные или временные), целью которых являются изменения в поведении, деятельности, сознании, психике, отношениях человека.

Взаимодействие субъектов педагогического процесса основной целью имеет присвоение учащимися, воспитанниками опыта, накопленного человечеством.

Основными компонентами педагогического процесса являются: субъекты, цели и задачи педагогического процесса; содержательная структура (процессы обучения, воспитания, развития и их содержание); организационная структура (формы, средства, технологии, методы).

Отрасли и разделы педагогики

Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием. При этом осуществляется внутринаучная дифференциация важнейших исследовательских направлений, разделов, отраслей науки.

Широкий спектр педагогических знаний, разнообразие видов педагогической деятельности, связанной с воспитанием и обучением человека на различных этапах его жизни и в различной социальной и природной среде, объективно обусловливает дифференциацию педагогики по ее отраслям.

· общая педагогика — базовая научная дисциплина, исследующая основные закономерности воспитания и обучения, теорию педагогического процесса, необходимость, возможности и пути его осуществления;

· история педагогики и образования, изучающая эволюцию и современное состояние педагогических систем, педагогической теории и практики образования; развитие педагогических учений, идей о воспитании и обучении в различные исторические эпохи;

· дидактика — теория обучения, в основном изучающая содержание и технологии, методы преподавания и учения в учебных заведениях; частные (предметные) методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах образовательных учреждений; теория воспитания, рассматривающая закономерности, принципы, методы, средства и формы воспитания;

· возрастная педагогика, исследующая особенности воспитания, обучения, образования человека на различных этапах его жизненного пути, внутри определенных возрастных групп. В частности, различают дошкольную педагогику, школьную педагогику, педагогику взрослых (андрагогика);

· педагогика профессионального образования (профессиональная педагогика) — изучает закономерности профессионального роста, содержание, формы и методы профессиональной подготовки в системе начального, среднего и высшего профессионального образования и включает педагогику профессионально - технического образования, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы;

· отраслевая педагогика — изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную трудовую, профессиональную сферу деятельности. Занимается проблемами повышения квалификации и переподготовки работников, приобретения новой профессии. В зависимости от профессиональной области различают производственную, инженерную, библиотечную, музейную, медицинскую, театральную, спортивную, военную педагогику;

· социальная педагогика — содержит теоретические и прикладные разработки в области социального воспитания, осуществляемого как собственно в воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией; исследует воспитательные силы общества и способы их актуализации путем интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций;

· управление образованием — междисциплинарная область, в которой рассматриваются теория и практика управления системой образования, различными типами и видами образовательных учреждений, проблемы руководства педагогическим коллективом, управления инновационными процессами в образовании;

· специальная (коррекционная) педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека, имеющего отклонения в физическом и/или умственном развитии, и включающая такие отрасли, как сурдопедагогика (воспитание и образование глухих и глухонемых), тифлопедагогика (образование и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (педагогические проблемы умственно отсталых), логопедия — воспитание и образование людей с расстройствами речи;

· исправительно-трудовая (пенитенциарная) педагогика — содержит теоретические обоснования и разработку практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления;

· сравнительная (компаративистская) педагогика, рассматривающая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.

В наиболее общем виде предметом педагогики является педагогический процесс как особый вид взаимодействия людей.

Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников) в целях решения задач образования, воспитания, обучения и развития личности. Он представляет собой цепочку отдельных педагогических взаимодействий.

Педагогические взаимодействия — это преднамеренные взаимные контакты педагога с другим человеком (длительные или временные), целью которых являются изменения в поведении, деятельности, сознании, психике, отношениях человека.

Взаимодействие субъектов педагогического процесса основной целью имеет присвоение учащимися, воспитанниками опыта, накопленного человечеством.

Основными компонентами педагогического процесса являются: субъекты, цели и задачи педагогического процесса; содержательная структура (процессы обучения, воспитания, развития и их содержание); организационная структура (формы, средства, технологии, методы).

Современная педагогика — наука, изучающая принципы и закономерности образования, воспитания, творческого и социального развития человека.

Зарождению науки способствуют следующие факторы:

  • возникает общественная потребность;
  • можно выделить предмет исследования.

Предмет педагогики — педагогический процесс (деятельность, в ходе которой происходит обмен социальным опытом).

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Объектом педагогики выступает человек в процессе своего развития и образования.

Педагогическая наука ставит следующие задачи:

  • накопление и кодификация знаний о воспитательном процессе;
  • исследование учебных, воспитательных и образовательных закономерностей;
  • накопление и анализ педагогического опыта;
  • формирование и внедрение форм, средств, методик воспитания и обучения;
  • реализация исследований на практике.

Педагогические инновации опираются на межнаучные разработки и взаимосвязаны с другими науками.

В методологии путей трактования педагогических процессов прослеживается связь с философией. Структуру явлений педагогики объясняет психология. Воздействие среды и социальных групп на развитие личности раскрывает социология. Знания о специфике физического, физиологического формирования человека педагогика берет у медицины, генетики, анатомии. Этнология помогает понять характерные черты национальности ученика и применить в воспитании народные традиции.

Педагогические системы описываются при помощи терминов социологии, кибернетики, синергетики. Научные разработки антропологии и психологии выступают базовыми для осознания принципов действия педагогических явлений.

Классификация в современной педагогике

В соответствии с задачами и направлениями исследований педагогическая система наук делится на отрасли:

  • общая педагогика;
  • возрастная педагогика (ясельная, дошкольная, школьная);
  • педагогика средне специального образования;
  • отраслевая педагогика (военная, производственная, спортивная);
  • социальная педагогическая отрасль;
  • сравнительная педагогика;
  • исправительно-трудовая;
  • коррекционная;
  • лечебная.

У каждой отрасли существуют свои задачи и определена специфика исследований.

Общая педагогика

Общая педагогика ­­— отрасль педагогической науки, изучающая ключевые закономерности воспитания и обучения.

Она основывается на исследовании учебных и воспитательных форм, принципов и методов. В общей педагогике выделяют такие части:

  • теория и практика обучения;
  • теория и практика воспитания;
  • теория организации и управления образовательной системой.

Возрастная педагогика

Возрастная педагогика — отрасль педагогической науки, которая исследует процесс формирования, развития и становления человека на протяжении всей жизни.

Дошкольная и школьная части педагогики исследуют особенности процесса воспитания и обучения детей соответствующего возраста. Теоретические и практические разработки в этих отраслях основаны на определении закономерностей и условий психологического климата, в которых происходит личностное формирование ребенка.

Педагогика школы считается наиболее развитой отраслью, её опыт насчитывает тысячелетия. Она занимается исследованиями моделей образования в различных социально-экономических условиях. Данная отрасль выступает базовой для вузовской педагогической науки.

Педагогическая отрасль высшей школы имеет отношение сразу к двум ветвям педагогики: к возрастной и к отраслевой. Перед ней стоит задача не только профессионального, но и личностного роста студентов.

Коррекционная педагогика

Коррекционная педагогическая наука (дефектология) исследует специфику воспитательного и образовательного процессов у детей с определенными дефектами.

Среди её ответвлений выделяют:

  • сурдопедагогика ­­— процесс обучения, воспитания глухих и слабослышащих;
  • тифлопедагогика изучает учебные методики для слепых и слабовидящих;
  • олигофренопедагогика занимается воспитанием и обучением детей с умственной отсталостью и с задержками умственного развития;
  • логопедия исследует процессы нарушения речевых возможностей ребенка.

Предметные дидактики

Предметные дидактики исследуют методы, подходы и способы обучения различным учебным дисциплинам.

История педагогики и образования

История педагогики и образования выделилась как отдельная отрасль в середине XIX века. Она изучает теорию и практику образования и воспитания в динамике её эволюционного развития и становления. Основная научная задача ­­— определить предпосылки возникновения педагогических теорий разных эпох и выяснить роль образования в историческом контексте.

В истории педагогики и образования выделяют функции:

  • раскрывает историю обнаружения проблем образования и пути их решения;
  • является критерием подлинности педагогических теорий и маяком в формировании новых подходов;
  • показывает путь, пройденный наукой для накопления определенного опыта;
  • поясняет процесс образования и преобразования учебных традиций;
  • отслеживает взаимовлияние и взаимосвязь педагогических концепций, теорий в разные исторические периоды.

Социальная педагогика

Социальная педагогическая отрасль изучает социальную сторону воспитания людей всех категорий. В её состав входят следующие разделы:

  • социально-педагогическая виктимология;
  • социология воспитания;
  • теория социального воспитания;
  • философия социального воспитания;
  • методика социального воспитания;
  • психология социального воспитания;
  • экономика и менеджмент социального воспитания.

Специфика современной социальной педагогики проявляется в гуманистических концепциях, общем уважении как учителя, так и ребенка. Наука нацелена на решение сложных вопросов социальной помощи людям, поддержание уровня развития социума, заботу о нравственном здоровье, формировании моральных ценностей в подрастающем поколении. Социальный педагог помогает человеку совершенствовать себя в моральном и духовном плане, оттачивать личностные качества.

Исправительно-трудовая педагогика

Исправительно-трудовая отрасль разрабатывает теоретические положения для перевоспитания лиц, отбывающих наказания за преступления. Она тесно взаимосвязана с правоведением и юриспруденцией. Отрасль ставит перед собой цель перевоспитать преступных лиц в социально ответственных людей, для улучшения их качества жизни и окружающих. Отличительными понятиями исправительно-трудовой педагогической ветви выступают исправление и перевоспитание.

Исправление ­­— двойственный процесс разрушения сформированных установок поведения и сознания осужденных, который подразумевает жесткое вмешательство в жизнь заключенных и управление их деятельностью.

В процесс перевоспитания входят педагогически направленная работа воспитателей, администрации по формированию комплекса исправительно-трудового влияния и деятельность заключенных по усвоению этого воздействия. В результате взаимодействия педагогов с осужденными происходит перестройка их поведения.

Целью и результатом перевоспитания является исправление. В перевоспитательном процессе приобретают статус правовых такие нравственные нормы: добросовестное отношение к труду, уважение личной и чужой собственности, следование законам, соблюдение правил проживания на общей территории.

Сравнительная педагогика

Сравнительная отрасль рассматривает особенности деятельности и развития систем образования и познания в других странах, выявляет их сходства и отличия.

Данное ответвление педагогической науки устанавливает способы улучшения национальной образовательной системы путем заимствования зарубежного опыта.

Выделяют разные подходы:

  • конкретно-исторический;
  • культурологический;
  • этнопсихологический;
  • комплексный;
  • объективный.

Задача сравнительной педагогики состоит в изучении предпосылок и особенностей кризиса образования, выделения характерных черт проявления в разных странах для того, чтобы создавать прогнозы кризисных моментов и ослаблять их последствия.

Отраслевая педагогика

Отраслевая педагогическая ветвь исследует специфику обучения и воспитания исходя из профессии или социальной категории. К ней относятся:

  • семейная;
  • правовая;
  • профессиональная (военная);
  • культурно-просветительной работы;
  • спортивная.

Подробнее остановимся на двух видах:

  1. Педагогика среднего специального образования. Развитие отрасли базируется на школьной и вузовской педагогике.
  2. Производственная педагогика исследует:
  • особенности воспитательного процесса работающих ­­— необходимы для освоения студентами рабочих процессов;
  • переподготовка на новые производственные технологии вследствие модернизации оборудования;
  • повышение квалификационного уровня работающих ­­— на каждом предприятии обязательным является регулярное прохождение переаттестации, повышение профессионального уровня;
  • переквалификация рабочих на новые профессии.

Лечебная педагогика

Лечебная педагогическая отрасль является новаторской и тесно связана с медициной. Её предметом выступает процесс воспитательно-образовательной деятельности педагогов с болеющими или отстающими учениками. Рост специфических заболеваний среди школьников вызвал необходимость разработки щадящих обучающих концепций. Работа с такими детьми требует медицинских и педагогических знаний одновременно. Лечебная педагогика преследует цель ­­— предоставить помощь в адаптации к окружающему миру детям с заболеваниями или отклонениями. Для достижения цели обустраиваются специализированные учреждения: интернаты, детские сады и педагогические лечебные центры.

Разделы педагогики и их функции

Педагогика в своем развитии тесно связана социально-экономической общественной жизнью, научно-техническим прогрессом, что способствует возникновению и ответвлению новых отраслей науки. На базе разных сторон педагогического процесса выделяют несколько разделов педагогики:

  • дидактика;
  • методология;
  • теоретическая педагогика;
  • практическая педагогика.

Дидактика

Методология

Методология — раздел педагогической науки, описывающий внутреннее устройство и логическую организацию педагогического процесса.

Базовыми для данного раздела являются научно обоснованные идеи, определяющие суть педагогической работы и самоидентификацию субъектов процесса в условиях изменчивого социума.

Теоретическая педагогика

Основная цель теоретического раздела состоит в исследовании феноменальных педагогических проявлений и формулировании законов и закономерностей воспитания и обучения. Целью теоретической педагогики является постижение истины, поэтому степень применения разработок на практике уходит на второй план.

Практическая педагогика

Практический раздел педагогической науки базируется на данных теоретической педагогики и преследует цель улучшения эффективности учебного и воспитательного процессов. Технология выступает как главная категория данного научного раздела. Проблема практической педагогики состоит в разрыве между уровнем теории и практики. Теоретические исследования прогрессируют быстро, однако, в силу недостаточной информированности, педагоги не всегда могут применять их на практике. На данный момент практический раздел науки чаще всего основывается на педагогической интуиции и мастерстве.

Какие дисциплины не являются отраслями педагогики

Отраслью педагогической науки не являются следующие дисциплины:

Педагогика – наука о воспитании, о воспитательных отношениях, возникающих в процессе воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

Объект педагогики– человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.

Педагогическая система – это совокупность взаимодействующих и взаимозависимых компонентов, образующих устойчивую структуру, которая включает в себя:

­ цель, задачи и результаты функционирования системы;

­ средства, формы и методы воспитательного воздействия;

­ субъект и объект воспитания;

Каждая страна имеет разветвленную систему воспитания, в которую входят:

­ учебные заведения (дошкольные, школьные, средние специальные, высшие);

­ внешкольные и общественные учреждения;

Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Педагогика исследует следующие проблемы:

­ изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание;

­ определение целей воспитания;

­ разработка содержания воспитания;

­ исследование и разработка методов воспитания.

Чтобы понимать язык науки необходимо знать ее категории.

Категория (от греч. – высказывание, признак) – научное понятие, выражающее наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности.

Основные категории педагогики:

Воспитание – 1) в широком социальном это функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей и школой; 2) в узком, педагогическом смысле специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности; 3) передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производственному труду.

Обучение – это специально организованный, целенапрвленный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на усвоение знаний, навыков, умений, формирование мировоззрения.

Образование – это объем систематизированных знаний, навыков, умений, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Это результат обучения и воспитания, отражающий уровень общей подготовки человека, итог усвоения им определенной суммы знаний.

Самовоспитание – это процесс работы над собой. Возможности самовоспитания зависят от возраста человека, типа общественных отношений, уровня развития общества, уровня воспитанности человека.

Формирование– это процесс становления человека как социального существа под воздействием различных факторов.

Развитие– это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека.

Педагогический процесс – это учебно-воспитательный процесс, организованный в целом в соответствии с требованиями педагогической науки учебно-воспитательный процесс в целом (деятельность педагогов и воспитанников – воспитание, деятельность преподавателей и учащихся – обучение и образование).

Отрасли педагогической науки:

1. История педагогики (рассматривает исторический аспект процесса воспитания).

2. Общая педагогика: общие основы, дидактика, теория воспитания, школоведение (базовая научная дисциплина, изучающая закономерности воспитания человека).

3. Возрастная педагогика: дошкольная, школьная, педагогика высшей школы (изучает закономерности воспитания подрастающего человека с учетом возраста).

4. Прикладные отрасли: военная педагогика, спортивная педагогика, семейная педагогика, пенитенциарная педагогика (исследует закономерности воспитания людей, совершивших преступление) и т.д.

5. Коррекционная (специальная) педагогика (изучает людей с отклонениями, задержками развития). Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых - тифлопедагогика, умственно-отсталых – олигофренопедагогика.

6. Частные и предметные методики рассматривают закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.

Связь педагогики с другими науками

Педагогика, как и любая паука, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками.

Фундамент педагогики – философия. Философия позволяет определить критерии и разработать принципы, позволяющие выявить суть предмета и методов воспитания. Философские науки (социология, этика и др.) помогают педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учесть действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, а также снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым, помогая корректировать направленность воспитания.

Наиболее тесные и непосредственные связи у педагогики с физиологией и психологией.

Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека, развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Психологию главным образом интересует само развитие психики, а педагогику – эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к изменениям во внутреннем мире и поведении человека.

Очевидны связи педагогики с историей и литературой, географией, астрономией, медициной и экологией, экономикой и т.д. Человек, сфера его обитания, его жизнь, условия развития интересуют педагогов профессионально, помогая постичь предмет педагогики во всех его связях.

В последние десятилетия достигнуты ощутимые успехи в ряде областей педагогики, прежде всего в разработке новых технологий обучения. Но развитие педагогической науки не обеспечивает автоматически качество воспитания. Слишком неоднозначными оказываются реальные достижения воспитателей: в одном случае они обусловлены глубокими знаниями и умением применять педагогическую теорию, в другом – высоким мастерством воспитателя, искусством педагогического воздействия, чутьем и интуицией.

Педагогика не только наука, но и целое искусство. Как искусство, она кроме знаний требует желания, способностей и наклонностей. Главное – подлинная увлеченность, человечность, высокий уровень профессионализма и мастерства, заинтересованность воспитателей в судьбах своих воспитанников.

Исправительная (пенитенциарная) педагогика как отрасль

Педагогической науки

Специфика осуществления воспитательного воздействия в условиях отбывания наказания (особенно лишения свободы) и исключительно высокая степень социально-нравственной деформации личности осужденных обусловили необходимость выделения из общей педагогики самостоятельной отрасли - исправительной (пенитенциарной) педагогики. Она возникла в 60-е годы XX в., так как встала задача не только карать и изолировать преступников, но и добиваться в процессе исполнения наказания их нравственной переориентации.

Объект пенитенциарной педагогики – педагогическая система исправительных учреждений (исправительные колонии, колонии-поселения, воспитательные колонии, тюрьмы, СИЗО).

В педагогическую систему исправительных учреждений (далее – ИУ) входят следующие элементы: режим, обучение осужденных, воспитательная работа, общественно-полезный труд, общественное воздействие.

Предмет пенитенциарной педагогики - закономерности воспитания и особенности их проявления в рамках исполнения уголовного наказания как меры государственного принуждения.

Задачи пенитенциарной педагогики:

1. Изучать все элементы педагогической системы в их взаимосвязи и взаимозависимости.

2. Вскрывать и объяснять закономерности воспитательного процесса в ИУ.

3. Описывать педагогические явления в местах лишения свободы или ограничения свободы.

4. Прогнозировать развитие педагогической системы в органах, исполняющих наказание.

5. Исследовать воспитательный процесс, его содержание, средства, формы и методы воздействия, условия его протекания, объект и субъект воспитания в многообразной системе отношений, возникающих в процессе жизни и деятельности осужденных, в профессиональной деятельности руководителей, воспитателей.

Основные категории пенитенциарной педагогики:

1. Исправление – это формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, стимулирование правопослушного поведения.

В ст. 110 УИК РФ определены формы и направления воспитательной работы.

массовая наименее персонифицирована, объектом воздействия является масса людей, которые могут быть и не объединены непосредственными формами общения коллективные трудовые дела, праздники, вечера, собрания, диспуты, олимпиады, смотры художественного творчества, выставки, спортивные и трудовые соревнования и др.
групповая частично персонифицирована, объектом является группа осужденных и личность в группе трудовые объединения, художественно-творческие объединения, клубы по интересам, общественные объединения и организации и др.
индивидуальная Составляет основу индивидуально-воспитательной работы, применяется на всех этапах педагогического процесса в ИУ общественные поручения, индивидуальная творческая и трудовая деятельность, индивидуальная программа самовоспитания и др.

Направления воспитательной работы: нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное.

3. Исправительно-воспитательный процесс – это деятельность воспитателей и осужденных, вся система внешних воздействий, ими применяемая.

Педагогический процесс организуется в различных учреждениях общества, к которым относятся и исправительные учреждения.

Объектами воспитательной системы органов, исполняющих наказания, являются осужденные, группы осужденных. Субъектами – воспитатели, коллективы сотрудников, администрация, представители общественности.

Цель исправительного учреждения – формирование социально одобряемого поведения у осужденных, т.е. воспитание правопослушного гражданина.

Связь пенитенциарной педагогики с другими науками: философией, общей педагогикой, психологией, физиологией, социологией и др.

Воспитатель не может успешно воздействовать на воспитуемого без учета особенностей его внутреннего мира, специфики влияния на него среды, поскольку каждое психическое явление может в той или иной мере выступать в качестве регулятора поведения человека.

Пенитенциарная педагогика использует данные уголовно-правовой социологии, позволяющие прослеживать динамику преступности в стране, своевременно замечать изменения в контингенте осужденных, видеть тенденции в таких изменениях и своевременно вносить коррективы в организацию и содержание воспитательной работы в ИУ.

Применение основных положений науки управления позволяет рассматривать исправление осужденных как управляемый процесс и выявлять основные условия повышения его эффективности.

Пенитенциарная педагогика в свою очередь поставляет полученные ею результаты педагогических исследований и обобщения практики деятельности ИУ по исправлению осужденных, данные конкретной экономики уголовно-исправительному праву и другим наукам.

Таким образом, связи пенитенциарной педагогики с другими пауками многочисленны и носят двусторонний характер. От интенсивности этих связей, творческого и системного использования достижений других наук зависит успех развития исправительной педагогики.

Пенитенциарная педагогика является наукой, интегрирующей знания об осужденном в процессе его изменения в местах лишения свободы.

В задачу курса "Пенитенциарная педагогика" входит изучение не самих этих отношении, а их педагогического, воспитательного потенциала, их проявления на уровне межличностных отношении, основу которых, их материальную субстанцию, как раз и составляют экономические, идеологические, правовые, этнические отношения. Посредством данных отношений и реализуются ценностные ориентиры, традиции и нормы поведения личности в действительности, в окружающей микро- и макросреде.

Литература:

1. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996.

2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: – Учеб. пособие. – М.: "Школа - Пресс", 1998.

3. Константинов Н.А. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.

4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогике. – М., 1981.

5. Психолого-педагогический словарь / Сост. В.А. Мижериков, Ред. П.И. Пидкасистый. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998.


ЛЕКЦИЯ 2 ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Педагогика одновременно является и прикладной, и теоретической наукой. Как теоретическая наука педагогика устанавливает определенные законы воспитания, образования и обучения. Как прикладная наука она использует закономерности в повседневной практической работе. Н.К. Гончаров

Одна из главных задач педагогики – открытие и исследование закономерностей педагогического процесса, которые выполняют логическую функцию в познании, обеспечивая систематизацию научных знаний, превращение их в педагогическую теорию. Изучение закономерностей педагогического процесса необходимо для более глубокого проникновения в сущность воспитания, обеспечения научных основ управления педагогическим процессом.

Изучение исправления осужденных предполагает определение системы закономерностей, вскрывающих его существенные связи и отношения. Эти закономерности являются методологической основой при определении системы принципов, средств, направлений, форм и методов организации педагогического процесса в ИУ. При изучении системы закономерностей и принципов исправления осужденных следует исходить из логики процесса воспитания, определяемого как взаимодействие внешних и внутренних факторов развития личности.

Объективные закономерности педагогического процесса реализуются через сознательную деятельность субъекта и объекта воспитания, но это не лишает их объективного характера. Именно с этих позиций следует рассматривать и систему принципов исправления осужденных, в основе которых лежат объективные связи и зависимости, определенные на уровне их субъективного осознания и определяющие деятельность воспитателей.

Педагогика начинает свое развитие в соответствии с основными условиями жизни социума, потребностями труда и жизни граждан, достижениями научного и технического прогрессирования жизни, логикой изменения изучаемых ею явлений. Это беспрерывно ставит перед педагогикой различные вопросы, разрешить которые можно максимально результативно применяя внутренний потенциал самой науки. Поэтому педагогика беспрерывно изменяется, в ней постоянно выделяются новые отрасли и составные части.

Можно выделить разделы науки по определенным областям педагогического исследования и процесса. К главным разделам педагогики причисляются: дидактика или теоретические знания педагогики; история педагогики; методология; теоретического типа педагогика; практического типа педагогика.

Дидактика

Знание дидактики потребуется всем педагогам, потому что в подобной работе нереально решать практические задания в плане обучения, не опираясь на теорию и науку.

Дидактика еще формирует разные методы прогнозирования последствий внесения в практическую область новых способов и учебных материалов.

Необходимо выделить, что дидактика не дарит практике завершенного и универсального решения для всех проблем. Она не создает однозначного типа рекомендаций, а лишь дарит общее направление, помогающее воспитателю, учитывая определенные факторы, конструировать свою деятельность, сравнивать итоги и задачи, ускоряя процесс обучения.

История педагогики

История педагогики – раздел науки, открывающийся ее прошлое для улучшения настоящего. Предметом исследования истории науки считается простой процесс зарождения и прогрессирования способов, техник, форм воспитания и обучения в разные моменты времени.

Задачи истории науки заключены в следующем:

  • установление зависимости цели, а еще содержания процесса педагогики от разных условий; изучение появления, прогрессирования способов и форм обучения и воспитательного процесса; изучение связи педагогики с иными частями науки в истории;
  • вычисление закономерностей в прогрессе практики и теоретической области;
  • исследование взглядов и деятельности преподавателей прошлого, анализ их вклада в развитие теории и практики науки;
  • обеспечение преемственности в беспрерывном процессом педагогики.

Методология

Методология педагогики – раздел науки о методиках, который объясняет внутренние механизмы процесса педагогики, логику его продвижения и организации. Базируется она на научных концепциях, которые определяют смысл педагогики, в общем, методы самоопределения субъектов педагогики в регулярно меняющейся социальной и культурной ситуации.

Теоретическая педагогика

Главная цель теоретической части заключена в исследовании сущности разных педагогических феноменов, формулированию закономерности и законов процесса обучения. Главной категорией теоретической части считается закон научного типа или закономерность. Теоретическую педагогику не должно волновать, будут ли ее идеи использоваться в практической области, так как ее задача – это поиск истины. Поэтому нет смысла критиковать теоретическую часть за её уход от практической деятельности.

Практическая педагогика

Практическая педагогика может использовать достижения теоретических знаний для организации более результативной педагогической деятельности. Это отражается в формировании и практическом использовании более качественных технологий. Главной категорией этой педагогики считается технология.

Сложности новой практической педагогики заключены в отрыве от новых теоретических идей. Этой наукой осуществлены большие шаги в исследованиях, но эти достижения все еще мало известны преподавателям и не находят нормального отражения в технологиях педагогического типа. В новой практической педагогике продолжается деятельность, основанная на простой интуиции, педагогическом искусстве и навыках.

Читайте также: