Русь при первых рюриковичах 9 10 в кратко

Обновлено: 04.07.2024

В результате объединения восточно-славянских племен начался процесс образования Древнерусского государства.

Большинство историков XIX в. в той или иной степени были сторонниками норманнской теории. В исторической науке ХХ века норманнская теория подверглась беспощадной критике. Непримиримым ее противником выступил крупный отечественный ученый, автор многих книг по истории Древней Руси Б.А. Рыбаков. В настоящее время большинство исследователей не отрицают определенного влияния норманнов на развитие русской государственности, но его степень, по их мнению, не стоит преувеличивать.

Вожди восточно-славянских племен назывались князьями. Русские князья и цари вели свою родословную от варяжского князя Рюрика (862–879). Сведений о жизни и деятельности Рюрика очень мало.

Наследником Олега стал Игорь (912–945), по некоторым сведениям, сын Рюрика. При нем продолжался процесс включения в состав единого Киевского государства различных племенных союзов. Он подчинил племя уличан и способствовал основанию русских поселений на Таманском полуострове. Игорь продолжал активную внешнюю политику своего предшественника. Он воевал с хазарами, организовал военные походы против Византии (941,944). В 944 г. с Византией был заключен взаимовыгодный договор. Игорь первый из русских князей столкнулся с печенегами – тюркским кочевым народом. С помощью дружины князь осуществлял полюдье– периодический объезд подвластных земель с целью сбора дани. В 945 г. он был убит древлянами за попытку повторного сбора дани. Этот трагический эпизод свидетельствует о том, что в то время размер собираемой дани не был четко определен.

Первой известной нам женщиной-правительницей на Руси была вдова Игоря Ольга (945–969). Она сумела удержать власть над Киевом и всей Русью. При Ольге даннические повинности были регламентированы и сама дань стала свозиться в специально определенные места.

Ольга – первая из русских, принявшая христианство под именем Елена. Произошло это в 957 г. в Константинополе. Русская православная церковь причислила Ольгу к лику святых.

Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич (964–972) был талантливым полководцем. Большую угрозу для Руси представляли воинственные племена печенегов, жившие в Северном Причерноморье, и давний враг славян Хазарский каганат. Святослав разбил хазар и подчинил себе Волжскую Булгарию. Его власть признали многие народы Кавказа. В 968 г. Святослав совершил свой первый поход на Дунай и взял ряд принадлежавших Византии крепостей. Во втором походе (969) Святослав воевал на Балканах против Византии в союзе с болгарами. После битвы при Доростоле войска Святослава были вынуждены покинуть Балканы. Возвращаясь из дунайского похода, Святослав был убит печенегами.

После гибели Святослава Игоревича между его сыновьями началась междоусобная война. Победителем из нее вышел Владимир (980–1015). Древнерусские книжники называют этого князя равноапостольным. По православной традиции так именуют святых, послуживших распространению христианства. Выслушав богословов разных конфессий, сравнив богослужения, Владимир остановился на греческой вере. В исторической памяти русского народа князь, крестивший Русь, остался как Владимир Красное Солнышко. Владимир расширял и укреплял Древнерусское государство: окончательно покорил радимичей; совершил успешные походы против поляков, печенегов; основал новые крепости – города (Переяславль, Белгород и др.).

В 980 г. Владимир осуществил языческую реформу. Был создан пантеон языческих богов во главе с Перуном. Но традиционная древняя религия уже не соответствовала ни идеологическим потребностям формирующегося государства, ни реальным условиям раннего Средневековья. К тому времени большинство европейских народов исповедовало христианскую веру. (В начале XI в. в христианской религии образовалось два основных течения: католицизм и православие. Позднее, в XVI в., возникло протестантство.)

К концу Х в. потребность молодого государства в принятии новой веры стала очевидной. Монотеистическая религия призвана была укрепить власть великого князя. Будучи умным и дальновидным политиком, Владимир понимал, что принятие христианства укрепит международное положение Руси и будет способствовать ее приобщению к византийской культуре. Сначала сам Владимир принял крещение. Его примеру последовали бояре и дружинники. А в 988 г. князь Владимир обратил в христианство свой народ. В русской летописи приводится яркий рассказ о свержении языческих идолов, которых князь велел изрубить или сжечь. Процесс христианизации страны затянулся на долгие века. Новая религия сталкивалась с пережитками языческих верований.

Принятие христианства на Руси укрепило власть князя, обеспечив тем самым укрепление государственности, способствовало становлению единства страны и народа. Вырос и международный авторитет Руси, правители христианских государств стали относиться к киевским князьям как к равным себе владыкам.

Особое значение имело принятие христианства для развития русской культуры. Вместе с христианством к нашим предкам пришла азбука кириллица, изобретенная в IX в. греческими миссионерами Кириллом и Мефодием. В XI в. зарождается русское летописание.

Ярослав соединил под своей властью почти все древнерусские земли. В 1030 г. совершил успешный поход в Прибалтику, где основал город Юрьев (ныне г. Тарту). В 1036 г. разгромил печенегов. После победы Русь на некоторое время обезопасила себя от вторжения кочевников.

Ярослав принял первый кодекс законов – Русскую Правду, отстроил Киев, который в эту эпоху стал одним из красивейших городов Европы. Князь Ярослав поставил в русские митрополиты киевского монаха Илариона, устранив, таким образом, церковную зависимость от Византии. При Ярославе значительно расширились политические связи Руси с европейскими государствами. Путем династических браков своих детей он породнился с польским, венгерским, норвежским, французским, германскими королевскими дворами.

При Олеге дань Киеву стали платить древляне, северяне, радимичи. После его смерти процесс присоединения земель к Киеву продолжался: в княжение Игоря (912-945) и Ольги (945-957) были присоединены земли уличей, тиверцев и, окончательно древлян.

Олег умер в 912 г., а в 913 г. древляне отказались платить дань Игорю, сыну Рюрика, который правил до 945 г. В то время дань, налагавшаяся Киевом на присоединяемые славянские племенные союзы была формой военной контрибуции, а по прошествии времени, с укреплением власти великого князя, превращалась в постоянную дань – налог – полюдье.

В ответ на такое непослушание Игорь после похода назначил еще более тяжелую дань для древлян. Эту дань он собрал во время полюдья осенью 945 г. По дороге назад в Киев дружина выразила недовольство тем, что Свенельд и его отроки получили все-таки больше, и Игорь принял решение вернуться с небольшим отрядом, отпустив остальных с обозами в Киев.

По одним источникам, Ольга родом из Пскова, по другим, более поздним, она была простой поселянкой из местечка Выбуты, близ Пскова (которого в то время как будто еще и не было). Князь встретил Ольгу на охоте на берегу реки Великой, около Выбутской веси (Псковская земля). Через несколько лет он забрал ее в Киев и сделал княгиней.

Особенно подробно, с нарочито выраженной идеализа­цией описывают летописцы два эпизода из княжения Ольги: месть древлянам за убийство Игоря и ее поездку в Константинополь к византийскому императору. Что касается перво­го сюжета, то эта часть летописи настолько близка к эпиче­скому сказанию, что вряд ли отражает реальные историче­ские события, и скорее всего представляет собой удачно найденную форму былины-назидания с целью придать государственно-ритуальный характер мести Ольги безрас­судным древлянам.

Ольга сделала вид, что довольна столь лестным предложением и желает почтить послов. Она дала им коварный совет потребовать, чтобы их несли к ее каменному терему в ладье. Не разгадав злого умысла, доверчивые древляне принаря­дились, уселись в ладью и приказали нести себя к Ольге. А у терема княгини была заранее вырыта большая и глубо­кая яма. Обманутых послов вместе с ладьей бросили в эту яму и живыми засыпали землей.




Многие детали сказания кажутся недостоверными, но совсем неправдоподобным выглядит неведение древлян о том, что произошло в Киеве. Древлянская земля отстояла от Киева с запада на расстоянии одного-двух дней пути. И принародное убийство и сожжение древлянских послов вряд ли могло остаться тайной. Б. А. Рыбаков считает неведение древлян литературным приемом, который лето­писец использовал для связи отдельных звеньев сказания. Разумеется, киевляне каким-то образом отомстили древля­нам за убийство Игоря, но сказание о роли Ольги в этом мщении не отражает реальных событий и является устра­шающим эпическим произведением, созданным в интере­сах киевской великокняжеской власти.

Два умерщвленных посольства древлянской знати, 5000 древлян, убитых у могилы Игоря, и выжженный дотла Искоростень составили общий итог непослушания древлян и их борьбы с Киевом. Таким образом автор сказания, воздействуя художественными средствами на сознание сво­их современников, хотел заставить их поверить в мудрость и непобедимость киевского княжеского дома. При этом следует иметь в виду, что обман, коварство и жестокость не противоречили морали того времени.

Историки немало спорили о цели и результатах посоль­ства княгини Ольги в столицу могущественной империи. Высказывалось мнение, что великая княгиня уже была христианкой, приняв крещение в Киеве до поездки в Ви­зантию. Но как бы то ни было, сам факт был из ряда вон выходящим. Еще никогда правители Руси не возглавляли посольства в империю — для этого, видимо, были весьма веские основания. Возможно, император Константин VII предполагал укрепить союз с Киевской Русью против своих недругов, и посольство русов двинулось в путь, чтобы провести переговоры по этому поводу. Однако Ольга была слишком умна и дальновидна, чтобы не воспользоваться случаем для извлечения политических выгод из сложив­шейся ситуации.

Все, что известно о пребывании великой княгини ки­евской в Византии, позволяет думать о больших политиче­ских и дипломатических задачах русского посольства. Никогда еще при дворе византийских властителей не по­являлось столь многочисленное, пышное и высоко пред­ставительное посольство. Великая княгиня изрядно озада­чила знатоков византийского дипломатического церемони­ала, заставив их считаться с собой как с главой соседней сильной державы.

Княгине и в самом деле были оказаны неслыханные почести. Не в пример послам других госу­дарств она не пала ниц перед императором, с императрицей поздоровалась легким кивком головы. Во время приема и торжественного обеда во дворце не было послов других стран, что подчеркивало особое положение русской княги­ни. Император после процедуры крещения назвал Ольгу дочерью, а это означало высокое место княгини по отноше­нию к императорской власти. Встречи с константинополь­ским патриархом также свидетельствовали об этом. Иными словами, всем своим поведением Ольга добилась решения чрезвычайно важной для Киевской Руси международной задачи — повышения политического статуса своего госу­дарства в тогдашнем мире.

По возвращении из своего затянувшегося путешествия в Византию Ольга официально передала княжение своему сыну Святославу. К тому времени, в свои 16 лет, он был уже вполне взрослым и весьма опытным в ратных делах мужем. Ольга женила его на дочери угорского князя Такшоня — на княгине Ильдико (русское имя — Предслава). Сконча­лась Ольга в преклонном возрасте в 969 г. Похоронена была по христианскому обычаю, без тризны.

Святослав был прост в повседневной жизни и в отноше­ниях с окружающими. Даже его первая юношеская любовь выпала на долю девушки-рабыни по имени Малуша, кото­рая была ключницей у княгини Ольги. Она родила ему сына Владимира, будущего преемника киевского престола. Святослав любил Малушу, и только непреклонная воля матери вынудила его жениться на угорской княжне Предславе.

По времени военные походы Святослава можно разде­лить на три этапа: походы на земли своих ближайших соседей; дальние походы на восток — река Итиль (Волга), Хазарское (Каспийское) море, Сурожское (Азовское) мо­ре, река Дон; походы на юг — Русское море, Болгария, Византия.

Погиб Святослав, как и положено воину в бои от рук печенегов. Что касается останков князя, то в источниках приво­дятся различные версии. Существует легенда, что по приказанию кагана Кури печенеги подобрали труп Свя­тослава, сделали из его черепа чашу, оковали ее золотом и пили из нее на пирах.

Но до отъезда ему надо было решить вопрос, кого из сыновей сделать своим на­местником в Киеве. У Святослава было три сына: Ярополк и Олег от законной жены Предславы и Владимир от рабыни Малуши. По желанию бояр Святослав на время своего отсутствия посадил Ярополка князем в Киеве. Древляне попросили себе в князья Олега, и Святослав согласился. Новгородцы пригласили Владимира княжить в Новгороде. Святослав поинтересо­вался, желает ли сам Владимир ехать в далекую северную землю, и остался доволен твердым и положительным отве­том своего любимого сына. А чтобы быть спокойным за него, он в качестве воеводы послал с ним в Новгород не раз уже проверенного на деле дружинника Добрыню, родного брата Малуши.

При Олеге дань Киеву стали платить древляне, северяне, радимичи. После его смерти процесс присоединения земель к Киеву продолжался: в княжение Игоря (912-945) и Ольги (945-957) были присоединены земли уличей, тиверцев и, окончательно древлян.

Олег умер в 912 г., а в 913 г. древляне отказались платить дань Игорю, сыну Рюрика, который правил до 945 г. В то время дань, налагавшаяся Киевом на присоединяемые славянские племенные союзы была формой военной контрибуции, а по прошествии времени, с укреплением власти великого князя, превращалась в постоянную дань – налог – полюдье.

В ответ на такое непослушание Игорь после похода назначил еще более тяжелую дань для древлян. Эту дань он собрал во время полюдья осенью 945 г. По дороге назад в Киев дружина выразила недовольство тем, что Свенельд и его отроки получили все-таки больше, и Игорь принял решение вернуться с небольшим отрядом, отпустив остальных с обозами в Киев.

По одним источникам, Ольга родом из Пскова, по другим, более поздним, она была простой поселянкой из местечка Выбуты, близ Пскова (которого в то время как будто еще и не было). Князь встретил Ольгу на охоте на берегу реки Великой, около Выбутской веси (Псковская земля). Через несколько лет он забрал ее в Киев и сделал княгиней.

Особенно подробно, с нарочито выраженной идеализа­цией описывают летописцы два эпизода из княжения Ольги: месть древлянам за убийство Игоря и ее поездку в Константинополь к византийскому императору. Что касается перво­го сюжета, то эта часть летописи настолько близка к эпиче­скому сказанию, что вряд ли отражает реальные историче­ские события, и скорее всего представляет собой удачно найденную форму былины-назидания с целью придать государственно-ритуальный характер мести Ольги безрас­судным древлянам.

Ольга сделала вид, что довольна столь лестным предложением и желает почтить послов. Она дала им коварный совет потребовать, чтобы их несли к ее каменному терему в ладье. Не разгадав злого умысла, доверчивые древляне принаря­дились, уселись в ладью и приказали нести себя к Ольге. А у терема княгини была заранее вырыта большая и глубо­кая яма. Обманутых послов вместе с ладьей бросили в эту яму и живыми засыпали землей.

Многие детали сказания кажутся недостоверными, но совсем неправдоподобным выглядит неведение древлян о том, что произошло в Киеве. Древлянская земля отстояла от Киева с запада на расстоянии одного-двух дней пути. И принародное убийство и сожжение древлянских послов вряд ли могло остаться тайной. Б. А. Рыбаков считает неведение древлян литературным приемом, который лето­писец использовал для связи отдельных звеньев сказания. Разумеется, киевляне каким-то образом отомстили древля­нам за убийство Игоря, но сказание о роли Ольги в этом мщении не отражает реальных событий и является устра­шающим эпическим произведением, созданным в интере­сах киевской великокняжеской власти.

Два умерщвленных посольства древлянской знати, 5000 древлян, убитых у могилы Игоря, и выжженный дотла Искоростень составили общий итог непослушания древлян и их борьбы с Киевом. Таким образом автор сказания, воздействуя художественными средствами на сознание сво­их современников, хотел заставить их поверить в мудрость и непобедимость киевского княжеского дома. При этом следует иметь в виду, что обман, коварство и жестокость не противоречили морали того времени.

Историки немало спорили о цели и результатах посоль­ства княгини Ольги в столицу могущественной империи. Высказывалось мнение, что великая княгиня уже была христианкой, приняв крещение в Киеве до поездки в Ви­зантию. Но как бы то ни было, сам факт был из ряда вон выходящим. Еще никогда правители Руси не возглавляли посольства в империю — для этого, видимо, были весьма веские основания. Возможно, император Константин VII предполагал укрепить союз с Киевской Русью против своих недругов, и посольство русов двинулось в путь, чтобы провести переговоры по этому поводу. Однако Ольга была слишком умна и дальновидна, чтобы не воспользоваться случаем для извлечения политических выгод из сложив­шейся ситуации.

Все, что известно о пребывании великой княгини ки­евской в Византии, позволяет думать о больших политиче­ских и дипломатических задачах русского посольства. Никогда еще при дворе византийских властителей не по­являлось столь многочисленное, пышное и высоко пред­ставительное посольство. Великая княгиня изрядно озада­чила знатоков византийского дипломатического церемони­ала, заставив их считаться с собой как с главой соседней сильной державы.

Княгине и в самом деле были оказаны неслыханные почести. Не в пример послам других госу­дарств она не пала ниц перед императором, с императрицей поздоровалась легким кивком головы. Во время приема и торжественного обеда во дворце не было послов других стран, что подчеркивало особое положение русской княги­ни. Император после процедуры крещения назвал Ольгу дочерью, а это означало высокое место княгини по отноше­нию к императорской власти. Встречи с константинополь­ским патриархом также свидетельствовали об этом. Иными словами, всем своим поведением Ольга добилась решения чрезвычайно важной для Киевской Руси международной задачи — повышения политического статуса своего госу­дарства в тогдашнем мире.

По возвращении из своего затянувшегося путешествия в Византию Ольга официально передала княжение своему сыну Святославу. К тому времени, в свои 16 лет, он был уже вполне взрослым и весьма опытным в ратных делах мужем. Ольга женила его на дочери угорского князя Такшоня — на княгине Ильдико (русское имя — Предслава). Сконча­лась Ольга в преклонном возрасте в 969 г. Похоронена была по христианскому обычаю, без тризны.

Святослав был прост в повседневной жизни и в отноше­ниях с окружающими. Даже его первая юношеская любовь выпала на долю девушки-рабыни по имени Малуша, кото­рая была ключницей у княгини Ольги. Она родила ему сына Владимира, будущего преемника киевского престола. Святослав любил Малушу, и только непреклонная воля матери вынудила его жениться на угорской княжне Предславе.

По времени военные походы Святослава можно разде­лить на три этапа: походы на земли своих ближайших соседей; дальние походы на восток — река Итиль (Волга), Хазарское (Каспийское) море, Сурожское (Азовское) мо­ре, река Дон; походы на юг — Русское море, Болгария, Византия.

Погиб Святослав, как и положено воину в бои от рук печенегов. Что касается останков князя, то в источниках приво­дятся различные версии. Существует легенда, что по приказанию кагана Кури печенеги подобрали труп Свя­тослава, сделали из его черепа чашу, оковали ее золотом и пили из нее на пирах.

Но до отъезда ему надо было решить вопрос, кого из сыновей сделать своим на­местником в Киеве. У Святослава было три сына: Ярополк и Олег от законной жены Предславы и Владимир от рабыни Малуши. По желанию бояр Святослав на время своего отсутствия посадил Ярополка князем в Киеве. Древляне попросили себе в князья Олега, и Святослав согласился. Новгородцы пригласили Владимира княжить в Новгороде. Святослав поинтересо­вался, желает ли сам Владимир ехать в далекую северную землю, и остался доволен твердым и положительным отве­том своего любимого сына. А чтобы быть спокойным за него, он в качестве воеводы послал с ним в Новгород не раз уже проверенного на деле дружинника Добрыню, родного брата Малуши.

Рюриковичи — княжеский, царский и позднее королевский род на Древней Руси, идущий от потомков Рюрика, со временем раздробившийся на множество ветвей.

Семейное древо Рюриковичей очень обширно. Большинство представителей династии Рюриковичей являлись правителями Древнерусского государства, а также русских княжеств, которые образовались после разделения русских земель. Часть представителей династии позднее принадлежала к королевскому роду других государств: Венгерско-Хорватское королевство, Великое княжество Литовское, Болгарское царство, Грузинское царство, Герцогство Австрия и др.

История династии Рюриковичей

Хотя первым представителем династии является сам Рюрик, очень часто в летописях род Рюриковичей ведут от князя Игоря, сына Рюрика, так как именно Игорь был не призванным, а первым истинно русским князем. Споры о происхождении самого Рюрика и этимологии его имени ведутся до сих пор.

Династия Рюриковичей управляла русским государством более 700 лет.

Правление династии Рюриковичей на Руси

Первые князья из рода Рюриковичей (Игорь Рюрикович, Олег Рюрикович, княгиня Ольга, Святослав Рюрикович) положили начало процессу формирования централизованного государства на русских землях.

В 882 г. при князе Олеге Киев стал столицей нового государства — Киевской Руси.

В 944 г. во время правления князя Игоря Русь впервые заключила мирный договор с Византией, прекратила военные походы и получила возможность развиваться.

В 945 г. княгиня Ольга впервые ввела фиксированный размер оброка — дани, что положило начало формированию налоговой системы государства. В 947 г. новгородские земли подверглись административно-территориальному делению.

В 969 г. князь Святослав ввел систему наместничества, что помогло развитию местного самоуправления. В 963 г. Киевская Русь смогла подчинить себе ряд значительных территорий Тмутараканского княжества — государство расширялось.

Сформировавшееся государство пришло к феодальной системе управления во времена правления Ярославичей и Владимира Мономаха (вторая половина 11-го — первая половина 12-го в.). Многочисленные междоусобные войны привели к ослаблению власти Киева и киевского князя, к усилению местных княжеств и значительному разделению территорий в рамках одного государства. Феодализм продержался довольно долго и серьезно ослабил Русь.

Начиная со второй половины 12-го в. и до середины 13-го в. на Руси правили следующие представители Рюриковичей: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. В этот период, хотя и продолжались княжеские междоусобицы, начала развиваться торговля, отдельные княжества сильно выросли в экономическом плане, развивалось христианство.

Со второй половины 13-го в. и до конца 14-го в. Русь оказалась под гнетом татаро-монгольского ига (начало периода Золотой Орды). Правящие князья не раз пытались сбросить с себя гнет татаро-монгол, однако это им не удавалось, и Русь постепенно приходила к упадку из-за постоянных набегов и разорений. Лишь в 1380 г. удалось разгромить войско татаро-монгол во время Куликовской битвы, что стало началом процесса освобождения Руси от гнета захватчиков.

После свержения гнета монголо-татар государство начало восстанавливаться. Во время правления Ивана Калиты столица была перенесена в Москву, при Дмитрии Донском был построен Московский Кремль, государство активно развивалось. Василий 2-й окончательно объединил земли вокруг Москвы и установил практически нерушимую и единоличную власть московского князя на всех русских землях.

Последние представители рода Рюриковичей также немало сделали для развития государства. Во время правления Ивана 3-го, Василия 3-го и Ивана Грозного началось становление централизованного государства, с совершенно иным укладом жизни и политико-административным строем по типу сословно-представительской монархии. Однако династия Рюриковичей прервалась на Иване Грозном, и вскоре на Руси наступило Смутное время — было неизвестно, кто встанет на пост правителя.

Конец династии Рюриковичей

Первые русские князья и их деятельность

Первые князья Киевской Руси

Первые киевские князья внесли огромный вклад в развитие Руси. Силы были направлены не только на расширение территории, но и на защиту от врагов. Не забывали и про культурное наследие. Можно назвать целый список произведений зодчества, ставших достопримечательностями. Таблица внешней и внутренней политики Рюрика и русских князей древней Руси поможет кратко ознакомиться с историей предков.

Первые князья Киевской Руси

Хронологическая таблица с 862 по 964 год

  • подчинил в своё правление Смоленск и Константинополь;
  • совершил успешные походы в направлении на Византийскую империю;
  • заключил договор о праве на беспошлинную торговлю в византийских землях.

Правители с 964 по 1132

  • в 965 году начал Хазарский поход, который завершился удачно;
  • одержал победу над болгарами;
  • совершил поход на Византию, не столь удачно, как предполагалось.
  • воевал с польской стороной и подчинил себе Червенские города на Юго-Западе Руси;
  • в 922 году разгромил печенегов на реке Сула;
  • предпринимал походы на Волжскую Болгарию;
  • обложил данью Хазарию.
  • завершил разгром печенегов и заключил мир с Византийской империей;
  • построил дружеские отношения со Швецией, Римской империей и другими европейскими странами.

Как видно из таблицы русских князей Древней Руси, после смерти князя Мстислава начинается период раздробленности.

Княжества руси

Русь распалась, сформировались отдельно взятые самостоятельные удельные княжества. Территориальная целостность потеряла свою ценность.

Династия Рюриковичей

Легендарная династия Рюриковичей положила начало княжествованию на Руси. Рюрик — основатель Киевской Руси. С течением времени род продолжил царскую линию, но в итоге родословное древо распалось на множество ветвей. Можно наглядно проследить фактическое разветвление династии Рюриковичей в схеме с датами правления.

Династия Рюриковичей

Сохранение единства доставалось роду Рюриковичей тяжёлой ценой. Раздробление пришлось на период правления Владимира Святославовича. С этого времени началось формирование удельных династий.

Особенности передачи наследных прав

Определению местных уделов мешал лествичный порядок наследования, при котором права на престол передавались сначала по горизонтали, от старших братьев к младшим, а уже потом по вертикали, между поколениями, но также по старшинству.

При этом порядке после смерти великого князя киевский великокняжский стол, который считался самым главным, занимал ближайший по генеалогическому старшинству (брат, а не сын), второй по старшинству родственник переходил на место первого, и так все князья перемещались на более престижные столы.

Лествичный порядок наследования

В масштабах всего государства в целом этот порядок был упразднён во время Любеческого съезда 1097 года. За каждой удельной династией, то есть отдельной веткой Рюриковичей, закрепились собственные земли.

Династические браки.

Лествичный порядок всё же сохранился для самого великокняжеского стола и внутри некоторых удельных княжеств. В этот же период упразднили обычай поиска князьями невест за границей. Стали актуальны династические браки. После смерти наиболее могущественного из сыновей Владимира Мономаха, Мстислава, разложение Киевской Руси на ряд земель, управляемых местными (удельными) династиями, стало окончательным фактом.

Читайте также: