Обоснуйте правомерность выделения финансового права в самостоятельную отрасль права кратко

Обновлено: 07.07.2024

Система финансового права – представляет собою внутреннее строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В финансовом праве можно выделить Общую и Особенную части.

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для финансового права общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части.

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: а) государственной бюджетной системы; б) внебюджетных государственных фондов; в) финансов государственных предприятий; г) государственных доходов; д) государственного кредита; е) государственного страхования; ж) налогообложения; з) банковского кредитования; и) денежного обращения и расчетов; к) валютного регулирования. Они имеют соответствующие наименования.

В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части финансового права. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев. В результате государственный бюджет, государственный и банковский кредит, государственное страхование и т. д. получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.

Научная обоснованность системы права, построенная на основе объективно существующих отношений, дает возможность наиболее правильного применения финансово-правовых норм. Следовательно, она содействует укреплению законности выполнению финансовым правом своей активной роли.

Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных нормативных правовых актов. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления разных масштабов и уровней (общие и отраслевые, федеральные, республиканские, областные, местные и др.).

Основной особенностью финансового права, как самостоятельной отрасли права, является то, что его предмет и объект всегда определяют и условия государственной и муниципальной финансовой деятельности, без них не может быть реализована не одна их функция. Именно потому, что финансовое право имеет свой собственный предмет, объект и метод правового регулирования, оно является самостоятельной правовой отраслью, а входящие в него налоговое, бюджетное, банковское и страховое право, являются его подотраслями.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из важнейших сфер государственной деятельности, оно тесно связано с конституционным, административным и гражданским правом.

При отграничении финансового права от смежных отраслей права необходимо учитывать природу его предмета и особенности метода правового регулирования.

Финансовое и конституционное право. Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности высших должностных лиц государства, а так же представительных и исполнительных органов власти.

При разграничении финансового и конституционного права следует исходить из того, что нормы конституционного права закрепляют основы общественного строя и политики нашего государства, основы положения личности, важнейшие принципы внутренней и внешней политики, а также устанавливают правовые основы единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. Будучи Основным законом государства, Конституция закрепляет лишь главные, принципиальные положения, которые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и конкретизируются в финансовом праве и в других отраслях права. Метод конституционного права характеризуется преимущественно как метод общего закрепления наиболее важных, сущностных сторон тех общественных отношении, которые дальнейшую правовую регламентацию получают в нормах финансового права. Как и все отрасли права, финансовое право базируется и развивается на этих основах. В основе норм финансового права лежат нормы Конституции, в которой закреплены основы финансовой деятельности государства (ст. 71, 72, 75, 104, 106 и др.). Так, например, федеративное государственное устройство России обусловило наличие бюджетных прав у республик, краев, областей. Конституционные положения о разнообразии форм собственности обусловили наличие финансово-правовых норм, регулирующих состав и порядок образования государственных расходов.

Конституционные нормы, устанавливающие компетенцию органов представительной и исполнительной власти в области бюджета, налогов и доходов, государственного кредита, страхования, закрепили общие принципы и положения, относящиеся к финансовой деятельности государства.

Финансовое и гражданское право. Имущественные отношения, которые возникают в процессе деятельности органов государственного управления в связи с накоплением денежных средств и распределением их на общегосударственные нужды, лишены функции меры стоимости. В рамках указанных отношений деньги не выступают как мера стоимости, а выполняют функцию средства накопления. Их движение осуществляется по прямым связям. Поэтому указанные имущественные отношения регулируются нормами финансового права. Это нашло отражение в п. 3 ст. 2 ГК РФ, в котором предусмотрено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

3.. Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права.

8.Принципы российского финансового права.

Финансовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений и связей, возникающих между частными и публичными субъектами в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления.

Системная организация этих норм, находя свое закрепление в нормативных финансово-правовых актах, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, образует систему финансового законодательства.

Все отрасли права различаются между собой по предмету правового регулирования. Предмет правового регулирования образуют отношения, характеризующиеся следующими признаками: устойчивостью и повторяемостью; способностью к внешнему правовому контролю; нахождением в правовом поле, т. е. под юрисдикцией права.

Финансовое право, является самостоятельной отраслью российского права и своей сущности относится к публичным отраслям права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности, т. е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование фондов денежных средств.

Исходя из классификации отраслей права по особенностям их юридических режимов на профелирующие, специальные и комплексные, финансовое право относится к числу специальных отраслей права.


Финансовое право — совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач, включая отношения по финансовому контролю и применению норм финансово-правовой ответственности.

Финансовое право как самостоятельная отрасль права выделяется в системе российского права в силу следующих обстоятельств.

Основные критерии выделения отрасли права:

1. Наличие самостоятельного предмета правового регулирования, обусловленное четким выделением специфики регулируемых данной отраслью общественных отношений.

Вопрос о том, что в основе разграничения единого российского права на отрасли лежит прежде всего предмет правового регулирования, был решен и получил общее признание в ходе первой научной дискуссии о системе советского социалистического права, состоявшейся в 1938 - 1940 гг.

Общественные отношения являются предметом правового регулирования в той мере, в какой они имеют волевой характер, т.е. выступают в виде волевого поведения. Волевое поведение может выражаться в конкретных поведенческих операциях, выступать в виде поступков или целостной деятельности. От уровня регулируемого правом поведения во многом зависят особенности структуры права. Так, по общему правилу отдельная юридическая норма регулирует поведение на уровне поведенческой операции, институт права - поступка, отрасль права - деятельности. Исходя из этого о финансовом праве как о самостоятельной отрасли права можно говорить в связи с тем, что наряду с другими видами человеческой деятельности законодатель особо выделил такой вид, как финансовая деятельность.

Предпосылки выделения отрасли права: наличие общественной потребности и государственного интереса в самостоятельном правовом регулировании названной отрасли, обусловленное особой значимостью финансов и финансовой системы для выполнения задач и функций государства.

  1. Наличие специфического метода правового регулирования.

Дополнительные критерии выделения отрасли права:




1) наличие особых (специальных) источников права;

2) конституционное и (или) законодательное закрепление отдельных принципов данной отрасли права;

3) наличие специфической (присущей только данной отрасли права) системы понятий и категорий.

Методы финансового права

Классификация отношений, составляющих предмет финансового права.

Предмет финансового права.

Признаки, по которым объединяют эту отрасль права со всеми другими.

Юридический режим финансового права.

Понятие финансового права.

Финансовое право как отрасль права российской Федерации.

Лекция № 2

3.. Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права.

8.Принципы российского финансового права.

Финансовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений и связей, возникающих между частными и публичными субъектами в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления.

Системная организация этих норм, находя свое закрепление в нормативных финансово-правовых актах, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, образует систему финансового законодательства.

Все отрасли права различаются между собой по предмету правового регулирования. Предмет правового регулирования образуют отношения, характеризующиеся следующими признаками: устойчивостью и повторяемостью; способностью к внешнему правовому контролю; нахождением в правовом поле, т. е. под юрисдикцией права.

Финансовое право, является самостоятельной отраслью российского права и своей сущности относится к публичным отраслям права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности, т. е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование фондов денежных средств.

Исходя из классификации отраслей права по особенностям их юридических режимов на профелирующие, специальные и комплексные, финансовое право относится к числу специальных отраслей права.


Финансовое право — совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач, включая отношения по финансовому контролю и применению норм финансово-правовой ответственности.

Финансовое право как самостоятельная отрасль права выделяется в системе российского права в силу следующих обстоятельств.

Основные критерии выделения отрасли права:

1. Наличие самостоятельного предмета правового регулирования, обусловленное четким выделением специфики регулируемых данной отраслью общественных отношений.

Вопрос о том, что в основе разграничения единого российского права на отрасли лежит прежде всего предмет правового регулирования, был решен и получил общее признание в ходе первой научной дискуссии о системе советского социалистического права, состоявшейся в 1938 - 1940 гг.

Общественные отношения являются предметом правового регулирования в той мере, в какой они имеют волевой характер, т.е. выступают в виде волевого поведения. Волевое поведение может выражаться в конкретных поведенческих операциях, выступать в виде поступков или целостной деятельности. От уровня регулируемого правом поведения во многом зависят особенности структуры права. Так, по общему правилу отдельная юридическая норма регулирует поведение на уровне поведенческой операции, институт права - поступка, отрасль права - деятельности. Исходя из этого о финансовом праве как о самостоятельной отрасли права можно говорить в связи с тем, что наряду с другими видами человеческой деятельности законодатель особо выделил такой вид, как финансовая деятельность.

Предпосылки выделения отрасли права: наличие общественной потребности и государственного интереса в самостоятельном правовом регулировании названной отрасли, обусловленное особой значимостью финансов и финансовой системы для выполнения задач и функций государства.

  1. Наличие специфического метода правового регулирования.

Дополнительные критерии выделения отрасли права:

1) наличие особых (специальных) источников права;

2) конституционное и (или) законодательное закрепление отдельных принципов данной отрасли права;

3) наличие специфической (присущей только данной отрасли права) системы понятий и категорий.

Государственная Дума РФ не имеет право единолично в одностороннем порядке принимать законы, вносить в них изменения и поправки.

19. Назовите основные критерии, по которым происходит выделение финансового права в самостоятельную отрасль права. Проведите отграничение финансового права от смежных отраслей права (административного, конституционного, гражданского)

Финансовое право — это самостоятельная отрасль российского права, которая отграничивается в системе права от всякой другой по предмету и методу правового регулирования. По этим критериям происходит совершенно четкое размежевание финансового права с трудовым, семейным, уголовным, земельным и другими отраслями права. Финансовое право относится к праву публичному, т.е. оно регулирует отношения, имеющие ярко выраженный общегосударственный интерес.

Конституционно-правовые нормы, будучи базовыми для финансового права, остаются в рамках права конституционного, и возникающие на их основе правоотношения являются только конституционно-правовыми со всеми присущими им особенностями. Таким образом, конституционное и финансовое право являются отраслями смежными, но не пересекающимися. Иначе говоря, финансовое право является совершенно самостоятельной отраслью права, в которую включены исключительно финансово-правовые нормы.

между различными субъектами и государством в связи с добровольными пожертвованиями денежных средств в бюджет и государственные внебюджетные фонды;

между государством и различными субъектами в связи с продажей государством принадлежащих ему пакетов акций приватизированных предприятий в целях пополнения доходов казны и т.д.

20. Приведите примеры кодифицированных НПА — источников финансового права.

Государственная Дума РФ не имеет право единолично в одностороннем порядке принимать законы, вносить в них изменения и поправки.

19. Назовите основные критерии, по которым происходит выделение финансового права в самостоятельную отрасль права. Проведите отграничение финансового права от смежных отраслей права (административного, конституционного, гражданского)

Финансовое право — это самостоятельная отрасль российского права, которая отграничивается в системе права от всякой другой по предмету и методу правового регулирования. По этим критериям происходит совершенно четкое размежевание финансового права с трудовым, семейным, уголовным, земельным и другими отраслями права. Финансовое право относится к праву публичному, т.е. оно регулирует отношения, имеющие ярко выраженный общегосударственный интерес.

Конституционно-правовые нормы, будучи базовыми для финансового права, остаются в рамках права конституционного, и возникающие на их основе правоотношения являются только конституционно-правовыми со всеми присущими им особенностями. Таким образом, конституционное и финансовое право являются отраслями смежными, но не пересекающимися. Иначе говоря, финансовое право является совершенно самостоятельной отраслью права, в которую включены исключительно финансово-правовые нормы.

между различными субъектами и государством в связи с добровольными пожертвованиями денежных средств в бюджет и государственные внебюджетные фонды;

между государством и различными субъектами в связи с продажей государством принадлежащих ему пакетов акций приватизированных предприятий в целях пополнения доходов казны и т.д.

20. Приведите примеры кодифицированных НПА — источников финансового права.

Финансовое право как отрасль права – это одна из частей общей системы права России, которая обладает признаком самостоятельности и состоит из правовых норм, отличающихся определенной юридической спецификой.

Особенности финансового права как отрасли российского права

Существуют некоторые особенности, которые призваны характеризовать отрасль права как таковую. При отсутствии хотя бы одной из них, ту или иную систему норм уже нельзя признать самостоятельной отраслью права. Так, к особенностям финансового права, позволяющим считать его отдельной отраслью, относятся:

  • наличие собственного предмета правового регулирование;
  • единый метод регулирования, имеющий свои особенности;
  • систематизированность норм.

Признаки финансового права как отрасли права

Как уже было замечено, финансовое право отличается определенной спецификой, что делает данную отрасль самостоятельной, не похожей на остальные отрасли российского права. В тоже время существует ряд признаков, которые позволяют отнести финансовое право к общей системе отраслей и объединить его со всеми иными отраслями:

Нормативные предписания, на основе которых строится финансовое право, призваны определить поведение субъектов, т.е. физических или юридических лиц. Особенностью выступает тот факт, что происходит такое регулирование в некой специфичной области социальной жизни – в области финансовой деятельности государства. Так, соответствующие предписания имеют финансовый характер, так как непосредственно связаны с порядком и размером платежей государству, регулированием доходов, деятельностью Центрального Банка РФ и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Формальная определенность является одним из признаков, который позволяет отнести финансовое право к общей системе отраслей права нашей страны. Заключается такая определенность в том, что данная отрасль построена четко, однозначно и достаточно лаконично. В качестве примера можно отметить ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, в которой четко и лаконично даны определения таких важных понятий как: бюджет, дотация, дефицит и др. Значимость обозначенного принципа финансового права состоит в возможности лиц, осуществляющих финансовую деятельность, четко определять границу правомерного и неправомерного поведения, знать свои обязанности и права, а также нести ответственность.

Системность финансового права означает то, что данная отрасль представляет собой некую систему норм права, которая отличается высокой степенью их внутренней организации в единую систему. Вместе с этим такая целостная система делится на некие подсистемы (состоит из подотраслей и правовых институтов).

Обязательность направлена на субъектов финансового права, а именно, на тех, для кого финансовые нормы существуют. В подавляющем количестве случаев физические и юридические лица подчиняются этим нормам по доброй воле, но, если данные предписания нарушены, в силу вступает признак обязательности, позволяющий применить к ним меры государственного принуждения.

Внешняя форма выражается в законодательстве. Стоит подчеркнуть, что финансовое законодательство весьма разнопланово, о чем говорит отсутствие единого нормативно-правового акта. Так, например, гражданско-правовое законодательство ассоциируется с Гражданским кодексом РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Курсовая. Гражданское право подробнее , уголовное с Уголовным кодексом РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Уголовно исполнительное право подробнее , конституционное с Конституцией РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее и т.п., а нормы финансового законодательства по большей части содержатся в Налоговом кодексе РФ, а также в Бюджетном кодексе РФ, Законе о Банке РФ и иных федеральных законах и нормативно-правовых актах.

Финансовое право как самостоятельная отрасль права выделяется в системе российского права в силу следующих обстоятельств (схема№ 11).

Предпосылки выделения отрасли права: наличие общественной потребности и государственного интереса в самостоятельном правовом регулировании названной отрасли, обусловленное особой значимостью финансов и финансовой системы для выполнения задач и функций государства.

Мнение о политической заинтересованности государства в самостоятельном регулировании комплекса общественных отношений, обладающих определенным единством, в качестве предпосылки для выдедздйя 6ТОЖ>ЛИ права впервые было высказано Л. И. Дембо2иподдерж&о м. И. Пискотиным

Тезис об общественном значении объекта правового регулирования в качестве одной из предпосылок для выделения

отрасли права впервые был выдвинут и обоснован Р. Р. Хал, „4 и воспроизводится в раде работ как бесспорный

Основные критерии выделения отрасли права:

1. Наличие самостоятельного предмета правового регулирования, обусловленное четким выделением специфики регулируемых данной отраслью общественных отношений.

См.: Дембо Л. И. О принципах построения системы права// Сов. государство и право. 1956. № С. 91. , , ,

См.: пискотин М. И. Советское бюджетное право (основные проблемы). М., 1971. С. 48.

См.: Халфйна Р. О. К вопросу о предмете и системе советского финан-сового права: Вопросы советского административного и финансового права. М, 1952. С. 195.

'' 5 См.': Советское административное право (Общая часть). М., 1962. С. 56; Финансовое право. М., 1967. С. 38; Пискотин М. И. Указ. соч. С. 49.

Вопрос о том, что в основе разграничения единого российского права на отрасли лежит прежде всего предмет правового регулирования, был решен и получил общее признание в ходе первой научной дискуссии о системе советского социалистического права, состоявшейся в 1938 - 1940 гг.

Общественные отношения являются предметом правового регулирования в той мере, в какой они имеют волевой характер, т.е. выступают в виде волевого поведения. Волевое поведение может выражаться в конкретных поведенческих операциях, выступать в виде поступков или целостной деятельности. От уровня регулируемого правом поведения во многом зависят особенности структуры права. Так, по общему правилу отдельная юридическая норма регулирует поведение на

уровне поведенческой операции, институт права - поступка,

отрасль права - деятельности

Исходя из этого о финансовом праве как о самостоятельной отрасли права можно говорить в связи с тем, что наряду с другими видами человеческой деятельности законодатель особо выделил такой вид, как финансовая деятельность.

2. Наличие специфического метода правового регулирования.

Недостаточность такого критерия, как предмет правового регулирования, для выделения отрасли права была убедительно доказана уже в ходе дискуссии 1938 - 1940 гх. _С.Н..Бшту- в связи с чем в ходе научной дискуссии 1955 - 1958 гг.

подавляющее большинство ее участников призвали на помощь идею метода правового регулирования.

Дополнительные критерии выделения отрасли права:

наличие особых (специальных) источников права;

конституционное и (или) законодательное закрепление отдельных принципов данной отрасли права;

наличие специфической (присущей только данной отрасли права) системы понятий и категорий.

« Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. С. С. Алексеева. М., 1987. С. 228.

7 См.: Братусь С. Н. О предмете советского гражданского права// Сов. государство и право. 1940. № 1. С. 36-39.

Финансовое право, являясь самостоятельной отраслью российского права, по своей сущности относится к публичным отраслям права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности, т. е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование фондов денежных средств.

Исходя из классификации отраслей права по особенностям их юридических режимов на профелирующие, специальные и комплексные, финансовое право относится к числу

специальных отраслей права..

Юридический режим финансового права базируется на режиме административного права как профилирующей отрас-ли. При этом финансовое право не копирует юридический режим административного права (режим централизованного типа). Финансовое право на базе первичных элементов юридического режима административного права образует свой, особый юридический режим, выражающийся в особенностях основного метода финансово-правового регулирования, а также в специфических чертах правового статуса субъектов финансового права.

Основные элементы юридического режима финансового права:

8 Под юридическим режимом понимается специфическая, целостная система регулятивного воздействия, характеризующаяся специфическими приемами правового регулирования: особым порядком возникновения, фор-мирования и осуществления прав и обязанностей, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющих свое действие на данную совокупность норм. Подробнее об этом см.: Алексеев С. С. Теория права. М., 1994.

Профилирующие (первичные, отрасли права - госу

дарственное право, административное право, гражданское, уголовное право и соответствующие трем последним материальным отраслям три процессуальные отрасли - административно-процессуальное, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное право.

ю Специальные отрасли права -земельное, трудовое право, право социального обеспечения, семейное, исправительно-трудовое право и др.

н Комплексные отрасли права - банковское, страховое, конкурентное право, право прокурорского надзора, морское право и др.

финансово-правовой метод регулирования, т. е. единый специфический способ юридического воздействия, характерный для данной отрасли;

особый финансово-правовой юридический инструментарий (средства правового регулирования) - установления и формы, касающиеся способов возникновения финансово-правовых прав и обязанностей, средств юридического воздействия на субъектов финансового права, способов защиты прав, финансово -правовых процедур-

-процессуальных форм и т.

принципы и общие положения финансового права, т. е. специфические для данной отрасли основные начала, идеи, общие моменты, которые характеризуют финансовое право с точки зрения его содержания;

наличие особой отрасли законодательства, в основе которой лежат кодифицированные акты (Бюджетный и Налоговый кодексы), каждый из которых имеет юридически содержательную общую часть (общие положения), нормативно закрепленные отраслевые принципы, общие положения, основные правовые средства, что в совокупности образует юридическое своеобразие отрасли финансового права.? Схема № 11. Финансовое право как отрасль права

Читайте также: