Образ императрицы елизаветы петровны в оде ломоносова кратко

Обновлено: 02.07.2024

Во вводной части оды автор прославляет императрицу Елизавету Петровну, особо выделяя ее среди предшественников на престоле. При этом особого внимания удостоен отец монархини Петр I, именно от него она переняла эстафету великих реформ. М.В. Ломоносов вспоминает великие реформы Петра. И императрица Елизавета продолжает его начинания. Тем самым заслуживая особой похвалы.

В основной части произведения автор описывает образ Отчизны, ее неиссякаемые природные богатства, неизмеримые духовные и творческие потенциалы. Поэт обращает внимание на насущные для России проблемы: мир и покой в стране, мудрое правление просвещенного монарха, развитие науки и образования, открытие и освоение новых регионов, а также бережного использования природных богатств. По мысли автора, новое молодое поколение образованных и просвещенных людей, способно вывести Российскую империю в лидеры мировых сверхдержав.

С правлением Елизаветы в России наступает эпоха Просвещения: расширяется система начальных школ, открываются первые гимназии, открыт Московский университет и Академия художественных искусств. Императрица оказывала не малую помощь и поддержку представителям русской культуры и науки. В 1747 г. императрица увеличила ассигнования на академические нужды.

Финальная часть вновь обращена к Елизавете Петровне. В ней императрица представлена миротворицей, прекратившей все военные действия ради спокойствия и счастья своих подданных. Своим произведением М.В. Ломоносов хочет сказать правительнице, что России нуждается в мире, а не войне. Эмоции и стилистика оды миротворческие, а не призывно-агрессивные.

Но основная идея Ломоносовского произведения: мир все же способствует процветанию государства, а не война.

Чтобы придать произведению величия и масштабность мысли, М.В. Ломоносову пришлось прибегнуть к непростым речевым оборотам. Каждый оборот речи подчинен одическому стилю и придает ощущение пышности и великолепия.

Анализ 2

Произведение посвящено началу царствования российской императрицы Елизаветы и содержит в себе поэтическое прославление новой государыни.

Художественная структура оды, написанной с использованием богатого, пышного поэтического языка, выражена в величественном стиле письма и масштабности образов, подчеркнутых классицистической формой рифмовки, выдержанной на протяжении всего повествования, четырехстопным ямбом, церковнославянскими фразами в форме десятистрочной строфы, а также многочисленными гиперболами, метафорами в виде риторических фигур.

Предшествует основному содержанию вступление, в котором поэт изображает картину тишины в стране, наступившей с прекращением всех имеющихся военных действий, передавая истинное наслаждение от мирного спокойного существования, несущего надежду на дальнейшее процветание государства при правлении Елизаветы Петровны.

Главную героиню произведения поэт представляет в образе красивой, величественной государыни, достоинства которой подчеркиваются с использованием красочных сравнений, эпитетов, создавая в изображении монархини мелодичность и гармоничность, делая акцент на ее щедрости и любви к собственному народу.

В повествовании, прославляющем императрицу, автор вводит торжественное описание исторических событий, акцентируя внимание на значимом влиянии Елизаветы Петровны в мирном разрешении военных конфликтов, а также вспоминая с почтением и уважением период правления Петра Первого, которого поэт называет Человеком с большой буквы и упоминает в оде при помощи образов античной мифологии.

Автор рисует образ героини как достойной продолжательницы великого дела своего отца, возлагая на нее надежды на преумножение петровских начинаний и реформ, в том числе в научных сферах, иллюстрируя величественность правительницы богатыми описаниями своей страны, включая неповторимые природные пейзажи, размах обширных территорий, неисчерпаемые богатства земельных недр и рождение истинных талантливых, способных личностей.

Кульминацией произведения является связующая нить между прославлением России, ее нынешней государыни и необходимости дальнейшего развития в стране наук, в том числе научного прогресса, великого дела, начатого Петром Первым, поскольку лишь с появлением поистине образованных людей государство сможет стать по-настоящему великим.

Сочинение по произведению На день восшествия Елизаветы Петровны

Михаил Васильевич Ломоносов – величайший ученый-естествоиспытатель России, вышедший на мировой уровень. И именно этот великолепнейший ум империи написал одно из своих лучших произведений, посвящая своей музе и покровительнице – Елизавете Петровне. В 1747 году императрица провела реформу, в которой утверждала новый штат и новый устав Академии наук. Эта реформа увеличивала финансирование Академии вдвое. Скорее всего именно этот фактор и стал решающим в написании оды, посвященной Елизавете.

Саму личность Елизаветы Михаил Васильевич описывает весьма лестно, но при этом, указывая на уже свершенные поступки, и восхваляя светлое будущее при дальнейшем правлении светлейшей. Конечно же Ломоносов не мог не вспомнить о отце императрицы, о великом Петре Первом, и сулит ей его знаменитые дела. Сам поэт являлся не скрытым поклонником царя, поэтому и восславляет так его дочь, ожидая от нее таких же великих дел. И поскольку Петра I Михаил Васильевич видел как противника отсталости народа, борца за его развитие и просвещение, то после реформы Елизаветы о поддержке Академии наук, ученый цепляется за это, как за явное сходство дочери и отца. Таким образом в оде появляется линия науки, которая уводится к русскому народу и его развитию, в веру, что будут и будут появляться среди людей светлые умы.

Оды Михаила Васильевича Ломоносова уникальны. По своей манере написания, по своему слогу и по легкости понимания и чтения, писавший о русском народе, о его уме и духе, восхвалявший свой народ как никто другой, поэт еще при жизни снискал величие и любовь. Современники по праву оценили, что впервые появились произведения в книжной поэзии, которые отличались единством содержания и формы.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ оды Ломоносова На день восшествия Елизаветы Петровны

Популярные сегодня темы

Город Ижевск – это моя малая родина, мой любимый город с удивительно красивыми улицами и площадями, просторными проспектами и скверами, чистыми и благоустроенными дворами и парками

Великая Отечественная война сильно повлияла на русскую литературу. После окончания военных действий многие фронтовики становились писателями, поэтами, режиссерами. Они стремились в своих произведениях передать

Лейтенант германской армии, лётчик Фридрих Буш и советский мальчишка Лёша Михайлов одновременно получили награды. Немец за разгром двенадцати советских зенитных установок. А советский школьник за то

1823 - Александр Николаевич Островский, ставший в последствии одним из самых величайших русских драматургов в истории, родился 12 апреля. С юных лет увлекался иностранными языками, этому способствовала обширная домашняя библиотека.

В центре картины изображена большая ваза с яркими цветами. Огромные красные пионы сразу привлекают к себе внимание, ведь большинство цветов в вазе – желтые. Множество зеленых листьев оживляет букет.

История создания

Обычно оды заказывались правительством, и их чтение было включено в праздничную церемонию. Торжественное стихотворение, посвящённое годовщине царствования Елизаветы, также было написано по заказу правящей особы. Поэту нужно было красиво рассказать о заслугах императрицы перед Отечеством, причём найти такие слова, которые могли усладить слух собравшихся. Работу над подобными творениями нередко поручали Ломоносову — признанному мастеру жанра.

В действительности за время правления Елизавета сделала много хорошего. Она продолжила начинания Петра Великого и всячески способствовала развитию просвещения. Кроме того, императрица увеличила объём финансирования Академии наук и обновила штат. На нужды учёных направлялись значительные суммы из казны.

Правительнице приходилось думать и о том, как укрепить обороноспособность России. Австрия, Голландия и Англия хотели развязать войну против Франции и Германии, и Елизавета не хотела, чтобы Отечество оказалось втянутым в этот конфликт.

Ломоносов в своём произведении говорит, что монархиня правила мудро и избрала верный путь для страны. Россия должна отказаться от вступления в коалицию, её путь исключительно мирный.

Краткий анализ текста

Ода Ломоносова Елизавете Петровне написана в 1747 году в честь годовщины знаменательного события — начала правления государыни. Она взошла на престол в 1741 г. Создание оды приурочено к шестилетию царствования. Стих посвящён заслугам монаршей особы. Структура произведения включает 3 части:

Ломоносов пишет оду

  1. Поэт прославляет тишину и мудрую правительницу, щедро осыпая обеих комплиментами.
  2. Рассказывается о щедротах и просторах отчизны, перечисляются земные богатства.
  3. Снова превозносятся хвалебные речи в адрес монархини и подчёркивается её роль в развитии просвещения.

Анализ особенностей произведения позволяет определить, что его литературный жанр — ода. Такой выбор Ломоносов сделал по двум причинам. Во-первых, это направление было излюбленным у поэта. Во-вторых, ода лучше всего подходит для случаев, когда нужно в торжественной форме рассказать о заслугах монарха. Текст написан четырёхстопным ямбом — типичным размером для оды. Михаил Васильевич часто применял его в своём творчестве. Виды рифмовки:

  • перекрёстная;
  • опоясывающая;
  • смежная.

Михаил Васильевич мастерски использует средства выразительности, которые равномерно распределены по тексту. Примеры тропов:

Композиция и содержание

Императрица Елизавета

Центральная тема

Ключевая тема оды — похвалы в адрес царицы. Но Михаил Васильевич не ограничивается хвалебной песнью. Он затрагивает ещё одну тему, актуальную во все времена — важность просвещения и науки. Для развития государства нужны два фактора: мирная обстановка и образованное население. Это понимали не только государи, но и обычные образованные граждане, к которым относился и Ломоносов.

Послание адресовано каждому, кто заботится о благе государства и считает честью служить для него. Автор обращается и к современникам, и к потомкам, убеждая их в важности культуры, образования и нравственного развития. В первой части поэмы он перечисляет природные красоты и богатства, а во второй подчёркивает, что не менее важны духовные ценности

. Главная мысль заключается в том, что каждый должен стремиться к знаниям и поддерживать государыню.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Восшествие Елизаветы. Ода.

История создания – Ода написана в 1747 году.

Тема произведения – Прославление великих свершений императрицы Елизаветы Петровны.

Композиция – Произведение условно состоит из трёх частей: в первой части прославляется монарх, во второй – описываются богатства и возможности России, в третьей части вновь возносятся хвалебные слова в адрес мудрого правителя.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с использованием перекрёстных, парных и кольцевых рифм.

История создания

Елизавета вплотную занялась реструктуризацией Академии наук: утвердила новый штат и новый указ, вдвое увеличила средства, необходимые на нужды академии, всячески поддерживала науку и русских учёных.

В этот же период весьма насущным был вопрос возможного вступления России в новую войну. Коалиция Австрии, Голландии и Англии предлагала российскому правительству принять участие в войне против Франции и германских государств за право получения Австрийского наследства.

В своём произведении Ломоносов не только прославляет Елизавету за её стремление вывести Россию на новый уровень в вопросе просвещения, но и предостерегает от вступления в войну, настаивая на мирной программе развития государства.

Центральная тема произведения – прославление великих дел государыни Елизаветы Петровны, которая, по мнению автора, выбрала правильный курс в управлении государством Российским.

Но вместе с тем автор мастерски вплетает в оду и более важные темы: развитие науки и образования, возможность процветания государства только в мирное время, любовь к Родине.

Главная идея произведения – долг перед своим Отечеством, служение которому является наивысшей наградой и честью для каждого человека, будь то простой труженик или монарх.

По сути, ода представляет собой послание, адресованное не только императрице, но также современникам и потомкам поэта. Он страстно мечтает о процветании и благополучии России, её духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и лишений.

Композиция

Композиция произведения полностью соответствует основным правилам построения оды и состоит из трёх условных частей, логически связанных друг с другом.

В первой части стихотворения поэт выражает свой восторг и возносит хвалу императрице, её заслугам перед отечеством. Также прославляет прошлые достижения государства и её правителей, с особым восхищением вспоминает Петра I и его знаменитые реформы. По мнению автора, именно от него Елизавета переняла эстафету великих дел.

Во второй части поэт плавно отступает от личности правителя и фокусируется на величественном образе России с её бескрайними просторами, неисчерпаемыми природными богатствами и огромным творческим и духовным потенциалом. Укрепление и обогащение государства он видит в развитии наук, а будущее страны – в образованных, просвещенных молодых людях.

Финальная часть произведения вновь прославляет монарха за его деяния, направленные на благо отчизны.

Произведение написано в жанре оды, который был излюбленным литературным жанром Ломоносова. Это торжественное произведение, призванное прославлять значительное лицо или важное событие, и в мастерстве написания од Михаилу Васильевичу не было равных.

Стихотворный размер произведения – четырёхстопный ямб, также излюбленный размер Ломоносова. Он пользовался им с большой искусностью, придавая произведению особую торжественность, звучность и музыкальность.

Рифмовка в данном произведении также заслуживает отдельного внимания. Для первых четырёх строк характерна перекрестная рифма, далее следуют 2 строки с парной рифмой, и завершает стихотворение кольцевая рифма.

Средства выразительности

Благодаря искусному использованию выразительных средств автору удается в полной мере раскрыть свой творческий замысел.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:

· поговорим об истории создания и основных темах оды.

Любимым жанром Михаила Васильевича Ломоносова была ода.

Всего поэт создал около 20 торжественных од.

Кроме того, он разработал и утвердил каноны оды русского классицизма.

Давайте вспомним, что такое ода. Ода – лирический жанр литературы, который восхваляет известную личность или значимое событие.

Отличительные черты оды в русском классицизме:

· использование образов из древнегреческой мифологии;

· обилие метафор и эпитетов.

День восшествия на престол считался главным придворным праздником и отмечался с большой пышностью. Чтение од было обязательной частью праздника, для этого поэтам заказывали оды, прославляющие монарха.


В этом же году произошло и ещё одно событие, очень важное для Ломоносова. Императрица утвердила новый устав, который отделил Академию наук от Университета.

Такое разделение учёный считал необходимым. Ломоносов верил, что это поможет развиваться науке и образованию ещё активнее.

Его воодушевление, надежды и жажда перемен повлияли на выбор главных тем торжественной оды.

Композиция оды трёхчастная. Она содержит вступление, основную часть и заключение. При этом в основной часть можно выделить ещё несколько частей, которые отличаются тематикой.

Первая строфа оды – это вступление. В соответствии с законами классицизма оно посвящено прославлению мира:

«Царей и царств земных отрада

Возлюбленная тишина,

Блаженство сёл, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Ломоносов рисует красочные картины благополучия: яркие цветы, полные зреющих колосьев поля, корабли с сокровищами.

Также он использует олицетворение: тишина сыплет щедрою рукой богатство.

«Во все страны свой взор возводит,

Но краше в свете не находит

Основная часть оды начинается с третьей строфы. Её Ломоносов начинает с восхваления императрицы. Главной заслугой Елизаветы Ломоносов называет прекращение всех войн:

«Когда на трон она вступила,

Как вышний подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец;

Тебя прияв облобызала:

Мне полно тех побед, сказала,

Для коих крови льется ток.

Я россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь

Вторая заслуга молодой императрицы – это восстановление политики, которую вёл Пётр Первый:

«О коль достойно возвеличен

Сей день и тот блаженный час,

Когда от радостной премены

Петровы возвышали стены


Действительно, сразу после коронации Елизавета восстановила Сенат и усилила его роль, упразднила кабинет министров. Императрица часто повторяла, что намерена продолжать политику Петра Великого.

Третья заслуга императрицы в покровительстве наукам:

«Молчите, пламенные звуки,

И колебать престаньте свет;

Здесь в мире расширять науки

Любопытно, что сама императрица науками интересовалась мало. Все заслуги по развитию науки и образования принадлежат, скорее, её фавориту, графу Шувалову. Иван Иванович Шувалов был известным меценатом.

Он покровительствовал многим учёным и художникам, был первым куратором Московского университета и президентом Академии художеств.

Уже в седьмой строфе образ Елизаветы плавно отступает на второй план. Внимание поэта приковано к заслугам отца нынешней императрицы.

Императора Петра Первого Ломоносов считал монархом, который воплотил в себе идеалы просвещения. Его реформы и достижения поэт воспевает даже в оде, посвящённой его дочери:

Зиждитель мира искони

Своими положил судьбами

Себя прославить в наши дни;

Послал в Россию Человека,

Каков неслыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознёс

Главу, победами венчанну,

Россию, грубостью попранну,

Образ Петра грандиозен. Россию император возвысил до небес, даже древние боги Марс и Нептун трепещут перед его мощью:

«В полях кровавых Марс страшился,

Свой меч в Петровых зря руках,

И с трепетом Нептун чудился,

Прославляя Петра, Ломоносов скорбит о его смерти. Но после выражения скорби, он снова возвращается к Елизавете:

«Великая Петрова дщерь

Щедроты отчи превышает,

Довольство муз усугубляет

Своими словами поэт невзначай побуждает молодую императрицу продолжать дела великого отца во имя блага Родины. Ломоносов надеется, что Елизавета станет просвещённым монархом, который развивает науки и заботится о процветании государства.

Тому, как прекрасна и изобильна страна, которой правит Елизавета, поэт посвящает несколько строф.

Они становятся настоящим гимном России.

В нём Ломоносов описывает необъятные просторы русской земли, её богатые недра, плодородные поля, величественные реки и густые леса.

Как истинный учёный Ломоносов замечает, что России необходимы науки и образование, чтобы извлечь пользу из всех этих богатств:

«Но требует к тому Россия

Искусством утверждённых рук.

Сие злату очистит жилу;

Почувствуют и камни силу

Поэт не жалеет красок, описывая картины будущего, в котором победила наука. Величие античных богов меркнет перед достижениями российской науки:

«Сребро и злато истекает

Во всём наследии твоём.

Плутон в расселинах мятётся,

Что россам в руки предаётся

Драгой его металл из пор,

Но чтобы превратить эту грандиозную картину в реальность, нужны умные и образованные люди. Ломоносов подчеркивает, что Россия богата не только природными ресурсами, но и талантами.

Главное сокровище Российской империи – люди. Учёный призывает молодое поколение учиться, развивать науку и этим послужить отчизне:

«О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Продолжая свою мысль, поэт подкрепляет её воспеванием науки:

«Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

Последняя строфа – заключение. Здесь поэт возвращается к прославлению императрицы Елизаветы, ведь именно оно должно было стать главной темой оды в честь годовщины царствования.


Форма оды выдержана в духе классицизма. Здесь и патетические восклицания, и риторические вопросы, обращения к молодому поколению и императрице.


В оде упоминаются имена античных богов: Минерва, Плутон, Марс, Нептун.

Торжественность и возвышенность помогают создать слова церковнославянского языка.

Необычно здесь содержание. В торжественной оде, которая создана в честь годовщины царствования, восхвалению императрицы отводится очень мало места. При этом поэт воспевает Петра I, чтобы показать императрице идеал просвещённого монарха, к которому ей следует стремиться.

Пожалуй, самая важная тема – это любовь к Родине.

Ломоносов восхищён красотой и богатствами родных просторов, но при этом сохраняет подход учёного-практика. Он подчёркивает, что овладеть этими несметными сокровища поможет только наука.

Также в оде мы можем увидеть личность автора, проследить его отношение к тому, что он изображает. Читая оду, легко представить себе автора – учёного, патриота, пламенного борца за развитие просвещения. Даже в его похвале больше побуждения и поучения.

Поэт считает себя вправе давать советы императрице. Этого же мнения придерживался и Г. Р. Державин, о творчестве которого мы поговорим на следующем уроке.

Читайте также: