Проблема сознания в медицине кратко

Обновлено: 04.07.2024

Среди фундаментальных философских и естественнонаучных проблем одно из главных мест занимает проблема сознания, ибо она не только важна, но и исключительно сложна.

Сознание является объектом изучения многих наук. В своей совокупности они дают возможность наиболее полно и всесторонне изучить это явление. Наряду с философией, другие гуманитарные науки, включая психологию, изучают формы общественного и индивидуального сознания. Естественные науки, в том числе и медицина, изучают состояния преимущественно индивидуального сознания и их материальный субстрат (механизмы). Технические науки исследуют и моделируют отдельные функции сознания, к которым относят распознавание образов, память, интеллект и другие. Приведенное разделение не претендует на строгость и полноту. Между науками имеются и перекрестные сферы исследования, что особенно хорошо видно на примере психологии, где в качестве предмета исследования выступают и формы, и состояния, и механизмы, и функции сознания.

Философский подход к сознанию предполагает: анализ категории сознания и близких ей по содержанию категорий; исследование эволюции взглядов на сознание в рамках ведущих философских школ; уяснение истоков, формирующих факторов и предпосылок сознания; анализ сущности, структуры и функций сознания; выявление методологического значения учения о сознании для современной науки и практики, в том числе медицинской; анализ проблемы единства языка и мышления; моделирования функций мозга.

В более общем виде философский подход к проблеме сознания предполагает его анализ в четырех тесно связанных аспектах: онтологическом, гносеологическом, субстратном, социально-историческом.

Для полного раскрытия содержания проблемы сознания необходимо рассмотреть ряд основных категорий: идеальное, душа, дух, психика, бессознательное, рассудок, разум. Сознание - одна из основных категорий философии, психологии и социологии, обозначающая высший уровень духовной активности человека как социального существа. Идеальное - это субъективный образ объективной реальности, результат освоения мира человеком, представленный в формах его сознания, деятельности и культуры. Психика — свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности. Бессознательное — совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании. В ряде психологических теорий бессознательное — особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Рассудок— способность рассуждения, позволяющая познавать все относительное, земное, конечное. Разум, сущность которого состоит в целеполагании, открывает абсолютное, божественное и бесконечное.

Среди фундаментальных философских и естественнонаучных проблем одно из главных мест занимает проблема сознания, ибо она не только важна, но и исключительно сложна.

Сознание является объектом изучения многих наук. В своей совокупности они дают возможность наиболее полно и всесторонне изучить это явление. Наряду с философией, другие гуманитарные науки, включая психологию, изучают формы общественного и индивидуального сознания. Естественные науки, в том числе и медицина, изучают состояния преимущественно индивидуального сознания и их материальный субстрат (механизмы). Технические науки исследуют и моделируют отдельные функции сознания, к которым относят распознавание образов, память, интеллект и другие. Приведенное разделение не претендует на строгость и полноту. Между науками имеются и перекрестные сферы исследования, что особенно хорошо видно на примере психологии, где в качестве предмета исследования выступают и формы, и состояния, и механизмы, и функции сознания.

Философский подход к сознанию предполагает: анализ категории сознания и близких ей по содержанию категорий; исследование эволюции взглядов на сознание в рамках ведущих философских школ; уяснение истоков, формирующих факторов и предпосылок сознания; анализ сущности, структуры и функций сознания; выявление методологического значения учения о сознании для современной науки и практики, в том числе медицинской; анализ проблемы единства языка и мышления; моделирования функций мозга.




В более общем виде философский подход к проблеме сознания предполагает его анализ в четырех тесно связанных аспектах: онтологическом, гносеологическом, субстратном, социально-историческом.

Для полного раскрытия содержания проблемы сознания необходимо рассмотреть ряд основных категорий: идеальное, душа, дух, психика, бессознательное, рассудок, разум. Сознание - одна из основных категорий философии, психологии и социологии, обозначающая высший уровень духовной активности человека как социального существа. Идеальное - это субъективный образ объективной реальности, результат освоения мира человеком, представленный в формах его сознания, деятельности и культуры. Психика — свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности. Бессознательное — совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании. В ряде психологических теорий бессознательное — особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Рассудок— способность рассуждения, позволяющая познавать все относительное, земное, конечное. Разум, сущность которого состоит в целеполагании, открывает абсолютное, божественное и бесконечное.

В своей совокупности они дают возможность наиболее полно и всесторонне изучить это явление. Наряду с философией, другие гуманитарные науки, включая психологию, изучают формы общественного и индивидуального сознания. Естественные науки, в том числе и медицина, изучают состояния преимущественно индивидуального сознания и их материальный субстрата (механизмы). Технические науки исследуют и моделируют отдельные функции сознания, к которым относят распознание образов, память, интеллект и другие.

Содержание работы

Введение 3
Проблема сознания в медицине и философии 4 Сущность, структура и функции сознания 8
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ И МЕДИЦИНА.docx

Министерство здравоохранения РФ

ГБОУ ВПО РостГМУ

Реферат по Философии

1 кура СД Флек Н.И

Проверила: Жарова М.Н

Проблема сознания в медицине и философии 4 Сущность, структура и функции сознания 8

Список литературы 20

Среди фундаментальных философских и естественнонаучных проблем одно из главных мест занимает проблема сознания, ибо она не только важна, но и исключительно сложна.

Сознание является объектом изучения многих наук. В своей совокупности они дают возможность наиболее полно и всесторонне изучить это явление. Наряду с философией, другие гуманитарные науки, включая психологию, изучают формы общественного и индивидуального сознания. Естественные науки, в том числе и медицина, изучают состояния преимущественно индивидуального сознания и их материальный субстрата (механизмы). Технические науки исследуют и моделируют отдельные функции сознания, к которым относят распознание образов, память, интеллект и другие. Приведенное разделение не претендует на строгость и полноту. Между науками имеются и перекрестные сферы исследования, что особенно хорошо видно на примере психологии, где в качестве предмета исследования выступают и формы, и состояния, и механизмы, и функции сознания.

Философский подход к сознанию предполагает: анализ категории сознания и близких ей по содержанию категорий; исследование эволюции взглядов на сознание в рамках ведущих философских школ; уяснение истоков, формирующих факторов и предпосылок сознания; анализ сущности, структуры и функций сознания; выявление методологического значения учения о сознании для современной науки и практики, в том числе медицинской; анализ проблемы единства языка и мышления; моделирования функций мозга.

В более общем виде философский подход к проблеме сознания предполагает его анализ в четырех тесно связанных аспектах: онтологическом, гносеологическом, субстратном, социально-историческом.

Проблема сознания в медицине и философии

Для полного раскрытия содержания проблемы сознания необходимо рассмотреть ряд основных категорий: идеальное, душа, дух, психика, бессознательное, рассудок, разум. Сознание - одна из основных категорий философии, психологии и социологии, обозначающая высочайший уровень духовной активности человека как социального существа.

Идеальное - это субъективный образ объективной реальности, результат освоения мира человеком, представленный в формах его сознания, деятельности и культуры.

Психика — свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности.

Бессознательное — совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании. В ряде психологических теорий бессознательное - особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания;

Рассудок - способность рассуждения, позволяющая познавать все относительное, земное, конечное.

Разум, сущность которого состоит в целе-полагании, открывает абсолютное, божественное и бесконечное.

Впервые грань между присущими человеку процессами сознания и материальными явлениями была намечена софистами, а затем Сократом, акцентировавшим своеобразие актов сознания в сравнении с материальным бытием вещей. Объективное содержание данных актов было возведено Платоном в особый мир идей, противоположный всему материальному. Платон считал, что как для всего космоса, бестелесный разум является перводвигателем, источником гармонии, силой, способной адекватно мыслить о самом себя, так и в индивидуальной душе каждого человека ум созерцает самого себя и, вместе с тем, является активным началом, регулирующим человеческое поведение.

Аристотель рассматривает сознание и душу как разные сущности, из которых сознание является высшей. Он говорил о том, что мы до сих пор не располагаем никакими данными о сознании или способности мыслить; видимо, это совершенно иной вид души, способный отличать вечное от тленного; только сознание может существовать отдельно от всех других психических функций.

Важную роль в формировании взглядов на сознание как особую форму психического сыграли достижения естествознания и медицины. Они позволили отграничить сознание, как способность человека иметь знание о собственных умственных и волевых актах, от других проявлений психического. Особенно значимы взгляды, деятельность, открытия Клавдия Галена — римского врача и естествоиспытателя. Тщательно изучая анатомию, он пришел к выводу, что мозг является органом мышления и ощущения. Тем самым он подтвердил догадку, высказанную Гиппократом, и, вместе с тем, разрушил миф Аристотеля, который отводил мозгу роль охладителя теплоты, идущей от сердца. От Гиппократа Гален воспринял учение о пневме, однако в него он внес много нового, создав по существу свою теорию. Гален считал, что пневма — это какой-то материальный первоисточник жизни, по своим свойствам неизвестный ему. Человек рождается с физической первичной пневмой. Вдыхаемый воздух соприкасается с нею. Сердце, снабжая легкие кровью, взамен получает воздух с первичной пневмой. В сердце, которое представлялось Галену как горнило жизни, воздух перерабатывался, утончался. В результате этого получался новый вид пневмы — животная. Назначение данной пневмы — управление жизненными процессами организма. Животная пневма, попавшая в желудочки мозга, подвергается новому утончению, в результате чего она превращается в психическую пневму, от которой зависят произвольные движения и психические процессы. Психическая пневма, по мнению Галена, двигалась по нервам, которые являлись ее проводниками. Из головного мозга на периферию они несли импульсы, вызывающие движения, а с периферии к центру - ощущения. В этой теории намечались проблески некоторых догадок о кровеносной и нервной системах человека.

Важным в трактовке сознания в эпоху Средневековья является открытие самосознания, духовного опыта и подробное изучение взаимоотношений души и духа, в том числе техники их слияния. Материалистические традиции в эпоху Средневековья развивали арабоязычные мыслители — Ибн Сина (980—1037), а также Иоанн Дуне Скот (1266/1270—1308), выдвинувший учение о том, что материя мыслит.

На разработку проблемы сознания в философии Нового времени наибольшее влияние оказал Декарт, утвердивший несомненность акта сознания и существования сознательного субъекта. Данный взгляд оказал огромное влияние на все последующие учения о сознании, которое отождествлялось со способностью субъекта иметь знание о собственных психических состояниях. Сознание становится атрибутом субстанции, его содержание связано с внутренним и внешним опытом, с врожденными идеями. Лейбниц разработал учение о бессознательном. Французские материалисты XVIII века, прежде всего Ламет-ри и Кабанис, опираясь на достижения передовой (для своего времени) физиологии и медицины, обосновали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, отличной от других его функций тем, что благодаря ей человек способен приобретать знания о природе и самом себе.

Новая эпоха в объяснении генезиса и строения сознания была открыта немецким классическим идеализмом, показавшим различные уровни организации сознания, его активность, диалектику чувственного и логического, индивидуального и социального. Кант выделил в сознании доопытные знания и восприятия, подчеркнув творческую активность сознания. Гегель вплотную подошел к проблеме социально-исторической природы сознания и утвердил принцип историзма в понимании сознания. Он исходил из того, что сознание личности (субъективный дух), будучи необходимо связано с объектом, определяется историческими формами общественной жизни.

Позитивное знание о сознании существенно обогатилось благодаря достижениям нейрофизиологии (в частности, учению И. Сеченова и его последователей о рефлекторной деятельности мозга) и экспериментальной психологии. В домарксистских концепциях сознания наблюдается тенденция к рационализации его содержания, к изучению творческой активности и к абсолютизации автономности и индивидуальности сознания.

В целом же основные направления в философии считают сознание или свойством материи, появившимся на определенной ступени ее развития (материализм), или особой, чуждой материи, духовной субстанцией (идеализм). Таким образом, в истории философии существует несколько концепций сознания. Представители объективного идеализма (Платон, Фома Аквинский, Гегель и др.) трактуют сознание, дух как вечное первоначало, которое лежит в основе всего сущего. Эта исходная предпосылка объективного идеализма фактически снимает вопрос о происхождении и сущности сознания. Представители субъективного идеализма (Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах, Р. Авенариус и др.) отрицают существование какой-либо реальности вне сознания субъекта или рассматривают ее как нечто, полностью определяющее его активность. Позиция субъективного идеализма абсолютирует ощущения человека, отрывает чувственные образы от их материального источника и тем самым вступает в непримиримое противоречие с наукой и общественной практикой.

Особое место в истории философии занимает дуалистический подход к проблеме сознания, классическим представителем которого был Р. Декарт. Дуализм признает существование двух субстанций — материальной и духовной, рассматривая душу и тело, как не зависящие друг от друга начала.

Сущность, структура и функции сознания

Материалистическая концепция рассматривает сознание в связи с отражением, что помогает раскрыть его сущность и предпосылки возникновения. Одним из атрибутивных свойств материи является отражение, под которым понимается процесс и результат взаимодействия, способность материальных объектов воспроизводить в своей структуре особенности других объектов, сохранять следы их воздействий. Свойство отражения имеет разнообразные формы проявления и качественно изменяется при переходе от низших ступеней в развитии материи к более высоким.

В неживой природе отражение проявляется в механических, физических, химических процессах и имеет относительно пассивный, следообразный характер. Действие одного предмета на другой вызывает ответную реакцию, оставляет определенный след. Так, движение человека по берегу моря воспроизводится в его следах на песке.

Изменение температуры окружающей среды приводит к расширению или сжатию тела. Внешнее химическое воздействие вызывает ответные изменения в молекулярной структуре тела, образуя новые связи, элементы, новые соединения. Отражение на уровне живой природы, биологическая форма отражения, имеет более активный, приспособительно- опережающий характер. Здесь результаты отражения используются как информация о мире, позволяющая регулировать жизнедеятельность организма.

В процессе развития живого мира, который по данным науки существует около 3 млрд лет, приспособительно-опережающее отражение прошло длительный путь от простейших биологических форм (раздражимость, возбудимость нервной ткани) до психической формы отражения высших животных (психические акты, условный рефлекс).

Международное общество экзистенциального анализа и логотерапии (GLE-International, Австрия)

Экзистенциально-феноменологический подход к пониманию сознания и лечению пациентов, пребывающих в бессознательном состоянии

Международное общество экзистенциального анализа и логотерапии (GLE-International, Австрия)






Быть человеком означает быть субъектом. Человеческую сущность автор представляет как Person. Лечение, в ходе которого не учитывается "субъективное" и Person человека, не соответствует его сущности. Для автономного, чувствующего существа сознание играет определенную роль, но оно не способно раскрыть человеческое бытие Person. Это следует учитывать в психотерапии при лечении пациентов, пребывающих в бессознательном состоянии, и это придает определенную специфику лечебному подходу. В статье даются рекомендации по применению феноменологически-экзистенциальной концепции и феноменологической установки в психотерапии пациентов, находящихся в бессознательном состоянии или получивших черепно-мозговую травму. Роль сознания для бытия человека кратко освещается в экзистенциальном контексте.

Международное общество экзистенциального анализа и логотерапии (GLE-International, Австрия)

Экзистенциальная картина человека

В настоящем контексте нас интересует вопрос, какую роль играет сознание в бытии человеком. Нередко сознание приравнивают к человеческому достоинству. Действительно, сознание в значительной степени связано с достоинством: когда человек принимает решения, берет на себя ответственность или испытывает чувство вины, речь идет о достоинстве. Свободно принятые решения влияют на сохранение собственного достоинства (или достоинства другого) - человек может вести себя с достоинством по отношению к самому себе или потерять собственное достоинство. В этом сознание играет главенствующую роль.

В отношении пациентов, которые вследствие несчастного случая и болезней пребывают в угнетенном состоянии сознания или временно его утратили, возникает глубокий экзистенциальный вопрос: что засчитывается в человеческой жизни? Для чего важно жить? В чем заключается ценность жизни? Эти составляющие экзистенцию вопросы указывают на важность антропологического понимания человеческой экзистенции. Это тот фон, на котором осуществляется лечение. У каждого врача есть антропологическая идея и экзистенциальное понимание бытия человека (в большей или меньшей степени осознаваемые им), которые сказываются в экстремальных случаях и влияют на его решения.

Так что же засчитывается в жизни? Если решающим фактором является осознанность действий, тогда это сохраненное сознание? Или же самое главное помнить то, что ты пережил и сделал - означает ли это, что сохраненная память имеет решающее значение для ценности экзистенции человека? Или же решающим является то, что ты много создал, т.е. наличие большого прожитого опыта? Оказывается, не так просто найти ответ на этот вопрос.

Здесь происходит одновременное осуществление различных аспектов человеческого бытия, которые подчас могут иметь достаточно противоположные формы проявления: в теле и психике. Соединяются они в духовности персонального бытия - человеком, образуя единство и целостность (V. Frankl [4]; рис. 1).


Рисунок 1. Единство человека имеет разные аспекты (V. Frankl, 1985, [4]).

Взгляд, который не замечает этой спаянности различных аспектов в человеке и приводит к обращению, учитывающему лишь одно измерение и пренебрегающему всеми другими, можно назвать редукционистским. Подобный взгляд причиняет вред человеку в его целостности, ранит его достоинство.

При этом следует подчеркнуть, что психика и тело могут проявлять себя совершенно противоположным образом (рис. 2).

Основой для лечения пациентов с нарушением сознания служит строгое соблюдение принципа уважения к человеку, т.е. необходимо учитывать коренящуюся в его сущности автономию и способность принимать решения как выражения его бытия Person. Быть Person означает внутреннюю и внешнюю соотнесенность, бытие с самим собой и бытие с другим/другими (рис. 3), независимо от того, находится ли человек в сознании или нет.


Рисунок 3. Человек как Person находится в постоянном внутреннем и внешнем обмене и диалоге (A. L?ngle, 2008) [14].

В этом двойном соотнесении пациента (внешнем и внутреннем) раскрывается специфический потенциал человека - его принципиальная открытость, означающая восприимчивость, благодаря которой у человека появляются как будто бы антенны и он становится доступным в своей внутренней сущности извне. С этим автономным миром можно контактировать, используя телесные, психические и духовные инструменты (говорить, присутствовать в бытии - здесь). Эта принципиальная открытость человека не привязана к бодрствующему сознанию. Как известно, бо'льшая часть воспринимаемой информации не осознается (P. Merikle и соавт.[19]). Еще Паскаль ([21]) указывал, что у чувства есть причины, которые неведомы разуму. Эта открытость переживания человека как Person описывает то, что именуется феноменальным сознанием и сопровождается проблемой квалии [3] , т.е. вопросом определения субъективного содержания переживания ментальных процессов (A. Beckermann [1]; M. Nida-Rümelin [20]).

Когда доступ к сознанию тяжело травмированного пациента (снова) становится возможным, речь идет о том, чтобы специальным образом достичь Person пациента. Базисом для этого является диалог, запрашивание и занятие персональной позиции терапевтом и пациентом. После такой травмы, потери сознания человеку требуется помощь извне, чтобы снова вернуться к экзистенциальной жизни, внутренне ухватить ее. Принятие данности означает готовность быть, жить с новыми, вероятно, изменившимися обстоятельствами и пережитым. Пациент стоит перед экзистенциальной оценкой: готов ли он вообще (еще) жить? Ему нужно сопровождение и руководство извне, чтобы он смог снова изнутри выстроить базовые структуры экзистенции (A. Längle [14]). Иначе процесс лечения и выздоровления будет существенно замедлен (см. исследование салютогенеза, выносливости и устойчивости, также A. Längle и соавт. [10]).

При нарушающих сознание травматизациях и кризисах, возникающих после тяжелых несчастных случаев, помимо установления персонального контакта и стимуляции также необходима психотерапия. Такие переживания могут настолько потрясти экзистенцию, что утрачиваются опора и возможности переработки (A. Längle [12, 13, 16]). Основные шаги в этой помощи вытекают из теории экзистенциальных фундаментальных мотиваций (A. Längle, [14]) и уже были описаны Н.С. Игнатьевой [7] в аспекте применения после выхода из комы:

1. Принципиальным является быть-здесь (Dasein) терапевта для пациента, внутреннее присутствие, быть ощущаемым. Это - онтологический базис.

2. Эмоциональный контакт: установить эмоциональные отношения с пациентом, обратиться к нему, быть близким ему, и при этом наблюдать за собственными чувствами и перерабатывать их.

4. Внести перспективу на будущее (становление всегда возможно, даже при отсутствии сознания, вплоть до смерти) и указать на более крупные контексты, в которых находится пациент (семья, дети, проекты). На сознательном уровне речь, главным образом, идет о смысле экзистенции и переживания в отношении достойного будущего.

В клинической практической деятельности эти измерения могут быть углублены посредством специальных инструментов, часто применяемых психологами и психотерапевтами. Например, первое измерение - быть-здесь с пациентом - может быть расширено, если в молчании сознательно концентрироваться на нем, внимательно на него смотреть, наблюдать, при этом установить внутренний контакт, физически прикасаться, удерживаться в установке: я держу тебя, такого, какой ты есть, и т.д.

3. Роль сознания

В контексте нашей постановки проблемы важно кратко отрефлексировать задачу сознания. Какую функцию имеет сознание для человека?

Перерабатывающее, рефлектирующее Я связано с сознанием, т.е. благодаря сознанию возникает внутренний визави, который делает возможными осознанные процессы интеграции и занятие позиции по отношению к информации и пережитому. Через это сознание очень близко подходит к бытию Person и самости, так как оно является процессором всех сознательных (но не интуитивных, спонтанных) решений. Несмотря на эту близость к Я, сознание не может быть приравнено к бытию Person, к сущности человека. Сознание - это не определяющее человека содержание, а средство, которое делает возможным функционирование Я и играет ведущую роль во многих случаях принятия решения.

4. Какой вклад может внести феноменология в процесс лечения?

В этом, несомненно, следует упражняться, и этому можно и нужно учиться. Там, где это получается, другому дается пространство, и его оставляют в его свободе, которая и представляет собой существенный признак Person человека.

Перевод с немецкого: О.А. Ларченко

Научное редактирование: Н.С. Игнатьева, О.А. Максакова

Комментарий

Статья написана классиком психотерапии, создателем концепции современного экзистенциального анализа. В этой статье он продолжает спор более чем 100-летней давности между сторонниками качественного и количественного подходов к оценке человека. В эпоху дифференциации научных дисциплин победу одержал академический объективизирующий подход, который до сих пор главенствует в медицине. Однако к концу XX века психологическая антропология и феноменология получили более широкую, чем ранее, концептуальную и методологическую основу. Обращение к духовно-субъективному измерению человека хорошо согласуется и с общепризнанной гуманистической традицией медицины. Обоснование необходимости феноменологического исследования, сопровождения и расширения тех островков здорового переживания, которые сохраняются у тяжелых нейрохирургических пациентов, с нашей точки зрения, способствует улучшению качества их реабилитации. Статья представляет несомненную ценность, так как формулирует новый взгляд на возможности объективизации субъективного, специфически человеческого у пациентов нейрохирургического стационара.

А.С. Баранников (Москва)

[3] Квалиа (от лат. qualia, мн. ч. - свойства, качества; quale, ед. ч. - какого сорта или какого рода) - термин, используемый преимущественно в англоязычной аналитической философии сознания для обозначения сенсорных, чувствительных явлений любого рода. Это могут быть качества или ощущения, например краснота или боль, которые рассматриваются отдельно от их влияния на поведение, а также от любых физических условий, которые могли их вызвать. (Прим. научного редактора).

Расстройство сознания – полная либо частичная утрата способности к концентрации внимания, ориентации в месте, времени и собственной личности и осуществлению других процессов, составляющих содержание сознания. Расстройства сознания могут быть количественными и качественными. Возникают в результате нарушений деятельности головного мозга, обусловленных травмами и болезнями ЦНС, интоксикациями, психическими расстройствами и соматическими заболеваниями. Диагностируются на основании объективной клинической картины, беседы с больным (если это возможно), данных анамнеза и результатов дополнительных исследований. Лечебная тактика зависит от причины и вида патологии.

Расстройства сознания

Общие сведения

Расстройство сознания – нарушение психических процессов, составляющих содержание сознания (восприятия, ориентировки, переработки информации, памяти). Расстройства сознания выявляются при травматических и нетравматических повреждениях головного мозга, психических заболеваниях, интоксикациях, тяжелых соматических и инфекционных болезнях. Выраженность может варьировать от незначительных нарушений до полной утраты сознания. Тактика лечения и прогноз определяются основной патологией и тяжестью расстройств сознания. В зависимости от причины развития диагностику и лечение осуществляют специалисты в сфере психиатрии, неврологии, нейрохирургии, терапии и других областей медицины.

Расстройства сознания

Причины и классификация расстройств сознания

Расстройства сознания возникают вследствие нарушений нормальной работы ЦНС. Причиной нарушения может стать прямое повреждение мозговых тканей в результате травмы либо непрямое повреждение из-за сдавления внутричерепной гематомой, аневризмой, злокачественной или доброкачественной опухолью. Кроме того, расстройства сознания развиваются при шизофрении, эпилепсии и некоторых других психических заболеваниях, при алкоголизме, наркомании и токсикомании.

Наконец, расстройства сознания могут провоцироваться тяжелыми соматическими заболеваниями, сопровождающимися эндогенной интоксикацией и нарушением функции жизненно важных органов. Выраженность и легкость возникновения расстройств сознания определяется не только основной патологией, но и общим состоянием пациента. При физическом и психическом истощении такие расстройства могут наблюдаться даже при незначительном напряжении (например, обусловленном необходимостью концентрироваться на выполнении каких-то действий).

Все расстройства сознания подразделяются на две большие группы: качественные и количественные. В группу качественных расстройств включают аменцию, онейроид, делирий, сумеречные расстройства сознания, двойную ориентировку, амбулаторный автоматизм, фугу и транс. В группу количественных расстройств относят оглушение, сопор и кому. Российское Министерство здравоохранения при постановке диагноза рекомендует различать два вида оглушения (умеренное и глубокое) и три вида комы (умеренную, глубокую и терминальную).

Общие симптомы расстройств сознания

Способность осмысливать внешние события и внутренние ощущения снижается, утрачивается или искажается. Мышление отсутствует или становится бессвязным. Больной с расстройством сознания частично или полностью теряет способность фиксировать свое внимание на определенных предметах и явлениях, запоминать и в последующем воспроизводить информацию, касающуюся как происходящих событий, так и внутренних переживаний. После выздоровления наблюдается полная или частичная амнезия.

При определении вида и тяжести расстройств сознания учитывают наличие или отсутствие всех признаков, однако, для постановки диагноза может оказаться достаточно одного или двух симптомов. Клиническая картина расстройства сознания в каждом конкретном случае определяется тяжестью основного патологического процесса, локализацией зоны поражений мозговых тканей, возрастом пациента и некоторыми другими факторами.

Количественные расстройства сознания

Умеренное оглушение сопровождается нерезким нарушением ориентации во времени. Ориентация в месте и собственной личности обычно не нарушена. Выявляется некоторая сонливость, вялость, заторможенность, ухудшение концентрации внимания и осмысления информации. Больной с расстройством сознания выполняет указания медленно, с запозданием. Способность к продуктивному контакту сохранена, однако понимание зачастую возникает только после повторения указаний.

Сопор – тяжелое расстройство сознания с утратой произвольной активности. Продуктивный контакт невозможен, пациент не реагирует на изменение окружающей обстановки и на речь других людей. Рефлекторная активность сохранена. Больной с расстройством сознания изменяет выражение лица, отдергивает конечность при болевом воздействии. Глубокие рефлексы угнетены, тонус мышц снижен. Контроль над функциями тазовых органов при данном расстройстве сознания утрачивается. Возможен кратковременный выход из сопора при интенсивной стимуляции (толчках, щипках, болевых воздействиях).

Умеренная кома – полная утрата сознания в сочетании с отсутствием реакции на внешние раздражители. При интенсивном болевом воздействии возможно сгибание и разгибание конечностей или тонические судороги. Иногда наблюдается психомоторное возбуждение. При данном расстройстве сознания выявляется угнетение брюшных рефлексов, нарушение глотания, положительные патологические стопные рефлексы и рефлексы орального автоматизма. Контроль над функциями тазовых органов утрачен. Наблюдаются нарушения деятельности внутренних органов (учащение пульса, повышение АД, гипертермия), не угрожающие жизни больного.

Глубокая кома проявляется теми же симптомами, что и умеренная. Отличительным признаком этого расстройства сознания является отсутствие двигательных реакций в ответ на болевые воздействия. Изменения мышечного тонуса весьма вариативны – от тотального снижения до спонтанных тонических спазмов. Выявляется неравномерность зрачковых, роговичных, сухожильных и кожных рефлексов. Расстройство сознания сопровождается грубым нарушением вегетативных реакций. Наблюдаются снижение АД, расстройства дыхания и сердечного ритма.

Терминальная кома проявляется отсутствием рефлексов, утратой мышечного тонуса и грубыми расстройствами деятельности жизненно важных органов. Зрачки расширены, глазные яблоки неподвижны. При этом расстройстве сознания вегетативные нарушения становятся еще более выраженными. Наблюдается критическое снижение АД, резкое учащение пульса, периодическое дыхание или отсутствие самостоятельного дыхания.

Качественные расстройства сознания

Онейроид может развиваться при кататонической шизофрении, маниакально-депрессивном психозе, эпилепсии, энцефалите, сосудистой деменции, сенильном психозе, ЧМТ, тяжелых соматических заболеваниях, алкоголизме и токсикомании. Расстройство сознания сопровождается особым нарушением ориентировки, при котором реальные события замещаются галлюцинаторными и сновидными переживаниями. В эту картину могут включаться реальные люди, якобы действующие в пределах фантастического мира, порожденного сознанием пациента.

Аменция выявляется при интоксикациях, инфекционных и травматических психозах. Возникает первично или при усугублении делирия, является более тяжелым расстройством сознания. Больной дезориентирован в окружающем мире и собственной личности, постоянно, но безуспешно осуществляет поиск ориентиров. Мышление спутано, синтетический характер восприятия утрачен. Наблюдаются многочисленные галлюцинации отрывочного, фрагментарного характера. После выздоровления период болезни полностью амнезируется.

Сумеречные расстройства сознания обычно возникают при эпилепсии и характеризуются внезапным нарушением ориентации в окружающем в сочетании с ярко выраженными аффектами: злобой, тоской и страхом. Расстройство сознания сопровождается возбуждением и внезапными наплывами устрашающих галлюцинаций в красноватых, желтоватых или черно-синих тонах. Поведение пациента при данном расстройстве сознания определяется содержанием бреда преследования или величия. Больной проявляет агрессию по отношению к окружающим людям и неодушевленным предметам. После выздоровления развивается тотальная амнезия на события периода болезни.

Читайте также: