Русь при первых рюриковичах 9 10 в кратко
Обновлено: 04.07.2024
В результате объединения восточно-славянских племен начался процесс образования Древнерусского государства.
Большинство историков XIX в. в той или иной степени были сторонниками норманнской теории. В исторической науке ХХ века норманнская теория подверглась беспощадной критике. Непримиримым ее противником выступил крупный отечественный ученый, автор многих книг по истории Древней Руси Б.А. Рыбаков. В настоящее время большинство исследователей не отрицают определенного влияния норманнов на развитие русской государственности, но его степень, по их мнению, не стоит преувеличивать.
Вожди восточно-славянских племен назывались князьями. Русские князья и цари вели свою родословную от варяжского князя Рюрика (862–879). Сведений о жизни и деятельности Рюрика очень мало.
Наследником Олега стал Игорь (912–945), по некоторым сведениям, сын Рюрика. При нем продолжался процесс включения в состав единого Киевского государства различных племенных союзов. Он подчинил племя уличан и способствовал основанию русских поселений на Таманском полуострове. Игорь продолжал активную внешнюю политику своего предшественника. Он воевал с хазарами, организовал военные походы против Византии (941,944). В 944 г. с Византией был заключен взаимовыгодный договор. Игорь первый из русских князей столкнулся с печенегами – тюркским кочевым народом. С помощью дружины князь осуществлял полюдье– периодический объезд подвластных земель с целью сбора дани. В 945 г. он был убит древлянами за попытку повторного сбора дани. Этот трагический эпизод свидетельствует о том, что в то время размер собираемой дани не был четко определен.
Первой известной нам женщиной-правительницей на Руси была вдова Игоря Ольга (945–969). Она сумела удержать власть над Киевом и всей Русью. При Ольге даннические повинности были регламентированы и сама дань стала свозиться в специально определенные места.
Ольга – первая из русских, принявшая христианство под именем Елена. Произошло это в 957 г. в Константинополе. Русская православная церковь причислила Ольгу к лику святых.
Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич (964–972) был талантливым полководцем. Большую угрозу для Руси представляли воинственные племена печенегов, жившие в Северном Причерноморье, и давний враг славян Хазарский каганат. Святослав разбил хазар и подчинил себе Волжскую Булгарию. Его власть признали многие народы Кавказа. В 968 г. Святослав совершил свой первый поход на Дунай и взял ряд принадлежавших Византии крепостей. Во втором походе (969) Святослав воевал на Балканах против Византии в союзе с болгарами. После битвы при Доростоле войска Святослава были вынуждены покинуть Балканы. Возвращаясь из дунайского похода, Святослав был убит печенегами.
После гибели Святослава Игоревича между его сыновьями началась междоусобная война. Победителем из нее вышел Владимир (980–1015). Древнерусские книжники называют этого князя равноапостольным. По православной традиции так именуют святых, послуживших распространению христианства. Выслушав богословов разных конфессий, сравнив богослужения, Владимир остановился на греческой вере. В исторической памяти русского народа князь, крестивший Русь, остался как Владимир Красное Солнышко. Владимир расширял и укреплял Древнерусское государство: окончательно покорил радимичей; совершил успешные походы против поляков, печенегов; основал новые крепости – города (Переяславль, Белгород и др.).
В 980 г. Владимир осуществил языческую реформу. Был создан пантеон языческих богов во главе с Перуном. Но традиционная древняя религия уже не соответствовала ни идеологическим потребностям формирующегося государства, ни реальным условиям раннего Средневековья. К тому времени большинство европейских народов исповедовало христианскую веру. (В начале XI в. в христианской религии образовалось два основных течения: католицизм и православие. Позднее, в XVI в., возникло протестантство.)
К концу Х в. потребность молодого государства в принятии новой веры стала очевидной. Монотеистическая религия призвана была укрепить власть великого князя. Будучи умным и дальновидным политиком, Владимир понимал, что принятие христианства укрепит международное положение Руси и будет способствовать ее приобщению к византийской культуре. Сначала сам Владимир принял крещение. Его примеру последовали бояре и дружинники. А в 988 г. князь Владимир обратил в христианство свой народ. В русской летописи приводится яркий рассказ о свержении языческих идолов, которых князь велел изрубить или сжечь. Процесс христианизации страны затянулся на долгие века. Новая религия сталкивалась с пережитками языческих верований.
Принятие христианства на Руси укрепило власть князя, обеспечив тем самым укрепление государственности, способствовало становлению единства страны и народа. Вырос и международный авторитет Руси, правители христианских государств стали относиться к киевским князьям как к равным себе владыкам.
Особое значение имело принятие христианства для развития русской культуры. Вместе с христианством к нашим предкам пришла азбука кириллица, изобретенная в IX в. греческими миссионерами Кириллом и Мефодием. В XI в. зарождается русское летописание.
Ярослав соединил под своей властью почти все древнерусские земли. В 1030 г. совершил успешный поход в Прибалтику, где основал город Юрьев (ныне г. Тарту). В 1036 г. разгромил печенегов. После победы Русь на некоторое время обезопасила себя от вторжения кочевников.
Ярослав принял первый кодекс законов – Русскую Правду, отстроил Киев, который в эту эпоху стал одним из красивейших городов Европы. Князь Ярослав поставил в русские митрополиты киевского монаха Илариона, устранив, таким образом, церковную зависимость от Византии. При Ярославе значительно расширились политические связи Руси с европейскими государствами. Путем династических браков своих детей он породнился с польским, венгерским, норвежским, французским, германскими королевскими дворами.
При Олеге дань Киеву стали платить древляне, северяне, радимичи. После его смерти процесс присоединения земель к Киеву продолжался: в княжение Игоря (912-945) и Ольги (945-957) были присоединены земли уличей, тиверцев и, окончательно древлян.
Олег умер в 912 г., а в 913 г. древляне отказались платить дань Игорю, сыну Рюрика, который правил до 945 г. В то время дань, налагавшаяся Киевом на присоединяемые славянские племенные союзы была формой военной контрибуции, а по прошествии времени, с укреплением власти великого князя, превращалась в постоянную дань – налог – полюдье.
В ответ на такое непослушание Игорь после похода назначил еще более тяжелую дань для древлян. Эту дань он собрал во время полюдья осенью 945 г. По дороге назад в Киев дружина выразила недовольство тем, что Свенельд и его отроки получили все-таки больше, и Игорь принял решение вернуться с небольшим отрядом, отпустив остальных с обозами в Киев.
По одним источникам, Ольга родом из Пскова, по другим, более поздним, она была простой поселянкой из местечка Выбуты, близ Пскова (которого в то время как будто еще и не было). Князь встретил Ольгу на охоте на берегу реки Великой, около Выбутской веси (Псковская земля). Через несколько лет он забрал ее в Киев и сделал княгиней.
Особенно подробно, с нарочито выраженной идеализацией описывают летописцы два эпизода из княжения Ольги: месть древлянам за убийство Игоря и ее поездку в Константинополь к византийскому императору. Что касается первого сюжета, то эта часть летописи настолько близка к эпическому сказанию, что вряд ли отражает реальные исторические события, и скорее всего представляет собой удачно найденную форму былины-назидания с целью придать государственно-ритуальный характер мести Ольги безрассудным древлянам.
Ольга сделала вид, что довольна столь лестным предложением и желает почтить послов. Она дала им коварный совет потребовать, чтобы их несли к ее каменному терему в ладье. Не разгадав злого умысла, доверчивые древляне принарядились, уселись в ладью и приказали нести себя к Ольге. А у терема княгини была заранее вырыта большая и глубокая яма. Обманутых послов вместе с ладьей бросили в эту яму и живыми засыпали землей.
Многие детали сказания кажутся недостоверными, но совсем неправдоподобным выглядит неведение древлян о том, что произошло в Киеве. Древлянская земля отстояла от Киева с запада на расстоянии одного-двух дней пути. И принародное убийство и сожжение древлянских послов вряд ли могло остаться тайной. Б. А. Рыбаков считает неведение древлян литературным приемом, который летописец использовал для связи отдельных звеньев сказания. Разумеется, киевляне каким-то образом отомстили древлянам за убийство Игоря, но сказание о роли Ольги в этом мщении не отражает реальных событий и является устрашающим эпическим произведением, созданным в интересах киевской великокняжеской власти.
Два умерщвленных посольства древлянской знати, 5000 древлян, убитых у могилы Игоря, и выжженный дотла Искоростень составили общий итог непослушания древлян и их борьбы с Киевом. Таким образом автор сказания, воздействуя художественными средствами на сознание своих современников, хотел заставить их поверить в мудрость и непобедимость киевского княжеского дома. При этом следует иметь в виду, что обман, коварство и жестокость не противоречили морали того времени.
Историки немало спорили о цели и результатах посольства княгини Ольги в столицу могущественной империи. Высказывалось мнение, что великая княгиня уже была христианкой, приняв крещение в Киеве до поездки в Византию. Но как бы то ни было, сам факт был из ряда вон выходящим. Еще никогда правители Руси не возглавляли посольства в империю — для этого, видимо, были весьма веские основания. Возможно, император Константин VII предполагал укрепить союз с Киевской Русью против своих недругов, и посольство русов двинулось в путь, чтобы провести переговоры по этому поводу. Однако Ольга была слишком умна и дальновидна, чтобы не воспользоваться случаем для извлечения политических выгод из сложившейся ситуации.
Все, что известно о пребывании великой княгини киевской в Византии, позволяет думать о больших политических и дипломатических задачах русского посольства. Никогда еще при дворе византийских властителей не появлялось столь многочисленное, пышное и высоко представительное посольство. Великая княгиня изрядно озадачила знатоков византийского дипломатического церемониала, заставив их считаться с собой как с главой соседней сильной державы.
Княгине и в самом деле были оказаны неслыханные почести. Не в пример послам других государств она не пала ниц перед императором, с императрицей поздоровалась легким кивком головы. Во время приема и торжественного обеда во дворце не было послов других стран, что подчеркивало особое положение русской княгини. Император после процедуры крещения назвал Ольгу дочерью, а это означало высокое место княгини по отношению к императорской власти. Встречи с константинопольским патриархом также свидетельствовали об этом. Иными словами, всем своим поведением Ольга добилась решения чрезвычайно важной для Киевской Руси международной задачи — повышения политического статуса своего государства в тогдашнем мире.
По возвращении из своего затянувшегося путешествия в Византию Ольга официально передала княжение своему сыну Святославу. К тому времени, в свои 16 лет, он был уже вполне взрослым и весьма опытным в ратных делах мужем. Ольга женила его на дочери угорского князя Такшоня — на княгине Ильдико (русское имя — Предслава). Скончалась Ольга в преклонном возрасте в 969 г. Похоронена была по христианскому обычаю, без тризны.
Святослав был прост в повседневной жизни и в отношениях с окружающими. Даже его первая юношеская любовь выпала на долю девушки-рабыни по имени Малуша, которая была ключницей у княгини Ольги. Она родила ему сына Владимира, будущего преемника киевского престола. Святослав любил Малушу, и только непреклонная воля матери вынудила его жениться на угорской княжне Предславе.
По времени военные походы Святослава можно разделить на три этапа: походы на земли своих ближайших соседей; дальние походы на восток — река Итиль (Волга), Хазарское (Каспийское) море, Сурожское (Азовское) море, река Дон; походы на юг — Русское море, Болгария, Византия.
Погиб Святослав, как и положено воину в бои от рук печенегов. Что касается останков князя, то в источниках приводятся различные версии. Существует легенда, что по приказанию кагана Кури печенеги подобрали труп Святослава, сделали из его черепа чашу, оковали ее золотом и пили из нее на пирах.
Но до отъезда ему надо было решить вопрос, кого из сыновей сделать своим наместником в Киеве. У Святослава было три сына: Ярополк и Олег от законной жены Предславы и Владимир от рабыни Малуши. По желанию бояр Святослав на время своего отсутствия посадил Ярополка князем в Киеве. Древляне попросили себе в князья Олега, и Святослав согласился. Новгородцы пригласили Владимира княжить в Новгороде. Святослав поинтересовался, желает ли сам Владимир ехать в далекую северную землю, и остался доволен твердым и положительным ответом своего любимого сына. А чтобы быть спокойным за него, он в качестве воеводы послал с ним в Новгород не раз уже проверенного на деле дружинника Добрыню, родного брата Малуши.
При Олеге дань Киеву стали платить древляне, северяне, радимичи. После его смерти процесс присоединения земель к Киеву продолжался: в княжение Игоря (912-945) и Ольги (945-957) были присоединены земли уличей, тиверцев и, окончательно древлян.
Олег умер в 912 г., а в 913 г. древляне отказались платить дань Игорю, сыну Рюрика, который правил до 945 г. В то время дань, налагавшаяся Киевом на присоединяемые славянские племенные союзы была формой военной контрибуции, а по прошествии времени, с укреплением власти великого князя, превращалась в постоянную дань – налог – полюдье.
В ответ на такое непослушание Игорь после похода назначил еще более тяжелую дань для древлян. Эту дань он собрал во время полюдья осенью 945 г. По дороге назад в Киев дружина выразила недовольство тем, что Свенельд и его отроки получили все-таки больше, и Игорь принял решение вернуться с небольшим отрядом, отпустив остальных с обозами в Киев.
По одним источникам, Ольга родом из Пскова, по другим, более поздним, она была простой поселянкой из местечка Выбуты, близ Пскова (которого в то время как будто еще и не было). Князь встретил Ольгу на охоте на берегу реки Великой, около Выбутской веси (Псковская земля). Через несколько лет он забрал ее в Киев и сделал княгиней.
Особенно подробно, с нарочито выраженной идеализацией описывают летописцы два эпизода из княжения Ольги: месть древлянам за убийство Игоря и ее поездку в Константинополь к византийскому императору. Что касается первого сюжета, то эта часть летописи настолько близка к эпическому сказанию, что вряд ли отражает реальные исторические события, и скорее всего представляет собой удачно найденную форму былины-назидания с целью придать государственно-ритуальный характер мести Ольги безрассудным древлянам.
Ольга сделала вид, что довольна столь лестным предложением и желает почтить послов. Она дала им коварный совет потребовать, чтобы их несли к ее каменному терему в ладье. Не разгадав злого умысла, доверчивые древляне принарядились, уселись в ладью и приказали нести себя к Ольге. А у терема княгини была заранее вырыта большая и глубокая яма. Обманутых послов вместе с ладьей бросили в эту яму и живыми засыпали землей.
Многие детали сказания кажутся недостоверными, но совсем неправдоподобным выглядит неведение древлян о том, что произошло в Киеве. Древлянская земля отстояла от Киева с запада на расстоянии одного-двух дней пути. И принародное убийство и сожжение древлянских послов вряд ли могло остаться тайной. Б. А. Рыбаков считает неведение древлян литературным приемом, который летописец использовал для связи отдельных звеньев сказания. Разумеется, киевляне каким-то образом отомстили древлянам за убийство Игоря, но сказание о роли Ольги в этом мщении не отражает реальных событий и является устрашающим эпическим произведением, созданным в интересах киевской великокняжеской власти.
Два умерщвленных посольства древлянской знати, 5000 древлян, убитых у могилы Игоря, и выжженный дотла Искоростень составили общий итог непослушания древлян и их борьбы с Киевом. Таким образом автор сказания, воздействуя художественными средствами на сознание своих современников, хотел заставить их поверить в мудрость и непобедимость киевского княжеского дома. При этом следует иметь в виду, что обман, коварство и жестокость не противоречили морали того времени.
Историки немало спорили о цели и результатах посольства княгини Ольги в столицу могущественной империи. Высказывалось мнение, что великая княгиня уже была христианкой, приняв крещение в Киеве до поездки в Византию. Но как бы то ни было, сам факт был из ряда вон выходящим. Еще никогда правители Руси не возглавляли посольства в империю — для этого, видимо, были весьма веские основания. Возможно, император Константин VII предполагал укрепить союз с Киевской Русью против своих недругов, и посольство русов двинулось в путь, чтобы провести переговоры по этому поводу. Однако Ольга была слишком умна и дальновидна, чтобы не воспользоваться случаем для извлечения политических выгод из сложившейся ситуации.
Все, что известно о пребывании великой княгини киевской в Византии, позволяет думать о больших политических и дипломатических задачах русского посольства. Никогда еще при дворе византийских властителей не появлялось столь многочисленное, пышное и высоко представительное посольство. Великая княгиня изрядно озадачила знатоков византийского дипломатического церемониала, заставив их считаться с собой как с главой соседней сильной державы.
Княгине и в самом деле были оказаны неслыханные почести. Не в пример послам других государств она не пала ниц перед императором, с императрицей поздоровалась легким кивком головы. Во время приема и торжественного обеда во дворце не было послов других стран, что подчеркивало особое положение русской княгини. Император после процедуры крещения назвал Ольгу дочерью, а это означало высокое место княгини по отношению к императорской власти. Встречи с константинопольским патриархом также свидетельствовали об этом. Иными словами, всем своим поведением Ольга добилась решения чрезвычайно важной для Киевской Руси международной задачи — повышения политического статуса своего государства в тогдашнем мире.
По возвращении из своего затянувшегося путешествия в Византию Ольга официально передала княжение своему сыну Святославу. К тому времени, в свои 16 лет, он был уже вполне взрослым и весьма опытным в ратных делах мужем. Ольга женила его на дочери угорского князя Такшоня — на княгине Ильдико (русское имя — Предслава). Скончалась Ольга в преклонном возрасте в 969 г. Похоронена была по христианскому обычаю, без тризны.
Святослав был прост в повседневной жизни и в отношениях с окружающими. Даже его первая юношеская любовь выпала на долю девушки-рабыни по имени Малуша, которая была ключницей у княгини Ольги. Она родила ему сына Владимира, будущего преемника киевского престола. Святослав любил Малушу, и только непреклонная воля матери вынудила его жениться на угорской княжне Предславе.
По времени военные походы Святослава можно разделить на три этапа: походы на земли своих ближайших соседей; дальние походы на восток — река Итиль (Волга), Хазарское (Каспийское) море, Сурожское (Азовское) море, река Дон; походы на юг — Русское море, Болгария, Византия.
Погиб Святослав, как и положено воину в бои от рук печенегов. Что касается останков князя, то в источниках приводятся различные версии. Существует легенда, что по приказанию кагана Кури печенеги подобрали труп Святослава, сделали из его черепа чашу, оковали ее золотом и пили из нее на пирах.
Но до отъезда ему надо было решить вопрос, кого из сыновей сделать своим наместником в Киеве. У Святослава было три сына: Ярополк и Олег от законной жены Предславы и Владимир от рабыни Малуши. По желанию бояр Святослав на время своего отсутствия посадил Ярополка князем в Киеве. Древляне попросили себе в князья Олега, и Святослав согласился. Новгородцы пригласили Владимира княжить в Новгороде. Святослав поинтересовался, желает ли сам Владимир ехать в далекую северную землю, и остался доволен твердым и положительным ответом своего любимого сына. А чтобы быть спокойным за него, он в качестве воеводы послал с ним в Новгород не раз уже проверенного на деле дружинника Добрыню, родного брата Малуши.
Рюриковичи — княжеский, царский и позднее королевский род на Древней Руси, идущий от потомков Рюрика, со временем раздробившийся на множество ветвей.
Семейное древо Рюриковичей очень обширно. Большинство представителей династии Рюриковичей являлись правителями Древнерусского государства, а также русских княжеств, которые образовались после разделения русских земель. Часть представителей династии позднее принадлежала к королевскому роду других государств: Венгерско-Хорватское королевство, Великое княжество Литовское, Болгарское царство, Грузинское царство, Герцогство Австрия и др.
История династии Рюриковичей
Хотя первым представителем династии является сам Рюрик, очень часто в летописях род Рюриковичей ведут от князя Игоря, сына Рюрика, так как именно Игорь был не призванным, а первым истинно русским князем. Споры о происхождении самого Рюрика и этимологии его имени ведутся до сих пор.
Династия Рюриковичей управляла русским государством более 700 лет.
Правление династии Рюриковичей на Руси
Первые князья из рода Рюриковичей (Игорь Рюрикович, Олег Рюрикович, княгиня Ольга, Святослав Рюрикович) положили начало процессу формирования централизованного государства на русских землях.
В 882 г. при князе Олеге Киев стал столицей нового государства — Киевской Руси.
В 944 г. во время правления князя Игоря Русь впервые заключила мирный договор с Византией, прекратила военные походы и получила возможность развиваться.
В 945 г. княгиня Ольга впервые ввела фиксированный размер оброка — дани, что положило начало формированию налоговой системы государства. В 947 г. новгородские земли подверглись административно-территориальному делению.
В 969 г. князь Святослав ввел систему наместничества, что помогло развитию местного самоуправления. В 963 г. Киевская Русь смогла подчинить себе ряд значительных территорий Тмутараканского княжества — государство расширялось.
Сформировавшееся государство пришло к феодальной системе управления во времена правления Ярославичей и Владимира Мономаха (вторая половина 11-го — первая половина 12-го в.). Многочисленные междоусобные войны привели к ослаблению власти Киева и киевского князя, к усилению местных княжеств и значительному разделению территорий в рамках одного государства. Феодализм продержался довольно долго и серьезно ослабил Русь.
Начиная со второй половины 12-го в. и до середины 13-го в. на Руси правили следующие представители Рюриковичей: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. В этот период, хотя и продолжались княжеские междоусобицы, начала развиваться торговля, отдельные княжества сильно выросли в экономическом плане, развивалось христианство.
Со второй половины 13-го в. и до конца 14-го в. Русь оказалась под гнетом татаро-монгольского ига (начало периода Золотой Орды). Правящие князья не раз пытались сбросить с себя гнет татаро-монгол, однако это им не удавалось, и Русь постепенно приходила к упадку из-за постоянных набегов и разорений. Лишь в 1380 г. удалось разгромить войско татаро-монгол во время Куликовской битвы, что стало началом процесса освобождения Руси от гнета захватчиков.
После свержения гнета монголо-татар государство начало восстанавливаться. Во время правления Ивана Калиты столица была перенесена в Москву, при Дмитрии Донском был построен Московский Кремль, государство активно развивалось. Василий 2-й окончательно объединил земли вокруг Москвы и установил практически нерушимую и единоличную власть московского князя на всех русских землях.
Последние представители рода Рюриковичей также немало сделали для развития государства. Во время правления Ивана 3-го, Василия 3-го и Ивана Грозного началось становление централизованного государства, с совершенно иным укладом жизни и политико-административным строем по типу сословно-представительской монархии. Однако династия Рюриковичей прервалась на Иване Грозном, и вскоре на Руси наступило Смутное время — было неизвестно, кто встанет на пост правителя.
Конец династии Рюриковичей
Первые князья Киевской Руси
Первые киевские князья внесли огромный вклад в развитие Руси. Силы были направлены не только на расширение территории, но и на защиту от врагов. Не забывали и про культурное наследие. Можно назвать целый список произведений зодчества, ставших достопримечательностями. Таблица внешней и внутренней политики Рюрика и русских князей древней Руси поможет кратко ознакомиться с историей предков.
Хронологическая таблица с 862 по 964 год
- подчинил в своё правление Смоленск и Константинополь;
- совершил успешные походы в направлении на Византийскую империю;
- заключил договор о праве на беспошлинную торговлю в византийских землях.
Правители с 964 по 1132
- в 965 году начал Хазарский поход, который завершился удачно;
- одержал победу над болгарами;
- совершил поход на Византию, не столь удачно, как предполагалось.
- воевал с польской стороной и подчинил себе Червенские города на Юго-Западе Руси;
- в 922 году разгромил печенегов на реке Сула;
- предпринимал походы на Волжскую Болгарию;
- обложил данью Хазарию.
- завершил разгром печенегов и заключил мир с Византийской империей;
- построил дружеские отношения со Швецией, Римской империей и другими европейскими странами.
Как видно из таблицы русских князей Древней Руси, после смерти князя Мстислава начинается период раздробленности.
Русь распалась, сформировались отдельно взятые самостоятельные удельные княжества. Территориальная целостность потеряла свою ценность.
Династия Рюриковичей
Легендарная династия Рюриковичей положила начало княжествованию на Руси. Рюрик — основатель Киевской Руси. С течением времени род продолжил царскую линию, но в итоге родословное древо распалось на множество ветвей. Можно наглядно проследить фактическое разветвление династии Рюриковичей в схеме с датами правления.
Сохранение единства доставалось роду Рюриковичей тяжёлой ценой. Раздробление пришлось на период правления Владимира Святославовича. С этого времени началось формирование удельных династий.
Особенности передачи наследных прав
Определению местных уделов мешал лествичный порядок наследования, при котором права на престол передавались сначала по горизонтали, от старших братьев к младшим, а уже потом по вертикали, между поколениями, но также по старшинству.
При этом порядке после смерти великого князя киевский великокняжский стол, который считался самым главным, занимал ближайший по генеалогическому старшинству (брат, а не сын), второй по старшинству родственник переходил на место первого, и так все князья перемещались на более престижные столы.
В масштабах всего государства в целом этот порядок был упразднён во время Любеческого съезда 1097 года. За каждой удельной династией, то есть отдельной веткой Рюриковичей, закрепились собственные земли.
Лествичный порядок всё же сохранился для самого великокняжеского стола и внутри некоторых удельных княжеств. В этот же период упразднили обычай поиска князьями невест за границей. Стали актуальны династические браки. После смерти наиболее могущественного из сыновей Владимира Мономаха, Мстислава, разложение Киевской Руси на ряд земель, управляемых местными (удельными) династиями, стало окончательным фактом.
Читайте также: