Политическая стратификация по сорокину кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Теория стратификации является стержнем философско-социологических взглядов Питирима Сорокина. Его динамическая модель социальной стратификации определила мейнстримное направление современной социологии. В этом видится острая актуальность изучения творчества П. Сорокина и прежде всего, работ “Системы социологии” и “Социальная мобильность”. Оценке вклада П. Сорокина в общечеловеческую сокровищницу науки и культуры посвящены содержательные книги русских исследователей И. Громова, А. Мацкевича, С. Семенова, Н. Канашевича, С. Новиковой, П. Тихонова, Н. Зюзева, Ю. Вешнинского и др.

Изучая теорию стратификации П. Сорокина необходимо сконцентрировать внимание на двух понятиях, которые впервые он ввел в мировую науку; это – “социальное пространство” и “социальная мобильность”. Характеризуя “социальное пространство”, Сорокин резко отделял его от геометрического. Люди, находящиеся рядом в геометрическом измерении, например, раб и рабовладелец, феодал и его крепостной в социальном плане отделен огромной дистанцией. А вот личности, находящиеся очень далеко друг от друга в пространстве, могут быть близки по своему социальному положению.

Выделяет П. Сорокин и две особенности социального пространства человеческой жизни: первая – стратифицированность (иерархия) отношений между людьми и, значит, существует возможность социального перемещения как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. И чем больше общество цивилизовано, развито, открыто, тем меньше в нем социальных перегородок, непоколебимых страт. Вторая особенность социального пространства заключается в его многомерности, в отличие от трехмерного геометрического пространства.

Для ориентирования в социальном пространстве П. Сорокин предложил систему координат, а именно отношение индивидуума к определенным социальным группам; отношение этих групп друг к другу; положение и функции человека в пределах каждой из основных групп. Таким образом, социальное пространство, по Сорокину, есть общая совокупность всех социальных образований. В том числе: расовые, половые, возрастные, семейные, языковые, профессиональные, территориальные, религиозные, партийные, статусные и государственные. В работе “Система социологии” П. Сорокин выделил и “кумулятивные” группы, объединенные вокруг нескольких признаков, такие как классы, нации, элиты и т.п.. Сорокинское описание элит стало вообще первым в российской литературе.

Особое внимание П. Сорокин уделил и таким разновидностям “кумулятивных” групп как классы, которые сочетают в себе три “элементарных” группировки: профессиональную, имущественную и правовую.

Полное представление о характере социальной стратификации конкретного общества можно составить лишь посредством рассмотрения ее динамической стороны, выражаемый понятием “Социальная мобильность”. На основании большого исторического материала П. Сорокин подробно проанализировал тенденции изменения экономической, политической и профессиональной стратификации в работе “Социальная мобильность”, изданной им в США в 1927 году.

П. Сорокин, вслед за М. Вебером, обратил пристальное внимание на то, что процессы стратификации являются безусловно многомерным явлением, а все измерения стратификации тесно переплетены и исключительно мобильны.

Мобильность может быть, как индивидуальной, так и групповой, семейной. П. Сорокин различал интергенерационную (между поколениями) т.е. “отец-сын” и интрагенерационную (внутри поколения) мобильность, то есть индивидуальную карьеру.

Понятием “Социальная мобильность” характеризуют социальные перемещения по всем осям координат “социального пространства” общественной жизни. По направлению перемещения социальная мобильность бывает горизонтальной и вертикальной, а последняя – восходящей или нисходящей, писал П. Сорокин. Он также утверждал, что никогда не существовало абсолютно закрытого и неподвижного общества, и социальная мобильность никогда не была абсолютно свободной. П. Сорокин подчеркивал, что в истории социальных организмов улавливаются ритмы сравнительно подвижных и неподвижных периодов. В этих изменениях не существует постоянной тенденции ни к усилению, ни к ослаблению вертикальной мобильности. Уровень социальной мобильности определяет степень “закрытости” или “открытости” общества. “Закрытое” общество характеризуется существенным ограничение и социального передвижения. Престижные позиции монополизируются отдельными относительно замкнутыми группами или лицами. “Открытым” обществом считается такое, где возможности социальной мобильности достаточно широки и группы или индивиды могут свободно передвигаться по ступеням общественной иерархии. “Закрытый” тип общество присущ, прежде всего, доиндустриализованым системам. Обычно в качестве классического примера “закрытого” общества называют кастовый строй в Индии, а “открытого” – буржуазные демократии, для которых характерно отсутствие формальных ограничений для продвижения по социальной лестнице.

Среди наиболее важных каналов социальной мобильности - своего рода социальных “лифтов” П. Сорокин, называя армию, церковь, политику, морганистические браки, богатство. Однако больший объём мобильности осуществляется через профессиональные роли, связанные с получением образования. Возрастающее значение образования стало, по мнению П. Сорокина, определяющим фактором динамики социальных структур в современных обществах.

Рассматривая структуру “социального взаимодействия”, П. Сорокин выделял его важнейшие элементы. Индивиды(минимум-два), находящиеся во взаимодействии и этим обусловливающие поведение друг друга. “Акты” (действия) – каждый акт является, с одной стороны, внутренней реализацией собственной психической жизни (потребности, способность реагировать на стимулы), с другой – стимулом(раздражителем), вызывающим реакции других людей. “Проводники” социальных действий – это способы передачи реакции между субъектами взаимодействия, которые могут быть материальными и символическими (язык, письменность, музыка, искусство, деньги, орудия труда, церемонии, памятки, предметы быта).

В общественной жизни П. Сорокин выделял различные уровни взаимодействия, которые в совокупности дают представление о социальном пространстве человеческой жизни и социальной дифференциации в нем. К основным видам социального взаимодействия он относил: межиндивидуальный, уровень элементарных и кумулятивных групп (классы, нации, элита), и межгрупповой. Взаимодействие может быть как антагонистическим, так и солидаристическим. Интегральным фактором всей социальной жизни П. Сорокин считал коллективный рефлекс. Эта установка отчетливо проявилась в его работе “Социология революции”, вышедшая в США в 1925 году, в которой причину революционных движений в обществе он усматривал в подавлении базовых человеческих инстинктов. Уже в ранней работе “Система социологии” (1920) П. Сорокин изложил основные положения социальной стратификации. Позднее эти идеи он развил в фундаментальный и новаторской по тем временам работе “Социальная мобильность”, которая произвела неожиданный эффект в США. По единодушному мнению, эта работа считается классическим для западной социологии трудом по проблемам стратификации. Она использовалась в свое время как учебник. По воспоминаниям Р. Мертона, ученика П. Сорокина, “Социальная мобильность” представляет собой изумительный синтез эмпирического и практического материала, а также первый в нашем столетии серьезный и всеохватывающий обзор социальной стратификации.

Особое значение для понимания социальной жизни П. Сорокина придавал состоянию “проводников” (материальных и символических), передающих реакцию от одного индивида к другому. Насыщенность “проводниками” социального пространства и времени, по его мнению, существенно изменяет социальные взаимодействия в обществе. Например, степень интенсивности взаимодействия находится в прямой зависимости от насыщенности социального пространства социальными “проводниками” (состояние железных дорог, количество писем и телеграмм, митингов и лекций, газет, библиотек, разговоров). В процессах аккумуляции “проводников” П. Сорокин усматривал специфическую особенность, отличающую человеческую общество от биологических существ. “Проводники” не исчезают как “акты”, а могут сохраняться и накапливаться. Они создают вокруг взаимодействующих людей неприродную среду-культуру, которая представляет собой как бы застывший результат прошлых взаимодействий людей, органически включенных в их настоящее взаимодействие. Так же как Э. Дюркгейм и Г. Зиммель, П. Сорокин приходит к выводу, что все элементы культуры являются реальными элементами общества наравне с индивидами и отношениями. Они включены в орбиту нашего сегодняшнего поведения, независимого от того, когда созданы. Поэтому любое общество, считал П. Сорокин, можно описать и понять только через призму присущей ему системы культуры, ядро которое составляют “значения, нормы, ценности”. Социоэмпирические исследования этих культурных качеств можно описать лишь, используя метод интегрального синтеза.

Интегралистские тенденции в творчестве П. Сорокина окончательно оформились в четкую теоретическую модель в его четырехтомной работе “Социальная и культурная динамика”, которая стала главным трудом ученого. Эта работа аккумулировала идеи почти всех отраслей гуманитарного знания. П. Сорокин различал социокультурные феномены различных уровней. В любой период истории, считал он, существует пять основных, стремящихся к постоянству культурных систем низкого уровня: язык, этика, религия, искусство, наука. Интегрирующим понятием его главной работы стало понятие “социокультурная система”, сфера действия которой распространяется на общество. По П. Сорокину, социокультурные системы возникают в результате сочетания различных комбинаций между двумя важнейшими типами интеграционных связей каузально-функциональными и логико-значимыми. Суперсистемы различаются методами познания, а их ядром в итоге он считал мировоззрение.

Таким образом, социология П. Сорокина справедливо получила название интегральной: его исследование включало в актив социологического анализа все лучшие достижения гуманитарных дисциплин. Питирим Сорокин первым в социологии XX века предложил системный подход к исследованию социальной стратификации и социальной мобильности. Он проанализировал огромный эмпирический материал в этой области и разработал методологию и методику измерения социальной стратификации, которая не потеряла свою актуальность до настоящего времени.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992

Сорокин П. Общедоступный учебник социологии. – М., 1994

Громов И., Мацкевич А., Семенов С. Западная социология. – СПб., 1997

Канашевич Н. М. Социология. Вопросы теории и методологии. Монография. – Могилев, 1999

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……3
ГЛАВА I. НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ П.СОРОКИНА. 4
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ П. СОРОКИНА. 4
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ П. СОРОКИНА…………………. 6
ГЛАВА II. ФОРМЫ СТРАТИФИКАЦИИ П.СОРОКИНА. 8
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ………………………..……..8
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ.………..………………….…….9
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ. ………………….…….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ……………………………………………………………16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. 17

Вложенные файлы: 1 файл

Концепция социальной стратификации ПСорокина.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ

АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОЛОГИИ

к.с.н., доцент Иванова Э.А.

Дата выполнения работы:

ГЛАВА I. НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ П.СОРОКИНА. . 4

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ П. СОРОКИНА. . 4

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ П. СОРОКИНА…………………. 6

ГЛАВА II. ФОРМЫ СТРАТИФИКАЦИИ П.СОРОКИНА. . 8

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ………………………..……..8

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ.………..………………….……. 9

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ. ………………….…….11

В современной социологии существует множество концепций социальной структуры общества, спектр которых с течением времени расширяется.

П.А.Сорокин – крупный социолог ХХ века, внесший огромный вклад в развитие, как русской, так и американской социологии. Его работы содержат ценный материал, лежащий в основе современной науки об обществе.

П.А.Сорокин является одним из основоположников современной социологической теории социальной стратификации, поэтому так важен тщательный анализ основных положений его теории в свете его научных воззрений и исторической действительности.

Актуальность и значимость темы настоящей работы объсняется тем, что любое общество дифференцировано как по горизонтали, так и по вертикали. Дифференциация по горизонтали обусловлена естественно-историческим распределением видов и сфер человеческой деятельности (земледелие, скотоводство, ремесло; работники добывающей, обрабатывающей промышленности и их подразделений) и техническим разделением труда (исполнители разных видов труда и трудовых функций).

ГЛАВА I. НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ П.СОРОКИНА

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ П. СОРОКИНА.

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) -- американский социолог и культуролог. Родился 23 января (4 февраля) 1889 г. в селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии Российской империи (Коми край), в семье сельского ремесленника. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1914), и оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию (с января 1917 -- приват-доцент). В 1906-1918 член партии социалистов-революционеров (эсеров), до Февральской революции участвовал в эсеровской агитации, подвергался арестам. После Февральской революции депутат 1-го Всероссийского съезда крестьянских депутатов, секретарь (вместе с другом юности Н.Д. Кондратьевым) главы Временного правительства А.Ф. Керенского, член предпарламента. После Октябрьской революции в 1917-1918 участвует в антибольшевистских организациях; ведёт агитацию против новой власти, подвергается арестам. В конце 1918 г. отходит от политической деятельности. В 1919 г. становится одним из организаторов кафедры социологии Санкт-Петербургского университета, профессором социологии Сельскохозяйственной академии и института народного хозяйства. В 1920 г. совместно с И.П. Павловым организовал Общество объективных исследований человеческого поведения. В 1921 г. работал в Институте мозга, в Историческом и Социологическом институтах. В 1922 г. выслан из Советской России. В 1923 г. работал в Русском университете в Праге. В 1924 г. переезжает в США. В 1924-1930 профессор университета Миннесоты, с 1930 до конца жизни -- профессор Гарвардского университета, где в 1930 г. организовал кафедру социологии, а в 1931 г. -- социологический факультет.

Основные труды П.А. Сорокина: "Пережитки анимизма у зырян" (1910), "Брак в старину: (многомужество и многожёнство)" (1913), "Преступность и её причины" (1913), "Самоубийство как общественное явление" (1913), "Символы в общественной жизни", "Преступление и кара, подвиг и награда" (1913), "Социальная аналитика и социальная механика" (1919), "Система социологии" (1920), "Социология революции" (1925), "Социальная мобильность" (1927), "Социальная и культурная динамика" (1937-1941), "Общество, культура и личность: их структура и динамика; система общей социологии" (1947), "Восстановление гуманности" (1948), "Альтруистическая любовь" (1950), "Социальные философии в век кризиса" (1950), "Смысл нашего кризиса" (1951), "Пути и власть любви" (1954), "Интегрализм -- моя философия" (1957), "Власть и мораль" (1959), "Взаимная конвергенция Соединённых Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу" (1960), "Дальняя дорога. Автобиография" (1963), "Главные тенденции нашего времени" (1964), "Социология вчера, сегодня и завтра" (1968).

Научные интересы П.А. Сорокина охватывали поистине огромный пласт проблем изучения общества и культуры.

По мнению П.А. Сорокина, попытки радикального сокрушения социальной дифференциации приводили лишь к принижению общественных форм, к количественному и качественному разложению социальности.

Сорокин рассматривал историческую действительность как иерархию в разной мере интегрированных культурных и социальных систем. В основе идеалистической концепции Сорокина - идея о приоритете сверхорганической системы ценностей, значений, "чистых культурных систем", носителями которых являются индивиды и институты. Исторический процесс, по Сорокину, есть флуктуация типов культур, каждый из которых есть специфическая целостность и имеет в основе несколько главных философских посылок (представление о природе реальности, методах её познания).

Сорокин критиковал господствующую в США эмпирическую тенденцию и развивал учение об "интегральной" социологии, охватывающей все социологические аспекты широко понятой культуры. Социальная действительность рассматривалась П.А. Сорокиным в духе социального реализма, постулировавшего существование сверхиндивидуальной социокультурной реальности, несводимой к материальной реальности и наделенной системой значений. Характеризуемая бесконечным многообразием, превосходящим любое отдельное ее проявление, социокультурная реальность охватывает истины чувств, рационального интеллекта и сверхрациональной интуиции.

Все эти способы познания должны быть использованы при систематическом исследовании социокультурных феноменов, однако высшим методом познания Сорокин считал интуицию высокоодаренной личности, при помощи которой были, по его мнению, совершены все великие открытия. Сорокин различал системы социокультурных феноменов многих уровней. Самый высокий из них образуют социокультурные системы, сфера действия которых распространяется на многие общества (суперсистемы).

Сорокин выделяет три основные типа культуры: чувственный - в нём преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности; идеациональный, в котором преобладает рациональное мышление; идеалистический - здесь господствует интуитивный метод познания.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ П. СОРОКИНА

“Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге”, выражается в существовании высших и низших слоев, неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Так или примерно так мыслил социальную стратификацию П. Сорокин — человек, первым в мире давший полное теоретическое объяснение данного явления, причем подтвердивший свою теорию с помощью огромного, простирающегося на всю человеческую историю, эмпирического материала.

Теории социальной стратификации возникли в противовес марксистско-ленинской теории классов и классовой борьбы. Буржуазные социологи игнорируют место социальных групп в системе общественного производства и прежде всего отношения собственности как главный признак классового деления общества. Классы, социальные слои и группы они выделяют на основе таких признаков, как образование, психология, бытовые условия, занятость, доходы и т.п. При этом различают "одномерную стратификацию", когда группы определяются на основе какого-либо одного признака, и "многоизмеримую стратификацию", определяемую совокупностью признаков.

Существует многочисленные формы стратификации, но стоит выделить 3 основные:

    • Экономическая
    • Политическая
    • Профессиональная

    Разумеется, все они тесно переплетены и взаимосвязаны.

    ГЛАВА II. ФОРМЫ СТРАТИФИКАЦИИ П.СОРОКИНА

    Экономическая стратификация, согласно П. Сорокину, содержит два основных типа флуктуации: первый относится к экономическому подъему или падению группы, второй — к росту или сокращению стратификации внутри группы. Вопрос о том, поднимается ли группа до более высокого экономического уровня или опускается, может быть решен в общих чертах на основе колебаний подушного национального дохода и богатства, измеренного в денежных единицах. Основываясь на этих данных, считает П. Сорокин, можно сравнивать экономический статус различных групп.

    Любое общество, переходя от первобытного к более развитому состоянию, обнаруживает усиление экономического неравенства, что выражается в изменениях высоты и профиля экономической пирамиды общества. При этом в нормальных социальных условиях экономический конус развитого общества колеблется в определенных пределах. Его форма относительно постоянна. В чрезвычайных обстоятельствах (например, революция) эти пределы могут быть нарушены, и профиль экономической стратификации может стать, согласно П. Сорокину, или очень плоским, или очень выпуклым и высоким. В обоих случаях такое положение кратковременно. И если экономически "плоское общество" не погибает, то "плоскость" быстро вытесняется усилением экономической стратификации. Если экономическое неравенство становится слишком сильным и достигает точки перенапряжения, то верхушке общества суждено разрушиться или быть низвергнутой. Таким образом, постулирует П. Сорокин, в любом обществе в любые времена происходит борьба между силами стратификации и выравнивания. Первые работают постоянно и неуклонно, последние — стихийно, импульсивно, используя насильственные методы. Иными словами, существуют циклы, в которых усиление экономического неравенства сменяется его ослаблением.

    Политическая стратификация, считает П. Сорокин, также подвержена периодическим колебаниям под воздействием различных факторов. Среди огромного их количества ученый выделяет два основных, наиболее существенно, по его мнению, влияющих на политическую стратификацию: размер политической организации; биологическая (раса, пол, возраст), психологическая (интеллектуальная, волевая, эмоциональная) и социальная (экономическая, культурная, политическая) однородность или разнородность ее членов. При этом П. Сорокин выявил следующие закономерности.

    1.При общих равных условиях, когда увеличиваются размеры политической организации, т. е. увеличивается количество её членов, политическая стратификация также усиливается, и наоборот. Например, более многочисленное население диктует необходимость создания более развитого и крупного аппарата управления, а увеличение управленческого персонала приводит к его иерархизации и стратификации.

    2.Когда увеличивается разнородность членов организации, стратификация также усиливается, и наоборот, поскольку увеличение неоднородности населения приводит к усилению политического неравенства. Например, размер и разнородность таких европейских политических организмов, как Швейцария, Норвегия, Дания, Швеция, Нидерланды, Болгария, Венгрия и некоторых других, малы, полому их политическая стратификация значительно меньше, чем стратификация более крупных политических организмов, таких как Британская империя, Германия, Франция, Россия.

    3. Когда оба приведенных фактора работают в одном направлении, то и стратификация изменяется еще сильнее, и наоборот. Когда один или оба фактора возражают внезапно (например, в случае военного завоевания или добровольного объединения нескольких прежде независимых политических организаций), то политическая стратификация существенно усиливается. При повышении роли одного фактора и уменьшении роли другого они сдерживают взаимное влияние на флуктуацию политической стратификации.

    4.Силы политического выравнивания действуют одновременно с силами политической стратификации и циклично (как и в экономической стратификации). Иногда в одном месте одерживают верх силы выравнивания, в другом стратифицирующие. При этом любое усиление выравнивающих факторов вызывает усиление противодействия со стороны противоположных сил. Так, общество в первый период социальной революции часто напоминает формой плоскую трапецию, без верхних эшелонов власти и их иерархии. Однако такое положение крайне неустойчиво, и спустя короткий промежуток времени устанавливается старая или новая иерархия групп. Таким образом, слишком плоский профиль является лишь переходным политическим состоянием общества. Если же стратификация становится слишком высокой и рельефной, ее верхние слои рано или поздно отсекаются революцией, войной, введением новых законов и т. д. Указанными способами политический организм возвращается к состоянию равновесия тогда, когда форма социального конуса либо очень плоская, либо очень высокая.

    Питирим Сорокин

    Этого человека можно без преувеличения назвать выдающимся, а его биографию – удивительной. Питирим Сорокин родился и вырос в России на рубеже 19 и 20 веков, в самый непростой период её истории. Он стал свидетелем Октябрьской революции, последовавшей за ней гражданской войны и политических репрессий, сам подвергся преследованию большевиков и под угрозой смертной казни вынужден был бежать из страны в Европу, откуда позже перебрался в США.

    Питирим Сорокин отличался удивительной эрудированностью, но наибольший интерес для него представляли такие науки как социология и культурология. Его книги и статьи переведены на десятки языков, а его социологические теории и концепции по-прежнему сохраняют свою актуальность. Сегодня мы поговорим о том, что представлял собой этот человек, какими идеями обогатил современную науку, а после рассмотрим его краткую биографию.

    Кто такой Питирим Сорокин?

    Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – выдающийся российский и американский учёный, научные теории и концепции которого играют важную роль в современной социологии. В частности, он является одним из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Помимо научной деятельности, Сорокин практически всю жизнь проработал преподавателем, в частности, читал лекции в Гарварде. Самым известным студентом, посещавшим его занятия, был 35-й президент США Джон Кеннеди (впоследствии они продолжали общаться в переписке).

    Основные научные идеи Сорокина

    Все свои наиболее значимые работы Питирим Сорокин написал в эмиграции. Но его идеи были весьма необычными для своего времени, поэтому многие из них остались непонятыми даже в Европе и США. В современной же социологии некоторые из них играют фундаментальную роль. Рассмотрим самые важные теории и концепции Сорокина.

    Теория социальной стратификации

    Питирим Сорокин описал одну из важнейших иерархических систем, существующих в обществе – социально-стратификационную структуру. Согласно его теории социальной стратификации, любое достаточно большое общество представляет собой совокупность устойчивых социальных слоёв (страт). Представители разных слоёв отличаются по социальному положению, уровню доходов, образованию, престижности профессии и прочим признакам.

    Социальная стратификация подразумевает не просто различия между разными слоями, а определённое неравенство. То есть, люди делятся на богатых и бедных, привилегированных и непривилегированных. Сорокин выделил 4 основных признака, по которым обычно происходит естественное деление на социальные страты в любом обществе:

    • уровень дохода;
    • образование;
    • престиж (например, дворянское происхождение);
    • наличие власти.

    Не следует путать социальную стратификацию с социальной структурой. Социальная структура определяет распределение труда и обязанностей, а социальная стратификация – распределение результатов этого труда, материальных и прочих благ.

    Социальная мобильность

    Согласно описанной выше теории социальной стратификации, социальные слои являются достаточно устойчивыми. И всё же отдельные индивиды (или группы индивидов) имеют возможность перемещаться между этими слоями, а также между социальными группами. Для этого явления Питирим Сорокин ввёл термин «социальная мобильность«.

    Также он выделил несколько характерных признаков, позволяющих классифицировать различные виды социальной мобильности и характеризовать отдельные из них. В частности, по направлению перемещения можно выделить 2 типа социальной мобильности:

    1. Горизонтальная. Это смена отдельным индивидом (или группой индивидов) социальной группы, к которой он принадлежит, без перемещения в более высокий или низкой слой в стратификационной иерархии.
    2. Вертикальная. Данный вид социальной мобильности подразумевает перемещение индивида или группы индивидов в более высокий или низкий социальный слой. Соответственно, может быт два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая.

    Ещё одним важным признаком социальной мобильности является скорость – по данному признаку стратификационные перемещения можно разделить на быстрые и медленные.

    Кроме того, социальная мобильность может быть индивидуальной или групповой. В первом случае подразумевается, что отдельный индивид, прикладывая определённые усилия, перемещается в более высокий социальный слой либо, наоборот, по каким-то причинам опускается в более низкий (например, потеряв работу). Во втором случае речь идёт, соответственно, о группе лиц, совместно меняющих свой социальный слой или социальную группу (как по собственной воле, так и из-за внешних причин).

    Интегральная социология

    1. Социальная аналитика (теоретическое изучение структуры общества).
    2. Социальная механика (изучение процессов взаимодействия в обществе).
    3. Социальная генетика (изучение закономерностей появления и развития различных общественных явлений).
    4. Социальная политика (практическое управление социальными явлениями для достижения поставленных целей).

    Одним из важнейших понятий в интегральной социологии Питирима Сорокина является взаимодействие индивидов. Он выделил три признака, позволяющих классифицировать эти взаимодействия:

    1. Шаблонность (шаблонные и нешаблонные). Очевидно, что речь идёт о том, можно ли сопоставить определённое взаимодействие с неким типичным шаблоном.
    2. Направленность (односторонние и двусторонние). Некоторые виды взаимодействия не требуют ответной реакции, поэтому являются односторонними. Двусторонние подразумевают, что оба индивида производят некие активные действия.
    3. Антагонизм (антагонистические и неантагонистические). В любом обществе существуют противоречия и конфликты интересов. Соответственно, если интересы взаимодействующих индивидов конфликтуют, это антагонистическое взаимодействие, а если интересы совпадают – неантагонистическое.

    В рамках интегральной социологии Сорокина общество рассматривается как сложное социокультурное понятие, включающее и процессы взаимодействия между индивидами, и результаты этого взаимодействия. При этом учёный считает, что любое общество непрерывно развивается, а основной целью этого развития является социальное равенство.

    Развитие общества происходит через два механизма:

    1. Социальная эволюция. Данный процесс, как и биологическая эволюция, подразумевает постепенное развитие, при котором закрепляются полезные и желательные явления, а вредные и нежелательные – исчезают.
    2. Социальная революция. Это быстрый процесс, приводящий к радикальным переменам в обществе. Социальная революция может носить как насильственный, так и ненасильственный характер (например, сексуальная революция во второй половине XX века).

    В качестве основных причин социальной революции Питирим Сорокин называет такие факторы как:

    • неэффективность действующего социального строя;
    • подавление важных потребностей большинства населения;
    • слабость сил, удерживающих действующий порядок.

    Революционная ситуация возникает, когда базовые потребности значительной части населения не находят удовлетворения, и при этом очевидно, что эволюционный путь развития остановился или пошёл в неправильном направлении. Революция подразумевает разрушение действующего социального строя и строительство нового. В качестве противодействия революции может начаться контрреволюция, представляющая консервативные интересы сторонников действующего социального строя.

    Теория цивилизационных ступеней

    В рамках своей типологии культур Питирим Сорокин рассматривает цивилизацию как историческую общность людей, объединённую неким общим мировоззрением. Для отдельно взятой цивилизации характерны собственные идеалы, ценности и методы познания. С точки зрения Сорокина, существует три типа цивилизаций:

    1. Чувственный тип. В таком обществе преобладает чувственное восприятие, а окружающую действительность принято оценивать с позиций гедонизма (стремление жить полной жизнью, получая максимум удовольствия).
    2. Идеациональный.В таком обществе преобладают духовные ценности, а все его члены должны поклоняться и подчиняться некой высшей сущности (богу) или идее (коммунизму).
    3. Идеалистический. Это усреднённый тип, объединяющий особенности чувственного и идеационального типов. Чувства в нём уравновешиваются интеллектом, а вера – наукой. Этот тип Сорокин рассматривал как идеал, к которому стремится любое общество.

    Краткая биография

    Питирим Сорокин

    Питирим Александрович Сорокин родился 23 января (по новому стилю – 4 февраля) 1889 года в селе Туръя Вологодской губернии. Его отец был ювелиром и реставратором икон (в те годы это было фактически одной профессией), а мать – крестьянкой. У Питирима было два брата: старший и младший. Но после смерти матери её сестра забрала младшего, а Питирим остался с отцом и старшим братом.

    Вместе они странствовали по сёлам, в которых отец занимался церковно-реставрационными работами, обучая детей этому ремеслу. Вскоре отец пристрастился к алкоголю и начал регулярно избивать сыновей, вследствие чего те прекратили общение с ним, но продолжили заниматься его делом – выполняли заказы на обрамление икон, украшение и роспись церквей.

    В 1900 году отец умер, и Питирим остался круглым сиротой в 11-летнем возрасте. Несмотря на сложности, он уделял значительное внимание образованию. Он с лёгкостью сдал вступительные экзамены в церковно-приходскую школу, которую в 1904 году окончил с отличием. Благодаря личным рекомендациям директора он смог продолжить образование в церковно-учительской семинарии.

    Тогда же, на третьем курсе юридического факультета, Питирим увлёкся революционными идеями (хотя в партию социалистов-революционеров он вступил задолго до этого). И тогда же он столкнулся с первыми неприятностями из-за своих политических убеждений, просидев несколько недель в тюрьме. В феврале 1917 года, после Февральской революции, социология получила статус научной дисциплины, и Питирим Сорокин стал первым российским учёным, заведующим межфакультетской кафедрой социологии.

    После Октябрьской революции он продолжал симпатизировать эсерам. В какой-то момент под страхом смертной казни он вынужден был отказаться от политической деятельности, благодаря чему ему ещё несколько лет позволяли преподавать в Петроградском университете. Однако в 1922 году ситуация накалилась, и Питирим вынужден был покинуть Россию под страхом смертной казни. Сначала он перебрался в Прагу, а в 1923 году переехал в США по приглашению Иллинойсского и Висконсинского университетов. Через некоторое время ему предложили постоянную должность профессора в Миннесотском университете.

    На этом жизненные испытания Питирима Сорокина закончились. Остаток своей жизни он благополучно прожил в США, где и умер в 1968 году в 79-летнем возрасте. Всё это время он занимался преподавательской и научной деятельностью, а также был весьма продуктивным автором (написал более 30 книг). Интересно, что при жизни он не снискал особой славы как автор, но сегодня любой уважающий себя социолог знаком с творчеством Сорокина и теориями, которыми он обогатил социологию, культурологию и другие науки.

    П.Сорокин рассматривает мир как социальную вселенную, т. е. некое пространство, заполненное не звездами и планетами, а социальными связями и отно­шениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положе­ние любого человека. В многомерном пространстве выделяются две главные оси координат — ось X (для измерения горизонтальной мобильности) и ось Y (для измерения вертикальной мобильности). Иначе говоря, получилось некое подобие классического эвклидова пространства.

    Кроме них П.Сорокин выделяет три разновиднос­ти социальной стратификации: экономическую, поли­тическую и профессиональную. Социальная стратифи­кация в целом описывает расслоение людей на классы и иерархические ранги. Ее основа — неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Ее подвид— эконо­мическое расслоение — означает неодинаковость эко­номических статусов, иначе говоря, наличие экономи­ческого неравенства, которое выражается в различии доходов, уровней жизни, в существовании бедных и богатых. Политическая дифференциация описывает систему иерархических рангов, которая опутала, подоб­но гигантской паутине, все общество. Она включает авторитеты, власть, престиж, звания, почести. Профес­сиональная дифференциация — разделение населения по родам деятельности, занятиям и профессиям, одни из которых считаются более престижными, другие менее, а их организация обязательно включает руко­водителей различного ранга и подчиненных.

    Для экономической стратификации показательны два явления, которые Сорокин называет флуктуациями:

    1) обогащение и обеднение группы либо общества;

    2) уменьшение и увеличение высоты экономической пи­рамиды. Оперируя огромным статистическим материа­лом, он доказывает, что нет семьи, деревни, города, области или страны, которые бы год от года становились богаче или беднее. В истории не существует никакой устойчивой тенденции. В развитии любого общества периоды обогащения сменяются периодами обеднения. Так было в Древнем Египте и так есть в современной Америке. Бесцельные колебания (флуктуации) совершаются циклически (за обогащением следует обнищание): мелкие циклы — 3 — 5; 7 — 8; 10—12лет; крупные — 40 — 60 лет. Сорокин считает, что его теория флуктуации опровергает идею прогресса человечества — постоянного улучшения экономического положения.

    Сравнив различные классы, эпохи и страны, Со­рокин неожиданно обнаружил, что в колебаниях высоты экономической пирамиды нет никакой устойчивой тенденции. Если высоту измерять разницей между доходами высших, средних и низших слоев общества, то окажется, что в течение последних 500 лет она то увеличивалась, то сокращалась. Это значит, что бога­тые не богатеют, а бедные не беднеют постоянно. Вме­сто прямолинейного процесса существуют периодичес­кие флуктуации. Они равны 50, 100 и 150 годам. Точно так же колеблются и мировые цены в истории — то падая, то возрастая. Неудивительна связь двух явле­ний — бедности и мировых цен, ведь изменение цен способствует перераспределению национального до­хода в пользу того или другого класса.

    В обществе, основанном на частной собственнос­ти, нет социальных потрясений. Его пирамида не слиш­ком высока, но и не слишком низка. Как только част­ную собственность уничтожают, общество входит в полосу социальных потрясений. В 1917 г. большевики национализировали банки, ликвидировали богатых, сократили разницу между самой высокой и самой низкой зарплатой и довели ее до соотношения 175:100.

    Экономическая пирамида стала почти плоской. Хотя подобные случаи в истории единичны, они слу­жат предвестием грядущей катастрофы, после которой общество стремится восстановить нормальную форму распределения доходов. И в коммунистической России вскоре появились богатые, средние и нищие. Челове­чество должно усвоить простую истину, считает П.Со­рокин: либо плоская пирамида всеобщего равенства и умеренной нищеты, либо преуспевающее общество с неизбежным неравенством. Третьего не дано.

    Задание 3

    Сословный строй — прекрасное поле для социо­логических размышлений. Найдите необходимую ис­торическую литературу и ответьте на вопросы:

    1.Какие обязанности закреплялись за каждым сосло­вием в феодальной Европе? Сможете ли вы обна­ружить межстрановые различия?

    2.Какие повинности возлагались на крестьян?

    3.Почему феодал не только эксплуатировал, но и за­ботился о подданных?

    4.Почему сословия существовали на Западе, но их не было на Востоке?

    Н. Смелзер

    Неравенство, стратификация, класс

    Различие между имущими и неимущими — одна из самых важных проблем, которые волнуют социологов. Они исследуют ее на основе анализа трех перемен­ных: неравенства, стратификации и класса. Приведем несколько примеров.

    Неравенство:фермерша собрала богатый урожай и имеет возможность расширить свое хозяйство. В это же время пастух терпит большие убытки, так как поло­вина его скота погибает от болезни. В результате их материальное положение различно.

    Стратификация:фермерша расширяет свой учас­ток земли, и после ее смерти каждый из детей получа­ет ферму значительных размеров. Но когда умирает пастух, его дети практически ничего не наследуют. Эта тенденция воспроизводится среди других фермеров и пастухов.

    Класс:с годами фермеры объединяются в группу на основе общих интересов и чувства превосходства над пастухами; у последних также возникает чувство своей принадлежности к группе: их сплачивает общее недовольство, например, по поводу того, что фермеры лишают их водоснабжения.

    В более общем виде это выглядит так.

    Неравенство — условия, при которых люди име­ют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж.

    Стратификация связана со способами, на основе которых неравенство очевидно передается от одного поколения к другому, при этом формируются различ­ные слои общества.

    Класс обусловлен существованием социальных групп, имеющих неравный доступ к богатству, власти и неодинаковый престиж. На основе занимаемого в обществе положения они иногда становятся влиятель­ными политическими группами.

    Адаптировано по источнику: Смелзер Н. Социология // Социологические исследования. 1992. №4. С.79 —80.

    Вопросы к тексту

    1. Не кажется ли для вас странным понимание классов Н.Смелзера? Ведь в качестве таковых у него рассматрива­ются не пролетариат и буржуазия или помещики и кресть­яне, а две родственные группы — фермеры и пастухи?

    2. Что сплачивает пастухов и фермеров в социальные классы ?

    3. У. Н. Смелзера сравниваются удачливая фермерша и не­удачливый пастух, у которого погибает половина скота. Ну а если бы они были одинаково удачливыми и оба раз­богатели, объединились бы фермер и пастух в один класс или составили бы два противоположных?

    4. Почему неравенство измеряется через доступ людей к трем социальным благам — деньгам, власти и престижу? А можно ли измерить неравенство еще как-то ?

    Охота на рабов

    Г.Максимову всего 40 лет, а на вид все 70. За 5 лет рабства в Чечено-Ингушетии он ссохся и сгорбился. Шея навек искривлена ошейником, на котором его держали в сарае. На руках не хватает пальцев: за каж­дую потерянную овцу — отрубали. Туберкулез, от ко­торого он умирает в больнице под Санкт-Петербургом, он получил во время второго побега. А когда его пой­мали в первый раз, то сначала намертво отбили почки, а потом несколько недель топили в навозной яме. Его и других рабов в семье Юсупа кормили тухлой похлеб­кой, сваренной из внутренностей дохлых животных. Тех, кто умирал, не выдержав непосильный труд, сбра­сывали в ущелье или оставляли шакалам. В них вбили: рабство пожизненно. А чтобы не сомневались — выжи­гали клеймо. Одному приложили к щеке раскаленную подкову, у другого клеймо выжгли на голове.

    Рабство появилось в конце 50-х гг. Первыми на охоту за рабами отправились дети сосланных в Казах­стан чеченов. На сибирских вокзалах обещаниями слад­кой жизни они заманивали бичей в Казахстан. Бичи попадали в настоящий концлагерь в тростниковых пампасах, удаленных на тысячи километров от жилья. Они изготовляли из тростника строительные блоки. Затем появились рабы на чабанских стоянках Север­ного Кавказа, на хлопковых плантациях Узбекистана и Туркмении. Конец 80-х гг.— рабский труд применяет­ся на выращивании наркотиков. Сегодня использова­ние рабского труда становится массовым. По данным красноярских социологов, ежегодно только из Восточ­ной Сибири похищается несколько тысяч человек. Появляются новые отрасли: рабыни-проститутки, рабы-доноры для трансплантации органов. Невольни­чьи поселения сегодня называют семейными ферма­ми. Постороннему вход туда заказан. А коррумпирован­ные местные власти определяют их как возврат к ис­конным национальным традициям.

    Вопросы к тексту:

    2. Где еще применялся труд рабов, которые официально не являлись рабами? Речь идет об истории СССР.

    3. Сравните статус раба в античной Греции и статус холопа на Руси. В чем сходство и различие? Сравните их с совре­менными рабами.

    П. Сорокин

    Пики групповой мобильности

    Изучение вертикальной мобильности внутри поли­тической стратификации разных стран обнаруживает периоды особенно ярко выраженных перемещений. В истории России такими периодами были: вторая по­ловина XVI — начало XVII в. (правление Ивана Гроз­ного и последующее междуцарствие), царствование Петра Великого и, наконец, последняя русская рево­люция.

    В истории Англии такими периодами были следу­ющие эпохи: завоевание Англии Вильгельмом, граж­данская война середины XVII века. В истории США — середина XVIII в и период гражданской войны В боль­шинстве европейских стран Ренессанс и Реформация представляли периоды чрезвычайно интенсивной со­циальной мобильности

    Сокращено по источнику Сорокин П Человек Циви­лизация Общество М 1992 С. 386-387

    Вопросы к тексту:

    1 Относятся ли пики вертикальной мобильности только к групповой мобильности

    2 При помощи каких средств Иван Грозный добивался пе­ремещения целых социальных групп, замены одних бояр­ских родов другими 2

    3 А к каким средствам для достижения тех же целей прибе­гал Петр I? Сравните его действия с действиями Ивана Грозного

    4 Можете ли вы привести примеры пиков групповой мо­бильности из советской истории (1917— 1991 гг ) ?

    Вопросы для семинара.

    1. Измерение неравенства.

    2. Измерение бедности.

    3. Уровень жизни.

    4. Абсолютная и относительная бедность.

    7. Субкультура бедности.

    8. Группы бедных.

    ЗАДАНИЯ:

    “3” Тест

    а) теория о перемещении индивидуумов из одного социального слоя в другой

    б) система признаков социального расслоения, неравенства;

    в) концепция о всеобщем стремлении граждан к наивысшим трудовым достижениям.

    2. Изобразите графически вертикальную или горизонтальную мобильность по следующим позициям:

    а) изменение профессии: рабочий стал инженером;

    б) переезд из одного города в другой без изменения профессии;

    в) повышение квалификации в рамках одной профессии (инженер- ведущий инженер)

    г) повышение уровня образования (техник, получившее образование, стал начальником цеха)

    д) понижение в должности

    “3”

    Утверждение Да Нет
    1 Социальная стратификация- совокупность статусов и ролей.
    2 Социальный состав населения – совокупность больших социальных групп.
    3 Институт семьи- не основной институт общества.

    “4” Поинтересуйтесь трудовыми книжками своих родителей. В них поэтапно описано трудовая карьера. Записи об увольнении и приеме на работу послужат вам надежными показателями. Постарайтесь в каждом конкретном случае проследить карьеру и ответить на вопросы: к какому типу мобильности она относится, как долго она длилась, когда она начиналась, была ли она скачкообразной или непрерывной?

    “5” - Подберите конкретные примеры (из отечественной истории) под каждую причину групповой мобильности.

    - Определите, являлись ли причинами групповой мобильности следующие события:

    ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО



    Социальные нормы - правила поведения человека 11 обществе. Различают религиоз­ные, моральные, правовые нормы.

    Отклоняющееся поведение - девиантное поведение, отклоняющееся от нормы, сово­купность тех действий индивидов, которые не соответствуют социальным нормам. В разряд девиантного поведения относят преступление, алкоголизм, наркоманию, а также сюда попа­дают гении, выдающиеся полководцы, учёные, новаторы и т.д.

    Подходы к решению причин девиации:

    ·психоаналитическая теория (3. Фрейд);

    культурные теории, которые связывают отклоняющееся поведение с социальной средой существования индивида.Объяснение девиации

    Тип объяснения Теория девиации Автор Основная идея
    Биологическое Физические черты связанные с преступными наклонностями. Определенное строение тела, наиболее часто встречающиеся среди девиантов. Ч. Ломброзо У.Г. Шелдон Физические особенности являются причиной девиации.
    Психологическое Психоаналитическая теория З. Фрейд Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию.
    Социологическое Аномия Э. Дюркгейм Девиация, в частности самоубийство, происходит вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм.
    Социологическое Социальная дезорганизация К. Шоу Г. Маккэй Девиация многих видов возникает в тех случаях, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми.
    Аномия Р. Мертон Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения.
    Культурологические теории Т. Семин Н. Миллер Е. Сутерленд Клауорд и Оулин Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культурой.
    Теория стигматизации (клеймения) Г. Беккер Девиация - своего рода клеймо, которое группы обладающие властью ставят на поведение менее защищенных групп
    Радикальная криминология Турк Квинни Ф.У. Тейлор Уойн и Янг Девиация является результатом противодействия нормам капиталистического общества.


    Каждое общество стремиться создавать и сохранять социальный порядок. Каждый член об­щества обязан подчиняться не только законам, но и институциональным и групповым нормам. для этого существует социальный контроль. Это совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует конформное поведение его членов, соответствующие ролевым требованиям и социальным нормам. Степень социального контроля зависит от культуры данного общества. его социальных институтов (государства,, семьи, религии, образования и производства).

    Основные способы реализации социального контроля в обществе:

    ·через социализацию (воспитание, обучение);

    ·через групповое давление;

    ·через принуждение и осуществляется через социальные институты.

    Самоконтроль - самостоятельный контроль индивида за своим поведением.

    Читайте также: