Образовательная реформа столыпина кратко

Обновлено: 06.07.2024

Системная модернизация без приобщения большинства населения к хотя бы элементарным знаниям о мире была невозможна. Поэтому одно из важнейших направлений реформ П.А. Столыпина - расширение и совершенствование системы образования. Так, в Министерстве народного просвещения был разработан законопроект "О введении всеобщего начального обучения в Российской империи", согласно которому предполагалось обеспечить элементарным образованием детей обоего пола. Правительство разрабатывало меры, направленные на формирование единой системы педагогических учреждений, когда бы гимназии служили ее системообразующим элементом, а не обособленным элитарным заведением. Широкомасштабные проекты в области народного просвещения требовали новых кадров преподавателей. Для этого планировалось создать специальные курсы для будущих учителей и учительниц, в Ярославле же правительство инициировало создание Учительского института. Государство не жалело средств на переподготовку преподавателей средних школ, планировало организовывать их ознакомительные поездки за границу. В период столыпинских реформ ассигнования на нужды начального образования выросли почти в четыре раза: с 9 млн. до 35,5 млн. руб.

Предполагалось реформировать и систему высшего образования. Так, правительством был разработан новый Университетский устав, предоставлявший высшей школе широкую автономию: возможность выбора ректора, значительная сфера компетенции Совета университета и т.д. Вместе с тем, устанавливались четкие правила функционирования студенческих объединений и организаций, что должно было способствовать сохранению здоровой академической обстановки в стенах учебных заведений. Правительство считало необходимым привлечь общественность к делу развития образования. Именно в годы столыпинских преобразований были разработаны положения о негосударственных Московском археологическом институте, Московском коммерческом институте, Народном университете имени А.Л. Шанявского.

При этом развитие системы образования понималось П.А. Столыпиным в "связке" с ростом научного знания и накопления культурных богатств. В годы реформ правительство активно финансировало фундаментальные исследования, научные экспедиции, академические издания, реставрационные работы, театральные коллективы, развитие кинематографа и т. д В период премьерства П.А. Столыпина было подготовлено детально разработанное "Положение об охране древностей" было принято решение о создании Пушкинского дома в Санкт-Петербурге; были поддержаны многие проекты по организации музеев в различных частях империи.

Правительство создавало благоприятную среду для дальнейшего поступательного развития русской культуры и приобщения к ней все большего числа граждан России. По сути дела, так реализовывалось право человека на достойную жизнь, подразумевавшую возможность получения качественного образования и приобщения к культурным богатствам страны.

Пётр Аркадьевич Столыпин (1862 — 1911) — это видный государственный деятель Российской империи.

Вклад Столыпина в развитие России

Столыпин происходит из старинного дворянского рода. После окончания Петербургского университета в 1884 году служил в министерстве внутренних дел. В 1902 году стал губернатором Гродненской губернии, а в 1903-1906 год — Саратовской. Получил императорскую благодарность за подавление крестьянских выступлений в Саратовской губернии.

1906 году Николай II предложил Столыпину занять пост министра внутренних дел. Вскоре были распущены Государственная дума I созыва и правительство. Столыпин стал новым премьер-министром.

На новом посту, который он занимал до гибели, Столыпин провел ряд законопроектов.

Возглавив правительство, Столыпин из всех ведомств затребовал первоочередные проекты, давно разработанные, но еще не осуществленные. 24 августа 1906 года ему удалось составить целостную программу умеренных реформ.

Он разделил предполагаемые преобразования на две части:

Немедленно претворить в жизнь:

  • Решение земельного и землеустроительного вопросов;
  • Некоторые мероприятия в области равноправия граждан;
  • Свобода вероисповедания;
  • Мероприятия, связанные с еврейским вопросов.

Необходимо подготовить для обсуждения в Государственной думе:

  • Об улучшении быта рабочих;
  • О реформе местного управления;
  • Об улучшении крестьянского землевладения;
  • О введении в Прибалтийском, Северо- и Юго-Западном краях земского самоуправления;
  • О введении городского и земского самоуправления в губерниях Царства Польского;
  • О реформе средней и высшей школы;
  • О подоходном налоге;
  • О преобразовании местных судов;
  • О полицейской реформе.

Аграрная реформа

Столыпинская аграрная реформа — это широкий комплекс мероприятий правительства России в сфере сельского хозяйства, проводившийся с 1906 года под руководством П. А. Столыпина.

Готовые работы на аналогичную тему

Во главу угла Столыпин ставил изменения в экономике. Премьер был убежден, что начинать следует с аграрной реформы.

Столыпин начал аграрную реформу в 1906 году. Тогда был принят указ, облегчивший крестьянам выход из общины. При выходе из крестьянской общины, её бывший член требовал закрепления в личной собственности участка положенной земли. Причем эта земля была привязана к одному месту. Из общины к 1916 году вышло 2,5 миллиона крестьян.

В ходе аграрной реформы активизировал свою деятельность учрежденный еще в 1882 году Крестьянский банк. Он служил посредником между помещиками и крестьянами при сделках купли-продажи земли.

Еще одним направлением реформы была политика переселения. За счет переселения Столыпин стремился уменьшить недостаток земель в центральных губерниях, и заселить безлюдную Сибирь. Эта политика отчасти себя оправдала. Переселенцы получали земельные участки и множество льгот, но процесс был плохо отлажен. Первые переселенцы дали урожаю пшеницы значительный прирост.

Закончить аграрную реформу помешала смерть ее автора.

Реформа образования

Реформа промышленности и рабочий вопрос

Во время премьерства Столыпина в решении рабочего вопроса основным этапом стала деятельность Особого совещания в 1906 и 1907 годах, подготовившего десять законопроектов, которые затрагивали ключевые аспекты труда на предприятиях: правила найма рабочих, страхования болезней и несчастных случаев, продолжительности рабочего времени. Однако позиции рабочих и промышленников были далеки друг от друга и компромисс не устраивали ни тех, ни других.

Предложение правительство было умеренным — ограничение рабочего дня 10,5 часами, отмена обязательных сверхурочных работ, создание профорганизаций, введение рабочего страхования, создание за совместный счет хозяина и рабочих больничных касс. Однако все это не устраивало предпринимателей, считавших, что нельзя делать рабочим уступки и жаловавшихся на низкую доходность. Несмотря на уговоры правительства и сознательных представителей предпринимательства, правительство уступило давлению, и в Думу проект закона попал в урезанном виде.

Таким образом, сколько-нибудь значимых успехов в этой области не было достигнуто.

Правительственная рабочая программа не была реализована из-за жадности и неуступчивости буржуазии.

Судебная реформа

Судебная реформа должна была вернуть местный суд, искаженный реформами Александра III, к первоначальному облику.

Земство

Сторонник земского управления, Столыпин, распространял земские учреждения на те губернии, где их ранее не было. Это не всегда было политически просто. Проведение земской реформы в традиционно зависевших от шляхты западных губерниях было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения русского и белорусского населения, жившего на этих территориях, однако встретило отпор в Госсовете, поддержавшем шляхту.

Национальный вопрос

Столыпин понимал важность этого вопроса в многонациональной Российской империи. Он был сторонником объединения народов страны. Столыпин предлагал учредить министерство национальностей, изучавшее особенности наций: историю, культуру, традиции, религию, социальную жизнь. Столыпин полагал, что народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны государству. Задачей нового министерства стало бы противодействие внешним и внутренним врагам страны, стремившихся посеять религиозную и межнациональную рознь.

Заработок в интернете без вложений

Столыпин Петр Аркадьевич — (рожд. 14 апреля 1862 — смерть 18 сентября 1911) — государственный деятель. 1903-1906 гг. — губернатор Гродненской и Саратовской губерний. 1906 год, апрель — был министром внутренних дел, с июля — еще и председателем Совета министров. Был руководителем подавления Революции 1905-1907 гг., поощрял деятельность военно-полевых судов и смертную казнь.

Смертельно ранен эсером Д.Г. Богровым.

Причины реформ Столыпина

— Первая русская революция (1905-1907 гг.) выявила множество проблем, мешающих Российской империи стать мощной капиталистической державой;

— Благодаря революции зародилась анархия, с которой надо было бороться;

— В правящем классе России были слишком разные понимания путей развития страны.

Аграрная реформа Столыпина

Причины реформы

Проведение аграрной реформы Столыпина было продиктовано необходимостью устранение недовольства властью большого количества людей. К 1906 г. такого рода акции приобрели масштабный характер и революционный подъем.

Аграрная реформа Столыпина преследовала сразу несколько целей:

• Из крестьян-общинников сделать крестьян-собственников;

• Ускорение буржуазного развития сельского хозяйства;

• Сохранение земли помещикам;

• Дать землю крестьянам;

• Снятие социальной напряженности;

• Создание за счет крестьян опоры власти.

Столыпинские реформы-1

Суть реформы

1906 год, 24 августа — было опубликовано программа реформ правительством России в аграрном секторе.

У аграрной реформы Столыпина были следующие преимущества:

• Крестьянин-частник менее подвержен революционному духу, чем крестьянин-общинник;

• Люди, имеющие личный земельный надел, заинтересованы в конечном результате, потому будут стараться увеличить свой урожай и прибыль;

• Отвлечь крестьянство от желания разделить землю помещиков.

Проблема реформы Столыпина состояла в том, что сам автор отводил на ее реализацию не меньше 20-ти лет, а критике она подверглась практически сразу после ее принятия. Увидеть итоги своих трудов ни сам реформатор, ни его современники так и не смогли.

Аграрная реформа Столыпина-2

Итоги аграрной реформы Столыпина

За семь лет проведения аграрной реформы Столыпина, которую остановило участие Российской империи в Первой Мировой войне (против участия в которой выступал реформатор), Россия смогла добиться таких успехов:

• В отдельных регионах, где крестьянин выходил из общины, посевные площади выросли на 150 %, во всей стране – на 10 % в целом;

• Экспорт зерна увеличился, составив 25 % мирового;

• Закупки с/х оборудования выросли в 3,5 раза;

• Объем используемых удобрений увеличился в 2,5 раза;

• Рост промышленности вышел на первое место в мире и составил 8,8 %.

Аграрная реформа Столыпина-3

Военная реформа Столыпина

Поражение Российской империи в русско-японской войне 1904-1905 смогло наглядно продемонстрировать необходимость скорейших преобразований в армии.

Цель: повысить обороноспособность государства, восстановить военное могущество России, реформирование армии и флота.

Столыпин оставался принципиальным противником участия России в возможной мировой войне, считая, что страна не выдержит подобной нагрузки.

Направления военной реформы

• Массовая технизация и машинизация армии, увеличение скорострельности и дальнобойности стрелкового оружия, начали появляться тяжелая и скорострельная артиллерия, бронемашины, аэропланы;

• Начали активно внедрятся новые средства связи – телеграф, телефон, радио;

• Изменение комплектования армии: в основе были принципы всеобщей воинской обязанности (духовенство, инородцы и некоторые категории населения были освобождены от службы), сократили срок службы: в пехоте до трех лет, в остальных родах войск до четырех. Запас армии разделили на 2 категории : 1-я младшие возрасты для пополнения полевых частей; 2-я пожилые возрасты, пополняющие резервные и тыловые части;

• Вместе с привычными родами войск начали появляться новые : химические, авиационные, автобронетанковые;

• В значительной степени улучшилась система подготовки офицеров, а также стали появляться новые школы (электротехнические, автомобильные, железнодорожные, воздухоплавательные) и школы прапорщиков. Вместе с этим шел процесс демократизации офицерского корпусы, сняли религиозные и национальные ограничения;

• Большое внимание уделялось развитию флота, кораблестроению.

Итоги

• В значительной мере увеличилась численность армии и повысилась ее военно-техническая подготовка;

• Усилилось техническое вооружение;

• Усилилась централизация управления армией и флотом, что дало возможность четко координировать действия всех родов войск.

Земская реформа Столыпина

Являясь приверженцем земского управления, Петр Аркадьевич распространял земские учреждения на некоторые губернии, где их ранее не было. И это было не всегда политически просто. К примеру, проведение земской реформы в западных губерниях, которые исторически зависели от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения белорусского и русского населения, составляющего большинство на этих землях, но встретило резкий отпор в Госсовете, поддерживающего шляхту.

Столыпинские реформы-4

Реформа образования

Школьная реформа, утвержденная 3 мая 19 08 г., предполагала введение обя­за­тель­ного на­чаль­ного бес­плат­ного обу­че­ния для де­тей с 8 до 12 лет. С 1908 по 1914 гг. бюд­жет на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния уве­ли­чился втрое, открыли 50 000 но­вых школ. Следует отметить, что Петр Аркадьевич ста­вил треть­им ус­ло­ви­ем мо­дер­ни­за­ции государства (после аг­рар­ной ре­фор­мы и раз­ви­тия про­мыш­лен­но­сти) дос­ти­же­ние все­об­щей гра­мот­но­сти в объ­е­ме обя­за­тель­ной для всех 4-х ­лет­ней на­чаль­ной шко­лы.

Реформа промышленности

Главным этапом в решении рабочего вопроса в годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 гг., которое подготовило 10 законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях.

Это были вопросы о правилах найма рабочих, страхования от несчастных случаев и болезней, продолжительность рабочего дня и т. д.

Судебная реформа

О пре­об­ра­зо­ва­ниях в сфе­ре су­деб­ной вла­сти. Их суть сводилась к тому, что, в соответствии с замыслами Столыпина, в са­мых общих чер­тах, ме­ст­ный суд, ис­ка­жен­ный ре­ак­ци­он­ны­ми контрре­фор­ма­ми Алек­сан­д­ра 3, дол­жен был вер­нуть­ся к сво­ему пер­во­на­чаль­но­му виду.

Законопроект “О преобразовании местного суда” должен был поспособствовать тому, что суд стал бы дешевле и доступней для простых людей. Он предполагал восстановить в сельской местности институт мировых судей, избираемых земскими собраниями (в городе — городской думой). Ими бы рассматривался ограниченный круг гражданских дел и уголовные дела, не влекшие за собой особо тяжкого наказания. Их решения можно было оспорить в вышестоящих инстанциях.

Контрреформы Александра 3
Столыпин Петр Аркадьевич. Биография
Убийство Столыпина

По сути, возрождение мирового суда могло означать отказ от “обломков” сословного судопроизводства — крестьянского волостного и земского начальника, преимущественно представлявшего местное дворянства. Вместе с этим, уходила в прошлое и практика вынесения приговоров согласно нормам обычного, т.е. неписанного права, основанного на предании и традиции. Это должно было поспособствовать рационализации судопроизводства, избавив его от постоянных недоразумений, случайных и нелогичных решений.

Итоги реформ Столыпина

Участие России в войнах, возникновение свободомыслящих партий и укрепление революционного настроения не дали развить возможности для увеличения потенциала государства, его выхода на лидирующие позиции в мире.

В стремлении превратить Российскую империю в процветающую буржуазную страну Столыпин пытался провести реформы в разных областях. Почти все столыпинские законопроекты не принял Государственный Совет. Его инициативы не поддержал как царизм, так и демократические силы. Неудача с реформированием государства предопределила революционные события 1917 года.

Читайте также: