Влияние на общество щербатова кратко

Обновлено: 05.07.2024

До сих пор для консервативного читателя это имя мало что говорит. А между тем, фигура Михаила Михайловича Щербатова представляет; большой интерес в плане исследования изменения места русского национального самосознания в XVIII веке. По сути дела, М.М. Щербатов в своём сочинении "О повреждении нравов в России" обличал не только императриц Елизавету Петровну и Екатерину II, а также все общество, двор и знать, но и свои собственные западнические, масонские идеи и заблуждения. И нам, в этом отношении, полезно понять причины нашего сегодняшнего духовного и нравственного падения из уст очевидца духовного и нравственного "падения нравов" в России, в далёком, казалось бы, в XVIII веке.

Прежде чем касаться судьбы Михаила Михайловича Щербатова, необходимо несколько слов сказать о самом XVIII веке. Особенностью данного столетия было насильственное и во многом искусственное, секуляризированное разделение на духовную и светскую культуру. Сначала быт самих царей и их приближённых, а затем постепенно и всех высших слоёв общества, стал быстро, и меняться самым радикальным образом. Русских людей XVIII века пленяли с необыкновенной силой, не только разные технические "удобства жизни", но, и в ещё большей степени, эстетика западного быта. Уже в XVII, при Царе Алексее Михайловиче, веке у нас заводится театр, а при Петре I, под его прямым наблюдением и по строгому приказу, насаждаются саамы разнообразные формы западного быта (снятие бород, парики, камзол, кафтан, жабо, короткие штаны до колен с застёжками, бантами и завязками, чулки, высокие причёски и башмаки, подвязки, разрешение женщинам носить мужскую одежду). Так, например, при дочери Петра Елизаветы, когда самому Щербатову было около 15-20 лет, при дворе был введён маскарад с переодеваниями, где сама императрица была ослепительно красива в мужском костюме на фоне золоченых зеркал (в жабо, в кафтане и камзоле, в коротких штанах до колен и высоких башмаках). Всё это позволяло ей показать прелесть и красоту её длинных и изящных ног. После Елизаветы Петровны, устраивала подобные маскарады и Екатерина II, на время правления которой пришлась вся большая часть жизни Щербатова.

Эти перемены отвечали, конечно, внутренним сдвигам сознания, происходивших в русской душе, и, прежде всего, внутренней секуляризации, которая создавала и потребность своего внешнего выражения. В отличие от Запада, где данный процесс проходил в течение двух столетий, в России наличность уже готовой, живой и привлекательной, на первый взгляд, модели, казалось бы, устраняла необходимость самостоятельной выработки нового стиля жизни. Вот отчего этот стиль жизни сформировался в верхних слоях русского общества так быстро, что уже через несколько десятилетий традиционный быт сохранился в лишь в провинции, - у народа и, особенно, в старообрядческой среде.

При этом разумеется, менялись не только внешние формы жизни, - вырастала потребность и в новой "идеологии". Всюду вспыхивает жажда светского образования западного образца. Возникает мода на получение образования заграницей. Примером этого, могут служить судьбы таких великих деятелей России этого времени как В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов.

В эту эпоху многие образованные русские люди высших сословий были предельно, и во многом некритически, восприимчивы к философской культуре Запада (Франции, Германии и Англии). Со временем сформировались три основных течения русской мысли: вольтерианство, масонство и идеология сильного, правового имперского государства (основой которой была идея просвещённой империи).

Как уже было сказано выше, М.М. Щербатов родился 2августа 22 июля 1733 года в Москве. По своему происхождению он принадлежал к знатному древнерусскому роду князей Щербатовых ведших свою родословную от самого Рюрика. Михаил Михайлович получил всестороннее домашнее образование. Помимо философии и истории, он увлечённо занимался "статистикой" (государствоведением), изучал художественную литературу и естествознание. У него была одной из лучших в России библиотека (15тысяч томов). Недолгая военная карьера Щербатова; закончилась с обнародованием в 1762 году манифеста "О вольности дворянской". В этом же году он вышел в отставку в чине капитана лейб-гвардии Семёновского полка.

В 1767 году, будучи на гражданской службе, как депутат от ярославского дворянства участвовал в работе Уложенной комиссии. Его гневные речи против "либерально" настроенных депутатов, содержащие развёрнутые аргументы в защиту незыблемости крепостного права, привелегий и прав дворянства, стали широко известны в дворянских кругах.

В том же году, после официального представления Екатерине II, Щербатов получает доступ в патриаршую и типографическую библиотеки, где ещё по указу Петра I были собраны списки летописей, имея высочайшее повеление написать историю России.

В 1777 году Щербатов назначается президентом камер-коллегии, позднее - сенатором и тайным советником. В его публицистике этого периода обсуждаются вопросы дворянского самоуправления, обосновывается необходимость организации армии по принципу военных поселений. Щербатов пишет первые 6 разделов энциклопедического труда "Статистика в рассуждении России", в котором намечается программа комплесного описания географического положения, экономики, народонаселения, государственного устройства, культуры и внешней политики Российской Империи.

После выхода Щербатова в отставку в 1788 году в его произведениях резче обозначилось расхождение с политикой Екатерины II. К этому времени относятся статьи Михаила Михайловича "Размышления о дворянстве", "Размышления о законодательстве вообще". Несколько ранее он издаёт социальную утопию "Путешествие в землю Офирскую" (1784).

Убеждённый защитник крупной земельной собственности, апологет крепостного права, он даже идеал просвещённой монархии почитал за "вольномыслие", желая ограничить самодержавие властью аристократического дворянства.

М.М. Щербатов оставил заметный след в русской культуре как историк: все мысли и его чаяния были обращены к прошлому, в допетровскую Русь, когда по его мнению, сословные барьеры чётко разделяли смерда и господина, худородного и боярина.

В этом плане, он был тем мыслителем, который сочетал свой консерватизм (особенно характерный для него в поздний период его жизни) с принадлежностью к масонству ( в большей степени ранний период жизни) с определённой оппозиционностью к самодержавию.

Определённая ностальгия по прошлому во многом определяла то плохо скрываемое раздражение, с которым Щербатов взирал "окрест себя" на разрушение и гибель прежних ценностей, регламентаций, всего стиля страрусской жизни, неостановимо уходящего в прошлое и в период правления Екатерины II.

Неутомимо работая над многотомной "Историей Российской от древнейших времён" (которая была в основном издана при жизни автора, и лишь последние два тома, доведённые до начала XVII века, были опубликованы спустя год после его смерти), Щербатов сделал заметный шаг вперёд по сравнению со своим предшественником В.Н. Татищевым. Он существенно расширил круг летописных источников и архивных материалов, был более осторожен и корректен в работе с ними.

Одновременно с занятиями русской историей, Щербатов интересовался политическими, философскими, экономическими вопросами. Тайный "охулитель" политики Екатерины II и тех нравов, царящих при дворе, он умело скрывал свою дворянско-аристократическую оппозиционность и излишне суровый для того времени нравственный ригоризм.

Как и многие его политические единомышленники,, такие как А.Р. Воронцов, Н.И. Панин, А.Б. Куракин, Щербатов на протяжении большой части своей жизни состоял членом различных масонских лож. Влияние масонских идей сказалось на его взглядах на религию и церковь.

В своих философских построениях Щербатов стремился опереться на достоверные факты, "взять себе в проводники науку и наивернейшие испытания". Возможности научного познания мира он считал огромными: нет в природе таких тайн, которые рано или поздно ему не открылись. Щербатов любил возвращаться к онтологическому доказательству бытия Божия и в разных вариациях воспроизводил его в духе рационалистической теологии Вольфа.

В сочинении "Разговор о бессмертии души" (1788) он приводит развёрнутую систему доказательств посмертного существования и активности человеческого духа. Материалистические теории им отбрасываются, а таких мыслителей, как Эпикур, Лукреций, Гоббс, он называет "лжемудрыми", считая, что все они исходят из ложной посылки, согласно которой душа представляется полноправной материальной частью живого органического целого, иными словами, частью тела. Дух, или "мысленность", человека, по Щербатову, понетенциально независим от тела, но функционально, "в деяниях своих" обнаруживает относительную зависимость от него. В наибольшей степени этот процесс проявляется в процессе познания. Однако последний не может определяться, считал он, только активностью чувственных органов, возможность получения знания зависит прежде всего от деятельности сознания на рациональном его уровне.

Таким образом, Щербатов здесь склонялся скорее к рационалистическому подходу, сближаясь в данном вопросе с позицией Р. Декарта, Б. Спинозы и Лейбница.

Своё понимание исторического процесса Щербатов изложил не только в "Истории Российской. ", но и в "Краткой повести о бывших в России самозванцах" (1774) и некоторых статьях. Для исторической концепции Щербатова характерен рационализм. Отрицая какую-либо социальную роль провидения, он ставил развитие общества в зависимости от распространения науки и светской образованности. Непосредственными инициаторами исторического процесса выступают цари, полководцы, "лучшие мужи" из среды аристократов-дворян. В основе их деятельности, по Щербатову, преимущественно своекорыстные психологические мотивы: алчность, эгоизм, славолюбие. Соединённые с волей, хитростью и умом, они способны побудить массу рядовых исполнителей к действию.

Свой заветный политический идеал - союз великокняжеской (царской) власти и боярства - Щербатов выразил в неоконченном социально - утопическом романе "Путешествие в землю Офирскую" (1783-1784). Землёй обетованной предстаёт на его страницах государство, в котором власть монарха ограничена правительством из высшего дворянства, а также советом вельмож. Другие сословия, включая и рядовое дворянство, от власти фактически отчуждаются. При этом переход от одного сословия в другое (здесь Щербатов оспаривал петровскую "Табель о рангах") невозможен. В Офирском (т.е. в идеальном российском) государстве свято чтут привилегии и права дворянства: только дворянин может иметь земли, населённые крепостными.

В целом, признавая экономическую эффективность свободного труда, Щербатов, выступал против отмены крепостного права, считая, что вред от этой акции перевесит её пользу. В силу сложности климата многие области империи могут, в случае отмены крепостного права прийти в запустение (что, в итоге, и произошло), так как освобождённые крестьяне неизбежно мигрируют на более плодородные земли. Кроме того, отмена крепостного права губительна в силу плохого состояния отечественного судопроизводства и низкой агрокультуры.

Выступая за необходимость распространения знаний во всех слоях общества, подчёркивая значение различных образовательных учреждений и школ, Михаил Михайлович вместе с тем считал, что воспитание должно быть направлено на сохранение незыблемости сословно-кастового строя. Так всем жителям Офирского государства с юных лет доказывают "естественный" характер неравенства среди людей и "логически" вытекающую из него "разность" сословий. По мнению Щербатова, в основе государств демократического типа лежит вредная и никогда реально не осуществлённая "химера равенства". Сама природа, которая не терпит однообразия, восстаёт, по его мнению, против демократии. Поэтому данный тип государства характеризуют внутренняя нестабильность, ожесточённая и непрерывная борьба партий, неоперативность в принятии важнейших решений или "слишком медленное течение государственных дел".

Общественно-политическая и нравственная позиция Щербатова наиболее полно выражена в его острокритическом сочинении "О повреждении нравов в России". Написанная около 1787 года "втайне" для узкого круга единомышленников и "в назидание потомству", оно впервые и полностью было опубликовано в России лишь в 1896-98 гг. Лейтмотивом его является мысль о том, что вступление страны на путь "благодетельного просвещения" и сближения с Западной Европой привело к драматическим коллизиям во всех областях общественной жизни. Искоренения суеверия при отсутствии просвещённости в народной массе вызывало, по справедливым словам Щербатова, утрату и самой веры, в результате, нравы, "потеряв сию подпору, в разврат стали приходить". При этом рушится семья, изчезают понятия долга, чести, нет верности отечеству и государю, утверждаются индивидуализм и алчность. В дворянстве "заслуги и выслуги" стали более почтенны, чем "роды", а процветающее в нём обман, лесть, фаворитизм порождаются деспотизмом и укрепляют его. Автор противопоставляет всему этому идилическую картину обычаев и нравов допетровской Руси, подчёркивая роль "честных мужей" из среды родового дворянства.

В работе "О повреждении нравов в России" он пишет следующие слова, в полной мере характеризующие его отношение к повреждению нравов в нашей стране: "Взирая на нынешнее состояние отечества моего, с таковым оком, каковое может иметь человек, воспитанный по строгим древним правилам, у коего страсти уже летами в ослабление пришли, а довольное испытание подало потребное просвещение, дабы судить о вещах, не могу я не удивляться, в коль краткое время повредилися повсюдно нравы в России"."Нравы достигли даже до того,- пишет далее Щербатов,- что Вера и Божественный закон в сердцах истребились, тайны божественные в презрение впали, гражданские узаконения презираемы стали; судии вовсяких делах нетоль стали стариться, объясня дело, учинить свои заключения на основании узаконений, как о том, чтобы, лихоимственно продовая правосудие, получить себе прибыток, или угождая какому вельможе стараются проникать, какое есть его хотение; другиеже незная и не стараясь узнать узаконений, в суждениях своих, как безумные бредят, и ни жизнь, ни честь, ни имения гражданские несут безопасны от таковых неправосудий. Несть ни почтения от чад к родителям, которые не стыдятся открытно их воле противоборствовать и осмеивать их старого века поступок".

И в итоге: "Несть родственной связи, ибо имя родов своих заничто почитают, но каждый живёт для себя. Несть дружбы, ибо каждый жертвует другим, для пользы своея. Несть верности к Государю, ибо главное стремление почти всех обманывать Государя, дабы от него получать чины и прибыточные награждения. Несть любви к отечеству, ибо почти все служат более для пользы своей, нежели для пользы отечества. ".

Поэтому, по мнению Щербатова: "исчезла твёрдость, справедливость, благородство, умеренность, родство, дружба, приятство, привязанность к Божию и к гражданскому закону и любовь к отечеству; а место сии начинали занимать: презрение божественных и человеческих должностей, зависть, честолюбие, средолюбие, пышность, уклонность, раболепность и лесть, чем каждый мнил своё состояние делать и удовольствовать свои хотения. ".

Мировоззрение Щербатова противоречиво и в известной мере эклектично. В своих философско-исторических и общественно-политических взглядах он выявляет себя как представителя консервативной оппозиции идеологии "просвещённого абсолютизма". В то же время его философские воззрения, несмотря на их общую религиозно-идеалистическую ориентацию, содержит немало идей, почёрпнутых главным образом из западноевропейской просветительской мысли.

В заключении, хотелось отметить следующее: идеи М.М. Щербатова представляют собой то противоречие, которое характерно для многих русских аристократов XVIII века. Однако, его идеи ценны тем, что являются яркими примерами критики тех "обезъяннических" нравов, которые были взяты у Запада. Щербатов и сам был болен многими из этих пороков. Будучи масоном (а тогда масонство многие аристократы рассматривали как игру и развлечение), он, в конце жизни, разочаровывается в этих идеях. Просветитель и масон Щербатов вдруг начинает жестко критиковать демократию, свободу, равенство, братство, западнизацию России, и призывает вернуться к старым традициям допетровской Руси. Всё сказанное, конечно, требует более детального исследования данного периода русской истории, в том числе и наследия самого М.М. Щербатова. А теперь помянем его.Используемая литература:

1) История русской философии: Учеб. для вузов. /Под ред. М.А. Маслина. - М.:2001.

2) Русская философия. Словарь. - М.:1995.

3) Русская литература. Словарь. - М.:2003.

4) П.С. Шкуринов. Философия России XVIII века. - М.:1992.

5) М.М. Щербатов. Соч.: В 2-х т. - Спб., 1896-98.

6) О повреждении нравов в России кн. М. Щербатова и путешествие А. Радищева. - М.:1983.

В последние годы жизни Щербатов пишет политико-публицистические произведения, в которых подвергает резкой критике абсолютную монархию как форму правления, а также деятельность всего екатерининского правительства, отмечая масштабность злоупотреблений, повсеместное нарушение законов, взяточничество должностных лиц, продажность судей, разбазаривание государственных финансовых и земельных фондов и т. д.

Выход из этого положения он усматривал в необходимости ограничения власти монарха и соблюдения законности во всех сферах государственной деятельности.

Форму правления и законы государства Щербатов ставил в зависимость от климата страны, размера территории, ее рельефа, плодородия почв и численности народонаселения.

Обращаясь к монархии, Щербатов, подобно Монтескьё, полагал, что здесь следует различать два варианта: монархия ограниченная, функционирующая на основании законов, и монархия абсолютная, равнозначная деспотии, наличие которой он усматривал в России.

Представительный орган, моделируемый Щербатовым, — Высшее правительство состоит из пяти департаментов (уголовных дел, государственных доходов, торговли, морских и сухопутных войск и чужестранных дел), все вопросы в которых решаются коллегиально. В Высшем правительстве сосредоточена законодательная и высшая судебная власть. Судьи выборны, и суд состоит из шести судей и председателя, избираемого составом суда сроком на один год.

Местное управление представлено выборными органами дворянского и купеческого самоуправления с довольно широкими полномочиями.

Монарх возглавляет исполнительную власть и руководит управлением страной в законных пределах. За нарушение законов монархом предусматриваются тяжкие последствия, вплоть до заключения его в темницу. Посмертно, приблизительно через тридцать лет, всенародно обсуждается деятельность каждого монарха и в соответствии с вынесенной оценкой решается вопрос об отношении к его памяти (посмертная честь, памятники или, напротив, осуждение).

Таким образом, монарх в проектах Щербатова представлен высшим чиновником государства: он лишен почестей, особых торжественных одеяний и церемоний, его украшают только добродетели.

Законы должны быть известны народу, и их необходимо изучать во всех учебных заведениях.

Классификация законов дана у Щербатова в духе традиций естественно-правовой школы. Все законы он делит на божественные, естественные и положительные, твердо полагая, что последние должны соответствовать первым двум. Так, он осуждал гражданский закон (положительный), предписывающий нарушать тайну исповеди священнослужителям (доносы священников властям), усматривая в его содержании нарушение Божественного закона. В качестве примера несоблюдения естественного закона он приводил случаи торговли крепостными людьми (прикрытой видимостью законности) и требовал строжайшего запрета таких сделок.

Касаясь вопросов организации судопроизводства, Щербатов высказал ряд прогрессивных идей, активно обсуждавшихся его западноевропейскими современниками: открытость и гласность процесса, участие защитников. Щербатов возражал против вольного толкования смысла закона судьями и требовал их точного соблюдения в процессе судебного исследования дел.

Назаренко Б.А., преподаватель Российского государственного социального университета, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются основные положения государственно-правовой доктрины М.М. Щербатова - крупного государственного деятеля, историка и публициста эпохи Екатерины II. Анализу взглядов Щербатова на государство и право предшествуют его биографические сведения. Отмечено идейное влияние, которое испытал мыслитель, размышляя над государственно-правовой проблематикой.

Ключевые слова: М.М. Щербатов, история учений о праве и государстве, Екатерина II, Россия XVIII в., казнокрадство, взяточничество.

The article considers fundamental provisions of state-law doctrine of M.M. Shcherbatov, a prominent state official, historian, publicist of the epoch of Catherine the Second. The analysis of views of Shcherbatov to the state and law is preceded by biographical information. The author notes the ideological influence which was felt by the thinker concentrating on the state-law problems.

Key words: M.M. Shcherbatov, history of doctrines on state and law, Catherine the Second, Russia of the XVII century, corruption, bribery.

Михаил Михайлович Щербатов родился в Москве в 1733 г. Он происходил из древнего княжеского рода и имел обширные познания в философии, истории, литературе, естествознании, экономических и политических науках, а также знал несколько европейских языков (французский, итальянский и немецкий). В жизни он добился немалых успехов: занимал посты президента Камер-коллегии (ведавшей государственными доходами) (1778) и сенатора (1779). Будучи депутатом Уложенной комиссии, он проявил свои ораторские дарования и умение аргументированно отвечать на вопросы оппонентов . Свои взгляды на государство и право М.М. Щербатов отразил в публицистических произведениях, которые являлись конструктивной критикой реформ, проводимых Екатериной II, ее политических решений и государственной деятельности чиновников.

В период правления Екатерины II Сенат превратился в "центральное административно-судебное учреждение" (см.: Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М.: Издательский дом "Территория будущего", 2005. С. 300).
Щербатов, как писал А.Г. Брикнер, был "замечательнейшимъ изъ всехъ депутатовъ. " и выступал на заседаниях Уложенной комиссии "съ такою силою воли, съ такою ясностью политическихъ убежденiи, съ такимъ красноречiемъ и съ такими глубокими и многосторонними познанями. " (см.: Брикнеръ А.Г. Князь М.М. Щербатовъ какъ членъ Большой Комисiи 1767 г. // Исторически вестникъ. 1881. N 10. С. 217, 218).

М.М. Щербатов, размышляя о государстве и праве, ссылался на положения политико-правовых доктрин Нового времени (Ш.Л. Монтескье, С. Пуфендорфа, Х. Вольфа, Г. Гроция и др.), а также нередко обращался к философской традиции Древнего Востока , учению масонства и анализу законодательства западноевропейских стран (в частности, Habeas corpus act).

Так, например, историк П.Н. Милюков небезосновательно считал, что в "Разных рассуждениях о правлении" Щербатов "полными руками черпает. " из "Духа законов" Монтескье (см.: Милюков П. Главные течения русской исторической мысли. М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2006. С. 41, 42), который отмечал, что законы "должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату, образу жизни ее народов, степени свободы, допускаемой устройством государства, религии населения, его склонностям, богатству, численности, торговле, нравам и обычаям" (Монтескье Ш.Л. О духе законов. М.: Мысль, 1999. С. 16).
Влияние индийской философии на социально-политические взгляды Щербатова отмечает философ Т.В. Артемьева, анализируя религию жителей Офирского государства (см.: Артемьева Т.В. Михаил Щербатов. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1994. С. 50).
Восприняв политико-правовые идеи Запада, князь подверг их переработке "въ приложенiи, - писал в начале XX в. М.А. Дьяконов, - къ русской жизни" (см.: Дьяконовъ М.А. Выдающiися русскiи публицистъ XVIII века // Вестникъ права. 1904. N 7. С. 12).

Содержание ряда идей мыслителя о государстве и праве обусловливалось, несомненно, его происхождением (принадлежностью к родовитой аристократии). Это представления М.М. Щербатова о политическом идеале, который он изложил в своем произведении "Путешествiе въ землю Офирскую г-на С., швецкаго дворянина" . Политический идеал мыслителя - социальное государство с монархической формой правления, законодательство в котором основывается на христианской этике, сформулированной в Новом Завете. В законодательном органе, по его мнению, должны заседать представители двух сословий: дворянства и купечества . М.М. Щербатов также ратовал за сохранение незыблемым сословного строя, так как на дворян (привилегированное сословие) он возлагал большую (моральную и профессиональную) ответственность за управление государством, а крестьяне, полагал он, не обладают тем образовательным и культурным уровнем, который позволил бы им самостоятельно вести хозяйство .

См.: Щербатов М.М. Путешествие в землю Офирскую. // Щербатов М.М. Соч. СПб., 1896. Т. I. С. 749 - 1060.
См.: Назаренко Б.А. Государственно-правовые взгляды М.М. Щербатова (историко-правовое исследование): Дис. . канд. юрид. наук. М., 2009. С. 112.
См., например: Щербатов М.М. Примечанiе на 13-ю статью II главы проекта правамъ благородныхъ // Соч. Т. I. С. 196, 197.

Несмотря на явно консервативно-аристократический настрой его мыслей, М.М. Щербатов тем не менее затрагивал в своих произведениях проблемы, которые можно охарактеризовать как вневременные для российского общества, права и государства. Он подвергал критике: противоречивость и пробельность действующего законодательства; судебную волокиту; взяточничество и необразованность чиновников, недобросовестное исполнение ими своих обязанностей; казнокрадство; неуважительное отношение лиц, наделенных властными полномочиями, к участникам правоотношений .

См., например: Щербатов М.М. Оправданiе моихъ мыслей и часто съ излишнею смелостiю изглаголанныхъ словь // Соч. Т. II. С. 249; Щербатов М.М. Письмо къ вельможамъ правителямъ государства // Соч. Т. II. С. 275, 276.

Предложенное М.М. Щербатовым решение государственно-правовых проблем екатерининской эпохи не утратило элементов актуальности и в современной России в XXI веке: принятие эффективного и непротиворечивого законодательства; неукоснительное соблюдение законов государственными служащими; нравственное обновление чиновников, приводящее к изменению их отношения к своим профессиональным обязанностям и к людям, права и интересы которых они призваны защищать; повышение уровня образованности чиновничьих кадров; строгие наказания за взяточничество и казнокрадство; упразднение излишних звеньев государственного аппарата, затрудняющих его работу и препятствующих эффективной реализации права .

См.: Назаренко Б.А. Государственно-правовые взгляды М.М. Щербатова (историко-правовое исследование): Дис. . канд. юрид. наук. М., 2009. С. 139 - 149; Щербатов М.М. Размышленiя о законодательстве вообще // Соч. Т. I. С. 367; Щербатов М.М. Разныя разсужденiя о правленiи // Соч. Т. I. С. 348; и др.

Небезынтересны идеи князя о том, каким требованиям должны отвечать законы, чтобы эффективно применяться на практике. Во-первых, цель всяких законов - сохранение жизни и здоровья граждан и защита их собственности (в данном случае речь идет об охране собственности дворянского и купеческого сословий, так как крестьяне не являются субъектами права и собственниками недвижимого имущества, а движимым имуществом распоряжаются только с согласия помещиков). Во-вторых, при принятии законов необходимо учитывать географическое положение государства, обычаи проживающих на его территории народов, предписания христианского вероучения . Эти положения также не потеряли своего значения и в современной России.

Щербатов М.М. Размышленiя о законодательстве вообще // Соч. Т. I. С. 415.
Там же. С. 372, 373, 379, 380.

В учебных курсах по дисциплине "История политических и правовых учений (История учений о праве и государстве)" государственно-правовые взгляды русских мыслителей освещаются лишь фрагментарно , а некоторые авторы учебников отказываются от рассмотрения подобных доктрин . Это не может не вызывать сожаление, так как государственно-правовые теории России во многом имеют оригинальный характер, сохраняют преемственность в своем развитии и отражают, что, несомненно, очень важно, специфику тех условий, в которых они возникли. Нельзя забывать свою историю. Потому что тот, кто не понял ошибок своего прошлого, обречен пережить его снова.

См., например: Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России. М.: Юристъ, 2003. С. 188 - 197; История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М.: Зерцало-М, 2004. С. 328 - 335.
См., например: Омельченко О.А. История политических и правовых учений (История учений о государстве и праве): Учебник для вузов. М.: Эксмо, 2006.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: