Образ петра 1 в живописи кратко
Обновлено: 07.07.2024
Образ Петра I в русской и советской литературе, живописи, музыке.
Личность Петра Первого имела огромное значение для всей истории России. Его можно смело назвать создателем русской культуры нового времени, его преобразования оказали значительное влияние на ход исторического процесса.
Западники и славянофилы, споры между которыми составляли значительную часть общественной жизни 30-40 годов, придерживались диаметрально противоположных позиций. Западники идеализировали Петра и считали, что он стоит у истоков российской государственности. Славянофилы же, напротив, укоряли его в том, что он свернул Россию с правильного пути развития, насильственно европеизировал ее.
В первой книге романа (1930) Петр как преобразователь показан тесно связанным со своим временем и средой. Писатель раскрывает в нем яркую одаренность большого государственного человека, видит в его смелой мысли, стойкости и упорстве отражение лучших черт русского национального характера. Царь-реформатор выступает перед читателем не готовой, сложившейся уже личностью. Писатель изображает своего героя в динамике, в развитии, в процессе сложного его формирования.
Первый том захватывает самое раннее детство царя. Впервые читатель видит Петра испуганным ребенком.
Личность Петра Великого была настолько яркой, что образ императора неоднократно воплощён в живописи.
Образ императора Петра Первого раскрывается композиторами в произведениях различных стилей и жанров.
Великий Петр, твой каждый след
Для сердца русского есть памятник священный,
И здесь, средь гордых скал, твой образ незабвенный
Встает в лучах любви, и славы, и побед.
Нам святы о тебе преданья вековые,
Жизнь русская тобой еще озарена,
И памяти твоей, Великий Петр, верна
Твоя великая Россия!
1853
Вяземский Петр
Питер ван дер Верфф (1665 – 26 сентября 1722) – нидерландский художник. Писал на исторические темы, но чаще всего – жанровую живопись.
В 1697 году Пётр Первый приехал в Голландию. В первые годы правления Петр I сосредоточился на внешней политике — войне с Османской империей. В 1697–1698 годах он даже собрал Великое посольство для поездки в Европу, чтобы найти союзников в борьбе со своим главным врагом. Но поездка по Голландии, Англии и другим странам дала и иные результаты — Петр I вдохновился европейским образом жизни и техническими достижениями и сменил внешнеполитический курс России на укрепление отношений с западным миром. Когда Петр был в Голландии, его портрет написал местный художник Питер ван дер Верф.
Будущий Российский император изображен в возрасте двадцати пяти лет. Русский царь одет в шёлковое платье восточного типа, подпоясанное широким шёлковым кушаком. В правой руке он сжимает золотой скипетр, как знак царского достоинства и жезл военачальника, а левой упирается в бок. На поясе подвешена сабля с рукоятью, отделанной золотом и полудрагоценными камнями. Слева от государя в почтительной позе стоит калмык, держащий в руках царскую шашку. На заднем плане виден полевой царский шатёр, на куполе которого Российский государственный герб. В отдалении написан город Азов, покорённый русскими войсками под предводительством Петра Первого в 1696 году.
Портрет Петра, написанный Питером Верфом, одно из первых живописных произведений, связанных с Азовским взятием.
Готфрид Кнеллер (8 августа 1646 – 19 октября 1977) - немецкий живописец, наиболее популярный портретист Великобритании рубежа XVII и XVIII веков.
Работа немецкого живописца Готфрида Кнеллера написана с натуры и отличается большим сходством. Однако она скрывает в себе тайну: дело в том, что над полотном работали два художника — Готфрид Кнеллером и морской живописец Вильгельм ван де Вельде (последний писал фон). Сейчас знаменитый портрет находится в английском королевском собрании картин, во дворце Гемптон-Корт.
На картине изображён 26-летний Пётр I. Портрет был подарен Петром в 1698 году английскому королю Уильяму III.
Картина была написана во время пребывания Петра Великого в Лондоне, т.е. в период с 11 января по 21 апреля 1698 г.
Пребывание в столице Туманного Альбиона русского царя было частью знаменитого "Великого посольства" в 1697-1698 годах. Петр I был первым российским царем, посетившим европейские страны. Дипломатическая миссия Петра стала ознакомительным туром по более развитым странам Западной Европы. Особенно царь был заинтересован в кораблестроении голландцев и англичан, поэтому под видом простого плотника Михайлова сам работал и обучался на судостроительных верфях.
На картине Пётр изображён в доспехах, на которые накинут вышитый золотом плащ с подкладкой из горностая; его корона покоится на подушке в нише; в окне можно увидеть корабли.
Мусикийский Григорий Семёнович — русский художник-миниатюрист, жил, приблизительно с 1670 или 1671 — по 1739 годы. Известен тем, что писал миниатюрные портреты во времена царствования Петра Первого, и был одним из первых русских художников, работавших в этом жанре.
Портрета самого художника не сохранилось - а возможно, никогда и не было. Зато, благодаря ему, мы имеем ряд замечательных изображений как самого Петра, так и членов его семьи - изображений узнаваемых, оригинальных, красочных, передающих дух того времени в ярком, приподнятом настроении. На его миниатюрах, мне кажется, мы видим Петра I так, как видел себя сам Петр - не хватает только радостного победного марша в качестве звукового сопровождения.
Наибольшая часть наследия художника — это классические поясные и погрудные изображения самого царя. В своих миниатюрах Григорий Мусикийский, если использовать современные иконографические термины, создавал собственные варианты портрета Петра Первого. Без сомнения, образ Петра - это, как правило, личная точка зрения художника — царь на миниатюрах работы Мусикийского хорошо узнаваем: твёрдое лицо с высоким лбом, недлинная причёска, каштановые волосы, утолщенный кончиком носа, чуть выдающиеся щеки и узкая полоска черных усов".
Большая часть работ хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург. На некоторых из них есть надпись: "Конклюзия на престолонаследие".
Хлебовский Станислав (1835 - 1884), художник и путешественник, поляк по национальности.
С 1853 по 1859 г.г. Станислав Хлебовский учился в Санкт-Петербургской императорской Академии художеств. Во время учебы неоднократно награждался золотыми и серебряными медалями. В 1858 году Хлебовский был удостоен второй золотой медали за картину «Ассамблея при дворе Петра Великого”. Вскоре ему было присвоено звание "Классического художника" I степени. Он много путешествовал. Побывал в Бельгии, Италии, Испании. С конца 1864 по 1876 гг. Станислав Хлебовский работал придворным художником у турецкого султана Абдул-Азиза С 1881 года Станислав Хлебовский жил и работал в Кракове, где писал картины на историко-батальные и бытовые сюжеты, в основном, восточной тематики.
Среди многих, зачастую шокирующих реформ Петра Великого одним из наиболее известных нововведений стало проведение небывалых прежде общественных собраний – ассамблей. Этому нововведению Петра Первого и посвящена картина Станислава Хлебовского.
Указ об ассамблеях, увеселительных вечерах, ставших непременной принадлежностью общественной жизни Петербурга Пётр Первый издал в 1718 году. Они явились прообразом будущих пышных великосветских балов, которыми славился русский императорский двор. Ассамблеи устраивались по очереди в домах знати и отличались известной демократичностью. На них мог присутствовать любой желающий, исключая крестьян и представителей городской бедноты. Танцы, различные игры, интересные беседы были обычным времяпрепровождением. Вводя ассамблеи, Петр преследовал цель привить на русской почве некоторые западноевропейские бытовые традиции, казавшиеся ему полезными и служившие, в частности, внешнему и внутреннему раскрепощению женщины, чья жизнь ранее сосредоточивалась исключительно на исполнении домашних обязанностей.
Многофигурная композиция художника С.Хлебовского, наполненная оживленными нарядными персонажами, демонстрирует одно из таких праздничных собраний, на котором присутствует сам император.
Картина Хлебовского носит историко-бытовой характер. Внимание присутствующих на ассамблее привлечено только что вошедшим гостем, длиннобородым, одетым в старый боярский костюм. Он пытается отказаться от подносимого ему, видимо в качестве штрафа за опоздание, большого кубка с вином. За этой сценой с любопытством наблюдает сидящий за столом Петр I. Справа художник изобразил императрицу Екатерину с одной из дочерей.
МОНУМЕНТ ЗУРАБА ЦЕРЕТЕЛИ на Москве-реке установлен в честь 300-летия российского флота в 1997 году.
В техническом плане памятник Петру представляет собой уникальное инженерное сооружение. Его общая высота составляет 98 метров, несущий каркас выполнен из нержавеющей стали, детали облицовки – из бронзы. Корабль и фигура царя собирались отдельно и затем монтировались на пьедестале.
Ванты корабля, изготовленные из нержавеющей стали, сплетены из тросов и закреплены так, что полностью исключена их подвижность. Паруса для уменьшения их веса имеют внутри пространственный металлический каркас.
Для монумента использовалась бронза самого высокого качества, многие детали позолочены. Искусственный остров окружен фонтанами, что создает эффект рассекающего воду корабля.
Последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский Пётр I известен кардинальными преобразованиями во внешней и внутренней политике. Петровские преобразования коснулись всех сфер жизни общества и государства. Искусство не стало исключением.
Сегодня, благодаря трудоёмкой работе деятелей искусства прошлых веков, потомки Петра Алексеевича знакомы с внешностью великого русского правителя. Просвещённому современному человеку Пётр Великий представляется в образе романтического героя, новатора, настоящего русского воина с широкими плечами.
VATNIKSTAN представляет знаменитые портреты не менее знаменитого отца Отечества, написанные в разные периоды жизни Петра Великого.
Гравюра с изображением царей Ивана и Петра Алексеевичей. Николас Лармессен (1685)
Выше представлена гравюра, автором которой является Николас Лармессен — французский художник-гравёр, работавший в строгом классическом стиле линейной резцовой гравюры.
Гравюра написана с неизвестного оригинала и представляет собой портреты Ивана и Петра Алексеевичей — сыновей царя Алексея Михайловича. Интересно, что именно это произведение считается единственным известным изображением будущего императора до переворота 1689 года.
Портрет Петра I. Питер ван дер Верф (около 1697)
История написания этого полотна достоверно неизвестна, но большинство искусствоведов уверены, что это произошло во время первого пребывания Петра Алексеевича в Голландии. С XIX века картина находилась в Царскосельском дворце, сейчас — в Государственном Эрмитаже.
Портрет Петра I. Готфрид Кнеллер (1698)
Работа немецкого живописца, наиболее популярного портретиста Великобритании рубежа XVII и XVIII веков Готфрида Кнеллера, действительно написана с натуры и отличается большим сходством. Однако она скрывает в себе тайну: дело в том, что над полотном работали два художника — Готфрид Кнеллером и морской живописец Вильгельм ван де Вельде (последний писал фон). Сейчас знаменитый портрет находится в английском королевском собрании картин, во дворце Гемптон-Корт.
Портрет Петра I. Бенедикт Кофр (1716)
Представленная картина — творение Бенедикта Кофра, придворного живописца датского короля. Скорее всего, написана летом или осенью 1716 года, когда царь находился с длительным визитом в Копенгагене. Государь изображён в Андреевской ленте и с датским орденом Слона на шее — высшая национальная награда Дании. Посмотреть оригинал сегодня можно в Петергофском дворце.
Портрет Петра I. Арнольд де Гельдер (1717)
Знаменитая работа голландского художника, ученика Рембрандта, Арнольда де Гельдера создана во время пребывания Петра Алексеевича в Голландии. Однако до сих пор неизвестно, написан ли портрет с натуры, так работа художника отличается некой самобытностью.
Известный французский живописец Жан-Марк Натье отобразил и сохранил для потомков подлинные черты лица Петра Великого. Этот портрет написан во время визита царя в Париж с натуры. Сейчас работа находится в Эрмитаже. Удивительно, но существуют сомнения в том, что это оригинальная картина, а не копия подражателя Натье.
Портрет Петра I. Карел де Моор (1717)
В 1717 году русский царь прибыл на лечение в Гаагу. Именно там нидерландский художник, один из известнейших портретистов лейденской школы, запечатлел образ своего великого современника. Из переписки Петра и его супруги Екатерины известно, что работа Моора очень понравилась царю. После картину приобрёл русский дипломат, князь Борис Куракин и отправил из Франции в Петербург.
По неофициальным сведениям, сейчас оригинал Моора находится в частном собрании.
В середине января 1725 года великий самодержец слёг от тяжёлой мучительной болезни, а утром 28 января он скончался. Именно в тот момент к скорбному ложу был призван Никитин, чтобы запечатлеть посмертный образ великого государя. Художнику пришлось работать в экстремальных условиях: времени для написания последнего портрета императора было мало. Автору картины удалось создать в кратчайшие сроки смелый, трагичный и величественный образ.
Конечно, истинного облика легендарного героя русской истории не познать, так как взгляд каждого художника, написавшего портрет Петра Великого, своеобразен и субъективен.
Проект включает в себя краткую биографию Петра l. Яркие художественные полотна расказывают нам о жизни Великого царя.
Пётр I в живописи
Биография Петра I
Петр I – младший сын царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Нарышкиной – родился 30 мая 1672 года. В детстве Петр получил домашнее образование, с юных лет знал немецкий язык, затем изучал голландский, английский и французский языки. С помощью дворцовых мастеров освоил много ремесел (столярное, токарное, оружейное, кузнечное и др.). Будущий император был физически крепкий, подвижный, любознательный и способный, обладал хорошей памятью.
В апреле 1682 года Петр был возведен на престол после смерти бездетного царя Федора Алексеевича в обход своего сводного старшего брата Ивана. Однако сестра Петра и Ивана – царевна Софья и родственники первой жены Алексея Михайловича – Милославские использовали стрелецкое восстание в Москве для дворцового переворота. В мае 1682 года приверженцы и родственники Нарышкиных были убиты или сосланы, "старшим" царем был объявлен Иван, а Петр – "младшим" царем при правительнице Софье.
При Софье Петр жил в селе Преображенском под Москвой. Здесь из своих ровесников Петр сформировал "потешные полки" – будущую императорскую гвардию. В те же годы царевич познакомился с сыном придворного конюха Александром Меншиковым, который впоследствии стал "правой рукой" императора.
Во 2-й половине 1680-х годов начались столкновения между Петром и Софьей Алексеевной, стремившейся к единовластию. Впоследствии Софья была отрешена от власти и заключена в Новодевичий монастырь, ее приближенные сосланы или казнены.
После смерти Ивана Алексеевича (1696) Петр I стал единодержавным царем.
Обладая сильной волей, целеустремленностью и большой работоспособностью, Петр I в течение всей жизни пополнял свои знания и навыки в различных областях, уделяя особое внимание военному и морскому делу. В 1689-1693 годы под руководством голландского мастера Тиммермана и русского мастера Карцева Петр I учился строить корабли на Переславском озере. В 1697-1698 годах во время первой заграничной поездки прошел полный курс артиллерийских наук в Кенигсберге, полгода работал плотником на верфях Амстердама (Голландия), изучая корабельную архитектуру и черчение планов, окончил теоретический курс кораблестроения в Англии.
По приказу Петра I за границей закупались книги, приборы, оружие, приглашались иностранные мастера и ученые. Петр I встречался с Лейбницем, Ньютоном и другими учеными, в 1717 году он был избран почетным членом Парижской Академии наук.
В годы царствования Петр I провел крупные реформы, направленные на преодоление отсталости России от передовых стран Запада. Преобразования коснулись всех сфер общественной жизни. Петр I расширил владельческие права помещиков над имуществом и личностью крепостных, заменил подворное обложение крестьян подушным, издал указ о посессионных крестьянах, которых разрешалось приобретать владельцам мануфактур, практиковал массовую приписку государственных и ясачных крестьян к казенным и частным заводам, мобилизацию крестьян и горожан в армию и на строительство городов, крепостей, каналов и др. Указ о единонаследии (1714) уравнял поместья и вотчины, предоставив их владельцам право передавать недвижимое имущество одному из сыновей, и тем самым закрепил дворянскую собственность на землю. Табель о рангах (1722) установил порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам.
В 1703 году Петр I заложил город Санкт-Петербург, ставший в 1712 году столицей государства. В 1721 году Россия была провозглашена империей.
Как военный деятель Петр I стоит в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил, полководцев и флотоводцев русской и мировой истории ХVIII века. Делом всей его жизни было усиление военной мощи России и повышение ее роли на международной арене. Ему пришлось продолжать войну с Турцией, начавшуюся в 1686 году, вести многолетнюю борьбу за выход России к морю на Севере и на Юге. В результате Азовских походов (1695- 1696) русскими войсками был занят Азов, и Россия укрепилась на берегах Азовского моря. В долгой Северной войне (1700-1721) Россия под руководством Петра I добилась полной победы, получила выход к Балтийскому морю, что дало ей возможность установить непосредственные связи с западными странами. После Персидского похода (1722-1723) к России отошло западное побережье Каспийского моря с городами Дербент и Баку.
В годы Северной войны Петр I создал регулярную армию и военно-морской флот. Основой устройства вооруженных сил явились рекрутская повинность (1705) и обязательная военная служба дворян, получавших офицерский чин после окончания военной школы или службы рядовыми и сержантами гвардии. Организацию, вооружение и снаряжение, правила обучения и тактики, права и обязанности всех чинов армии и флота определяли Воинский устав (1716), Морской устав (1720) и Морской регламент (1722), в разработке которых участвовал Петр I.
Уделяя много внимания техническому перевооружению армии и флота, Петр I наладил разработку и производство новых типов кораблей, новых образцов артиллерийских орудий и боеприпасов, создал стройную систему базирования флота на Азовском, Балтийском и Каспийском морях. Было построено большое количество гребных и парусных судов.
Заботясь о моральном духе войск, Петр I награждал отличившихся генералов учрежденным им в 1698 году орденом Святого Андрея Первозванного, солдат и офицеров – медалями и повышением в чинах (солдат также деньгами). В то же время Петр I ввел в армии суровую дисциплину с телесными наказаниями и смертной казнью за тяжкие воинские преступления.
При Петре I впервые в истории России были учреждены постоянные дипломатические представительства и консульства за границей, отменены устаревшие формы дипломатических отношений и этикета.
Крупные реформы Петром I были проведены также в области культуры и просвещения.Появилась светская школа, была ликвидирована монополия духовенства на образование. Петром I были основаны Пушкарская школа (1699), Школа математических и навигацких наук (1701), медико-хирургическая школа; открыт первый русский общедоступный театр. В Санкт-Петербурге были учреждены Морская академия (1715), инженерная и артиллерийская школы (1719), школы переводчиков при коллегиях, открыт первый русский музей – Кунсткамера (1719) с публичной библиотекой. В 1700 году были введены новый календарь с началом года 1 января (вместо 1 сентября) и летосчисление от "Рождества Христова", а не от "Сотворения мира".
По распоряжению Петра I были проведены различные экспедиции, в том числе в Среднюю Азию, на Дальний Восток, в Сибирь, положено начало систематическому изучению географии страны и картографированию.
Петр I был дважды женат: на Евдокии Федоровне Лопухиной и на Марте Скавронской (позднее императрица Екатерина I); имел от первого брака сына Алексея и от второго – дочерей Анну и Елизавету (кроме них 8 детей Петра I умерли в раннем детстве).
Петр I умер в 1725 году, похоронен в Петропавловском соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.
В живописи Художник создает образ огромной глубины, искренности и величия. Петр I изображен на портрете в темной одежде и с белым шарфом на шее. На его лице, выделяющемся на темном фоне, застыло почти трагическое выражение.
Вполне вероятно, что портрет был написан с натуры. Исследователи связывали его появление с записью в походном журнале Петра I от 3 сентября 1721: „На Котлине острову перед литоргиею писал его величества персону живописец Иван Никитин", и на этом основании приписывали авторство И. Н. Никитину. Однако в последнее время в этом высказаны сомнения, на основании того, что портрет написан в технике не петровского времени, а более позднего периода XVIII века.
Иван Никитич Никитин
В 1717 году Натье отправился в путешествие в Голландию, встретился в Амстердаме с Петром I и по его заказу написал портреты царя и российской императрицы Екатерины (оба – 1717 год, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Пётр предложил Натье покинуть Францию и уехать с ним в Россию, но, ссылаясь на свою любовь к родине, художник отклонил его предложение. Жан-Марк Натье провёл практически всю свою жизнь в Париже.
Читайте также: