Окинавская хартия глобального информационного общества кратко

Обновлено: 02.07.2024

В Окинавской хартии глобального информационного общества (принятой лидерами стран восьмерки в г.Окинава, Япония, в 2000 г.) отмечается, что потенциальные выгоды информационных и коммуникационных технологий, которые заключаются в стимулировании конкуренции, содействии расширению производства, создании и поддержке экономического роста и увеличения занятости, открывают значительные перспективы. Задача стран - не только поощрять переход к информационному обществу и облегчать этот процесс, но и как можно полнее реализовать его экономические, социальные и культурные предпочтения.

Для достижения этих целей необходимо построить работу по таким ключевым направлениям:

· проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и новаторства, которые дополнялись бы мерами по адаптации рынков труда, развития человеческих ресурсов и обеспечения социального согласия;

· управление макроэкономикой поможет предприятиям и потребителям составлять более точные планы, быть уверенными в будущем, эффективно использовать преимущества новых информационных технологий;

- разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный и безопасный экономичный доступ с помощью конкурентоспособного рынка, соответствующих нововведений в сетевых технологиях, услугах и приложениях;

· развитие человеческих ресурсов, способных отвечать требованиям информационной эпохи, готовых к обучению в течение всей жизни и способных удовлетворять растущий спрос на специалистов по информационным и коммуникационным технологиям во многих секторах нашей экономики;

· активное использование информационных и коммуникационных технологий государственным сектором, содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для обеспечения повышения уровня доступности власти для всех общин.

В Хартии также отмечается, что частный сектор играет ведущую роль в развитии информационно-коммуникационных систем в информационном обществе. Однако задача создания предсказуемой, прозрачной и недискриминационной политики и нормативной базы, необходимых для информационного общества, возложена на правительства. Важно избежать неуместных регулирующих вмешательств, которые мешают выявлению инициатив частного сектора по созданию условий, благоприятных для внедрения информационных и коммуникационных технологий. Правительства должны гарантировать, что правила и процедуры информационных и коммуникационных технологий отвечают революционным изменениям в экономической деятельности, учитывают принципы эффективного партнерства между государственным и частным секторами, а также будут прозрачными и технологически нейтральными.

Чтобы максимализировать социальные и экономические выгоды информационного общества, лидеры стран восьмерки договорились о таких ключевых принципах и подходах и рекомендовали их другим:

· продолжать способствовать развитию конкуренции на открытых рынках в области информационных технологий и телекоммуникационной продукции и услуг, включая дискриминацию и ориентированное только на стоимость подключение к основным телекоммуникациям;

· защита прав интеллектуальной собственности в сфере информационных технологий жизненно важна для внедрения информационных и коммуникационных технологий и инноваций, развития конкуренции и распространения новых технологий;

· важно также восстановить обязательства правительств по использованию программного обеспечения в соответствии с принципами защиты интеллектуальной собственности;

· такие услуги, как телекоммуникации, транспорт и почта, являются исключительно важными для экономики информационного общества - повышение именно их эффективности способно максимализировать выгоды информационных и коммуникационных технологий; таможенные и другие процедуры, связанные с торговлей, также важны для создания условий, благоприятных для их развития;

· упростить международную е-торговлю путем дальнейшей либерализации и совершенствованию сетей, соответствующих услуг и процедур в контексте жестких рамок Всемирной торговой организации и т.д.;

· развивать эффективные и действенные механизмы защиты приватности потребителей, а также защиты тайны обработки персональных данных с сохранением свободного информационного потока;

· в дальнейшем развивать и обеспечивать эффективное функционирование электронной идентификации, электронной подписи, криптографии и других средств безопасности и надежности операций.

Усилия международного сообщества, направленные на развитие Глобального информационного общества, должны быть скоординированными, чтобы обеспечить безопасное и свободное от преступности киберпространство. Государства должны гарантировать, что будут приняты эффективные меры - как это указано в Руководящих принципах безопасности информационных систем ОЭСР - в борьбе с преступностью в компьютерной среде. Такие насущные проблемы безопасности, как хакерство и компьютерные вирусы, также требуют эффективных политических решений.

Стратегия развития информационного общества должна быть подкреплена развитием человеческих ресурсов, способных ответить на требования информационной эпохи. Страны восьмерки стремятся достичь того, чтобы все их граждане имели возможность приобретать и совершенствовать информационную и коммуникационную технологическую грамотность и навыки путем образования и обучения на протяжении всей жизни. С этой целью оборудуют компьютерами с подключением к Интернету школы, классы и библиотеки, готовят преподавателей по информационным и коммуникационным технологиям.

Международные принципы создания информационного общества и подходы к его созданию определены Окинавской хартией глобального информационного общества (2000 год), Декларацией принципов " Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии " (2003 год), Планом действий Тунисского обязательства (2005 год).

В этой статье я процитирую несколько основополагающих принципов и направлений развития мирового информационного пространства, содержащихся в Окинавской хартии Глобального информационного общества от 21 июля 2000 года .

Основные международные направления построения информационного общества

  • проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и использования нововведений, которые дополнялись бы мерами по адаптации на рынках труда, развитию людских ресурсов и обеспечению социального согласия;
  • рациональное управление макроэкономикой , способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей и использование преимуществ новых информационных технологий;
  • разработка информационных сетей , обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений к сетевым технологиям, их обслуживанию и применению;
  • развитие людских ресурсов , способных отвечать требованиям века информации, посредством образования и пожизненного обучения и удовлетворение растущего спроса на специалистов в области ИТ во многих секторах нашей экономики;
  • активное использование ИТ в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан.

источник: Окинавская хартия Глобального информационного общества , п. 6 Использование возможностей цифровых технологий.

Основные международные принципы и подходы построения информационного общества

  • продолжение содействия развития конкуренции и открытию рынков для информационной технологии и телекоммуникационной продукции и услуг, включая недискриминационное и основанное на затратах подключение к основным телекоммуникациям;
  • защита прав интеллектуальной собственности на информационные технологии имеет важное значение для продвижения нововведений, связанных с ИТ, развития конкуренции и широкого внедрения новых технологий; мы приветствуем совместную работу представителей органов власти по защите интеллектуальной собственности и поручаем нашим экспертам обсудить дальнейшие направления работы в этой сфере;
  • важно также вновь подтвердить обязательство правительств использовать только лицензированное программное обеспечение ;
  • ряд услуг , включая телекоммуникации, транспорт, доставку посылок, имеют важное значение для информационного обществаи экономики ; повышение их эффективности и конкурентоспособности позволит расширить преимущества информационного общества; таможенные и экспедиторские процедуры также важны для развития информационных структур;
  • развитие трансграничной электронной торговли путем содействия дальнейшей либерализации, улучшения сетей и соответствующих услуг и процедур в контексте жестких рамок Всемирной торговой организации (ВТО), продолжение работы в области электронной торговли в ВТО и на других международных форумах и применение существующих торговых правил ВТО к электронной торговле;
  • последовательные подходы к налогообложению электронной торговли , основанные на обычных принципах, включая недискриминацию, равноправие, упрощенность и прочие ключевые элементы, согласованные в контексте работы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
  • продолжение практики освобождения электронных переводов от таможенных пошлин до тех пор, пока она не будет рассмотрена вновь на следующей министерской конференции ВТО;
  • продвижение рыночных стандартов , включая, например, технические стандарты функциональной совместимости;
  • повышение доверия потребителя к электронным рынкам в соответствии с руководящими принципами ОЭСР, в том числе посредством эффективных саморегулирующих инициатив, таких как кодексы поведения, маркировка другие программы подтверждение надежности, и изучение вариантов устранения сложностей, которые испытывают потребители в ходе трансграничных споров, включая использование альтернативных механизмов разрешения споров;
  • развитие эффективного и значимого механизма защиты частной жизни потребителя , а также защиты частной жизни при обработке личных данных , обеспечивая при этом свободный поток информации, а также;
  • дальнейшее развитие и эффективное функционирование электронной идентификации , электронной подписи, криптографии и других средств обеспечения безопасности и достоверности операций.

источник: Окинавская хартия Глобального информационного общества , п. 7 Использование возможностей цифровых технологий.

ВЫВОД: Как следует из вышеприведённых принципов, Россия должна стремиться защите информации, интеллектуальной собственности, персональных данных граждан, повышению уровня интеграции в обществе и защищённости информационных процессов электронных экономических систем и многое другое.

Эти принципы, согласно Доктрине информационной безопасности Российской Федерации , наша страна планирует реализовать с максимальным установлением ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦИФРОВОГО СУВЕРЕНИТЕТА :

д) содействие формированию системы международной информационной безопасности, направленной на противодействие угрозам использования информационных технологий в целях нарушения стратегической стабильности, на укрепление равноправного стратегического партнерства в области информационной безопасности, а также на защиту суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве.

источник: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации , утверждённая указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Введение

Глава I . Информационное общество

Элвин Тоффлер (Alvin Toffler) ввел в научный оборот теорию трех революций, согласно которой человечество пережило уже аграрную и индустриальную революции и стоит на пороге революции информационной.

Чтобы понять логику их поступков, вернемся в июль 2000 года, в Японию, в Окинаву, где состоялась встреча лидеров Большой семерки и России (G8).

Хартия представляет собой документ, который вбирает в себя основные принципы построения глобального информационного общества. В положениях отражается необходимость предоставления ведущей роли в развитии информационных технологий частному сектору, создания адекватной правовой и социальной базы, преодоление неравного доступа к информации.

- суть стимулируемой ИТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей;

- Хартия является, прежде всего, призывом ко всем как в государственном, так и в частном секторах ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний.

В Хартии выделяются четыре раздела, раскрывающих основные подходы по использованию возможностей цифровых технологий, преодолению электронно-цифрового разрыва, содействию всеобщему участию, дальнейшему развитию. Отмечается, что задача создания предсказуемой, транспарантной и не дискриминационной политики и нормативной базы, необходимой для информационного общества, лежит на правительствах. Необходимо заботиться о том, чтобы правила и процедуры, имеющие отношение к ИТ, соответствовали коренным изменениям в экономических сделках с учетом принципов эффективного партнерства между государственным и частным секторами, а также транспарантной и технологической нейтральности. Такие правила должны быть предсказуемыми и способствовать укреплению делового и потребительского доверия.

Подчеркивая необходимость сокращения разрыва в доступе к информационным технологиям между развитыми и развивающимися странами, участники саммита выразили уверенность, что солидная основа политики и действий в информационной сфере способна изменить методы взаимодействия стран по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире. Было также отмечено, что эффективное партнерство среди участников, включая совместное политическое сотрудничество, является одним из ключевых элементов рационального развития информационного общества. При этом главная задача заключается не только в стимулировании и содействии переходу к информационному обществу, но также и в полной реализации его экономических, социальных и культурных преимуществ. Для достижения этих целей были определены следующие направления работы:

• проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и использования нововведений, которые дополнялись бы мерами по адаптации на рынках труда, развитию людских ресурсов и обеспечению социального согласия;

• рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей, и использование преимуществ новых информационных технологий;

• разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений к сетевым технологиям, их обслуживанию и применению;

• развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям века информации, посредством образования и пожизненного обучения и удовлетворение растущего спроса на специалистов в области информационных технологий во многих секторах экономики;

• активное использование информационно-телекоммуникационных технологий в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан.

Было признано, что частный сектор играет существенную роль в разработке информационных и коммуникационных сетей, формировании и развитии глобального информационного общества в целом. Однако задача создания предсказуемой и недискриминационной политики и нормативной базы, необходимой для информационного общества, лежит на правительствах. В частности, необходимо чтобы правила и процедуры, имеющие отношение к информационно-телекоммуникационным технологиям, соответствовали коренным изменениям в экономических сделках с учетом принципов эффективного партнерства между государствами и частным сектором. В целях максимизации социально-экономической выгоды информационного общества участники саммита согласились со следующими основными принципами и подходами и рекомендовали их другим странам:

• продолжение содействия развитию конкуренции и открытию рынков для информационно-коммуникационных технологий, продукции и услуг, включая недискриминационное и основанное на затратах подключение к основных телекоммуникациям;

• защита прав интеллектуальной собственности на информационные технологии имеет важное значение для продвижения нововведений, связанных с ними, развития конкуренции и широкого внедрения новых технологий; важно вновь подтвердить обязательство правительств использовать только лицензированное программное обеспечение;

• ряд услуг, включая телекоммуникации, транспорт, доставку посылок, имеют важное значение для развивающегося информационного общества и экономики; повышение их эффективности и конкурентоспособности позволит расширить преимущества информационного общества; таможенные и экспедиторские процедуры также важны для развития информационных структур;

• развитие трансграничной электронной торговли путем содействия дальнейшей либерализации, улучшение сетей и соответствующих услуг и процедур в контексте жестких рамок Всемирной торговой организации (ВТО), продолжение работы в области электронной торговли в ВТО и на других международных форумах и применение существующих торговых правил ВТО к электронной торговле;

• последовательные подходы к налогообложению электронной торговли, основанные на обычных принципах, включая недискриминацию, равноправие, упрощенность и прочие ключевые элементы, согласованные в контексте работы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);

• продолжение практики освобождения электронных переводов от таможенных пошлин до тех пор, пока она не будет рассмотрена вновь на следующей министерской конференции ВТО;

• продолжение рыночных стандартов, включая, например, технические стандарты функциональной совместимости;

• повышение доверия потребителя к электронным рынкам в соответствии с руководящими принципами ОЭСР, в том числе посредством эффективных саморегулирующих инициатив, таких как кодексы поведения, маркировка, другие программы подтверждения надежности, и изучение вариантов устранения сложностей, которые испытывают потребители в ходе трансграничных споров, включая использование альтернативных механизмов разрешения споров;

• развитие эффективного и значимого механизма защиты частной жизни потребителя, а также защиты частной жизни при обработке личных данных, обеспечивая при этом свободный поток информации;

• дальнейшее развитие и эффективное функционирование электронной идентификации, электронной подписи, криптографии и других средств обеспечения безопасности и достоверности операций.

Важное место в развернувшихся дискуссиях занял вопрос о преодолении электронно-цифрового разрыва внутри государств и между ними. Для рассмотрения и выработки более широкого международного подхода к решению проблемы равного доступа к новым информационным технологиям на саммите было принято решение об учреждении Группы по возможностям информационных технологий ( Digital Opportunities Task Force , DOT Force ).

Её задачи - активно содействовать диалогу с развивающими странами, международными организациями и другими участниками для продвижения международного сотрудничества с целью формирования политического, нормативного и сетевого обеспечения, а также улучшения технической совместимости, расширения доступа, снижения затрат, укрепления человеческого потенциала; поощрять усилия “восьмерки” в осуществлении экспериментальных программ и проектов в области информационных технологий и содействовать более тесному политическому диалогу между партнерами, а также более интенсивно работать над тем, чтобы мировая общественность больше знала о стоящих перед ней вызовах и имеющихся возможностях.

Для выполнения этих задач Группой разрабатываются и анализируются варианты принятия конкретных мер в следующих приоритетных областях:

формирование политического, нормативного и сетевого обеспечения:

• поддержка политического консультирования и укрепление местного потенциала с тем, чтобы способствовать проведению направленной на создание конкуренции гибкой и учитывающей социальные аспекты политики, а также нормативному обеспечению;

• содействие обмену опытом между развивающимися странами партнерами, более эффективному и широкому использованию информационно-коммуникационных технологий в области развития, включая такие направления, как сокращение бедности, образование, здравоохранение и другие, не менее важные.

• совершенствование системы управления, включая изучение новых методов комплексной разработки политики, а также поддержка усилий МБР и других международных организаций в целях объединения интеллектуальных и финансовых ресурсов в контексте всевозможных программ сотрудничества.

улучшение технической совместимости, расширение доступа и снижение затрат:

• мобилизация ресурсов в целях улучшения информационно-коммуникационной инфраструктуры, уделять особое внимание партнерскому подходу со стороны правительств, международных организаций и частного сектора;

• поиск путей снижения затрат для развивающихся стран в обеспечении технической совместимости;

• поддержка программ доступа на местном уровне;

• поощрение технологических исследований и прикладных разработок в соответствии с конкретными потребностями развивающихся стран, а также производства современной информационно содержательной продукции, включая расширения объема информации на родных языках.

укрепление человеческого потенциала:

• уделение повышенного внимания базовому образованию, расширение возможностей пожизненного обучения с упором на развитие навыков использования информационно-телекоммуникационных технологий;

• содействие подготовке специалистов в сфере информационных технологий и других актуальных областях, а также в нормативной сфере;

• разработка инновационных подходов в целях расширения традиционной технической помощи, включая дистанционное обучение и подготовку на местном уровне;

и поощрение участия в работе глобальных сетей электронной торговли:

• оценка и расширение возможностей использования электронной торговли посредством консультирования при открытии бизнеса в развивающихся странах, а также путем мобилизации ресурсов в целях содействия предпринимателям в использовании информационно-телекоммуникационных технологий для повышения эффективности их деятельности и расширения доступа к новым рынкам;

• обеспечение соответствия возникающих “правил игры” усилиям в сфере развития и укрепления способности развивающихся стран играть конструктивную роль в определении этих правил.

Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. ИТ быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Они также дают возможность всем частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы. Перед всеми нами открываются огромные возможности.

Стремительное развитие новых информационных и телекоммуникационных технологий приобретает сегодня характер глобальной информационной революции, которая затрагивает все сферы жизнедеятельности общества - политику, экономику, управление, финансы, науку, культуру, международные отношения в целом. Информационные ресурсы становятся одним из ценнейших элементов как национального, так и общечеловеческого достояния. Результатом разворачивающейся информационной революции становится формирование новой экономики и нового типа общества - информационного. Каждый человек должен иметь возможность пользоваться теми благами, которые предоставляет глобальное информационное общество. Именно об этом говорится в Хартии глобального информационного общества, принятой ими на саммите 22 июля 2000 года на Окинаве. Подчеркивая необходимость сокращения разрыва в доступе к информационным технологиям между развитыми и развивающимися странами, участники саммита выразили уверенность, что солидная основа политики и действий в информационной сфере способна изменить методы взаимодействия стран по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире. Было также отмечено, что эффективное партнерство среди участников, включая совместное политическое сотрудничество, является одним из ключевых элементов рационального развития информационного общества. При этом главная задача заключается не только в стимулировании и содействии переходу к информационному обществу, но также и в полной реализации его экономических, социальных и культурных преимуществ. Для достижения этих целей были определены следующие направления работы:

- проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и использования нововведений, которые дополнялись бы мерами по адаптации на рынках труда, развитию людских ресурсов и обеспечению социального согласия;

- рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей, и использование преимуществ новых информационных технологий;

- разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений к сетевым технологиям, их обслуживанию и применению;

- развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям века информации, посредством образования и пожизненного обучения и удовлетворение растущего спроса на специалистов в области информационных технологий во многих секторах экономики;

- активное использование информационно-телекоммуникационных технологий в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан.

Было признано, что частный сектор играет существенную роль в разработке информационных и коммуникационных сетей, формировании и развитии глобального информационного общества в целом. Однако задача создания предсказуемой и недискриминационной политики и нормативной базы, необходимой для информационного общества, лежит на правительствах. В частности, необходимо чтобы правила и процедуры, имеющие отношение к информационно-телекоммуникационным технологиям, соответствовали коренным изменениям в экономических сделках с учетом принципов эффективного партнерства между государствами и частным сектором. В целях максимизации социально-экономической выгоды информационного общества участники саммита согласились со следующими основными принципами и подходами и рекомендовали их другим странам:

- продолжение содействия развитию конкуренции и открытию рынков для информационно-коммуникационных технологий, продукции и услуг, включая недискриминационное и основанное на затратах подключение к основных телекоммуникациям;

- защита прав интеллектуальной собственности на информационные технологии имеет важное значение для продвижения нововведений, связанных с ними, развития конкуренции и широкого внедрения новых технологий; важно вновь подтвердить обязательство правительств использовать только лицензированное программное обеспечение;

- ряд услуг, включая телекоммуникации, транспорт, доставку посылок, имеют важное значение для развивающегося информационного общества и экономики; повышение их эффективности и конкурентоспособности позволит расширить преимущества информационного общества; таможенные и экспедиторские процедуры также важны для развития информационных структур;

- развитие трансграничной электронной торговли путем содействия дальнейшей либерализации, улучшение сетей и соответствующих услуг и процедур в контексте жестких рамок Всемирной торговой организации (ВТО), продолжение работы в области электронной торговли в ВТО и на других международных форумах и применение существующих торговых правил ВТО к электронной торговле;

- последовательные подходы к налогообложению электронной торговли, основанные на обычных принципах, включая недискриминацию, равноправие, упрощенность и прочие ключевые элементы, согласованные в контексте работы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);

- продолжение практики освобождения электронных переводов от таможенных пошлин до тех пор, пока она не будет рассмотрена вновь на следующей министерской конференции ВТО;

- продолжение рыночных стандартов, включая, например, технические стандарты функциональной совместимости;

- повышение доверия потребителя к электронным рынкам в соответствии с руководящими принципами ОЭСР, в том числе посредством эффективных саморегулирующих инициатив, таких как кодексы поведения, маркировка, другие программы подтверждения надежности, и изучение вариантов устранения сложностей, которые испытывают потребители в ходе трансграничных споров, включая использование альтернативных механизмов разрешения споров;

- развитие эффективного и значимого механизма защиты частной жизни потребителя, а также защиты частной жизни при обработке личных данных, обеспечивая при этом свободный поток информации;

- дальнейшее развитие и эффективное функционирование электронной идентификации, электронной подписи, криптографии и других средств обеспечения безопасности и достоверности операций. (Там же, с. 53.)

Участники саммита выразили уверенность в том, что усилия международного сообщества, направленные на развитие глобального информационного общества, должны сопровождаться согласованными действиями по созданию безопасного и свободного от преступности киберпространства. В результате, в ходе саммита было принято решение расширить сотрудничество стран большой "восьмерки" в рамках Лионской группы по транснациональной организованной преступности. Подчеркивалась также необходимость найти эффективные политические решения актуальных проблем, как, например, попытки несанкционированного доступа и компьютерные вирусы.

Важное место в развернувшихся дискуссиях занял вопрос о преодолении электронно-цифрового разрыва внутри государств и между ними. Для рассмотрения и выработки более широкого международного подхода к решению проблемы равного доступа к новым информационным технологиям на саммите было принято решение об учреждении Группы по возможностям информационных технологий (Digital Opportunities Task Force, DOT Force).

Окинавская Хартия глобального информационного общества и реализация ее положений

Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. ИТ быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Они также дают возможность всем частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы. Перед всеми нами открываются огромные возможности.

Стремительное развитие новых информационных и телекоммуникационных технологий приобретает сегодня характер глобальной информационной революции, которая затрагивает все сферы жизнедеятельности общества - политику, экономику, управление, финансы, науку, культуру, международные отношения в целом. Информационные ресурсы становятся одним из ценнейших элементов как национального, так и общечеловеческого достояния. Результатом разворачивающейся информационной революции становится формирование новой экономики и нового типа общества - информационного. Каждый человек должен иметь возможность пользоваться теми благами, которые предоставляет глобальное информационное общество. Именно об этом говорится в Хартии глобального информационного общества, принятой ими на саммите 22 июля 2000 года на Окинаве. Подчеркивая необходимость сокращения разрыва в доступе к информационным технологиям между развитыми и развивающимися странами, участники саммита выразили уверенность, что солидная основа политики и действий в информационной сфере способна изменить методы взаимодействия стран по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире. Было также отмечено, что эффективное партнерство среди участников, включая совместное политическое сотрудничество, является одним из ключевых элементов рационального развития информационного общества. При этом главная задача заключается не только в стимулировании и содействии переходу к информационному обществу, но также и в полной реализации его экономических, социальных и культурных преимуществ. Для достижения этих целей были определены следующие направления работы:

- проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и использования нововведений, которые дополнялись бы мерами по адаптации на рынках труда, развитию людских ресурсов и обеспечению социального согласия;

- рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей, и использование преимуществ новых информационных технологий;

- разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений к сетевым технологиям, их обслуживанию и применению;

- развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям века информации, посредством образования и пожизненного обучения и удовлетворение растущего спроса на специалистов в области информационных технологий во многих секторах экономики;

- активное использование информационно-телекоммуникационных технологий в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан.

Было признано, что частный сектор играет существенную роль в разработке информационных и коммуникационных сетей, формировании и развитии глобального информационного общества в целом. Однако задача создания предсказуемой и недискриминационной политики и нормативной базы, необходимой для информационного общества, лежит на правительствах. В частности, необходимо чтобы правила и процедуры, имеющие отношение к информационно-телекоммуникационным технологиям, соответствовали коренным изменениям в экономических сделках с учетом принципов эффективного партнерства между государствами и частным сектором. В целях максимизации социально-экономической выгоды информационного общества участники саммита согласились со следующими основными принципами и подходами и рекомендовали их другим странам:

- продолжение содействия развитию конкуренции и открытию рынков для информационно-коммуникационных технологий, продукции и услуг, включая недискриминационное и основанное на затратах подключение к основных телекоммуникациям;

- защита прав интеллектуальной собственности на информационные технологии имеет важное значение для продвижения нововведений, связанных с ними, развития конкуренции и широкого внедрения новых технологий; важно вновь подтвердить обязательство правительств использовать только лицензированное программное обеспечение;

- ряд услуг, включая телекоммуникации, транспорт, доставку посылок, имеют важное значение для развивающегося информационного общества и экономики; повышение их эффективности и конкурентоспособности позволит расширить преимущества информационного общества; таможенные и экспедиторские процедуры также важны для развития информационных структур;

- развитие трансграничной электронной торговли путем содействия дальнейшей либерализации, улучшение сетей и соответствующих услуг и процедур в контексте жестких рамок Всемирной торговой организации (ВТО), продолжение работы в области электронной торговли в ВТО и на других международных форумах и применение существующих торговых правил ВТО к электронной торговле;

- последовательные подходы к налогообложению электронной торговли, основанные на обычных принципах, включая недискриминацию, равноправие, упрощенность и прочие ключевые элементы, согласованные в контексте работы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);

- продолжение практики освобождения электронных переводов от таможенных пошлин до тех пор, пока она не будет рассмотрена вновь на следующей министерской конференции ВТО;

- продолжение рыночных стандартов, включая, например, технические стандарты функциональной совместимости;

- повышение доверия потребителя к электронным рынкам в соответствии с руководящими принципами ОЭСР, в том числе посредством эффективных саморегулирующих инициатив, таких как кодексы поведения, маркировка, другие программы подтверждения надежности, и изучение вариантов устранения сложностей, которые испытывают потребители в ходе трансграничных споров, включая использование альтернативных механизмов разрешения споров;

- развитие эффективного и значимого механизма защиты частной жизни потребителя, а также защиты частной жизни при обработке личных данных, обеспечивая при этом свободный поток информации;

- дальнейшее развитие и эффективное функционирование электронной идентификации, электронной подписи, криптографии и других средств обеспечения безопасности и достоверности операций. (Там же, с. 53.)

Участники саммита выразили уверенность в том, что усилия международного сообщества, направленные на развитие глобального информационного общества, должны сопровождаться согласованными действиями по созданию безопасного и свободного от преступности киберпространства. В результате, в ходе саммита было принято решение расширить сотрудничество стран большой "восьмерки" в рамках Лионской группы по транснациональной организованной преступности. Подчеркивалась также необходимость найти эффективные политические решения актуальных проблем, как, например, попытки несанкционированного доступа и компьютерные вирусы.

Важное место в развернувшихся дискуссиях занял вопрос о преодолении электронно-цифрового разрыва внутри государств и между ними. Для рассмотрения и выработки более широкого международного подхода к решению проблемы равного доступа к новым информационным технологиям на саммите было принято решение об учреждении Группы по возможностям информационных технологий (Digital Opportunities Task Force, DOT Force).

Читайте также: