Обоснуйте необходимость гармонизации международных экологических отношений кратко

Обновлено: 02.07.2024

Кобылянский В.А. Философия экологии. Краткий курс: учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2010. - 632 с.

Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать / под ред. В.И.Данилова-Данильяна. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. - 332 с.

Задача гармонизации взаимоотношений общества и природной среды относится к тем еще далеким этапам развития взаимодействия человека с природой, когда в противовес нынешнему глубокому конфликту с природой будет создана реальная основа для единства человека с природой. Но мы не вправе пренебрегать даже отдаленной перспективой, оставлять ее без внимания ради неотложных сегодняшних проблем.

В последние десятилетия возрастает внимание мировой науки к исследованию вопросов взаимодействия общества и природной среды, с экологической точки зрения. Это закономерно, поскольку на пороге третьего тысячелетия одной из приоритетных глобальных проблем человечества стала экологическая - проблема сохранения природной среды и жизни на Земле. Гармонизация взаимоотношений общества и природной среды ценна не только в собственно экологическом смысле. Она важна также и для решения других проблем. Экологически оправданные решения являются в то же время и социально-позитивными, постольку, поскольку сам человек и общество в целом являются частью природы в широком смысле слова.

Вся история человечества - это история экономического роста и последовательного разрушения биосферы. Только в эпоху палеолита человек не нарушал естественные экосистемы, поскольку образ его жизни (собирательство, охота, рыболовство) был подобен образу существования родственных ему животных. Дальнейшее развитие цивилизации привело к созданию современной искусственной, техногенной среды обитания человека, истощению и загрязнению природной среды. ХХ век оказался эпохой особенно разительных экономических и экологических изменений. Подсчитано, что незатронутой человеческой деятельностью осталось около трети территории нашей планеты.

Проблема взаимоотношений общества и природной среды весьма многогранна и имеет разносторонние аспекты: экологические, философские, социальные и др. Многих ученых в различные исторические эпохи интересовали закономерности развития этих взаимодействий, влияние природной среды на самого человека, производительные силы, развитие цивилизации [2].

Проблема взаимоотношений общества и природной среды в нынешний момент человеческой истории приобретает, к сожалению, трагическое звучание. Среди многочисленных социально значимых проблем, главное место заняла проблема выживания Человечества и всего живого на Земле. Человеческому бытию угрожает самоуничтожение.

Резко проявившиеся в последние годы отрицательные для природы и самого человека последствия антропогенной деятельности заставляют пристальнее всмотреться в систему экологических взаимоотношений, задуматься над проблемой их гармонизации.

Человек может существовать лишь в достаточно определенных и весьма узких рамках окружающей природной среды, соответствующих биологическим особенностям его организма. Он испытывает потребность в той экологической среде, в которой проходила эволюция человечества на протяжении всей его истории.

Возможность существования общества может быть гарантирована только в контексте развития биосферы, и то только в относительно узком диапазоне ее параметров. Иначе говоря, человек как биосоциальное существо для полноценной жизнедеятельности и развития нуждается не только в качественной социальной среде, но и в естественной среде определенного качества. Это значит, что наряду с материальными и духовными потребностями объективно существуют потребности экологические, вся совокупность которых поражается биологической организацией человека. Экологические потребности - особый вид общественных потребностей. Человек нуждается в определенном качестве естественной среды его обитания, а таковой является географическая среда - это та часть природы (земная кора, нижняя часть атмосферы, воды, почва и почвенный покров, растительный и животный мир), которая составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной, в процесс общественного бытия.

Лишь при сохранении должного качества таких фундаментальных условий существования людей как воздух, вода и почва возможна их полноценная жизнь. Разрушение хотя бы одного из этих жизненно важных компонентов окружающей среды привело бы к гибели жизни на Земле.

Диалектика взаимодействия природы и общества такова, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредственная - усиливается. Это и понятно: познавая все в большей степени, законы природы и на их основе преобразуя природу, человек увеличивает свою власть над ней; вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во все более широкий аспект взаимоотношений с природной средой

Каждое общество преобразует географическую среду, используя достижения предыдущих эпох, и в свою очередь как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни.

Невозможно анализировать общество, не принимая в соображение его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие его от девственного состояния. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать. Но и географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история - наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развитию человечества.

Осознание возможности глобального экологического кризиса ведет к необходимости разумной гармонизации взаимодействий в системе техника - человек - биосфера. Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет тем самым границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит свое конкретное выражение общефилософский принцип, связанный с диалектикой свободы и ответственности: чем полнее свобода, тем выше ответственность. Этот принцип имеет и глубокий нравственно-эстетический смысл.

Гармонизация общественной жизни не ограничивается только задачей гармонизации отношений человека к человеку, различных социальных общностей, народов и стран между собой, но и необходимая предпосылка гармонизации отношений людей к природе (1).

Гармонизация международных экологических отношений — один из основных путей выхода мирового сообщества из экологического кризиса. Общепризнано, что реализовать стратегию выхода из него можно лишь на основе единства природоохранных действий всех государств. Сегодня ни одна страна не в состоянии решить свои экологические проблемы в одиночку или сотрудничая лишь с небольшой группой стран. Необходимы четкие согласованные усилия всех государств, координация их действий на строгой международно-правовой основе.[ . ]

Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Поэтому нарушения в экосистеме одной страны неминуемо вызывают ответную реакцию в сопредельных. И если, например, промышленные предприятия ФРГ или Англии выбрасывают в атмосферу дымовые газы с недопустимо высоким процентом вредных примесей, то это негативно сказывается не только на экологическом состоянии этих стран, но наносит значительный ущерб флоре и фауне соседних стран.[ . ]

Понятно, что не признают государственных границ и все другие компоненты природной среды (речной сток, морские акватории, мигрирующие виды животных и т. п.).[ . ]

Гармонизация международных экологических отношений — один из основных путей выхода мирового сообщества из экологического кризиса. Общепризнано, что реализовать стра­тегию выхода из него можно лишь на основе единства природоохранных действий всех государств. Сегодня ни одна страна не в состоянии решить свои экологические проблемы в одиночку или сотрудничая лишь с небольшой группой стран. Необходимы четкие согласованные усилия всех государств, координация их действий на строгой международно-правовой основе.

Работа содержит 1 файл

Теоретическое задание.doc

Цели: развитие взаимодействия в экономической и науч­но-технической сферах, совершенствование механизма науч­ных, производственных и экономических связей; эффектив­ное решение проблем изучения, разведки и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов, геоэкологии и охраны окружающей среды;

19. Соглашение по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992 г., Хельсинки, Фин­ляндия).

Цели: принятие национальных и международных мер по охране, рациональному использованию трансграничных вод;

20. Стратегия, защиты окружающей среды Арктики (1991 г., Рованиеми, Финляндия).

Цели: сотрудничество в области научных исследований по уточнению источников, путей переноса, выпадений и вли­яния на регион основных загрязнителей; осуществление и усиление мер контроля за загрязняющими веществами; оцен­ка потенциального воздействия на окружающую среду реги­она, охрана арктической флоры и фауны, биоразнообразия и местообитаний, интегрирование арктических интересов в гло­бальный природоохранный процесс.

Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан подписали в феврале 1992 г. межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды странами СНГ. Государства СНГ согласились создать Международный Экологический Совет и при нем Межгосударственный Экологический фонд для выполнения согласованных межгосударственных экологических программ, в первую очередь для ликвидации последствий экологических катастроф.

Стокгольмская Конвенция о стойких органических загрязнителях (Стокгольм, 22 мая 2001 г.) посвящена охране здоровья человека и окружающей среды от стойких органических загрязнителей и зиждется на принятых ранее принципах декларации по окружающей среде в Рио-де-Жанейро.

Конвенция признала, что стойкие органические загрязнители обладают токсичными свойствами, устойчивы к разложению, характеризуются биоаккумуляцией и являются объектом трансграничного переноса по воздуху, воде и мигрирующими видами, а также осаждаются на большом расстоянии от источника их выброса, накапливаясь в экосистемах суши и водных экосистемах, и несут в себе опасность международного масштаба.

В соответствии с Конвенцией каждая сторона разрабатывает:

1. меры по сокращению или устранению выбросов в результате преднамеренного производства и использования;

2. меры по сокращению или ликвидации выбросов в результате непреднамеренного производства;

3. меры по сокращению или ликвидации выбросов, связанных с запасами и отходами;

4. каждая Сторона разрабатывает и стремится осуществлять план выполнения своих обязательств, предусмотренных настоящей Конвенцией;

5. каждая Сторона облегчает или осуществляет обмен информацией;

6. Стороны в рамках своих возможностей поощряют и осуществляют, как на национальном, так и международном уровнях научные исследования разработки, мониторинг и сотрудничество в области стойких органических загрязнителей, их альтернатив и потенциальных стойких органических загрязнителей по таким, например, вопросам, как: источники и выбросы в окружающую среду; присутствие, уровни присутствия в организмах людей и в окружающей среде; способ переноса в окружающей среде; воздействие на здоровье человека и окружающую среду; социально-экономические и культурные последствия и др.

Страны-участники Конвенции признали необходимость оказания своевременной и соответствующей технической по мощи в ответ на просьбы развивающихся стран и стран с переходной экономикой, являющихся Сторонами Конвенции.

4. УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ

4.1. Участие России в международном экологическом сотрудничестве

Россия активно участвует в работе многих международных экологических организаций. Согласно ст. 79 Конституции Рос­сийская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответ­ствии с международными договорами, если это не влечет ограни­чения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.

Основные направления международного сотрудничества России в области охраны окружающей среды следующие: 1) го­сударственные инициативы; 2) международные организации; 3) международные конвенции и соглашения; 4) двустороннее сотрудничество.

Государственные инициативы по международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды имеют дав­нюю историю. Только в последние годы нашей страной был выдвинут целый ряд конструктивных предложений по между­народному сотрудничеству в целях экологической безопасно­сти, например, по природоохранному взаимодействию в азиат­ско-тихоокеанском регионе (г. Красноярск, сентябрь 1988 г.), по защите морской среды Балтики (г. Мурманск, октябрь 1987 г.), по координации усилий в области экологии под эгидой ООН (43 сессия Генеральной Ассамблеи ООН, декабрь 1988 г.).

Российская Федерация продолжает играть активную роль в международном экологическом сотрудничестве. В частности, важные предложения участникам конференции в Рио-де-Жа­нейро (1992) содержались в послании Президента России. Ре­шения Конференции были одобрены в России и нашли отра­жение в Концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития. Россия уделяет большое внимание и ор­ганизации международного партнерства по решению проблем такого перехода.

Россия активно сотрудничает в области охраны ок­ружающей среды с ЮНЕП и с другими организациями по воп­росам выработки стратегии защиты от загрязнения, создания системы глобального мониторинга, борьбы с опустыниванием и др.

Большую активность в решении глобальных природоохран­ных проблем проявляет Международный союз охраны приро­ды (МСОП), переименованный в 1990 г. во Всемирный союз охраны природы. СССР вступил в союз на правах члена-госу­дарства в 1991 г., а сейчас это членство продолжает Российская Федерация.

Много внимания Россия уделяет работе и в других специа­лизированных организациях ООН, имеющих комплексный при­родоохранительный характер, в частности: ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО. Укрепляются научные связи России с МАГАТЭ. Россия активно содейству­ет реализации основных программ Всемирной метеорологиче­ской организации ООН (ВМО), в частности Всемирной клима­тической программы. По каналам ВМО в Россию поступает ин­формация о состоянии Мирового океана, атмосферы, озоново­го слоя Земли и загрязнении окружающей среды.

Россия продолжает развивать и углублять экологическое со­трудничество по линии международных конвенций (договоров) и соглашений на многосторонней основе. Свыше 50 междуна­родных документов, подписанных Российской Федерацией, а также бывшим СССР и принятых ею к исполнению, регулиру­ют ныне российское экологическое сотрудничество с другими государствами.

Продолжается сотрудничество в рамках Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) и по другим соглашениям и дого­ворам об охране Мирового океана. Большая работа ведется по выполнению Конвенций: о сохранении живых ресурсов в Бал­тийском море (1973 г.); о международной торговле видами ди­кой фауны и флоры (1973 г.); о защите Черного моря, ратифи­цированной в 1993 г.; о сохранении водно-болотных угодий (1971 г.) и многих других. В июле 1992 г. Россия стала членом Кон­венции о биологическом разнообразии.

Российская Федерация развивает и углубляет экологическое со­трудничество по линии нескольких международных конвенций и со­глашений. Коротко остановимся на них.

Конвенция о трансграничном загрязнении на большие расстояния. Реализация указанного документа направлена на выработку странами — участницами политики в области регулирования качества атмосферного воздуха, а также мер по борьбе с его загрязнением посредством приме­нения экологически приемлемых малоотходных и безотходных техноло­гий. Все это позволит установить контроль за выбросами диоксида серы, оксида азота, аммиака, летучих органических соединений.

Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опас­ных отходов и их удалением призвана регламентировать экспорт, им­порт и транзит опасных отходов на территории России. К настояще­му времени принят ряд поправок к Конвенции, согласно которым под запрет на ввоз опасных отходов попадают отходы, содержащие мышьяк, ртуть, свинец, асбест и другие вещества. Венская конвенция об охране озонового слоя и Монреальский про­токол по веществам, разрушающим озоновый слой. В соответствии с данным документом в России происходит поэтапное сокращение про­изводства озоноразрушающих веществ. Предполагается проведение широкомасштабной реконструкции ряда предприятий страны, направ­ленной на перевод последних на производство озонобезопасных ве­ществ, используемых в медицинской, химической и холодильной промышленности.

Рамочная конвенция ООН об изменении климата и Киотский про­токол к Конвенции. В рамках данной Конвенции предусмотрено, что ведущие страны мира, ответственные за основное загрязнение природной среды, принимают на себя обязанность снизить выбросы тех веществ (в частности, диоксида углерода), которые способствуют изменению глобального климата.

С присоединением России к Киотскому протоколу должна быть создана российская законодательная база и начаты ши­рокомасштабные международные проекты по повышению энергоэффективности и энергосбережению, что приведет к существенному снижению выбросов парниковых газов. За счет сокращения выбросов Россия сможет сэкономить до 40% элек­троэнергии. Модернизации экономики России может способствовать исполь­зование предусмотренных Киотским протоколом рыночных механиз­мов — торговли квотами на выбросы парниковых газов с переуступ­кой квот другим странам.

Двустороннее сотрудничество развивается Россией со всеми сосе­дями, а также с США, Великобританией, Францией, Индией и дру­гими странами.

Наиболее плодотворно в настоящее время развивается рос­сийско-американское сотрудничество (проблема озера Байкал, мероприятия по регулированию качества воды, организация за­поведников и др,), российско-германские связи (экологические проблемы в регионах, район озера Байкал, обмен радиологиче­ской информацией и др.), а также сотрудничество со Сканди­навскими странами (экологически безопасные технологии, строительство водоочистных сооружений, охраняемые терри­тории на Карельском перешейке). В последние годы, в услови­ях недостаточного финансового обеспечения решению приро­доохранных проблем способствовала реализация нескольких экологических проектов при финансовой поддержке Всемирно­го банка, Европейского банка реконструкции и развития, Гло­бального экологического фонда и других организаций.

Несмотря на достигнутые успехи, для выхода из экологи­ческого кризиса необходимо дальнейшее развитие и активиза­ция международного сотрудничества как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая организации системы ООН.

Рассматривая роль России в решении мировых экологических про­блем, следует помнить, что наша страна занимает одну седьмую часть суши Земли, на ее территории представлены почти все крупные эко­системы и среди них опорный стабилизирующий блок биосферы — Сибирь с ее необъятной тайгой. Поэтому Российская Федерация в перспективе должна играть ключевую роль в решении глобальных эко­логических проблем человечества.

4.2. Проблема экологического суверенитета России

Оценивая положи­тельно расширение международных контактов нашей страны, осо­бенно при реализации крупномасштабных природоохранных проектов, следует объективно изучить и возможные отрицательные аспек­ты такого сотрудничества.

Иностранные фирмы привлекают в России относительная деше­визна земли, других природных ресурсов, большая экологическая ем­кость наших территорий, мощный научно-технический потенциал, де­шевизна квалифицированной рабочей силы и т.д. В то же время со­здание предприятий в новых организационно-правовых формах (особенно с частной формой собственности) привело к повышению уровня угрозы окружающей среде вследствие хищнического подчас отношения их владельцев к природным ресурсам, желания извлечь максимальную выгоду как можно быстрее.

Резкое увеличение масштабов человеческой природопреобразовательной деятельности впервые остро ставит вопрос о гармонии взаимодействия человека и природы. Почему речь должна идти именно о гармонии и недостаточно говорить, скажем, о единстве? Дело в том, что в силу своей объективной диалектичности противоречивое единство человека с природой имеет место и на тех этапах их взаимоотношений, когда они обострены, как, например, в настоящее время. Вместе с тем потребность выхода из кризисного экологического состояния вызывает необходимость становления особой формы единства человека и природы. Таковой и является гармония.

Поскольку очевидно, что без природной среды человек существовать не может, разрешение экологических противоречий возможно лишь на путях гармонизации взаимоотношений человека и природы, а так как экологические противоречия имеют свои социальные и гносеологические причины, развиваются в преобразовательной и познавательной сфере, затрагивают этические и эстетические аспекты деятельности, гармонизация взаимоотношений человека и природы должна быть проведена на нескольких уровнях: природопреобразовательном, познавательном и личностно-ценностном.

Если оставить в стороне соображения об извечной психологической склонности человека к разрушению или о его первородном грехе, в качестве непосредственных причин обострения экологической обстановки предстают научно-технический и экономический прогресс. Поэтому основополагающее экологическое значение имеет внутренняя гармонизация общества, а также науки, техники и производства как составляющих сейчас наиболее существенную часть экологических отношений.

Есть в русском языке слово, однокоренное с единством, – единение. Оно выражает большую степень внутренней близости. Следующая стадия соединения – лад, созвучие, гармония. Сочувственная, сопонимающая, сопереживающая взаимность человека и природы и есть их гармония. Здесь возникает вопрос об объективных основаниях возможности и необходимости гармонизации взаимоотношений человека и природы.

Сначала о возможности. Последняя определяется прежде всего наличием таких объективных оснований гармонизации взаимоотношений человека и природы, как гармония в самой природе, практика взаимоотношений человека и природы, их сущностное единство. Начнем с последнего.

Гармония в соответствии с ее пониманием в философской литературе предполагает, что составные части системы представляют собой сущностное единство. Это условие, по всей вероятности, выполняется.

Наконец, третьей объективной предпосылкой гармонизации человека и природы выступает историческая практика их взаимодействия, то, что сама человеческая культура формировалась как способ разрешения противоречий между человеком и природой. Конечно, эта практика не может интерпретироваться как прямолинейное движение ко все большей гармонии без противоречий. Речь идет о разнообразных традициях гармоничного взаимодействия человека с природой, которые накоплены культурой.

В отличие от единства гармония не данность и нечто легко достижимое, а идеал, к которому можно, как к горизонту, бесконечно приближаться (аналогично бесконечному пути познания). Гармонизация как стремление к гармонии представляет собой ценностную перспективу, норму поведения, которая реализуется в определенных социальных и гносеологических обстоятельствах.

Абсолютной гармонии человека с природой препятствует фундаментальный характер диалектического противоречия между этими двумя частями единой системы. Человек обречен на борьбу с природной средой и одновременно с самим собой. Тем не менее в процессе борьбы, понимаемой в качестве способа саморазвития природы и человека, возможно установление на каждом этапе более или менее гармоничного соответствия социальных и экологических целей и потребностей.

Относительная гармония возможна, и к ней надо стремиться. Можно говорить о несоответствии биогеологических, биосферных, с одной стороны, и антропосоциальных ритмов – с другой и т. п., однако это не препятствует тому, чтобы эти ритмы были сгармонизированы. В противном случае обострение противоречий приведет к катастрофе. Путь к гармонии, таким образом, определяется желанием жить благополучно и достойно.

Иногда в целях обоснования уничтожения природы ссылаются на мысль Маркса о том, что человек должен бороться с природой при всех способах производства. Но борьба человека с природой исторически всегда находилась в рамках определенного единства и сочеталась с гармонией.

Человек достигает гармонии с природой не ценой отказа от своих целей и ценностей. Это не было бы гармонизацией в точном смысле слова, поскольку специфика одного из партнеров сошла бы на нет. Гармонизацией будет не сведение человека к природе и не низведение его к состоянию первобытного человека, пребывающего в непосредственном единстве с природой, не максимально возможное увеличение функциональных связей между человеком и природой и не чистое созерцание им природы, а достижение согласия между развитием природной среды и сущностных потенций человека. Гармонизация взаимоотношений человека и природы на может идти ни за счет человека, ни за счет природы, а объединяет социальную и природную гармонию.

Добавим к этому, что, исходя из вышеизложенных предпосылок гармонизации, перед человеком возникает и проблема поддержания гармонии в самой природе в условиях все увеличивающегося вовлечения природных систем в процессы человеческой деятельности. Именно человек сейчас становится ответственным за гармонию во внешней природе так же, как он ответственен за жизнедеятельность собственного организма.

Следование своей внутренней природе, предполагающее отказ от односторонне потребительской жизненной ориентации, которая во многом свойственна современному человеку и так называемому потребительскому обществу, ориентация на развитие всех сущностных сил человека привели бы к изменению его отношения к внешней природе, которое стало бы более совершенным в познавательном, нравственном и эстетическом планах.

Принцип гармонизации тесно связан с другим важным для взаимодействия человека и природы принципом – интегративного разнообразия.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная работа по экологии.docx

Госкомэпиднадзор России: мониторинг воздействия факторов среды обитания на состоянием здоровья населения.

Минобороны России: мониторинг окружающей природной среды и источников воздействия на нее на военных объектах; обеспечение ЕГСЭМ средствами и системами военной техники двойного применения.

Госкомсевер России: участие в развитии и функционировании ЕГСЭМ в районах Арктики и Крайнего Севера.

Технологии единого экологического мониторинга (ЕЭМ) охватывают разработку и использование средств, систем и методов наблюдений, оценки и выработки рекомендаций и управляющего воздействия в природно-техногенной сфере, прогнозы ее эволюции, энерго-экологические и технологические характеристики производственной сферы, медико-биологические и санитарно-гигиенические условия существования человека и биоты. Комплексность экологических проблем, их многоаспектность, теснейшая связь с ключевыми отраслями экономики, обороны и обеспечением защиты здоровья и благополучия населения требует единого системного подхода к решению проблемы.

Структуру единого экологического мониторинга можно представить сферами получения, обработки и отображения информации, сферами оценки ситуации и принятия решений.

Структурными звеньями любой системы ЕЭМ являются:

  1. измерительная система;
  2. информационная система, включающая в себя базы и банки данных правовой, медико-биологической, санитарно-гигиенической, технико-экономической направленности;
  3. системы моделирования и оптимизации промышленных объектов;
  4. системы восстановления и прогноза полей экологический и метеорологических факторов;
  5. система принятия решений.

Региональная подсистема ЕЭМ предполагает работу с большими массивами разнообразной информации, включающими данные: по структуре энергопроизводства и энергопотребления региона, гидрометеорологических измерений, о концентрациях вредных веществ в окружающей среде; по итогам картографирования и аэрокосмического зондирования, о результатах медико-биологических и социальных исследований и др.

Одной из основных задач в этом направлении является создание единого информационного пространства, которое может быть сформировано на основе использования современных геоинформационных технологий. Интеграционный характер геоинформационных систем (ГИС) позволяет создать на их основе мощный инструмент для сбора, хранения, систематизации, анализа и представления информации.

ГИС становится основным элементом систем мониторинга.

Система единого экологического мониторинга предусматривает не только контроль состояния окружающей среды и здоровья населения, но и возможность активного воздействия на ситуацию. Используя верхний иерархический уровень ЕЭМ (сфера принятия решения), а также подсистему экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду, появляется возможность управления источниками загрязнения на основании результатов математического моделирования промышленных объектов или регионов. (Под математическим моделированием промышленных объектов понимается моделирование технологического процесса, включая модель воздействия на окружающую среду.)

Система единого экологического мониторинга предусматривает разработку двухуровневых математических моделей промышленных предприятий с различной глубиной проработки.

Первый уровень обеспечивает детальное моделирование технологических процессов с учетом влияния отдельных параметров на окружающую среду.

Второй уровень математического моделирования обеспечивает эквивалентное моделирование на основе общих показателей работы промышленных объектов и степени их воздействия на окружающую среду. Эквивалентные модели необходимо иметь прежде всего на уровне администрации региона с целью оперативного прогнозирования экологической обстановки, а также определения размера затрат на уменьшение количества вредных выбросов в окружающей среде.

Моделирование текущей ситуации позволяет с достаточной точностью выявить очаги загрязнения и выработать адекватное управляющее воздействие на технологическом и экономическом уровнях.

При практической реализации концепции единого экологического мониторинга не следует забывать: о показателях точности оценки ситуации; об информативности сетей (систем) измерений; о необходимости разделения (фильтрации) на отдельные составляющие (фоновые и от различных источников) загрязнения с количественной оценкой; о возможности учета объективных и субъективных показателей. Данные задачи решает система восстановления и прогноза полей экологических и метеорологических факторов.

Таким образом, единая государственная система экологического мониторинга, несмотря на известные трудности, обеспечивает формирование массива данных для составления экологических карт, разработки ГИС, моделирования и прогноза экологических ситуаций в различных регионах России.

Список использованной литературы:

11. Нормирование качества окружающей природной среды

9. Как определить пригодность воды для использования в различных целях?

Общее количество воды на земле оценивается в 14000 млн.км 3 . Однако стационарные запасы пресных вод, пригодных для использования составляют всего 0,3 % объема гидросферы ( около 4 млн.км 3 ).

С поверхности мирового океана испаряется около 412 тысяч км 3 в год, а количество атмосферных осадков, выпадающих на поверхность морей и океанов, составляют около 310 тыс. км 3 в год. Разница и представляет собой речной сток с суши в моря и океаны.

Единовременный запас воды во всех реках земного шара составляет примерно 1200 км 3 , причем этот объем возобновляется примерно каждые 12 суток.

Речной сток состоит из подземного и поверхностного. Наиболее ценным является подземный источник воды.

Запасы пресной воды ограничены и распределены по поверхности и в земной коре неравномерно.

Огромное количество пресной воды необходимо для функционирования промышленных предприятий. Еще большее количество пресной воды используется в сельском хозяйстве, в рыбоводческих хозяйствах. Повышение жизненного уровня населения также требует больших расходов пресной воды на хозяйственные и бытовые нужды. В среднем один человек расходует около 250 литров воды в сутки. Все масштабней проводится переброска стока, урбанизация, создание водохранилищ, орошение и обводнение засушливых земель, осушение, агролесомелиоративные мероприятия и т.д. При этом на каждом водосборе могут одновременно действовать если не все, то многие из перечисленных факторов. Создается диспропорция между естественным запасом пресной воды и ее потреблением. Возникает угроза дефицита воды.

В результате интенсивного использования водных ресурсов не только изменяется количество воды, пригодной для той или иной области хозяйственной деятельности, но и происходит изменение составляющих водного баланса, гидрологического режима водных объектов и, самое главное, изменяется ее качество. Качество - это характеристика состава и свойств воды, определяющая ее пригодность для конкретных видов водопользования.

Объясняется это тем, что большинство рек и озер являются одновременно источниками водоснабжения и приемниками хозяйственно-бытовых, промышленных и сельскохозяйственных стоков. Это привело к тому, что в наиболее обжитых районах земного шара в настоящее время не осталось крупных речных систем с естественным гидрологическим режимом и химическим составом, не нарушенным антропогенной деятельностью. Качество воды обусловлено как антропогенными, так и природными факторами. В природе не существует воды, которая не содержала бы примесей. Даже атмосферные осадки содержат до 100 мг / л различных загрязнителей. В этой связи возникает вопрос о рациональном использовании водных ресурсов.

В основе рационального использования водных ресурсов лежит контроль за показателями качества воды. Показатели качества - это перечень свойств воды, численные значения которых сравнивают с нормами качества воды.

Нормы качества - это установленные значения показателей качества воды для конкретных видов водопользования, в частности, ПДК (предельно-допустимая концентрация) загрязняющих веществ.

Существуют стандартные методы анализа санитарно-химических показателей качества воздуха, воды и почвы.

Состав воды оценивают физическими, химическими и санитарно-биологическими показателями.

Физические показатели: температура; прозрачность и мутность; окраска (цветность); привкусы и запахи.

Химические показатели: плавающие примеси; взвешенные вещества; водородный показатель рН; минеральный состав (растворенные вещества); растворенный кислород; биохимическое потребление кислорода - БПК; ядовитые вещества (более 1000 химических веществ).

Санитарно-биологические показатели: наличие возбудителей заболеваний (характеризуется коли-индексом).

Список использованной литературы:

  1. Орлов Д.С., Садовникова Л.К., Лозановская И.Н. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении: –М.: Высш.шк., -2002.
  2. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. –Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  3. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Учеб. и справ. пособие. –М.: Финансы и статистика, 1999.

12. Защиты атмосферного воздуха

Для борьбы с загрязнением окружающей среды в Европе разрабатываются и вводятся все более и более жесткие экологические нормы выбросов вредных веществ для автомобилей. Согласно планам комиссара ЕС по экологии Ставроса Димаса, средний показатель выброса углекислого газа к 2012 году должен быть снижен с нынешних 163 до 120 граммов на километр.

Автопроизводители соревнуются между собой как в стремлении максимально экономить невозобновляемые энергоресурсы, так и в сведении к минимуму негативного воздействия на окружающую среду. И если раньше никто не продвигался дальше концептов, то сейчас компании переходят от заявлений и экспериментальных образцов к массовому внедрению своих разработок.

Список использованной литературы:

15. Международное сотрудничество в сфере экологии

5. Обоснуйте необходимость гармонизации международных экологических отношений.

1. Формирование единого эколого- экономического пространства Украины обеспечит условия для системной гармонизации социально-экономических, экологических и других потребностей и интересов общества, создаст необходимые условия для всестороннего развития человека (гражданина), не нарушая при этом хрупкого равновесия в ОПС. Именно комплексное, пространственное использование эколого-экономического потенциала во времени позволит перейти к качественно новому измерению стандартов жизни в системе координат "человек - экономика - экология".

Читайте также: