Образ катюши масловой в романе воскресение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Главная героиня романа Катюша Маслова — проститутка, которая вынуждена заниматься этим грязным делом для того, чтобы прокормить себя, для того, чтобы существовать. Ошибки молодости, которые совершились по вине молодого барина, заехавшего в имение своих тетушек и соблазнившего юную Катюшу, повлекли за собой огромное количество несчастий и бед, которые и привели ее на скамью подсудимых.

Знакомство на каторге с революционером Симонсоном возвращает Катюшу к жизни, дает ей ощущение, что она в состоянии изменить мир, воскресить многих людей, спасти не одну душу. Название романа, которое в самом начале понимается как насмешка, к концу приобретает глобальный масштаб, пронизывая все, что происходит не только на страницах романа, но и в целом мире, — это воскрешение Христа, воскрешение природы, воскрешение души.

Рано Катюша испытала первую любовь. Её охватило нежное чувство к племяннику барынь Дмитрию Нехлюдову. Спустя некоторое время Нехлюдов овладел Катюшей и уехал на службу. Девушка узнала, что беременна. Из дома барышень пришлось уйти. Повитуха заразила Маслову родильной горячкой. Её сын умер младенцем. После скитаний Катюша оказалась в доме терпимости.

Масловой не хотелось тяжело работать в прачечном заведении у тетки. А дом терпимости привлек героиню легкими деньгами и красивыми нарядами. Там она прожила семь лет. А называлась Любовью. С одним из клиентом и случилась история из-за которой Маслова попала в тюрьму. Женщину обвиняли в том, что она отравила купца и украла деньги. Катюша же доказывала, что подсыпала снотворное, а не отраву.

В суде по этому делу был присяжным Дмитрий Нехлюдов. Он узнал Маслову и решил ей помочь. Дмитрий твердо решил жениться на Катюше. Ответы девушки демонстрируют её силу духа, гордость. Заметно, что Маслова неравнодушна к Дмитрию, но она скрывает свои чувства, твердит, что князю не нужно связывать вою судьбу с ней. В то же время женщине нравится, что Нехлюдов не отступает от своего решения.

Катюша очень добрая. Она не может спокойно смотреть на страдания других, на несправедливость. Например, в тюрьме Маслова познакомилась со многими людьми, которым нужна была помощь. Во время каждой встречи с Нехлюдовым Катюша просила о помощи этим людям. Интересно, что о себе она хлопотала меньше всего.

Тюремная жизнь, общение с политическими заключенными изменили Катюшу. Развратная девица, которая больше ценила одежду стала сдержанной женщиной. Такие перемены радовали Нехлюдова. Особенное влияние на Маслову оказывали Марья Павловна Щетинина и Симонсон.

Симонсон влюбился в Катюшу, но любил её платонической любовью. Через некоторое время он решил жениться на ней. Маслова отказала, причиной снова было то, что она каторжная.

КАТЮША МАСЛОВА – героиня романа Л. Н. Толстого “Воскресение” (1889-1899). “Дочь незамужней дворовой женщины, жившей при своей матери-скотнице в деревне у двух сестер барышень-помещиц”. Барышни-помещицы воспитали девочку и сделали своей горничной: “из девочки, когда она выросла, вышла полугорничная, полувоспитанница. Ее и звали так средним именем – не Катька и не Катенька, а Катюша”.

В 16 лет она влюбилась в Нехлюдова, когда тот приезжал к теткам; играя в горелки, они нечаянно поцеловались за кустом

сирени. Это был чистый поцелуй, как и христосованье в Светлое Христово Воскресенье. Но как раз в пасхальные дни, оказавшись в деревне по дороге на войну, Нехлюдов соблазнил К. М. и, сунув в последний день сторублевую бумажку, уехал.

Тетушки прогнали ее, родившийся ребенок, отправленный в воспитательный дом, умер, а К. М. пошла по рукам и вскоре очутилась в публичном доме, переменив даже имя. Роман начинается с того, что ее, обвиненную в отравлении купца, ведут в суд. Там и происходит ее новая встреча с Нехлюдовым, находящимся в числе присяжных заседателей.

Ей было в это время 26 лет.
Можно определенно сказать,

что любовь создателя романа отдана К. М., а не главному герою, казалось бы, более близкому автору. Образ Нехлюдова холоден, рассудочен, в то время как ее история написана горячо и эмоционально. Внутренняя симпатия, сердечный интерес видны с самого начала, в портретных зарисовках героини (над этим словесным портретом Толстой много работал, переделывая его двадцать раз).

Это не статичный, а движущийся портрет, отражающий разные стадии в жизни героини. Постоянно повторяется только изумительное в своей простоте сравнение: “черные, как мокрая смородина, глаза” и еще характерная особенность: косящий взгляд. Сохранилось свидетельство, что однажды, во время работы над “Воскресением”, выйдя из кабинета в столовую, Толстой воскликнул: “Нашел! – Как мокрая смородина”.

На первых страницах романа портрет К. М. выглядит так: “Все лицо женщины было той особенной белизны, которая бывает на лицах людей, проведших долгое время взаперти, и которая напоминает ростки картофеля в подвале. Такие же были и небольшие широкие руки и белая полная шея, видневшаяся из-за большого воротника халата. В лице этом поражали, особенно на матовой бледности лица, очень черные, блестящие, несколько подпухшие, но 193 очень оживленные глаза, из которых один косил немного. Она держалась очень прямо, выставляя полную грудь”.

В последний раз Нехлюдов видит К. М. “бодро шедшей по краю дороги с Симонсоном”. В обрисовке героини Толстым применен новый, сравнительно с прежними романами, способ психологического раскрытия: “душевная жизнь, выражающаяся в сценах”. Не внутренний монолог или диалог, но лаконичное внешнее выражение чувства: жест, мимика, взгляд, реплика, ее тональность и т. п.
Воскресение погубленной души К. М.- одна из центральных идей романа. В продолжение 10-летней творческой работы замысел сильно менялся. Толстой отметил в дневнике важное новое решение: начать роман не с истории Нехлюдова, а с сессии суда, т. е. с К. М.; потом понадобилось изменить тон, угол зрения, потому что “положительное”, “предмет” – это жизнь народа, а господская жизнь – “отрицательное”, “тень”, и оттого следует серьезно описывать “ее”, т. е. К. М., а Нехлюдова – иронически, с усмешкой.

Отказался Толстой и от “благополучного” конца: по первоначальным планам К. М. становилась женой Нехлюдова, им удавалось уехать в Англию и там заниматься полезной деятельностью. В напечатанном тексте надежда на возрождение приходит с другой стороны: от новых друзей, сосланных в Сибирь революционеров, оценивших и полюбивших героиню не из эгоизма и не из раскаяния, а просто по-человечески. В третьей главе последней части романа о К. М. сказано: “Таких чудесных людей, как она говорила, как те, с которыми она шла теперь, она не только не знала, но и не могла себе и представить. Она очень легко и без усилия поняла мотивы, руководившие этими людьми, и, как человек из народа, вполне сочувствовала им.

Она поняла, что люди эти шли за народ, против господ; и то, что люди эти сами были господа и жертвовали своими преимуществами, свободой и жизнью за народ, заставляло ее особенно ценить этих людей и восхищаться ими”.
Конечно, в романе “Воскресение” Толстой не стремился к оправданию революционной борьбы и не с нею связывал надежды на справедливое переустройство общества. Наиболее активные из революционеров обрисованы резко критически. Но Мария Павловна Щетинина и Симонсон, в сущности далекие от революционерства и нравственно безупречно чистые, особенно сильно повлияли на К. М. Неудивительно в этой связи, что в статье “Душа русской литературы” немецкая социал-демократ-ка Роза Люксембург вдохновенно писала: “Русский художник видит в проститутке не “падшую”, а человека, душа которого, страдания и внутренняя борьба требуют от него, художника, глубочайшего сострадания.

Он облагораживает проститутку, дает ей удовлетворение за совершенное над ней обществом насилие, в споре за сердце мужчины он делает ее соперницей героинь, являющих собой образ самой чистой и нежной женственности; он увенчивает ее розами и возносит, как Магадэв баядеру, из чистилища разврата и душевных страданий на высоты нравственной чистоты и женского героизма”.
Особую судьбу образ К. М. имел в Японии. Театральная инсценировка 1914 года, где герой и героиня исполняли “Песню Катюши” (“Катюша, родная, печально расставаться…”), захватила всю страну. Повсюду распевали эту печальную, трогательно-наивную песню; вошла в моду прическа “Катюша” (прямой пробор), именем Катюши называли шпильку для волос, расческу, обручальное кольцо, существовала даже игра под названием “Катюша”.
Л. О. Пастернак, иллюстратор “Воскресения”, представил несколько прекрасных изображений К. М. По роману “Воскресение” было множество театральных инсценировок (в России наиболее знаменит спектакль МХАТа 1930 г.) и экранизаций.

Идя по этапу вместе с такими же заключенными, как она сама, Маслова знакомится с политическими, людьми, севшими в тюрьму за свои убеждения. Именно в общении с ними она находит долгожданный покой для своей исстрадавшейся души. Она знакомится с удивительными людьми, и так ей хорошо с ними, что она уже даже радуется тому, что села в тюрьму. Ведь иначе не было бы у нее возможности познакомится с Симонсоном и Марьей Павловной. Маслова искренне полюбила последнюю, а Симонсон полюбил Маслову. Когда Маслову все-таки освобождают, перед главной героиней встает нелегкий выбор. Два человека предложили ей себя, свою жизнь, свою защиту. Это князь Нехлюдов, соблазнитель, и Симонсон, политический заключенный. Но Катюша по-прежнему любит Нехлюдова, именно поэтому она не соглашается остаться с ним, а идет за Симонсоном. Несмотря на свои сильные чувства, Катюша понимает, что жизнь с ней погубит Нехлюдова, и уходит от него. Такой благородный поступок способен совершить только искренне и сильно любящий человек.

Судьба Катюши Масловой, к сожалению, типична для действительности XIX века. Да и для современной действительности тоже. Страшная цепочка предательств, обмана, пренебрежения и полного отсутствия человеколюбия привела Катюшу, в конце концов, в тюрьму. Эта молодая женщина вынесла в своей жизни столько страданий, сколько многим из нас даже и не снилось. Но, тем не менее, она нашла в себе силы изменить свою судьбу, и в этом ей помогли, как ни странно, тюрьма и люди, находящиеся там. Я надеюсь, что в этой новой жизни, свободной от грехов и пороков, Катюша наконец-то обретет если не счастье, то хотя бы покой.

Катюша Маслова – новый этап развития народного героя у Л.Н. Толстого. Самое страшное: современное неправедное устройство жизни поощряет животное и социально искажённое в простых людях. Разложение проникло в народную жизнь, которая для Толстого является источником нравственных ориентиров. Важно также, что она полувоспитанница- полугорничная, уже отчуждена от строя народной жизни, от "власти земли"; порча заложена уже в этом "просвещении", дворянском воспитании Катюши, которое давалось с благими намерениями.

Однако у героини здоровое нравственное ядро – у Толстого сохраняется доверие к простым людям. Воскресение Катюши "более полноценное", если можно сделать такое сравнение: что будет с ней дальше, нам понятно, совсем иначе с Нехлюдовым – его будущее неясно, трудно представить, какое место в бытии займет воскресший герой.

Это обусловлено, в том числе и тем, что Катюша смиренна в своем воскресении, она претендует на самое низкое место в жизни (вспомним, как она, например, занимается уборкой в камере), поэтому она своё место найдет. Нехлюдов продолжает претендовать на особое положение, он хочет быть тем, кто помогает страждущим, от чьей помощи зависят другие судьбы, спасителем.

Нехлюдов изображается Толстым как живой человек, в котором сочетаются и хорошие, привлекательные черты, и дурные, низкие свойства:

1) в юности Нехлюдов исполнен благородных мечтаний и порывов, увлекается идеями Спенсера, решает даже "не пользоваться правом собственности на землю

2) чувство влюбленности в Катюшу Маслову (первый приезд в деревню) открыло героя: "все для него как бы освещалось солнцем, все становилось… радостней"

3) во время второго приезда в деревню облик Нехлюдова становится иным под воздействием той школы жизни, которую успевает пройти герой (представления и оценки людей его круга, праздная, расточительная жизнь)

4) душевная борьба Нехлюдова показана как борьба животного и нравственного начала в человеке: "В Нехлюдове, как и во всех людях, было два человека. Один - духовный, ищущий блага себе только такого, которое было бы благо и для других людей, и другой - животный человек, ищущий блага только себе и для блага готовый пожертвовать благом всего мира";

5) постепенный отход Нехлюдова от господствующих в его среде взглядов и норм начинается с той самой скамьи подсудимых, на которой он увидел Катюшу Маслову; в его душе борется страх перед возможным позором и стыд за свое прошлое; несмотря на внутреннее сопротивление, Нехлюдов признает себя виноватым в беде Катюши

6) Нехлюдов стремится избавиться от лжи и низости своей настоящей жизни:

а) прежде всего это проявляется в его стремлении оправдаться перед Катюшей; руководствуясь чувством долга, он предлагает ей выйти за него замуж;

б) герой постепенно отходит от образа жизни людей своего круга, в нем усиливается критицизм по отношению к ним: так, он осознает фальшивость своих отношений с Мисси Корчагиной, испытывает отвращение, вспоминая свою связь с женой уездного предводителя дворянства Марией Васильевной

в) по-новому осознав свое "я", Нехлюдов решает передать землю крестьянам

7) по мнению Толстого, изменение мировоззрения героя происходит не только в силу внутренних причин, но также и в результате глубоких воздействий жизни (путешествие в Сибирь, картины бесчеловечности, произвола, подавления человеческой личности);

8) увидев жизнь в ее обнаженной жестокости, Нехлюдов, однако, не сумел найти путей для ее исправления, лишь в заключительной части романа содержится намек на учение Христа как на будущую возможность Нехлюдова преодолеть зло вокруг себя и в себе самом.

Нехлюдов изображается Толстым как живой человек, в котором сочетаются и хорошие, привлекательные черты, и дурные, низкие свойства:

1) в юности Нехлюдов исполнен благородных мечтаний и порывов, увлекается идеями Спенсера, решает даже "не пользоваться правом собственности на землю

2) чувство влюбленности в Катюшу Маслову (первый приезд в деревню) открыло героя: "все для него как бы освещалось солнцем, все становилось… радостней"

3) во время второго приезда в деревню облик Нехлюдова становится иным под воздействием той школы жизни, которую успевает пройти герой (представления и оценки людей его круга, праздная, расточительная жизнь)

4) душевная борьба Нехлюдова показана как борьба животного и нравственного начала в человеке: "В Нехлюдове, как и во всех людях, было два человека. Один - духовный, ищущий блага себе только такого, которое было бы благо и для других людей, и другой - животный человек, ищущий блага только себе и для блага готовый пожертвовать благом всего мира";

5) постепенный отход Нехлюдова от господствующих в его среде взглядов и норм начинается с той самой скамьи подсудимых, на которой он увидел Катюшу Маслову; в его душе борется страх перед возможным позором и стыд за свое прошлое; несмотря на внутреннее сопротивление, Нехлюдов признает себя виноватым в беде Катюши

6) Нехлюдов стремится избавиться от лжи и низости своей настоящей жизни:

а) прежде всего это проявляется в его стремлении оправдаться перед Катюшей; руководствуясь чувством долга, он предлагает ей выйти за него замуж;

б) герой постепенно отходит от образа жизни людей своего круга, в нем усиливается критицизм по отношению к ним: так, он осознает фальшивость своих отношений с Мисси Корчагиной, испытывает отвращение, вспоминая свою связь с женой уездного предводителя дворянства Марией Васильевной

в) по-новому осознав свое "я", Нехлюдов решает передать землю крестьянам

7) по мнению Толстого, изменение мировоззрения героя происходит не только в силу внутренних причин, но также и в результате глубоких воздействий жизни (путешествие в Сибирь, картины бесчеловечности, произвола, подавления человеческой личности);

8) увидев жизнь в ее обнаженной жестокости, Нехлюдов, однако, не сумел найти путей для ее исправления, лишь в заключительной части романа содержится намек на учение Христа как на будущую возможность Нехлюдова преодолеть зло вокруг себя и в себе самом.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также: