Образ человека в искусстве древней греции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Директор Государственного Эрмитажа рассказал, что в музей поступил официальный запрос, касающийся обнаженной скульптуры. Если в борьбе за мнимую нравственность кто-то забыл про уроки мировой художественной культуры, рассказываем какой смысл вкладывали древние греки, изображая своих богов обнаженными.

Древнегреческие статуи – это классическая и основная форма искусства Древней Греции. Главным способом художественного обобщения в древнегреческой скульптуре стала идеализация. Гармонично развитое тело подразумевало для древних греков и развитое мышление, активную гражданскую позицию. Человеческий облик, возведенный к прекрасной форме, был почти единственной темой греческого искусства. Греки, преклоняясь перед его красотой, создали огромное количество статуй, в которых постигали гармонию телодвижений, пропорций, равновесия человеческого тела. Основные скульпторы древнегреческих статуй: Поликлет, Дорифор, Мирон, Пракситель, Скопас.

Идеализация давала возможность воплотить грекам-ваятелям совершенные формы, в которых они представляли своих богов. Боги всегда изображались обнаженными, их совершенная телесность была образом для подражания гражданам античных полисов.

Искусство Древней Греции отличается радостным, светлым, любопытным отношением к жизни. Мир искусства был радостным светлым миром, как бы бельэтажем человеческого мира, подобным ему, но более совершенным. Как в греческой мифологии рядом со смертными людьми живут похожие на них, но более совершенные олимпийские божества, так и в действительности граждане Эллады постоянно соприкасались с обществом богов и героев, изваянных из мрамора и отлитых из бронзы.

Древнегреческие статуи

Древнегреческие статуи, вопреки распространенному мнению были цветными

В ходе 25-летнего исследования проведенного командой международных ученых были применены различные технологии и ультрафиолетовый свет к статуям, чтобы проанализировать мельчайшие следы краски на них, а затем воссоздать полихромные версии. Мрамор считался холстом, а не готовым продуктом для скульптуры. Он тщательно отбирался, а затем часто окрашивался в золотой, красный, зеленый, черный, белый и коричневый, и другие цвета. В глаза древнегреческих статуй вставлялись зрачки. Сами статуи раскрашивали в светлые и радостные тона. На фоне голубого неба Эллады все это выглядело очень празднично.

Плутарх говорит, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей. Хотя у греков и были специальные здания для хранения картин (пинакотеки), в подавляющей массе произведения искусства вели не музейный образ жизни. Изваяния богов первоначально находились внутри храмов им посвященным, позднее их место нахождение не было столь канонизировано.


Рельеф балюстрады храма Афины Ники Аптерос. Ника, развязывающая сандалию. Ок.410/400 гг. до н.э.

Несмотря на огромное количество статуй в Греции, они лишь частично уцелели до нашего времени. Древнегреческие статуи известны нам по римским копиям, которые исполнялись в множестве вариаций, но не передавали красоты оригиналов. Римские копиисты их огрубляли, переводили из бронзы в мрамор уродовали неуклюжими подпорками. Мрамор, который использовали римляне был белый, а греки использовали желтоватый, дающий тающие переходы светотени, создающие эффект, что скульптуры действительно живые.

В многочисленных статуях, сохранившихся до наших дней, неважно изображается ли там герой мифа, воин, атлет, художник изображает человека. Через человеческое тело постигали меру, открывали ритм и закономерность пропорций. Человек был прообразом мерилом всего сущего, созданного и создаваемого.


Пракситель. Гермес и Дионис середина IV в. до н.э.

Человеческий облик возведенный к прекрасной форме – был единственной темой искусства. Мало интересовала среда или обстановка, сюжетность могла отсутствовать вовсе, запечатленное движение могло быть самоценно.

Хотя основы перспективы были известны греческим художникам, они никогда не растворят человека в толпе или пейзаже, не покажут его в случайном аспекте и не погрузят в тень. Преклонение греков перед красотой и устройством телесного облика человека было настолько велико, что скульпторы мыслили его не иначе как в статуарной законченности, завершенности, позволяющих оценить величавость осанки, гармонию телодвижений.

древнегреческие статуи

В основе греческих статуй классический облик:

  • Правильный нежный овал;
  • Волнистые волосы отведены от лица, обнажая округлую форму черепа.
  • Прямой лицевой угол — прямая линия носа продолжает линию лба и образует перпендикуляр линии, проведенной от начала носа до отверстия уха;
  • Продолговатый разрез довольно глубоко посаженных глаз;
  • Небольшой рот, полные выпуклые губы, верхняя губа тоньше нижней и имеет красивый плавный вырез;
  • Подбородок крупный и круглый

Но для современного человека в древнегреческих статуях отсутствует нечто очень привычное – красота неправильного, ассиметричного, придающего индивидуальность, нет преобладания духовного над телесным. Этого не могло быть в древнегреческом искусстве из-за единства тела и духа. Эстетическое сознание должно было пройти стадию их разъединения, дуализма, что случится гораздо позже.

Искусство Древней Греции подарило человечеству множество уникальных шедевров, созданных на территории Балканского полуострова, побережья восточного Средиземноморья и Черного моря в период с середины XI до середины I веков до нашей эры. Искусство Древней Греции по праву считается важнейшей частью мирового культурного наследия. Оно формировалось под воздействием философии античной эпохи, в которой превозносились красота и гармония форм.

Искусство Древней Греции. Фиала с изображением юноши, приносящего жертву вином, V век до нашей эры

Искусство Древней Греции оказало огромное влияние на соседние цивилизации, особенно после масштабных завоеваний Александра Македонского. Его стандарты широко распространились в Римской империи, а спустя многие столетия стали основой для формирования гуманистических идей эпохи Возрождения.

Искусство Древней Греции. Сцена банкета из македонской гробницы Святого Афанасия в Салониках, IV век до нашей эры

Основные периоды искусства Древней Греции

Искусство Древней Греции глубоко уходит корнями в культуру Эгейской (Крито-Микенской) цивилизации бронзового века, которая существовала в восточном Средиземноморье с тридцатого по десятый века до нашей эры. В конце указанного периода на эту территорию пришли племена дорийцев, вытеснившие эгейцев и основавшие собственные города (полисы) на Пелопонесском полуострове. Завоеватели частично сохранили старые культурные традиции, но вскоре активно начали создавать новое искусство.

Искусство Древней Греции. Античная ваза, VI век до нашей эры

Современные историки выделяют следующие основные периоды искусства Древней Греции:

  • Геометрика (середина XI — VII века до нашей эры).
  • Архаика (VII — V века до нашей эры).
  • Классика (V — середина IV веков до нашей эры). (середина IV — середина I веков до нашей эры).

Концом эпохи искусства Древней Греции в историографии принято считать 30-ый год до нашей эры, когда последнее эллинистическое государство Птолемеев окончательно утратило независимость и было включено в состав Римской империи в качестве рядовой провинции.

Искусство Древней Греции. Кратер Дервени, IV век до нашей эры

Геометрический период получил свое название от характерной особенности вазописи, присущей артефактам того времени. Геометрические орнаменты, распространенные в отделке керамических сосудов еще во времена поздней эгейской культуры, дополнились новыми узорами, в том числе знаменитыми меандрами.

Искусство Древней Греции. Андокид. Амфора в позднем геометрическом стиле, VIII век до нашей эры

Значительные изменения произошли в сфере архитектуры. Для строительства зданий мастера вместо обтесанных каменных глыб начали использовать сырцовый кирпич, храмы возводились по новой типологии с четырехскатными крышами. В скульптуре главными объектами произведений были изображения коней, раскрашенные в геометрическом стиле.

Искусство Древней Греции. Бронзовая статуэтка лошади, VIII век до нашей эры

В архаическом периоде была изобретена техника чернофигурной керамики и начали формироваться классические типы монументальной скульптуры. Появились первые статуи обнаженных юношей-атлетов и одетых женщин, а многие каноны скульптурного искусства были заимствованы из культуры Древнего Египта.

Искусство Древней Греции. Ойнохойя-гнафия, III век до нашей эры

Классический период пришелся на времена расцвета искусства Древней Греции. Именно тогда были созданы самые известные храмы, а вместо известняка для строительства грандиозных зданий широко использовался мрамор. Значительные изменения произошли в скульптурном искусстве. Изображения людей, героев мифов и античных богов стали более реалистичными, а пропорции человеческого тела в работах ваятелей приобрели идеальные формы. Великие скульпторы той поры научились не только создавать безупречные фигуры людей, но и искусно передавать в камне различные эмоции героев.

Искусство Древней Греции. Золотое украшение для волос с сеткой III век до нашей эры

В эпоху Эллинизма в архитектуре началась масштабная застройка древнегреческих полисов. Вместо разрозненных зданий зодчие проектировали огромные комплексы, включавшие храмы, общественные здания, места для отдыха и развлечений. В скульптуре появились многочисленные новые стилевые направления, образы героев стали более утонченными, широкое распространение получили многофигурные композиции.

Искусство Древней Греции. Пергамский алтарь Зевса, II век до нашей эры

Виды искусств Древней Греции

История древнегреческого искусства насчитывает тысячу лет. За этот огромный промежуток времени было создано множество великих шедевров, которыми и сегодня восхищаются миллионы жителей Земли. Греческие мастера искусств умели чеканить монеты и расписывать стены, обрабатывать стекло и создавать живописные картины на деревянных панелях, шить прекрасные костюмы и делать удобную мебель. И все же, к наиболее важным видам искусств Древней Греции относятся:

  • Архитектура.
  • Скульптура. .
  • Музыка.
  • Литература.
  • Театр.

Искусство Древней Греции. Таблички из Пицы, VI век до нашей эры

Архитектура Древней Греции не идет ни в какое сравнение с достижениями в этой сфере предыдущей Эгейской цивилизации. Древнегреческие мастера не только подарили миру классические архитектурные стили: дорический, ионический и коринфский, но и создали поистине уникальные шедевры зодчества.

Искусство Древней Греции. Иктин, Калликрат и Фидий. Парфенон, V век до нашей эры

К самым знаменитым архитектурным древнегреческим памятникам можно по праву отнести:

  • Храм Геры в Олимпии.
  • Храм Зевса в Афинах.
  • Храм Аполлона в Дельфах.
  • Храм Артемиды в Эфесе.
  • Парфенон в Афинах.
  • Храм Деметры в Элевсине.
  • Мавзолей в Галикарнасе.
  • Алтарь Зевса в Пергаме.

Искусство Древней Греции. Руины Храма Аполлона в Дельфах, VI век до нашей эры

Кроме того, до наших дней сохранилось множество развалин общественных зданий и строений (стадионов, театров, дворцов, гробниц и ворот). К сожалению, большинство из них находятся в плачевном состоянии и требуют серьезной реставрации.

Самых величественных эпитетов заслуживает и скульптура Древней Греции, которая по праву относится к высочайшим достижениям античной культуры. Прекрасные статуи, рельефы и сегодня вызывают восхищение, хотя большинство из них известны нам по мастерски изготовленным римским копиям.

Среди самых известных древнегреческих скульпторов особо выделяются:

  • Мирон (Μύρων). (Πολύκλειτος).
  • Пеоний (Παιώνιος).
  • Фидий (Φειδίας).
  • Скопас (Σκόπας).
  • Лисипп (Λύσιππος).

Каждый из них навеки вписал свое имя в историю мировой культуры и создал собственный уникальный стиль в скульптурном искусстве.

Искусство Древней Греции. Посейдон с мыса Артемисион, V век до нашей эры

Декоративно-прикладное искусство Древней Греции наиболее известно потомкам по уникальным расписным вазам, мозаикам и ювелирным изделиям. Сохранившиеся образцы керамической посуды дают современным людям представление не только о высоком уровне развития гончарного дела, но и мастерстве живописцев той эпохи.

Уникальными произведениями искусства можно также назвать мозаичные панно из смальты, созданные греческими мастерами. Изображения людей и животных, обрамленные характерным орнаментом, часто встречаются в убранстве старинных храмов и дворцов. В ювелирном искусстве, помимо украшений из золота и серебра, особого внимания заслуживают геммы (инталии и камеи). Из драгоценных и полудрагоценных камней древние мастера делали броши, перстни-печати, застежки, медальоны и амулеты.

Литература, музыка и театр также играли важную роль в жизни древних греков, хотя до наших дней сохранилось лишь ничтожно малое количество произведений этих видов искусств. Но поэмы Гомера (Ὅμηρος), трагедии Эсхила (Αἰσχύλος), Софокла (Σοφοκλῆς) и Еврипида (Εὐριπίδης), комедии Аристофана (Ἀριστοφάνης) до сих пор читают люди, хотя со времени их написания прошло более 2 000 лет.

Искусство Древней Греции. Деталь панели пола с александрийским попугайчиком в Пергаме, середина II века до нашей эры

Искусство Древней Греции и поныне для миллионов людей на всей Земле является источником огромного эстетического наслаждения. Оно позволяет нам заглянуть вглубь веков и оценить величие уникальной культуры, созданной многими поколениями великих мастеров прошлого.

Цель:дать представление о древнегреческом образе прекрасного человека; познакомить учащихся с древнегре­ческими скульптурами и искусством греческой вазописи.

Вступление.

Человек на протяжении всей своей истории стремился изображать мир вокруг себя: природу, животных и птиц. Но большое место в его рисунках, начиная с древних веков занимал человек. Сначала его изображали для совершения каких-то ритуалов, потом в виде человека стали изображаться боги и, наконец, художники проникли в тайны внутреннего мира человека, отразив свое понимание в портретах.

В разные эпохи истории человек изображался по своим канонам (законам).

Рассмотрим, как виделся человек в рисунках и скульптурах Древнего Египта и Древней Греции. До наших времен дошли многочисленные скульптурные и живописные портреты разных людей.

Изображение человека в Древнем Египте.

Художники Древнего Египта упрощенно изображали фигуру человека, но уже тогда существовали каноны, т.е. правила изображения человека. По этим правилам голова человека была повернута в профиль, туловище развернуто прямо на зрителя, ноги тоже повернуты в сторону. Голова являлась одной пятой частью туловища, ноги были широки расставлены. Это создавало иллюзию движения. Такое изображение человека было не совсем правильным, но оно хорошо передавало внешние данные человека, его костюм, говорило о его положении в обществе. Рельефные изображения на стенах гробниц и храмов донесли до нас рисунки, рассказывающие об образах знатных и бедных людей Древнего Египта. По этим рисункам можно представить, чем люди занимались в то время, что из одежды они носили. Так как климат Египта очень жаркий, то мужчины в основном носили набедренные повязки. Причем длина повязки зависела от положения человека в обществе. Чем выше положение человека, тем она длиннее. Фараоны носили самые длинные юбки из прозрачной и легкой ткани, а жрецы носили одежду из шкуры животных. Женщины носили длинное и узкое платье на лямках – клазирис. Женщины и мужчины носили парики, поэтому на изображениях людей необычно большие головы. Люди, занимающие высокое положение в обществе носили много украшений (серьги, браслеты, ожерелья). Одно из них - наплечье или ожерелье украшалось золотыми пластинами и драгоценными камнями. Большие размеры изображения человека на фресках говорили о его высоком положении в обществе.

При изображении человека в скульптуре у прямостоящего человека левая нога всегда выставлялась вперед, а левая рука сгибалась. Это, по мнению художников, создавало иллюзию движения. В сидячем положении изображались только люди высокого положения в обществе

- изображение человека в Древнем Египте (презентация)

Изображение человека в Древней Греции.

Древняя Греция славилась своими художниками и скульпторами. Человек в искусстве Древней Греции — настоящий гимн его величию и духовной мощи.

Философы (мыслители) Древней Греции определили идеал Человека так. Он должен быть:

  1. Физически красив, то есть развивать свое тело.
  2. Нравственно чист, то есть добр, совестлив.
  3. Духовно богат, то есть быть всесторонне образованным по всем существующим тогда наукам, заниматься музыкой и пением, знать произведения литературы и т.д.

Художники воплотили такой идеал в рисунках на вазах и в скульптуре.

Произведения античных скульпторов - это безукоризненное изображение не менее безукоризненного, совершенного человеческого тела. Перед взором автора ежедневно проходили сотни людей, развитых гармонично и красиво. Подобное совершенство не было случайным, ведь самое популярное занятие греков был спорт, а постоянные и разнообразные физические упражнения делают организм стойким и выносливым, а тело – прекрасным и сильным.

Самыми известными скульпторами Греции были Мирон, Поликлет и Фидий.

В Элладе почитали атлетов участвовавших в Олимпийских играх. Они считали, что атлеты представляют идеал мужчины, поэтому атлетов изображали обнажёнными.Если взять историю олимпийских игр, то мы узнаем, что в соревнованиях участвовали только мужчины, вход женщинам был запрещен. Мужчины выступали обнаженными, чтобы каждый мускул атлетического тела был хорошо виден.

Но самым известным был Фидий. Его отделанная золотом и слоновой костью скульптура Зевса в Олимпии стала одним из семи чудес света.

4. Домашнее задание: попробовать нарисовать рисунок как в древнем Египте по ссылке:

Урок 2. Античное искусство: Древняя Греция и Древний Рим

Античное искусство – одно из красивейших и совершеннейших во всей истории человечества. Именно во времена Античности были заложены традиции искусства, получившие развитие в последующие периоды истории.

На первое место вышел человек во всей своей красоте и совершенстве. И, если раньше поклонялись божествам, мифологическим существам и священным животным, в античном искусстве даже боги изображены в виде людей. Древнегреческая мифология дала огромный импульс развитию всех видов искусства, да и саму мифологию тоже можно считать искусством.

Цель урока: изучить развитие искусства в период Античности, познакомиться с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима.

Изучив урок, вы получите представление, как развивались архитектура, скульптура, живопись, литература, музыка и зрелищные искусства в древнегреческий и древнеримский периоды истории.

Содержание:

Как вы уже поняли, начнем мы с истории искусства Древней Греции.

Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции – это все произведения искусства, созданные собственно в Греции, греческих колониях, на территории эллинистического побережья Передней Азии и в части Скифии, испытывавшей влияние древнегреческой культуры, до момента, когда Греция оказалась под властью Рима, т.е. до 2 века до нашей эры.

В истории древнегреческого искусства принято выделять несколько основных этапов:

  • Эгейская, она же Крито-Микенская культура – 3-2 тыс. лет до нашей эры.
  • Гомеровский, он же геометрический период – 12-8 века до нашей эры.
  • Архаический период – 7-5 века до нашей эры.
  • Классический период – конец 5-4 век до нашей эры.
  • Эллинизм – конец 4 века до нашей эры – 2 век нашей эры.

Каждому из периодов свойственны свои черты и закономерности. Мы посмотрим, как развивались различные виды искусства в каждый из периодов. Пойдем по уже привычной и отработанной нами схеме:

  • Архитектура.
  • Скульптура.
  • Живопись.
  • Письменность и литература.
  • Музыка и зрелищные искусства.

Архитектура

Памятники архитектуры древнегреческого периода сохранились достаточно хорошо и в большом количестве, что позволяет увидеть определенные тренды и закономерности в развитии.

Крито-Микенский период

Крито-Микенский период характеризуется активными контактами со странами Востока, заимствованием восточной культуры и адаптацией ее к западным традициям. Как вы помните, в Древнем Египте особое внимание уделяли погребальным сооружениям, а примером адаптации к западным традициям могут служить микенские гробницы:

Микенские гробницы

Примером адаптации традиций строительства может служить Кносский дворец, названный так по наименованию древнего города Кносс на острове Крит:

Кносский дворец

К слову, Кносский дворец считается первым в истории человечества образцом многоэтажного строительства с водопроводом, канализацией, искусственным освещением, подземными сооружениями (лабиринтом), вентиляцией и даже отоплением. Схема лабиринта была воспроизведена на монетах Римского периода, когда Греция оказалась под властью римлян.

В целом, древнегреческие архитектурные традиции были более светскими, чем восточные, и у греков было меньше кричащей вызывающей роскоши. Этот тренд сохранился и в последующие периоды.

Гомеровский период

Архаический период

Архаический период характеризуется зарождением двух определяющих стилей и направлений – ионического и дорического. Они во многом похожи, поэтому разницу, малозаметную для неспециалиста, лучше изобразить схематически:

Основные различия ионического и дорического стиля

Классический период

В классический период господствует дорический стиль, который изначально отличается некоторой тяжеловесностью, но затем прогрессирует до легких изящных форм. Образцы дорического стиля – это, например, храм Геры в Олимпии и храм Зевса в Афинах:

Храм Зевса в Афинах

В конце классического периода получает развитие такое направление в архитектуре, как коринфский стиль, который занимает господствующее положение в следующий период эллинизма.

Эллинизм

Период эллинизма в архитектуре Древней Греции прошел под эгидой коринфского стиля. Его красота и изящество стали определяющими для всей эпохи, а присущие ему тренды сохранились и в последующие периоды истории. Одним из красивейших образцов коринфского стиля является мавзолей в Галикарнасе на территории современного Бодрума в Турции:

Мавзолей в Галикарнасе

Мавзолей в Галикарнасе по сей день открывает все новые и новые тайны, что находит отражение в научных исследованиях 21 столетия [К. Jeppeson, 2002].

Напомним, границы влияния Древней Греции были намного шире, нежели территория современной Греции, а культурный обмен благодаря тому, что Эгейское и Средиземное моря были судоходными, шел достаточно интенсивно.

И прежде, чем мы продолжим, предлагаем вам выполнить небольшое, но очень интересное задание.

Выше вы познакомились с основными периодами развития архитектуры Древней Греции и наверняка в общих чертах уловили характерные их признаки и черты. На этом и основывается следующее задание.

Скульптура

Теперь о скульптуре и, как и в предыдущем разделе, пройдемся по всем периодам. Памятники самого древнего периода истории не столь многочисленны, как более поздних, но от того не менее прекрасны.

Крито-Микенский период

Интереснейшим образцом скульптуры Крито-Микенской культуры является барельеф, венчающий Львиные ворота на входе в акрополь в Микенах. Мы можем видеть элементы заимствования из египетских скульптурных традиций, однако греческой скульптуре свойственны более плавные линии:

Львиные ворота

Гомеровский и архаический период

Голова юноши

Классический период

Эллинизм

Лаокоон

Живопись

Начнем, как обычно, с Крито-Микенской культуры, она же Эгейская. В живописи, как и в архитектуре и скульптуре, прослеживается тема заимствования восточных традиций.

Крито-Микенский период

Как и в предыдущих разделах, обратимся к наиболее сохранившемуся и потому наиболее информативному памятнику искусства. Элементы сходства в росписи Кносского дворца видны невооруженным глазом, однако силуэты не такие строгие и симметричные, как у египтян, а линии более плавные:

Фрески Кносского дворца

Гомеровский период

Амфора с геометрической росписью

Архаический период

В архаический период, помимо геометрической росписи, стали чаще использоваться изображения людей и животных, особенно лошадей. Тут мы вновь видим явное заимствование из египетской культуры. Люди часто изображены с выставленной вперед ногой, что было свойственно изображениям людей в Древнем Египте. Например, как на работах мастера вазописи Евфрония:

Работа вазописца Евфрония

Классический период


Эллинизм

В эпоху эллинизма художники традиционно старались не только изобразить событие, реальное или мифическое, но и максимально убедительно передать эмоции. Примером может служить картина Тимомаха, изображающая Медею в момент сомнений – убивать или не убивать своих детей:

Письменность и литература

Литература Древней Греции начала развиваться до момента появления и распространения письменности. Так, мифы и легенды Древней Греции, связанные с религиозными представлениями, изначально передавались в устной форме.

  1. Развитие эпоса, лирики, возникновение драмы, комедии, зарождение прозы.
  2. Расцвет драмы, комедии, философии, красноречия, всех видов поэзии и прозы.

Рубиконом считается 5 век до нашей эры, т.е. архаический период. В классический период мощного расцвета достигли драматургия и комедия. Произведения Софокла, Эсхила, Аристофана, Еврипида по сей день пользуются популярностью.

Музыка и зрелищные искусства

Положение человеческих фигур на некоторых фресках Кносского дворца позволяет предположить, что уже тогда древним грекам были известны танцы и единоборства. Состязания спортсменов организовывались в присутствии зрителей, и спорт в Древней Греции изначально был зрелищным мероприятием. Возможно, это и стало предпосылкой к появлению Олимпийских игр.

Не менее захватывающим зрелищем были лошадиные бега или скачки. В 680 году до нашей эры гонка на колесницах была включена в программу олимпийских соревнований.

О развитии музыки известно из греческой мифологии. В частности, из мифа об Орфее и Эвридике. Согласно мифу, музыка Орфея очаровывала не только людей, но даже зверей и птиц. В распоряжении древних греков было множество музыкальных инструментов: арфа, лира, форминга, многоствольная флейта (сиринга), самбука и прочие.

Амфитеатр в Ларисе

В рамках темы зрелищных искусств стоит затронуть тему костюмов, которые шили для театральных постановок. Ткани почти никогда не сшивались, а вся красота форм достигалась за счет драпировки. Этот же тренд был характерен для повседневной одежды.

Искусство Древнего Рима

История искусства Древнего Рима ведет отсчет со 2 века до нашей эры, т.е. с момента, когда в результате 2-й Македонской войны римлянам удалось подчинить Грецию, и вплоть до падения Западной Римской империи в 476 году нашей эры. История Древнего Рима имеет свою периодизацию:

  • Царский период.
  • Республика.
  • Империя.

Ввиду того, что тренды в искусстве для всех периодов имели много общего, мы будем рассматривать виды искусства только по направлениям, без разделения на периоды. Мы рассмотрим все основные тренды в искусстве на территории Римской империи, которая во время своего расцвета во 2 веке нашей эры охватывала земли от современной Великобритании до Судана и от Португалии до Ирака.

Архитектура

История римской архитектуры и искусства – это история заимствований. В архитектуре Древнего Рима прослеживаются элементы архитектуры едва ли не всех завоеванных территорий, но самое сильное влияние оказали традиции эллинизма. В частности, римляне высоко оценили пространственные решения, принятые в его архитектуре.

Однако римская архитектура была более прикладной, чем у греков, и архитектор был, в первую очередь, инженером, и уже потом дизайнером. Большого успеха римляне достигли в строительстве крепостей, водопроводов, очистных сооружений, мостов, акведуков и прочего. Параллельно появляются новые типы сооружений: виллы, библиотеки, архивы.

Ввиду прикладного характера архитектуры и ограниченного количества времени на строительство фортификационных сооружений в условиях бесконечных войн, римляне работали над усовершенствованием технологий строительства и строительных материалов. Так, именно римляне изобрели бетон.

Колизей

Скульптура

Скульптура Древнего Рима была заметно ближе к реализму, чем это было принято в прочих культурах. Так, скульптурные и портретные композиции стремятся передать реальность настолько, что даже не исправляют некоторые изъяны и асимметрию во внешности человека. В итоге римский скульптурный портрет стал своего рода хранителем истории, благодаря чему мы понимаем, как в реальности выглядели правители и прочие политические деятели Древнего Рима.

Мальчик, вынимающий занозу

Живопись

Бытовые сюжеты распространены и в живописи Древнего Рима, в основном, на фресках. И, в целом, древнеримская живопись известна нам преимущественно по настенным росписям. Искусство стенописи развивалось бурными темпами, что привело к формированию четырех самостоятельных стилей в стенописи:

Стенопись: основные стили

Письменность и литература

Латинский язык, на котором говорили в Древнем Риме, сформировался примерно в 4 веке до нашей эры, хотя появился намного раньше, ориентировочно в 8 столетии до нашей эры. Словарь латинских слов содержит множество заимствований из языков разных народов мира, в том числе греческого.

Его ученик Тит Макций Плавт стал известным комедиографом и профессиональным актером, игравшим в своих же комедиях. До сегодняшних дней дошли два десятка его комедий. В целом, его творчество стало началом национальной римской литературы и театра.

Помимо собственно художественных произведений, в Древнем Риме были популярны философские трактаты Сенеки, Плиния-старшего и Плиния-младшего, исторические очерки Юлия Цезаря, Тацита, Антония Юлиана и многих других.

Музыка и зрелищные искусства

Театр в Древнем Риме долгое время был на вторых ролях. Спектакли шли на специально сооруженных для этого деревянных подмостках, которые после мероприятий уничтожались. Первый стационарный деревянный театр появился в 179 году до нашей эры, первый каменный театр – в 178 году до нашей эры.

Спектакли в Древнем Риме, в отличие от Греции, носили преимущественно развлекательный характер. Было не принято использовать сцену для восхваления богов и правителей. Возможно, именно поэтому театр в Древнем Риме не пользовался поддержкой государства.

Такой же и даже больший ажиотаж вызывали бои гладиаторов. Это эксклюзивное явление в древнеримской культуре: таким способом рабы могли получить свободу, если победят в турнире. Нередко кандидаты в магистраты использовали всенародную любовь к гладиаторским боям в качестве предвыборной агитации, организовывая такие зрелища для своих потенциальных избирателей.

Музыкальная культура Древнего Рима впитала в себя традиции многих народов, однако наибольшее развитие получила инструментальная музыка. Представители высших слоев древнеримского общества имели собственные оркестры, где на музыкальных инструментах играли рабы, а сольные исполнители практиковали турне по различным городам, где показывали свое мастерство на концертах. У знати стало трендом обучать своих детей музыке, нанимая действующих музыкантов и преподавателей.

И даже высшие правители, такие, как, к примеру, император Нерон, были не чужды музыки. Так, Нерон писал стихи, пьесы и увлекался пением. Нотных записей древнеримского периода нет, о развитии музыкальной культуры можно судить лишь по упоминаниям в литературе и сохранившимся изображениям. Например, на вилле в Боскореале найдена фреска, изображающая даму с кифарой:

Дама с кифарой

Обратим внимание на еще один аспект, повлиявший на развитие искусства в Древнем Риме. Там издревле серьезное внимание уделялось культуре публичных выступлений. Например, Марк Цицерон известен не только как политический деятель, но и как блестящий оратор. Понятно, что для декламации стихов и постановки спектаклей ораторское мастерство имело большое значение, и развитие культуры публичных выступлений было на руку развитию искусства в целом.

Мы в общих чертах изучили развитие искусства в период Античности, познакомились с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима, и теперь вы точно готовы пройти проверочный тест.

Проверьте свои знания

Читайте также: