Образ егора прокудина кратко

Обновлено: 02.07.2024

Нисколько не пытаюсь уменьшить значение заглавного героя фильма – Егора Прокудина и его исполнителя Василия Шукшина. Даже нет и мысли ковыряться в образе Прокудина и выискивать там недостатки. Для меня он – хороший человек со сломанной судьбой, которого прекрасно сыграл Шукшин.

Василий Макарович вообще близок мне и по творчеству и даже потому, что жил недалеко от меня. Если будет на то желание читателей – напишу кое-что из воспоминаний, основанных на встречах моего брата с Шукшиным.

Его игра, и сам образ Петра – это, конечно победа и Василия Шукшина, как автора сценария и режиссера фильма и самого Ванина.

Чем для меня хорош и почему запомнился именно Петр. Он – настоящий. В фильме Петр показан человеком несколько флегматичным. Я уверена в том, что только такой Петр смог спокойно жить со своей женой – женщиной неуемного холерического темперамента.

Любой другой уже сто раз послал бы ее с ежеминутными приставаниями куда подальше. Но, не Петр. Он умеет прощать слабости любимого человека. Ему кричат, что поселился уголовник, кто у него дочь растет, что всех обокрадут. В ответ неизменное, спокойное:

Это не от глупости, а как раз от мудрости. Петр умеет чувствовать людей. Ему не надо много говорить и подробно объяснять. Он способен понять человека как-то по-своему, без лишних слов.

Так же, он сразу практически принимает героя Шукшина – Егора. Даже после сцены в бане, где Егор его ошпарил, Петр не выходит из себя, не теряет равновесия.

Для того, чтобы достать, вывести Петра требуется более веская причина. Он – мужчина, мужик, в самом хорошем смысле этого слова. Человек, который не будет вопить по пустякам и гнать волну там, где ее нет.

Он может запросто посидеть с Егором ночью в бане и выпить. Без задушевных разговоров. Петру достаточно нескольких слов. Он и сам немногословен и не пытается вытянуть что-то у Егора. Хотя мог, казалось бы, под пьяную лавочку расспросить для сестры, что и как. Но Петр никогда не будет этого делать.

Зато он первый предложит помощь, когда она потребуется. За ним не надо бегать и звать. Приехал с разборками бывший Любин муж - Петр рядом с Егором.

Это какое-то особое чутье людей, живущих на земле, как мне видится. В городе редко встретишь такие цельные характеры, людей, мало говорящих, но, способных на поступок.

Достали Петра в фильме всего один раз. Но, так сильно, что остановить его не смог никто. После того, как застрелили Егора, который был для Петра уже и другом, и мужем сестры, герой Ванина действует не в состоянии аффекта. Он делает то, что считает необходимым в этой ситуации.

Обычно спокойный Петр гонится за подонками и топит их машину на глазах у всех.

Я не знаю, что будет с Петром дальше, но, то, в том, что он способен пройти любое испытание, я уверена.

Кто-то может поспорить насчет самосуда, милиции. Каждый видит ситуацию по-своему. Тем более, что речь идет о фильме.

Однако, думаю, что на таких мужиках, как Петр, жизнь держится.

Приглашаю читать, обсуждать, ставить лайки, подписываться на канал.

Егор Прокудин (воровская кличка – Горе) – главный герой повести, “сорокалетний, стриженый” уголовник, отсидев очередной (пять лет) срок, освобождается из заключения и по стечению обстоятельств вынужден поехать в деревню к девушке Любе, с которой познакомился по переписке. Едет он с намерением передохнуть после заключения. Всерьез к своей поездке и к тому, что говорил при расставании с начальником колонии (“Сельским хозяйством займусь, женюсь”), Е. не относится. “Никем больше не могу быть на этой земле – только вором”,

– почти с гордостью говорит он о себе. О Любе же, к которой едет, думает так: “Ах ты, лапушка ты моя.

Я хоть отъемся около тебя… Дорогуша ты моя сдобная. Задушу в объятиях.

Разорву и сховаю! И запью самогонкой. Все!” Но, оказавшись в знакомой по детству деревенской жизни, среди – чужих до того, но оказавшихся неожиданно родными – людей (Люба, ее родители, Петр), обнаружив неожиданную власть над собой самого уклада деревенской жизни и взаимоотношений, Е. вдруг почувствовал невыносимую боль оттого, что жизнь его прошла не так, как нужно. Он делает отчаянную попытку переломить судьбу – становится

трактористом, живет в доме Любы как ее муж; но появляются его бывшие дружки-блатари, не простившие ему измены воровскому делу, и убивают Е.
С образом Е. связана главная тема не только этой повести, но, может быть, и всего творчества Шукшина – драматизм людских судеб в стране, развороченной войной и социальными экспериментами; бесприютность человека, потерявшего естественный для него образ жизни и среду обитания. Эмоциональный фон разработки этой темы: “обида” за русского мужика, и шире – “обида за человека вообще”, за человека, сломанного обстоятельствами. (“Шукшин 60-х болел душой за крестьянина. Шукшин 70-х болеет за человека” – Л. Аннинский.)
Е. рос в деревне без отца, с матерью и пятью братьями и сестрами. В голодное для семьи время подростком Е. уезжает в город. Уезжает со страшной обидой на людей, на их бессмысленную жестокость. Однажды их единственная корова, кормилица Манька, пришла домой с пропоротым вилами боком.

Кто-то просто так, по злобе лишил шестерых сирот кормилицы. Первым, кого встретил Е. в городе и у кого учился пробиваться к настоящей, красивой жизни, был вор Губошлеп. И вроде как пробился Е. “Иногда я бываю фантастически богат”, – рассказывает он Любе.

Праздника хочет душа Е., воли и красоты. “Не выносил он в людях унылость, вялость ползучую. Оттого, может, и завела его житейская дорога так далеко вбок, что всегда, и смолоду тянулся к людям, очерченным резко, хоть иногда кривой линией, но резко, определенно”.
Постепенно Е. выясняет, что не того просила его душа. “Я эти деньги вонючие… вполне презираю”. Плата за воровскую вольницу оказалась непомерной для Е. ощущение изгойства среди нормальных людей, необходимость врать. “Я бы не хотел врать Мне всю жизнь противно врать Я вру, конечно, но от этого только тяжелей жить. Я вру и презираю себя.

И охота уж добить свою жизнь совсем, вдребезги, только бы веселей и желательно с водкой”. Тяжелейшим испытанием оказалась встреча с брошенной им матерью, подслеповатой старушкой Куделихой. Е. не проронил ни слова, только поприсутствовал при разговоре Любы и матери. От всей его яркой, рисковой, временами богатой и вольной жизни ничего не осталось в душе, кроме тоски.

В облике Е. постоянно подчеркивается его “запа-ленность” жизнью: “ты, как конь в гору только еще боками не проваливаешься. Да пена изо рта идет. Упадешь ведь.

Запалишься и упадешь”, – говорит ему Люба. Веселье, которому предается Е. на воровской малине, надрывное, истерическое. Попытка устроить в городке на свои деньги пьяный громкий загул кончается его ночным бегством в деревню, к Любе и ее брату Петру, – очень уж убог и противен для Е. вид собранных “для разврата” людей.

В Е. борются его крестьянская закваска и искореженная воровской жизнью натура. Самое трудное для него — обрести душевный покой: “Душа у меня… наскипидаренная какая-то”. По словам Шукшина, Егор умер оттого, что понял: ни от людей, ни от себя прощения ему не будет.

Повесть должна была кончаться самоубийством Е., но у автора не хватило решимости на такую концовку.

Главным героем повести В. Шукшина является уголовник с воровской кличкой Горе — Егор Прокудин. Детство героя прошло в деревне без отца, с матерью и пятью сестрами и братьями. Однажды их единственная корова, судя по всему, зашедшая за чужую ограду, пришла домой с проколотым вилами брюхом. Эта ситуация стала последней каплей для Егора и, будучи подростком, он собирается и уезжает в город.

Егор Прокудин — вор-рецидивист, отсидевший срок не один раз. «Никем больше не могу быть на этой земле только вором. — Егор

Неоднократное повторение того, что слова ничего не стоят, и нужно все доказывать делом говорит о волевом характере данного персонажа, об умении преодолевать трудности каким бы то ни было способом. В своих поступках он решителен и абсолютно не труслив. Это особенно подчеркивается в эпизоде, где Егор выпроваживает бывшего мужа-пьяницу Любы из ее дома.

В финале произведения можно отметить изменения главного героя, а на протяжении всей повести увидеть его становление обыкновенным крестьянином. Губошлеп отметил изменения даже в его походке. У него даже и походка-то какая-то стала. — с восхищением сказал Губошлеп. — Трудовая.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Именно таким героем является Егор Прокудин. Человек, наделавший уже много ошибок, осознающий, что напрасно прожигает жизнь, не приносит пользы ни обществу, ни самому себе, но мечтающий все изменить, хотя пока не знает как. В одном он уверен точно: он хочет другую жизнь – семью.

Егор изо всех сил старается оправдать надежды своей женщины, она помогает ему поверить в себя, но прошлое так просто не отпускают, да и привычки не могут исчезнуть за такое короткое время. Главный герой мучается, ищет свое предназначение в этой новой, неизвестной ему жизни. НО он старается доказать, что все получится не словом, а делом, даже деньги для него становятся далеко не главными в жизни. Сможет он или нет – красной нитью проходит вопрос через всю повесть.

В конце повести Егор меняется. Он практически становится тем, кого хотела видеть в нем любимая женщина, кого бы хотело принять общество.

Говорят, Шукшин, написав повесть, сам плакал над финалом. Почему он не оставил Егора в живых? Расплата за прошлое? Чудес не бывает? Говорят, хорош сюжет, когда главный герой, выполнив свое предназначение, погибает, но чисто по-человечески жалко. Ведь у него почти все получилось…

Введение

Творческая звезда Василия Макаровича Шукшина явилась на горизонте нынешней русской культуры стремительно и как бы совсем неожиданно. Горит она и сейчас, поражая своей яркостью и многообразием цветовых переливов. Однако самого Василия Макаровича уже нет… По-шукшински озорно улыбнувшись в сторону творцов культуры, он исчез из Москвы с такою же странной неожиданностью, с какой появился в ней.

Рожденному сибирской, то есть русской, деревней, ему вовсе не требовалось изучать или постигать национальный характер. Позади него громоздилась многовековая, во многом трагическая история, плескалась богатейшая культура народного творчества.



Сюжет и композиция

Рассказ состоит из двух историй утраты близкого человека. Дедушка Нечай три для назад потерял жену и тосковал по ней так, что напугал притаившегося недалеко мальчика, наслаждающегося лунной ночью. Старик Нечай разговаривал с умершей женой, рассказывал, как её похоронили, вспоминал, как она умерла, и сетовал, что она ничего перед смертью не сказала, не попросила позвать доктора. Когда Нечай стал рассуждать о том, что по ночам ходит на могилу, чтобы проверить, не заживо ли похоронили жену, и даже собирается её откопать для проверки, мальчик побежал к собственному деду.


В конце концов, эти преступные дети не остановились перед тем, что и Родину свою, деля, разорвали на части…

После выхода на свободу некоторое время Егор был в духовных метаниях. Душа его словно качалась на невидимых качелях, между тьмою и светом. Она, томившаяся долго в неволе, жаждала праздника.

Затем он, угостив собравшихся, попытался создать из них слаженный хор — чтобы всем вместе спеть песню. Но, по свойству человеческой природы, гости оказались безучастными к его беспокойным словам — и песня у них не заладилась. Вместо песни они предпочли выпивать и закусывать.

Праздника не получилось.

На протяжении всего произведения Егор проходит трудный путь постижения того, что жизнь земная предназначена не для праздников, а для исправления и спасения наших исковерканных душ.

В фильме этот путь благодатного преображения его души отмечен, словно вехами, картинами двух разрушенных храмов.

Смерть от рук нечестивцев бывшего рецидивиста Егора Прокудина, который, исправляясь, прошел христианский путь и заплатил за этот путь своей жизнью — дает надежду на то, что и Бог его помилует, как помиловал разбойника, распятого со Христом.

И если вся Россия, после столетнего блуждания во тьме, вернется к спасительному православию и исполнит свое предназначение — то есть надежда на то, что и Россию Господь Бог помилует в вечности…

Сергей Николаевич Сидоренко, член Союза писателей России

Кировоградская область, Украина

Проблематика

Другие проблемы и вопросы: делают ли деньги счастливым; стоит ли рисковать жизнью, свободой, честью ради денег; важность семейных отношений; любовь, меняющая жизнь; долг человека перед матерью и родными. Затрагиваются также актуальные проблемы пьянства и возвращения бывшего преступника в общество.

Герои рассказа

Рассказчик – чувствительный мальчик, который может ощутить и красоту ночи, вызывающую необъяснимую, тайную радость, и горе старика, которое заслоняет для ребёнка в этот момент весь мир. Ему жалко дедушку Нечая, он плачет о его горе. Очевидно, история той ночи повлияла на личность мальчика и когда-нибудь помогла пережить ему собственное горе.

Дедушку Нечаева (Нечая) рассказчик называет маленьким старичком. Он худой, в длинной холщовой рубахе ниже колен. Дед сам не ожидал от себя такого проявления горя: он не может унять слёз, третий день мается и не знает, куда себя деть, у него опустились руки. Дед Нечай близок к помешательству, он разговаривает с умершей и не соглашается поначалу идти с дедом мальчика.

Дедушка мальчика – человек крутого нрава. Он говорит с Нечаем грубо, обещает погнать его домой палкой, стыдит его. Мальчик даже боится плакать, чтобы дед не дал подзатыльника. Но старик может и утешить, взывая к логике Нечая: не будут же все ложиться рядом с умершими от горя. Дед мальчика находит нужные слова и жизненный пример, чтобы вернуть Нечая к жизни.

О творчестве Шукшина, можно сказать - жить среди людей, происшествий, впечатлений, каждое из которых требует своего, причем законного места в искусстве, каждое, расталкивая все другое, рвется через тебя на бумагу, на сцену, на экран, настоятельно требуя и ропща, - это очень трудно.

Тут мы вспоминает киноповесть В. Шукшина “Калина красная”, написанную в 1973 году. Главным героем является Егор Прокудин. Егор непоследователен: то умиленно-лиричен и обнимает одну за другой березки, то груб, то он ершист и забулдыга, любитель попоек, то он добряк, то бандит. И вот уже иных критиков очень смутила эта непоследовательность, и они приняли ее за отсутствие характера и “правды жизни”.

Критика не сразу заметила, что такой образ жизни до сих пор не удавалось, пожалуй, создать никому - ни одному писателю, ни одному режиссеру, ни одному актеру, а Шукшину потому это и удалось, что он - Шукшин, пронзительно видевший вокруг себя людей, их судьбы, их жизненные перипетии, потому что он и писатель, и режиссер, и актер в одном лице.

Непоследовательность Прокудина вовсе не так уж проста, стихийна и ничем не обусловлена, она отнюдь не пустое место и не отсутствие характера.

Прокудин ведь последовательно непоследователен, а это уж нечто другое. Это уже логика. Его логика - не наша логика, она не может, а, наверное, и не должна быть нами принята и разделена, но это вовсе не значит, что ее нет, что она не в состоянии перед нами открыться и быть нами понята.

Не быстро и не тихо, а ровным шагом Егор двигается по только что вспаханной им пашне навстречу своей смерти. Идет, зная, к чему идет.

Идет, сначала отправив прочь своего подручного на пахоте, чтобы не был свидетелем того, что сейчас неминуемо произойдет, чтобы человеку, к судьбе Прокудина никак не причастному, не грозила какая-то опасность, какие-то неприятности свидетеля.

Звучно и продолжительно раздаются удары кирзовых сапог Прокудина по деревянным мосткам, когда он выходит из тюрьмы на волю, но вот он почти неслышно, но в таком же ритме шагает по пашне с воли в свою смерть, и круг замыкается, и нам все становится ясным.

Но тут-то мы и понимаем, что этот человек только так и должен был поступить - об этом заговорила вся предыдущая его непоследовательность.

Прокудин ни жалости, ни любви, ни покровительства, ни помощи - ничего он от нас не принял бы, а вот наше понимание ему необходимо. Необходимо по-своему - он ведь все время этому пониманию сопротивляется, недаром он и был столь непоследователен и выкидывал колена, но все это потому, что наше понимание было ему необходимо.

И тут же невольно начинаешь думать, что Прокудин дает нам понимание не только самого себя, но и своего художника - Василия Шукшина.

Время идет. Родившиеся в год смерти Шукшина становятся сегодня его читателями. Для них он невольно - имя классического ряда. Но годы, что миновали после его смерти, ничуть не потеряли своего искомого смысла слова, которые он писал с большой буквы. Народ, Правда, живая Жизнь. Каждое слово - отражение души Шукшина, его жизненной позиции - никогда не сдаваться, не гнуться под тяжестью жизни, а, наоборот, бороться за свое место под солнцем.

Читайте также: