13 симфония шостаковича история создания кратко

Обновлено: 04.07.2024

Журналист Леонид Радзиховский: Евреи и Запад Леонида Радзиховского обвиняли и обвиняют во.

Хаим Йоав Рабинович Ханука. Крошка сын пришел к отцу и спросила кроха: 1. Семья.

Юзик, Юзик, дедушка не может быстро, дедушка устал. У дедушки ноги старенькие. Давай посидим. Ты ж.

-Музыка

-Фотоальбом

12:56 26.11.2015 Фотографий: 8 ИЗРАИЛЬ 12:33 07.07.2012 Фотографий: 3 Общая 00:57 29.05.2012 Фотографий: 8 Дрезден 03:00 01.01.1970 Фотографий: 0

-Поиск по дневнику

-Статистика

Анжелика Огарева

Д. Шостакович продолжает:

Потрясенный чтением поэмы Шостакович загорелся и немедленно начал писать музыку для оркестра и хора басов.

Д.Д. Шостакович писал:


« …Это не
чисто музыкальная, но также и моральная проблема. Я часто проверяю
человека по его отношению к евреям. В наше время ни один человек с
претензией на порядочность не имеет права быть антисемитом. Все это
кажется настолько очевидным, что не нуждается в доказательствах, но я
вынужден был отстаивать эту точку зрения по крайней мере в течение
тридцати лет.


…Мои
родители считали антисемитизм постыдным пережитком, и в этом смысле мне
было дано исключительное воспитание. В юности я столкнулся с
антисемитизмом среди сверстников, которые считали, что евреи получают
некие преимущества. Они не помнили о погромах, гетто или процентной
норме. В те времена насмехаться над евреями считалось почти что хорошим
тоном.


Я никогда
не потакал антисемитскому тону даже тогда, не пересказывал
антисемитских анекдотов, которые были в ходу в те годы. Но все же я был
гораздо снисходительней к этому гадкому явлению, чем теперь. Позже я
порывал отношения даже с близкими друзьями, если замечал у них
проявление каких-то антисемитских взглядов.

Вернемся,
однако, к симфонии и ее премьере. Были предприняты попытки отменить
премьеру 13-й симфонии. Когда это оказалось невозможным, было сделано
все, чтобы приглушить это событие. Билеты на премьеру в кассе БЗК не
продавались. Их распределяли среди музыкантов, писателей, представителей
дипломатического корпуса, номенклатуры. Композиторы выкупали билеты у
Таисии Николаевны — бессменного секретаря Хренникова, которая
предупреждала каждого захватить с собой паспорт. Билеты были раскуплены
задолго до премьеры, но уверенности, что концерт состоится — не было.
Изначально 13-ая симфония должна была быть исполнена в Ленинграде.
Шостакович предложил дирижировать премьеру 13-й симфонии Мравинскому.
Дмитрий Дмитриевич отдал ему партитуру, и попросил передать хоровые
партии хормейстеру Кудрявцевой. Партию солирующего баса Шостакович
вручил Б. Гмыре. Вскоре все они отказались принимать участие в
исполнении 13-й симфонии. Известие, что Мравинский не будет дирижировать
симфонией, явилось для Дмитрия Дмитриевича полной неожиданностью.
Просто ударом. Тогда Дмитрий Дмитриевич обратился к дирижеру Кириллу
Кондрашину. Тот ответил, что готов дирижировать 13-й симфонией при любых
обстоятельствах. Активное участие в организации концерта принимала
Галина Павловна Вишневская. По ее рекомендации был приглашен бас-солист
Александр Ведерников. После нескольких репетиций он отказался исполнять
свою партию. Тогда Галина Вишневская договорилась с певцом Большого
театра Владимиром Нечипайло. Галина Павловна так же рекомендовала для
подстраховки пригласить дублером молодого певца Московской филармонии
Виталия Громадского.

Накануне
премьеры, 17 декабря, состоялась встреча Хрущева с творческой
интеллигенцией. Как рассказывал наш сосед Арно Бабаджанян, на ней было
примерно человек 400. В зале стояли столы с богатой закуской, для всех
были стулья. Но встреча не удалась. Хрущев по своему обыкновению устроил
на встрече скандал. Дмитрий Дмитриевич вернулся со встречи домой в
тяжелом настроении и сказал, что завтра будут провокации. Почти сразу
зазвенел дверной звонок. Было полдвенадцатого ночи.

В день
премьеры Зак был на генеральной репетиции, и периодически звонил мне от
Захарова, чтобы рассказать, что там происходит. Оркестр расселся за
своими пультами. Кирилл Кондрашин начал репетицию с оркестром и хором
басов без Нечипайло, думая, что певец опаздывает.

— Потому,
что я уверен, что он с Огарева 6, из МВД. Не хватало еще провокации у
подъезда. — Никогда не думала, что ты перестраховщик. Может быть, он
хотел послушать симфонию. Я же собиралась подарить… — Ты забыла, что все
билеты Таисия Николаевна записывала в тетрадь?

Наверное,
Володя был прав. Я покупала билеты для своей семьи. Но Володя взял
билеты на нас двоих и места были лучше. — Сохрани свой билет на память —
сказал он мне.

Третий
кордон милиции стоял перед памятником Чайковскому, а четвертый перед
входом в Консерваторию. В здание была открыта только одна дверь, в
следующее помещение, тоже только одна. Кассы не работали. Наконец,
раздевалки и билетеры. За малым исключением, все друг друга знали.
Здоровались кивками. Напряжение ужасное — не до разговоров. Журналисты
иностранной прессы представлены с большим размахом. В фойе и зале
присутствуют врачи.

Симфония не записывалась и не транслировалась ни по радио, ни по телевидению.

Появился хор Юрлова, затем оркестр, солист Громадский и дирижер Кирилл Кондрашин. Он поднял руки и зал замер:

Домой шли счастливыми, пожалуй, даже в единении. Победа окрылила. Расставаясь, люди обнимали друг друга.

Оказалось,
что композитору Баснеру, каким-то чудом удалось записать симфонию на
магнитофон, и она появилась на Западе. Казалось, что что-то изменилось в
лучшую сторону.

Пройдут годы, и на сцене на сцене Большого Зала Консерватории вновь будет исполнена 13-ая симфония.

СЕМЬ ИСКУССТВ

Известие, что Мравинский не будет дирижировать симфонией, явилось для Дмитрия Дмитриевича полной неожиданностью. Просто ударом. Тогда Дмитрий Дмитриевич обратился к дирижеру Кириллу Кондрашину. Тот ответил, что готов дирижировать 13-й симфонией при любых обстоятельствах.

Анжелика Огарева

Д. Шостакович продолжает:

Потрясенный чтением поэмы Шостакович загорелся и немедленно начал писать музыку для оркестра и хора басов.

Д.Д. Шостакович писал:

Вернемся, однако, к симфонии и ее премьере. Были предприняты попытки отменить премьеру 13-й симфонии. Когда это оказалось невозможным, было сделано все, чтобы приглушить это событие. Билеты на премьеру в кассе БЗК не продавались. Их распределяли среди музыкантов, писателей, представителей дипломатического корпуса, номенклатуры. Композиторы выкупали билеты у Таисии Николаевны — бессменного секретаря Хренникова, которая предупреждала каждого захватить с собой паспорт. Билеты были раскуплены задолго до премьеры, но уверенности, что концерт состоится — не было. Изначально 13-ая симфония должна была быть исполнена в Ленинграде. Шостакович предложил дирижировать премьеру 13-й симфонии Мравинскому. Дмитрий Дмитриевич отдал ему партитуру, и попросил передать хоровые партии хормейстеру Кудрявцевой. Партию солирующего баса Шостакович вручил Б. Гмыре. Вскоре все они отказались принимать участие в исполнении 13-й симфонии. Известие, что Мравинский не будет дирижировать симфонией, явилось для Дмитрия Дмитриевича полной неожиданностью. Просто ударом. Тогда Дмитрий Дмитриевич обратился к дирижеру Кириллу Кондрашину. Тот ответил, что готов дирижировать 13-й симфонией при любых обстоятельствах. Активное участие в организации концерта принимала Галина Павловна Вишневская. По ее рекомендации был приглашен бас-солист Александр Ведерников. После нескольких репетиций он отказался исполнять свою партию. Тогда Галина Вишневская договорилась с певцом Большого театра Владимиром Нечипайло. Галина Павловна так же рекомендовала для подстраховки пригласить дублером молодого певца Московской филармонии Виталия Громадского.

Накануне премьеры, 17 декабря, состоялась встреча Хрущева с творческой интеллигенцией. Как рассказывал наш сосед Арно Бабаджанян, на ней было примерно человек 400. В зале стояли столы с богатой закуской, для всех были стулья. Но встреча не удалась. Хрущев по своему обыкновению устроил на встрече скандал. Дмитрий Дмитриевич вернулся со встречи домой в тяжелом настроении и сказал, что завтра будут провокации. Почти сразу зазвенел дверной звонок. Было полдвенадцатого ночи.

В день премьеры Зак был на генеральной репетиции, и периодически звонил мне от Захарова, чтобы рассказать, что там происходит. Оркестр расселся за своими пультами. Кирилл Кондрашин начал репетицию с оркестром и хором басов без Нечипайло, думая, что певец опаздывает.

— Потому, что я уверен, что он с Огарева 6, из МВД. Не хватало еще провокации у подъезда. — Никогда не думала, что ты перестраховщик. Может быть, он хотел послушать симфонию. Я же собиралась подарить… — Ты забыла, что все билеты Таисия Николаевна записывала в тетрадь?

Наверное, Володя был прав. Я покупала билеты для своей семьи. Но Володя взял билеты на нас двоих и места были лучше. — Сохрани свой билет на память — сказал он мне.

Третий кордон милиции стоял перед памятником Чайковскому, а четвертый перед входом в Консерваторию. В здание была открыта только одна дверь, в следующее помещение, тоже только одна. Кассы не работали. Наконец, раздевалки и билетеры. За малым исключением, все друг друга знали. Здоровались кивками. Напряжение ужасное — не до разговоров. Журналисты иностранной прессы представлены с большим размахом. В фойе и зале присутствуют врачи.

Симфония не записывалась и не транслировалась ни по радио, ни по телевидению.

Появился хор Юрлова, затем оркестр, солист Громадский и дирижер Кирилл Кондрашин. Он поднял руки и зал замер:

Домой шли счастливыми, пожалуй, даже в единении. Победа окрылила. Расставаясь, люди обнимали друг друга.

Оказалось, что композитору Баснеру, каким-то чудом удалось записать симфонию на магнитофон, и она появилась на Западе. Казалось, что что-то изменилось в лучшую сторону.

Пройдут годы, и на сцене на сцене Большого Зала Консерватории вновь будет исполнена 13-ая симфония. Евтушенко придется пойти для этого на компромисс и заменить несколько четверостиший.

В марте 1997 года Евгений Евтушенко прилетел в Израиль. Он уже много раз бывал в Израиле.

Прилетев в аэропорт Бен Гурион, Евтушенко узнал, что в ходе туристической поездки на границу с Иорданией террорист застрелил семь израильских школьниц. Это произошло спустя три года после подписания мирного договора с Иорданией. Террориста сочли психически больным, чтобы избежать расстрела, и дали двадцать пять лет, которые позднее скосили до двадцати.

Спустя 20 лет, в марте 2017 террориста, убившего семерых израильских школьниц, выпустили на свободу.

13-ая симфония и по сей день продолжает свое шествие по концертным залам мира.

Запись опубликована 16.08.2018 автором Элла Грайфер в рубрике Музыка с метками Анжелика Огарева.
Статья просматривалась 48 529 раз(а)

Анжелика Огарева: Тринадцатая симфония : 13 комментариев

Да и цели композитора были иными.

К чему слова и что перо,

Когда на сердце этот камень,

Когда, как каторжник ядро,

Я волочу чужую память?

Я жил когда-то в городах,

И были мне живые милы,

Теперь на тусклых пустырях

Я должен разрывать могилы,

Теперь мне каждый яр знаком,

И каждый яр теперь мне дом.

Я этой женщины любимой

Когда-то руки целовал,

Хотя, когда я был с живыми,

Я этой женщины не знал.

Мое дитя! Мои румяна!

Моя несметная родня!

Я слышу, как из каждой ямы

Вы окликаете меня.

Мы понатужимся и встанем,

Костями застучим – туда,

Где дышат хлебом и духами

Еще живые города.

Задуйте свет. Спустите флаги.

д-р Юрий Ляховицкий

Искусство нельзя, ни победить, ни уничтожить… Оно бессмертно. Уважаемая Анжелика! Огромное Вам спасибо за Вашу удивительно интересную публикацию! Аплодисменты!

Жертв, к счастью, не оказалось, но ранения получили жена самого посланника Клавдия Ершова, жена завхоза посольства Сысоева и шофер дипмиссии Гришин. Супруге посланника, находившейся у окна второго этажа особняка, осколками стекла посекло лицо. Шоферу посольства рассекло губу и выбило зуб, сильнее всех пострадала жена завхоза: ей раздробило стопы ног, а из кожи медики извлекли множество мраморных осколков – взрывное устройство вроде бы было подложено под мраморную скамью на территории посольства.

Но при этом глава советской миссии назвал время взрыва – 22 часа 35 минут, расходившееся с данными израильской полиции на 50 минут. По сей день загадка, почему целых 50 минут советская миссия скрывала сам факт взрыва, из-за чего и медицинская помощь была оказана пострадавшим с запозданием. Ждали шифровки с инструкциями из Москвы?

Советские данные расходились с израильскими не только по этой детали, но и собственно по взрывному устройству: что оно собой представляло, как попало на территорию посольства, где было установлено и какова его мощность. Первоначально даже утверждалось, что это была 30-килограммовая бомба, но столь мощный заряд запросто снес бы с лица земли весь особняк! а на снимках можно видеть, что ущерб от взрыва, мягко говоря, незначительный. Эксперты уже израильских спецслужб полагали, что на территории миссии, скорее всего, взорвалась граната – это больше похоже на правду.

Но события развивались по сценарию, сочиненному и отработанному явно до взрыва. В ночь с 11 на 12 февраля глава советского МИДа Андрей Вышинский принял у себя израильского посланника и, не дав ему вымолвить ни слова, зачитал ноту о разрыве дипломатических отношений.

Angelica Ogareva 26.09.2018 в 13:43
Тем паче ведь не только уже списки составлены, но и эшелоны с теплушками наготове, и новые лагеря.
====
Эшелонов с теплушками(!) и новых лагерей не было.
Не успел или не стал — теперь можно только рассуждать …
с удовлетворением.

Кирилл Петрович был моим ментором. Я ни минуты не сомневался, что при любых подобных обстоятельствах он поступит именно так. И поступал. Снимаю шляпу перед своим учителем и перед всеми мужественными людьми, названными или нет в статье.

Однажды мне позвонил Дмитрий Дмитриевич Шостакович и спросил меня, относительно молодого, по сравнению с ним, человека, разрешения написать музыку на мои стихи. Вот в этом тоже был весь Дмитрий Дмитриевич. Он человек был необычайно, подчеркнуто, трогательно вежливый. [1]

Первоначально Дмитрий Дмитриевич не был уверен в выборе жанра:

Закончив сочинение симфонии, Шостакович сыграл и спел её Евтушенко. Уже тогда у композитора болела рука, поэтому игра на рояле давалась ему с трудом. Вот как Евгений Александрович вспоминает их встречу:

В июне 62-го, когда был только сочинен "Бабий яр", Д. Шостакович отправил письмо певцу Б. Р. Гмыре, в котором просил "поинтересоваться новым опусом". В июле Мастер и сам приехал к певцу на дачу под Киевом и показал уже завершенную Тринадцатую симфонию, надеясь, что Гмыря будет в ней солировать. А в августе получил письмо-отказ: "У меня состоялась консультация с руководством УССР по поводу Вашей 13-й симфонии. Мне ответили, что руководство Украины категорически возражает против исполнения стихотворения Евтушенко "Бабий яр". При такой ситуации, естественно, принять к исполнению симфонию я не могу". У "ситуации" была оборотная сторона. Во время войны Гмыря оказался в окупированной Полтаве и пел перед захватчиками. Советская власть такого не прощала - певцу грозила ссылка. Но «он вымолил прощение у Хрущева", тогда партийного главы Украины. Гмырю простили и даже обласкали - была у него и Государственная премия, и звание народного артиста СССР, и безбедная устроенная жизнь.

После отказа Гмыри Шостакович, по совету певицы Г. Вишневской, встретился с солистом Большого театра А. Ведерниковым, "проиграл ему всю симфонию, дал ноты". Но Ведерников петь отказался, с "линией партии" не разошелся. Ноты вернул. Вишневской. Галина Павловна вспоминала: узнав об отказе Ведерникова, Дмитрий Дмитриевич ". не удивился нисколько, нисколько, даже, вроде, ожидал того. " Но, вероятно, совсем не ожидал Шостакович, что от исполнения Тринадцатой симфонии откажется Е. А. Мравинский - первый исполнитель его Пятой, Шестой, Восьмой, Девятой, Десятой, Двенадцатой симфоний.

Осенью стало ясно, что Мравинский Симфонию в работу не возьмет. И тогда право на премьеру Тринадцатой симфонии Дмитрий Дмитриевич отдает руководителю Государственного оркестра Московской филармонии К. П. Кондрашину.
А вокруг "Бабьего яра" и поэта Е. Евтушенко продолжали кипеть страсти. "На репетициях в консерватории собиралось множество людей - все были уверены, что официальную премьеру запретят", - вспоминал Е.Евтушенко. В середине декабря секретарь ЦК КПСС Л. Ф. Ильичев провел две встречи с деятелями культуры. На второй, 17 декабря, в присутствии Н. С. Хрущева, он сказал: "Антисемитизм - отвратительное явление. Партия с ним боролась и борется. Но время ли поднимать эту тему? Что случилось? И на музыку кладут. Зачем выделять эту тему?".

Г. П. Вишневская в своих воспоминаниях пишет: "В день концерта, рано утром. мне домой в панике звонит певец Нечипайло и говорит, что не может вечером петь Тринадцатую симфонию, потому что его занимают в спектакле Большого театра". Что почувствовала тогда Галина Павловна? Теперь стал ясен точный "ход" партийного начальства: Нечипайло обязали петь в опере "Дон Карлос" вместо другого артиста, которому срочно "велели заболеть"…

Казалось, премьера не состоится. Дублер Нечипайло В. Громадский на последних репетициях не пел, телефона у него не было, и дома его не застали. Но волею судеб 18 декабря 1962 года Тринадцатая симфония Шостаковича прозвучала в Большом зале Московской консерватории: Громадского нашли случайно (!), он приехал по каким-то своим делам в консерваторию. Но выступить согласился.

А вечером играли премьеру. Консерватория была оцеплена усиленным нарядом милиции. Иногда оцепление прорывали. Зал был заполнен до предела. На концерте присутствовал дипломатический корпус и представители иностранной прессы. В первом отделении прозвучала симфония Моцарта. Антракт казался бесконечным. Напряжение нарастало. Все ждали начала второго отделения. Наконец на сцене появился хор, за ним оркестр, солист, дирижер. Зал замер.

Но вот под сводами зала истаяли голоса колоколов и челесты, наступила тишина. мучительно долгая. "Я даже испугался - нет ли здесь какого-нибудь заговора. Но потом обрушился оглушительный град аплодисментов с криками "браво!" - вспоминал Э. Неизвестный (известный скульптор).
Е. Евтушенко: ". на протяжении пятидесяти минут со слушателями происходило что-то очень редкое: они и плакали, и смеялись, и улыбались, и задумывались".
Это была победа. "Большая победа искусства над политикой и идеологией партии", - так комментировала это событие культурной жизни много претерпевшая от партийных аппаратных чинуш певица Г. Вишневская.

Да, сейчас многим это уже невозможно понять. Но в то политизированное время, когда в обществе властвовали различные множественные надуманные запреты по любым поводам и всеобщая перестраховка чиновников от искусства - это была публичная демонстрация духовного раскрепощения и силы правды общественного сознания !
А сразу после премьеры Шостакович получил много писем, в одном из них были и такие проникновенные слова: «. я могу сказать Спасибо и от Покойных Пастернака, Заболоцкого, бесчисленных других друзей, от Мейерхольда, Михоэлса, Карсавина, Мандельштама, от безымянных сотен тысяч "Иванов Денисовичей", всех не счесть, коих Пастернак в своём творчестве обозначил как "замученных живьем". - Вы сами все знаете, все они живут в Вас, мы все сгораем в страницах этой Партитуры, Вы одарили ею нас, своих современников - для грядущих поколений. " Вот так, высоким слогом о том, что дар этот есть "поэзия правды".
Тринадцатая симфония была Д. Д. Шостаковичу очень дорога. Ежегодно он отмечал с близкими две творческие даты: 12 мая - день премьеры Первой симфонии, и 20 июля - день завершения Тринадцатой.

Д. Шостакович продолжает: «Вся народная музыка прекрасна, но могу сказать, что еврейская – уникальна. Евреев мучили так долго, что они научились скрывать свое отчаяние. Они выражают свое отчаяние . Много композиторов впитывали её, в том числе русские композиторы, например, Мусоргский. Он тщательно записывал еврейские народные песни. Многие из моих вещей отражают впечатления от еврейской музыки".

…Это не чисто музыкальная, но также и моральная проблема. Я часто проверяю человека по его отношению к евреям. В наше время ни один человек с претензией на порядочность не имеет права быть антисемитом. Все это кажется настолько очевидным, что не нуждается в доказательствах, но я вынужден был отстаивать эту точку зрения по крайней мере в течение тридцати лет.
…Мои родители считали антисемитизм постыдным пережитком, и в этом мысле мне было дано исключительное воспитание. В юности я столкнулся с антисемитизмом среди сверстников, которые считали, что евреи получают некие преимущества. Они не помнили о погромах, гетто или процентной норме. В те времена насмехаться над евреями считалось почти что хорошим тоном.

Я никогда не потакал антисемитскому тону даже тогда, не пересказывал антисемитских анекдотов, которые были в ходу в те годы. Но все же я был гораздо снисходительней к этому гадкому явлению, чем теперь. Позже я порывал отношения даже с близкими друзьями, если замечал у них проявление каких-то антисемитских взглядов.
Перед войной отношение к евреям решительно изменилось. Оказалось, что нам до братства еще очень далеко. Евреи оказались самым преследуемым и беззащитным народом Европы. Это был возврат к Средневековью. Евреи стали для меня своего рода символом. В них сосредоточилась вся беззащитность человечества. После войны я пытался передать это чувство музыкой. Для евреев это было тяжкое время. Хотя по правде сказать, для них любое время – тяжкое.

Четвертую симфонию исполнили спустя двадцать пять лет после того, как я ее написал! Есть вещи, которые до сих пор так и не исполнены, и никто не знает, когда их можно будет услышать.
Меня очень воодушевляет то, как молодежь откликается на мои чувства по еврейскому вопросу. Я вижу, что русская интеллигенция упорно остается в оппозиции к антисемитизму и что многолетние попытки навязать его сверху не дали видимых результатов. Это относится и к простому народу.

В предыдущих пяти главах затрагивалась тяжёлая тема Холокоста, фашистских зверств, измены и предательства во время Великой Отечественной Войны, когда погибли близкие мне родные люди. В этой главе напоминается о том, как в 60-е годы прошлого столетия в советском обществе постепенно изживались и преодолевались зашореность, конформизм и духовное рабство – в литературе, искусстве и общественной жизни.
Не будем же об этом никогда забывать!

Читайте также: